4. Роль примирительных процедур в решении трудового конфликта

Взаимоотношения между работодателем и работниками всегда имеют какой-то элемент конфликтности, потому что их интересы никогда полностью не совпадают. Первый шаг к примирению сторон - это начало переговоров, что в некоторых странах, например, во Франции является обязательным и предшествует всем другим методам достижения згоди.
Примирения или примирительных разбирательство - это решение трудовых конфликтов без участия судебных органов путем примирения сторон, процедура которого устанавливается коллективными договорами или законодавством.
Примирительная процедура происходит как без участия, так и с участием посредника, который помогает «смягчить» острые отношения во взаимоотношениях между сторонами, конфликтуют. Более распространен второй тип этих процедур.
Примирительная процедура - это один из этапов урегулирования коллективно-трудового конфликта. ее структура может быть проанализирована в двух направлениях. Во-первых, как совокупность элементов, входящих в структуру конфликта: стороны конфликта, предмет конфликта, ресурсный сторону взаимодействия (законодательные акты, правила, традиции и т.д.). Во-вторых, как определенная последовательность актов взаимодействия сторон: начало переговоров, обращения к посреднику (или вмешательства посредника), действия посредника, завершение переговоров, подписания согласительного документа.
Полная, то есть та, что имеет правовой набор необходимых элементов и актов взаимодействия, процедура примирения состоит из следующих элементов: сторон примирения, предмета переговоров, законодательных актов, правил, традиций и норм, используемых в примирении, и этапов: начала переговоров по примирению, обращения к посреднику, переговоров с участием посредника или специальных органов, принятие решений о достижение или недостижение згоди.
Зависимости от наличия или отсутствия этих элементов и актов взаимодействия можно сформулировать определенное количество видов и форм примирительных процедур. Однако здравый смысл подсказывает, что достаточно выделить из этого разнообразия небольшое количество видов, форм и процедур, которые используются за рубежом и будут целесообразными в Украини.
Прежде всего, следует отметить, что в развитых странах существует тенденция к применению более или менее полных процедур, и процесс примирения осуществляется на основании взаимного стремления сторон использовать все возможности мирного урегулирования конфликту.
Эти возможности не лежат на поверхности, их надо тщательно отыскивать. Для этого с целью выравнивания различий и для ускорения достижения согласия между сторонами в развитых странах применяется специальная процедура примирения, которая предусматривает специальные органы примирения, их состав, порядок и время роботи.
Специальные органы, осуществляющие процесс примирения сторон, создаются государством как третьей стороной отношений социального партнерства, независимыми организациями, самими сторонами, которые конфликтуют. Пожалуй, в большинстве случаев, наиболее эффективны следующие органы, созданные или самим государством, или ее участю.
В США посредничества и примирения занимается Федеральная служба посредничества и примирения, систематически анализирует состояние коллективно-договорных отношений между работодателем и работниками. Благодаря четко поставленной информированию этой службы предприятия, ФСНП оперативно реагирует на каждую конфликтную ситуацию и может предотвращать конфликты в самом их зародыше. Как правило, она успевает направить посредника на те предприятия, где острота противоречий не позволяет сторонам самостоятельно согласовать свои интереси.
Во Франции посредничества и примирения занимаются примирительные комиссии, предусмотренные в коллективных договорах и создаются работодателями и работниками на паритетной основе. Если примирительной комиссии в коллективном договоре не предусмотрено, в силу вступает процедура примирения с участием трехсторонней комиссии, в которой председательствует государственный чиновник.
В Великобритании на трехсторонней и добровольной основе действует Консультативная служба примирения и посередництва.
В Швеции - Государственное бюро посредничества и арбитражу.
В Германии примирительные процедуры предусмотрены в коллективных договорах.
Завершает примирительную процедуру добровольный арбитраж, который в значительной мере продолжает поиск компромису.
Чем сложнее процедура переговоров и решения коллективных трудовых конфликтов, тем на дольше может затянуться их решения. Применение примирительных процедур часто приводит именно к этому эффекту. Однако примирительно-посреднические процедуры охотно используются сторонами, которые конфликтуют, и государством, несмотря на преимущество мирных способов разрешения конфликтов, понимание сторонами этого преимущества и высокий авторитет демократических институтов в современном обществе. Наконец, примирительные процедуры повышают эффективность решения конфликта, способствуют, несмотря на длительность решения, достижению соглашений на основе компромисса, удовлетворяющего обе стороны конфликту.
Но процедуры примирения не должны рассматриваться сами по себе, а только в их соответствии конкретно-культурной среде. Полная добровольность применения примирительных процедур неуместна там, где стороны не желают ими воспользоваться и рассчитывают только на победу в конфликте, на скорее решения суперечки.
