Конституционно – правовые основы религиозного и религиоведческого образования в РФ

Содержание
Введение
1. Основные понятия раскрывающие теоретический подход к теме
1.1 Предмет, структура, цели и задачи курса религиоведения
1.2 Светский характер образования, как принцип государственной политики в области образования
2. Конституционно – правовая база религиоведческого и религиозного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Российской Федерации
2.1 Международные законодательные акты, Конституция РФ, федеральные законы об образовании, свободе совести и религиозных объединениях
2.2 Законодательные акты субъектов Российской Федерации
2.3 Ведомственные и межведомственные правовые акты
Заключение
Список использованных источников

Введение
Новая общественно-политическая ситуация, сложившаяся в России в 90-х годах, привела к кардинальному изменению места и роли религии и религиозных объединений в жизни российского общества. Значительно выросли их общественный престиж и воздействие на различные стороны общественной жизни, изменился юридический статус. Законодательно были сняты действовавшие десятилетиями неоправданные ограничения на деятельность религиозных организаций по распространению своих вероучений и религиозному образованию и просвещению детей, молодежи и взрослых. За короткий срок в несколько раз увеличилось количество религиозных объединений различных конфессий, активизировалась их деятельность в обществе, выросло число их последователей. Значительную часть их составляют неофиты, имеющие лишь отрывочные и поверхностные знания о вероучении и культовой практике конфессий, к которым они приобщились. Эти люди испытывают потребность в восполнении недостатка знаний. Увеличилось число семей, которые хотели бы, чтобы их дети обучались религии. Быстрый рост числа религиозных объединений привел к острой нехватке подготовленных кадров духовенства. Все это обусловило потребность практически всех конфессий в создании собственной системы религиозного образования. В ответ на эту потребность возникло большое число приходских воскресных школ, катехизических пунктов и кружков, других форм добровольного обучения религии детей и взрослых. Во всех конфессиях выросло число духовных школ разного уровня, значительно увеличился контингент обучающихся в них. Религиозное образование получило юридическую базу в виде ст.5 Федерального Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».
В целом в обществе, в его различных слоях и группах, в том числе нерелигиозных, вырос интерес к религии как социокультурному явлению, к ее роли в истории, культуре и жизни общества. Этот интерес породил массовую потребность в объективных научных знаниях о религии, которая не сводится или, по крайней мере, не ограничивается усвоением и принятием истин того или иного вероучения, а носит общекультурный познавательный характер. Эту потребность призваны удовлетворять система религиоведческого образования в структуре государственной и муниципальной школы, а также религиоведческое просвещение, осуществляемое культурно-просветительными учреждениями и средствами массовой информации.
Общественная потребность в широкой постановке религиоведческого образования обусловливается и тем, что религия и церковь (религиозные объединения) играют существенную роль в духовной жизни общества, в межнациональных отношениях, в государственном строительстве. Поэтому религиозный фактор следует учитывать в разработке и совершенствовании законодательства, в управлении различными сферами общества, во всей деятельности государственных и муниципальных органов власти, направленной на консолидацию общества, достижение социального, межэтнического, межконфессионального мира и согласия. Это делает необходимым вооружение достаточным объемом религиоведческих знаний широкого круга политических и общественных деятелей, государственных служащих, хозяйственных руководителей, работников органов и учреждений культуры, образования, силовых структур и т.д.
Если определенная система религиозного образования в России существует, то религиоведческое образование находится пока в стадии становления и представлено лишь небольшим числом кафедр религиоведения в отдельных вузах и факультативными курсами религиоведческих дисциплин в незначительном числе общеобразовательных школ. Предпринимаются попытки поставить под сомнение или обойти принцип светского характера образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
Наличие в обществе потребности, как в религиоведческом, так и религиозном образовании делает актуальным четкое разграничение их сфер, содержания и функций. При этом следует иметь в виду, что и тот, и другой виды образования, связанные с познанием религиозных феноменов, имеют большое значение для практической реализации права на свободу совести.
Настоящая работа имеет своей целью выявить основные причины и характер имеющихся в области религиоведческого образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях недостатков и дать предложения по оптимизации политики государства в области свободы совести и свободы вероисповеданий, а так же совершенствованию процесса обучения воспитания в этой сфере.

