Э. Хансен. Экономические циклы и национальный доход > Глава 7. Экономический баланс страны
Теория экономического баланса страны (the nation's economic budget) представляет собой новую отрасль экономической статистики. Она является весьма важным орудием анализа сводных экономических показателей. Она представляет собой результат развития кейнсианского экономического мышления и составляет один из главных вкладов экономической науки не только в дело понимания способа функционирования экономической системы, но и особенно в разработку практической экономической политики. Ни один президент Соединенных Штатов не может больше дать обзор "положения страны", или представить проект бюджета федерального правительства, или по-настоящему взвесить воздействие каких-либо мер государственной политики на экономику страны в целом, не столкнувшись с проблемой экономического баланса страны.
И действительно, в соответствии с законом о занятости, принятым в 1946 г., президент официально обязан представлять ежегодно конгрессу не только традиционное послание о положении страны и традиционное послание о государственном бюджете. Он обязан теперь представлять к открытию каждой очередной сессии конгресса доклад по вопросам экономики, который должен в соответствии с требованиями закона о занятости содержать в себе анализ текущих и перспективных уровней занятости и покупательной способности, обзор экономических условий и правительственных мероприятий, оказывающих влияние на занятость, и, наконец, программу федерального правительства в области осуществления провозглашенной политики максимальных уровней занятости, производства и покупательной способности, положенной в основу указанного закона. На практике это означает (как подтверждается на примере последних докладов президента по вопросам экономического положения) исследование экономического баланса страны, а также программу мероприятий, направленных к максимальному увеличению занятости и реального дохода.
Экономический баланс и государственный бюджет
Но что же представляет собой экономический баланс страны? Начнем с указания, что это не то же самое, что бюджет Соединенных Штатов. Последний излагается в ежегодных бюджетных посланиях президента и содержит сводные и детальные таблицы, выражающие движение государственных расходов и доходов. Экономический баланс страны, напротив, имеет дело с расходами и доходами четырех групп, чьи счета выражают совокупные расходы и доходы страны в целом. Следовательно, экономический баланс страны есть в действительности сочетание четырех балансов: (а) баланса расходов и доходов потребителей, (b) баланса расходов и доходов предприятий, (с) баланса расходов и доходов в области международных расчетов и (d) баланса расходов и доходов государства (федерального правительства, штатов и органов местного самоуправления).
Кассовый баланс и обычный государственный бюджет
Во избежание серьезного заблуждения необходимо с самого начала сделать одно предостережение. Баланс расходов и доходов государства, составляющий часть, экономического баланса страны (указанный выше пункт d), — это не обычный государственный бюджет Соединенных Штатов. Последний представляет собой сводку одобренных расходов (в том виде, в каком она утверждена конгрессом) на одной стороне балансовой ведомости и одобренных доходов на другой стороне. Но как ассигнования, так и одобренные поступления не обязательно представляют собой кассовые операции, совершающиеся в течение текущего года. Так, например, ветеранам войны могут быть выданы срочные, имеющие свободное хождение облигации, и в обычном государственном бюджете эти облигации засчитываются как бюджетные расходы даже в тех случаях, когда они могут быть погашены наличными не ранее, чем по истечении нескольких лет. В отличие от этого государственные доходы и расходы в экономическом балансе страны имеют своей основой текущие кассовые операции. Никакой расход не может войти в экономический баланс страны любого заданного года, если он не произведен на наличные в течение этого года.
Равным образом в составе поступлений, числящихся в доходной части балансовой ведомости обычного государственного бюджета, имеются такие зарегистрированные статьи, которые фактически не представляют собой наличных денег, выплачиваемых населением государству. Так, например, в обычном государственном бюджете значатся удержания из жалованья государственных служащих в пенсионный фонд, и подобные удержания фигурируют как зарегистрированные поступления. Практически же дело обстоит так, что государственные служащие никаких наличных денег федеральному казначейству не уплачивают. Что же касается сектора государственных финансов в экономическом балансе страны, то здесь в доходной части балансовой ведомости идут в счет только действительно полученные наличные деньги. Таким образом, если обычный государственный бюджет строится на принципе начисления, то счет государства в экономическом балансе страны имеет своей основой текущие кассовые операции.
