Курс для высшего управленческого персонала > Часть вторая. Управляющий и производство - Глава XII. Использование автоматизации для совершенствования производства

Термин «автоматизация» стал широко использоваться менее 20 лет тому назад. Как и о многом новом, об автоматизации широко распространилось неправильное представление, и степень ее влияния оказалась сильно преувеличенной. Многим она представляется ни с чем не считающимся чудовищем, угрожающим миллионам людей лишить их полезности (и средств к жизни). Другим она кажется многообещающим будущим, ключом к такому уровню жизни, по сравнению с которым современная Америка будет выглядеть примитивом.

Ее возможности были немедленно признаны у Форда, и «инженеры по автоматизации» были включены в организационные схемы Форда уже в 1947 г. К 1950 г. термин стал регулярно появляться в печати, появилось много статей и книг, посвященных вопросам автоматизации — механизации, ставшей автоматической.

Для рядового человека-неспециалиста автоматизация не означает ничего большего, чем замену ручного труда машинной работой. Поверхностно информированному неспециалисту автоматизация представляется как управление машинами с помощью других машин. Для инженера-системника и теоретика автоматизация означает привязку всей производственной системы к самоуправляющимся машинам, работа которых направляется вычислительным устройством, причем все компоненты системы в порядке обратной связи непрерывно питают информацией вычислительное устройство, которое обсчитывает данные и дает соответствующие поправки, с тем чтобы поддерживать однородный и непрерывный ход производства.

Некоторые специалисты определяют автоматизацию как оптимизированное производство — получение продукции, изготовленной наилучшим и наиболее дешевым способом. Ральф Д. Кординер как-то определил автоматизацию как «непрерывное автоматическое производство» преимущественно в том смысле, что она объединяет вместе уже высокомеханизированные отдельные операции. «Автоматизация представляет собой метод работы, основанный на идее производства скорее как непрерывного потока, чем как процесса с перемежающимися партиями изделий».

Джон Диболд по этому поводу говорит следующее: «Автоматизация требует, чтобы мы рассматривали производственный процесс как единую систему, а не как ряд отдельных этапов, выделенных в соответствии с наиболее экономичным распределением человеческих навыков — или даже отдельных машин. Автоматизация есть способ мышления, способ рассмотрения методов работы или специальной технологии. Это скорее определенное отношение — если хотите, философия производства, а не та или другая технология или ряд электронных устройств. В ней есть нечто от перелома в мышлении, настолько же революционного по характеру, как и идея Генри Форда о сборочной линии... Автоматизация является средством анализа, организации и управления нашими производственными процессами с целью наилучшего использования всех наших производственных ресурсов — механических и материальных, а также и человеческих».

Для управляющего производством автоматизация просто состоит в том, чтобы сделать производственные процессы еще более автоматическими, чем это уже достигнуто. Это определение является, вероятно, наиболее подходящим, чтобы стать общепринятым определением. Оно является наиболее понятным и наиболее удобным при рассмотрении эволюционных процессов, так как оно выражает понятие, способное охватить любую возрастающую степень сложности. Его не придется отбрасывать и заменять новой формулировкой и в том случае, когда предприятия, считающиеся «.автоматизированными» в настоящее время, достигнут большего совершенства через несколько лет. Поэтому в данной главе термин «автоматизация» употребляется для обозначения возрастающей автоматизированности введения (или «применения») все большего количества устройств, заставляющих исполнительные механизмы непрерывно производить продукцию все с меньшим и меньшим участием человека. Управление работой (в самом широком смысле) представляет собой функцию умственных способностей человека.

Роль автоматизации. Подобно тому как сам термин воспринимается людьми по-разному, то и автоматизация воздействует на разные группы людей различным образом. Многие специалисты убеждены, что автоматизация создает большую занятость, а не уменьшает ее, что возрастающая производительность намного повысит уровень жизни, в результате чего возникнут миллионы новых должностей в новых отраслях человеческой деятельности. Только те рабочие, которые по возрасту или по неспособности не смогут приспособиться и овладеть новой квалификацией, будут вытеснены автоматизацией с занимаемых мест1. Эти рабочие сосоставляют и будут впредь составлять главный предмет тревоги как для промышленников, так и для правительства.

В министерстве труда в 1961 г. создано специальное управление по автоматизации и рабочей силы, основной задачей которого является разработка учебных программ и руководящих указаний по трудоустройству рабочих, теряющих место из-за автоматизации. Руководство промышленностью, профсоюзы и правительство — все несут исключительную ответственность за разработку и осуществление этих мероприятий.

