Создание резервов по кредитным рисками рассматривается как одно из важнейших направлений

Создание резервов по кредитным рисками рассматривается как одно из важнейших направлений повышения надежности коммерческих банков. Поскольку каждая страна, решая эту проблему, ищет собственные методы, критерии оценки кредитного риска, а также источники формирования резервов, то целесообразно рассмотреть указанные вопросы на примере украинской банковской системы, сравнив отечественный опыт по зарубижним.
Деятельность по созданию резервов на возмещение потерь по кредитным операциям коммерческих банков в Украине началась в 1995 году. Существующая до этого практика списания безнадежной кредитной задолженности без определения конкретных источников покрытия приводила к возникновению значительных расхождений между реальным капиталом банков и размеру капитала, отраженным в финансовой звитности.
В Украине в 1994 и 1995 годах уровень невозвращенных кредитов составил соответственно 28,3% и 23,3% от суммы предоставленных займов, что в денежном эквиваленте превысил совокупный размер капитала всех отечественных банков. Бесспорно, при таких условиях само существование банковской системы находится под угрозой, а иностранные инвесторы не могут доверять финансовой отчетности банков и поэтому уменьшают свой риск, ограничивая кредитование и выдвигая требования относительно наличного обеспечения аккредитивов.
Постановлением Правления НБУ от 30.06.95 № 167 было утверждено положение «О порядке формирования и размер страхового фонда коммерческих банков», в котором впервые в отечественной практике определялся порядок классификации кредитов и формирования резерва (в то время страхового фонда). Предполагалось, что резерв будет создаваться за счет расходов банка, по окончательным результатом соответствует формированию резерва за счет прибыли до налогообложения, как это и принято в международной практике. Но такая инициатива НБУ на то время не нашла законодательной поддержки. Поэтому в течение 1996 - 1997 годов коммерческие банки должны формировать резерв за счет чистой прибыли (после выплаты налогов), что стало значительным препятствием на пути создания резерва, адекватного по размерам реальной величине кредитного риска. Через значительные потери по кредитным операциям в предыдущие годы и полное отсутствие стимулов к созданию резервов в полном объеме украинские банки так и не смогли решить эту проблему.
В этот период совершенствовалась система классификации кредитов. Критерии, по которым кредиты относились к определенной группе, были сформулированы четко, наряду с качественными характеристиками вводились количественные, такие как срок просрочки, количество пролонгаций, стоимость залога. Пересматривались нормы отчислений по каждой группе кредитов и названия самих групп, а также методика определения финансового состояния позичальника.
Сейчас оценка качества кредитного портфеля в коммерческих банках Украины регламентируется Положением о порядке формирования и использования резерва для возмещения возможных потерь по кредитным операциям коммерческих банков, утвержденным постановлением Правления НБУ от 27.03.98 № 122 [10]. Согласно этому Положению кредитный портфель банков классифицируется, то есть каждый кредит оценивается по степени риска и относится к одной из пяти групп: стандартные, кредиты под контролем, субстандартные, сомнительные и безнадежные кредити.
Уровень кредитного риска определяется по следующим признакам: оценка финансового состояния заемщика; соблюдение им графика погашения основной суммы кредитной задолженности и процентов по ней. Методика анализа и оценки финансового состояния заемщика каждый банк разрабатывает самостоятельно с учетом требований и рекомендаций НБУ, основных положений своей кредитной политики и конкретных экономических условий. Критерии оценки финансового состояния заемщика и методика его определения документально фиксируются банком в отдельном положении, которое утверждается Правлинням.
Погашения заемщиком кредитной задолженности по основной сумме и процентам определяется так:
хорошо - задолженность по кредиту и проценты выплачиваются в установленные сроки и по кредиту, пролонгированным один раз на срок не более 90 дней
слабое - срок просроченной задолженности по кредиту и процентам составляет не более 90 дней по кредиту, пролонгированным на срок свыше 90 дней, вовремя выплачиваются проценты;
недостаточное - просроченная задолженность по кредиту и процентам по ним составляет более 90 дней или задолженность по пролонгированным кредиту более 90 дней и проценты не сплачуються.
Сумма задолженности по каждому кредиту при определении размера резерва может быть уменьшена на стоимость гарантий Правительства Украины или иностранных банков некоторых стран, а также на стоимость залога - денежных вкладов и депозитов заемщика, размещенных в банке, имущества и имущественных прав заемщика. Залог оценивается по рыночной стоимости, но для расчета размера резерва включается не более 50% стоимости, определенной договором залога. Если залогом служат государственные ценные бумаги, то при расчетах учитывается их рыночная вартисть.
По указанным критериям классификации подлежат все кредиты в национальной и иностранной валютах (без процентов и комиссий), предоставленные банком, в том числе: по депозитам, размещенным в других банках; кредитам, предоставленным другим банкам; кредитами, которые предоставлены субъектам хозяйственной деятельности, включая овердрафты, учтенные векселя, факторинг, финансовый лизинг и предоставленные гарантии. Резерв формируется в соответствии с сумм фактической кредитной задолженности по группам риска и установленных норм отчислений (в процентах), которые отражают степень кредитного риска по каждой группе кредитив.
Сравним системы создания резерва в Украине и США, поскольку они имеют много общего (таблица 3.1). Отметим, что хотя экономическое положение этих стран существенно отличается, размеры отчислений в целом идентичны (по последним трем группам).
