Общие проблемы малой группы в психологии

1. Постановка вопроса.
2. Определение малой группы и ее границы.
3. Классификация малых групп.
4. Основные направления исследования малых групп.

1. Постановка вопроса.

Проблема малой группы является традиционной и наиболее разработаной проблемой социальной психологии. Интерес к ней возник после начала обсуждения проблемы общества и личности, в частности личности и среды ее формирования. Малая группа рассматривается как первичная среда, в которой личность совершает свои первые шаги, через нее человек получает информацию о внешнем мире, организует свою деятельность. Первоначально исследования проводились по поводу влияния простого присутствия других людей на деятельность человека, не рассматривая факт их взаимодействия. Оказалось, что даже сам факт такого присутствия увеличивает скорость но ухудшает качество действий индивида. Данный эффект получил название социальной фацилитации. В ряде экспериментов было обнаружено и отрицательный эффект, тормозящее воздействие со стороны присутствующих, т.е. эффект социальной ингибиции, однако изучение положительного эффекта получило большее распространение.
Далее при изучении совместной деятельности индивидов в малой группе было обнаружено, что при совместной деятельности проблемы решаются более корректно, меньше ошибок, особенно на начальной стадии проекта, большая скорость решения задач.
При дальнейшем изучении был исследованы характеристики группы как таковой, ее структуры, типов взаимодействия индивидов в группе.

2. Определение малой группы и ее границы.

Одним из определений малой группы является следующее: «Под малой группой подразумевается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находящаяся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов».
В этом определении отсутствует конкретные границы группы, т.к. «малая» и «немногочисленная» не могут являться таковыми. Чаще всего границы группы принимают в 2?7 членов. Однако по поводу этих цифр существуют разногласия. Некоторые исследователи полагают, что нижней границей группы следует считать не 2 а 3, т.к. в группе из 2 индивидов конфликт по поводу деятельности неизбежно перетекает в межличностный конфликт, присутствие же третьего в группе создает позицию «наблюдателя», который может решить спор в пользу одной из сторон, будучи сам в него не включен. Верхняя граница 7?2 аргументируется объемом оперативной памяти, имеющейся у человека, и означает количество предметов, на которых одновременно он может удержать в памяти, либо как максимально возможное число одновременно удерживаемых индивидом контактов, однако в принципе данная граница не была строго подтверждена опытными наблюдениями, исследования с успехом проводились для групп размером до 10-15 человек, некоторые авторы упоминают группу в 30-40 человек применительно к школьным классам. Поэтому, если исходить из того, что изучаемая малая группа должна быть реально существующей, логично устанавливать верхнюю границу по реально существующему верхнему пределу исследуемой группы.

3. Классификация малых групп.

Неоднозначность понятия малой группы породила и неоднозначность их классификации. Имеются классификации по времени существования, степени тесноты контакта, способу вхождения индивида и т.д. Распространение получили следующие деления групп:

a) первичные и вторичные.
b) формальные и неформальные.
c) группы членства и референтные.

a) Под первичными подразумевались группы с наличием непосредственных контактов, однако это отождествляется с определением самой малой группы. Поэтому данная классификация сохраняется лишь из традиции.
b) Это деление было предложено Э. Мэйо при проведении т.н. Хотторнского эксперимента. По Мэйо в формальной группе четко заданы позиции ее членов, предписанное групповыми нормами, строго распределены роли всех членов группы, представление об отношениях по вертикали как определяемых системой ролей и статусов. Внутри формальной группы стихийно складываются неформальные группы без предписанных статусов и ролей. В реальности многие формальные группы имеют черты неформальных и наоборот, поэтому трудно вычленить строго формальные или неформальные группы. Вместо этого были ведены понятия формальной и неформальной структуры группы, и различаются не группы а характер отношений внутри них. Соответственно данная классификация также не является строгой.
c) Введена Г. Хайменом открывшим феномен референтной группы. В его экспериментах со студенческими сообществами было обнаружено, что часть членов малых групп разделяет нормы поведения принятые в другой группе, на которую они ориентируются. Данная группа была названа референтной. Исследование данного феномена позволяет решить в частности опрос подростковой преступности, однако до сих пор нет объяснения о причинах выбора индивидом той или иной референтной группы.

4. Основные направления исследования малых групп.

Выделяют 3 основных направления в исследовании малых групп:

1) социометрическое.
2) социологическое.
3) школа «групповой динамики»

Социометрическое направление связано с Дж. Морено, выделявшим в обществе 2 структуры отношений :Макроструктуру ( “пространственное ”размещение индивидов в различччных формах жизнедеятельности ) и микроструктуру( психологические отношения индивида с окружающими его людьми) Все конфликты Морено обуславливал несоответствием микро и макроструктур, задача состоит в перестройке макроструктуры в соответствии с микроструктурой.
Социологическое направление связано с Хотторнским экспериментом Э.Майо. После данного эксперимента появилось направление в исследовании малых групп, связаное с анализом каждой из двух типов структур в малых группах(формальных-неформальных), выявление соотношений значения каждой из них в системе управления группой.
Школа группой динамики К.Левина связана с изучением психологических и социальных сил, составляющих законы социального поведения.
Все эти подходы не дают целостной программы исследования малых групп, функционирующих в обществе, следовательно исследования в этой области будут продолжатся.

Литература:
1. Андреева Г.М. Социальная психология.