Управление ликвидностью банка требует немедленного принятия решений, имеющих важное

Управление ликвидностью банка требует немедленного принятия решений, имеющих важное долгосрочное влияние на его прибыльность. Одно из основных направлений такого управления - менеджмент денежной позиции банка. Денежная позиция банка определяется отношением суммы средств на корреспондентском счете и в кассе банка к его совокупных активов. Показатель денежной позиции банка тесно связан с нормами обязательного резервирования, которые являются основным инструментом денежно-кредитной политики в большинстве стран свиту.
Обязательные резервы - это определенная сумма активов, которые коммерческий банк согласно действующему законодательству обязан хранить в центральном банке. Роль резервов могут выполнять только определенные виды активов - средства на корсчете в центральном банке и наличные средства в кассе коммерческого банку.
Объем обязательных резервов определяется нормами резервирования, которые устанавливает центральный банк, и структурой и объемом депозитных обязательств каждого банка. Как правило, законодательством страны регулируются верхняя и нижняя границы резервных требований, в диапазоне которых центральный банк фиксирует фактически действующие нормы резервирования согласно с состоянием кредитного рынка и задачами текущей денежной политики.
Формирования обязательных резервов имеет целью: 1) регулирование денежной массы в обращении, 2) обеспечение своевременности осуществления платежей по требованиям клиентов, 3) поддержание ликвидности коммерческого банку.
Обязательные резервы в полном объеме могут быть использованы банком только в случае прекращения его деятельности. Тогда центральный банк дает разрешение на использование резервов для расчетов по обязательствам банка. В остальных случаях использование резервных средств ограничено и регламентируется соглашением между коммерческим и центральным банком, которым определяются характер и частота использования зарезервированных средств, сроки пополнения остатков на резервном счете, гарантии и санкции. Как правило, на сумму обязательных резервов проценты не начисляются, поэтому по сути резервные средства являются «потерянными» для банка, т.е. неприбыльными активами.
Создание системы обязательного резервирования как инструмента регулирования ликвидности - одна из самых противоречивых проблем в деятельности центральных банков. С одной стороны, существование механизма резервирования снижает риск банковской системы и является необходимым элементом государственного регулирования денежной маси.
С другой стороны, такая система имеет существенные недостатки. Значительная часть кредитных ресурсов изымается из банковского, а в конечном итоге и из производственного сектора. Резервирования привлеченных средств увеличивает их стоимость, что заставляет банки устанавливать повышенные требования к доходности активных операций. Итак, система резервных требований является достаточно дорогой с точки зрения упущенных возможностей банка по получению доходов. Поскольку использование резервов возможно лишь в экстремальной ситуации банкротства, то сформированный централизованно фонд служит не столько для обеспечения ликвидности конкретного банка, сколько для поддержания совокупной банковской ликвидности.
Совершенствование методики установления резервных требований имеет несколько направлений, которые основываются на использовании мирового опыта:
вложения зарезервированных средств в государственные ценные бумаги, приносящие доход;
выплата коммерческим банкам частичной компенсации за хранение минимальных резервов;
установление дифференцированных требований резервирования в зависимости от типа кредитного учреждения; срока деятельности; размеру активов и капитала, особенностей региона и состояния денежного рынка, структуры и уровня рискованности активов;
дифференциация нормативов резервирования в зависимости от вида депозитного вклада и его воздействия на тот или иной агрегат денежной маси.
В большинстве развитых стран минимальные нормы обязательных резервов дифференцированы в зависимости от вида, размера и срока депозитных обязательств, а некоторые виды депозитов вообще не является объектом резервных требований (доп. 12).