1. Основные понятия, раскрывающие
теоретические подходы к теме
Учитывая тот факт, что в науке о религии пока еще отсутствуют единые религиоведческий язык, понятийный аппарат, критерии структурирования и методы исследования, целесообразно предварить изложение темы разъяснением смысла используемых в ней основных понятий. Это необходимо, прежде всего, для того, чтобы избежать двусмысленности и неоднозначной трактовки при употреблении данных понятий. В конечном итоге подобная предварительная работа способствует более ясному осмыслению сложных вопросов, существующих в области религиоведческого образования в государственных и муниципальных учреждениях страны.
Религия - многоаспектный феномен, связанный с различными областями социальной и духовной деятельности человека. Поэтому ее изучением занимаются представители различных общественных дисциплин - философы, историки, социологи, психологи, этнологи, культурологи. Каждая из этих дисциплин занимается изучением какого-либо одного аспекта религии. Религиоведение же, в отличие от этих дисциплин, изучает религию во всех ее аспектах, комплексно, т.е. как целостное социокультурное образование. Под религиоведением понимается отрасль гуманитарного знания (науки), предметом которой является изучение закономерностей возникновения и развития, природы и функций религии, а также взаимосвязи и взаимодействия ее с другими областями культуры. Предметом религиоведения является не содержание религиозной веры, «священное», Бог или боги, а религия как специфический феномен истории и культуры. Будучи теоретической дисциплиной, религиоведение, в отличие от теологии и религиозной философии, не занимается проблемами доказательств существования Бога и его атрибутов, а изучает саму религию (религиозное сознание, религиозную деятельность, религиозные отношения и религиозные организации) в реальном контексте культуры, т.е. в связи с экономической и социальной жизнью, политикой, наукой, моралью, искусством. Религиоведение - вполне самостоятельная социально-гуманитарная дисциплина, поскольку ее исключительным предметом является религия. Другие же социально-гуманитарные науки (социология, психология) изучают религию «наряду» с прочими сферами общественной и духовной жизни. Например, в социологии как таковой социология религии - такая же часть этой дисциплины, как и социология семьи, образования.
Религиоведение является единой и одновременно многодисциплинарной областью социально-гуманитарного знания. В этой связи оно подразделяется на общее и специальное религиоведение.
Общее религиоведение изучает религию как определенное целое, абстрагируясь от ее конкретных конфессиональных проявлений. Целью такого изучения является установление природы и содержания религии, т.е. совокупности характеристик, которые присущи только религии и отличают ее от других феноменов культуры. Наряду с этим общее религиоведение формулирует основные законы развития религии (закономерности ее возникновения, эволюции и функционирования). Оно изучает также взаимосвязи религии и науки, религии и искусства, религии и образования. В круг исследований общего религиоведения входят и история самого религиоведения, анализ его понятий, категорий и теорий.
Специальное религиоведение составляют частные религиоведческие дисциплины или разделы, основными среди которых являются философия, социология, психология, география, история религии.
Наряду с делением религиоведения на общее и специальное в мировой науке о религии принято также выделять теологическое (внутреннее) и светское (внешнее, или академическое) религиоведение. Теологическое религиоведение - это попытки объяснить религию ссылками на саму религию. При таком подходе религия рассматривается как бы «изнутри», с позиций верующего человека; предполагается, что понять сущность религии можно только на основе принятия религиозной веры. В отличие от теологического религиоведения светский (академический) подход не предполагает предварительного принятия тезиса о существовании сверхъестественного начала, а стремится, находясь ради объективности в некотором отчуждении от объекта исследования, выявить природные и социальные основания религии.
Освоение религиоведения - организованный процесс образовательного и воспитательного воздействия, направленный на обретение школьником, студентом, слушателем системы переподготовки и повышения квалификации научно обоснованных воззрений на природу, содержание, историю и социальные функции религии. Такое освоение вносит существенный вклад в гуманитаризацию образования, свободное самоопределение личности в мировоззренческих позициях, духовных ценностях.
Религиоведение призвано формировать мировоззренческую и конфессиональную толерантность, способствовать реализации свободы совести. Формируя понятие свободы совести, давая информацию о правовых нормах по этому вопросу, оно содействует становлению гражданских качеств личности. Освоение религиоведения помогает приобретать навыки ведения мировоззренческого диалога, избегать при общении людей с различным образом мыслей. В конечном итоге это содействует гражданскому согласию и гармонизации межчеловеческих отношений, в том числе установлению терпимости между представителями религиозных и нерелигиозных мировоззрений.

1.2 Светский характер образования, как принцип государственной политики в области образования

Данный принцип является один из основополагающих принципов в политике российского государства в сфере образования. Он зафиксирован в Конституции РФ и ряде федеральных законов Российской Федерации. Его суть состоит в том, что государственная и муниципальная системы образования и воспитания не преследуют цели формирования того или иного отношения к религии.
Светский характер образования предполагает:
1. Недопустимость в государственных и муниципальных образовательных учреждениях обучения учащихся и студентов религии с целью восприятия ими вероучения определенной конфессии, отсутствие вероучительных предметов в образовательных программах и в сетке обязательных занятий.
2. Исключение какого бы то ни было вмешательства
3. религиозных организаций в содержание и организацию учебного
4. процесса в государственных и муниципальных образовательных
5. учреждениях, недопустимость цензуры с их стороны программ,
6. учебников, учебных пособий, соответствующих образовательному стандарту, включая религиоведение.
7. Запрет на размещение в зданиях государственных и
8. муниципальных учебных заведений религиозной символики,
9. предметов культа, отправления молебнов и религиозных обрядов,
10. мероприятий религиозного и миссионерского характера, любых форм
11. религиозной пропаганды.
Государственная и муниципальная школа должна быть запретной территорией для прозелитизма любой религии или конфессии.
Вместе с тем такая постановка вопроса не означает ограничения возможности и необходимости широкого ознакомления учащихся и студентов с религией, многообразием религиозных феноменов, их ролью в истории, культуре и современной жизни человечества и отдельных стран и народов. Эти знания необходимы образованному человеку для достижения высокого уровня культуры, широты кругозора, полноты усвоения духовно-нравственных ценностей, накопленных человечеством, в том числе принципов мировоззренческой, религиозной и национальной терпимости.
Эту функцию в государственном образовательном стандарте выполняют курс «Религиоведение» («Основы религиоведения») и широкий комплекс религиоведческих дисциплин, рассматривающих религию в историческом, философском и культурологическом планах.
Следует подчеркнуть, что светский характер образования не есть атеизм: атеистическая пропаганда в государственных и муниципальных школах, как и религиозная пропаганда должны быть исключены. Изучение истории и концепций свободомыслия и атеизма, их места в развитии духовной культуры общества осуществляется в курсе религиоведения и других гуманитарных дисциплин наряду с изучением религии как социального явления и феномена культуры. Для обеспечения научного уровня религиоведческого образования и исключения конфессионального влияния на его содержание необходимо четко определить различия между религиозным и религиоведческим образованием по ряду параметров.

