Курс для высшего управленческого персонала > Часть вторая. Управляющий и производство - Глава VII. Повышение эффективности процессов транспортировки и перемещения материалов
Движение материалов по стадиям обработки и производственным участкам — основа производства. Весь путь, который проделывают детали входящие в состав конечного продукта, бывает исключительно длинным! Иная деталь, передвигаясь от станка к станку или с одного рабочего места на другое «черепашьим шагом», может пройти за один раз только несколько футов или даже дюймов. Но эти дюймы и футы нарастают лавинообразно, и каждый дюйм требует затрат времени, усилий и денежных средств.
На заводе одной компании, занимавшейся производством средств электроники, где объем сверхурочных работ становился недопустимо большим, обследованием было установлено, что детали основного изделия компании, сравнительно небольшого по размерам, проходили только в одном сборочном цехе расстояние свыше 15 миль. С помощью схем и графиков технологического процесса были выявлены плохая последовательность технологических операций и нецелесообразное расположение станочного оборудования. После пересмотра планировки цеха, размещения оборудования и рабочих мест в логической последовательности обработки протяженность пути прохождения деталей сократилась почти вдвое, т. е. до 8 миль. Это позволило полностью устранить необходимость в сверхурочных работах в сборочном цехе и одновременно ускорить производство.
Выгоды совершенствования процессов транспортировки и перемещения материалов. Освободиться от издержек по транспортировке и перемещению материалов полностью можно только прекратив движение потока материалов, т. е. остановив производство. Однако во многих случаях можно сократить издержки по транспортировке и перемещению материалов не менее чем на 50% и к тому же добиться большой производительности. Если вам удастся установить, где и почему происходят задержки, скопление материалов и где бесцельно расходуются производственные площади, то вы тем самым обнаружите источники неудовлетворительной организации процессов транспортировки и перемещения материалов. Тогда вы сможете заняться совершенствованием этой функции, с тем чтобы поднять производительность и снизить издержки производства. Не нужно забывать и о заделах, помимо снижения издержек производства.
Снижение издержек на транспортировку и перемещение единицы продукции. Совершенно очевидно, что от уменьшения издержек на транспортировку и перемещение единицы продукции общая сумма таких издержек будет снижаться. Следует помнить, что издержки по транспортировке и перемещению неодинаковы для различных материалов, деталей или изделий. На каждом предприятии в этом отношении имеются свои узкие места.
Сокращение производственного цикла. Чем короче производственный цикл, тем больше продукции может быть выпущено предприятием за день, месяц или год. Более оперативное перемещение материалов в ходе производства является эффективным средством сокращения производственного цикла.
Улучшение организации управления. Когда детали и материалы движутся в процессе производства последовательно и без задержки, планирование и контроль всего хода производства значительно облегчаются. Хорошо спланированный материальный поток в производстве может связать все технологические операции воедино, по существу превратив контроль производства в регулирование материального потока в начале процесса.
Улучшение условий труда. Когда движение материалов в производстве спланировано надлежащим образом и все сделано для того, чтобы это движение было надежным и простым, моральное состояние участников трудового процесса заметно улучшается (а моральное состояние работников представляет собой весьма важный фактор в производительности труда).
Повышение качества продукции. Совершенствование процесса транспортировки и передвижения материалов и деталей способствует повышению качества конечного продукта, уменьшению отходов и переделок. Повышение качества означает увеличение спроса, рост повторных заказов, снижение себестоимости единицы продукции, большую прибыль.
Что влияет на издержки по транспортировке и перемещению материалов? Состояние системы транспортировки материалов существенным образом влияет на эффективность производства почти в каждой фазе производственного процесса. В вашей практической деятельности, а также в решениях всех административных начальников, вплоть до администрации высшего ранга, следующие вопросы, связанные с проблемами перемещения материалов, должны рассматриваться как важнейшие факторы.
