8.2. ПРЕДПОСЫЛКИ ЭКСПОРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Одной из важнейших предпосылок экспортной деятельности предприятия является соответствие его материальных ресурсов требованиям экспортной деятельности с позиций достаточности в количественном и качественном аспектах. Скажем, аграрное предприятие не сможет выработать качественные сельскохозяйственные товары, пригодные для экспорта, если у него будет мало качественных семян лучших сортов культур, достаточного количества удобрений и новых поколений ядохимикатов, современной техники для своевременного и качественного ухода и уборки, когда из-за недостатка ресурсов не будут соблюдать экологические требования или когда отсутствует поголовье животных лучших пород и линий тощо.
Важно также знать, что качественный товар, который пользуется спросом в Украине, не обязательно является таким, который хотят купить иностранные покупатели, поскольку они могут иметь иные привычки и вкусы. Кроме того, в стране импорта могут быть другие требования стандартов, другие местные обычаи ведения торговли, другая система веса и т.д.. Поэтому может возникнуть необходимость в приспособлении (адаптации) товара предприятия к зарубежного рынка збуту.
Как видим, возникает необходимость в определении годности товара для экспорта. При этом следует уделить особое внимание следующим вопросам:
• или характеризуется товар высокой и постоянной качеством. Это особенно важно для сельскохозяйственных товаров, многие из которых быстро повреждаются и подвергаются порче. Каков реальный срок хранения товаром высокого качества при существующих условиях его транспортировки и хранения?
• имеет ли товар по сравнению с другими аналогичными товарами только ему присущие особенности, которые улучшали возможности его сбыта за рубежом в потенциальных странах импорта? Если такие особенности существуют, то предприятие может рассчитывать на успех в экспортной деятельности. В противном случае возможности экспорта существенно сужаются или могут быть сведены к нулю, если предприятие не приложит усилий по продвижению товара на рынок. Однако следует помнить, что маркетинговые усилия требуют значительных средств, а это усложняет проблему ценовой конкурентоспособности товара;
• какой вид транспорта может быть использован для экспорта товара, вероятно величина транспортных расходов и насколько они повысят себестоимость продукции?
• нет торговых барьеров в потенциальных стран-покупателей, которые усложняли доступ товара на их рынок?
• если есть необходимость в адаптации товара к специфическим требованиям экспортного рынка, то сколько для этого потребуется времени и которые будут дополнительные расходы?
Каждое из перечисленных вопросов имеет принципиальное значение для экспортера, поэтому на них нужно иметь четкие и аргументированные ответы. Неудовлетворительное для экспортера вывод из любого вопроса может стать причиной его отказа от экспорта. При условии, что все параметры годности товара для экспорта удовлетворяют производителя, ему следует дать ответ на еще один очень важный вопрос: по какой цене он сможет продавать товар?
Для предприятия важно, чтобы минимальная экспортная цена на его товар была не ниже уровня, при котором его доход от экспорта был бы не меньше дохода, получаемого от реализации товара на внутреннем рынке. Если рассчитанная таким образом цена превышает конкурентную цену на международном рынке, то предприятию нужно найти возможности снижения затрат или отказаться на данном этапе от экспорта. Понятно, что для производителя экспорт может стать весьма эффективным, если минимальная цена ниже конкурентнои.
Важной предпосылкой экспортной деятельности является наличие у предприятия необходимых финансовых ресурсов. Экспорт - это деятельность, которая требует больших затрат, чем их испытывает производитель, реализуя товар на внутреннем рынке. Дополнительных расходов предприятие начинает нести еще до начала экспортных операций: на изучение международного рынка, на мероприятия по продвижению товара на рынок и т.д.. Кроме того, экспорт требует значительных дополнительных расходов на транспортировку товара, оплату таможенных пошлин, организации продажи товара в стране импортера и др.. Как мера в конкурентной борьбе предприятие может использовать уступки иностранному покупателю, предоставляя отсрочку платежа за товар. Становится очевидным, что экспорт требует больше наличных, чем ее необходимо иметь при реализации товара на внутреннем ринку.
При недостатке собственных финансовых ресурсов для осуществления экспорта частные или приватизированные малые и средние предприятия (причем в приватизированных предприятий доля государственного имущества не должна превышать 49%) имеют возможность воспользоваться средствами проекта развития экспорта, разработанного Всемирным банком, срок реализации которого до 2001 года. Главным воплотителем проекта является Укрэксимбанк Украине. Через его учреждения выделяется кредит украинским экспортерам в сумме 60 млн долларов. Кроме того, предоставляется 5 млн долларов для безвозмездной помощи экспортерам под соответствующие проекты. Но эти средства предприятие имеет право использовать только по таким направлениям деятельности, как развитие экспортного маркетинга, создания необходимой экспортной инфраструктуры, привлечение консультантов, повышение квалификации персоналу.
