4. Этика деловых отношений с персоналом

Профессиональная работа любого работника организации связана с соблюдением этических норм, правил поведения и взаимоотношений со своим внешним окружением (коллегами, подчиненными, клиентами и партнерами). Соблюдение этики деловых отношений является одним из основных критериев оценки профессионализма как отдельного работника, так и организации в цилому.
Под этикой понимается система универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в процессе общественного життя.
Этические нормы служебных отношений основываются на общечеловеческих ценностях, нормах и правилах поведения, но имеют некоторые особливости.
Деловая этика в широком смысле - это совокупность этических принципов и норм, которыми должна руководствоваться деятельность организации, в сфере управления и пидприемництва.
Она включает элементы разного порядка: этическую оценку как внутренней, так и внешней политики организации в целом; моральные принципы членов организации: профессиональную мораль; моральный климат в коллективе, нормы деловой этики - ритуальные внешние нормы повединки.
Уровень нравственного развития как отдельной личности, так и организации в целом в настоящее время определяется ориентацией на сложившиеся в XX веке универсальные принципы справедливости, равенства прав человека и уважение достоинства человека, принцип благотворительности життя.
Исходя из этого, от организации требуется решение таких социальных проблем улучшения качества жизни наемных работников, защита окружающей среды; благотворительность. Общей основой профессиональной этики является понимание труда как нравственной ценности в отличие от древнего представление о труде как о мере наказания, прокляття.
Труд становится моральной ценностью, если воспринимается не как источник существования, а как способ формирования человеческого достоинства. Индивидуальная мораль в профессиональной сфере предполагает также осознание профессионального долга. Достижение успеха в любой профессии связано с определением самоограничения, без чего невозможна профессиональная реализация личности и выражается в желании сформировать в себе такие качества, как дисциплинированность, организованность, деловитость, аккуратность, настойчивость. Руководители организации несут ответственность за реализацию профессиональных возможностей работников, их карьеру, а значит - за социальную статус.
Моральные и деловые качества людей для менеджера по управлению персоналом является объектом профессиональной деятельности. Они должны способствовать формированию у своих работников таких качеств:
профессиональных - профессиональный уровень знаний, навыков, умений, знание иностранных языков;
морально-психологических как профессиональных - целеустремленность, выдержка, честность, принципиальность, требовательность;
нравственных-доброта, гуманность, достоинство, уважение других, порядочность, мужество, честность, справедливисть.
Администрации нужно знать, какие нормы складываются в коллективе. От их качества зависит работа организации. Главная задача состоит в том, чтобы работников воспринимали не как рабочую силу, а как личность, одинаковыми правами и достоинством, как руководителей, а трудовые отношения формировались как партнерство. Трудовые отношения требуют от человека напряжения ума, физических и духовных сил. Многие руководители не учитывают душевного состояния своих работников. В таких случаях работать долго и эффективно работник не может. Все транснациональные корпорации мира большое внимание вопросам деловой этики, и это не случайно, поскольку корпоративная мораль позволяет усилить самоорганизацию и самодисциплину працивникив.
Фактически в трудовых коллективах конкурируют три вида морали.
Мораль первого вида обусловлена условиями первоначального накопления капитала - это отношения джунглей, где властвует закон силы, произвола. Диком рыночные свойственны спекуляции, хищнические тенденции, паразитизм, потянуло наживы, антагонизм по отношению к производителям. В обществе не складываются справедливые правила. Через некоторое время их заменит определенный порядок, который в большей степени учтет интересы всех членов суспильства.
Мораль второго вида проявляется в тех случаях, когда в организации стараются сохранить моральные принципы прошлого. К ним относятся: взаимная выручка, взаимопомощь, солидарность, братство, равная оплата за равный труд. Такая мораль эффективна в малочисленных организациях, но рисковая, когда люди вступают в конкуренцию.
Мораль третьего вида основывается на убеждении, что в рыночных условиях достаточно уважения, признания, отказ от нарушения прав работников. Эта мораль завоевывает мир. В рамках данной морали протест вызывает любое нарушение прав, непризнание в человеке личности равной руководству. Во многих организациях разработаны этические правила. Цель правил - регулирование этических отношений, которые не регулируются законодательно. В основе этих правил положены запрета, права, обязанности, ответственность за неисполнение обязанностей, превышение прав. Правила не имеют статуса нормативного правового акта и за несоблюдение их нельзя применить юридические санкции, меры дисциплинарной ответственности. Защитой этических норм является общественное мнение, осуд.
Современный менеджмент предлагает определенные меры для обеспечения деловых этических отношений:
внедрения этических норм, отражающих систему ценностей организации;
организация обучения этической поведении всего персонала
предоставление информации о случаях как высоко-этического поведения, так и аморальных поступков;
изучение морального климата в коллективе и взаимоотношений между руководителями и подчиненными.
4. Организация и способы увольнения персонала ТЕМА 12. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО МЕСТА И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