Расположение предприятия. Заводская территория должна быть удобной для использования различных видов транспортных средств, включая железные дороги, автомобильные дороги и, возможно, водные пути.
Планировка предприятия. Технологические операции должны быть спланированы в правильной последовательности. Участки вспомогательных служб и места складирования материалов должны располагаться как можно ближе к производственным пролетам, которые они обслуживают. Проходы должны быть достаточно широкими для использования подъемно-транспортного оборудования.
Конструкция изделий. Отдельные детали должны объединяться в узлы по возможности на самых ранних этапах производства. Многие компании добиваются громадной экономии в издержках на перемещение путем изменения конструкции изделий таким образом, чтобы несколько деталей заменялось одной. Встроенные захваты или проушины иногда облегчают перемещение крупногабаритных деталей и изделий.
Упаковка. Тара и контейнеры должны быть удобными для подъема с помощью имеющегося подъемного оборудования. Расходы на специальные контейнеры иногда могут с лихвой перекрываться экономией рабочей силы на операциях по перемещению грузов. Поддоны и переносные стеллажи дают возможность обходиться без затаривания грузов.
Как находить узкие места? Как узнать, является ли действующая на вашем предприятии система транспортировки и перемещения материалов достаточно эффективной? Прежде всего следует определить, во что обходится вашему подразделению перемещение материалов в производстве. Сколько рабочих занимается только тем, что передвигает тяжести с места на место? Каковы капиталовложения в подъемно-транспортное оборудование и какие средства расходуются на его содержание? Хватает ли этого оборудования для текущих потребностей? Сколько получается отходов и бывают ли переделки из-за неудовлетворительного состояния системы транспортировки и перемещения на предприятии? По мере получения ответов на эти и подобные им вопросы последние начнут вырисовываться перед вами в совершенно новом свете.
Пройдитесь по предприятию. Чтобы выяснить подоплеку вопроса, необходимо добраться до сути проблемы, а поэтому обойдите все предприятие или ваше подразделение и постарайтесь уяснить, как все здесь делается и почему делается так, а не иначе. Пройдите весь путь, начиная с места поступления материала до места отгрузки продукции; начните с того участка, где заготовки и сырье впервые вступают в ваше отделение, и пройдите весь путь до того участка, где они уходят из вашего отделения. При этом не надо быть чрезмерно критически настроенным, никакая работа не может выполняться только отлично в течение всего времени, и во время вашего обхода, несомненно, будут какие-нибудь срывы. Запомните, что вы занимаетесь выяснением, как и почему в настоящее время работа выполняется именно так, а не иначе.
Применяйте карту наблюдений. Проверьте на месте несколько погрузочно-разгрузочных операций, с тем чтобы убедиться, что материалы не перемещаются положенное число раз и нет ли возможности улучшить применяемые методы. Проведите на выборку хронометраж работы нескольких рабочих, чтобы получить представление, как они используют свое время. Много ли они простаивают в течение дня в ожидании работы? Не слишком ли велика нагрузка у теперешней бригады такелажников? Часто ли простаивают рабочие в ожидании лифтов, грузовиков или другого оборудования? Имеется ли достаточно — или слишком много — вилочных погрузчиков и тягачей? Организовано ли движение материалов так, что они перемещаются по кратчайшим маршрутам? Как обстоит дело с проходами? Не загромождены ли они и достаточно ли освещены? Обратите внимание на материалы и детали, которые навалены на рабочих стеллажах или сложены в коридорах. Установите, как долго они находятся там и как туда попали, как часто это случается? В каком состоянии находятся места складирования? Хорошо ли они освещены, разделены ли на секции и расположены ли вблизи обслуживаемых ими производственных участков? Аккуратно ли сложены материалы? Наилучшим ли образом , использовано пространство под потолком или оно остается неиспользованным? Четко ли промаркированы товары в контейнерах и на поддонах? Ведется ли надлежащий учет в каждой секции и в удобных ли для манипулирования партиях складируются товары, детали и материалы?
