1.3.1. Обоснование необходимости и основные методы государственного регулирования инвестиционной сферы экономики

Эффективное осуществление предприятием хозяйственной деятельности в долгосрочной перспективе и обеспечение высоких темпов развития, повышения конкурентоспособности в условиях перехода к рыночной экономике во многом определяются уровнем инвестиционной активности и масштабами инвестиционной деятельности. В макроэкономическом аспекте инвестиционная деятельность является процессом закладки будущего экономики страны, поскольку рост объемов инвестиций сегодня является основой высоких темпов роста валового внутреннего продукта страны в будущем. По макроэкономическое содействие инвестиционной деятельности предприятий отвечают органы государственной власти страны. Управление инвестиционной деятельностью является сознательным воздействием государства на объекты и инвестиционные процессы, а также на участников этих процессов с помощью экономических и регулирующих методов, осуществляется с целью предоставления необходимой направленности инвестиционной деятельности и получения желаемых результатив.
Накопление капитала является важнейшим объектом государственного регулирования. Производство, присвоение и капитализация прибыли всегда является главной целью инвестиционной деятельности в рыночной экономике. Поэтому государственная политика поощрения накопления в первую очередь отвечает интересам хозяйствующих субъектов, обеспечивая процессы простого и расширенного видтворення.
Государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется в целях реализации экономической, научно-технической и социальной политики и определяется планами и программами развития народного хозяйства, бюджетами и предусмотренными в них объемами государственного финансирования. При этом создаются льготные условия для инвесторов, осуществляющих инвестиционную деятельность в важнейших для удовлетворения общественных потребностей направлениях, и прежде всего в направлении технического совершенствования производства и внедрения открытий и винаходив.
Инвестиционная политика государства является составной частью экономической политики по обеспечению долгосрочного развития экономики и представляет собой систему мероприятий, направленную на формирование централизованных и децентрализованных фондов финансовых ресурсов, в результате целевого использования которых обеспечивается эффективность процессов расширенного воспроизводства экономики. Итак, государственная инвестиционная политика является совокупностью макроэкономических подходов и решений, определяющих направления инвестирования, мобилизуют средства предприятий и создают благоприятный инвестиционный климат за счет налоговых, амортизационных льгот, методов денежно-кредитного регулирования, обеспечивают институциональную определенность в управлении процессом привлечения, планирования и реализации инвестиций .
Основными стратегическими целями инвестиционной политики являются: создание благоприятного инвестиционного климата и стимулирования притока капитальных вложений в производство, инвестиционное обеспечение структурной перестройки экономики; мобилизация всех источников инвестиционных ресурсов и их эффективное использование, стимулирование развития промышленной сферы экономики, обеспечение роста валового внутреннего продукта и создание условий для наращивания внутренних инвестиционных ресурсив.
У государства есть как рычаги прямого действия в виде централизованных государственных капитальных вложений в объекты общегосударственного значения, развитие государственного сектора экономики, так и средства косвенного регулирования инвестиционной среды посредством бюджетной и денежно-кредитной политики (так называемые экономические методы государственного регулирования). Основными экономическими системами управления инвестиционной деятельностью является система налогообложения, финансово-кредитная система, система платежей за производственные и природные ресурсы, система экономических стимулов и санкций, ценовая система.
Действенным субъектом инвестиционного процесса в государстве с рыночной экономикой является ее финансово-кредитная система, в которую входят самые разнообразные структуры: национальные, коммерческие, инвестиционные и сберегательные банки; товарные, фондовые, трудовые биржи; торгово-посреднические фирмы; коммерческие центры; страховые, брокерские, дилерские компании; инвестиционные институты как специализированные участники фондового рынка; пенсионные фонди.
Денежно-кредитная политика государства - это совокупность мероприятий в сфере денежного обращения, направленных на регулирование хозяйственной конъюнктуры путем воздействия на состояние денежного кредита и денежного обращения. Денежно-кредитная политика влияет на инвестиционные условия, регулируя денежное обращение и работу банковской системы, которая, по сути, репродуцирует рост или сокращение средств в экономической системе, влияет на темпы инфляции в стране. Денежно-кредитное регулирование, направленное на стимулирование кредита и денежной эмиссии, получило название кредитной экспансии, направленное на сдерживание и ограничение, - кредитной рестрикции. Такое регулирование осуществляется преимущественно через центральный национальный банк страны (например НБУ) путем воздействия на спрос и предложение на привлеченные кошти.
Методы (инструменты) денежно-кредитного регулирования разделяются на две группы: общие (влияют на рынок ссудных капиталов в целом) и селективные (предназначены для регулирования конкретных видов кредита или кредитования отдельных предприятий, регионов).
Основными общими методами денежно-кредитного регулирования является таки.
Учетная (зачетная) ставка национального банка, по которой он продает кредитные ресурсы коммерческим банкам, увеличивая или уменьшая объемы кредитных источников для финансирования инвестиций (дисконтная политика). Повышение учетной ставки по кредитам побуждает другие кредитные учреждения сокращать займа, вызывает повышение процентных ставок и, наконец, сокращение кредитных операций.
