4.2.3. Анализ внутренней среды

Внутренняя среда - это та часть общей среды, которая находится в пределах организации. Внутренняя среда интерпретируется как универсальное, независимое от организационно-правовой формы организации, и объединяет все функциональные сферы ее деятельности: маркетинг, производство, финансы, кадры, исследования и развитие. Каждую из этих сфер можно охарактеризовать с помощью основных факторов, которые могут быть источником и преимуществ и недостатков организации. Приведем перечень компонент и некоторых факторов внутренней среды (табл. 4.5).
Роль внутренней диагностики заключается в определении сильных и слабых сторон организации, сравнении их с аналогичными данными конкурентов и оценке позиции организации в соответствии с условиями внешнего середовища.
Сильные стороны являются преимуществами, которые организация использует в конкурентной борьбе и стремится максимально укрепить. По сильных сторон важнейшими считают те, которые обеспечивают организации существенное опережение конкурентив.
Слабые стороны должны находиться под постоянным контролем руководства с целью их усунення.
Возможен набор характеристик внутренней среды предложили А. Томпсон и А. Стрикленд. Например, к сильным сторонам организации принадлежит высокая компетентность, адекватные финансовые ресурсы, удовлетворительная квалификация работников, хорошая репутация у покупателей, защищенность от конкурентного давления, передовая технология, наличие инновационных возможностей, а к слабым - отсутствие стратегических направлений деятельности, ухудшение конкурентной позиции, устаревшее оборудование , наличие внутренних производственных проблем, отставание в области исследований и разработок, несостоятельность конкурировать подобное. Пример анализа внутренней среды организации представлен в табл. 4.6.
Практика стратегического менеджмента свидетельствует, что нецелесообразно сосредоточиваться только на поиске и устранении слабых сторон организации, игнорируя положительные факторы. Рекомендуют для начала составить перечень сильных сторон организации и убедиться, что им уделено достаточно внимания. Только после этого целесообразно составить перечень проблем и стремиться их устранить. Например, эксперты считают, что немецкая фирма "Сименс", сосредоточившись на слабых сторонах и учтя не все свои преимущества, может медленно терять завоеванные позиции на мировом рынке. Как следует действовать убедительно доказывает "Дженерал Электрик": компания отказывается от видов деятельности, даже рентабельных, если они исчерпали резервы роста, и направляет усилия на их приоритетные виды. Довольно часто относительное сравнение сильных и слабых сторон конкретной организации и конкурентов весит больше, чем их абсолютное значение, хотя существует проблема получения соответствующей информации, ведь часть показателей имеют внутреннее назначения (сведения о производственных мощностях, особенности производственного процесса, качественные и количественные характеристики исследований, тип системы сбыта и т.д.).
4.2.2. Анализ непосредственного окружения 4.3. Методы ситуационного анализа