6.5. Управление дебиторской задолженностью

В условиях кризиса неплатежей особенно возрастает роль эффективного управления дебиторской задолженностью, своевременного ее возврата и предупреждения безнадежных долгов. При этом следует помнить, что политика управления дебиторской задолженностью является одновременно составной не только финансовой, но и маркетинговой стратегии предприятия. Ведь путем смягчения условий расчетов с покупателями продукции можно расширить объемы реализации и тем самым увеличить доходы и прибыль от основной дияльности.
В процессе осуществления различных производственных и коммерческих операций у предприятия может возникать дебиторская задолженность по расчетам с покупателями продукции, персоналом, собственниками, бюджетом и внебюджетными фондами и т.п.. Но хозяйственная практика свидетельствует, что на расчеты с покупателями за отгруженную продукцию (выполненные работы и услуги) приходится более 80% общего объема дебиторской задолженности предприятий, что делает ее основным объектом финансового управлиння.
Основная цель управления дебиторской задолженностью заключается в минимизации ее объема и сроков инкассации долга. В процессе управления решаются следующие задачи:
определение объема инвестиций в дебиторскую задолженность по коммерческим и потребительским кредитом;
формирование принципов и условий кредитной политики в отношении покупателей продукции;
определение круга потенциальных дебиторов;
обеспечение инкассации дебиторской задолженности;
ускорения платежей с помощью современных форм рефинансирования дебиторской заборгованости.
Иногда ошибочно считают, что задачи управления дебиторской задолженностью сводится к сбалансированию ее объемов с кредиторской задолженностью предприятия. На самом деле, совершенно недостаточно, чтобы сумма дебиторской задолженности не превышала сумму кредиторской задолженности. Ведь предприятие обязано рассчитаться по своим долгам перед кредиторами независимо от того, получает оно долги от своих дебиторов или нет. Более принципиальное значение, с точки зрения финансового менеджмента, имеет обеспечение доброкачественной дебиторской задолженности и ускорения ее оборотности.
Обосновывая целесообразность предоставления отсрочек платежа покупателям продукции, необходимо оценить, каким образом увеличение инвестиций в дебиторскую задолженность повлияет:
на общий уровень дебиторской задолженности предприятия (ее долю в совокупных оборотных активах)
коэффициент просроченной дебиторской задолженности (ее долю в общей дебиторской задолженности)
средний период инкассации и количество оборотов дебиторской задолженности;
объем дополнительных доходов, текущих расходов и прямых финансовых втрат.
В процессе принятия решений о предоставлении коммерческого кредита покупателям продукции необходимо взвесить все плюсы и минусы такой тактики и определить общий эффект от инвестирования средств в дебиторскую заборгованисть.
К преимуществам широкого применения кредитной политики в отношениях с покупателями продукции следует отнести увеличение реализации продукции и увеличения доходов и прибыли предприятия в условиях высокой рыночной конкуренции.
Недостатками кредитной политики являются:
возможно возникновение безнадежной дебиторской задолженности;
дополнительные финансовые затраты в случае привлечения краткосрочных банковских кредитов для компенсации дебиторской задолженности;
возможные (альтернативные) издержки в связи с отвлечением денежных средств с обороту.
Общий эффект от инвестирования денежных средств в дебиторскую задолженность можно определить по формулою
Едз = Пдз - рии - Фдз
(6.10)
где Елз - сумма эффекта от инвестирования средств в дебиторскую задолженность;
Лд3 - дополнительная прибыль предприятия, полученная за счет предоставления отсрочек платежей;
Рии - действительные и возможные расходы, связанные с кредитованием покупателей;
Фдз - прямые финансовые потери вследствие невозврата боргу.
Для получения более достоверных результатов решения о предоставлении коммерческого кредита должно базироваться на оценке вероятности возврата долгов каждым конкретным дебитором. Если вероятность того, что покупатель рассчитается, составляет Р, то вероятность невозврата долгов определяется как (1 - Р).
Выполнение обязательств дебитором означает, что в результате этого предприятие-продавец получит дополнительную выручку (реализационный доход) и за счет него компенсирует дополнительные текущие расходы, связанные с проведением кредитной политики. Чистый доход в этом случае равна приведенной (настоящее) стоимости от величины превышения доходов над витратами.
В случае, если дебитор не рассчитается по долгам, предприятие-продавец будет иметь убыток в объеме понесенных расходов, также приводится к настоящей стоимости. Для определения общего эффекта решения о предоставлении отсрочки платежа суммируются результаты за двумя альтернативами с учетом вероятности их настання.
Анализ полученных результатов позволяет сделать вывод, что если нет никакой вероятности повторного заказа, лучше отказать покупателю в коммерческом кредите и тем самым избежать ущерба (60 грн., Если покупатель рассчитается, и 1600 грн. - Если продавец не рассчитается).
Но в случае, когда существует высокая вероятность, что покупатель рассчитается за первый заказ и в будущем станет постоянным клиентом предприятия, целесообразно смягчить условия расчетов. В этом случае убытки от первых операций перекроются прибылью от следующих замовлень.
В зависимости от уровня доходности и риска могут применяться различные стратегии кредитной политики: консервативная, умеренная и агрессивная. Характеристику этих типов кредитной политики приведены в табл. 6.6.
Выбор конкретного типа кредитной политики должно осуществляться с учетом: платежеспособности покупателей; конъюнктуры на рынке готовой продукции потенциальных возможностей наращивания объемов производства при расширении объемов реализации за счет предоставления отсрочек платежей; правовых основ взыскание дебиторской задолженности; финансовых возможностей инвестирования средств в дебиторскую задолженность с соответствующим изъятием их из оборота; допустимого уровня ризику.