Дополнительно к перечисленным моментам следует также выяснить следующие вопросы.
Рис. 83. Карта наблюдения
Как велик ущерб от хранения материалов под открытым небом? Каковы причины этого явления — халатность людей или недостаточная емкость крытых хранилищ?
Сколько раз перемещается материал при поступлении? Разгружается ли он складывается в штабеля, направляется на склад, а затем снова направляется в производство? Учтите, что каждое лишнее перемещение материала снижает эффективность всего производственного процесса.
Сколько времени тратят квалифицированные производственные рабочие на подноску материалов и их ожидание? Снабжены ли грузы на поддонах и в рабочих контейнерах ясно читаемыми ярлыками с указанием назначения груза, наряда-заказа и других сведений инструктивного порядка?
Каким образом удаляются отходы — вручную или с помощью транспортеров? Будут ли практичны для этой цели конвейерные установки? Находятся ли на видных местах на складах указания норм предельных нагрузок на единицу площади пола и потолков? Нужны ли они рабочим?
Складируются ли детали и материалы партиями, наиболее удобными для маневрирования и в единицах веса или объема, соответствующих величине нормального заказа?
Подаются ли детали со склада на погрузку с помощью конвейера? Практична ли для этой цели конвейерная установка?
Не загромождена ли экспедиция продукцией, деталями и материалами, ожидающими отгрузки?
Снабжены ли затаренные товары ясно читаемыми ярлыками с указанием адресата и способа транспортировки?
Целесообразно ли используются емкости грузовиков и железнодорожных вагонов?
Взгляните на форму, изображенную на рис. 83. Многие предприятия используют эту карту наблюдения при изучении систем транспортировки и перемещения материалов. 'Она представляет собой удобную памятку, содержащую вопросы, на которые вы должны получить ответы. Такая форма также может сохраняться для систематического учета.
Как определять эффективность? К тому времени, когда в процессе обхода вы подойдете к экспедиции или к тому участку, где материалы покидают пределы вашего подразделения, у вас сложится более полное представление о том, что нужно сделать, чтобы улучшить процесс перемещения и транспортировки материалов. Все же вы можете почувствовать необходимость в более точных показателях эффективности процессов перемещения и транспортировки. В таком случае следующие соотношения дадут вам то, что вам нужно:
— коэффициент затрат труда на перемещение и транспортировку материалов;
— коэффициент потерь рабочего времени производственных рабочих из-за выполнения ими операций по перемещению материалов;
— отношение количества перемещений материалов к общему числу выполняемых операций;
— коэффициент использования оборудования.
Коэффициент затрат труда на перемещение и транспортировку материалов. Этот показатель выражает соотношение между количеством рабочей силы, занятой на транспортировке и перемещении материалов, и всей рабочей силой в производстве; он определяет ту часть общих усилий, которая расходуется на перемещение и транспортировку материалов. Этот коэффициент рассчитывается путем сопоставления соответствующей численности рабочих или, более точно, соответствующих фондов заработной платы, или нормо-часов. Само собой разумеется, что этот показатель варьируется по видам производства. Однако, определив его для своего предприятия, вы получаете исходную точку для сравнения его с родственными предприятиями той же отрасли. Для металлообрабатывающих предприятий среднего масштаба соотношение, равное 5%, будет, безусловно, весьма незначительной величиной, а 10% — вполне нормальной. Показатель, равный 20%, свидетельствует о том, что на предприятии имеются широкие возможности к улучшению процессов применения и транспортировки грузов; соотношение в 40% будет чрезвычайно высоким. Рассматриваемый коэффициент определяется по следующей формуле:
Коэффициент ЗТПТМ = численность рабочих, занятых перемещением и транспортировкой материалов / общая численность рабочих на предприятии
Чем выше коэффициент затрат труда на перемещение и транспортировку материалов, тем более необходимо улучшение в этой области. Во многих компаниях, после того как впервые определят такой коэффициент, руководство бывает просто поражено высоким удельным весом издержек по перемещению и транспортировке материалов. Так, одна крупная фирма, работающая в области производства средств электроники, обнаружила, что 56% всего фонда заработной платы расходовалось на транспортировку материалов. Хорошо продуманная программа снижения издержек позволила снизить этот коэффициент до 25%.
