Грейсон Джексон К. младший, О'Делл Карла ." Американский менеджмент на пороге XXI века" - Часть VI. Конкуренция - Глава XXIV Экономическая тектоника
Тектоника геологических пластов изучает характер и направление движения континентов и силы, которые определяют непрерывный процесс создания и разрушения огромных масс земли.
Аналогично действуют силы и в мировой экономике, которые приводят к глобальным изменениям. Мы называем этот процесс экономической тектоникой.
Около 150 млн. лет назад на Земле существовал всего один континент - Пангея. Он раскололся на части под воздействием физических сил, которые сформировали огромные массы земли. Эти массы начали дрейфовать, сталкиваясь друг с другом, ломая береговую линию, вызывая землетрясения. При этом возникали новые континенты, вулканы, острова, горные хребты. Процесс созидания и разрушения земной поверхности не закончился и до настоящего времени.
Развитие мировой экономики идет под воздействием сходного процесса. Огромные достижения в транспорте и связи, широкое распространение образования сокращают пространство и время, ведут к быстрому распространению технологий. Результатом этого является изменение соотношения сил в мировой экономике, появление и исчезновение отраслей, изменение сравнительных преимуществ и даже самой идеи национальной экономики, т.е. идет созидательно-разрушительный процесс, называемый нами экономической тектоникой.
Однако в отличие от разбегающихся континентов хозяйства разных стран стремятся друг к другу, становятся более интегрированными, взаимосвязанными, взаимозависимыми. Хотя мир еще не стал "всемирной деревней", по Маршаллу Маклюэну, тем не менее уже начинают проступать первые характерные черты новой мировой экономики.
1. Глобальное производство: товары производятся практически повсюду в мире на заводах, "кочующих" в зависимости от изменений в экономике и технологиях.
2. Технология: передовая технология перестает быть монополией развитых стран, новшества распространяются повсюду в кратчайшее время, их копирование, улучшение и использование становятся не менее важными, чем изобретение.
3. Сравнительное преимущество: динамическое и зависящее от людей, а не статическое и определяемое природными условиями; страны, бедные природными ресурсами, могут стать серьезными соперницами в мировой конкурентной борьбе.
4. "Человеческий капитал": наиболее ценный ресурс, гораздо более важный, чем природные ресурсы или накопленное богатство.
5. Финансы: огромная финансовая власть сосредоточивается на Востоке, особенно в Японии, которая становится финансовым центром XXI в.
6. Гибкость: преимущество дает способность к быстрой адаптации, а не обладание специализированными навыками.
7. Протекционизм: возрастающая угроза возведения барьеров в мировой торговле и торговых войн.
8. Качество: становится еще более важным, особенно в хозяйствах, ориентированных на информацию и услуги.
9. Поиск лучших условий: рабочие места и заводы "передвигаются" из страны в страну в поисках более низких затрат, высшей эффективности и качества.
10. Товары на рынке: снижающееся значение традиционных товаров, быстрое превращение технических новшеств в стандартные массовые товары.
11. Тихоокеанский бассейн: экономический центр мира в XXI в.
12. Новая модель: новая трактовка "капитализма" в Азии может оказаться успешнее американской.
Дороти в "Волшебнике из страны Оз" сказала: "Тотошка, похоже, мы уже не в Канзасе". Она была права.
Глобальная конкуренция
Попытаться остановить глобальные процессы в экономике можно с тем же успехом, что попытаться остановить ветер или погасить солнце. Мир быстро становится глобальной формой, огромной фабрикой, всемирной конторой, в которых крышей служит небо, а собственность на отдельные части хозяйства переплетена, как нитки в клубке.
Автомобиль "Кадет" фирмы "Дженерал Моторс", изготавливаемый "Опель АГ" - ее дочерней компанией в ФРГ, собирается на заводах фирмы "Даеву" в Южной Корее и экспортируется в Соединенные Штаты. Большая часть комплектующих изделий импортируется "Даеву" из Японии.
"Кодак" покупает видеокамеры и видеомагнитофоны в Японии, "Ханиуэлл" получает мозг своего компьютера из Японии. "Эппл" изготавливает персональные компьютеры в Сингапуре.
Автомобиль "Нова" называется американским, хотя половина его комплектующих импортируется. Каждый четвертый автомобиль на дорогах Америки сделан за рубежом. "Хонда" стала сейчас четвертым производителем легковых автомобилей в США и экспортирует свои машины, собранные в Огайо, на Тайвань.
В конце 1986 г. в Соединенных Штатах было 583 завода, принадлежащих 405 японским компаниям.
Фордовский автомобиль "Меркурий" собирается в ФРГ, двигатель для него поставляется из Бразилии.
Покупатели сейчас даже не знают, какая марка машин является иностранной, а если и знают, это их не очень волнует. Лозунги типа "покупай американское" уже не работают ни в Америке, ни в Японии. Цена, качество, надежность, четкость поставок, дизайн и послепродажное обслуживание - вот что имеет значение, а не то, где тот или иной товар произведен.