Религиозное образование Религиоведческое образование
Различие в целях
Внедрение религиозной веры в сознание учащихся и ее укрепление, богопознание Вооружение учащихся научными знаниями о религии как социальном явлении и явлении культуры, ее месте в духовной жизни обществ, конкретных народов и личности
Конфессиональное определение Воспитание всесторонне развитой личности, обладающей высоким культурным потенциалом, широтой кругозора
Обучение догматам и обрядам определенной религии, ее предписаниям и правилам поведения
Итог: воцерковление, воспитание верующей личности Итог: воспитание мировоззренческой, религиозной и национальной терпимости
Различия в содержании
Вероучение, истины веры, догматы конкретной религии (конфессии) Знания о религии как о социальном явлении и явлении культуры (о ее природе происхождении, историческом развитии)
Изучение священных книг конкретной религии (конфессии) Знания о роли религии в истории и культуре конкретных стран и народов
Номы правила религиозного культа Знакомство с Библией, Кораном и священными книгами других религий как культурно историческими памятниками
Соединение обучения с богослужением Знание особенностей вероучения и культа, систем нравственных норм и ценностей различных религий
Система нравственных и культовых предписаний, норм и ценностей Знания о свободомыслии и атеизме и их роли в духовной культуре человечества и отдельных народов
История церкви
Различия по субъектам ответственности (организация, определение содержания)
Церковь, религиозные организации: руководящие органы конфессий, соответствующие отделы, епархиальные (региональные) управления, общины (приходы, поместные церкви и т. п.) религиозные фонды Государство в лице министерства образования, других министерств и ведомств, имеющие образовательные учреждения
Органы образования субъектов РФ
Муниципальные органы власти и их отделы образования
По субъектам исполнения
Духовные учебные заведения ( академии, семинарии, теологические институты, библейские курсы) -для подготовки священно - церковнослужителей Государственные вузы всех типов
Конфессиональные общеобразовательные учебные заведения (гимназии, лицеи, школы) – для получения общего образования в сочетании с религиозным воспитанием Государственные и муниципальные средние и средне специальные учебные заведения
Богословские университеты и институты для подготовки теологов и преподавателей религиозных дисциплин, воскресные школы

Обеспечение светского характера образования в государственных и муниципальных учебных заведениях означает исключительную прерогативу государства в организации государственной, муниципальной системы образования, в определении содержания этого образования, недопустимость вмешательства религиозных организаций в этот процесс, вынесение религиозного образования и пропаганды вероучений за пределы сферы деятельности светской школы.
Образовательное учреждение, осуществляющее образовательно-воспитательный процесс религиозно нейтрально и не преследует цели формирования того или иного отношения к религии. Это составляет основу понятия светского образования, светской школы.
Светская школа выступает в роли гаранта соблюдения принципа свободы совести и свободы вероисповедания. Религиозное образование и воспитание не предусмотрено учебными программами, но может осуществляться по желанию детей, их родителей или опекунов вне светской школы.
Светской школе противостоят религиозная (церковноприходская) и антирелигиозная школы.
Религиозная (церковно-приходская) школа, составлявшая основу системы образования и просвещения в России до 1917 году, в обязательном порядке обучала школьников молитвам, Закону Божию, церковному пению, основам гражданской печати, письму и начаткам арифметики. Для сельской местности такая школа была первым и часто единственным учебным заведением.
Антирелигиозная школа сформировалась в советский период российской истории. Одной из основных ее задач было формирование у учащихся атеистического мировоззрения, непримиримого отношения к религии. Этой задаче были подчинены как учебная, так и воспитательная работа, что не только исключало из программ целые пласты отечественной культуры, но и сужало возможности обеспечения свободы совести обучающих и обучающихся.