Установка и корректировки минимальных норм обязательных страховых резервов, которые финансовые институты страны обязаны хранить в центральном банке; тем самым отвлекается определенная часть их средств от активного использования для кредитования и инвестування.
Проведение государственными учреждениями операций на рынке ценных бумаг, таких как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и их погашения. Например, покупка центральным банком у коммерческих банков государственных ценных бумаг, банковских акцептов т.п. по рыночным или заранее объявленному курсу увеличивает остатки на их резервных счетах. Операции на открытом рынке является гибким инструментом регулирования ликвидности коммерческих банков, а значит, и инвестиционного попиту.
К селективным (выборочных) методов денежно-кредитного регулирования относятся таки.
Контроль отдельных видов кредитов, осуществляется с целью перераспределения ограниченных ссудных капиталов (инвестиций) в пользу отдельных отраслей в периоды особой напряженности на рынке капиталов, а также уменьшение общего объема потребительского спроса (осуществляется по кредитам под залог биржевых ценных бумаг, потребительских ссуд на покупку товаров в рассрочку, ипотечного кредита).
Регулирование риска и ликвидности банковских операций. Поскольку риск банковской деятельности определяется соотношением выданных кредитов и собственных средств банка, то с помощью многочисленных законов, инструкций и т.п.. правительство страны регулирует операционную деятельность банков и пытается повлиять на это спиввидношення.
В мировой практике операции с ценными бумагами считаются самыми методами денежно-кредитного регулирования инвестиционной деятельности. Устанавливая выгодные условия (в виде цены или дивидендов) для своих ценных бумаг, государство стимулирует их покупку юридическими или физическими лицами, тем самым уменьшая количество свободных денег, которые могут быть использованы для кредитования инвестиций через банковскую систему, и навпаки.
Кредитная экспансия проводится в периоды экономического спада, когда необходимо активизировать рыночную конъюнктуру, повысить инвестиционную активность, увеличить объемы производства и занятость. Она осуществляется путем снижения официальных ставок центральных банков и расширение лимитов на их учетные и ломбардные операции, изменения (или отмены) норм обязательных резервов кредитных учреждений, увеличение объемов покупки у коммерческих банков иностранной валюты и снижение процентных ставок по этим операциям, отмена количественных ограничений на кредити.
В случае, когда экономический рост сопровождается отраслевыми диспропорциями, "перегревом" рыночной конъюнктуры, спекуляциями, биржевой активности и ростом цен центральные банки проводят политику кредитной рестрикции. Подорожание и ограничения кредитных ресурсов заставляет инвесторов вкладывать средства только в наиболее эффективные, прибыльные проекты, способствует росту государственных инвестиций, привлечению средств на депозиты финансово-кредитных установ.
Поскольку рыночная экономика развивается циклически (периоды быстрого роста и активного инвестирования изменяются экономическими кризисами, падением темпов, а иногда и абсолютных значений ВВП), главная цель государственного регулирования - выравнивать циклические колебания, тормозя избыточную инвестиционную активность в периоды подъема и искусственно стимулируя инвестиции перед спадами производства .
Косвенное государственное экономическое регулирование осуществляется также средствами бюджетной политики. Бюджетные рычаги - это установленная государством система различных видов налогов, практически определяют такую систему перераспределения доходов предприятий и граждан страны, которую государство считает (на определенном этапе развития экономики) оптимальной для формирования доходной части бюджета и сохранение предприятий и предпринимателей рыночных стимулов к работе и получения прибыли. Налоги являются главным средством мобилизации финансовых средств для покрытия государственных инвестиций. Государственное регулирование при помощи налогов решающей степени зависит от выбора налоговой системы, уровня налоговых ставок, видов и размера налоговых пильг.
Уменьшая налоговые ставки на прибыль, государство увеличивает чистые прибыли предприятий, создает дополнительные стимулы для инвестирования, осуществления хозяйственной деятельности, рост занятости и оживление рыночной конъюнктуры. Изменяя уровень косвенных налогов, государство влияет на фонд потребления в целом и уровень цин.
Защита национального инвестиционного рынка называется протекционизмом, который осуществляется прежде всего посредством высоких таможенных налогов и сборов на импортируемые товары, налогов на иностранные инвестиции, ограничений или запрета ввоза отдельных товаров. Повышение таможенных пошлин приводит к снижению внешнеторгового оборота, усиление со стороны иностранных торговых партнеров жестокости условий национального экспорта, впоследствии возможно и подорожание отечественных товаров. Однако снижение или отмена таможенных пошлин влекут чрезвычайное обострение конкуренции на внутреннем рынке (часто не в пользу национального товаропроизводителя).
Налоговая система должна быть достаточно гибкой, чтобы стимулировать развитие отраслей или регионов, предприятий, соответствующих целям государственной инвестиционной политики. Достаточно широко применяются скидки с налогов на прибыль, которая направляется на научные исследования и разработки, внедрение их результатов в производство, на капитальные вложения или создание новых рабочих мест, охрану окружающей среды. Широко внедряется дифференцированное налогообложение распределенной (на выплату дивидендов) и нераспределенной прибыли (на расширение деятельности предприятий). Снижение ставок на нераспределенную прибыль стимулирует самофинансирования инвестиций, но при одновременном повышении налога на распределенную прибыль (на сумму дивидендов) возможны падения курсов акций предприятия и скупки их внешними инвесторами, и навпаки.