Кроме того, обычный государственный бюджет содержит значительные элементы повторного счета, так как он включает в себя междуведомственные операции, вроде, например, перечислений, производимых из общего фонда казначейства на счета социального страхования. Порядок таков, что все средства, получаемые от налогов, взимаемых на нужды социального страхования, ассигнуются социальному страхованию и поэтому записываются одновременно и как расходы, и как доходы. Фиксируемые таким образом, эти поступления и расходы всегда уравновешивают друг друга. Если, однако, налоги на нужды социального страхования в действительности превышают выплаченные отдельным лицам пособия по социальному страхованию, то сумма наличных денег, полученных от населения, будет превышать сумму наличных денег, выплаченных населению. В той мере, в какой это касается обычного государственного бюджета, поступления и расходы по социальному страхованию всегда уравновешиваются; под углом зрения "кассового баланса" денежные суммы, полученные от населения и выплаченные населению, могут не совпасть. Если сумма налогов на нужды социального страхования превышает выплаченные пособия, то "кассовый баланс" принесет избыток, несмотря на то, что в обычном бюджете не значится никакого остатка.
Счет потребителей
Теперь мы подготовлены к тому, чтобы рассмотреть четыре счета экономического баланса страны. Начнем со счета потребителей.
Счет потребителей (the consumers' account) состоит, с одной стороны, из ведомости так называемых "поступлений", а именно из чистого личного дохода (личного дохода минус налоги с личных доходов) всех частных лиц, и, с другой стороны, из ведомости потребительских "расходов". Избыток чистого личного дохода над потребительскими расходами представляет собой личные сбережения. Подобные сбережения могут быть использованы непосредственно для покупки нового дома (затрата на капитальные блага); они могут быть инвестированы фермером или независимым промышленником в сельскохозяйственное или промышленное оборудование; они могут быть также отданы взаймы хозяйственным объединениям или государству. Сбережения частных лиц представляют собой излишек "прихода" над "расходом".
Счет предприятий
Счет предприятий (the business account) представляет собой более сложное понятие; оно не столь легко доступно пониманию и дает больше поводов для ложного толкования. В счете предприятий под "приходом" подразумевается не весь объем продаж, произведенных предприятиями. В качестве "прихода" здесь выступают только (a) нераспределенные прибыли корпораций и (b) списания на "износ основного капитала" во всех предприятиях, будь то кор-порированные или некорпорированные (т.е. такие списания на износ основного капитала, которые представляют собой прибавления к имеющимся резервам, предназначенным для замещения изношенных или устаревших капитальных благ). Первая статья (нераспределенные прибыли) выражает "чистые" сбережения, произведенные корпорациями; вторая статья выражает "амортизационные" сбережения, сделанные всеми предприятиями. Обе эти статьи, вместе взятые, образуют валовые сбережения предприятий [Валовые сбережения предприятий не включают в себя "чистые" сбережения владельцев всякого рода некорпорированных предприятий, так как эти сбережения составляют часть сбережений отдельных лиц.]. Следовательно, в счете предприятий "приход" означает средства, удержанные (из текущих операций данного года) и зарезервированные для замещения капитальных благ, для расширения производства и для создания страховых фондов. Аналогично этому статья "расходы" в счете предприятий включает не все разнообразные издержки, неизбежно связанные с ведением дел. "Расходы" в данном случае означают исключительно покупки, производимые предприятиями в качестве конечных покупателей, т.е. в качестве покупателей товаров, предназначенных для использования в хозяйственных целях. А это, вполне естественно, означает покупки капитальных благ определенного рода. Следовательно, в счете предприятий под "расходами" подразумеваются затраты предприятий на (а) новые производственные здания и сооружения, (b) производственное оборудование, (с) чистые прибавления к товароматериальным запасам и (d) жилищное строительство.
Последний пункт покажется, возможно, несколько странным, поскольку жилые дома являются чем-то совершенно отличным от капитальных благ, используемых промышленными предприятиями, вроде, например, производственных зданий, оборудования и товароматериальных запасов. Однако большая часть домовладений (многоквартирных домов, доходных домов, домов под общежития и даже особняков) в действительности управляется и эксплуатируется как коммерческие предприятия. И даже тот домовладелец, который использует свой дом под собственное жилье, может рассматриваться как мелкий капиталист, сдающий свою собственность в аренду самому себе. Жилищное строительство представляет собой крупную сферу капиталообразования, и затраты на строительство новых жилых зданий засчитываются поэтому в экономическом балансе страны как часть "расходов" счета предприятий.