Коэффициент потерь рабочего времени производственных рабочих из-за выполнения ими операций по перемещению материалов. На многих предприятиях теряется очень много времени, потому что слишком много работы по перемещению материалов возлагается на высококвалифицированных рабочих, занятых непосредственно производством. В результате издержки по перемещению и транспортировке материалов растут, а производительность труда в производстве снижается. Там, где это возможно, производственные рабочие должны освобождаться от обязанностей по перемещению и транспортировке материалов. Это может быть достигнуто путем лучшего размещения станков и рабочих мест, а также установки накопителей быстросменяемых и автоматических подающих устройств между станками. Коэффициент потерь рабочего времени производственными рабочими дает ясное представление о том, сколько производительных возможностей теряется, когда квалифицированные рабочие делают работу, которую должны выполнять грузчики. Он также указывает, насколько рационально организована на предприятии система доставки материалов к рабочим местам. Для выведения уравнения коэффициента служит следующая формула:
Коэффициент ПРВПР = рабочее время производственников, израсходованное на передвижение и транспортировку / весь фонд времени производственных рабочих
Чтобы получить необходимые для расчета данные, следует провести на месте проверку некоторых основных технологических операций и определить процент времени, которое расходуется квалифицированными рабочими на перемещение и транспортировку материалов. Для определения общей суммы потерь в долларах найденным процентом обсчитывают весь фонд заработной платы производственных рабочих. В потерянное время производственных рабочих необходимо включать и время, потерянное на ожидание доставки им материалов.
Если оценочные данные или грубо приближенный расчет недостаточны, то для более точного определения времени, затраченного производственными рабочими на перемещение грузов, следует делать выборочное обследование или использовать метод хронометража. При выборочных обследованиях нужно убедиться, что выбранные для наблюдения работы действительно являются характерными, чтобы служить основанием для дальнейших статистических выводов, и количество наблюдений достаточно, чтобы устранить влияние случайных отклонений. Разделив время, затраченное на перемещение материалов, на общий фонд времени производственных рабочих, находят искомое процентное отношение. Применяя этот процент к общему фонду заработной платы производственных рабочих, определяют общую сумму потерь в ценностном выражении.
Вообще, если указанное отношение выше 15%, то потери считаются чрезмерно высокими. Само собой разумеется, что этот процент варьируется от предприятия к предприятию, от отрасли к отрасли. На предприятиях металлообрабатывающей промышленности такой процент встречается довольно часто. Будет очень хорошо, если руководители предприятия поставят себе целью добиться соотношения в 5%.
Отношение перемещений к общему количеству производственных операций. Какое количество перемещений материалов в вашем цехе или на предприятии в целом действительно является необходимым?
Отношение перемещение/операция свидетельствует скорее об общей эффективности данной системы перемещения материалов, чем об эффективности того или иного конкретного метода. Высокий коэффициент показывает, что рабочим приходится делать слишком много движений из-за наличия узких мест в производственном процессе, нерационального перемещения материальных потоков или общей организационной неэффективности. Отношение перемещения/операции определяется по следующей формуле:
Коэффициент П/О = общее число перемещений / общее число производственных перемещений
Выберите несколько основных и характерных для вашего производства видов продукции и проследите их движение по всему производству или вверенному вам участку. Начните с того места, куда материалы или готовые детали поступают со склада или с предыдущих операций, и проследите за ними до места их отгрузки или до конечной производственной операции. Подсчитайте количество перемещений, которым подверглось то или иное изделие в процессе его последовательной обработки, включая перемещения, связанные с приемкой, осмотром, контролем качества, упаковкой и отгрузкой. Особое внимание обратите на перемещения материалов у станков и на рабочих местах. Не оставляйте без внимания механизированные перемещения только потому, что они механизированы. Исследования показывают, что отношение 4:1 (четыре перемещения; к одной производственной операции) является неплохим показателем в условиях индивидуального производства. В поточном производстве следует стремиться к отношению 3:1. Если отношение достигает 7:1, то это свидетельствует о чрезмерно большом количестве перемещений.
