Фридмен М. Денежная и фискальная политика по обеспечению экономической стабильности1

В конце XIX — начале XX в. характер главенствующих проблем приводил к тому, что экономисты концентрировали свое внимание на проблеме распределения ресурсов, в меньшей степени — на проблеме экономического роста и совсем не уделялось внимания проблеме краткосрочных колебаний, носящих циклический характер. После Великой депрессии 1930 г. ситуация изменилась. Сейчас экономисты все больше концентрируются на проблеме циклических колебаний, говорят и действуют так, как будто любой, даже незначительный успех при контролировании цикла оправдывает любые жертвы, касающиеся долгосрочной эффективности или перспектив роста экономической системы, какими бы значительными они ни были. Поэтому предложения по управлению циклом все больше развиваются так, как будто практически не существует других целей и так, будто не имеет никакого значения, в каких общих условиях происходят циклические колебания. Следствием такого подхода является то, что возможности одновременного достижения двух типов целей уделяется недостаточно внимания.

При построении кредитно-денежной и бюджетно-налоговой политики, рассмотренной в данной работе, я намеренно уделяю основное внимание долгосрочным целям. То есть я попытался создать схему, соответствующую миру, в котором циклические колебания, не являющиеся следствием «плохих» денежных и фискальных решений, не имеют последствий. Затем я проверил получившееся предложение, чтобы посмотреть, как оно будет работать в отношении циклических колебаний. Оно действует на удивление хорошо; оно не только не способствует циклическим колебаниям, но даже компенсирует их, таким образом подавая большие надежды по обеспечению вполне удовлетворительной краткосрочной экономической устойчивости.

Эта работа посвящена той части анализа, которая связана с последствиями, оказываемыми предложением на циклическую стабильность. Однако, принимая во внимание мотивы предложения, было бы неплохо начать с указания наиболее важных долгосрочных целей. Хотя полное обоснованное обсуждение этих долгосрочных целей здесь было бы неуместным.

Основные долгосрочные цели, разделяемые, я уверен, большинством экономистов, представляют собой политическую свободу, экономическую эффективность и значительную степень равенства экономической власти. Эти цели, конечно, не являются полностью совместимыми, и, возможно, между ними должен существовать некий компромисс. Более того, цели на данном уровне общности едва ли могут указать на приблизительные варианты политики. Мы должны сделать следующий шаг и указать общие институциональные условия, наиболее, с нашей точки зрения, подходящие для достижения этих целей. Я уверен, и по этому вопросу будет гораздо меньше согласия, что можно наилучшим образом достичь этих трех целей, по возможности сильнее полагаясь на рыночный механизм в рамках свободной конкуренции при организации использования экономических ресурсов. Среди специфических предложений, следующих из этой общей позиции, наиболее уместны три: 1) правительство должно обеспечить денежную структуру для свободной конкуренции, поскольку она сама не в состоянии сделать этого; 2) денежная структура должна быть скорее подвластна закону, нежели находиться во власти чиновников, действующих по своему усмотрению; и, 3) так как по-настоящему свободный рынок при свободной конкуренции приводит к меньшему по сравнению с нынешним неравенству, я могу надеяться, что общество пожелает еще больше сократить это неравенство. Более того, должны быть приняты дополнительные меры по обеспечению функционирования рынка. Для обеих целей принятие общих фискальных мер (в противоположность специфическим интервенциям) является наиболее желательным внерыночным средством по устранению неравенства.

Чрезвычайно простое предложение, на которое наводят меня эти три долгосрочные цели, не содержит ничего нового. В самом деле, принимая во внимание ряд предложений, сделанных по изменению того или иного раздела современной денежной или фискальной политики, очень сложно поверить в то, что осталось что-то совершенно новое, еще не включенное в предложения. Представляемая комбинация элементов в некотором смысле менее банальна; тем не менее, даже о ней нельзя говорить, как об оригинальной. Возможно, из вышесказанного напрямую следует то, что предложение представляет собой некий «большой» общий знаменатель, составленный из многих различных предложений. Пожалуй, это основное оправдание для того, чтобы представить его и настаивать на его широком научном обсуждении. Возможно, оно или некоторые его вариации могут приблизиться к минимальной программе, для которой экономисты с менее широкими различиями во взглядах смогут сделать общие выводы.

Эта работа посвящена исключительно общему обзору денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики и пренебрегает или касается поверхностно многих других не менее важных, трудных и тесно связанных проблем. В частности, она совершенно не уделяет внимания переходу от современной политики к указанной здесь, результатам применения рекомендуемой политики по отношению к международной денежной системе и особым требованиям военных финансов. Эти взаимосвязанные проблемы многочисленны и серьезны и, похоже, служат оправданием компромиссу по некоторым вопросам. Тем не менее, мне кажется, было бы неплохо представить идеальное состояние как можно более четко перед тем, как пытаться достичь компромисса.

I. ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Подробное предложение, изложенное ниже, включает четыре основных элемента: первый связан с денежной системой; второй посвящен государственным расходам на товары и услуги; третий связан с правительственными трансфертами; четвертый касается налоговой системы. Далее в работе везде имеется в виду федеральное правительство и все ссылки на «правительство» подразумевают именного его 2.

1. Реформа денежной и банковской системы с целью исключить как частное «создание» или «уничтожение» денег, так и дискреционное регулирование количества денег со стороны Центрального банка.

Проблема частного «создания» денег, возможно, наилучшим образом может быть решена путем введения 100%-ной нормы банковского резервирования, отделяющего таким образом сберегательную функцию банковской системы от кредитной 3. Принятие стопроцентной нормы резервирования позволит также снизить дискреционную власть резервной системы путем исключения ре-дисконтирования и существующей власти над резервными требованиями. Чтобы завершить процесс уничтожения основного «оружия» дискреционной власти, необходимо ликвидировать существующие полномочия по проведению операций на открытом рынке и прямой контроль над фондовым рынком и рынком кредитов.

Эти модификации оставят главными следующие денежные функции банковской системы — обеспечение депозитарных услуг, клиринговые операции и т.п., и как главную функцию денежных властей — создание денег для покрытия правительственного дефицита или изымания из обращения денег в случае профицита 4.

2. Политика определения размеров государственных расходов на товары и услуги — такое определение используется для исключения трансфертных расходов любого рода — полностью на основе желания, потребностей и готовности общества заплатить за общественные услуги.

Изменения в размерах государственных расходов должны происходить исключительно в соответствии с изменениями относительной стоимости, придаваемой обществом общественным услугам и частному потреблению. Не должно делаться никаких прямых или косвенных попыток изменения объемов затрат в ответ на циклические колебания деловой активности. Так как основные цели общества, по всей видимости, изменяются медленно — за исключением военного времени или внезапных угроз войны — эта политика будет, с теми же исключениями, приводить к относительно стабильным объемам расходов на товары и услуги 5.

