Курс для высшего управленческого персонала > Часть вторая. Управляющий и производство - Глава III. Эффективные методы контроля качества
Каждому управляющему независимо от его специализации важно уметь разбираться в вопросах контроля качества, знать цели и практику осуществления контроля качества. Директор по сбыту интересуется качеством изделий потому, что оно влияет на их реализацию. Директор по финансам в свою очередь понимает, что от репутации качества выпускаемой продукции во многом зависит положение фирмы на денежном рынке. Администратор знает, что рядовые работники, находящиеся в его подчинении, не безразличны к качеству изделий и гордятся качеством продукции, выпускаемой их компанией. На производстве вопросы контроля качества касаются каждого рабочего и начальника. Умение обеспечивать выпуск продукции, отвечающей качественным стандартам, служит показателем деловых качеств самого управляющего.
Хотя система контроля качества в административном отношении обычно и не подчиняется производственному аппарату, ее почти всегда возглавляет руководитель, имеющий большой опыт управления производством.
Чем занимается служба контроля качества? Служба контроля качества пытается добиться такого согласования различных производственных процессов, при котором соблюдались бы как качество выпускаемых изделий, так и экономически обоснованные объемы производства и технические нормы. В функцию контроля качества входит и инспекция качества, но понятие первого гораздо шире. Информируя об отступлениях или отклонениях от стандартов, анализируя данные, полученные при инспекциях качества, разрабатывая новые способы и методы работы и постоянно следя за мероприятиями, проводимыми в области производства, служба контроля качества дает возможность директору по производству определять качественные показатели работы всех своих производственных подразделений. На основании контрольных карт и отчетов о качестве, продукции он может часто прогнозировать развитие конкретного отклонения от стандартов и принимать меры по устранению такого отклонения до того, пока оно приведет к более серьезным последствиям; он может установить причины брака в производстве определенной арматуры или детали; он может принимать решение о проведении того или иного мероприятия, направленного на обеспечение рентабельности производства, с условием сохранения требуемого качества изделий.
Задачи контроля качества. Поскольку контроль качества оказывает влияние на все звенья производственного процесса, то каждому, кто имеет отношение к производству, необходимо знать задачи системы контроля качества и оказывать помощь в их осуществлении. Служба сбыта, инженеры-технологи и инженеры-конструкторы, работники службы закупок и производственные рабочие — все должны прилагать усилия к осуществлению этих задач. Даже в тех компаниях, которым из-за характера производимой ими продукции, степени квалифицированности рабочей силы, правительственных законов или постановлений или особенностей стоящих перед ними проблем приходится решать необычные задачи, руководство всегда при разработке системы контроля качества ставит следующие задачи:
1. Снижение издержек производства. Контроль качества ставит своей задачей снижение издержек производства за счет сокращения повторных обработок изделий и брака, экономически выгодное использование дефектной продукции, уменьшение расходов на оплату труда путем организации постоянной инспекции качества выполняемой работы, экономичное использование производственного оборудования и апробацию высокого качества материалов, потребляемых в процессе производства.
2. Усовершенствование продукции. На основе наблюдений за фактическим производством и использованием производимой продукции служба контроля качества часто вносит рекомендации об изменений ее конструкции и технологии производства. Кроме того, строгий контроль за процессом производства (за использованием рабочей силы, материалов и оборудования) способствует общему улучшению качества продукции даже в том случае, когда основная конструкция и методы производства не претерпевают изменений.
3. Сокращение срока поставок продукции. Контроль качества, уменьшая необходимость повторной обработки дефектных изделий и обеспечивая качественное выполнение вспомогательных производственных операций, способствует поставке продукции нужного качества по возможности в наиболее короткие сроки. Оценка качества работы на каждой стадии производственного процесса дает возможность тут же устранять отклонения от стандартов, не ожидая выявления и устранения дефектов в готовой продукции.
Для оказания помощи руководству в достижении этих целей служба контроля качества участвует в разработке основных руководящих положений и стандартов, имеющих отношение к выпускаемой продукции, и методов производства, применяемых при ее изготовлении. Службу контроля качества помогает принимать решения относительно конструкции изделий и технологии производства, покупки сырых материалов и комплектующих изделий, приобретения нового и замены существующего оборудования. Служба контроля качества организует работу по инспекции качества и разрабатывает методы, которыми пользуются контролеры при оценке качества продукции. Занимаясь статистическим анализом, регистрацией данных о качестве и исследовательской работой в своей области, служба контроля качества выступает в роли консультанта по отношению к другим управленческим службам по вопросам общего уровня качества и его обеспечения.
