1.4.4. Бухгалтерские счета и двойная запись
Данные бухгалтерского учета , отраженных в документах , должны быть сгруппированы , в частности по видам активов и других объектов бухгалтерского учета. Это необходимо для определения остатков поступления и выбытия за каждым из объектов учета. С этой целью открываются бухгалтерские счета.
Бухгалтерские счета - это способ обобщения экономически однородным группам и текущего учета активов , капитала , обязательств , расходов и доходов предприятия.
Для того , чтобы понять сущность бухгалтерского счета , представьте себе , что Вы хотите вести учет доходов и расходов Вашей семьи. Удобнее всего это сделать , разделив страницы в тетради пополам вертикальной линией , чтобы с одной стороны вписывать поступления денег , а с другой - расходы. С нужной Вам периодичностью (раз в месяц или в неделю) можно определить остаток средств.
Если же Вы частный предприниматель или как частное лицо ведете торговлю на рынке , Вам нужно уже не менее трех таких тетрадей - для учета денег , товаров и расчетов с поставщиками. Это в простейшем варианте и будет бухгалтерский счет - страница , разделена пополам , где с одной стороны отображается увеличение (денег , товаров , долгов) , а с другой - их уменьшение. При этом каждая половина страницы может быть разделена на несколько граф - для отражения движения по различным видам товаров или по разным статьям расходования денег.
На крупном предприятии таких счетов требуется гораздо больше - для учета запасов , основных средств , уставного капитала , расчетов с бюджетом , с разными дебиторами , кредиторами и др. . То есть для каждого из объектов бухгалтерского учета открывается отдельный счет.
В теории бухгалтерского учета счет изображают в виде большой буквы Т ( Т- счет) , при этом левая сторона счета называется "Дебет " (сокращенно Т или Дт ) , а правая - "Кредит" (К-т , Кт ):
Т
К-т
Сальдо начальное Обороты кредитные Обороты дебетовые Сальдо конечное
Дебет ( от лат. Debet - должен) - левый бок бухгалтерского счета.
Кредит ( от лат. Kredit - верить) - правый бок счета.
Сальдо - остаток по счету на начало или конец периода; в большинстве случаев конечное сальдо по счетам определяют в конце каждого месяца.
Обороты - изменения по дебету и кредиту счетов в результате хозяйственных операций.
Отметим , что счета открываются для каждого из объектов бухгалтерского учета. При этом счета для учета активов построены таким образом , что в них увеличение активов отражается по дебету , а уменьшение - по кредиту на счетах капитала и обязательств , наоборот, увеличение отражается по кредиту , а уменьшение - по дебету. Вспомним балансовые уравнения и , забегая вперед , отметим , что в бухгалтерском балансе активы отображаются слева , а капитал и обязательства по правой ; называются, соответственно , актив и пассив баланса.
По балансу бухгалтерские счета бывают активные (А) , пассивные ( П ) и активно -пассивные ( А- П).
Активные счета - счета для учета наличия и движения активов и затрат предприятия : в основном , они открываются для статей актива баланса , увеличение активов отражается по дебету счета , уменьшение - по кредиту , сальдо дебетовое.
Пассивные счета - счета для учета капитала , обязательств и доходов предприятия , открываются , главным образом , для статей пассива баланса , увеличение отражается по кредиту, уменьшение - по дебету счета , сальдо кредитовое.
Активно- пассивные счета - это счета , на которых может быть и дебетовое , и кредитовое сальдо ( главным образом , это счета расчетов и финансовых результатов).
Определение конечного сальдо активного счета:
Сальдо конечное = Сальдо начальное дебетовое Обороты по дебету - Обороты по кредиту.
Определение конечного сальдо пассивного счета:
Сальдо конечное = Сальдо начальное кредитовое Обороты по кредиту - Обороты по дебету.
примеры
активный счет
По счетам расчетов сальдо определяется развернуто - по каждому дебитору или кредитором , а позже сворачивается.
Все предприятия в Украине (кроме бюджетных предприятий и банков) пользуются единым Планом счетов [3 ] , который приведен в приложении Б. В Плане счета сгруппированы в соответствии с объектов бухгалтерского учета в классы. Первые три класса - это активы (почти все счета активные) , 4-й класс - капитал (пассивные главным образом) , 5-й и 6- й классы - обязательства , 7-й - доходы , 8-й и 9 - и - расходы (в приложении Б в отдельной графе указано характеристику каждого счета по балансу ).
Каждый счет в Плане имеет свой номер: первая цифра номера означает номер класса , а вторая - номер счета в классе.
Много счетов имеют субсчета - это счета второго порядка , детализация основного счета , третья цифра в номере означает номер субсчета. Могут открывать субсчета второго , третьего порядка.
Например , к субсчету 641 " Расчеты по налогам " надо открыть субсчета по видам налогов:
641.1 (или 6411, 641/ 1) - " Расчеты по налогу на прибыль";
641.2 ( 6412, 641/ 2) - " Расчеты по налогу на добавленную
стоимость "и т.п. .
Рассмотрим , как хозяйственные операции отражаются на бухгалтерских счетах. Здесь существует четкая и гармоничная закономерность - каждая операция вызывает изменения не менее чем на двух счетах одновременно.
например :
1) Получили материалы - увеличение дебету субсчета 201 "Сырье и материалы" , но одновременно увеличение долга
перед поставщиками по кредиту счета 63 " Расчеты с поставщиками и подрядчиками".