Национальный банк Украины устанавливает единую норму резервирования, которая пересматривается в зависимости от экономической ситуации в государстве. В 1997 году норма резервирования была снижена с 15 до 11%, но на 1998 год из-за осложнения ситуации на финансовом и валютном рынках НБУ вынужден был вновь поднять норматив до 15%, а начиная с сентября 1998 года - до 16,5%. Обязательному резервированию в нашей стране подлежат все средства юридических и физических лиц, привлеченных коммерческими банками в национальной и иностранной валюте, независимо от источников, размеров и сроков их размещения на счетах. Такой подход упрощает расчет размера обязательных резервов, который осуществляется путем умножения нормы резервирования на среднеарифметическую сумму остатков привлеченных средств за отчетный период. К привлеченных коммерческими банками средств относятся средства, находящиеся на депозитных, расчетных, текущих, бюджетных счетах юридических и физических лиц, а также средства других общебанковских рахункив.
Обязательные резервы формируются в целом по консолидированному балансу коммерческого банка так: соответствующая сумма средств обязательных резервов в национальной валюте удерживается на корреспондентском счете коммерческого банка в НБУ и в кассе банка за определенный период. Как правило, коммерческие банки имеют право до 30% суммы обязательных резервов держать в форме наличности в национальной и иностранной валюте в своих кассах, но в периоды обострения финансовых кризисов это положение может быть отменено. Объем обязательных резервов коммерческий банк определяет ежедекадно в размере установленного процента от среднеарифметическим остатков привлеченных банком средств. На сумму резервов, сформированных по счетам физических лиц, банки имеют возможность приобрести ОВГЗ и получать соответствующий доход. Когда банк нарушает минимальные резервные требования, с него в бесспорном порядке взимается штраф, размер которого зависит от учетной ставки НБУ и суммы дефицита обязательных резервив.
В США допускается дефицит в размере 2% от суммы обязательных резервов, а на любую сумму, превышающую 2%, налагается штраф в размере учетной ставки ФРС плюс 2% от суммы дефицита. В случае повторного возникновения проблем коммерческий банк подлежит тщательной проверке со стороны органов банковского нагляду.
Основная цель менеджмента банка в сфере управления обязательными резервными требованиями - поддержать предусмотренные законом резервы на минимальном уровне и не допустить ни излишков, ни дефицита. Избыточные резервы не приносят процентных доходов и поэтому снижают возможности получения прибыли, а дефицит резервов влечет за собой расходы, связанные с применением штрафных санкций, нарушает отлаженную работу банка, снижает ее ефективнисть.
Определив объем необходимых резервов, менеджер должен сравнить его с объемом имеющихся наличных средств в кассе и на корреспондентском счете в центральном банке. Если сумма наличных совокупных средств выше той, которую рассчитано согласно резервными требованиями, то банк имеет избыточные резервы. Следовательно, менеджер должен быстро инвестировать излишки, поскольку такие активы не приносят дохода. Как правило, банк продает остатки резервных средств на межбанковском рынке другим финансовым учреждениям, которые в них нуждаются. Если очевидно, что избыток может сохраняться длительное время, банк покупает ценные бумаги или предоставляет клиентам новые кредиты. Альтернативной стоимостью избыточных резервов является утраченные возможности получения дохода при инвестировании средств хотя бы под минимальную ставку.
В случае, когда расчетный объем резервных требований превышает фактическую сумму резервных активов, то банк имеет дело с дефицитом резервов, который необходимо немедленно ликвидировать. Ресурсы для пополнения обязательных резервов могут быть заимствованы в центральном банке или на межбанковском рынке. Если прогнозируется значительный по размерам дефицит или сохранение его в течение длительного времени, менеджмент может прибегнуть к реструктуризации баланса, продав ликвидные ценные бумаги или уменьшив объемы кредитування.
На источников пополнения обязательных резервов влияют следующие факторы:
срочность покрытия дефицита;
продолжительность необходимости пополнения резервов;
возможность доступа банка к рынкам ликвидных средств;
относительная стоимость источника пополнения резервов;
рискованность источников;
возможность проведения операций хеджирования с целью избежания процентного риска;
правила регулирования, ограничивающие использование некоторых источников;
перспективы денежно-кредитной политики в стране, прогноз изменения учетной ставки, норм резервирования и т.д.;
результаты прогнозирования кривой доходности и ожидаемые изменения процентных ставок по сравнению с процентным риском, которому подвергается банк при заимствовании коштив.