Отметим, что с общим снижением налоговых ставок поступления в бюджет страны не обязательно будут сокращаться. Как показывает мировая практика осуществления таких мероприятий, наоборот, за счет активизации хозяйственной и инвестиционной деятельности предприятий приводит к увеличению поступлений в бюджет (даже в краткосрочной перспективе, не говоря уже о долгосрочной), этому способствует также выход экономики из "тени".
Однако практика предоставления экономически необоснованных налоговых льгот (оказывается в количестве созданных специальных свободных экономических зон, приоритетных отраслей и т.д.) не способствует повышению эффективности инвестиций.
Особую роль в освобождении чистой прибыли от налогов путем включения в расходы производства играет ускоренное амортизационное списание основного капитала. Перечисление его в амортизационный фонд и использования для финансирования инвестиций на сегодня является главным методом стимулирования накоплений для инвестиций и важным инструментом воздействия на хозяйственный цикл. Льготы по амортизации могут устанавливаться дифференцированно для отдельных отраслей и сфер экономики, элементов основных средств, видов устаткування.
Прямые (административные) методы государственного регулирования базируются на силе государственной власти и реализуются с помощью средств запрета, разрешения и принуждения (они не связаны с созданием дополнительных материальных стимулов или опасностью финансового ущерба). Применение этих методов в большинстве развитых государств ограничивается прежде охраной окружающей среды, социальной защитой, денежными реформами, антимонопольными мерами, но роль таких методов значительно возрастает во время кризисных явлений в экономике страны. С развитием рыночной экономики функции прямого воздействия государства на инвестиционный процесс постоянно сужаются, это позволяет больше внимания сосредоточить на методах косвенного воздействия, которые государство как участник инвестиционного процесса реализует через свои институти.
Важное значение имеет метод налогового регулирования инвестиционной деятельности с использованием инвестиционного кредита. В мировой практике хозяйствования он составляет скидку с начисленной суммы налога, подлежащей выплате в размере определенного процента от стоимости приобретенного оборудования или оборудования. Ставка налогового кредита варьируется в значительных пределах в зависимости от срока службы приобретенного оборудования (максимальный размер - 7-10%, а минимальный - 2-3% общей стоимости инвестированных в оборудование средств).
Цена и ценообразование, являются составными ценовой системы, в инвестиционной деятельности также выполняют регулирующую функцию. В развитой рыночной экономике цены является основным инструментом уравновешивания спроса и предложения на товары и услуги, в административно управляемой системе (экономике) - это инструмент воздействия со стороны правительства. Например, при осуществлении инвестиционной деятельности на промышленную продукцию, перечень которой определен Кабинетом Министров Украины, устанавливаются фиксированные цены и тарифы, на продукцию или услуги производственно-технического назначения в определенных отраслях финансовыми органами страны устанавливаются договорные оптовые цены с учетом предельно возможного уровня рентабельности (определяется в процентах к себестоимости продукции).
Динамика и структура цен отражают общее состояние экономики страны. Время сами цены значительно влияют на структуру хозяйства, условия осуществления инвестиций, устойчивость национальной валюты, социальную сферу.
Другие основных форм воздействия государства на инвестиционный процесс, помимо уже указанных относят регулирование объектов и сфер инвестирования; разгосударствления и приватизации, лицензирования и квотирования экспорта и импорта инвестиций, государственный лизинг и стандартизации; экспертизу инвестиционных проектив.
Принятие законов и иных нормативных актов, регулирующих инвестиционную деятельность, относится к важнейших условий реализации инвестиционной политики. Законодательные акты регулирующие инвестиционную деятельность хозяйствующих субъектов в различных организационно-экономических умовах.
Регулирование объектов и сфер инвестирования определяет общие требования к их выбору и формирует наиболее приоритетные направления вложения капитала. Например в Украине согласно государственной программе привлечения иностранных инвестиций приоритетными сферами инвестирования признаны такие: агропромышленный, лесопромышленный, топливно-энергетический и металлургический комплексы; машиностроение, легкая, медицинская и химическая промышленность, связь, транспортная и социальная инфраструктури.
Регулирование участия инвесторов в приватизации осуществляется согласно законодательству и гарантирует инвесторам право участвовать в приватизации отдельных предприятий и объектов незавершенного строительства, право акционером. Ускорение приватизации часто позволяет существенно активизировать инвестиционную деятельность. Как показывает опыт, чем больше страна продвинулась путем приватизации, тем охотнее иностранные инвесторы вкладывают капитал в различные инвестиционные проекти.
Экспертиза инвестиционных проектов обязательна для объектов, реализуемых за счет бюджетных и внебюджетных средств. 1.5.


1.3. Макроэкономические условия осуществления и государственное регулирование инвестиционной деятельности 1.3.2. Анализ тенденций государственного регулирования инвестиционной деятельности в развитых странах мира