1. История развития кадровых служб
История развития кадровых служб, т.е. подразделений, которые занимаются комплектованием и учетом персонала, входит в глубину веков. Так, первое упоминание о разрядный указ (военный описание ратных людей с указанием их должностей) по вопросам комплектования, учета денежных окладов для личного состава армии Русского государства, датируется 1478 годом. На основе личных мнений, которые проводились в соответствии с указом, определялась пригодность призывников к военной службе. Кроме войн них функций указ выполнял и административные по личного состава государственного аппарата. Согласно указу назначались воеводы, послы, судьи и другие чиновники.Промышленная революция XIX века кардинально изменила характер организации труда и роль самих работников. Рост масштабов производства и поведение работников, которых не удовлетворяют условия труда, заставили руководителей организации нанимать специалистов, которые бы занимались исключительно работниками. В Англии их называли секретарями благополучия, в США и Франции - общественными секретарями, основными функциями которых было: следить за условиями труда; противостоять созданию профсоюзов; устраивать больных работников в больнице, а детей - в дошкольные заклади.
Развитие. Фашинных производства, которое объединяет большое количество рабочих в пределах промышленных предприятий, способствовало созданию профсоюзов. Профсоюзы стали основной силой, способной организовывать работников отстаивать свои интересы разными способами (забастовки, бойкоты и т.д.). Это заставило государственные органы создавать национальные системы по проблемам социального страхования, выплат компенсаций по безработице, установление минимальной заработной платы, сокращение рабочего дня. В связи с этими изменениями в компаниях появилась потребность в спецотделах, которые были экспертами в области трудового законодательства, обеспечения контроля за действиями администрации предприятия. Организации начали создавать специальные отделы, заниматься данным питаннями.
В 20-30-е годы XX века возникли специализированные отделы по управлению человеческими ресурсами, которые выполняли в основном рутину работу, связанную с ведением документов, разбором конфликтов, выплатой заработной платы. Все вопросы, связанные с управлением человека, решались высшим руководством без отдела кадрив.
В годы Второй мировой войны перед отделами кадров промышленных предприятий (в США, Великобритании) была поставлена грандиозная задача - в кратчайшие сроки принять на работу и обучить сотни тысяч новых работников всех видов профессий, чтобы заменять ушедших на войну. Эта задача была выполнена, и с этого времени вопрос подбора, обучения, переобучения стали важным направлением работы отдела управления людьми.
В предреволюционной России управление персоналом осуществляли руководители предприятий, а специальные чиновники занимались вопросами рабочего быта, здравоохранения, труда и освити.
В советский период отделы кадров появились практически во всех организациях, но их функции сводились только к подготовке и выдаче различных справок, анкет, отчетов. Они должны были обеспечить вышестоящие организации всеми видами информации о персонале. Три фактора общественной жизни того периода определяли эту специфику: централизованное руководство народным хозяйством, политизация экономики и тоталитарная идеология.
История развития кадровых служб тесно связана с развитием служб организованного трудоустройства населения. Возникновение последних в странах Западной Европы было обусловлено массовой безработицей. На первом периоде они представляли собой совокупность органов трудового посредничества, которое осуществлялось профсоюзами и союзами предпринимателей. Позднее были созданы государственные службы трудоустройства - биржи труда, агентства, конторы. Во Франции первая государственная биржа труда была создана в 1897 г., в Англии - в 1909 г., а в Царской России в 1917 р.
Организация государственного распределения рабочей силы при советской власти началась с создания службы трудоустройства, основными звеньями которой согласно декрету Совнаркома, были бирже труда. Они регистрировали всех граждан, ищущих работу, наличие рабочих мест, занимались социальным страхованием и выплатами пособий по безработице. Эти службы создавались в населенных пунктах с двадцатитысячной количеством населения и более, и наем работников предприятиями мог осуществляться только через биржи праци.
Согласно постановлению Наркомата труда СССР № 377 от 28 декабря 1930 бирже труда реорганизуются в управление кадров, задачей которых было обеспечение народного хозяйства рабочей силой, а также планирование и подготовка кадров рабочих профессий. Управление кадров организуются во всех промышленных районах, а в непромышленных - специальные органы по вопросам вербовки. Структура управления кадрами включала следующие подразделения (секции): планирование потребностей кадров; городского ринку
труда; сезонного рынка труда, подготовка рабочей силы; профотбора; профконсультации и проверки квалификации. При управлении кадров создаются советы по рынку труда, которые разрабатывают и утверждают оперативные планы обеспечения предприятий рабочей силой и планы ее подготовки и распределения, организованного привлечения рабочей силы из деревни. Опять вводится порядок обязательного найма рабочих и служащих через управление кадрами за исключением отдельных категорий (работники аппарата управления, работники, обслуживающие денежные и товарные ценности).
В 1933 г. в соответствии с решением ЦИК, СНК. и ВЦСПС, специальные государственные органы управления по вопросам трудоустройства ликвидируются. Организованными формами распределения и перераспределения рабочей силы стали заниматься хозяйственные органы всех предприятий и организаций, где создаются бюро найма и увольнения работников - прототипы современных кадровых служб, которые выполняют функции учета и комплектования кадрив.
В период 1941 - 1945 pp. вопросами кадров занималось бюро при Советах народных депутатив.
В 1946-1953 pp. вопросы подготовки работников, руководством организованного набора рабочей силы и трудоустройством населения занимается Министерство трудовых ресурсов. После его ликвидации в 1953 г. вопрос перераспределения рабочей силы были распределены между различными центральными и республиканскими органами государственного управления. Такое положение сохранялось до 1969 г., и уже в период 1969-1970 pp. в городах были организованы бюро по трудоустройству и информации населения. В 1987 г. в соответствии с решением ЦК КП PC создается государственная служба по трудоустройству, переобучению и профориентации населения, подразделения которой (центры в республиках, областях, крупных городах и бюро в районах) функционируют за счет отчислений исполкомов местных Советов народных депутатов и средств согласно договорами.
Таким образом, органы по трудоустройству населения и кадровые службы предприятий и организаций в течение всей истории существования, изменяясь и дополняя друг друга, занимались решением одного государственного задания - обеспечение отраслей народного хозяйства нужными кадрами, а также реализации прав человека на працю.
С развитием рыночной экономики в крупных городах, областных и районных центрах созданы Государственные службы занятости, биржи труда, которые трудоустраивают и организуют переподготовку персонала. В последние годы возросло количество различных служб по проблемам персоналу.
Управление людьми имеет практически такую же давнюю историю, как и человечество, поскольку оно появилось с возникновением первых форм человеческих организаций - племен, общин, кланив.
По мере экономического развития и появления высших организаций управления персоналом превратилось в особую функцию управления, требующую специальных знаний и умений. В организациях создавались специальные подразделения, где работают люди со специальными знаниями - отделы человеческих ресурсов. С развитием НТП во второй половине XX века значительно расширились функции этих отделов и их значение для предприятий.
ТЕМА 4. СЛУЖБЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ | 2. Задачи и направления работы служб управления персоналом |