Менеджмент банка должен внимательно изучить и сопоставить преимущества и недостатки каждого источника, выяснить влияние перечисленных факторов и сделать правильный выбор среди альтернативных источников пополнения обязательных резервных вимог.
Как видим, управления уровнем ликвидности и обязательного резервирования требует быстрого принятия решений, имеющих важные долгосрочные последствия и влияют на прибыльность банка. Поэтому в банках часто создаются специализированные структурные подразделения, которые решают проблемы ликвидности и одновременно управляют денежной позицией банка. Специалисты таких отделов называются «менеджерами, которые ведут денежный направление».
Многие банкиры-практики считают, что основным индикатором состояния ликвидности банка является оценка его положения рынке, который чутко реагирует на любые изменения. Менеджмент должен уделять особое внимание сигналам, поступающим с рынка, таким как потеря части депозитов, снижение рыночной цены акций банка, повышение стоимости заемных средств, осложнения при реализации депозитных сертификатов и ценных бумаг, отсутствие спроса на открытие новых счетов. Для клиентов и партнеров банка сигналами, свидетельствующими о снижении его ликвидности, может быть отказ предоставить потенциально выгодные кредиты, большие объемы и высокая частота заимствований на межбанковском рынке и в центральном банке, продажа высоколиквидных ценных бумаг, продажа активов с убытком для банку.
В конце концов именно уровень доверия к банку со стороны рынка определяет границы диапазона, в котором регулируется денежная позиция. Привлекателен для клиентов банк может позволить себе более рискованно управлять денежной позицией, постоянно поддерживая ее на предельном уровне. И наоборот, банк, доверие к которому со стороны рынка пошатнулась, вынужден создавать не только обязательные, но и страховые резервы на случай кризисных ситуаций.
В условиях Украины рисковый подход к управлению денежной позицией приемлем только для достаточно крупных и стабильных банков (особенно бывших государственных), которые имеют прочную клиентскую базу и соответствующий уровень организации расчетно-кассового обслуживания для прогнозирования движения денежных потоков. Такие банки имеют широкий доступ к рынку ликвидных средств и могут в критической ситуации оперативно пополнять резервы и поддерживать денежную позицию. Разветвленная сеть корреспондентских счетов и соответствующая информационная база позволяют регулировать доходность, согласовывая этот процесс с предельными размерами риска несбалансированной ликвидности. Время большинство банков (особенно вновь) вынуждены оперировать преимущественно высоколиквидными ресурсами, которые имеют высокую стоимость. Политика постоянного поддержания резервов на уровне, достаточном для удовлетворения требований норм обязательных резервов, особенно во время пиковых периодов роста депозитов, приводит к снижению показателей прибыльности таких банкив.
Пока возможности отечественных банков по выбору методов управления ликвидностью достаточно ограничены. Отсутствие развитого рынка ценных бумаг и внутреннего срочного рынка, непредсказуемость состояния финансового рынка и экономической ситуации в целом, высокий уровень политического риска страны, почти полностью блокирует выход банков на международные рынки, - все эти факторы делают невозможным применение некоторых инструментов управления ликвидностью в современных условиях. Не имея возможности использовать гибкие подходы к регулированию ликвидности, банки решают дилемму «ликвидность - прибыльность» в пользу последней. Такая практика привела к кризисного положения и банкротства многие отечественные банкив.
Менеджмент украинских банков должен шире использовать методы исследования и прогнозирования перспектив денежно-кредитной политики НБУ для определения направлений изменения условий кредитования и процентных ставок на финансовых рынках, а также смелее внедрять практику хеджирования ценовых рисков, чтобы избежать неопределенности стоимости ликвидных активив.
В целом управление ликвидностью является составной общего процесса управления активами и пассивами банка, поэтому выбор инструментария первую очередь зависит от принятой в конкретном коммерческом банке стратегии управления активами и пассивами.
Политика ликвидности направлена на решение дилеммы «ликвидность - прибыльность». ГЛАВА 6. Управление активами и пассивами