Контроль качества как обязанность высшего руководства. Выпуск продукции стабильного качества при приемлемых издержках производства является сложной проблемой; поэтому контроль качества входит в обязанности высшего руководства. Большинство компаний заинтересовано в том, чтобы их продукция пользовалась спросом в течение длительного периода. Этого можно добиться только при стабильности качества выпускаемой продукции. Кроме того, превращению функции контроля качества в обязанность высшего руководства способствовали также механизация и автоматизация производства. Когда работа в основном выполнялась вручную, рабочие сами были обязаны «проверять качество» готовых изделий. В наше же время контроль качества достиг той степени специализации, при которой сама процедура инспекции качества, какой бы сложной она ни была, составляет лишь часть ее функции. Система контроля качества требует того, чтобы руководство проявляло заботу о качестве продукции от начала обработки до поставки ее потребителю.
Место службы контроля качества в организации. Владельцы или управляющие мелкими производственными предприятиями осуществляют контроль качества, не называя его контролем качества. Они проводят инспекцию качества выпускаемых изделий, не оформляя организационно эту функцию, и в случае необходимости принимают соответствующие меры, направленные на улучшение качества продукции. Однако по мере увеличения выпуска продукции им приходится оформлять организационно порядок инспекции качества и разрабатывать стандартные методы инспекции во избежание неоправданных издержек производства и излишней траты своего рабочего времени. Чем больше объем производства, тем больше ощущается необходимость в том, чтобы функция контроля качества занимала авторитетное место в организации.
В крупных промышленных фирмах, выпускающих разнообразную продукцию, контроль качества может являться единственной функцией одного из вице-президентов или же он может быть возложен на вице-президента, отвечающего за конструкторскую работу или производство. В таких случаях для оказания помощи соответствующему вице-президенту в организации контроля качества часто создается консультативный комитет. В нашем изложении мы будем называть должностное лицо, которое несет ответственность за контроль качества, директором по контролю качества.
Контроль качества должен быть независимым от производства, финансовой, инженерной и сбытовой служб; комплексная система контроля качества охватывает такой широкий круг вопросов, что логически не может занимать подчиненное положение по отношению к какой-либо из основных производственных функций. Когда служба контроля качества является независимой, никто не может, пользуясь своим служебным положением, вынудить ее санкционировать поставку недоброкачественной продукции только для того, чтобы выполнить задание. Во многих крупных компаниях структурной единице, занимающейся контролем качества, даны права отдела. В таких случаях директор по контролю качества непосредственно подчиняется главному управляющему или президенту компании. Обычно, чем крупнее компания, тем выше положение, занимаемое в ней подразделением по контролю качества. В небольших компаниях служба контроля качества занимает такое же положение, какое занимают такие технические штабные службы, как отдел кадров, конструкторское бюро или служба закупок. В более крупных компаниях, кроме вице-президента, ответственного за определение общей политики в области контроля качества, подразделения по контролю качества могут создаваться также в составе отдельных производственных групп или отделений. Подобные подразделения обычно подчиняются главному управляющему или главному инженеру, а не управляющему завода или начальнику производства.
Обязанности директора по контролю качества. Директор по контролю качества, особенно в крупных компаниях, обычно имеет многолетний производственный опыт, в большинстве случаев на эту должность выдвигаются работники, ранее занимавшиеся управлением производством, или инженеры-технологи. Широкий круг вопросов, охватываемых контролем качества, требует знания всех сторон производства. Директор по контролю качества обязан:
1. Рекомендовать и устанавливать задачи контроля качества и разрабатывать планы и методы контроля.
2. Рекомендовать и устанавливать организационную структуру службы контроля качества; определять функции, обязанности и права каждого работника отдела контроля качества.
3. Подбирать кадры для службы контроля качества и организовать их обучение.
4. Наблюдать за работой подчиненных, руководить ими и создавать нормальные взаимоотношения и атмосферу благожелательности у персонала службы контроля качества.
5. Осуществлять контроль за работой производственных подразделении путем участия в разработке технических условий, оценки соответствия выполняемой фактической работы этим условиям и принятия необходимых мер в случае отклонения от них.
6. Производить оценку предлагаемых новых видов продукции и конструкций с точки зрения их соответствия требованиям, предъявляемым к качеству.
7. Устанавливать задачи и методы инспекции и испытаний качества изделий в целях обеспечения требуемого качества выпускаемой продукции.
8