3. Заранее устанавливаемая программа трансфертных расходов, состоящая из набора условий и статей, в соответствии с которыми будут выделяться пособия, оказываться содействие и производиться другие трансфертные платежи 6.

Примером такой программы может послужить современная система социального страхования, в соответствии с которой производятся пенсионные выплаты и выплачиваются пособия по безработице. Изменения в программе должны происходить только в соответствии с изменениями в видах и размерах трансфертных платежей, которые общество может и считает необходимым производить. Программа не должна меняться в ответ на циклические колебания деловой активности. Абсолютные расходы, однако, будут колебаться на протяжении цикла. Будет наблюдаться тенденция к росту расходов во время роста безработицы и снижение во время падения уровня безработицы 7.

4. Прогрессивная система налогообложения, которая опиралась бы преимущественно на подоходный налог.

Все усилия должны быть направлены на то, чтобы получить из данного источника налогообложения столько, сколько возможно, и минимизировать задержку между начислением налоговых обязательств и реальным сбором налогов. Ставки, освобождения, и т.п. должны устанавливаться в соответствии с ожидаемым уровнем сборов при уровне доходов, соответствующем по-разумному полной занятости при заданном уровне цен. Принцип построения бюджета должен, таким образом, заключаться либо в том, чтобы гипотетический уровень налоговых сборов уравновешивал государственные расходы, включая трансфертные платежи (при том же гипотетическом уровне дохода), или в том, чтобы он вел к дефициту, влекущему за собой некоторое определенное долговременное увеличение в количестве денег 8. Структура налогов не должна изменяться в ответ на циклические колебания деловой активности, хотя реальная выручка будет, разумеется, колебаться автоматически 9. Изменения в структуре налогов должны отражать изменения в объеме предоставляемых общественных услуг или трансфертных платежей, по мнению общественности необходимых. Решения по осуществлению дополнительных расходов должны сопровождаться соответствующим увеличением выручки путем увеличения налогов. Подсчет как размера дополнительных расходов на общественные услуги, так и дополнительных налоговых поступлений должен производиться для гипотетического, а не реального уровня доходов. Таким образом, правительство будет иметь дело с двумя бюджетами: со стабильным бюджетом, в котором все данные соотносятся с гипотетическим доходом, и с реальным бюджетом. Принцип балансирования статей расходов и поступлений при гипотетическом уровне доходов будет заменен принципом балансирования реальных расходов и поступлений.

II. ПРЕДЛОЖЕНИЕ В ДЕЙСТВИИ

Смысл данного предложения, состоящего из четырех пунктов, заключается в том, что оно использует автоматическую адаптацию участия государства в текущем потоке доходов для сглаживания (по крайней мере частичного) изменений в других сегментах совокупного спроса и адекватного изменения предложения денег. Оно устраняет дискреционные действия в ответ на циклические колебания, а также некоторые грубые или губительные ответные действия нашей современной денежной и фискальной структуры 10. Дискреционные действия ограничены установлением размера дохода, лежащего в основе стабильного бюджета, т.е. необходимы для постановки обоснованно достижимой цели. Некоторые решения такого рода неизбежны при составлении государственного бюджета; предложение включает в себя особое решение, делая его четким. Определение заданного уровня дохода предположительно не может быть сделано абсолютно объективно или механически. В то же время это решение необходимо будет принимать для достаточно длительных интервалов — возможно, каждые пять или шесть лет — и использует минимум прогнозирования. Далее, как будет показано позже, ошибки при установлении заданного размера дохода обычно автоматически нейтрализуются и не требуют пересчетов.

В соответствии с данным предложением, государственные расходы будут финансироваться либо налоговыми поступлениями, либо путем «создания денег», т.е. выпуска в обращение беспроцентных ценных бумаг. Правительство не будет выпускать в обращение беспроцентные ценные бумаги открытого доступа; Федеральная Резервная Система не будет проводить операции на открытом рынке. Эти ограничения на ресурсы для пополнения государственных фондов выглядят разумными в мирное время. Единственное разумное основание выплачивать проценты обществу по государственному долгу — это сглаживание инфляционного «давления», оказываемого неестественно большими государственными расходами, когда, по той или иной причине, не возможно или не желательно взимать достаточное для этого количество налогов. Это является объяснением выпуска в обращение процентных ценных бумаг в военное время, хотя ставка процента по этим ценным бумагам фиксировалась на низком уровне, что представляется неверным. В мирное время это не считается допустимым, особенно, если предполагается, что объем государственных расходов на товары и услуги остается относительно постоянным. Другой причиной, иногда служащей объяснением для выпуска процентных ценных бумаг, является то, что в течение периода безработицы менее дефляционно выпускать ценные бумаги, чем собирать налоги. Это действительно так. Но менее дефляционным все еще является выпуск в обращение денег 11.

Возможный дефицит или профицит государственного бюджета один к одному отразится на изменении количества денег; и, наоборот, количество денег изменится только вследствие дефицита или профицита. Дефицит означает увеличение в количестве денег, профицит — уменьшение 12.

Дефицит или профицит сами по себе автоматически являются следствием изменений в уровне деловой активности. В случае, когда денежные доходы нации высоки, налоговые поступления высоки и трансфертные платежи незначительны; т.е. возникает тенденция к профициту, и, чем выше размер дохода, тем больше профицит. Такого рода изъятие части фондов из текущего потока доходов делает совокупный спрос ниже, чем он мог быть в противном случае, и сокращает количество денег, создавая таким образом тенденцию для компенсации факторов, действующих в сторону увеличения доходов. Когда денежные доходы нации низки, налоговые сборы незначительны и высоки размеры трансфертных платежей. Таким образом, возникает тенденция к дефициту, и чем меньше доход, тем больше дефицит. Такого рода введение дополнительных фондов в текущий поток доходов делает совокупный спрос выше, чем он мог быть в противном случае, и увеличивает количество денег, создавая таким образом тенденцию для компенсации факторов, действующих в сторону уменьшения доходов.

Степень действия эффектов, автоматически создаваемых изменениями, происходящими в национальном доходе, очевидно, зависит от диапазона действий, предпринимаемых правительством, так как это в свою очередь определяет общий порядок величины государственного бюджета. Однако в предложении существенным является то, что действия, предпринимаемые правительством, основываются на абсолютно других принципах. В некоторой степени эта особенность предложения является прямым следствием мотивации предложения. Однако и помимо мотивации представляется, что это является желательным элементом любого предложения по обеспечению стабильности. Во-первых, не существует простого, обоснованно объективного правила определения оптимальной степени участия государства — от частичной до полной социализации — даже в том случае, когда стабильность — единственная цель. Изменения в обстоятельствах могут внести быстрые и неравномерные изменения в степень участия, кажущуюся наиболее желательной. Но такого рода изменения сами по себе вполне вероятно являются дестабилизирующими, как прямо, так и косвенно, поскольку они негативно сказываются на ожиданиях. Попытка адаптировать размер государственной деятельности к требованиям стабильности может, таким образом, привести к большей по сравнению с тем, что она корректирует, нестабильности. Во-вторых, степень участия государства, возможно, имеет более существенные последствия для других целей — особенно для политической свободы и экономической эффективности, — чем для стабильности 13. В-третьих, средства, отличные от изменения роли, приписываемой государству, с легкостью могут быть найдены для изменения степени реакции в отношении изменений в доходе, если опыт применения предложения оправдает это. И некоторые из этих средств не обязательно имеют последствия для других целей.