Интеграционные процессы происходят не только в сфере производства. Финансовые ресурсы и идеи могут перенестись в любое место земного шара в мгновение ока.
Отрасли сферы услуг также перестают замыкаться в границах страны - реклама, банковское и страховое дело, гостиничное хозяйство, строительство - многие идут по этому пути. Валютные рынки объединены между собой телекоммуникационными сетями, которые не признают национальных границ.
США перестали быть единственным экономическим центром мира. Конкуренты во всех отраслях вырастают в самых различных местах. Традиционные конкуренты в Европе, особенно в ФРГ и Франции, продолжают быть агрессивными. В некоторых областях стали реальными конкурентами такие страны, как Бразилия и Мексика. Даже социалистические страны время от времени достигают успехов в конкурентной борьбе - в 1986 г. Югославия экспортировала в США 35 тыс. своих автомобилей "Эго". Автомобиль, как еще в 1954 г. предсказал сэр Дональд Макдугал, становится "текстилем будущего".
Однако в долгосрочном плане реальные изменения в расстановке сил в конкурентной борьбе исходят не из Европы или Южной Америки. Они исходят из Тихоокеанского региона.
Тихоокеанский бассейн
Тихоокеанский бассейн станет в XXI в. центром мировой экономики.
К этому времени в его странах будет жить 60% человечества, и сюда из других регионов перейдет экономическая власть. Страны Тихоокеанского бассейна уже сейчас являются главными торговыми партнерами США, и если тенденции в развитии американской торговли сохранятся, объем торговли с этими странами в 1995 г. вдвое превысит товарооборот со странами Европы. Тихий океан будет играть ту же роль, что Средиземное море в древности и Атлантика в новое время.
Главной экономической силой в Тихоокеанском бассейне рассматриваются 14 стран - США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и 10 стран, относящихся к так называемому Тихоокеанскому кольцу. Последняя группа является наиболее сильной из новых конкурентов в мире, и отсюда исходит наиболее реальная угроза экономическому лидерству США.
Исследовательская служба конгресса в августе 1986 г. подготовила пространный счет относительно азиатского Тихоокеанского кольца.
Если сохранятся сегодняшние тенденции, к 2000 г. доля этих стран в мировой экономике достигнет 25%, а доля Северной Америки - менее 30%.
Существует вероятность того, что к 2000 г. совокупный доход тихоокеанских стран сравняется с совокупным доходом стран Северной Америки.
При сохранении существующих тенденций уже к 1991 г. объем продаж ценных бумаг на Дальнем Востоке превысит аналогичный показатель по США.
В последние 25 лет беспрецедентные экономические достижения этих стран преобразили азиатское Тихоокеанское кольцо. Это дало повод некоторым ученым утверждать, что центр мировой экономики в XXI в. переместится из Северной Америки и Европы на берега Тихого океана.
Эти страны являются предметом дальнейшего изучения. Их можно грубо разделить на четыре категории в зависимости от экономической силы и конкурентоспособности.
1. Япония - единственная высокоразвитая страна в группе с доходом на душу населения 17 000 долл.
2. Новые индустриальные страны Азии - Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Гонконг - быстро развивающиеся страны с национальным доходом от 2000 до 7400 долл. на душу населения.
3. Страны АСЕАН - Филиппины, Таиланд, Индонезия и Малайзия, годовой доход на душу населения от 500 до 1900 долл. (сюда не включены Новая Гвинея и Бруней).
4. Китай с населением свыше одного миллиарда человек и национальным доходом около 350 долл. на душу населения.
Ясно, что из названных стран одна - Япония - доминирует экономически, обладает огромной мощью, передовой технологией и рабочей силой. Эта страна не имеет себе равных среди развитых стран в темпах роста производства за последние десятилетия и в среднем за последние 115 лет. Основное соревнование за экономическое лидерство идет между Соединенными Штатами и Японией - их главным конкурентом.
Руководитель большой электронной фирмы недавно делал многочасовой доклад на совете директоров о пятилетнем плане развития компании. Когда один из членов совета спросил его, что может помешать выполнению плана, ответ был таков: "Япония, Япония, Япония".
Япония
Те американцы, которые сталкивались с Японией в конкурентной борьбе или которые были в Японии, хорошо представляют ее силу и конкурентоспособность. Однако немногие американцы хорошо осведомлены об основных характеристиках японской экономики.
Япония сейчас является второй экономической державой в капиталистическом мире. На ее долю приходится около 10% мирового ВНП, а к 2000 г. эта цифра может достичь 20%.
Долгосрочные японские капиталовложения за границей к концу 1986 г. составили 397 млрд. долл., что выше, чем когда-либо имели страны ОПЕК (в 1983 г. - 380 млрд. долл.).
К концу столетия финансовый рынок Токио сравняется по масштабам с рынками Лондона и Нью-Йорка, японская иена станет ключевой валютой в мире.
"Номура Секьюритиз" является самой большой страховой компанией в мире, в 1986 г. она финансировал