Неквалифицированные рабочие наиболее сильно страдают от автоматизации, но они являются не единственными, кому приходится сталкиваться с новыми условиями, идеями и правилами действия. Поскольку автоматизация представляет собой новое явление, каждый, работающий на автоматизированном промышленном предприятии, должен приспособиться к ней. Одно из бесспорных достоинств автоматизации заключается в том, что она освобождает рабочего от физического напряжения. Но она требует от него на всех производственных и управленческих уровнях повышенного умственного напряжения. Ибо теперь разум работает там, где раньше работали мышцы. Некоторые рабочие на автоматизированных предприятиях, особенно в первые месяцы, чувствуют себя уставшими от умственного напряжения в большей степени, чем раньше они уставали от физических нагрузок. Приспособление к этим новым условиям является одним из наиболее важных моментов, которое следует принять во внимание с точки зрения отдельной личности,

Для чего автоматизировать?

На вопрос «Почему следует автоматизировать?» промышленник-практик отвечает: «Потому что другие делают так». В конечном счете нет лучшего ответа на такой вопрос.

Сам по себе факт автоматизации — возможность увеличения производственной мощности предприятия при меньших затратах — является все подавляющим; у промышленности нет иного выхода, как только автоматизироваться там, где это возможно. Промышленник, который держится за традиционные производства вопреки новым достижениям, может оказаться в положении владельца компании почтовых карет, отказывающегося верить, что настало время железных дорог. Технологический прогресс остановить нельзя.

Сила животного уступила место пару, пар — двигателю внутреннего сгорания и электричеству; атомная энергия в комбинации с почти невероятными автоматическими машинами заставила воспринимать достижения первой промышленной революции детскими игрушками. Ведущая роль в промышленности принадлежит теперь прежде всего производительности труда, а производительность в настоящее время более, чем когда-либо прежде, зависит от технологии.

«За» и «против» автоматизации. Как наиболее практическое решение самой неотложной промышленной проблемы — увеличение выпуска при снижении стоимости единицы продукции — автоматизация является неотразимой силой; каковы бы ни были последствия, автоматизация навсегда остается с нами.

И все же автоматизация не лишена недостатков. Довольно затруднительно перечислить достоинства и недостатки автоматизации как таковые, так как проблемы одной отрасли промышленности могут мало что значить для другой. Не все отрасли могут быть автоматизированы с достаточным экономическим эффектом. Если изделия должны изготовляться различных размеров и фасонов (например, обувь), то они мало подходят для создания экономичных автоматических систем.

Достоинства. В перечне достоинств автоматизации на первом месте стоит увеличение выпуска продукции. Почти во всех отраслях промышленности по мере увеличения выпуска продукции стоимость единицы продукции снижается, а прибыль растет.

Другим достоинством, обычно рассматриваемым как основной мотив промышленной автоматизации, является снижение трудовых затрат. Раз производственный процесс «автоматизирован», дальнейшее снижение издержек должно производиться за счет материалов и накладных расходов, так как к этому моменту трудовые затраты сведены почти к нулю. В большинстве случаев в условиях сборочного и обрабатывающего производства автоматизация позволяет достичь более высоких качественных стандартов. Усовершенствованные методы технического контроля, а также более совершенные способы обработки дают возможность выпускать с автоматической линии почти идентичные изделия. Этот фактор надежности приобретает особую важность в тех отраслях производства, где сильно развита конкуренция, и в ряде случаев главной целью мероприятий по автоматизации производства является повышение и стандартизация качества.

Повышение производительности и коэффициента использования оборудования в большинстве, если не во всех проектах по автоматизации, считается также одной из главных целей. Уменьшение отходов, повышение безопасности труда, улучшение условий работы, снижение потребности в запасах, более легкое обслуживание и сокращение расходов по страхованию также относятся к числу достоинств и целей автоматизации.

Недостатки. С точки зрения руководства, в автоматизации не все представляется в розовом свете. В некоторых отраслях отрицательные стороны автоматизации настолько перевешивают ее достоинства, что сколь-либо существенную автоматизацию таких производств трудно себе представить на многие годы вперед.

Потребность в более крупных капиталовложениях является почти всеобщим недостатком автоматизации; весьма немногие операции могут быть автоматизированы с одновременным уменьшением капитальных затрат. Автоматическое оборудование само по себе является дорогостоящим, системы же автоматов не только дороги сами по себе, но и их приспособление к отдельным операциям обходится чрезвычайно дорого. Автоматизировать целое предприятие — это значит учесть каждый элемент, участвующий в производстве, и, проектируя систему, предусмотреть любую случайность. Большинство операций требует специально для них разработанных систем. Технические возможности для осуществления таких разработок не безграничны, и спрос на инженеров, способных спроектировать и руководить установкой автоматических систем, высок.