В соответствии с предложением совокупное количество денег автоматически определяется требованиями внутренней стабильности. Это означает, что изменения в количестве денег не могут быть использованы — как это происходит при полном золотом стандарте в действии — для достижения равновесия в международной торговле. Два критерия никоим образом не будут постоянно требовать аналогичных изменений в количестве денег; в случае, когда они конфликтуют, тот или иной должен становиться доминантным. Решение выбрать внутреннюю стабильность, не явно выраженное в рекомендуемой политике, означает, что должны быть использованы какие-то другие методы для подстройки к изменениям в условиях внешней торговли. Международные соглашения, которые кажутся логическим продолжением предложенной политики, представляют собой гибкий валютный курс, свободно устанавливаемый на международных валютных рынках главным образом за счет проведения частных операций 14.

III. ПОСЛЕДСТВИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДЛОЖЕННОЙ СИСТЕМЫ В СОВРЕМЕННЫХ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

Колебания государственного участия в потоке доходов в соответствии с предложенной денежной и бюджетной политикой происходят в «правильном» направлении. Тем не менее, не является абсолютно очевидным тот факт, что без дополнительных институциональных изменений они приведут либо к разумно полной занятости, либо к разумной степени стабильности. Жесткость цен, вероятно, сделает это предложение, и фактически большую часть, если не все другие предложения по установлению циклической стабильности, несовместимыми с обоснованно полной занятостью, а сопровождаясь другого рода лагами в реакции, сделает крайне неопределенной эффективность их действий по стабилизации экономики.

А. Жесткость цен

При существующих обстоятельствах, когда многие цены умеренно жесткие, по крайней мере относительно снижения, нельзя ожидать того, что денежная и бюджетная политика, представленная выше, приведет к обоснованно полной занятости ресурсов, даже несмотря на то, что лаги реакции другого вида незначительны. Максимум того, что можно ожидать при данных обстоятельствах, — это обоснованно устойчивый или умеренно возрастающий уровень денежных доходов. В качестве крайнего случая, предположим, что экономика находится в относительно устойчивой позиции при полной занятости и с жестко сбалансированным текущим государственным бюджетом и что высокий уровень заработной платы является жестким относительно понижательного давления. Теперь допустим, что происходит значительный рост в размере заработной платы у данной группы рабочих вследствие либо действий профсоюза, либо резкого, но временного увеличения в спросе на данный вид работ или уменьшение его предложения, и предположим, что данная более высокая заработная плата жестка относительно понижательного давления. Использование ресурсов в том же объеме, что и прежде, приведет к большему совокупному денежному доходу, поскольку при принятом условии жесткости цен другие ресурсы получат ту же сумму, что и прежде, в то время, как рабочие, чья заработная плата возросла, получат больший совокупный доход при полной занятости. Но если данный высокий денежный доход, который, безусловно, приведет к более высоким ценам, будет получен, в государстве наметится тенденция к профициту, вследствие того, что выручка вырастет больше расходов. Среди тех явлений, которые произошли, нет ни одного, которое при отсутствии других независимых факторов, будет компенсировать дефляционный эффект профицита. Но принятая позиция полной занятости не будет, следовательно, равновесной. Если бюджетный профицит достигнут случайно, то он сократит эффективный спрос, и, так как цены жестки, последствием этого может быть только безработица. Равновесный уровень доходов будет несколько выше, чем прежде, преимущественно за счет того, что трансфертные платежи безработным увеличатся, таким образом частично компенсируя безработицу. Но не существует механизма, компенсирующего оставшуюся часть. Единственный выход из этой ситуации — допустить инфляцию.

Широко известно, что проблемы, описанные выше, присутствуют практически во всех других вариантах денежной и бюджетной политики; они аналогично могут привести к полной занятости при данных обстоятельствах только путем инфляции. Однако часто эта дилемма скрыта в формулировке, а на практике очевидно то, что результатом' будет инфляция. Рациональная экономическая программа для системы с частным предпринимательством (и возможно даже для коллективистской системы) должна содержать гибкость цен (включая заработные платы) как один их краеугольных камней. Это требование становиться ясным на примере приведенного предложения. Более того, принятие такого предложения обеспечило бы некоторую гарантию против кумулятивной дефляции и, таким образом, облегчило бы достижение гибкости цен, так как государственная поддержка монополистической деятельности некоторых особых профессиональных и промышленных групп проистекает во многом от очевидных убытков от общей дефляции и необходимости защиты от нее.

В. Лаги в реакциях

Наша экономика характеризуется не только жесткостью цен, но и значительными лагами реакции других типов. Эти лаги делают недостижимым любое определенное утверждение о реальной степени стабильности, возможной в результате применения денежной и бюджетной политики, описанной выше. Можно обоснованно ожидать меньшие по сравнению с существующими колебания, хотя пренебрежение лагами и фундаментальными причинами, лежащими в основе колебаний деловой активности, снижает уверенность и в этом предположении. Разрыв между появлением государственного дефицита и его воздействием на поведение потребителей и производителей может быть столь длительным и меняющимся, что стимулирующее воздействие дефицита может начать действовать скорее всего только после того, как задействованы все другие факторы для восстановления, а не после того, как произошло первоначальное снижение. Несмотря на интуитивные представления об обратном, я не верю, что мы знаем достаточно, чтобы полностью исключить эту возможность. Если это будет осуществлено, предложенная политика может скорее ускорить, нежели ослабить циклические колебания; т.е. большие и непостоянные лаги могут обратить колебания государственного вклада в поток доходов в подобие дополнительного случайного колебания 15.

Кроме всего прочего, о данной возможности можно сказать то, что полностью автоматическое предложение, приведенное выше, приносит, вероятно, меньше вреда при рассмотренных обстоятельствах, чем альтернативные предложения, которые способствуют дискреционным действиям в дополнение к автоматической реакции. Существует четкое убеждение, что эти дискреционные действия в общем могут послужить основой для более длинных лагов, чем те, к которым приводит автоматическая реакция, и, таким образом, будут являться более дестабилизирующими.

Основание для данного предположения наилучшим образом выявляется путем разбиения общего лага, присущего любому действию по компенсации возмущений, на три части: 1) лаг между необходимостью действовать и осознанием этой необходимости; 2) лаг между осознанием необходимости действовать и осуществлением действий; и 3) лаг между действиями и их последствиями.

