2.6. Классификация затрат для принятия управленческих решений
С целью определения финансового результата предприятия затраты классифицируются на исчерпаны (потребленные) и неисчерпанные, или капитализированные (рис. 2.6).Обоснование целесообразности финансовых решений требует группировки затрат предприятия по определенным признакам. Классификация затрат для принятия финансовых решений приведены на рис. 2.7.
Рассмотрим содержание отдельных видов затрат в разрезе выделенных груп.
Релевантные и нерелевантные витрати
Релевантными называются те затраты, которые изменяются в результате принятия решения, а нерелевантными, соответственно, затраты, не зависящие от принятия управленческого ришення.
К нежелательных расходов относят:
расходы, которые уже имели место в прошлом. Так, если рассматривать возможность замены старого оборудования новым, то стоимость старого оборудования не является релевантной, поскольку средства на его приобретение были использованы ранее;
расходы, которые являются одинаковыми для всех альтернативных вариантов реализации финансового решения. Так, в случае, когда обосновывается целесообразность покупки или аренды персонального компьютера, расходы на приобретение ПЭВМ и арендную плату будут релевантными, а стоимость программного обеспечения - нерелевантной, поскольку она одинакова для обоих альтернативных вариантов ришення.
Расходы, которые составляют разницу между альтернативными решениями в практике финансового менеджмента принято называть дифференциальными. Есть релевантные расходы - это будущие дифференциальные затраты. Основные критерии релевантности расходов представлено на рис. 2.8.
Постоянные и переменные витрати
Переменными называют затраты, которые изменяются прямо пропорционально объему производства. Т.е. совокупные переменные затраты находятся в линейной зависимости от объема производства, а переменные затраты на единицу продукции является постоянной величиною.
Постоянные расходы остаются неизменными для разных объемов производства за конкретный период. То есть при определенных условиях хозяйственной деятельности совокупные постоянные издержки не меняются, а постоянные затраты на единицу продукции уменьшаются с увеличением объема производства. Следует учитывать, что совокупные постоянные затраты могут изменяться под действием внешних факторов (например, рост цен), а также в случае, когда дальнейшее наращивание объемов производства становится невозможным при имеющихся ресурсов (материальных, трудовых, финансовых). Поэтому постоянные затраты можно считать неизменными только в пределах релевантного диапазона деятельности на определенном промежутке часу.
На основе информации о постоянные и переменные издержки обосновывается необходимый размер прибыли, объемы производства, уровень цен, принимаются решения о форме оплаты труда, целесообразность приобретения дополнительного оборудования для увеличения выпуска продукции и т.п.. Более подробно методика обоснования финансовых решений с использованием классификации затрат на переменные и постоянные рассмотрена в следующих роздилах.
Действительные и возможные витрати
Действительные расходы - это такие расходы, требующие уплаты денег или использования других активов и отражаются в документах бухгалтерского учета по мере их виникнення.
Возможные (альтернативные, или условные) затраты - это недополученный доход в случае, когда предприятие, принимая какой-то один альтернативный вариант действий, отказывается от другого финансового решения в связи с ограниченностью ресурсов. Ограниченность ресурсов является основной причиной возможных (альтернативных) издержек, поскольку при достаточных материальных, трудовых и финансовых ресурсах предприятию нужно чем-то жертвовать и отказываться от бажаного.
Возможные затраты имеют место в случае, когда для выполнения выгодного заказа для производства одного вида продукции приходится уменьшать производство других рентабельных товаров, или когда в связи с производственными потребностями отвлекаются из оборота денежные средства, которые могли бы приносить дополнительный доход при условии их размещения в банковские вклады, ценные бумаги, перспективные инвестиционные проекты. Таких примеров можно привести очень много. Поэтому обосновывая любое финансовое решение, необходимо детально проанализировать, не вызывает оно возможные расходы из-за неиспользования других альтернатив. Возможные затраты добавляются к фактических расходов, связанных с реализацией принятого варианта дий.
Приклад
Предприятие рассматривает два альтернативных варианта использования свободных денежных средств: положить их на депозит в банк или купить ПЭВМ и сдать ее в аренду. В табл. 2.3 приведены механизм определения совокупных релевантных затрат для каждого из вариантов ришення.
Инкрементного и маржинальные затраты и доходы Во инкрементного (приристнимы) понимают дополнительные расходы и доходы на весь дополнительный объем продукции. При этом постоянные расходы могут как включаться, так и не включаться в размер инкрементного расходов. Так, если постоянные затраты изменяются в результате какого-то решения, то их прирост относится к инкрементного расходов. А в случае, когда постоянные издержки не меняются в результате принятого решения, инкрементного расходов не будет. Например, когда принимается решение об увеличении объемов сбыта продукции, инкрементного будут дополнительные расходы на оплату труда продавцов, расходы на рекламу, на служебные командировки, а не изменятся амортизационные отчисления, расходы на содержание помещений для сбыта, на оплату арендной платы (в случае их аренды ).
Маржинальные (предельные) - это затраты на производство или сбыт каждой дополнительной единицы продукции. Экономисты, рассматривая взаимосвязь между затратами, доходами и объемами производства, как правило, используют категорию маржинальных затрат и доходов как результата увеличения объема производства на единицу продукции. Бухгалтеров больше интересует анализ инкрементного расходов и доходов как результата общего увеличения объемов производства и збуту.
Выводы к роздилу
Правовые основы финансового менеджмента регламентируются законами Украины, указами Президента, постановлениями Кабинета Министров Украины, приказами и положениями министерств и ведомств, а также учредительными договорами и уставами пидприемств.
Конкретная организационная структура служб финансового менеджмента зависит от следующих факторов: масштабы и особенности уставной деятельности предприятия, условия и методы формирования капитала, интенсивность инвестиционных процессов, характер распределительных отношений, степень финансовой ответственности перед владельцами и вышестоящими организациями, наличие структурных подразделений и вертикальных организационных образований.
Информационная база финансового менеджмента формируется за счет внутренних и внешних источников. Пользователями финансовой отчетности являются менеджеры, акционеры и потенциальные инвесторы, кредиторы, поставщики, покупатели, работники предприятия и их профсоюзы, биржи, консультанты, юристы, населения региона и пресса, государственные органы руководства и контролю.
Финансовая отчетность предприятия является стандартизированной и регламентируется национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета (П (С) БУ). В процессе обоснования финансовых решений используются все компоненты современной финансовой отчетности предприятий: баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о движении денежных средств, отчет о собственном капитале, примечания к финансовой звитности.
Учетная политика является важной методологической основой финансового менеджмента. При обосновании финансовых решений важную роль играют принятые на предприятии методы оценки отдельных видов активов, списание затрат на продукцию, начисления амортизации тощо.
Обоснование целесообразности финансовых решений базируется на использовании классификации расходов по определенным признакам: релевантные и нерелевантные, постоянные и переменные, действительные и возможные (альтернативные), инкрементный (приристни) и маржинальные.
2.5. Влияние учетной политики на результаты управленческих решений | Глава З. Управление денежными потоками на предприятии |