1.6. Методические основы проведения анализа инвестиционной привлекательности предприятия
Инвестиционная привлекательность предприятия характеризуется совокупностью показателей его финансового состояния, на основе анализа которых потенциальный инвестор может принять управленческое решение о целесообразности вложения свободных средств в развитие этого предприятия без значительного риска их потери или неполучения ожидаемого дохода на инвестированный капитал.Инвестиционная привлекательность отдельных предприятий как потенциальных объектов инвестирования оценивается инвестором при определении целесообразности капитальных вложений (инвестиций) в техническое перевооружение, реконструкцию или расширение действующих предприятий; выборе для приобретения альтернативных объектов приватизации; покупке акций того или иного пидприемства.
В современной практике хозяйствования применяется многоаспектный подход к анализу и оценке инвестиционной привлекательности предприятия. Общий экономическое и финансовое положение исследуемого предприятия в определении его инвестиционной привлекательности, как правило, должна отражаться рядом показникив.
Общая характеристика исследуемого предприятия по таким ее составляющим:
а) характеристика производственной базы (характер технологии, наличие современного оборудования, в том числе иностранного; экологическая вредность производства и складирование, наличие собственного транспорта; географическое положение; близость к транспортным коммуникациям, размер земельной площади, которую занимает предприятия);
б) характеристика технической базы предприятия (технологии; остаточная и восстановительная стоимость основных средств, коэффициент износа)
в) номенклатура выпускаемой продукции (объем производства; экспорт, состояние сырьевой базы; импорт сырья и материалов; связи с другими предприятиями; поставщики и потребители оценки стабильности спроса на продукцию / услуги, производимые / предлагаются)
г) производственная мощность, возможность наращивания объемов производства;
д) место предприятия в отрасли, на рынке, уровень монопольности предприятия;
е) характеристика дирекции, схемы управления, численность персонала, его структура, заработная плата;
е) уставный фонд; собственники предприятия; номинал и рыночная цена акций, распределение пакета акций;
ж) структура затрат на производство, в том числе по основным видам продукции, их рентабельность;
з) объем прибыли и ее использования за отчетный период.
II. Финансы предприятия:
а) состав дебиторской и кредиторской задолженности, ее анализ по времени возникновения и характеристикой должников;
б) показатели финансовой устойчивости и ликвидности;
в) анализ платежеспособности;
г) оценка прибутковости.
На основе анализа первой группы показателей инвестиционной привлекательности действующего предприятия производственного направления прежде предполагается установить стадию его жизненного цикла на момент проведения такого оцинювання.
Определение стадии жизненного цикла предприятия осуществляется путем проведения анализа и оценки показателей объема производства и реализации продукции, общей суммы активов, величины собственного капитала и суммы прибыли в динамике за несколько лет. По темпам изменения этих показателей можно сделать конкретный вывод о стадии жизненного цикла предприятия. Современная теория рынка рассматривает шесть таких стадий:
"Рождения" (продолжительность до 1 года);
"Детство" (от 1 до 2 лет);
"Юность" (3-5 лет);
"Ранняя зрелость" (6-10 лет)
"Окончательная зрелость" (11-20 лет);
"Старения" (21-22 года).
Наиболее высокие темпы прироста указанных выше показателей характерны для стадии "юность" и "ранняя зрелость"; стабильно высокие их значения характерны стадии "окончательная зрелость", а снижение - стадии "старения". Согласно сложившейся практике, инвестиционно привлекательными считаются предприятия (или объекты инвестирования на предприятии), находящихся в процессе роста, то есть на первых четырех стадиях своего розвитку.
Однако если продукция данного предприятия имеет положительные маркетинговые перспективы, а объем необходимых инвестиций в предполагаемое техническое перевооружение относительно небольшой, то целесообразно будет инвестирование и на стадии "окончательной зрелости", поскольку вложенные средства должны окупиться в кратчайшие сроки. На стадии "старения" осуществления инвестирования возможно лишь как исключение в случае, когда вместо строительства новых производственных мощностей, вследствие сравнительно меньших потребностей в инвестиционных ресурсах, предусматриваются перепрофилирование предприятия, диверсификация продукции випускаеться.