Первый лаг, не существующий для предлагаемой в данной работе автоматической реакции в дискреционных предложениях, может быть отрицательным, если было бы возможно точно спрогнозировать изменения в экономике, которые произошли бы в отсутствие правительственных действий. В виду достижений прогнозистов сложно будет оспорить тот факт, что лучше избегать прогнозов и вместо этого полагаться на как можно более скорую оценку текущей ситуации. Лаг между необходимостью действий и осознанием этого таким образом становиться позитивным. Его точная величина зависит от того или иного дискреционного предложения, хотя последние достижения современных толкований деловых условий показывают, что она не всегда будет незначительной 16.

Второй лаг присутствует даже в автоматической реакции, потому что все налоги не будут или не могут быть собраны со всех источников одновременно с соответствующими платежами, и трансфертные платежи не будут или не могут быть осуществлены без определенного периода ожидания или осуществления. Однако очевидно, что этот лаг может быть сокращен до незначительного путем создания и администрирования подходящей системы налоговых и трансфертных платежей. Для дискреционных действий величина лага между осознанием действий и осуществлением действий очень сильно зависит от типа предпринимаемого действия. Действия по изменению формы или суммы активов во владении общества могут быть осуществлены очень быстро путем покупки или продажи ценных бумаг на открытом рынке или путем изменения ставки редисконтирования или резервных требований. Значительно большее время необходимо для того, чтобы изменить чистый вклад государства в поток доходов путем изменения структуры налогов. Несмотря даже на то, что разработанные предписания для разного рода ситуаций исключают любую задержку в решении о том, какого рода изменения вносить в налоговые ставки, освобождения, виды собираемых налогов и т.п., административные процедуры рассмотрения сделают более значительной задержку перед вступлением изменений в силу. Налогоплательщики, фирмы или отдельные личности, действующие как посредники в собирании налогов, и налоговые органы должны быть информированы об изменениях, и им должна быть предоставлена возможность адаптировать свои процедуры; нововведения должны быть изданы или по крайней мере доведены до сведения и т.д.

Наиболее длинная задержка среди всех, похоже, наблюдается при изменении чистого вклада государства в поток доходов путем изменения государственной политики расходов, особенно на товары и услуги. Вне зависимости от того, как долго осуществлялось предварительное планирование, размер расходов не может быть увеличен или сокращен внезапно, пока количество статей в перечне расходов представляет собой основу для их контроля или обоснования. На разработку проекта любой степени эффективности необходимо время и значительные траты, связанные с внезапным прекращением работы над проектом.

Третий лаг, между действием и его последствием, представлен и одинаково значителен как для автоматической реакции, так и для дискреционных действий, и изменить в этом случае посредством законодательной или административной реформы денежной и бюджетной структуры можно очень немногое 17. У нас нет достоверных эмпирических фактов, свидетельствующих о протяженности этого лага для разного рода действий, и эта проблема требует дальнейшего изучения. Имеются некоторые соображения по поводу того, в каком направлении двигаться в этом исследовании, они подкреплены априорными рассуждениями, которые предполагают в качестве первого приближения, что порядок различной политики по отношению к длине лага является обратным порядку этой политики по отношению к длине лага между осознанием необходимости действовать и осуществлением действий. Изменения государственных расходов на товары и услуги практически незамедлительно приводят к изменениям в степени занятости ресурсов, используемых для производства этих товаров и услуг. Они оказывают вторичный эффект посредством стимулируемых таким образом изменений в расходах агентов, владеющих задействованными ресурсами.

Можно ожидать, что лаг в этих вызванных изменениях будет меньше, чем лаг в подстройке структуры расходов к изменениям в налогах или к изменениям в сумме и форме владения активами. Изменения в налогах делают личный располагаемый доход индивидов больше или меньше того, каким бы он был в противном случае. Можно ожидать, что индивиды будут реагировать на изменения в личном располагаемом доходе в результате изменений в налогах незначительно медленнее, чем на изменения в личном располагаемом доходе, вызванные изменениями совокупного дохода.

Эти показания, однако, также не являются абсолютно надежными. Здесь, вероятно, важны косвенные эффекты, которые зависят от таких вещей, как виды товаров и услуг, находящиеся под прямым воздействием изменений в государственных расходах, сфера действия изменений в личном располагаемом доходе, которые являются следствием изменений в расходах или налогах, и средства, используемые для покрытия государственного дефицита. Например, если дефицит покрывается путем увеличения количества денег и профицит используется для сокращения количества денег, частично эффект изменений государственных расходов или налогов будет оказан изменениями в ставках процента, а также в видах и количестве активов, находящихся во владении у общества. Общий эффект проведения операций на открытом рынке, изменений в ставках редисконтирования, резервных требованиях и т.д. будет оказан в этом направлении, и, похоже, потребуется много времени, чтобы эти эффекты показались ощутимыми.

Автоматическая реакция, заключенная в предложенной в данной работе системе, частично работает как изменения в налогах — на столько, на сколько колеблется налоговая выручка — и частично — как изменения расходов — на столько, на сколько изменяются размеры трансфертных платежей; и наподобие этих двух случаев частично ее эффекты проявляются через изменения в количестве денег. Можно ожидать, таким образом, что лаг между действием и его эффектом будет приблизительно равным как для автоматических реакций, так и для дискреционных изменений в налогах, гораздо короче в случае автоматической реакции по сравнению с дискреционными денежными изменениями, и в некотором роде длиннее в случае автоматической реакции по сравнению с дискреционными изменениями государственных расходов на товары и услуги.

Анализ, большая часть которого, безусловно, является крайне предположительной, подразумевает, что общий лаг определенно длиннее в случае дискреционных денежных или налоговых изменений по сравнению с автоматической реакцией, так как каждая из трех частей, на которые был разбит общий лаг, длиннее. Сомнение по поводу относительной длины общего лага существует только для дискреционных изменений в расходах. Однако даже для этого выглядит сомнительным то, что более короткий лаг между действиями и их эффектами может компенсировать более длинный лаг между осознанием необходимости действовать и осуществлением действий.

Принимая менее жесткие условия по сравнению с теми, которые необходимы для обращения рассматриваемого предложения в дестабилизирующее, достигнутое сокращение резкости колебаний будет зависеть от размаха и быстроты ценовой подстройки, характера реакции индивидов на эти ценовые изменения, изменения в их доходах и владениях активами, происходящие вследствие дефицита или профицита, а также лагов такого рода реакции. Если это приведет к хорошему функционированию системы, будет существовать тенденция к накоплению улучшений, так как опыт подавленных колебаний приведет к таким типам ожиданий со стороны производителей и потребителей, согласно которым рационально будет предпринимать действия, еще больше подавляющие колебания. Однако этот желаемый результат будет достигнут только в том случае, если предложенная система разумно действует без такого рода помощи; следовательно, с моей точки зрения, это предложение, как и все остальные, должно в первую очередь оцениваться по оказываемому им прямому влиянию, а не по его косвенным эффектам по стимулированию благоприятного для стабильности психологического климата. Необходимо, однако, принять во внимание то, что рассматриваемое предложение в гораздо меньшей степени стимулирует такой благоприятный психологический климат по сравнению с предложением, имеющим более простую и понятную цель, например, предложением, которое ставит своей целью стабильный уровень цен. Если бы деловой мир был абсолютно уверен в возможностях государства по достижению цели, он имел бы мощный стимул вести себя так, что резко упростило бы задачу государства.

