Молитва и святые таинства - средства для стяжания благодатных даров Святаго Духа

Целью земной жизни человека, как учат Святые Отцы, является стяжание благодати Духа Святаго. Она, освящая все составные части человеческого естества, возводит человека на высоту Богообщения. Благодаря благодати Духа Святаго первый человек пребывал в раю в блаженном состоянии, мог слышать неизреченные глаголы Господа Саваофа "ходящего в раю во время прохлады дня". Будучи умудренным от этой благодати, Адам нарек имена всем скотам и птицам небесным, и зверям полевым, и призван был, исполняя заповеди Божии и подчиняя свою волю воле Божественной, стяжать все большее число даров благодати Духа Святаго, тем самым все более приближаясь к своему Создателю. Но совершилось грехопадение и человек мгновенно лишился Богообщения и благодатных даров Духа Святаго. Прежде всего, дара мудрости. Адам, тот самый Адам, который дал имя всем тварям земным, прячется от Бога между деревьями сада! Такому человеку уже не было места в раю, он, как ветвь отломленная от древа и потерявшая живительную силу соков, текущих по стволу, становится посторонним для того места, где происходило общение с Богом. И человек изгоняется из рая. Перед началом Великого Поста есть особенная служба, которая посвящается изгнанию Адама из рая, и там в одной из стихир есть слова: "Седе Адам прямо рая и плакашеся". Адам плачет о том, что он утратил, о том, как он согрешил и что с ним случилось, и обращается к Богу с молитвой и просит у Него прощения. Адам и его потомки, желая воплотить свою молитву, свое покаяние, создают первое богослужение. История знает, что это богослужение носило характер жертвы. Что такое жертва? Это отнятие у себя чего-то очень дорогого и отдание тому, кого мы любим. Ветхозаветное богослужение знает множество жертв - умилостивительные, очистительные, благодарственные. Но ни одна из них не давала человеку возможность соединиться с Богом, вернуть благодать Духа Святого. Человек потерял Бога и не может Его найти. Тогда Бог сам приходит на землю для того, чтобы Себя соединить с человеком. Господь наш Иисус Христос принял на Себя нашу плоть и Своим Божеством освятил ее и, приняв на кресте смерть, принес Себя в жертву за грех всего человечества. По вознесении Своем Господь послал на землю Духа Святаго.
Благодать Духа Святого была ниспослана на учеников Господа в день Пятидесятницы. Выразилось это в чрезвычайных дарованиях Апостолам: знамений, исцелений, пророчеств, дара языков и в благодатных силах, ведущих верующих во Христа к духовному совершенствованию и спасению. Эти благодатные силы пребывают в созданной Господом Святой Церкви.
Первые христиане жили в благодати Духа Святаго. Они руководствовались не канонами, не Писанием, не Преданием, которых еще не было, а непосредственным знанием воли Божией. Об этом в Деяниях упоминается таким образом: "Прошедше чрез Фригию и Галатийскую страну, они не были допущены Духом Святым проповедывать слово в Асии" Этому древнему восприятию христианской жизни совершенно тождественно учение преподобного Серафима Саровского. "Если вы, ваше Боголюбие, в Духе Святом, то нечего беспокоиться, значит все хорошо, а если почему-либо вы чувствуете, что Дух Святой оставил вас, значит, что-то вы не так сделали, значит, вы погрешили, и надо молиться и вопрошать Господа: в чем я согрешил? И каяться в этом и добиваться прощения, пока Господь Дух Святой снова не придет к вам", - говорит преподобный Серафим Мотовилову.
Из этих слов вытекает, что молитва является средством стяжания Духа Святаго. Об этом с убедительной ясностью говорит Святое Евангелие. "Отец небесный даст Духа Святого просящим у Него"(Лк.11,13). Через все Священное Писание Нового Завета проходит заповедь непрестанной молитвы. (1 Фесс. 5,17, Ефес. 6,18, Лук. 18,1). И это естественно, ведь именно молитва соединяет каждого члена Церкви с Небесным Отцом. Благодаря молитве мы очищаем нашу зараженную страстями душу и она становится готовой к принятию благодатных даров Духа Святаго. Молитва по выражению преп. Исаака Сирина является как бы плугом, которым мы призваны возделывать свое окаменелое сердце: "Самое оставление молитвы делает землю сердца вещественной, (грубой), и она производит терние по естеству своему. Точно: страсти - это терние, прорастающее от семени, находящегося в нас". Освободившись от этого терния, сердце человека становится способным воспринять величайший дар - благодать Духа Святого. Благодать эту, проникающую внутреннее существо человека, ведущую его к духовному совершенствованию и спасению, человек получает в Таинствах Церкви. Что такое Таинство? В духовной жизни Церкви все Таинственно, в том смысле, что ничего нельзя исследовать чисто научным способом. Тем не менее Православная Церковь особым образом выделяет семь священнодействий и называет их Таинствами. Это крещение, миропомазание, причащение - Евхаристия, покаяние, священство, брак и елеосвящение. Эти священнодействия выделены потому, что в них таинственным образом благодать Божия дает человеку какое-то новое качество, возводит на какую-то новую ступень. "В крещении человек рождается в жизнь духовную, в миропомазании получает благодать возращающую и укрепляющую, в причащении питается духовно, в покаянии врачуется от болезней духовных - от грехов, в священстве получает благодать духовно возрождать и воспитывать других посредством учения, молитвы и Таинств, в браке получает благодать, освящающую супружество и естественное рождение и воспитание детей, в елеосвящении врачуется от болезней телесных, посредством исцеления от духовных". (Пространный Христианский Катехизис).
Таким образом, каждое из Таинств сообщает человеку какой-либо благодатный дар Святаго Духа. Точнее, может сообщить. Благодать никогда не действует насильно, не стесняет воли человека. Часто люди приступающие к Таинствам не получают от них того, что они могут дать: или не открыты для благодати сердца их, или не поберегли они принятых даров Божиих. Поэтому нужно различать действительность Таинства от его действенности, т. е. от того, насколько принимающий Таинство удостаивается его благодатной силы. Таинства - это средства для оправдания и освящения человека, для получения благодатных даров Духа Святаго, но если человек приступает к ним недостойно, то они могут повлечь за собой не оправдание, а осуждение. Но если человек принимает Таинство с верой, молитвой и смиренным сознанием своего недостоинства, то Господь, через это Таинство приближает человека к Себе, делает его чадом Своим и удостаивает его Царства Небесного.
3