Но все-таки установления стадии жизненного цикла предприятия характеризует его инвестиционную привлекательность не в полной мере, поэтому для более углубленного и всестороннего анализа привлекательности объекта инвестирования в мировой практике используется система относительных показателей финансового анализа деятельности предприятия. Такой анализ позволяет оценить возможные доходность и сроки возврата инвестированных средств, выявить инвестиционные риски, влияющие на хозяйственную деятельность предприятия. Непосредственно для оценки инвестиционной привлекательности объекта инвестирования приоритетное значение имеют такие финансовые коэффициенты и соотношения: показатели ликвидности (ликвидность активов) показатели оборачиваемости (оборачиваемость активов) показатели структуры капитала (финансовая устойчивость) и показатели доходности (доходность капитала). Используя указанные коэффициенты, необходимо помнить, что они дают представление об инвестиционной привлекательности предприятия только тогда, когда представлены в динамике за несколько лет. В таком случае есть определенная возможность реально спрогнозировать результаты реализации планируемых инвестиционных программ и проектов предприятия, поскольку исследования показателей в динамике позволяет провести сравнительный анализ за период, например, "до и после" аналогичной реализации проектов в прошлом. Кредиторы внимательно следят за финансовыми показателями, чтобы иметь представление о способности предприятия выполнять взятые на себя долговые обязательства, покрывать фиксированные платежи доходами.
Исходя из того, с каких позиций оценивают хозяйственную деятельность предприятия различные заинтересованные стороны и пользователи информации (владельцы, учредители, акционеры предприятия; государственные контролирующие органы, кредиторы и др.)., Все финансовые коэффициенты, характеризующие инвестиционную привлекательность, можно условно разделить на подсистемы, представлены в табл. 1.2.
Как видно из таблицы, первую общую группу таких показателей формируют коэффициенты, отражающие интересы кредиторов (краткосрочных и долгосрочных), а вторую - коэффициенты, отражающие интересы акционеров предприятия. Рассмотрим эти показатели детальнише.
И. Коэффициенты, отражающие интересы кредиторов. В отличие от руководства и собственников предприятия, которые оценивают его как, работающий непрерывно, и заинтересованы в том, чтобы оно всегда успешно функционировало, кредиторы, кроме того, учитывают и возможность негативного развития событий, которые могут привести к банкротству предприятия и невозврата вложенных кредитных инвестиционных ресурсов. Поэтому для кредиторов анализ инвестиционной привлекательности заемщика прежде всего заключается в определении суммы долга, которую надеется вернуть кредитор в случае возникновения у предприятия проблем по обеспечению взятых на себя обязательств по погашению долгов. Итак, здесь идет речь о тщательном оценки рисков, особенно если кредит долгосрочным. Оно осуществляется с помощью ряда показникив.
1. Показатели ликвидности активов (Liquidity ratios). Как известно, ликвидность означает легкость, с которой актив можно превратить в деньги, не потеряв его стоимость. Поскольку защищенность интересов кредиторов значительной степени характеризуется размером привлеченных предприятием краткосрочных кредитов для финансирования собственных хозяйственных операций, то оценки и прогнозирования уровня ликвидности позволяет определить (или предсказать) способность предприятия оплачивать краткосрочные обязательства, предотвращать возможное банкротство за счет быстрой реализации отдельных видов имеющихся активов . Оценка ликвидности активов предприятия дает возможность сделать соответствующие выводы, насколько защищен обычный кредитор (иначе говоря, состояние ликвидности активов характеризует уровень инвестиционных рисков в исследуемом периоде).
К наиболее распространенных показателей, характеризующих ликвидность предприятия, относятся: коэффициент текущей ликвидности - Кпл (Current Ratio - CR),%, коэффициент мгновенного "критического оценивания" ликвидности - Кил (или иначе коэффициент "кислотного теста" {Quick ratio - QR,% )); чистый оборотный капитал.
Коэффициент текущей ликвидности (Current ratio) рассчитывается как отношение текущих активив1 (оборотных средств) к текущим (краткосрочным) обязательствам пидприемства.
Этот показатель свидетельствует, достаточно ли у предприятия средств, которые могут использоваться для погашения краткосрочных обязательств, т.е. показывает возможность покрытия текущих обязательств текущими активами.
Чем выше коэффициент, тем крепче предприятие в условиях возможных изменений рыночной конъюнктуры. Согласно международным стандартам считается, что для большинства предприятий этот показатель должен быть в пределах от 1 до 3. Значение показателя менее 1 может свидетельствовать о процессе финансирования приобретения основных средств за счет краткосрочной задолженности, что является абсолютно неприемлемым в практике эффективного управления предприятием. Однако и слишком высокий коэффициент ликвидности может свидетельствовать о плохом управления, заключающийся в "замораживании" средств и запасов, тогда как они должны приносить прибуток.
Доказано, что оптимальное значение названного показателя различен для каждой отрасли и типа предприятия. Можно считать приемлемым для промышленного предприятия коэффициент ликвидности от 2,0 и выше, для предприятий, предоставляющих коммунальные услуги, приемлемым является коэффициент 1,0, поскольку они могут достаточно точно предсказывать поступления средств за предоставленные услуги и имеют низкую текущую задолженность. Разница между текущими активами и текущими обязательствами образует оборотный капитал предприятия, которым оно может пользоваться для финансирования текущих потребностей в условиях плохой конъюнктуры.