IV. ПРИМЕНЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ГИБКИХ ЦЕН И НЕЗНАЧИТЕЛЬНЫХ ОТВЕТНЫХ ЛАГОВ

Идеальные возможности денежной и фискальной политики, предложенной в этой работе, и стабилизирующие экономические силы, от которых зависят эти возможности, наилучшим образом видны, если мы оставим в стороне сдерживающие нас трудности и проследим применение предлагаемых мер в экономике, где цены на товары и факторы производства гибкие 18, а лаги реагирования другого рода незначительны. В такой экономике представленная выше денежная и фискальная система приведет к равновесию, характеризуемому приемлемо полным уровнем занятости.

Для того чтобы показать силы в действии, предположим, что экономика первоначально находится в состоянии приемлемо полного уровня занятости со сбалансированным текущим бюджетом и подвержена колебанию, ведущему к снижению совокупного спроса на деньги и которое будет постоянным, если не произойдет никаких изменений 19. Первоначальный эффект снижения совокупного спроса будет состоять в снижении продаж и затовариванию, по крайней мере в некоторых секторах экономики, за которым вскоре последует безработица, вызванная попыткой снизить запасы до желаемого уровня. Рост числа безработных увеличит трансфертные платежи государства. Уменьшение дохода безработных приведет к снижению налоговых поступлений государства. Созданный таким образом дефицит является чистым вкладом государства в потоки доходов, который напрямую компенсирует некоторую часть снижения совокупного спроса, удерживая, таким образом, безработицу от увеличения, которое произошло бы в ином случае, и выступает в качестве амортизатора до тех пор, пока более фундаментальные коррективы не вступят в игру.

Этими более фундаментальными коррективами, кроме изменений в относительных ценах и процентных ставках, являются: 1) снижение в общем уровне цен, которое влияет на (а) реальную стоимость активов общества и (б) вклады государства в поток доходов, и 2) увеличение запаса денег.

Ясно, что снижение общего уровня цен, которое следует за первоначальным снижением совокупного спроса, увеличит реальную стоимость запаса денег общества и государственных облигаций, поскольку номинальная стоимость этих активов не снизится. Можно ожидать, что реальная стоимость оставшейся части активов общества останется приблизительно той же, так что реальная стоимость совокупного запаса активов увеличится 20. Увеличение реальной стоимости активов снизит необходимость дополнительных сбережений и, таким образом, увеличит ту часть реального дохода любого данного размера, которую общество пожелает потребить. В целом, одной этой силы будет достаточно для того, чтобы гарантировать полную занятость даже в том случае, если государство будет поддерживать жестко сбалансированный текущий бюджет и сохранит количество денег неизменным, поскольку, вероятно, всегда будет некоторый уровень цен, при котором общество можно сделать чувствующим себя достаточно богатым для того, чтобы потреблять, какой бы части или числа, кратного его текущему доходу, не потребовалось для приведения совокупного спроса в состояние, достаточное для полной занятости.

Этот эффект более низкого уровня цен, приводящего к увеличению части текущего личного (располагаемого) дохода, идущей на потребление, укрепляется его влиянием на вклад государства в поток доходов. Если только уровень цен и вместе с ним денежный доход находится ниже первоначального значения, правительство будет продолжать политику дефицита. Это будет справедливо, даже если занятость восстанавливается до его первоначального уровня так, что трансфертные платежи и потери налоговых поступлений из-за безработицы ликвидируются. Структура налогов является прогрессивной, и льготы, ставки и т.п. выражаются в абсолютных суммах долларов. Выручка, следовательно, упадет более чем пропорционально снижению уровня цен; затраты по большей части — пропорционально 21. Из-за появления такого рода дефицита снижение цен, необходимое для восстановления уровня занятости, будет меньше, чем в условиях поддержания государством жестко сбалансированного текущего бюджета. И это будет верным даже помимо влияния дефицита на запас денег. Причина этого заключается в том, что уровень цен должен будет упасть только до той точки, где количество, на которое общество пожелает увеличить свои запасы, сравняется с бюджетным дефицитом, а не до точки, где общество не пожелает увеличить свои запасы 22.

Снижение уровня цен может восстановить первоначальный уровень занятости под совместным действием эффектов увеличенной средней склонности к потреблению и государственного дефицита. Но поскольку существует дефицит, достигнутая ситуация не является равновесной. Дефицит покрывается денежной эмиссией. Возникающий в результате рост запаса денег должен еще больше увеличить реальную стоимость запаса активов общества и, следовательно, среднюю склонность к потреблению. Это тот же эффект, о котором говорилось выше, за исключением того, что он возникает вследствие увеличения абсолютного запаса денег, а не снижения цен. Влияние этого эффекта так же, как и соответствующего эффекта, вызванного снижением уровня цен, в принципе, не ограничено. Если мы предположим, что других изменений помимо того, которое было введено для начала анализа, не происходит, итоговое состояние будет достигнуто, когда цены поднимутся на достаточный для достижения жестко сбалансированного бюджета уровень.

Изменение ситуации, увеличивающее совокупный спрос на деньги, введет в игру те же силы, действующие в противоположном направлении: увеличение занятости снизит трансфертные платежи и увеличит налоговые поступления, создавая таким образом профицит, частично компенсирующий увеличение совокупного спроса; увеличение цен снизит реальную стоимость запаса денег общества и, следовательно, долю текущего дохода, идущую на потребление; увеличение также будет означать, что после устранения «чрезмерной занятости» государство будет поддерживать профицит, который будет иметь тенденцию еще больше компенсировать первоначальное увеличение совокупного спроса 23; и, наконец, профицит снизит запас денег.

Как показывает этот анализ, предложенная бюджетная и кредитно-денежная политика обеспечивает защиту от изменений в совокупном спросе. Первая линия обороны — это изменение трансфертных платежей и налоговой выручки, вызванное изменениями в уровне занятости 24. Это ослабляет шок в то время, пока оборону начинают принимать на себя изменения цен. Цены повышают или снижают реальную стоимость активов общества и таким образом повышают или снижают долю дохода, идущую на потребление. Они также ведут к появлению государственного дефицита или профицита в дополнение к первоначальному дефициту или профициту, вызванному влиянием изменений в уровне занятости на трансфертные платежи и налоговые поступления. Последнюю линию обороны занимает кумулятивный эффект дефицитов или профицитов на запас денег. Эти изменения запаса денег ведут к восстановлению цен до первоначального уровня. В какой-то мере эти элементы защиты, безусловно, действуют одновременно; тем не менее, их основные последствия, вероятно, расположены в предложенном выше временном порядке.

