Общая характеристика нетрадиционных религий и их классификация. Причины распространения нетрадиционных религий в современной России
Введение
Общая характеристика и классификация нетрадиционных религий
Распространение религии в России
Заключение
Список используемой литературы
ВВЕДЕНИЕ
За последнее десятилетие в России появились и расширили свое влияние новые религиозные движения, организации и культы. В отечественной литературе они получили название нетрадиционных религий. На Западе, где их именуют «новыми религиями», они начали возникать в 70-80-е гг. ХХ в. По утверждению некоторых экспертов, там насчитывается от 1500 до 5000 «новых религий». Правда, многие из них представляют собой перенесенные на чужеродную почву традиционные религиозные учения Востока.
В нашей стране распространение «новых религий» началось в конце 80-х гг. Многие специалисты-религиоведы рассматривают их как проявление иностранной духовной агрессии.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И КЛАССИФИКАЦИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ РЕЛИГИЙ
Одной из характерных черт, присущих почти всем нетрадиционным религиям, является то, что они формируются как разновидность харизматических культов, т.е. во главе находится лидер, который наделен харизмом (от греч. charisma – дар). Это особенное свойство личности, выделяющее его из среды остальных. Оно является не столько благоприобретенным в процессе жизнедеятельности, воспитания и образования, сколько милостиво дарованным ему свыше. Содержание этого дара заключается в уникальном умении влиять на настроение и поведение других людей и от имени Всевышнего учить их праведной жизни.
Характерно, что лидер создает особую «семью», или «юммуну», в которой его называют «отцом». Здесь устанавливаются обязательные для всех абсолютные правила поведения и образа жизни, но не обязательные для самого лидера, ведь он – особый, святой. Рядовые члены групп зачастую отказываются от своего имущества, а вознаграждения за труд передают в кассу юммуны. Многие представители «новых религий» живут в общежитиях, вне семьи, порвав всякие отношения с родными и близкими. Иначе говоря, круг их общения крайне узок, допускаются контакты преимущественно с членами своей группы, т.е. неукоснительно поддерживается обстановка полной изоляции от внешнего мира.
Важно подчеркнуть еще одну характерную черту деятельности нетрадиционных религий. Речь идет о том, что в рамках секты для контроля за поведением ее приверженцев используются средства исключительного манипулирования: гипноз, медитация, изнурительные, длительные молитвы и заклинания. Культовые процедуры обычно носят здесь сугубо коллективный характер, исключающий всякие субъективные, свободные проявления.
Существенной особенностью вероучения «новых религий» является пропаганда катастрофически-апокалиптического взгляда на мир, предопределенности человеческой жизни, покорности судьбе. Особое внимание уделяется идеологической обработке новообращенных, их адаптированию к условиям жизни в группе и усвоению основных положений вероучения.
Общая характеристика деятельности таких религий включает в себя следующие важные черты. Во-первых, большинство сект отличается активной миссионерской работой, причем это касается не только лидеров, но и рядовых сторонников, адептов. Здесь применяются разные формы и способы распространения «новых» идей, включая выступления руководителей на стадионах перед огромными массовыми аудиториями и доверительные беседы. Во-вторых, широко используются средства массовой информации. Известно, что многие секты для популяризации своих вероучений ведут регулярные передачи по телевизору и радио, публикуют рекламные сообщения в прессе, публицистические статьи в журналах. К этому можно добавить, что они располагают огромными финансовыми возможностями. В-третьих, некоторые нетрадиционные религии отличаются тоталитарной направленностью. Как это понимать? Ученые-религиоведы отмечают, что религиозные объединения практикуют методы порабощения сознания человека, духовного насилия над ним путем насаждения жестко дисциплины и применения психотропных средств. Все это представляет яркую опасность для физического и психического здоровья людей.
В научной, учебно-популярной литературе дается подробная классификация нетрадиционных религий. Специалисты-религиоведы из всего многообразия культов условно выделяют пять их разновидностей.