Издержки по текущему ремонту и содержанию автоматизированных предприятий значительно выше, чем обычных предприятий. Профилактический ремонт является безусловной необходимостью; сверхплановые простои могут принимать на автоматизированных предприятиях катастрофический характер.

Длительность времени, потребного для проектирования и установки автоматической линии, сама по себе является крупным недостатком. Это обстоятельство усугубляет недостаток относительно требуемых значительных капитальных, затрат, ибо это означает, что капитал должен быть затрачен задолго до того, как он начнет возмещаться в виде прибыли. Даже после установки автоматическое оборудование требует времени для отрегулировки и наладки, что еще больше задерживает период сколь-либо ощутимого возмещения капитальных затрат. Некоторые фирмы уже убедились, что в первые годы использования автоматических систем довольно трудно обеспечить уровень прежнего выхода продукции. По мере совершенствования процессов автоматизации и по мере того как все больше и больше однотипных установок будет вводиться в строй, можно ожидать, что эта отрицательная сторона автоматизации несколько ослабнет, однако ожидать, что она исчезнет вовсе, нельзя.

Потребность в рабочих с новой квалификацией является другой отрицательной стороной автоматизации, даже в периоды наивысшего уровня безработицы за последние несколько лет многие промышленники встретились с затруднениями при наборе достаточно квалифицированных рабочих для своих новых предприятий, И на самом деле, потребность в рабочих, имеющих новую квалификацию или способных овладеть ею, постоянно увеличивается, несмотря на высокий уровень безработицы.

Автоматизация часто отсрочивает момент, когда доходы начинают покрывать расходы. По крайней мере, в одной из крупных фирм это обстоятельство на целый год поставило под вопрос успешность проведенных мероприятий по автоматизации производства. У многих автоматизированных предприятий их способность диверсифицировать производство резко ограничена: будучи налаженной для изготовления определенной продукции по определенному способу, автоматическая система обречена на выполнение только такой программы. Ее изменения означают дополнительные капиталовложения и меньшую прибыль или полное отсутствие таковой.

Автоматизация и единоличные руководители. Какое бы место вы ни занимали сегодня в управленческом аппарате промышленного производства, вы не можете избежать влияния автоматизации. Несмотря на то что многие фирмы, возможно, даже и не будут никогда автоматизировать свой производственные процессы, они тем не менее должны планировать свое производство продукции в условиях конкуренции с автоматизированными предприятиями. Мелкие фирмы, если они намерены продолжать свое дело, должны делать что-то такое, чего не могут делать крупные промышленники.

При наличии поточных линий, управляемых счетно-решающими устройствами и требующих для экономичности производства все большего и большего увеличения серийности, небольшие компании с мелкосерийным характером производства по отдельным заказам могут вполне оправдать свое существование. Это не значит, что мелкосерийное производство не будет автоматизироваться — автоматы, машины, «программируемые» с помощью перфокарт и лент, все более и более будут использоваться в предстоящие годы на мелких предприятиях, и автоматизированное предприятие единоличника, работающее по заказной системе, может быть, будет существенным фактором нашего промышленного будущего.

Небольшие, могущие маневрировать фирмы будут выпускать свою продукцию все более и более специализированной, в то время как более крупные автоматизированные производства должны будут выпускать все более, и более стандартизованные изделия. В век автоматизации от творческой изобретательности управляющего небольшой фирмой может зависеть все — или поразительный успех предприятия или полный крах. В то время как более крупные промышленники стремятся сделать свою продукцию более пригодной к использованию в различных условиях, мелкие фирмы должны специфицировать ее и делать пригодной там, где инструменты или изделия «общего назначения» являются менее эффективными.

Когда следует проводить автоматизацию?

Для промышленного управляющего-профессионала время для начала изучения вопросов автоматизации истекло вчера; в крайнем случае его можно отложить до сегодняшнего дня. Руководство, которое ожидает, когда для его производственных процессов будут разработаны автоматические системы 100%-ной эффективности, убедится, что оно ждало слишком долго; другие фирмы обгоняют его как по уровню производства, так и по дешевизне продаваемых товаров.

Однако основной вызов автоматизация промышленности бросает главным образом молодому поколению управляющих, а не тем, кто управляет промышленностью в настоящее время.

Автоматизация требует улучшения как собственно управления, так и повышения эффективности технической. Если хотят, чтобы рабочих было меньше (сравнительно), то по квалификации они должны быть лучше. У них должны быть большие стимулы к труду, лучшая подготовка ко всякого рода переменам, лучшая приспособляемость к новым условиям, и управляющие должны быть готовы руководить этим качественно новым поколением рабочих.