Даже в условиях гибких цен существование описанного механизма равновесия, конечно, не означает того, что экономика на самом деле достигнет относительной стабильности. Помимо всего прочего, это зависит от числа и значительности колебаний, которым подвергается экономика, скорости, с которой действуют уравновешивающие силы, и важности таких разрушающих равновесие сил, как неблагоприятные ценовые ожидания. Если ответные лаги невелики и начальное неадекватное реагирование незначительно, ситуация будет скорректирована быстро, и усиление неравновесия станет невозможным. Соответственно, будет достигнута относительная стабильность. Однако даже в этом наиболее желаемом случае механизм установления равновесия не предотвращает появление колебаний и не оказывает немедленного противодействия их последствиям. Фактически, ни одна система не может обеспечить этого, не имея возможности предсказывать все заранее с абсолютной точностью. Механизм установления равновесия может, во-первых, устранить возможность того, что государственные денежные и фискальные операции сами способствовали бы колебаниям и, во-вторых, предоставить автоматический механизм подстройки системы при возникновении колебаний.

В условиях гибких цен будет присутствовать тенденция автоматической нейтрализации любых ошибок в определении гипотетического уровня доходов или в расчетах величины затрат и выручки при гипотетическом уровне доходов. Далее абсолютно никакого серьезного значения не будет иметь то, какое именно решение было принято по поводу соотношения между затратами и выручкой (т.е. придерживаться сбалансированности или стараться поддерживать дефицит, достаточный для обеспечения предопределенного роста количества денег и т.д.). Пусть, к примеру, ошибки в предполагаемом уровне дохода, рассчитанных значениях затрат и поступлений и установленное соотношение между затратами и поступлениями совместно образуют дефицит, который превышает уровень, согласующийся со стабильными ценами. Появляющееся в результате инфляционное давление аналогично возникающему вследствие внешнего воздействия, и в игру вступят те же противодействующие этому силы. В результате цены вырастут, а уровень дохода будет стремиться к стабилизации на более высокой отметке по сравнению с предполагаемым заранее гипотетическим уровнем.

Точно так же представленная выше денежная и фискальная политика предоставляет механизм адаптации не только к циклическим, но и временным изменениям. Я не слишком доверяю доктрине временной стагнации или экономической зрелости, которая сейчас так широко распространена. Однако ради эксперимента предположим, что эта доктрина верна и произошел настолько резкий временный спад спроса на капитал, что технически возможный размер инвестиций на уровне дохода при полной занятости и при минимальной ставке процента будет гораздо ниже размера сбережений, достигаемого при таком уровне дохода и текущем уровне цен 25. В результате равновесное положение просто-напросто будет подразумевать текущий дефицит, достаточный для обеспечения запасов, в которых нуждаются те, кто сберегает. Конечно, эта равновесная позиция не будет долгосрочной, поскольку постепенное увеличение количества денег увеличит совокупную реальную стоимость запаса денег и, таким образом, активов общества, а это увеличит долю потребления в доходе при любом его уровне. В результате цены и уровень денежных доходов будут постепенно расти, а дефицит — постепенно снижаться 26.

V. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение я бы хотел подчеркнуть скромную цель предлагаемого. Оно не претендует на обеспечение полной занятости в отсутствии успешных мер по созданию гибких цен на конечные товары и факторы производства. Оно не претендует на полное устранение циклических колебаний выпуска и занятости. Оно заслуживает серьезного рассмотрения, потому что представляет стабильную систему кредитно-денежных и бюджетно-налоговых мероприятий; оно во многом устраняет неопределенность и нежелательные политические последствия действий государственных органов, принимающих решения по собственному усмотрению; оно обеспечивает такую адаптацию государственного сектора к изменениям, происходящим в других секторах экономики, которая компенсирует последствия этих изменений; предлагаемая фискальная и денежная политика соответствует долгосрочным соображениям, заявленным в начале этой работы. Возможно, это предложение не будет считаться оптимальным, если наше знание о фундаментальных причинах циклических колебаний будет больше того, каким я его себе представляю; это предложение предполагает минимальную опору на неопределенность и непроверенные данные.

Предложенная политика, безусловно, несет в себе некоторую опасность. Чрезмерный контроль государства над количеством денег и чрезмерный выпуск денег для покрытия текущего бюджетного дефицита может привести к благоприятному для безответственного поведения государства климату и инфляции. Принцип стабильно сбалансированного бюджета может оказаться недостаточно сильным для противодействия этим тенденциям. Эта опасность во многом сильнее других, хотя в какой-то мере она имеет много общего с большинством предложений по смягчению циклических колебаний. Возможно, она может быть устранена только движением в другом направлении, а именно, по направлению к полностью металлической валюте, устранению любого контроля со стороны государства над количеством денег и рекоронации принципа сбалансированного текущего бюджета.

Предлагаемая политика может оказаться безуспешной в сокращении циклических колебаний до допустимых значений. Силы, способствующие циклическим колебаниям, могут быть настолько упрямыми и сильными, что тот тип автоматической адаптации, который содержится в предлагаемой политике, не сможет сгладить их до допустимого уровня. Я не знаю, как проверить, так ли это на самом деле. Но даже если это будет доказано, предлагаемые изменения однозначно — в правильном направлении и, вдобавок, предлагают более адекватную основу, на которой можно строить дальнейшие действия.

Такая политика, которая предлагается в данной работе, уделяющая внимание не краткосрочным мерам, а структурной реформе, не должна навязываться публично до тех пор, пока она не выдержит испытание профессиональной критикой. Именно в этом духе написана данная работа.

в начало

Примечания

1. Перепечатано из American Economic Review, XXXVIII (June, 1948), 245—264. Более ранняя версия этой статьи была представлена перед Эконометрическим обществом (Econometric Society) 17 сентября 1947 г., на встрече, проводимой одновременно вместе с Международной конференцией по Статистике в Вашингтоне (International Statistical Conferences in Washington, D.C). Я глубоко благодарен за полезную критику и конструктивные предложения Артуру Бернсу (Arthur F. Burns), Аарону Директору (Aaron Director), Альберту Харту (Albert G. Hart), Грегу Льюису (Н. Grege Lewis), Ллойду Минцу (Lloyd W. Mints), Дону Патинкину (Don Patinkin) и Джорджу Стиглеру (George J. Stigler).

2. Причина, по которой обсуждение ограничивается федеральным правительством, заключается в том, что только оно имеет максимум полномочий в области денежной политики и ни в коем случае желанием снизить роль менее значимых государственных образовании.

3. Это предложение было введено Генри Симонсом (Henry С. Simons). См.: работу A Possitive Program for Laissez Faire: Some Proposals for a Liberal Economic Policy («Public Policy Pamphlets», No. 15 [Chicago: University of Chicago Press, 1934]); «Rules versus Authorities in Monetary Policy», Journal of Political Economy, XLIV (February, 1936), 1—30. Обе эти работы переизданы в: Henry С. Simons. Economic Policy for a Free Society (Chicago: University of Chicago Press, 1948).

