Курс для высшего управленческого персонала > Часть вторая. Управляющий и производство - Глава VI. Организация ремонтно-эксплуатационной службы

Функция ремонтно-эксплуатационной службы, признанная в настоящее время на большинстве заводов, состоит в том, чтобы предупреждать неожиданные выходы оборудования из строя и вызываемые этим срывы в работе и убытки. Это означает, что руководство должно предоставлять ремонтно-эксплуатационной службе право участия в общем планировании и что при принятии решений, касающихся производства, рекомендации ремонтно-эксплуатационной службы должны учитываться наряду с другими факторами. Иными словами, это означает, что организация ремонтно-эксплуатационной службы входит в обязанности руководящего состава компании и ответственность за эту работу в той или иной степени несут все управляющие.

За последние четверть века увеличились все виды издержек производства, но возросли особенно сильно эксплуатационные расходы. В 30 основных отраслях промышленности эксплуатационные расходы в среднем составляют свыше 5% чистой стоимости реализуемой продукции. Обследования показывают, что американская промышленность каждый год тратит на ремонтно-эксплуатационные нужды около 14 млрд. долл. Такое положение в значительной степени объясняется повышением уровня механизации и вызванным им увеличением стоимости производственного оборудования, но рост расходов на ремонтно-эксплуатационные нужды объясняется также и тем, что руководство пришло к убеждению, что увеличение этих затрат дает хорошие результаты. И все же сумма, затрачиваемая промышленностью на ремонтно-эксплуатационные нужды, является потрясающей.

Увеличение расходов на ремонтно-эксплуатационные нужды весьма красноречиво указывает на значение, которое придается другой задаче ремонтно-эксплуатационной службы — способствовать повышению прибылей компании. Большие расходы на содержание производственных зданий и оборудования означают значительное снижение затрат на аварийные работы и на приобретение нового оборудования, а также уменьшение потерь рабочего времени из-за простоев. Это означает, что ремонтно-эксплуатационная служба должна выполнять свои задачи так же эффективно, как и другие производственные подразделения. Руководство имеет все основания ставить вопрос: «Есть ли необходимость тратить так много средств? Будут ли эти средства затрачены правильно?». Ремонтно-эксплуатационная служба должна по возможности снижать свои расходы, однако не в ущерб эффективности выполняемой ею работы. Хотя в общем и верно, что потери на производстве и расходы, связанные с аварийными ремонтами, обратно пропорциональны ремонтно-эксплуатационным расходам, тем не менее не следует забывать, что в этом существует какой-то предел, превышение которого может сказаться на прибыли отрицательно. Вы не должны тратить на эксплуатационные нужды больше того, во что обойдутся ожидаемые расходы, связанные с ремонтом, и потери из-за выхода оборудования из строя, но не должны соблазняться и мнимой экономией, которая приводит к снижению эффективности производства или сокращению срока службы оборудования. Вы должны найти золотую середину.

Планирование ремонтно-эксплуатационной работы. Первоначальная стоимость производственных зданий и оборудования может составлять намного меньшую сумму по сравнению с расходами, связанными с их ремонтом и эксплуатацией в течение ряда лет. В качестве примера недопустимого отношения к ремонтно-эксплуатационной службе приведем случаи, который имел место в одной из компаний в среднезападных штатах США, которая слишком поспешно построила новый завод в связи с острой необходимостью увеличить объем производства.

Все считали, что завод был превосходно спроектирован и построен, несмотря на то что в проекте был допущен серьезный просчет. Положительную оценку заводу дали все, но только не инженер, ответственный за размещение оборудования. С его точки зрения, завод был ниже всякой критики.

Проходы между рядами были настолько узкими, что не позволяли провезти оборудование, применяемое при уходе за станками. Станки были размещены так тесно, что вокруг них не оставалось места для нормальной работы по уходу за ними. Ремонтно-эксплуатационная служба даже не имела своего складского помещения, и запасные части приходилось складывать по всему заводу, где только было свободное место. Никто не удосужился подумать о нуждах ремонтно-эксплуатационной службы. Вот пример просчета, который обошелся очень дорого, но его можно было бы избежать, если бы руководство удосужилось немного подумать, немного прикинуть и посоветоваться с теми, кому предстояло нести ответственность за эксплуатацию завода и его оборудования после ввода его в действие.

Все большее и большее число управляющих консультируется у ремонтно-эксплуатационной службы при разработке проектных заданий и проектировании.

Управляющие прислушиваются к мнению инженеров, отвечающих за размещение оборудования, и работников ремонтно-эксплуатационной службы до построения заводов и установки оборудования. Они заказывают машины с самосмазывающимися системами и обеспечивают ремонтно-эксплуатационную службу необходимыми приборами и приспособлениями для обнаружения ненормальной работы машин. Трудно дать оценку такого реалистического подхода к указанной проблеме; единственно, что требуется, — это рассматривать задачи ремонтно-эксплуатационной службы с точки зрения общих задач компании.

