3.2 Проблемы рынка ценных бумаг Российской Федерации

К оглавлению1 2 3 4 

Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) России предупреждает, что без экстренных мер со стороны правительства Россия может в ближайшие год-два потерять рынок капитала.

В докладе ФСФР призывает власти приложить усилия к повышению конкурентоспособности всех институтов национального рынка капитала, от регулирующих органов до профучастников и инфраструктурных организаций.

ФСФР отмечает, что внутренний российский рынок не стал основным источником привлечения инвестиций для крупнейших российских компаний. Потенциальные эмитенты пользуются собственными средствами или проводят первичное размещение своих акций на иностранных биржах. Объемы сделок с российскими ценными бумагами на иностранных биржах растут быстрее, чем на отечественных площадках.

Так, по расчетам ФСФР, в начале 2003 года на долю ММВБ и Лондонской фондовой биржи пришлось примерно по 45 процентов всего оборота рынка российских акций и депозитарных расписок, но уже к концу года доля Лондонской биржи подскочила до 80 процентов, а ММВБ — опустилась до 15 процентов. К сентябрю 2004 года разрыв сократился, но не намного - до 60 процентов против 20 процентов соответственно.

ФСФР отмечает, что упадку рынка РФ способствуют системные факторы: правительство не борется с высокой инфляцией, из-за которой стоимость заимствований внутри России намного выше, чем за рубежом, — 10-11 процентов против 7-8 процентов годовых1.

Высокие политические риски, слабая законодательная защита прав инвесторов, а также обилие госорганов, так или иначе регулирующих рынок, также делает его непривлекательным для консервативных инвесторов.

Еще одной причиной упадка российского рынка является неразвитость инфраструктур: нет Центрального депозитария, который учитывал бы права собственности на все российские акции, а разобщенные клиринговые системы затрудняют расчеты между продавцами и покупателями ценных бумаг.

Для сохранения фондового рынка России ФСФР предлагает несколько мер, в числе которых скорейшее создание России Центрального депозитария, разрешение крупным АО выпуска не требующих госрегистрации коротких облигаций и вывод на российские биржи бумаг иностранных эмитентов. Кроме того, по мнению ФСФР, необходимо создать единый коллегиальный орган, который будет регулировать весь финансовый рынок.

Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) также подготовила изменения в законодательстве, обеспечивающем защиту прав инвесторов при слияниях и поглощениях. Изменения в российском законодательстве, подготовленные ФСФР, позволят защитить права акционеров в процессе поглощений. Это не спасет ситуацию полностью, но это существенно улучшит права акционеров при поглощениях. Изменения должны быть сделаны в течение 2005 года.

Кроме того, руководитель ФСФР подтвердил намерение службы подготовить закон об инсайдерской информации. Попытка продвинуть такой закон в парламенте завершилась неудачей, напомнил Вьюгин. "Этот закон во многом очень неприятен для профессиональных участников рынка, поскольку он предполагает определенную систему расследований, и, кроме того, систему наказаний, и довольно жесткую, если следовать образцам США или Европы", - отметил он. В связи с этим закон "встречал определенное сопротивление", констатировал Вьюгин. Подготовку закона будет вести ФСФР совместно с депутатами Госдумы.

 

Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) России предупреждает, что без экстренных мер со стороны правительства Россия может в ближайшие год-два потерять рынок капитала.

В докладе ФСФР призывает власти приложить усилия к повышению конкурентоспособности всех институтов национального рынка капитала, от регулирующих органов до профучастников и инфраструктурных организаций.

ФСФР отмечает, что внутренний российский рынок не стал основным источником привлечения инвестиций для крупнейших российских компаний. Потенциальные эмитенты пользуются собственными средствами или проводят первичное размещение своих акций на иностранных биржах. Объемы сделок с российскими ценными бумагами на иностранных биржах растут быстрее, чем на отечественных площадках.

Так, по расчетам ФСФР, в начале 2003 года на долю ММВБ и Лондонской фондовой биржи пришлось примерно по 45 процентов всего оборота рынка российских акций и депозитарных расписок, но уже к концу года доля Лондонской биржи подскочила до 80 процентов, а ММВБ — опустилась до 15 процентов. К сентябрю 2004 года разрыв сократился, но не намного - до 60 процентов против 20 процентов соответственно.

ФСФР отмечает, что упадку рынка РФ способствуют системные факторы: правительство не борется с высокой инфляцией, из-за которой стоимость заимствований внутри России намного выше, чем за рубежом, — 10-11 процентов против 7-8 процентов годовых1.

Высокие политические риски, слабая законодательная защита прав инвесторов, а также обилие госорганов, так или иначе регулирующих рынок, также делает его непривлекательным для консервативных инвесторов.

Еще одной причиной упадка российского рынка является неразвитость инфраструктур: нет Центрального депозитария, который учитывал бы права собственности на все российские акции, а разобщенные клиринговые системы затрудняют расчеты между продавцами и покупателями ценных бумаг.

Для сохранения фондового рынка России ФСФР предлагает несколько мер, в числе которых скорейшее создание России Центрального депозитария, разрешение крупным АО выпуска не требующих госрегистрации коротких облигаций и вывод на российские биржи бумаг иностранных эмитентов. Кроме того, по мнению ФСФР, необходимо создать единый коллегиальный орган, который будет регулировать весь финансовый рынок.

Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) также подготовила изменения в законодательстве, обеспечивающем защиту прав инвесторов при слияниях и поглощениях. Изменения в российском законодательстве, подготовленные ФСФР, позволят защитить права акционеров в процессе поглощений. Это не спасет ситуацию полностью, но это существенно улучшит права акционеров при поглощениях. Изменения должны быть сделаны в течение 2005 года.

Кроме того, руководитель ФСФР подтвердил намерение службы подготовить закон об инсайдерской информации. Попытка продвинуть такой закон в парламенте завершилась неудачей, напомнил Вьюгин. "Этот закон во многом очень неприятен для профессиональных участников рынка, поскольку он предполагает определенную систему расследований, и, кроме того, систему наказаний, и довольно жесткую, если следовать образцам США или Европы", - отметил он. В связи с этим закон "встречал определенное сопротивление", констатировал Вьюгин. Подготовку закона будет вести ФСФР совместно с депутатами Госдумы.