2. Конституционно-правовая база религиоведческого
и религиозного образования в государственных
и муниципальных образовательных учреждениях
Российской Федерации
Правовое поле получения образования в Российской Федерации, в том числе религиоведческого и религиозного, создается и поддерживается Конституцией РФ, системой федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ и Правительства РФ, приказов Министра образования РФ. Определенную роль в его оптимизации играют также законодательные акты субъектов Федерации, соглашения, договоры, протоколы о намерениях, заключаемые федеральными органами управления (министерствами, ведомствами) с отдельными конфессиями. Одна из основных идей этих документов: право на свободу совести и религиозных убеждений есть неотъемлемое условие достойной жизни каждого человека и гражданина.
Все известные документы, составляющие конституционно - правовую базу обеспечения свободы совести в сфере образования, целесообразно объединить и проанализировать в рамках следующих трех групп:
1) международные декларации, пакты, Конституция РФ, федеральные законы и другие документы федерального уровня;
2) законодательные акты субъектов Федерации;
3) ведомственные, межведомственные правовые акты.

2.1 Международные законодательные акты, Конституция РФ, федеральные законы об образовании, свободе совести и религиозных объединениях

В 90-е годы XX века в России была проведена беспримерная работа по пересмотру вероисповедной политики государства, приведению ее правовых основ в соответствие с нормами международного права. В настоящее время в пакет документов, составляющих конституционно-правовую базу образования в государственных и муниципальных учреждениях, включены такие документы.
«Всеобщая декларация прав человека» (принята и провозглашена резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г.).
Статья 26 декларации предусматривает: «Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.
Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей»1.
«Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах» (принят и открыт для подписания Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 года, вступил в силу в 1976 году). Этот документ устанавливает: «Участвующие в настоящем Пакте государства обязуются уважать свободу родителей и в соответствующих случаях законных опекунов выбирать для своих детей не только учрежденные государственными властями школы, но и другие школы, отвечающие тому минимуму требований для образования, который может быть установлен или учрежден государством, и обеспечивать религиозное и нравственное воспитание
_______________________________________________________________________
1. Религия и закон: Конституционно-правовые основы свободы совести, вероисповедания и деятельности религиозных организаций: Сб. правовых актов с комментариями. - М., 1996.
своих детей в соответствии со своими собственными убеждениями» (статья 13).
Практически те же требования предъявляются «Международным пактом о гражданских и политических правах» (принят в 1966 г. и действует с 1976 г.), а также «Декларацией о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений» (провозглашена 25 ноября 1981 г. Генеральной Ассамблеей ООН).
В статье 5 Декларации записано:
1. Родители или, в соответствующих случаях, законные опекуны ребенка имеют право определять образ жизни в рамках семьи в соответствии со своей религией или убеждениями, а также исходя из нравственного воспитания, которое, по их мнению, должен получить ребенок.
2. Каждый ребенок имеет право на доступ к образованию в области религии или убеждений в соответствии с желанием его или родителей, или, в соответствующих случаях, законных опекунов и не принуждается к обучению в области религии или убеждений вопреки желаниям его родителей или законных опекунов, причем руководящим принципом являются интересы ребенка.
3. Ребенок ограждается от любой формы дискриминации на основе религии или убеждений. Он должен воспитываться в духе понимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, уважения к свободе религии или убеждений других людей, а также с полным осознанием того, что его энергия и способности должны быть посвящены служению на благо других людей.
4. Практика религии или убеждений, в которых воспитывается ребенок, не должна наносить ущерб ни его физическому или умственному здоровью, ни его полному развитию 2.
Последний пункт представляется особенно актуальным для современных условий активизации религиозных объединений западного и восточного типов с их практикой медитации и прочих психологических техник.
_______________________________________________________________________
2. Там же.
«Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования» (принята 14 декабря I960 года). Статья 5 Конвенции предусматривает:
Государства, являющиеся сторонами настоящей Конвенции, считают, что:
1) образование должно быть направлено на полное развитие
2) человеческой личности и на большее уважение прав человека и
3) основных свобод; оно должно содействовать взаимопониманию,
4) терпимости и дружбе между народами и всеми расовыми и
5) религиозными группами, а также развитию деятельности Организации
6) Объединенных Наций по поддержанию мира;
7) родители и, в соответствующих случаях, законные опекуны
8) должны иметь возможность... обеспечить религиозное и моральное
9) воспитание детей в соответствии с их собственными убеждениями,
10) никому в отдельности и ни одной группе лиц, взятой в целом, не
11) следует навязывать религиозное воспитание, несовместимое с их
12) убеждениями 3.
В статье 2 «Конвенции о правах ребенка» (принята 20 ноября 1989 года) устанавливается, что подписавшие ее государства «уважают и обеспечивают все права, предусмотренные настоящей Конвенцией, за каждым ребенком, находящимся в пределах их юрисдикции, без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения».
Другие ее статьи содержат следующие требования:
1. «Государства-участники уважают право ребенка на свободу мысли, совести и религии.
2. Свобода исповедовать свою религию или веру может подвергаться только таким ограничениям, которые установлены законом и необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, нравственности и здоровья населения или защиты основных прав и свободы других лиц».
__________________________________________________________________________
3. Там же.
1. «Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.
2. Такая защита и помощь должны учитывать желательность преемственности воспитания ребенка и его этническое происхождение, религиозную и культурную принадлежность и родной язык».
1. «Государства-участники соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения»4.
Таким образом, в названных международных документах подчеркивается неотъемлемое право ребенка на свободу совести и вероисповедание, на получение образования, пользование ценностями культуры вне зависимости от отношения к религии. В каждом из международных соглашений предусмотрено отсутствие
ограничений в обеспечении прав и свобод ребенка в отношении религии и убеждений, кроме тех, которые фиксируются законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других людей, удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.
Законодательно закреплено право на свободу совести и в отечественном законодательстве.
Так, в статье 14 Конституции РФ записано:
1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом 5.
__________________________________________________________________________________
4. О свободе совести, вероисповеданий и религиозных объединениях: Российские и международные правовые документы: (В извлечениях). - М., 1996.
5. Там же.
Это означает, что в светском государстве:
а) признается приоритет науки;
б) не отдается предпочтения ни одному из вероучений в сфере внутренней и внешней политики, прежде всего в духовной жизни собственного народа.
Но это теоретически. На практике же нарушение указанных правил наблюдается довольно часто. И дело тут не только в публичном участии государственных деятелей высокого ранга в богослужениях, но и в объявлении
государственными праздников (в том числе с отменой учебных занятий в школах, вузах) какой-то одной конфессии в ущерб другим. Подобные примеры свидетельствуют о забвении многонационального и многоконфессионального характера Российского государства и соответствующих положений Конституции страны.
В Законе РСФСР «О свободе вероисповеданий» (принят 25 октября 1990 года) дано наиболее развернутое толкование взаимоотношений конфессий и школы. Это единственный законодательный акт, в котором есть хотя бы описательное представление о сути светского характера образования в государственной и муниципальной школе.
В статье 9 говорится:
«Государственная система образования и воспитания носит светский характер и не преследует цели формирования того или иного отношения к религии.
Преподавание вероучений, а также религиозное воспитание может осуществляться в негосударственных учебных и воспитательных заведениях, частным образом на дому или при религиозном объединении, а также факультативно по желанию граждан представителями религиозных объединений с зарегистрированным уставом в любых дошкольных и учебных заведениях и организациях.
Преподавание религиозно-познавательных, религиоведческих и религиозно-философских дисциплин, не сопровождающееся совершением религиозных обрядов и имеющее информативный характер, может входить в учебную программу государственных учебных заведений.
Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение, имеет право на свободу мысли, совести и религии. Государство уважает свободу ребенка и его родителей или законных опекунов обеспечивать религиозное и нравственное воспитание ребенка в соответствии с убеждениями по их выбору» 6.
Здесь, имеет смысл обратить внимание на двусмысленность, в лучшем случае - неточность, допущенную законодателями: они неправомерно поставили знак равенства между религиозным и нравственным воспитанием, что совершенно
неправомерно.
Так, в Законе РФ «Об образовании» (от 10 июля 1992 года) зафиксирован запрет создавать и организовывать деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций в государственных, муниципальных образовательных учреждениях, органах управления образованием.
Принципы государственной политики в области образования определены с учетом светского характера образования, а это значит, что государственные и муниципальные учебные заведения не должны формировать какое-либо отношение к религии. Содержание образования, говорится в данном Законе, должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами; учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать ориентации обучающихся на свободный выбор взглядов и убеждений.
Эти же положения повторены были в Законе РФ «Об образовании» (с изменениями и дополнениями, внесенными Государственной думой 12 июня 1995 года и Советом Федерации 5 января 1996 года).
Его статья 14. 2 предусматривает, что содержание образования должно обеспечить:
* Адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;
* формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;
* интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
___________________________________________________________________________
6. Там же
* воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.
Статья 14.4 предусматривает, что содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.
Статья 50.4 гласит, что обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений.
Она же фиксирует правовое равенство выпускников образовательных учреждений, имеющих государственную аккредитацию, независимо от организационно-правовых форм этих учреждений, при поступлении в образовательное учреждение следующего уровня.
Наконец, регулирование вопросов религиоведческого образования в общеобразовательной и специальной школе предусмотрено Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях», принятым 26 сентября 1997 года 7.
Статья З этого Закона гарантирует свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе «право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения в соответствии с ними».
Статья 4 раскрывает специфику взаимодействия государства и религиозных объединений:
1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
Религиозные объединения отделены от государства и равны перед Законом.