2) Получили деньги в кассу со счета в банке - увеличение по дебету счета ЗО " Касса" и уменьшения на ту же сумму по кредиту счета 31 "Счета в банках".
Таким образом , сумма каждой операции отображается одновременно по дебету одного (или нескольких ) счетов и по кредиту другого ( или нескольких ) счета. В этом заключается сущность такого элемента метода бухгалтерского учета , как двойная запись.
Двойная запись означает , что каждая хозяйственная операция записывается на бухгалтерских счетах два или более раз.
Корреспонденция счетов - это взаимосвязь между бухгалтерскими счетами вследствие отражения на них хозяйственных операций.
Если деньги получены из банка в кассу , то по этой операции счет ЗО " Касса" корреспондирует со счетом 31 " Счета в банке " и наоборот. В Инструкции к плану счетов [4] для каждого счета перечислены тех счетов , с которыми он может корреспондировать по дебету и кредиту.
Каждую хозяйственную операцию нужно отразить на счетах бухгалтерского учета , т.е. записать ее сумму по дебету и кредиту соответствующих счетов. Это называется сделать бухгалтерская проводка ( проводку) .
Бухгалтерская проводка - это отражение хозяйственной операции и ее суммы на бухгалтерских счетах с указанием , какие счета дебетуются , а какие кредитуются.
Чтобы сделать бухгалтерскую проводку , надо:
1) определить экономическое содержание операции;
2) решить , какие счета участвуют в проведении;
3) определить характеристику счетов (А , П , А-П ) и решить , на каком счете изменения отражать по дебету , а на каком - по кредиту ;
4) написать проведения.
пример
Получены деньги из банка в кассу - субсчет 311 и счет ЗО , активные , на счету ЗО - увеличение , по дебету , на субсчете 311 - уменьшение по кредиту. В бухгалтерском учете записывают так:
Д -т 30 К- т 311.
Примеры бухгалтерских проводок по получению или расходования денег:
1. Получено краткосрочную ссуду банка на текущий счет:
Д- т 311 К-т 60.
2. Оплачено заем банка с текущего счета: Д- т 60 К- т 311.
3. Выдано из кассы под отчет: Д- т 372 К-т ЗО.
4. Возвращены в кассу неизрасходованные остатки подотчетных сумм: Д- т ЗО К-т 372.
5. Выплачено из кассы заработная плата: Д- т 661 К -т ЗО.
6. Получены производственные запасы от поставщика: Д- т 20 К -т 63.
7. Оплачены счета поставщика с текущего счета: Д- т 63 К- т 311.
8. Получена оплата от покупателей : Д- т 311 К- т 36.
9. Возвращены деньги из кассы в банк: Д- т 311 К-т ЗО.
Рассмотрим упрощенную схему отражения на счетах процессов заготовки , производства и реализации. Схема процесса заготовки
1. Получены материалы от поставщика: Д- т 20 К -т 63.
2. Оплачены счета поставщика: Д- т 63 К- т 311.
На Т -счетах эта схема будет иметь вид:
Затраты на производство группируют по деоетом счетов
Рассмотрим учет прямых затрат:
1. Переданы в производство материалы , МБП:
Д- т 23 К -т 20 , 22.
2. Начислена заработная плата производственному персоналу : Д -т 23 К- т 661.
( Начисление зарплаты административному персоналу будет осуществлено проводкой Д -т 92 К -т 661 , загальновирбничому : Д -т 91 К-т 661).
Начислена амортизация необоротных активов: Д- т 23 К -т 13 .
Начислено отчисления на социальные мероприятия : Д -т 23 К -т 65. Спасение расходы: Д- т 23 К -т 372.
Начислен долг за коммунальные услуги: Д- т 23 К -т 685.
Переданы на склад по производству готовой продукции : Д -т 26 К- т 23 .
Схема процесса реализации
В процессе реализации предприятие должно получить доход за счет разницы между продажной стоимостью продукции и ее себестоимостью. В бухгалтерском учете себестоимость реализованной продукции списывается в дебет счета 90 "Себестоимость реализации" , а доход от реализации - в кредит счета 70 "Доходы от реализации". В конце отчетного периода (месяца , квартала или года ) себестоимость и доход списываются на счет 79 "Финансовые результаты" , на котором определяется финансовый результат как разница между кредитом и дебетом.
Бухгалтерские проводки рассмотрим с числовыми данными - себестоимость продукции 7000 грн. , Цена реализации 9000 грн. (налог на добавленную стоимость не рассматриваем , пока ознакомимся с сущностью отражение на бухгалтерских счетах основных хозяйственных процессов). И еще вспомним принцип начисления , согласно которому доход от реализации необходимо отразить при отгрузке продукции.
1. Отгружено продукции: Д- т 90 К -т 26 7000 грн.
2. Отражен доход от реализации и задолженность покупателя:
Д- т 36 К -т 70 9000 грн.
В конце отчетного периода списана на счет финансовых результатов:
3. доход:
Д- т 70 К- т 791 9000 грн.
4. себестоимость:
Д- т 791 К -т 90 7000 грн.
5. Поступила оплата от покупателей : Д- т 311 К -т 36 9000 грн.
Финансовый результат = К-т 791- Д- т 791 = 9000 - 7000 == 2000 грн.
1.4.3. Оценка и калькулирования | 1.4.5. Баланс и отчетность |