Автоматизация и ремонтно-эксплуатационная работа. Для некоторых заводов требуются менее сложные машины и инструменты и меньше автоматического оборудования, чем для других, но на заводах в целом наметилась тенденция, если и не полной автоматизации, то, по крайней мере, повышения уровня механизации. Мы теперь уже не удивляемся, услышав или прочитав о таких предприятиях, как моторостроительный завод компании «Форд Мотор» в Кливленде, где все операции по механической обработке деталей для автомобилей, по сверлению, перемещению деталей от одного станка к другому, сборке и техническому контролю осуществляются автоматически. Механизация себя оправдывает. Она способствует увеличению объема производства, повышению эффективности производства и снижению эксплуатационных расходов. Кливлендский моторостроительный завод обошелся компании Форда в 30 млн. долл., но он полностью окупил себя в течение двух лет.

Автоматические станки, естественно, более сложные и более дорогие, чем обычное оборудование с ручным управлением.

Чем выше уровень механизации, тем большее значение приобретает ремонтно-эксплуатационная работа. Это положение подтверждается комплексом следующих факторов:

— на заводах, где многие рабочие заменены машинами, производство в большей степени зависит от оборудования; выход из строя одного вида оборудования обычно означает остановку всего производства;

— с увеличением количества машин прибавляется и работа, связанная с их эксплуатацией;

— для более сложного оборудования требуются больший уход и расходы на его ремонт; потери, связанные с его простоем, значительно выше, чем при использовании менее сложного оборудования.

Организация ремонтно-эксплуатационного дела

В мелких мастерских весь «штат» ремонтно-эксплуатационной службы может состоять из одного или двух слесарей-механиков. В крупных компаниях, где основные фонды достигают огромной суммы, обычно в ремонтно-эксплуатационной службе занято большое число рабочих различных квалификаций и специальностей. Структура ремонтно-эксплуатационного отдела зависит от вида производства, степени механизации и загрузки предприятия.

Штат типичного ремонтно-эксплуатационного отдела на крупном заводе может состоять из инженеров, химиков, техников, электриков, слесарей-водопроводчиков, плотников, маляров, уборщиков и садовников. При отсутствии на заводе отдельной службы охраны в состав ремонтно-эксплуатационного отдела могут включаться также пожарные и ночные сторожа.

Централизованная, организация ремонтно-эксплуатационной службы. При централизации ремонтно-эксплуатационной службы, как показано на рис. 73, вся организационная структура ремонтно-эксплуатационного отдела строится, как в линейном подразделении. Все водопроводчики подчиняются одному бригадиру, сварщики — другому и т. д. 1

Рис. 73. Централизованная ремонтно-эксплуатационная служба

При получении сообщения об аварии, которую должны устранять электрики, или в других случаях, когда требуются услуги электриков, ответственность за выполнение работы несет бригадир электриков. Он решает, какие материалы и инструменты применять и какое количество рабочих использовать для выполнения этой работы. Он может сам пойти к месту выполнения работы, чтобы увидеть положение дела. Бригадир также может решить, что ему нужна помощь рабочих других специальностей. В таком случае он обращается к бригадиру, ответственному за выполнение другого вида работ, чтобы последний направил одного или двух своих рабочих для оказания помощи в выполнении соответствующей работы.

В случае централизованной организации ремонтно-эксплуатационной службы рабочие выполняют самые разнообразные работы. Они должны быть знакомы с общей обстановкой на всем заводе. Запасные части и инструменты обычно хранятся на заводе в одном определенном месте. Централизованное управление службой дает возможность более рационально использовать соответствующий персонал. Легче создавать бригады, состоящие из рабочих различных специальностей, а в случае необходимости переводить или передавать рабочих из одной бригады в другую.

Децентрализованная организация ремонтно-эксплуатационной службы. На рис. 74 показана типичная децентрализованная организация ремонтно-эксплуатационной службы, которая имеет место на многих крупных заводах. При такой организационной структуре группы эксплуатационников постоянно обслуживают закрепленные за ними производственные участки завода. Каждая группа, возглавляемая соответствующим бригадиром, состоит из рабочих таких специальностей, которые необходимы для обслуживания конкретного производственного участка. О неполадках сообщается непосредственно мастеру, который распределяет задания между исполнителями, контролирует выполнение работы и проверяет ее качество, Поскольку при децентрализованной организации ремонтно-эксплуатационной службы рабочие многократно выполняют одинаковую работу, они приобретают большой опыт в выполнении определенных видов работы. Материалы и инструменты при такой организации хранятся на тех производственных участках, за которыми закреплены соответствующие ремонтно-эксплуатационные группы, с тем чтобы сократить время их доставки к местам потребления. В связи с тем что рабочие-эксплуатационники постоянно обслуживают один и тот же участок, они чувствуют большую ответственность за нормальную работу обслуживаемого ими оборудования, Ремонтно-эксплуатационная работа легче поддается планированию, и создаются более благоприятные условия для согласования работы ремонтно-эксплуатационной службы, и основных производственных подразделений. Оборудование обслуживается более внимательно, и бригадиры имеют возможность более тщательно контролировать работу находящихся в их подчинении рабочих.

