12.3. Правовое и организационное обеспечение санационных и ликвидационных процедур

Институт банкротства является одним из эффективных инструментов рыночных преобразований, который способствует формированию эффективных собственников и повышению конкурентоспособности экономики в целом. Эти факторы обусловливают необходимость государственного регламентирования процесса банкротства, которое происходит с помощью действующего законодательства. В 1999 г. принят Закон Украины "О восстановлении платежеспособности или признании предприятия банкротом". Само название этого закона подчеркивает заинтересованность законодателя в сохранении предприятия - налогоплательщика, ослаблении социальной напряженности за счет сохранения рабочих мест. И только в том случае, когда меры по восстановлению платежеспособности не дадут положительного результата, применяется процедура банкрутства.
Закон предпочитает не карательным функциям банкротства (ликвидация предприятия, распределение имущества между кредиторами), а реорганизационные и оздоровительным мероприятиям, направленным на возрождение деловой активности, конкурентного потенциала предприятий. Поэтому большая часть этого законодательного документа регламентирует вопросы по предупреждению банкротства субъектов предпринимательской деятельности, его досудебным и судебным санационным процедурам.
Во законодательно определенным термином "банкротство" понимают признанную арбитражным судом неспособность должника восстановить свою платежеспособность и удовлетворить признанные судом требования кредиторов не иначе как через применение ликвидационной процедури.
Важное значение имеет четкое определение несостоятельности предприятия. Должника закон трактует как "субъекта предпринимательской деятельности, неспособного выполнить свои денежные обязательства перед кредиторами, в том числе обязательства по уплате налогов и сборов (обязательных платежей) в течение трех месяцев после наступления срока их уплаты".
Таким образом, речь идет об устойчивой финансовой несостоятельности. В течение трех месяцев предприятие должно подтвердить свою жизнеспособность и восстановить платежеспособность или оказаться банкротом. В рыночной среде любой субъект предпринимательской деятельности может оказаться в состоянии финансовой несостоятельности, но банкротом он может быть признан только после решения арбитражного суду.
Возбудить дело о банкротстве вправе как кредиторы, так и сами должники. Условием возбуждения такого дела являются:
а) наличие у должника задолженности в объеме не менее 300 минимальных размеров заработной платы
б) непогашения долгов в течение трех месяцев после наступления срока их погашения;
в) если есть решение суда, в котором уже рассматривались требования кредитора к боржника.
Возбуждение дела о банкротстве со стороны должника осуществляется в том случае, когда предприятие имеет возможности для финансового оздоровления, но у него недостаточно времени для реализации плана санации. В этом случае должник одновременно с заявлением подает в суд план санации. Таким образом должник может получить у кредиторов отсрочку по уплате задолженности в ходе производства дела о банкрутство.
Содержание судебных процедур, применяемых в отношении должника при возбуждении дела о банкротстве отображен на рис. 12.5.
Суд назначает распорядителя имущества должника из числа лиц, зарегистрированных Агентством по вопросам предотвращения банкротства предприятий и организаций как арбитражные управляющие и вводит мораторий на удовлетворение требований кредиторив.
Распорядитель имущества ограничен в правах вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность должника. Он должен обеспечивать имущественные интересы кредиторов и должника, выявить признаки фиктивного банкротства или доведения до банкротства, предоставлять предложения по восстановлению платежеспособности и ин.
На любом этапе производства по делу о банкротстве может быть заключено мировое соглашение между должником и кредиторами. Она касается только требований, обеспеченных заставою.
Мировое соглашение можно рассматривать как средство защиты прав кредиторов, поскольку при определенных условиях кредитор может выиграть от его заключения. Во-первых, мировое соглашение позволяет уменьшить расходы на судебные процедуры, во-вторых, кредитору выгоднее получить компенсацию в рассрочку, чем потерять всю сумму долга. Однако мировое соглашение целесообразна только в том случае, если нет тенденции к дальнейшему ухудшению финансового статуса должника. Если такая тенденция появилась, то любые отсрочки теряют для кредитора сенс.
Решение о заключении мирового соглашения от имени кредиторов принимается большинством голосов. Оно считается принятым при условии, что все кредиторы, требования которых обеспечены залогом имущества должника, выразили письменное согласие на заключение мирового соглашения. Очень важно, что для лиц, которые не дали согласия на заключение мирового соглашения, не могут быть установлены условия худшие, чем для тех, кто соглашение пидтримав.
Решение о заключении мирового соглашения подписывают: от имени должника - руководитель или арбитражный управляющий (управляющий санацией, ликвидатор), от имени кредиторов - председатель комитета кредиторив.
Мировое соглашение предусматривает объемы, порядок и сроки исполнения обязательств должником; отсрочку, рассрочку или прощение долгов или только их части, выполнение обязательств должника третьими лицами, обмен требований кредиторов на акции должника и другие способы удовлетворения требований кредиторов, не противоречащие закону . Мировое соглашение утверждается арбитражным судом, является основанием для прекращения дела о банкрутство.
Целью проведения санации является предотвращения признания должника банкротом и его ликвидации. Организацию санационной процедуры представлено на рис. 12.6.
Это сложный многоэтапный процесс, который утверждается постановлением арбитражного суда о:
признании должника банкротом и открытии ликвидационной процедуры;
утверждении отчета управляющего санацией и прекращении рассмотрения дела о банкротстве;
установления конечного срока расчетов с кредиторами, но не более шести месяцев. В этом случае рассмотрение дела о банкротстве прекращается после завершения расчетов с кредиторами.
Порядок и способы проведения санации предприятий с целью стабилизации их финансового состояния и предотвращения банкротства регламентируются Положением о порядке проведения санации государственных предприятий, которое было утверждено Кабинетом Министров Украины в 1994 р.
Таким образом, ликвидационный процесс при банкротстве осуществляется только после того, как испытуемые все возможные меры по оздоровлению финансового состояния боржника.
Ликвидация должника предусматривает завершение предпринимательской деятельности предприятия. Назначенный судом ликвидатор осуществляет комплекс мероприятий по выявлению и оценки имущества должника, его реализации и удовлетворения требований кредиторов. В его обязанности входит увольнения работников предприятия-банкрота соответствии с трудовым законодательством. Законом регламентирована очередность требований кредиторов, подлежат удовлетворению в ходе ликвидационной процедури.
Ликвидационная процедура осуществляется в течение 12 месяцев, а в случае необходимости может быть продлено еще на 6 месяцев. После завершения всех расчетов с кредиторами ликвидатор подает в арбитражный суд отчет о своей деятельности и ликвидационный баланс. Если все имущество должника использованы на погашение долгов, то арбитражным судом выносится определение о ликвидации юридического лица-банкрота. В случае достаточности имущества для погашения всех долгов и продолжение своей деятельности предприятие считается не имеющим долгов. В этом случае предприятие может быть ликвидировано, если объемы его имущества недостаточны соответствии с законодательством.
12.2. Методы диагностики банкротства предприятия 12.4. Формы и источники финансовой санации