_______________________________________________________________________________
7. Новое законодательство России о свободе совести и о религиозных
объединениях: Сб. нормативно - правовых актов. - М., 1998.
2. В соответствии с конституционным принципом отделения
3. религиозных объединений от государства государство... обеспечивает
4. светский характер образования в государственных и муниципальных
5. образовательных учреждениях.
6. Государство регулирует предоставление религиозным
7. организациям налоговых и иных льгот в обеспечении преподавания
общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях,
созданных религиозными организациями в соответствии
законодательством Российской Федерации об образовании.
Иными словами, в данном законе расшифровывается содержание
статьи 14 Конституции РФ. Главное, ключевое понятие в ней - «светское государство». Это означает, что Российское государство религиозно нейтрально, принципиально не приемлет никаких религиозных мировоззренческих систем в качестве официальной идеологии, в своей законотворческой деятельности и практической политике не исходит из предписаний какой-либо религии, предоставляя гражданам возможность свободно делать мировоззренческий или вероисповедный выбор. Второе и третье положения пункта 1 статьи 4 определяет практические пути и гарантии обеспечения светского характера Российского государства и последствия реализации принципа светского государства для религиозных организаций (равенство перед законом). Для реализации содержания и форм взаимодействия школы и церкви эти положения имеют основополагающее значение.
Статья 5 рассматриваемого Закона называется «Религиозное образование». В соответствии с нею, обучение религии и религиозное воспитание своих последователей является одним из трех базовых признаков идентификации религиозного объединения (вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание). Обучение религии в этом случае осуществляется посредством культовой практики, а также в процессе специальных учебных занятий школ, действующих при общинах верующих.
В статье, в частности, отмечается:
1. Каждый имеет право на получение религиозного образования по своему выбору индивидуально или совместно с другими».
Здесь важно обратить внимание на то, что государство не регламентирует формы религиозного образования, не несет ответственности за возможность получения и качество такого образования; это частное дело самого человека, его родителей, религиозной организации.
Следующий ее пункт гласит:
2. Воспитание и образование детей осуществляется родителями или лицами, их заменяющими, с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания.
Здесь важно обратить внимание на определенную неточность, повторяющуюся и в ряде других законодательных актов. Ребенком, в соответствии с Семейным кодексом РФ (ч.1, ст.54; ч.2 ст.64), признается лицо, не достигшее 18 лет. Из пункта 5 статьи З Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» следует, что самостоятельно решать вопрос о своем отношении к религии может уже человек в возрасте 14 лет. В «Конвенции о правах ребенка» (принята 20 ноября 1989 г.) однако, таковым признается «человеческое существо, достигшее 18-летнего возраста».
Далее в статье 5 говориться:
3. Религиозные организации вправе в соответствии со своими уставами и с законодательством Российской Федерации создавать образовательные учреждения». Для создания образовательного учреждения указание на такое право должно содержаться в гражданском уставе религиозной организации. Учитывая, что настоящий Закон и Федеральный Закон «Об образовании» (1996) различают общеобразовательные учреждения и учреждения среднего специального и высшего образования, в уставе религиозного объединения целесообразно конкретизировать соответствующее право. Кроме того, следует иметь в виду, что учреждения профессионального религиозного образования могут создаваться только централизованными религиозными организациями.
Пункт 4 статьи 5 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» предусматривает:
«По просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы».
Данная норма определяет, что обучение детей религии организует не государственное или муниципальное образовательное учреждение, а религиозная организация, т.е. зарегистрированное юридическое лицо, у которого возникают отношения с родителями по вопросам религиозного образования детей. Родители могут обратиться к администрации государственного или муниципального образовательного учреждении (школы), где обучаются их дети, с просьбой о предоставлении религиозной организации возможности на базе этой школы проводить обучение детей религии. Администрация после рассмотрения этого вопроса в соответствии с уставом своей школы в случае положительного отношения согласовывает его с органом местного самоуправления, Причем это правило распространяется как на муниципальную, так и на государственную школу, учрежденную федеральным органом.
Из Закона следует, что администрация должна получить согласие органа местного самоуправления, после чего она устанавливает отношения с религиозной организацией, Эти отношения носят характер гражданско-правового договора. Очевидно, в нем должны быть закреплены вопросы пользования помещениями и имуществом, ответственности, могут быть и особые требования, например, к состоянию здоровья преподавателей, направляемых религиозной организацией.
Таким образом, в соответствии с нормой пункта 2 статьи 4 Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», государство имеет обязанность и ответственность обеспечивать светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Поэтому комментируемое положение не дает права ни религиозному объединению вмешиваться в содержание и организацию образовательного процесса в светской школе, ни администрации учебного заведения вводить обучение религии в сетку школьных занятий. Она лишь предоставляет возможность использовать помещения школы для проведения занятий по обучению религии за пределами программы.
Таковы основные документы федерального уровня, предусматривающие регулирование вопросов религиозного и религиоведческого образования, обеспечения свободы совести в сфере образования. В них зафиксирован светский характер образования, предполагающий, что: школа (общеобразовательная и специальная) не формирует того или иного отношения к религии; в ней запрещено создание религиозных организаций, отправление религиозного культа; в процессе обучения и воспитания обеспечиваются свобода совести, информации, свободное выражение собственных мыслей, мнений, убеждений; выпускники государственных, муниципальных и религиозных образовательных учреждений имеют равные права на поступление в учебные заведения следующего уровня; религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом; никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