Весьма вероятно, вы обнаружите, что наибольшее количество перемещений приходится на некоторые определенные участки, которые располагаются обычно в конце производственного процесса. Эти неблагополучные участки следует взять под особое наблюдение для немедленного принятия мер.
Коэффициент использования оборудования. Этот коэффициент показывает, используется ли оборудование на полную мощность или нет. Его цель — определить; дают ли капиталовложения в оборудование должный доход. При определении степени использования оборудования рекомендуется выбрать станки, потребовавшие значительных капиталовложений, и станки, находящиеся на решающих участках производственного процесса. Для вывода средних значений коэффициента использования следует брать относительно продолжительные периоды наблюдений. Сначала определяют теоретическую мощность оборудования, используя для этой цели учетные и паспортные данные. Для расчета коэффициента применяют следующую формулу:
Коэффициент ИО = фактическая отдача / теоретическая мощность
Для иллюстрации техники расчета возьмем следующий пример: мощность пресса — 100 шт. изделий в час, продолжительность непрерывной работы пресса в день — 7 часов; по учетным данным за истекший месяц на прессе выработано 12 тыс. изделий за 140 часов работы. Теоретическая мощность пресса за тот же период 14 тыс. изделий (100 X 140). Следовательно, коэффициент использования пресса — 85% (12000:14000).
Коэффициент использования оборудования, как и другие коэффициенты, варьируется по предприятиям и отраслям производства. На некоторых текстильных предприятиях его значение достигает 90—95%. На сталепрокатных станах коэффициент держится на уровне 80—85%. На предприятиях с индивидуальным производством величина коэффициента — от 40% и выше.
Плохое использование оборудования может быть вызвано неудовлетворительной организацией материального потока в производстве. Материалы могут подаваться к станкам или перемещаться от станков не настолько быстро, чтобы обеспечить полное использование оборудования. Замедленная доставка материалов к рабочим местам может быть обусловлена недостаточной мощностью подъемно-транспортного оборудования, плохим планированием или неудовлетворительной организацией внутризаводской системы транспортировки и перемещения.
Как только определятся места неполадок в организации материального потока, вы сможете приступить к устранению последних. Решение возникающих перед вами задач может заключаться в совершенствовании планирования, упрощении операций, лучшем размещении оборудования. С другой стороны, нужные мероприятия могут потребовать радикальных изменений как в организации производства, так и в парке оборудования. Например, если материалы складируются в проходах и загромождают рабочие места, то возможно, что это происходит из-за отсутствия других площадей для хранения материалов, иначе говоря, может оказаться, что потребность предприятия в материалах превысила емкость наличных площадей для их складирования. Большинство предприятий могут решить такие проблемы, не прибегая к строительству новых помещений. Однако общеизвестно, что новые методы транспортировки требуют и нового оборудования.
Транспортировка и перемещение материалов. Оборудование и методы.
Необходимость снижения издержек по транспортировке и перемещению грузов привела к созданию новых и совершенствованию имеющихся видов транспортных устройств. В настоящее время поставляются разнообразные виды подъемно-транспортного оборудования, пригодного почти для любых заводских условий и для выполнения почти всех операций по перемещению и транспортировке. Производство поддонов само по себе уже стало самостоятельной отраслью; имеется почти столько же типов, видов и размеров поддонов, сколько имеется разновидностей материалов, Для транспортировки которых они создаются. В ходу самые различные поддоны: деревянные (в том числе деревянные поддоны, созданные без применения гво