1. Неохристианские объединения. К ним можно отнести распространенные в СНГ следующие религиозные секты: «Международная церковь унификации», «Дети Бога», «Церковь тела Христа», «Богородничное братство», «Белое братство» и др. Для них характерно стремление объединить христианские вероучения с элементами восточных религий.
2. Сайентологическое направление. Название произошло от английского слова sience – наука. Направление объединяет различные «космические религии» (типичный представитель – «Церковь сайентологии» Рона Хаббарда), которые наукообразно и мистически трактуют различные неисследованные явления психики человека и окружающей природы, например связь Земли и высших космических сил, контакты с неопознанными летающими объектами.
3. Неоориенталистские культы. К ним относятся «Общество сознания Кришны», «Тихоокеанский дзен-буддийский центр», «Миссия Божественного света», «Махарай Джи», и др. Это вероучения восточного происхождения, представляющие собой западное воплощение индуистских и буддийских культур. Характерной их особенностью является антирационалистическая направленность, а также способы психофизического воздействия на человека.
4. Сатанинские группы. Среди них можно назвать «Церковь Сатаны», культы дьявола и другие разновидности зловещих объединений. Они возвеличивают значение зла и насилия, проповедуют общение с мистическими источниками зла – демонами, Сатаной. Деятельность их отличается особой жестокостью и таинственностью ритуалов посвящения и отправления культов.
5. Религиозно-мистические культы. Речь идет о распространении оккультных учений, новой магии, спиритизма, астрологии, колдовства, целительства и других явлений. Как отмечают ученые-социологи, за последние годы в России подобные организации уверенно лидируют и получают довольно широкую популярность среди населения.
Перейдем к более подробному рассмотрению конкретных видов оккультно-мистического мировосприятия. Как свидетельствуют результаты научных исследований, оккультизм, вера в колдовство – это не извращение безбожного ума, а сопутствующий элемент обыденного религиозного сознания. По данным опросов, проведенных в 1993-1996гг., в эти виды культа верят больше, чем в известные православные догматы. Возникает вопрос, кто же эти люди, каков их социальный статус, возраст и образование? Как показывает анализ полученных данных, это вовсе не какие-нибудь старушки и не «темнота некультурная», а скорее наоборот. В астрологию, магию, спиритизм меньше всего верят лица с начальным и неполным средним образованием. Неожиданно самой здравомыслящей возрастной группой оказались пенсионеры, тогда как среди молодежи верящих в колдовство и оккультизм в 2-3 раза больше по сравнению с теми, кому старше 55 лет.
Можно привести следующие убедительные результаты опроса возрастных групп (в процентах), которые верят в колдовство, магию и т.д.:
18-25 года Старше 55 лет
Колдовство, порча, дурной глаз Существование дьявола Предсказания астрологов Общение с духами (спиритизм) 62,7 45,8 35,6 28,0 31,4 18,8 17,4 8,5
Эти данные показываю, что самая экономически бедная часть нашего населения оказывается не такой уж темной и духовно отсталой. А вот относительно молодежи надо отметить, что ей не свойственно критическое мышление, ее сознание доверчиво открыто всему таинственному и непознанному наукой, она впитывает как религиозные учения, так и магию, оккультизм. Элементарное наблюдение убеждает, что миросозерцание большинства представителей современной молодежи весьма противоречиво и неустойчиво. Здесь наряду с широким распространением прагматических взглядов не ценности жизни встречаются явные суеверия. Рационализм, увлечение аудиотехникой и компьютерами зачастую совмещаются с мистическими исканиями.
Выявленное различие мировоззрений «отцов и детей» (точнее дедов и внуков), т.е. «безбожников» и тех, кто воспитывался в годы перестройки, когда началось возрождение религии, по-видимому, отражает общий идеологический кризис, который переживает Россия. Речь идет о том, что на смену материалистической картины мира по разным каналам телевидения и другим средствам массовой информации в сознание людей привносятся различные виды религиозно-мистического мировосприятия.