Рис. 74. Децентрализованная ремонтно-эксплуатационная служба

Кто санкционирует ремонтно-эксплуатационную работу? Фактически устранение неполадок или аварийный ремонт производятся по просьбе соответствующего производственного подразделения. Если станок вышел из строя или обнаруживаются неполадки в его работе, его следует ремонтировать. Однако только ремонтно-эксплуатационный отдел может точно определить, что должно быть сделано для полного восстановления станка, вышедшего из строя. Поэтому большая часть ремонтно-эксплуатационной работы выполняется по непосредственному распоряжению начальника ремонтно-эксплуатационного отдела, бригадиров или диспетчера этой службы. Для выполнения такой работы выписывается обыкновенный наряд, подобный тому, который показан на рис. 75.

Рис. 75. Наряд на ремонтную работу

Основанием для выполнения повседневной ремонтно-эксплуатационной работы может служить наряд, выписанный соответствующим производственным подразделением и одобренный диспетчером ремонтно-эксплуатационного отдела. Когда требуется выполнить более сложную работу, соответствующее производственное подразделение дает описание вида поломки, а бригадир или диспетчер ремонтно-эксплуатационного отдела выполняет наряд на ремонтную работу. Такой наряд представляет собой письменный документ, который затем используется при планировании ремонтно-эксплуатационной работы, распределении заданий рабочим различных специальностей, а также для учета.

Количественный состав ремонтно-эксплуатационных бригад. Число рабочих, находящихся в подчинении одного бригадира, зависит от принципа построения ремонтно-эксплуатационного отдела (централизации и децентрализации), от организаторских способностей отдельных мастеров, от помощи, оказываемой штабными службами, от общего характера ремонтно-эксплуатационных работ, а также от эксплуатационных расходов. Оно зависит также от квалификации ремонтных и прочих рабочих, от состояния производственного оборудования и степени загрузки предприятия. Хорошо, когда бригадир составляет список членов своей бригады, в котором указывается их квалификация. Бригадиры должны оценивать своих рабочих исходя из их знаний, опыта и подготовки. Только в том случае, когда мастер хорошо знает своих рабочих, он сможет направить для выполнения задания такого работника, который действительно что-то починит, а не делает вид, что чинит. Такой список также помогает бригадирам планировать работу своей бригады и следить за сроком выполнения заданий.

Функции ремонтно-эксплуатационной службы

В обязанности ремонтно-эксплуатационной службы входит широкий круг работ, начиная от участия в планировании на высшем уровне руководства и кончая непосредственным выполнением ремонтно-эксплуатационной работы. Ниже перечисляются обычные функции планирования и выполнения соответствующих работ ремонтно-эксплуатационными отделами как на небольших, так и на крупных заводах.

Ремонт оборудования. Основная обязанность ремонтно-эксплуатационной службы состоит в ремонте и техническом обслуживании оборудования. Предварительные планы работ по ремонту и техническому обслуживанию оборудования (графики связанных с этим простоем станков и т. д.) согласуются с производственными подразделениями и отделом контроля производства. За исключением тех случаев, когда неполадки выявляются в ходе регулярных профилактических осмотров, ремонт станков производится по инициативе работников производственных подразделений, которые обращаются к услугам ремонтно-эксплуатационного отдела.

Ремонт и содержание в порядке производственных сооружений. Ремонтно-эксплуатационный отдел обычно выполняет большую часть работ, - связанных с содержанием в исправности производственных зданий, теплосиловых установок и открытых площадок. Сюда входит устранение последствий ураганов, небольших пожаров, наводнений и прочих стихийных бедствий. Сюда же относится ремонт печей, трубопроводов, насосов, котлов, силовых установок и прочего подобного оборудования.

Если такого рода работу, как починка кровли, поврежденной в результате урагана, можно без колебаний отнести к ремонту, то многие прочие работы, скажем такие, как ограждение незащищенных силовых установок, в действительности относятся к работам, выполняемым для улучшения условий эксплуатации. Ремонтно-эксплуатационный отдел такого рода задания выполняет довольно часто, хотя расходы, связанные с их выполнением, могут и не относиться на статью ремонтно-эксплуатационных работ. Может быть много работ, нужных для улучшения условий эксплуатации, однако работников ремонтно-эксплуатационной службы не следует отрывать от их основной работы, если это может отрицательно повлиять на эффективность производства.

