4. Повышения квалификации кадров ( персонала)
Повышение квалификации направлено на последовательное совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков, рост мастерства, професии.Особенностью ее является то, что слушатели уже обладают определенными знаниями и практическими навыками выполнения своей работы, могут критически относиться к учебному материалу, хотят получить именно ту информацию, которая нужна для производственной дияльности.
Повышение квалификации - это обучение, направленное на поддержку и совершенствование профессионального уровня, знаний и умений персонала. Для этого организуются производственные курсы, курсы целевого характера, школы передового опыта и методов праци.
Необходимость организации в повышении квалификации ее сотрудников обусловлена: изменениями внешней и внутренней среды, совершенствованием процесса управления, освоением новых видов и сфер деятельности. Повышение квалификации персонала должно быть комплексным по объему, дифференцированным по отдельным категориям работников, непрерывным, ориентированным на перспективные професии.
Конкретными задачами повышения квалификации являются:
обеспечения эффективного выполнения новых задач;
повышение гибкости управления и пригодности к инновациям
продвижение по должности или в горизонтальном перемещении;
освоения новых профессий;
повышение разряда и адаптация работников к новой технике и технологии.
Современные программы повышения квалификации имеют целью научить работников самостоятельно думать, решать комплексно проблемы, работать командой. Они дают знания, выходящие за рамки должности и формируют желание вчитись.
Планирование повышения квалификации основывается предоставленных анализа потребностей в обучении, этапами которого являются:
определение основных требований к исполнителям (на данный момент и на перспективу);
анализ существующих навыков, знаний и умений;
моделирования профиля имеющейся квалификации, выявления расхождений и потребностей в обучении и приоритетов их задоволення.
Повышение квалификации рабочих осуществляется на производственно-технических курсах и курсах целевого назначения руководителей и специалистов - в институтах и на факультетах повышения квалификации при вузах, на аналогичных предприятиях и за кордоном.
Повышение квалификации является довольно распространенной формой профессионального обучения, поскольку она дешевле, целенаправленной, менее продолжительной, чем новая пидготовка.
Учитывая опыт американского, японского менеджмента, русский ученый Егоршин А.П. сформулировал следующие принципы повышения квалификации руководителей и специалистов:
всестороннее развитие личности слушателей в сфере человеческих отношений (управленческой, экономической, научной, экологической и т.д.). Учебное заведение обязано создать условия для развития личности в сферах, в которых человек не достаточно подготовлена, и проявления ее разносторонних способностей;
целевая интенсивная подготовка на основе набора учебных модулей. Целевая подготовка реализуется путем сочетания двухуровневого обучения. Сначала, в течение одной недели, читают курс проблемных лекций и проводят деловые игры по проблеме управления, экономики, маркетинга, социологии, психологии. Далее, в течение 3-5 дней - специализированные семинары по одной из выбранных слушателем дисциплин. Интенсивное обучение - 8-12 часов позволяет получить новые знания в течение короткого периода. Обучение с отрывом от производства позволяет сконцентрировать внимание на повышении квалификации. Это обучение эффективнее, чем обучение без отрыва от производства, и продолжается в течение 2-4 месяцев;
использование методов активного обучения - 60-70% от общего фонда учебного времени. В них входят деловые и ролевые игры, анализ конкретных ситуаций, аукционы идей, круглые столы, социально-психологические тренинги, практические занятия в малых группах в форме диалога с преподавателем, программное обучение ЭВМ. Активные формы обучения мобилизуют внутренний потенциал человека;
привлечение высококвалифицированных ученых, педагогов и руководителей организации для проведения обучения;
гибкий обратная связь со слушателями, который устанавливается с учетом индивидуальных интересов слушателей;
комплексная оценка потенциала слушателей, которая характеризует потенциал человека в конкретных программах обучения и группы слушателей, и может быть учтенной при продвижении по службе;
индивидуально-групповой метод обучения, который реализуется через совмещение тождественных проблемных лекций, групповой формы проведения активного обучения, практических тренингов в малых группах и индивидуальной консультации. Этот метод позволяет использовать потенциал и интересы отдельного слушателя, а также принцип коллективизма, когда работает вся группа;
использование компьютерной техники и современных технических средств. Основой повышения квалификации является гибкая программа обучения, що
основывается на базе учебных модулей. Учебный модуль - законченный элемент определенной дисциплины с четкой структурой плана, целей и задач работы, выходных методов, методики преподавания, перечень технических средств, списка литературы и способов контроля полученных знаний. Всего обучения состоит из четырех видов учебных модулей: проблемные лекции - до 25%, методы активного обучения - 50%, практические занятия до 15% и оздоровительный комплекс - до 10%.
Нужно разрабатывать несколько типовых программ подготовки из расчета 8-10 учебных часов в день. Некоторые программы могут изменяться в зависимости от требований заказчиков, интересов слушателей, состава преподавателей и сроков повышения квалификации.
Планомерная подготовка учебного процесса является основой для эффективной организации профессионального развития персоналу.
Эффективное решение проблем рациональной занятости персонала предусматривает взаимодействие учебных заведений с центрами занятости, в сфере профессионального его розвитку.
По расчетам западных специалистов, эффективность капиталовложений в повышение квалификации руководителей составляет до 800%.
3. Методы и формы профессионального обучения | 5. Профессиональное обучение в зарубежных фирмах |