В более широком плане активное распространение нетрадиционных религий можно объяснить несколькими существенными причинами. И прежде всего это общее состояние духовной культуры нашего общества, которое отличается глубоким упадком. Наблюдается резкое снижение уровня нравственности населения: страну захлестнула идеология морального релятивизма и вседозволенности. Происходит безудержная пропаганда масскультуры, алкоголя, сексуальной распущенности. Как остроумно заметил известный экономист Н. Шмелев, «наше общественное сознание характеризуется тремя словами: чернуха, порнуха и чертовщина». Следует помнить, конечно, и о том, что в духовной культуре нашей страны образовался определенный вакуум, который благодаря деятельности средства массовой информации, активно заполняется всяческими суевериями и мистическими учениями.
В кризисные периоды развития общества, как правило, возарстает интерес людей к новому, необычному. Это подтвердили и результаты всероссийского опроса, проведенного фондом «общественное мнение» 18 октября 1997 г. (было охвачено 1500 человек). Респондентов спрашивали, какие из паранормальных явлений они считают возможными, верят в них. Чаще всего люди называли (данные в процентах):
Сбывающиеся приметы Наведение порчи, сглаз, колдовство Экстрасенсорику Астрологические предсказания 32 28 24 15
Меньше всего россияне верят в возможность таких явлений, как левитация (4%), полтергейст и спиритизм (по 5 %), а также деятельность инопланетян на земле (7%)1.
Познание мира бесконечно, и поэтому всегда было и остается что-то непознанное. «Есть многое на свете, «друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам» (Вильям Шекспир «Гамлет»). Наиболее сложным объектом оказывается сам человек. Именно на этом спекулируют представители парапсихологии, психотроники и т.п., нередко выдавая за установленные факты проявления телепатии и телекинеза. Зачастую здесь присутствуют обман и мистификация, хотя многое заслуживает внимания ученых, тщательного изучения и объяснения.
Кроме того, одной из существенных причин стремления людей к новым культам можно считать психологическое состояние нашего общества. Известно, что здесь правят бал разного рода страхи, неуверенность в будущем, тревога за жизнь, работу, личную судьбу и будущее страны. Страх перед насилием, перед могуществом зла, его искусом делают некоторых людей запуганными, и они стремятся искать защиту в потусторонних силах. На такой социально- психологической почве и возникает игра на мнительности, настороженности людей, находящихся в стрессовых ситуациях. В этих условиях проповедники новых религиозных сект, астрологи, целители обещают простые и легкие решения всех проблем. Они, как правило, используют человеческую доверчивость, извечную тягу людей к чуду. Конечно, есть экстрасенсы, обладающие особыми способностями общения и воздействия на людей, что нередко позволяет оказывать им помощь, включая излечение каких-то недугов, например феномен Джуны Давиташвили или способности прорицательницы из Болгарии покойной Ванги. Эти факты психологического и психофизического взаимодействия между людьми заслуживают серьезного научного изучения. Но нельзя забывать, что на этом фоне объявилась многочисленная армия мошенников, авантюристов, не обладающих какими- либо особыми способностями. Они зарабатывают бешенные деньги, обманывая доверчивых и сбитых с толку людей. Подобный самообман зачастую оборачивается жестоким разочарованием в жизни, утратой веры в перспективу, а иногда и настоящими трагедиями.
В последнее время полосы российских газет заполнены предложениями разного рода колдовских и экстрасенсорных услуг. В изобилии объявились провидцы и маги, специалисты оккультных учений. Причем прейскурант цен и перечень видов магической помощи весьма обширны.
