15.1. Определение ПРОФИЛЯ РИСКА
Сельскохозяйственное производство - это рискованное производство, одним из условий эффективного функционирования которого является успешное осуществление менеджмента риска. Это условие реализуется благодаря разработке обоснованной стратегии менеджмента риска. Такую разработку нужно осуществлять последовательно, шаг за шагом. Прежде всего необходимо определить профиль риска, т.е. определить контуры аналитического рисунка риска, перед которым стоит предприятие, а также выбрать альтернативные методы менеджмента риска. Анализируя и сравнивая шаг за шагом информацию, менеджеры могут в определенном системном порядке рассмотреть все имеющиеся альтернативные варианты своих действий и решений. Выделяют четыре этапа (шаги) этого процесса (рис. 15.1).Выбор фермером той или иной стратегии менеджмента риска зависит от его отношения к риску. Наконец, будет или не будет определенный уровень риска приемлем для фермера - это дело его личного выбора. Но при всех обстоятельствах профиль риска надо видеть именно поэтому, чтобы можно было определить и выбрать приемлемую для менеджера стратегию менеджмента ризику.
Наша задача состоит в том, чтобы очертить профиль риска для исследуемой фермы и определиться со стратегией менеджмента риска, учитывая при этом тот факт, что для данного предприятия характерен высокий уровень финансового риска в связи с большой задолженностью пред банком.
Этап 1. Определение целей. При обрисовке профиля риска важно как можно четче описать цели бизнеса. Прежде всего следует точно и ясно сформулировать направления производственной деятельности предприятия. Если, например, ведущей отраслью фермы являются свиноводство, то, описывая производственный процесс как «выращивание свиней», менеджер способен будет построить полный профиль риска для своего предприятия через расплывчатость формулировки цели. Точнее было бы описать производственный процесс как «выращивание и откорм молодняка до сдаточной веса» или «развод поросят на продажу».
Кроме производственных, нужно определить и финансовые цели, а также методы и средства маркетинга. Предположим, что исследуемая нами ферма поставила перед собой такую цель: получать выручку от реализации продукции в сумме, достаточной для своевременного погашения долговых обязательств, возмещения производственных затрат и получения прибыли, необходимой для дальнейшего развития господарства.
Этап 2. Оценка уязвимости к риску. Проведенный в предыдущем разделе анализ доходности активов и собственного капитала позволяет оценить степень риска, перед которым стоит ферма, или, другими словами, выявить степень уязвимости бизнеса к риску. Приобретенные знания по проблеме риска дают нам основания утверждать, что уязвимость фермы риску выражается в том, как много есть ее долговые обязательства и достаточно поступать средств для их погашения, следовательно, и вероятность невыполнения этих обязательств, что ставит под угрозу выживание фермы в бизнеси.
Этап 3. Определение источника риска. Осуществляется на основе анализа и оценки различных возможных комбинаций неблагоприятных для бизнеса событий (в нашем примере это низкая урожайность и низкая цена). Результаты такого анализа позволяют увидеть, какими будут последствия неблагоприятных событий для предприятия. Учитывая, что исследуемая ферма имеет достаточно большие долговые обязательства (должна уже начать погашать кредит и ежегодно выплачивает проценты по нему), угрожающим для нее является то, что выручка от реализации продукции и прибыль могут значительно колебаться из года в рик.
Этап 4. Разработка стратегии менеджмента риска. Существуют четыре общих составляющих (направления) стратегии менеджмента риска. Можно согласиться на риск, то есть взять его на себя, можно контролировать риск, можно передать риск другим, т.е. застраховать, и можно избегать риска, не прибегая к рискованным действиям и ришень.
Например, фермер контролирует риск возможных убытков, когда использует пестициды. Если он выращивает культуру, на посевах которой не распространяются вредители, он избегает риска порчи урожая. Если менеджер защищает аграрное предприятие от снижения цены на продукцию с помощью фьючерсных контрактов, он передает другим риск снижения цены. Предприятие, рассмотрело все возможные варианты выбора средств менеджмента риска и решило выращивать культуру, не применяя средств защиты растений, и не заключать фьючерсные контракты и не прибегать к другим действиям против риска, принимает риск на себя, т.е. соглашается рисковать.
Глава 15. СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ РИСКА | 15.2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ РИСКА И ПРИНЦИПЫ МЕНЕДЖМЕНТА РИСКА |