Расходы на новые производственные здания, сооружения, производственное оборудование, на чистые прибавления к товароматериальным запасам и на новое жилищное строительство образуют, вместе взятые, сумму валовых инвестиций, производимых внутри страны. И эта сумма валовых инвестиций обычно превосходит размер валовых сбережений предприятий (за исключением периодов тяжелых депрессий). Это значит, что в дополнение к своим собственным сбережениям предприятия, как правило, выкачивают сбережения отдельных лиц посредством обычных и привилегированных акций, облигаций и ипотек.
Международный счет
Теперь мы рассмотрим международный счет (the international account). Последний выражает итоговые изменения нашего финансового положения как целой страны (будь то положение кредитора или положение дебитора) по отношению ко всему остальному миру. Изменения нашей финансовой позиции по отношению к другим странам — вещь достаточно важная, чтобы оправдать специальное выделение этих статей и включение их в особый счет. Подобное выделение помогает нам яснее разобраться в вопросах, связанных с экономическим балансом страны. Но все же счет международных платежей нельзя, строго говоря, сопоставлять во всех отношениях с прочими тремя счетами. Международный счет выражает, несомненно, наше положение как страны (включая и отдельных граждан, и само государство) по отношению ко всему остальному миру. Он охватывает экономические сделки, совершаемые частными лицами, корпорациями и самим государством с другими странами. Но нам надлежит соблюдать осторожность, дабы избежать повторного счета. Операции, включаемые в международный счет, — это операции, совершаемые сверх и помимо тех операций, которые уже отражены в балансах потребителей, предприятий и государства.
В международном счете статья "расход" выражает собой чистые заграничные инвестиции; и в качестве уравновешивающей бухгалтерской статьи им соответствует статья "дефицит". Это попросту означает, что в случае если мы предоставили иностранцам больше товаров и услуг, чем мы от них получили, то избыток представляет собой дефицит "товаров и услуг" в наших экономических сделках с остальным миром. Рассматриваемые под иным углом зрения, эти избыточные товары, переданные загранице, представляют собой инвестиции, произведенные нами в других странах, взамен которых мы приобрели кредиторские требования.
"Приход", напротив, означает сальдовое уменьшение наших заграничных инвестиций (погашение долгов, причитающихся нам с остального мира). Если бы мы не имели никаких накопленных чистых инвестиций за границей, то появление "прихода" в нашем международном счете выражало бы образование долга, причитающегося с нас иностранцам — другими словами, наличие чистых инвестиций иностранных государств в Соединенных Штатах. На противоположной стороне ведомости международного счета этот "приход" значится как "излишек".
Следовательно, страна, которая приобретает кредиторские требования на заграницу (чистые заграничные инвестиции), будет иметь в своем международном счете "расходную" запись, уравновешиваемую так называемым "дефицитом", между тем как страна, которая теряет заграничные активы (или увеличивает свои долги загранице), будет иметь "приходную" запись, уравновешиваемую так называемым "излишком".
Чистые заграничные инвестиции, представленные в международном счете экономического баланса страны, не следует смешивать с избытком экспорта над импортом. Чистые заграничные инвестиции состоят только из таких статей, которые увеличивают сальдовые кредиторские требования данной страны по отношению к загранице. Субсидии, выдаваемые правительством данной страны другим странам, и дары иностранцам, предоставляемые частными лицами, не являются частью заграничных инвестиций, хотя в сальдовый избыток экспорта над импортом они входят. В 1948 г., например, чистые заграничные инвестиции резко сократились, и это сокращение было в значительной степени обусловлено тем обстоятельством, что правительственная помощь иностранным государствам в своей преобладающей части приняла скорее форму субсидий, чем займов. Займы, будь то правительственные или частные, засчитываются как часть заграничных инвестиций; субсидии и дары, как правительственные, так и частные, в качестве таковых не засчитываются.
Счет государства
Мы подходим, наконец, к счету государства (the government account), общего для федерального правительства, штатов и органов местного самоуправления. Этот счет состоит, с одной стороны, из кассовых поступлений от населения, а с другой стороны, и из кассовых платежей населению наряду с "избытком поступлений" (+) или "избытком платежей" (-) в качестве балансирующих статей.