По группе стандартных кредитов формируется общий резерв за счет прибыли прошлых лет, отчисления в который проводятся ежеквартально. По кредитам, отнесенным к другим группам, - под контролем, субстандартными, сомнительными и безнадежными - создается специальный резерв, отчисления в который относятся к коммерческого банка. Согласно действующему налоговому законодательству 40% от объема начисленного резерва включается в валовые расходы и не облагается, а остальные - подлежит оподаткуванню.
Поскольку размер специального резерва учитывая реальное состояние кредитных портфелей украинских банков довольно значительный (и это не позволяет сформировать его в короткий период), НБУ предусмотрен специальный график создания резерва. По безнадежным кредитам резерв формируется до 01.01.98, а в дальнейшем - не позднее следующего квартала после отнесения кредита к категории безнадежных. По кредитам под контролем, субстандартными и сомнительными специальный резерв формируется не позднее 01.07.99 равными долями ежеквартально в размере 12,5% от расчетной величины резерву.
Следовательно, величина специального резерва, отнесена на расходы банка, уменьшает прибыль и соответственно базу. Это создает для банков стимул для адекватной оценки качества кредитного портфеля и формирования резерва в полном объеме. В случае уменьшения расчетной величины специального резерва по сравнению с предыдущей отчетной датой вследствие улучшения качества портфеля или при возвращении предварительно списанного кредита избыточная сумма резерва или полученная компенсация направляется на увеличение доходов. Кредитную задолженность за счет общего и специального резервов списывают по решению Правления коммерческого банка и согласно действующему законодавством.
Создание системы резервирования по кредитам в банковской практике рассматривается как важный этап процесса стабилизации банковской системы в целом, но для оценки совокупного риска банка абсолютных данных еще недостаточно. Качество кредитного портфеля определяют с помощью относительных показателей, таких как соотношение величины резерва и общего объема выданных кредитов или работающих активов банку.
Во многих странах качество кредитного портфеля, или кредитный риск банка рассматривается как показатель качества всех совокупных активов. Такой подход оправдан, поскольку кредиты наиболее рисковой частью активов банка и именно кредитный портфель в значительной мере определяет общий уровень рискованности активов. Это дает основания по размерам резерва судить о качестве активов банка. Для оценки качества активов банка применяется коэффициент k, исчисленный как отношение средневзвешенной суммы классифицированных активов к капиталу банка и выраженный в процентах. Во средневзвешенной суммой классифицированных активов понимают совокупный размер возможных потерь по активным операциям и, прежде всего, по кредитам, который определяется размерами специального резерву.
k = ВКА / К * 100
где ВКА - средневзвешенная сумма классифицированных активов К - капитал банку.
Например, по методике, принятой в США, числитель этого показателя равен сумме 20% субстандартных, 50% сомнительных и 100% безнадежных кредитов, то есть фактически определяется по размеру резерва на возмещение потерь по кредитным операциям банка. Отечественная методика оценки качества активов по аналогичным показателям еще окончательно не отработана.
Уровень возможных потерь по кредитным операциям сравнивается с капиталом банка, а не с другими показателями, потому что эти потери должны компенсироваться за счет собственных средств банка. Банки, обладающие значительным капиталом, имеют и высокую степень защиты своих вкладчиков.
Для коэффициента k введен шкалу значений, по которой оценивается качество активов. Именно такой подход к оценке активов предлагается рейтинговой системе «CAMEL», принятой в практике банковского надзора многих стран. Шкала значений коэффициента k, по которой банку присваивается определенный рейтинг качества активов, не является унифицированной или стандартной. Конкретные пределы изменения коэффициента должны быть определены для каждой страны с учетом существующих экономических условий и состояния банковской системы. В 1994 году система «CAMEL» была принята в России, причем в то время критерии оценки качества активов значительно отличались от принятых, например, в США (табл. 3.2). С 1997 года система «CAMEL» используется НБУ для оценки финансового состояния коммерческих банков Украини.
Как видно из табл. 3.2, в подходах к оценке качества активов в разных странах существуют значительные различия, закономерно. Порядок оценки, принятый в США, ориентирован на стабильную, развитую и сильную в финансовом плане банковскую систему, где банки обладают значительным капиталом. Автоматический перенос такого порядка в страны со слабыми банковскими системами, которые находятся в стадии становления, было бы некорректным и привело бы к неудовлетворительному рейтинге многих банков. Однако система оценок, принятая в России, не защищает вкладчиков и акционеров банка, поскольку банк, в котором потери по кредитам могут поглотить весь капитал, получает даже не «неудовлетворительное», а «предельный» рейтинг.
Научно обоснованная система оценки качества активов определяется на базе статистических исследований. Для всех банков, действующих в данной стране, рассчитывается коэффициент k. Зависимости от значений коэффициента банки делятся на 5 групп. Диапазон изменения коэффициента k для банков, вошедших в группу наиболее надежных и стабильных, берется за основу при определении допустимых пределов для оценки активов с рейтингом «хорошо». Аналогичные расчеты проводятся по каждой группе банков, в результате чего и формируется шкала оценки качества активив.
Следовательно, качество кредитного портфеля банка оценивается по размеру возможных потерь по кредитным операциям, который определяется в процессе формирования специального резерва. Соотношение резерва и капитала банка рассматривается как основной показатель оценки качества активов банка при определении рейтинга по системе «CAMEL».
Под кредитоспособностью заемщика понимают способность юридического или физического Независимо от качества кредитного портфеля и методов, применяемых при управлении