Как продолжает расти потребность в инженерах по автоматизации, так растет потребность и в инженерах-специалистах по организации и управлению. Традиционное деление на работников физического труда и работников умственного труда в значительной мере теряет свое значение. Многие специалисты, получившие образование в колледжах, оказываются на работе, которую раньше в основном выполняли чернорабочие; на большинстве автоматизированных предприятий должности мастеров занимают дипломированные инженеры. В то же самое время труд прежних работников физического труда принимает характер труда работников умственного труда, поскольку операторы скорее занимаются регулировкой процессов и пультов управления, чем работой, связанной с физическими усилиями. Справляться с трудностями, связанными с такими изменениями общих условий промышленного производства, является в равной мере как управленческой, так и технической проблемой.

Организационные принципы автоматизированного предприятия. Соперничеству между структурными подразделениями, весьма важному средству управления в организационных условиях обычного завода, нет места на автоматизированных предприятиях. Каждый работник действительно автоматизированного завода является главным — инженеры, ремонтники, производственники и работники административного труда действуют как единое целое. Производственный процесс идет непрерывно, и задержка на любом участке немедленно сказывается на ходе всего производства. Поэтому сотрудничество различных подразделений на таком предприятии является необходимостью. Решения, затрагивающие вопросы ремонта, производства или инженерного дела, должны приниматься тут же на месте, и организационная структура завода должна обеспечить условия для принятия эффективных решений на уровне низовых работников.

Традиционные организационные принципы остаются обязательными в области распределения труда и в вопросах заработной платы, однако к организационной структуре должны быть добавлены новые линии связи. В дополнение к принципу принятия решений на низшем уровне линейного руководства, т. е. непосредственно на месте, по мнению некоторых экспертов, целесообразно создавать так называемые «проблемные группы» — бригады квалифицированных специалистов, которым вменяется в обязанность наблюдение за всеми производственными участками для решения специальных проблем еще до того, как они начнут воздействовать на производство. Автоматизированные процессы не допускают решения проблем задним числом (т. е. после того, когда уже что-то случилось). Простои настолько недопустимо дорогостоящи, что всякая вероятность неплановых простоев должна быть исключена (конечно, возможность всегда останется, но она должна быть сведена к простой возможности). Нехватка рабочих или материалов, ввод в систему дефектных материалов недопустимы. Просчеты в планировании влекут за собой такие финансовые потери, что. самостоятельное внутрицеховое планирование просто немыслимо; главное внимание каждого участника процесса должно быть направлено на производство в целом.

Автоматизация требует, чтобы управляющий мыслил на ходу, чтобы он видел результаты своих решений в тот момент, когда он принимает их, чтобы он чувствовал результаты устанавливаемой им линии поведения прежде, чем она войдет в действие. Управляющий, который способен исправлять ошибки только после того, как они обнаружены, может еще найти себе место в условиях обычной заводской организации, но управлять автоматизированным заводом может только руководитель высшего класса.

Моральное состояние работников и автоматизация. Работник на автоматической поточной линии является членом бригады. Он может видеть, что его работа дает возможность другим выполнять свои обязанности, и наоборот. Чтобы пустить в действие такой сложный аппарат, требуется так много людей, что авария на одном участке означает задержку всего процесса. В правильно руководимом автоматизированном процессе рабочий осознает новый вид ответственности и товарищескую связь со своими партнерами.

В исследовании, проведенном на автоматизированном заводе по производству бесшовных труб, Чарльз Р. Уокер обобщает свои трехлетние наблюдения за реакцией рабочих в условиях предприятия с высокой степенью автоматизации. Большинство рабочих казались сначала напуганными и обескураженными, но затем, по мере того как они приспосабливались к окружающей обстановке, они стали получать больше личного удовлетворения в своей работе, чем это было в прежних условиях. Чувство гордости у рабочих на действительно автоматизированном предприятии проявляется значительно сильнее, чем у рабочих на бесконечно повторяющихся операциях обычной сборочной линии.

Умение автоматизировать

Вопреки общепринятому мнению автоматизированное предприятие не управляется само по себе. В большинстве случаев роль операторов в автоматизированных производствах весьма заметна. «Суперавтоматизированная» система, способная с помощью вычислительной техники самостоятельно принимать и обрабатывать информацию из отдаленных точек сбыта продукции, рассчитывать спрос, планировать производство, производить и отгружать товары — и все это без вмешательства человека — это проблема отдаленного будущего. Автоматизация в современном понимании просто означает более высокую продуктивность независимо от того, насколько уменьшается количество операторов. Операторы автоматизированных процессов, часто даже в том же числе, что и в обычных производственных условиях, выпускают во много раз больше законченной продукции в расчете на одного человека. Изменяются также требования и к квалификации операторов. Требуемый объем технических знаний в условиях полностью автоматизированного процесса может быть, а может и не быть больше, чем в обычном механизированном производстве, но характер этих знаний обычно дол