4. Введение стопроцентного резервирования необходимо для того, чтобы предлагаемая система была полностью автоматической. Необходимо заметить, что те же результаты, в принципе могут быть достигнуты в условиях системы частичного резервирования при помощи органа, действующего по своему усмотрению. Для этого денежные власти должны принять правило, согласно которому количество денег должно увеличиваться только в случае государственного дефицита и на величину дефицита и снижаться — в случае если наблюдается профицит и только на величину профицита.

5. Объем расходов должен оставаться стабильным в денежном или реальном выражении. Принцип определения объема затрат путем общественных целей (приоритетов) должен приводить к постоянному размеру затрат на текущее потребление товаров и услуг. При этом обычная законодательная процедура принятия бюджета подразумевает выделение фиксированной суммы денег, что должно приводить к стабильности денежных затрат и автоматически обеспечивать незначительную антициклическую гибкость. Если объем реальных расходов стабилизируется, расходы в денежном выражении должны колебаться в соответствии с изменениями цен.

6. Эти трансфертные платежи, возможно, было бы разумнее рассматривать как отрицательную выручку.

7. Можно надеяться, что современная сложная структура трансфертных платежей будет сведена к простой схеме, скоординированной с подоходным налогом и призванной обеспечить универсальную базу для доходов индивидов. Но это тема для отдельного исследования.

8. Данные указания относительно гипотетического уровня дохода и принципа построения бюджета являются скорее определенными и категорическими, чем оправданными. В принципе, экономическая система в конце концов может приспособиться к любой структуре налогов и проводимой политике расходов, не важно исходя из какого уровня доходов и принципа построения бюджета она исходила, при условии, что структура налогов и политика расходов остается постоянной. То есть существует несколько долговременных позиций, подходящих под любую из возможных структур налогов и политики расходов. Наиболее подходящий уровень дохода и наилучший принцип построения бюджета следует выбирать, таким образом, в зависимости от рассмотрения краткосрочных подстроек: какой выбор потребует наименее сложной подстройки? Более того, размер дохода и принцип построения бюджета должны выбираться совместно; аналогичный конечный результат может быть достигнут, очевидно, как путем комбинирования высокого гипотетического дохода и профицита бюджета или низкой гипотетического дохода и дефицитного бюджета, так и путем комбинирования всех промежуточных вариантов. Мое предположение заключается в том, что определенный размер дохода и бюджета, как предложено выше, маловероятно приведут к результату, который потребует радикальных краткосрочных подстроек для достижения соответствующей долгосрочной позиции. К сожалению, наши знания о соответствующих взаимодействиях в экономике очень скудны, чтобы разрешить делать предположения более сильные, чем уже предложенное (см.: Раздел IV ниже).

9. Принцип установления налогов так, чтобы сбалансировать бюджет при высоком уровне занятости был предложен Бердслеем Румлом (Beardslay Rumi) и Сонном (Н. Chr. Sonne), Fiscal and Monetary Policy («National Planning Pamphlets» No. 35 [Washington, D.C., July, 1944]).

С тех пор, как была написана данная работа, Комитет по экономическому развитию (The Commitee for Economic Development) сделал политическое заявление, в котором большая роль уделялась аналогичным рекомендациям по структуре налогов и расходов, т.е. оно призывает к принятию стабильной налоговой структуры, способной сбалансировать бюджет при высоком уровне занятости, к стабильной политике расходов и к первичному упованию на автоматическую подстройку абсолютной выручки и расходов для обеспечения циклической стабильности. Они назвали данную политику «политикой стабилизации бюджета (stabilizing budget policy)». Главное различие между данным предложением и тем, которое сделано CED заключатеся в том, что CED не учитывает кредитно-денежную политику и не касается политики государственного долга, в то время как настоящее предложение учитывает обе эти проблемы. Вероятно CED планировало рассмотреть денежную и долговую политику в отдельных заявлениях, пока не сделанных (см.: Taxes and Budget: A Program for Prosperity in a Free Economy, a statement on national policy by the Research and Policy Commitee of the Commitee for Economic Development [November, 1947)).

10. Например, тенденция изменяться при существующей системе частичного банковского резервирования для совокупного объема денег когда происходят изменения в пропорции.

11. См.: Henry С. Simons, «On Debt Policy», Journal of Political Economy, LII (December, 1944), 356-361

В этом параграфе я намеренно избегаю вопроса выплаты процентов банка по специальным выпускам государственных облигаций, что предлагалось в некоторых вариантах системы стопроцентного резервирования. Основной вопрос касательно таких предложений заключается в том, должно ли государство субсидировать использование депозитных денег и системы чекового клиринга, и если да, то в какой форме.

Большой объем непогашенных государственных облигаций поднимает одну из серьезнейших проблем перехода от существующей системы. Эта проблема некоторым образом смягчиться при монетизации облигаций, которая произойдет в процессе перехода к стопроцентному резервированию. Но все равно останется значительная сумма. Появляются две альтернативы: 1) заморозить объем долга на каком-то уровне, желательно конвертируя его в бессрочные бумаги (консоли), или 2) использовать монетизацию долга в качестве средства, вызывающего временный рост количества денег. Согласно второму плану, который на первый взгляд кажется более привлекательным, будет принят принцип сбалансированного стабильного бюджета, и правительство будет ежегодно изымать из обращения, путем выпуска новых денег, установленную заранее сумму внутреннего долга. Изымаемая сумма будет определяться так, чтобы достигнуть желаемого временного увеличения количества денег. Однако проблема требует дополнительного изучения.

12. Эти заявления, безусловно, относятся к полному задействованию предлагаемой системы. В условиях осуществления второй из указанных в предыдущей сноске альтернатив изменение количества денег во время переходного периода будет равняться превышению государственных расходов над поступлениями плюс установленному заранее количеству денег для погашения долга.

13. Примером актуальности этих двух положений служит наблюдаемая в течение тридцатых годов тенденция, согласно которой рекомендуется увеличивать прогрессивность налоговой структуры для увеличения склонности к потреблению и, соответственно, как утверждалось, занятости. По отношению к послевоенному периоду та же аргументация потребовала бы сдвига по направлению к регрессивным налогам, хотя, мне интересно, многие ли экономисты порекомендовали бы регрессивные налоги на этой основе.

14. Хотя здесь гибкий валютный курс представлен в качестве совместного с предлагаемой внутренней системой продукта, он может быть обоснован отдельно. Фактически, было бы настолько же уместно представить внутреннюю систему в качестве средства установления гибкого валютного курса. Суть проблемы в том, что внутренние и международные денежные соглашения являются частью одного целого. [См.: «The Case for Flexible Exchange Rates», infra. P. 157—203.]

15. См.: «Lerner on the Economics of Control», infra. P. 316, n. 12. [См. также: «The effects of a Full-Employment Policy on Economic Stability: A Formal Analysis», supra. P. 117-132.)