2.2 Законодательные акты субъектов Российской Федерации

Теоретически, эти акты должны быть основаны на Конституции РФ, федеральных законах, учитывать международное право и региональные особенности исторического, этнокультурного и конфессионального характера.
Так, Закон Удмуртской Республики «О народном образовании» (принят в 1995 г.) содержит следующую норму: «Образовательные учреждения и органы управления народным образованием независимы от идеологических установок и решений партий, общественных движений и организаций; создание и деятельность в них организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций не допускается» 8. Светский характер образования обеспечивается, в соответствии с этим законом, как его содержанием, так и тем, что в государственных образовательных учреждениях не могут использоваться религиозная символика,
_______________________________________________________________________
8. Цитируется по текущему делопроизводству Администрации президента Республики Удмуртия (Ижевск, 1995).
обрядность и предметы культа.
Образовательные программы в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и государственные образовательные стандарты не предполагают обучения основам религии с церковно-богословских позиций. Религиоведческие элементы могут иметь место в курсах литературы, истории, иных гуманитарных предметов, либо могут выделяться в особую учебную дисциплину.
Из нормативных актов субъектов РФ становится очевидным, что их сильной стороной является ориентация на особенности области, края, республики, на их культурно-историческую самобытность, реальную национально-конфессиональную структуру. Однако это позитивное обстоятельство нередко перерождается в свою противоположность. Оптимальным решением в этом плане может быть лишь согласование федерального и регионального законодательств, приведение последнего в соответствие с первым.