"Приход" сводится к кассовым поступлениям от населения за вычетом средств, получаемых от займов. Поступления эти состоят из разного рода налогов плюс разнообразные поступления от продажи излишнего имущества и пр. Под "расходом" подразумеваются все кассовые выплаты населению, включая заработную плату и жалованье работникам государственного аппарата, пенсии, и пособия по социальному страхованию, займы и субсидии, проценты по долгам, выплаты по возврату налогов и платежи коммерческим предприятиям по закупкам товаров и услуг. Вверенные государству фонды и принадлежащие ему предприятия включаются в этот счет как часть государственного аппарата, взятого в егоотношении к населению.
А теперь мы подходим к важной поправке, которую надлежит сделать в счете государства для того, чтобы правильно включить его в экономический баланс страны. Экономический баланс страны имеет в конечном счете дело с расходами на произведенные товары и услуги и с поступлениями, притекающими от этого производственного процесса. Часть же государственных расходов представляет собой не оплату произведенных товаров и услуг, а всего лишь трансферные выплаты. Такие расходы, как пособия престарелым лицам или пособия ветеранам войны и т.д., не образуют собой тратты, выставленной на производственные ресурсы страны; они не являются платежами за товары и услуги, произведенные в текущий период. Подобно дарам, они представляют собой простую уступку дохода. Эти расходы делаются исходя из общих соображений общественного благосостояния, но они не являются оплатой производственной деятельности.
Следовательно, чтобы получить сумму расходов, произведенных на покупку товаров и услуг, требуется из общей суммы государственных расходов вычесть все трансферные выплаты. Соответствующий вычет должен быть сделан и в "приходной" части счета государства. Не будь трансферных выплат, бюджетные поступления, необходимые для покрытия кассовых платежей, могли бы быть намного ниже. Трансферные выплаты исключаются из. счета государства вследствие того, что они не относятся к производственному процессу — и потому должны быть вычтены и соответствующие этим расходам кассовые поступления. Тем самым у нас остаются (после внесения этой поправки) только те кассовые поступления и кассовые выплаты населению [При суммировании итоговых цифр четырех счетов экономического баланса страны (в том виде, в каком он дается в докладах президента США об экономическом положении страны) делаются и некоторые другие небольшие поправки. Они вытекают из расхождений, обусловленных, например, тем фактом, что налоги на корпорации исчисляются скорее на основе обязательств, чем на основе кассовых ресурсов, между тем как доходы и расходы государства исчисляются на основе кассовых операций.], которые связаны с производством товаров и услуг.
Экономический баланс страны
В табл. 11 представлен экономический баланс страны, включая его четыре составные части, за 1948 г.
Таблица 11
Экономический баланс США за 1948 г. (в млрд. долл.)
Экономическая группа | Приход | Расход | Излишек (+) или дефицит (-) |
Потребители | |||
1. Чистый личный доход, связанный с текущим производством | 175,9 | ||
2. Трансферные выплаты государства частным лицам | 14,9 | ||
3. Чистый личный доход | 190,8 | ||
4. Расходы на товары и услуги | 178,8 | ||
5. Личные сбережения ( + ) | +12,0 | ||
Предприятия | |||
1. Нераспределенные прибыли предприятий | 26,8 | ||
2. Валовые инвестиции предприятий внутри страны | 45,0 | ||
3. Превышение суммы инвестиций над суммой прихода | -18,2 | ||
Расчеты с заграницей | |||
1. Перечисления по государственным займам | 1,3 | ||
2. Чистые заграничные инвестиции | 1,9 | ||
3. Излишек расхода | - 0,6 | ||
Государство (федеральное правительство, штаты, органы местного самоуправления) | |||
1. Налоги | 59,9 | ||
2. Закупки товаров и услуг | 36,7 | ||
3. Трансферные выплаты государства | 16,0 | ||
4. Кассовые выплаты населению (пункт 2+пункт 3) | 52,7 | ||
5. Излишек дохода | +7,2 | ||
Поправки | |||
1. Трансферные выплаты государства (вычитаемые для получения объема валового национального продукта) | -16,0 | -16,0 | |
2. Расхождение статистических данных | - 0,4 | - 0,4 | |
Итого: валовой национальный продукт | 262,4 | 262,4 | 0 |