Серьезные ученые, констатируя обвальный рост новых религиозных культов, колдунов и магов, отмечают, что все это явное свидетельство болезненного состояния российского массового сознания. И болезнь эта проявляется во многих сферах: в активном строительстве финансовых пирамид, в холявном поведении многих вкладчиков, в аморальности отдельных представителей государственной власти. Специалисты категоричны в оценке нашего общественного сознания: здесь наметился явный откат к средневековью, к состоянию затемнения умов. Специалисты в области психиатрии утверждают, что в нынешней социально-исторической ситуации нарастает процесс обостренного осознания личностью смысла своего бытия в утратившем стабильность мире.
РАСПРОСТРАНЕНИЕ РЕЛИГИИ В РОССИИ
Религиозная жизнь россиян, ее конфессиональное разнообразие является отражением пестроты национального состава жителей страны как в прошлом, так и в настоящем. В России действует более 500 различных религиозных организаций и центров.
Вполне очевидно, что первенствующее положение занимает Русская Православная Церковь.
В России начиная с XVII в. значительными группами населения представлены старообрядцы - православные русские люди, не принявшие нововведений патриарха Николая, следствием чего был раскол в православной церкви в XVII в. В старообрядчестве образовалось много толков и течений. Первое место по числу прихожан занимает Русская Православная Старообрядческая Церковь. Среди московских старообрядцев есть общины Московская Преображенская и Московская Поморская и другие.
Среди православных автокефальных церквей в столице - храм Грузинской Православной Церкви, храм подворья Болгарской Православной Церкви, храмы при представительстве Антиохийского патриархата (церкви Архангела Гавриила и Феодора Стратилата).
Помимо православия, христианство в России также представило католицизмом, протестантизмом и монофизитам. К монофизитам (признающим Иисуса Христа только Богом в отличие от большинства христиан, видящих в нем, и Бога и человека) относится Армянская Апостольская Церковь. Она представляет собой центр так называемой Ново-Нахичеванской Российско-Армянской Епархии, объединяющей верующих армян со всей территории бывшего СССР, кроме Закавказья.
Центральным московским каталитическим храмом для москвичей-католиков является костел Св. Людовика, относящийся к концу XVIII в. Служба также начала с недавнего времени проводиться и в костеле на ул. Малая Грузинская. В России существует еще два каталитических прихода. Один из них предназначен для англо-американских католиков - часовня Богоматери Надежды. Кроме этого существует немецкий католический приход при посольстве Германии. Восстанавливается костел Святых Апостолов Петра и Павла.
Самостоятельную деятельность с 1992 г. в России разворачивает католический орден матери Терезы из Культуры. Представители ордена, как и в остальном мире, в России занимаются благотворительной деятельностью, оказывая помощь в больницах, детских домах, приютах, госпиталях, онкологических и психиатрических клиниках.
Достаточно разнообразно в России представлены протестанты. Наиболее многочисленную группу, к тому же стремительно распространяющую свое религиозное влияние, составляют баптисты. Баптисты представляют наиболее массовое протестантское движение, распространенное в России. Именно за счет численности баптистов протестантизм занимает второе место в России по числу его исповедующих.
Между Маросейкой и Варваркой, в Старосадском переулке, в здании лютеранского храма прошлого века располагается евангелическолютеранская церковь. Евангелические службы проходят и в посольстве Германии, но они объединяют ограниченный круг верующих из числа иностранцев.
Большая англиканская епископская церковь Св. Андрея находится в Вознесенском переулке. “Англиканская кирха” появилась здесь еще в 40-х годах прошлого века, но прежнее здание в начале 20 в. было заменено новым, с башней, в котором сейчас и проходят службы.
Из представителей протестантизма есть так же адвентисты Седьмого дня, общество которых находится там же, где и баптистский Молельный дом. Число адвентистов, то есть христиан, проповедующих скорое второе пришествие Христа, достаточно велико, и численность их возрастает.
Появились в России и методисты. Они принадлежат к недавно представленной в столице Объединенной Методисткой Евразийской Церкви. В XVIII в. методисты (названия происходит от того, что они требовали методического следования нормам христианской морали) отделились от англиканства, создав самостоятельные общины.