2.3 Ведомственные и межведомственные правовые акты

К ним относятся: подзаконные акты, постановления, распоряжения руководящих органов управления государственной и муниципальной системами образования; договоры (соглашения) между центральными и региональными органами управления образованием и централизованными религиозными объединениями, их региональными структурами. Эти правовые документы выполняют для работников образовательной сферы функции практического руководства при решении вопросов, затрагивающих права и свободы в области религии.
К числу таких документов относятся «Протокол о намерениях между Министерством образования Российской Федерации и Отделом религиозного образования и катехизации и Православным Педагогическим Обществом» (подписан 18 августа 1993 г.) и «Договор о сотрудничестве Министерства образования Российской Федерации и Московской патриархии Русской православной церкви», подписанный 2 августа 1999 г. министром образования

В.М.Филипповым и патриархом Московским и Всея Руси Алексием II 9.
В преддверии празднования 2000-летия христианства и вступления в третье тысячелетие стороны решили подчинить свою деятельность следующим целям: обмен информацией, взаимодействие в учебно-методических вопросах, анализ и
обобщение накопленного опыта совместной работы в области духовно-
нравственного воспитания, выработка обоснованных предложений по изменению и дополнению действующего законодательства об образовании, свободе совести и
религиозных объединениях.
4 июля 1999 года Министерство образования направило в учебные заведения и органы управления образованием методическое письмо «О предоставлении религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ в помещениях государственных и муниципальных образовательных учреждений» (№ 14-53-28). Это письмо обращает внимание на недопустимость нарушения как существующего законодательства, так и прав ребенка в сфере свободы совести, содержит рекомендации относительно форм обучения религии в помещении государственных и муниципальных образовательных учреждений, указание на права и обязанности администрации этих учреждений и религиозных объединений. Однако в нем содержится ряд неточностей. Так, под обучением религии подразумевается все то же духовно-нравственное воспитание и преподавание основ вероучения. Понятие «светский характер образования» интерпретируется как «нецерковный», «гражданский» характер, как синоним слов «атеистический», «антирелигиозный» 10.
Анализ конституционно-правовых основ обеспечения свободы совести в системе государственных и муниципальных образовательных учреждений позволяет прийти к следующим выводам.
В 90-е годы система образования получила довольно содержательное конституционно-правовое обеспечение, в котором зафиксирован один из
основных принципов образования - его светский характер, что соответствует как современным тенденциям развития человечества, так и Основному закону
__________________________________________________________________________________
9. Девина И. В., Скворцов Л. В. Религия и образование: Сб. обзоров и рефератов. М., 2002.
10. Девина И. В., Скворцов Л. Там же.
Российской Федерации. Однако и в законодательстве и (в особенности) в правоприменительной практике имеют место существенные недостатки и противоречия.
Во-первых, отсутствует однозначное понимание термина «светский». Описательное его определение было дано в Законе РСФСР «О свободе вероисповеданий» (принят 25 октября 1990 г.), утратившем силу в настоящее время. В результате этого имеют место неоднозначность толкования принципа светского характера образования, вольные или невольные его искажения, что в
многонациональной и многоконфессиональной стране влечет за собой отрицательные последствия.
Во-вторых, имеются разночтения в определении возраста ребенка, в котором он правомочен выразить свое отношение к религии. В Федеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» «пограничный» возраст определен в 14 лет, в Семейном кодексе РФ - в 18 лет. Международная же конвенция о правах ребенка (1989 год) исходит из того, что самостоятельно решать вопрос о своем отношении к религии человек может в возрасте до 18 лет.
В-третьих, в преамбуле Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» зафиксировано признание особой роли православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, хотя вместе с тем говорится и об уважении христианства, ислама, буддизма, иудаизма и других религий, составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России. Это обстоятельство, а также активность Российской Православной Церкви, поддерживаемая государственным аппаратом на разных уровнях, обостряет проблему взаимодействия государства и конфессий, ставит последние в неравное положение в вопросах образования и воспитания. Особенно убедительно об этом свидетельствует практика взаимоотношений Министерства образования РФ и РПЦ. Так, в феврале 1999 года в Министерстве образования по предложению Московской патриархии была создана светско-религиозная комиссия по образованию, «которая призвана освободить государственные образовательные стандарты, учебные программы, учебники и учебные пособия от проявлений воинствующего атеизма»11.
11.Филиппов В.М. Гуманистическая роль образования: Православие и воспитание. - М., 1999.
От этой же комиссии ожидаются практические рекомендации, направленные на улучшение гуманитарного образования и воспитания в школах и вузах.
Обобщая анализ конституционно-правовой базы обеспечения свободы совести в системе образования Российской Федерации, еще раз подчеркнем, что созданные в 90-е годы конституционно-правовые основы обеспечения свободы совести в государственной и муниципальной системах образования нуждаются в совершенствовании. В еще большем совершенствовании нуждаются правоприменительная практика и следование требованиям Закона со стороны всех без исключения государственных структур и служащих.
Одновременно есть объективная необходимость создавать условия, при которых религиозные объединения получают возможность, не вмешиваясь в дела государства, осуществлять свое служение, вести образовательную и воспитательную деятельность в пользу своих адептов. В первую очередь это касается конфессий, имеющих многовековую традицию в России и поддерживаемых миллионами людей, испытывающих потребность в религии.

