"Униженные и оскорбленные" на страницах русской классики
Тема «маленького человека» является одной из сквозных тем русской литературы, которой постоянно обращались писатели. Первым ее затронул А.С.Пушкин в повести «Станционный смотритель» и поэме «Медный всадник».Продолжателями этой темы явились Н.В.Гоголь,
Создавший в «Шинели» бессмертный образ Акакия Акакиевича, М.Ю.Лермонтов,противопоставивший Печорину доброго штабс-капитана Максима Максимыча. С этой темой в русской литературе связаны лучшие гуманистические традиции. Писатели предлагают людям задуматься о том, что каждый человек имеет право на жизнь и на счастье.
Ф.М.Достоевский является не просто продолжателем традиций русской литературы, но и дополняет ее, т.к открывает новый аспект этой темы. Достоевский становится певцом «бедных людей», униженных и оскорбленных. Своим творчеством Достоевский пытается доказать, что всякий человек,кто бы он ни был, имеет право на сочувствие и сострадание.
Роман Достоевского «Преступление и наказание» -это «психологический отчет одного преступления», преступления,которое совершил бедный студент Радион Раскольников, убивший старуху- процентщицу.Однако в романе речь идет о необычном уголовном преступлении. Это,если так можно выразиться, идеологическое преступление,а исполнитель его –преступник- мыслитель убийца-философ.
Он убил ростовщицу отнюдь не во имя обогащения и даже не ради того, чтобы помочь своим близким : матери и сестре. Это преступление явилось следствием трагических обстоятельств окружающей действительности, результатом долгих и упорных размышлений героя романа о своей судьбе, о судьбе всех «униженных и оскорбленных» о социальных и нравственных законах, по которым живет человечество.
Жизнь предстают перед героем,как клубок неразрешенных противоречий.По всюду он видит картины нищеты, бесправия, подавления человеческого достоинства. На каждом шагу ему встречаются отверженные и гонимые люди, которым некуда деться. Их примером служат Соня Мармеладова, Катерина Ивановна и многие другие. Да и сам Раскольников оказался не в лучшем положении. Ему тоже, по существу, некуда пойти. Живет он впроголодь, ютится в маленькой каморке, похожей на шкаф, откуда его вот-вот вышвырнут на улицу. Под угрозой оказалась судьба матери и сестры.
В разговоре Мармеладова с Раскольниковым в кабаке звучит мысль о том, что в нищем, а значит и в нем, никто не подозревает благородства чувств. Между тем Мармеладов способен глубоко чувствовать, понимать, страдать не только за себя, но и за голодных детей, оправдывать грубое отношение к себе жены, ценить самоотверженность Катерины Ивановны и Сони.
При всей, казалось бы, потере Мармеладовым человеческого облика его невозможно презирать. В словах Мармеладова- боль за то, что его, однажды выгнав из человеческой компании, уже больше никогда в нее не допустят.
Слушая вместе с Раскольниковым исповедь Мармеладова, некоторые из нас могут подумать: «зачем нам сегодня всё это? Какое нам дело до вечно пьяного чиновника с его витиеватыми речами, какой-то мазохистской склонностью рассказывать о своих пороках». В наш деловой век мы рассуждаем просто: Мармеладову был дан шанс, и тот его не использовал.
Его превосходительство Иван Афанасьевич зачислил его на службу и назначил жалованье. Словно в царство божье переселился наш герой: дома ходят на цыпочках, кофеем перед службой поят, сколотились и купили приличное обмундирование, жена стала ходить похорошевшая и по молодевшая. Казалось бы, живи да радуйся, да тянись на службе, выходи в люди. Так нет, на другой же день после получения, жалованье было выкрадено и пропито. «Сам виноват»,-сказали бы мы теперь. Осудить другого просто. Русская литература учит нас не судить, а сострадать. Это гораздо труднее, так как требует от нас огромного труда души. Русские писатели не просто называют нам бедных, задавленных жизнью и униженных сильными мира сего людей. Нет, в бедном человеке, они видят, прежде всего, человека.
Вспомним жизнь Катерины Ивановны. Она больна чахоткой, о чём говорят красные пятна на её лице, которых так боится Мармеладов. Из его рассказа о жене мы узнаём, что она из дворянской семьи, воспитывалась в губернском дворянском институте. Выйдя замуж без родительского благословения, оказавшись в отчаянном положении, с тремя детьми на руках, она после смерти мужа вынуждена была выйти замуж за Мармеладова. «Можете судить потому, до какой степени её бедствия доходили, что она, образованная и воспитанная и фамилии известной, за меня согласилась пойти ! Но пошла ! Плача и рыдая и руки ломая, пошла ! Ибо некуда было пойти. »
Но облегчение не наступила и после замужества : муж выгнан со службы и пьёт, грозит выгнать квартирная хозяйка, бьёт Лебезятников, плачут голодные дети. Не жестокость руководит ею, когда она посылает Соню зарабатывать деньги проституцией, а отчаяние и безысходность. Катерина Ивановна понимает, что Соня принесла себя в жертву близким. Именно поэтому, когда Соня вернулась с деньгами, она весь вечер в ногах у неё на коленях простояла, ноги ей целовала, встать не хотела. » Мармеладов даёт жене точную характеристику, говоря, что она « горячая, гордая, непреклонная.» Но человеческая гордость её, как и Мармеладова попирается на каждом шагу, о достоинстве и самолюбии заставляют забыть.
Бессмысленно искать помощи и сочувствия у окружающих, « некуда идти » Катерине Ивановне, везде тупик. Рассказывая о Соне и встретившейся Раскольникову девочке, писатель неслучайно останавливает внимание на их портретах : чистота и беззащитность показанные в портретах Сони и обманутой девочки, не соответствуют образу жизни, который они вынуждены вести, поэтому Раскольникову « странно и дико было смотреть на такое явление ».
Достоевский убедительно показывает, что иные отношения, кроме безразличия, любопытства, злорадной насмешки, противоестественны в этом мире. Люди смотрят друг на друга « враждебно и с недоверчивостью ». Все, кроме Раскольникова, слушают Мармеладова, « фыркая », «улыбаясь », «зевая », а в общем равнодушно.Также равнодушна толпа зрителей, хлынувших посмотреть на муки умирающего Мармеладова. Во сне Раскольникова, так похожем на явь, лошадь секут «с наслаждением», «хохотом и остротами».
Роман «Преступление и наказание» отразил тревогу Достоевского за будущее человечества. Он показывает, что такой жизнью, которою сейчас живут «униженные и оскорблённые» жить дальше нельзя». Опираясь на реальный материал действительности Достоевский выдвигал и освещал проблемы, имеющие всемирное значение, проблемы борьбы добра и зла в социальной жизни. во внутренней природе человека., проблемы любви и сострадания к ближнему.
Всё это – вечные темы жизни и искусства. В нашей сегодняшней жизни бедные люди, униженные и оскорблённые. тоже есть. Но обратит ли на них своё внимание наша литература – большой вопрос. Найдётся ли у нас критик, который скажет, как когда-то Белинский : «Честь и слава молодому поэту, муза которого любит людей на чердаках и в подвалах и говорит о них обитателям раззолоченных палат: «Ведь это тоже люди – ваши братья»!