Уборка помещений. Хотя уборка производственных помещений является естественным продолжением функций ремонтно-эксплуатационной службы, в этой работе должны принимать участие все рабочие. Ремонтно-эксплуатационная служба разрабатывает для производственных рабочих методы уборки и инструкции по содержанию производственных помещений в чистоте и обеспечивает их инвентарем и материалами (щетками, швабрами, ветошью и т. д.), используемыми для поддержания в чистоте рабочих мест. Уборщики и другие работники ремонтно-эксплуатационной службы занимаются уборкой таких зон внерабочих мест, как котельные, складские помещения, проходы и санитарные узлы. Ремонтно-эксплуатационная служба часто обеспечивает производство ящиками для складывания отходов и оказывает помощь в извлечении и утилизации латуни, алюминия и других ценных металлов и материалов.

Производственные помещения должны убираться постоянно. Тут не обойдешься одной «весенней генеральной уборкой» в год. Грязь в зоне рабочего места часто служит причиной поломок производственного оборудования и серьезных производственных травм, получаемых рабочими. Ремонтно-эксплуатационная служба не несет прямой ответственности за сохранность имущества, но она часто оказывает помощь в этом, изготовляя шкафы и другие устройства для инструментов и оказывая всяческое содействие правильному хранению оборудования. Хотя многие работы, выполняемые в целях создания лучших условий для эксплуатации, направлены в первую очередь на предохранение оборудования и производственных зданий и сооружений от разрушения, они вместе с тем создают условия безопасности и для рабочих.

Обеспечение безопасности в работе. Ремонтно-эксплуатационная служба несет косвенную ответственность за создание условий безопасности в работе, что выходит за пределы функции обычной уборки производственных помещений. Ремонтно-эксплуатационная служба создает условия безопасности на заводе в целом и безопасной работы оборудования в частности, устраняя причины потенциальной опасности до того, как они приведут к серьезным последствиям. Особенно тщательно следует осматривать и ремонтировать такое оборудование, неисправность которого создает серьезную угрозу безопасности рабочих. Следует заинтересовать рабочих ремонтно-эксплуатационной службы, чтобы они обращали особое внимание на явления, которые могут вызвать опасность, и принимали срочные меры по их устранению. Они должны также знать, что их работу нельзя считать законченной до тех пор, пока оборудование и вся зона рабочего места не будут приведены в порядок, а все защитные устройства — на своих местах и отвечать предъявляемым к ним требованиям. Следует добиваться, чтобы тот, Кто будет выявлять причину аварии, или рабочий, получивший увечье, никогда не могли сказать: «Это они недосмотрели». Вам необходимо следить за тем, чтобы рабочие после выполнения каждого задания убирали за собой с пола масло и грязь и удаляли с рабочего места отходы. Позаботьтесь, чтобы ящики и тележки, предназначенные для хранения инструментов и запасных частей, после выполнения ремонтно-эксплуатационных работ были на своих местах.

Смазка. Ходя смазку как часть ремонтно-эксплуатационных работ трудно выделить в качестве самостоятельной функции, она занимает важное место в эксплуатационной работе и поэтому заслуживает рассмотрения.

Смазка современного скоростного, работающего под высокой механической нагрузкой прецизионного оборудования представляет собой серьезную проблему. Расходы на смазку некоторых станков столь высоки, что многие мелкие заводы не в состоянии пользоваться такими станками. Средние дополнительные расходы, связанные с использованием смазочного материала стоимостью в 1 долл., составляют в настоящее время примерно от 3 до 4 долл. Какую бы сумму ни составляли расходы на смазку, совершенно очевидно, что без нее невозможно обойтись. В случае перегрева смазочные масла теряют свои защитные свойства, что приводит к преждевременному износу металлических деталей станков. Без охлаждающего фактора смазочных масел рычаги управления перестают быть «послушными», подшипники сгорают, ломаются приводные валы. Кроме того, смазочные масла служат защитным средством от ржавчины, в некоторой степени амортизируют ударные действия, которые имеют место в условиях нормальной работы, уменьшают шум и не дают проникать пыли и влаге.

До приобретения нового оборудования руководство должно посоветоваться с ремонтно-эксплуатационной службой по вопросам применения смазки. Многие станки, смазка которых вручную связана со слишком большими расходами, могут оснащаться ремонтируемыми в них системами смазки. В промышленности давно известны подшипники с уплотнением, кроме них, имеется множество других многообещающих изобретений, которые могут способствовать успешному решению проблемы смазки.

На некоторых станках, работающих на небольших скоростях, могут применяться зубчатые колеса и вкладыши, изготовляемые из полиэтилена или нейлона, требующие незначительной смазки или не требующие никакой смазки.