Заключение

На основании проделанной работы хотелось бы внести предложения по оптимизации политики обеспечения прав личности на свободу совести и по разграничению сфер ответственности государства и религиозных объединений в сфере образования.
Оптимизация ситуации в религиозном и религиоведческом образовании невозможна без учёта таких трёх важнейших аспектов, как правовой, культурно-идеологический и идентификация личности.
Относительно правового аспекта вопрос представляется предельно ясным: он зафиксирован в конституции РФ и состоит в том, что Россия–«светское государство». Следовательно, в государственной и муниципальной образовательной системе невозможно ни религиозное, ни атеистическое обучение.
Никакая религия в стране не может претендовать на положение государственной, главной или обязательной.
Все законодательство России 90-х годов однозначно отвечает на этот вопрос: « Государственная система образования и воспитания носит светский характер и не преследует цели формирования того или иного отношения к религии». Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами; учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать ориентации обучающихся на свободный выбор взглядов и убеждений. Обилие в России традиционных религий и нетрадиционных культов, многообразие политических позиций, занимаемых представителями даже одного вероучения, только подчёркивают необходимость неукоснительного соблюдения конституционно-правовых основ организации системы учреждений государственного и муниципального образования.
Аспект культурно-идеологический носит объективный характер, и никакие ранние попытки остановить его не приводили к успеху. Ни к чему хорошему не приведут и современные усилия свести проблемы духовного оздоровления общества к повышению уровня его религиозности. Пока что они вели только к клерикализации государства, особенно заметно проявляющейся в области образования и культуры. Для оптимального ответа на вопрос, преподавать ли знания о религии в государственных и муниципальных учебных заведениях разного типа, было бы целесообразно вывести его обсуждение за рамки идеологического противостояния и рассмотреть его социокультурные, этические, педагогические аспекты.
Наконец, следует обратить внимание на необходимость обеспечения интересов и конституционных прав ребёнка, на его свободу совести и вероисповедания, имея в виду то, что родители отдают детей в государственную или муниципальную, а не в конфессиональную школу.
Для совершенствования религиоведческого образования целесообразно предпринять следующие меры:
1. В государственной и муниципальной школе акцентировать внимание на углублении учебно-воспитательного процесса, актуализации его гуманитарной составляющей.
2. Активизировать усилия высшей школы по подготовке педагогов, имеющих глубокие гуманитарные знания, в том числе в области истории и культуры, а также навыки привлечения знаний о религии на школьных уроках.
3. Оснастить учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной школе актуальными программами, учебными пособиями и учебниками, имея в виду, что содержание религиоведческого образования определяется в основном двумя источниками знаний: результатами академических исследований, проводимых научными центрами, университетами и т.п.; материалами, представляемыми различными религиозными объединениями. Важно, чтобы эти материалы не содержали негативных интерпретаций других конфессий или предвзятых личных точек зрения.
Существенную роль также могут сыграть СМИ, в частности ТВ, которое могло бы возобновить учебное вещание, в том числе по проблемам религиоведения.
4. Совершенствование религиоведческого образования невозможно без проведения фундаментальных научных исследований, выполняемых институтами науки и образования.
5.
Список использованных источников:

1. Конституция РФ: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. – М., 1994.
2. Об образовании. Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 в редакции от 31 января 1996 г., Собрание законодательства РФ. – М., 1999.
3. Об общественных объединениях: Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82 – ФЗ, Собрание законодательства РФ. – М., 1996.
4. Об основах государственной службы РФ: Федеральный закон от 31 июля 1995.
5. О свободе вероисповеданий: Закон РСФСР от 25 октября 1990 г. 3 267-1, Ведомости съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. М., 1990-№21.
6. О свободе совести и о религиозных объединениях: Федеральный закон от 26 сентября 1997.
7. Конституции государств Восточной Европы: Учебное пособие. – М., 1996.
8. Конституция государств Центральной и Восточной Европы. – М., 1997.
9. Трофимчук Н. А., Права человека в истории человечества и в современном мире. – М., 1989.
10. Религия и права человека: На пути к свободе совести. – М., 1996. – Вып. 3.
11. Филиппов В.М. Гуманистическая роль образования: Православие и воспитание. М., 1999.
12. Девина И. В., Скворцов Л. В. Религия и образование: Сб. обзоров и рефератов. М., 2002.




15