Урегулированию коллективных трудовых конфликтов осуществляется на основании Закона Украины «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)». Настоящий Закон определяет правовые и организационные основы функционирования системы мероприятий по решению коллективных трудовых конфликтов и направлен на осуществление взаимодействия сторон социально-трудовых отношений в процессе урегулирования трудовых конфликтов, возникших между ними.
С целью содействия улучшению трудовых отношений и предупреждения возникновения трудовых конфликтов, их прогнозирования и своевременного их решения Президентом Украины создана Национальная служба посредничества и примирения. Эта служба состоит из высококвалифицированных специалистов и экспертов по вопросам разрешения трудовых конфликтов, имеет свои отделения в областях.
Трудовые конфликты рассматриваются в примирительной комиссии (орган, предназначенный для принятия решения, удовлетворяющее конфликтующие стороны).
Комиссия создается по инициативе одной из сторон на производственном уровне - в трехдневный срок, на национальном уровне - в десятидневный с момента возникновения коллективно-трудового конфликта из равного числа представителей сторин.
Фактическое завершение примирительной процедуры отсутствует, когда нет протокола о достижении или недостижении согласия сторон, конфликтують.
Проблема возникновения и решения коллективных трудовых конфликтов в Украине - проблема не только экономическая, но и политическая. ее используют в своих интересах различные политические группировки, которые заинтересованы в том, чтобы она не была решенной, пока они не захватили всей влади.
Примирительные процедуры как метод решения коллективных трудовых конфликтов не могут быть популярными среди сил, инспирируют трудовые конфликты, и среди масс, в которых эти силе «разжигают» очаг конфронтации. Ни социально-экономическая, ни политическая, ни культурная атмосфера в Украине не способствуют применению этих процедур.
Есть причина, связанная с уровнем понимания причинно-следственных связей в обществе, то есть причина интеллектуального характера. Большинство в обществе не понимает, что выход из кризиса и нормализация положения в производстве и на рынке труда невозможны без сознательных усилий всех социальных партнеров. Работники убеждены, что решение этой задачи относится к компетенции одного лишь правительства. С одной стороны, такая отчужденность лишает любые решения правительства широкой социальной поддержки. С другой - у правительства появляется иллюзия, что массам безразличны методы выхода из кризиса. Но массам равнодушен только одна сторона вопроса, а по распределению имеющихся ресурсов, доля которых направляется на осуществление экономической стабилизации, то массы относительно них занимают вполне определенную позицию, считая (чему способствует не в последнюю очередь активная пропаганда популистов), что все имеющиеся ресурсы должны быть направлены на социальную защиту населення.
Существует много позиций, по которым между социальными партнерами являются постоянные или возникающие разногласия. Однако, все эти различия имеют одно основание - отсутствие социального согласия, согласия относительно основных социальных цинностей.
Коллективные трудовые конфликты и направлены на перераспределение национального богатства между группами занятых. В тех случаях, когда работникам понятно, что за счет давления на работодателя можно достичь больших уступок, примирительная процедура рассматривается ими как разновидность стратегии давления и дело ее использования, о согласовании списка требований, которые правительство в состоянии выполнить, то есть по сути - это процедура отступления , сдача позиций одной из сторон, а не компромисса. Тем более, это не процедура принятия конструктивной программы выхода из кризисной ситуации.
Правовой нигилизм, укоренившийся в стране, проявляется и в сфере трудовых отношений. Обращение к закону характерно для защищающейся стороны. Тем же, кто нападает, гораздо выгоднее игнорировать его требования. В принципе, каким бы совершенным ни было законодательство по отдельным вопросам, его всегда поднимают те, кто решил демонстрировать силу.
Несмотря на такое общее отношение к законодательству, есть смысл говорить и о факторах, затрудняющих его применение в тех случаях, когда особого сопротивления закона нет. Среди этих факторов привлекает к себе внимание слабая информационная база процессов возникновения, развития и разрешения трудовых конфликтов, кроме случаев объявления забастовок. Все остальные случаи возникновения коллективных трудовых конфликтов, приостановление работы, органами статистики не регистрируются, а на предприятиях тщательно приховуються.
Люди, участвующие в коллективы их трудовых конфликтах, очень мало проинформированы о предмете спора, усилия, прилагаемые для решения конфликтной ситуации, методы выхода из нее и о действующем законодательстве, которое регулирует переговорный процесс по вопросам решения коллективных трудовых споров .
Работодатели, которые отказываются от участия в примирительных процедурах, могут понести дисциплинарные наказания или заплатить штраф, назначенный судебными органами.
3. Стратеги и методы управления конфликтами ТЕМА 14. Управления поведением и дисциплины персонала