Коэффициент мгновенной ликвидности (Acid-test (quick) ratio) - следующий показатель, характеризующий ликвидность активов предприятия и, по нашему мнению, является более совершенным, поскольку учитывает структуру активов, а следовательно, и мобильность капитала. Он определяется как отношение наиболее ликвидной части текущих активов (т.е. текущих активов без учета товарно-материальных запасов) к текущим обязательствам и показывает способность предприятия покрыть свои обязательства перед кредиторами в случае падения его товарооборота:
КМЛ = (Текущие активы - Товарно-материальные запасы) / Текущие зобовьязання
Очевидно, что предприятие, у которого накоплены большие объемы товарно-материальных запасов, как известно, очень медленно реализуются, будет менее ликвидным, чем предприятие, у которого накоплены значительные средства на счетах или есть хорошо диверсифицированный портфель ценных бумаг, а также дебиторская задолженность .
Значение коэффициента мгновенной ликвидности меньше 1 означает, что денежных средств и других текущих активов недостаточно для погашения текущих обязательств.
Иногда на практике целесообразно осуществить более детальное распределение с покрытия текущих обязательств, еще более ликвидными текущими активами, таким образом, соответствующих коэффициентов может быть больше. К категории высоколиквидных активов могут быть отнесены, кроме денежных средств, облигации внутреннего государственного займа, поскольку возможна их быстрая реализация на вторичном рынке ценных бумаг. На сегодня акции и облигации, эмитированные украинскими предприятиями, в отличие от корпоративных ценных бумаг развитых стран, вследствие неразвитости отечественного фондового рынка и отсутствия надежного механизма регистрации прав собственности не могут считаться высоколиквидными активами.
Дебиторскую задолженность можно считать лишь относительно ликвидными активами, при этом целесообразно дополнительно проанализировать ее составляющие. Долги различных покупателей продукции, бюджета, векселедателей и других дебиторов могут иметь совершенно разную ликвидность. Так, дебиторская задолженность по счетам дочерних предприятий в современных условиях не целесообразно принимать в счет ликвидных средств. Полученные векселя можно считать ликвидными только при условии, что векселедателем выступает солидный банк, и ни в коем случае не пидприемство.
В случае наличия крупных сумм долга со стороны бюджета (возникающие вследствие переплаты налоговых платежей в бюджет и т.д.), анализ этой статьи дебиторской задолженности необходимо осуществлять с учетом периода перерасчета с бюджетом и реальной возможности получения средств в ближайший период. Ликвидность выданных авансов можно считать низкой, поскольку со значительной вероятностью предполагается, что получатели авансов (поставщики, подрядчики) выполнят обещанные работы или послуги.
Ликвидность незавершенного производства или строительства необходимо оценивать, учитывая отраслевую специфику, близость сроков окончания строительства, наличие страхования объекта.
Чистый оборотный капитал, или рабочий капитал (Net working capital - NWC), составляет разницу между текущими активами предприятия и его краткосрочными обязательствами.
Превышение оборотных средств более краткосрочные обязательства свидетельствует, что предприятие способно погасить взятые на себя краткосрочные обязательства, а также соответствующие резервы для расширения своей деятельности, и наоборот. Таким образом, чистый оборотный капитал выполняет функции поддержания финансовой прочности и устойчивости. Оптимальный объем чистого оборотного капитала определяется в каждом конкретном случае отдельно и зависит, как правило, от особенностей хозяйственной деятельности предприятия и ее масштабов, объемов реализации, скорости оборачиваемости материальных средств. Однако необходимо отметить, что существенное превышение чистого оборотного капитала сверх установленной оптимальную его величину свидетельствует о нерациональном использовании ресурсов пидприемства.
2. Коэффициенты оборачиваемости активов. Показатели оборачиваемости активов во многом определяют эффективность инвестирования, поскольку характеризуют процесс управления активами, и определяют насколько быстро вложенные в производство средства оборачиваются в процессе хозяйственной деятельности предприятия. Внутрипроизводственные факторы деятельности предприятия, такие как эффективность маркетинговой, производственной, финансовой стратегии и тактики, прежде обусловливают продолжительность оборачиваемости активов предприятия. Однако при исследовании и анализе периода оборота различных активов необходимо осознавать и соответственно учитывать возможное влияние экономической ситуации в стране, скорость расчетных операций и другие внешние фактори.
Коэффициент (период) оборачиваемости товарно-материальных запасов (Stock turnover - ST) -