Важным моментом в управлении дебиторской задолженностью является повышение ее качества. Достичь этой цели управления можно путем:
всестороннего оценки финансового состояния потенциальных кредиторов, их платежеспособности, репутации, срока существования, конъюнктурной стадии в области, где партнеры осуществляют свою деятельность;
диверсификации клиентуры;
определения максимальной суммы долга в целом и на одного клиента (лимитирование дебиторской задолженности);
использование различных форм обеспечения возврата долга (залог, страхование, гарантии банков или третьих лиц, оформление обеспеченным векселем и т.п.);
повышение действенности штрафных санкций по боржникив.
Для определения платежеспособных дебиторов целесообразно осуществлять периодические обстеження.
В процессе управления дебиторской задолженностью с целью ускорения расчетов целесообразно использовать современные формы ее рефинансирования. Под рефинансированием понимается перевод дебиторской задолженности в другие формы оборотных активов предприятия (денежные средства или высоколиквидные ценные бумаги) с целью ускорения расчетов. К основным форм рефинансирования дебиторской задолженности можно отнести: спонтанное финансирование, факторинг, учет векселей или их продажа на фондовом рынке, форфейтинг.
Независимо от вида операции рефинансирования ее использования базируется на единых принципах:
общие расходы на рефинансирование не должны превышать ожидаемую прибыль от использования высвобожденных средств в хозяйственном обороте;
расходы на рефинансирование не должны превышать стоимости краткосрочных кредитов для поддержания платежеспособности предприятия к инкассации дебиторской задолженности;
расходы на рефинансирование не должны превышать инфляционные потери в случае задержки платежив.
Запись "8/10, ЭВМ, нетто 60" (или "8/10, ЭВМ, чистые 60") означает, что покупатель может получить 8-процентную скидку с цены продукции, если оплатит счета в течение 10 дней после окончания месяца (ЭВМ - end of month). В случае отказа от скидки он должен осуществить полную оплату в течение 60 дней с момента выписки счетов. Распространенной схемой предоставления коммерческого кредита являются кредитные условия "10/1, нетто ЗО", то есть 10-процентную скидку с цены продавец может получить, если немедленно рассчитается за продукцию при максимальной отсрочке платежи друг мисяць.
Приклад
Если покупатель решит отказаться от скидки и заплатить на 30-й день, это означает, что он получит дополнительный пятнадцатидневный кредит, но при этом заплатит за продукцию на 3% дороже. Это эквивалентно позиции по ставке 74,2% ричних.
Факторинг заключается в переуступке банку или факторинговой компании права на получение денежных средств по платежным документам за поставленную продукцию. В дальнейшем долги из покупателей взимает уже банк или факторинговая компания, но если со стороны продавца нарушены договорные обязательства (например, качество не соответствует условиям договора поставки), весь риск, связанный с взысканием долгов вновь переходит на самое пидприемство.
Цена рефинансирования с помощью факторинговых услуг состоит из комиссионного вознаграждения и процентной ставки за использование кредитных ресурсов. При этом нужно учитывать, что в момент оформления договора факторинга фактор оплачивает не более 80% от общей суммы долгов, а окончательные расчеты осуществляются только после полного поступления средств от плательщика. Схема факторинговой операции проиллюстрирована на рис. 6.17.
Определить цену рефинансирования дебиторской задолженности посредством факторинга, если предприятие продало банку право на взыскание дебиторской задолженности на сумму 10 000 грн. Размер установленной банком комиссионного вознаграждения составляет 2% от суммы долга. Банк предоставляет предприятию кредит в форме предварительной оплаты 80% от общей суммы долга под 18% годовых. Средний уровень рентабельности активов предприятия - 26%. Средний уровень процентной ставки на рынке денежных ресурсов - 24%.
Комиссионное вознаграждение: 10 000 • 0,02 = 200 грн.
Плата за кредит: (10 000 • 0,80) • 0,18 = 1440 грн.
Общие затраты на рефинансирование: 200 1440 = 1460 грн.
Цена рефинансирования характеризуется уровнем дополнительных относительно дополнительно полученных денежных активов:
1460: (10 000 • 0,80) • 100 т 18,3%.
Таким образом, операция рефинансирования дебиторской задолженности посредством факторинга эффективна двумя критериями.
Учет векселя, выданного покупателям продукции (в случае, если дебиторская задолженность оформлена обеспеченным векселем).
При этой форме рефинансирования вексель продается банка с дисконтом (скидкой с цены). Ставка дисконта в этом случае является ценой рефинансирования и вычисляется по формулою
В случае, если вексель продается на фондовом рынке, общие затраты на рефинансирование состоят из выплаченной биржевым посредникам комиссионного вознаграждения и возможной курсовой разницы при продаже векселя по цене, меньше номинал.
Форфейтинг заключается в трансформации коммерческого кредита в банковский кредит. В этом случае продажа долга, оформленного оборотными документами (переводным векселем или переводным аккредитивом), осуществляется на условиях отказа (или форфейтинга) банка от регресса требований на кредитора (продавца продукции) в случае, если должник (покупатель) оказался неплатежеспособным. Но для того, чтобы уменьшить риск возможных потерь при невозврате части долга, банк требует значительную скидку с цены (дисконт). Размер этого дисконта и выступает цене рефинансирования дебиторской задолженности с помощью форфейтинга. Чаще форфейтинг используется при экспортных операциях. Преимущества и недостатки такой формы рефинансирования дебиторской задолженности систематизированы в табл. 6.8.

6.4. Управление денежными активами 6.6. Особенности управления необратимыми активами