16. Ibid. P. 314-315, esp. N. II.

17. Реформы другого рода (например, реформы, увеличивающие гибкость цен) могут оказать воздействие на этот лаг.

18. Концепцию гибких цен очень трудно сформулировать четко, несмотря на то что мы постоянно ее используем и вряд ли можем избежать ее использования. К счастью, для последующих аргументов нет необходимости в четком определении. Для аргументации необходимо только, чтобы существовал «значительный» набор цен, которые не являются жесткими в силу долгосрочных контрактов или организованных неконтрактных соглашений по поддержанию цен, и чтобы эти цены относительно быстро реагировали на изменения долгосрочного состояния спроса или предложения. Нет необходимости в «абсолютной» гибкости цен, как бы она ни определялась, или в том, чтобы контракты, оговаривающие цену. могли по желанию меняться, или чтобы каждое изменение долгосрочного состояния спроса или предложения немедленно отражалось на рыночной цене.

19. Тот же анализ применим к колебаниям, вызывающим лишь временный спад. Причина рассмотрения перманентного снижения заключается в том, чтобы проследить процесс движения к новому равновесному состоянию полностью.

20. Если реальная стоимость других активов общества должна снизиться, это будет означать, что уровень цен должен будет упасть еще больше для того, чтобы увеличить реальную стоимость общего запаса активов общества. Заметьте, что в условиях предложенной системы все деньги в обществе являются либо прямым обязательством государства (недепозитная наличность), либо на сто процентов поддерживаются прямым государственным обязательством (депозиты в центральном банке). Если бы этот анализ применялся к системе частичного резервирования активами, совокупная реальная стоимость которых могла бы гарантированно увеличиться, не компенсируя напрямую снижение реальной стоимости частных активов, то результатом являлось бы общее количество государственных обязательств (наличность и облигации) вне Казначейства и Центрального банка. Об этом и что за этим следует см.: Pigou A.C. «The Classic Stionary State», Economic Journal, LIII (December, 1943), 342—351 и «Economic Progress in a Stable Environment», Economica, XIV (new ser.; August, 1947), 180—190 и Don Patinkin, «Price Flexibility and Full Employment», American Economic Review, XXXVIII (September, 1948), 543-564.

21. Влияние более низкого уровня цен на затраты некоторым образом зависит от конкретной принятой политики затрат и трансфертов. Если реальный объем государственных затрат на товары и услуги сохраняется циклически стабильным, как этого требует принцип определения программы затрат целями общества, и если программа трансфертных платежей также выражается в реальных величинах, затраты снизятся пропорционально. Если государственные расходы на товары и услуги в долларах сохраняются циклически стабильными, или программа расходов на трансферты составлена в долларах, затраты снизятся менее чем пропорционально.

22. Если реальный объем государственных расходов на товары и услуги сохраняется циклически стабильным и программа транфертов также составлена в реальных величинах, совокупные государственные расходы составят примерно ту же часть от дохода общества при полной занятости вне зависимости от уровня цен. Эта часть будет максимальным чистым вкладом, который может внести государство в поток доходов, независимо от того, как низко упадут цены, а вместе с ними и денежный доход и выручка государства. Следовательно влияние одной этой силы будет ограничено, и она, даже теоретически, не сможет скомпенсировать каждое колебание. Если обе программы составлены в абсолютных величинах, та доля, которую занимает вклад государства в общем потоке доходов не будет ограничена.

По-другому этот эффект можно представить в терминах отношения ожидаемых расходов к выручке потребителей, бизнеса и государства. Ситуация, при которой сумма желаемых расходов этих групп равна их суммарной выручке, является равновесной. Если государство поддерживает жестко сбалансированный бюджет, для ситуации равновесия необходимо, чтобы потребители и бизнес планировали тратить то, что они получают (т.е. не пытались увеличивать свои денежные запасы). Если государство поддерживает дефицит, нет необходимости в том, чтобы потребители и бизнес планировали тратить всю выручку; для равновесия необходимо, чтобы их планируемые расходы были меньше выручки на величину дефицита (т.е. чтобы они стремились увеличить свои денежные запасы на величину дефицита).

23. Предел возможного влияния профицита на текущий поток доходов будет устанавливаться характером структуры налогов, поскольку, возможно, будет некоторый максимальный процент от совокупного дохода, который может взиматься при помощи налогов вне зависимости от того, насколько высок уровень цен и совокупный доход.

24. Необходимо отметить, что это единственный эффект, принимаемый во внимание Мусгрейвом (Musgrave) и Миллером (Miller) в их расчетах возможной степени влияния автоматических изменений государственной выручки и расходов (R.A. Musgrave and M.H. Miller «Built-in Flexibility», American Economic Review, XXXVIII [March, 1948], 122—128). Они заключают, что «приведенный здесь анализ не оправдывает набирающий сейчас популярность взгляд, согласно которому «встроенная гибкость» может справиться в одиночку и нет необходимости во взвешенной бюджетно-налоговой политике». Хотя это заключение является верным, оно не подтверждает признание неуместным взгляда, согласно которому «встроенная гибкость» может справиться в одиночку, поскольку «приведенный здесь анализ» не принимает в рассмотрение то, что имелось в виду под термином «более фундаментальные поправки».

25. В силу обсуждаемого выше влияния изменения цен на реальную стоимость активов и в данном случае на среднюю склонность к потреблению, мне кажется, что такое положение дел не приведет к временной безработице даже в том случае, если количество денег сохраняется неизменным при условии, что цены гибкие (что и является причиной включения в предложение оговорки о «текущем уровне цен», к которому прилагается эта сноска). Но на данный момент я разделяю точку зрения тех, кто отрицает существование или важность этой уравновешивающей силы. Более того, если количество денег постоянно, подстройка, предположительно трудная подстройка, полностью осуществиться за счет временного снижения цен. Снова изменения государственного вклада в поток доходов и при помощи этого количества денег может снизить степень требуемого снижения цен.

26. Этот и предыдущий параграфы, в частности, и весь этот раздел, в целом, ставят проблему характеристики системы уравнений для предложенной политики и их равновесного решения, которая требует рассмотрения и для которой у меня нет удовлетворительного ответа. Очевидно, что в жестко стационарных условиях, в том числе — стационарной численности населения, равновесное решение будет предполагать неизменность цен, дохода на душу населения и т.д., и сбалансированный текущий бюджет. Интересным является вопрос о том, существует ли какое-либо простое описание равновесного решения в условиях динамики. К примеру, существуют ли обстоятельства, и если да, то какие, в условиях которых равновесное решение будет предполагать постоянный денежный доход на душу населения и снижающиеся цены или постоянные цены и растущий денежный доход на душу населения, и т.д.? Очевидно, что такого общего описания не будет в целом достаточно, но, возможно, будет широкий набор обстоятельств, при которых такие объяснения будут являться полными.