Фредерик Бастиа "Экономические софизмы" > X. Мешок зерна

[Этот очерк, как и два последующих, взяты из памфлета "Капитал и рента".]

Матюрен был беден, как Иов, работал изо дня в день для своего пропитания, но владел куском невозделанной земли, не знаю как доставшимся ему по наследству. Он страстно желал обработать его. Но, увы, думал он про себя, рыть канавы, строить ограды, пахать землю, очищать ее от корней и камней, разрыхлять и обсеменять ее — все это, правда, прокормит меня через год или два, но никак не сегодня и не завтра. Чтобы приняться за обработку, я должен наперед припасти что-нибудь такое, что дало бы мне возможность просуществовать до будущей жатвы, и я по опыту знаю, что, безусловно, нужен предшествующий труд для того, чтобы сделать производительным труд настоящий. Добряк Матюрен не остановился на одних размышлениях, а сейчас же принялся за работу и стал откладывать кое-что из своего заработка, чтобы купить заступ и мешок зерна, без которых приходится отказываться от самых прекрасных земледельческих проектов. Он повел себя так хорошо, был так деятелен и воздержан, что, в конце концов, стал владельцем желанного мешка зерна. "Я отнесу его на мельницу, — сказал он, — и благодаря ему проживу как-нибудь, пока поле мое не покроется богатой жатвой". Но только что собрался он идти, как приходит к нему Жером и просит одолжить ему его сокровище. "Если ты одолжишь мне этот мешок, — упрашивал Жером, — то окажешь мне большую услугу; я имею в виду очень выгодную работу, но не могу приняться за нее, потому что у меня нет запасов, на которые я мог бы прожить до ее окончания". "Я находился в точно таком же положении, как и ты, — ответил Матюрен, — и если теперь мне, наверно, хватит на несколько месяцев хлеба, то благодаря лишь тому, что я не щадил своих сил и голодал. В силу какой же справедливости этот мешок зерна должен пойти теперь на исполнение твоего, а не моего предприятия?"

Можно было думать, что они долго торговались, но вышло не так; они скоро покончили на следующем.

Во-первых, Жером обещал вернуть через год точно такой же мешок зерна того же качества, того же веса, зерно в зерно. "Эта первая статья вполне справедлива, — говорил он, — иначе выходило бы, что Матюрен не взаймы дал бы мне этот мешок, а просто подарил бы мне его".

Во-вторых, он обязался дать сверх гектолитра еще 5 литров зерна. "Эта вторая статья так же справедлива, как и первая, — подумал он, — иначе Матюрен оказал бы мне услугу безвозмездно: он обрек бы себя на лишения, отказался бы от дорогого ему предприятия и дал бы мне возможность исполнить мое дело, дал право в течение целого года пользоваться его сбережениями — и все это даром. Так как он отсрочивает обработку своей земли и дает мне возможность исполнить выгодную работу, то весьма натурально, что и я, в свою очередь, должен сделать его в какой-нибудь доле участником в тех выгодах, которыми я обязан только его пожертвованию".

Матюрен, как человек развитый и умелый, рассуждал так:

"По первой статье нашего соглашения мешок зерна вернется ко мне только через год, тогда я могу опять отдать его взаймы; он вернется ко мне опять через год, и я опять отдам его, и так до бесконечности. В то же время я не могу отрицать, что он давным-давно будет съеден. А вот что действительно странно: я буду вечно оставаться владельцем мешка зерна, тогда как мешок, который я дал взаймы, давно уже перестал существовать. Но это объясняется тем, что он был уничтожен еще в то время, когда находился в пользовании Жерома, я же дам Жерому возможность выработать большую ценность, и, следовательно, он может вернуть мне мешок зерна или его ценность и не только не понесет от этого никакого убытка, но и получит выгоду. Что же касается меня, то эта ценность должна оставаться моей собственностью до тех пор, пока я сам не уничтожу ее, употребив в свою пользу. Если бы я употребил ее на обработку моей земли, то вернул бы ее себе в виде хорошего урожая. Теперь же я даю ее взаймы другому и должен получить ее обратно в том же виде.

Из второй статьи договора я вывожу еще такое поучение. По прошествии года я получу еще 5 литров зерна сверх 100 литров, которые я дал взаймы. Следовательно, если я буду продолжать работать и сберегать из того, что получу, так же, как делал это раньше, то через несколько времени я буду в силах давать взаймы два, три, четыре мешка зерна; когда же у меня наберется их такое количество, что я из 5 добавочных литров на каждый мешок скоплю достаточную сумму для своего прожитка, то мне можно будет и отдохнуть под старость. Но разве я в таком случае не буду жить на счет ближнего? Конечно, нет; ведь сейчас же было доказано, что, давая взаймы, я оказываю услугу, улучшаю и расширяю труд моих должников и выговариваю себе только самую маленькую часть того излишка производства, который получится благодаря моей ссуде и моим сбережениям. Чудно, в самом деле, как человек может достигнуть покоя и досуга, который никому не повредит и не возбудит ничьей справедливой зависти".