Предприятие может получить кредит или бесплатный грант только после того, как его проект пройдет экспертизу в Укрэксимбанке. Размер одного кредита не превышает 5 млн долларов. Причем собственный вклад предприятия-заемщика должен составлять не менее 30% суммы кредита. Обязательными условиями получения кредита и гранта является: во-первых, доходность проекта, которая должна быть не менее 15% от вложенных средств, во-вторых, обеспечение в течение всего срока погашения кредита коэффициента обслуживания долга (отношение суммы оплаты основного долга по кредиту вместе с начисленными за него процентами за финансовый год до денежных поступлений от проекта за этот же год) на уровне не менее 1:1,5, в-третьих, соотношение суммы всей задолженности предприятия, включая и этот кредит, и суммы собственного капитала должен составлять не более 70: 30.
На стадии принятия решения о привлечении данного вида кредита предприятие должно учесть то обстоятельство, что Укрэксимбанк может устанавливать по отдельным проектам неодинаков ссудный процент и сроки возврата платежа в зависимости от определенного им уровня кредитного ризику.
Успех экспортной деятельности в значительной степени зависит от ее кадрового обеспечения. На внешних рынках значительно выше конкуренция, чем на отечественном рынке. Чтобы в таких условиях успешно продавать свой товар, требуется высокая квалификация в области международной торговой практики руководителя предприятия, а также персонала, которому поручено осуществлять экспортные операции.
Если предприятие только начинает экспортную деятельность и рассматривает ее не как эпизодический акт, а как самостоятельный и долговременный направление развития, ему заранее надлежит подумать о коммерческой подготовку собственных кадров, предоставив им возможность пройти обучение в учебных заведениях. Но поскольку услугами этих кадров предприятие сможет воспользоваться позже, то на первых порах для уменьшения риска ему целесообразно нанять консультантов по экспорту. Это требует дополнительных затрат. Однако здесь следует помнить, что излишняя экономия в найме консультантов для организации и планирования экспортной деятельности на начальной стадии может привести к большим потерям, которые не идут ни в какое сравнение с расходами на оплату их послуг.
Чем больше масштабы экспортной деятельности предприятия, тем больше существует потребность в знании персоналом иностранных языков. Конечно, если предприятие осуществляет экспортные операции редко и бессистемно, то оно может нанять на время переводчика. Но регулярная экспортная деятельность требует, чтобы персонал, который осуществляет ее, хорошо владел прежде английском языке и, кроме того, желательно еще и языком страны экспорта. В международной торговой практике господствует выражение: купить товар можно на любом языке, но продавать лучше всего на родном языке клиента.
Кадровый персонал должен хорошо знать отечественное и международное право, регулирующее внешнеэкономическую деятельность. Ведь за нарушение действующего законодательства Украины (сознательно или бессознательно) к субъектам ВЭД применяются специальные санкции - временного приостановления ВЭД или режима индивидуального лицензирования. Причем индивидуальном лицензированию подлежат все без исключения виды ВЭД. Предприятию - нарушителю законодательства (нарушения в части антимонопольных мер, осуществления недобросовестной конкуренции, применения демпинга, нарушение ограничений на реэкспорт и т.д.) выдается разовая индивидуальная лицензия, за которую нужно платить государственную пошлину. Она является основанием для таможенного оформления грузов предприятия, к которому применен режим индивидуального лицензування.
По ликвидным товарам, перечень которых утверждается Министерством внешних экономических связей и торговли (МЗЕЗиТ) ежемесячно, кроме индивидуального лицензирования, осуществляется ценовая экспертиза этих товаров теми органами, которые выдают лицензии (на крупные контракты с ценой более 500 тыс. долларов для предприятий восточных областей или более 250 тыс. долларов для субъектов других регионов лицензии выдает управление экспортно-импортного контроля МЗЕЗиТ, а на контракты с меньшими суммами - областные управления внешнеэкономических связей).
К списку ликвидных сельскохозяйственных товаров, как правило, входят мясо, молоко и молочные продукты, зерно, горох, муку, крупы, семян и подсолнечника, шрот, масло подсолнечное, сахар, спирт этиловый, шкирсировина.
Предприятиям, к которым применена санкция временного приостановления ВЭД или индивидуального лицензирования, запрещено заключать договора поручения, комиссии, агентские, совместной деятельности, консигнации, дилерские, дистрибьюторские, аренды, найма и другие соглашения, которые предусматривают проведение внешнеэкономических операций другими способами или в пользу других лиц по доверенности или через передачу имущества в срочное пользование с целью проведения ВЭД.
8.1. Причин, ПРЕДПРИЯТИЯ К ЭКСПОРТА , и факторы, осложняющие ЕГО 8.3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИОРИТЕТНЫХ экспортных продуктов сельского хозяйства на предприятии