Фредерик Бастиа "Экономические софизмы" > IV. Мнимая железная дорога
Я уже говорил, что когда, к несчастью, становились на сторону выгод производителя, то непременно сталкивались с интересом целого общества, потому что производитель по самому положению своему требует всегда только лишних усилий, забот и всяких препон.
Замечательный пример этого я нашел в одной бордоской газете. Г-н Симио задается в ней следующим вопросом: должна ли железная дорога, идущая из Парижа в Испанию, прерываться в Бордо?
Он разрешает этот вопрос утвердительно и приводит множество доводов в пользу этого решения. Не стану разбирать их все, но остановлюсь только на следующем.
Железная дорога, идущая из Парижа в Байонну, должна прерваться в Бордо для того, чтобы товары и проезжие, поневоле останавливающиеся в этом городе, доставили заработок лодочникам, носильщикам, комиссионерам, содержателям гостиниц и т.д.
Ясно, что здесь выгодам посредников труда дано предпочтение перед выгодами потребителей.
Но если Бордо должен воспользоваться этим перерывом железной дороги и если эта выгода его совпадает с общим интересом, то Ангулем, Пуатье, Тур, Орлеан, еще более все промежуточные пункты — Руффек, Шательро и пр. должны также требовать для себя перерывов, и притом во имя общего интереса, во имя интереса национального труда, потому что чем более увеличатся эти перерывы, тем более умножатся случаи сохранения товаров в складах, уплаты комиссионных денег, перегрузок на всех пунктах железнодорожной линии. Следуя такой системе, придешь к мысли о постройке такой железной дороги, которая состояла бы из целого ряда последовательных перерывов, т.е. такой железной дороги, которая в действительности не существовала бы.
Как будет угодно господам протекционистам, но несомненно, что принцип запрещений — то же, что и принцип перерывов: принести потребителя в жертву производителю, средству пожертвовать целью.