На Большой Косинской улице в Москве находится Молитвенный дом христиан веры евангельской, или, иначе, пятидесятников, очень близких, как по вероучению, так и по большинству обрядов, баптистам. Наконец, завершая разговор о протестантах, необходимо упомянуть и религиозно-филантропическую организацию “Армия Спасения”. Вероучение этой организации не отличается от методического, но организована она на военный лад.
Иудаист в России посещают три синагоги. Первая из них была основана в середине XIX в. вторая появилась в начале XX в. Позднее всего была основана Марьино-Рощинская синагога.
Мусульманские - москвичи имеют в своем распоряжении три мечети. Первая из них находится в Выползовом переулке, вторая - в Замоскворечье. Кроме того, мечеть есть также в Исламском культурном центре. Ведутся работы по созданию еще нескольких мечетей.
Среди молодежи некоторой популярностью пользуются ответвления индуизма - кришнаизм. Есть поклонники буддизма и дзэн-буддизма.
Новые тенденции в религиозной жизни России.
В целом современной религиозной жизни России характерно несколько новых тенденций. Во-первых, в противовес традиционным религиям, речь о которых шла выше, в настоящее время все больше распространение получает экуменизм - религиозное движение, стремящееся объединить все христианские конфессии, а также подобные экуменизму аналогичные движения, которые пытаются преодолеть традиционные различия в верованиях и создать некоторые универсальные учения, включающие в себя элементы и христианства, и ислама, и иудаизма, и прочих как мировых, так и нетрадиционных конфессий.
Во-вторых, для религиозной жизни России характерно массовое появление зарубежных проповедников и представителей различных нетрадиционных для России религий и их очень активная прозелитическая деятельность. Стены вагонов пестрят приглашениями на проповеди Билли Грэма, на моления корейских христиан, в многочисленные новые, часто не кому неизвестные религиозные группы и организации. Пугает так свобода и быстрота, с которой они осваивают Россию, тем более что при более внимательном рассмотрении часто оказывается, что речь идет как минимум о шарлатанах.
Похоже, что в последнее время свобода в России обернулась настоящим религиозным браконьерством. Любой иностранный проповедник, чьи дела на родине пошатнулись, может с вложением минимальных средств разворачивать не слыханные по массовости компании здесь, в России. На пример американский проповедник Джимми Сваггер был отлучен в США от своей общины по инициативе самих членов общины “за грехи”, но в России ведет телепередачи. Наш эфир полон проповедями “святейшего учителя Секо Асахара” о котором посольство Японии предупредило, что “это одна из тех сект, что требуют постоянного полицейского надзора”. В Москве открыто действует “Церковь унификации преподобного Муна”, которого в 50-х годах арестовывали в Южной Корее “за совершение извращенных действий” с членами своей общины, а 70-х годах в США - за укрывательство от налогов и за “ хранение и распространение наркотиков”.
Международный христианский семинар по тоталитарным сектам в России отнес к их числу известное “Белое братство”, Богородичный центр, “Аум Синрике”, последователей Муна и его “Церкви объединения”, тантристов, неосатанистов, мормонов, “Новоапостольскую церковь”, “Церковь Христа”, “Живой поток”, секту “Юнивер” и др. При всех различиях их объединяют жесткая иерархическая структура, военная дисциплина и эклектичность вероучения (“синтетические культы”) - в их учениях все заимствовано, нет ничего своего.
Православная церковь их осуждает, предает эти секты анафеме. Отчасти их деятельность должны были ограничить некоторые статьи новой редакции “Закона о свободе совести”, по которым “зарубежные религиозные организации “ не пользуются правом на занятие “религиозно-миссионерской, издательской и рекламно-пропагандисткой деятельностью”, но часто секты просто обходят закон.
Тревогу, причем обоснованную, бьют психиатры. Дело в том, что все эти религиозные секты требуют от своей паствы самоотречения, смирения, подчинения, вырваться из них чрезвычайно трудно.
Богородичный центр, например, принуждает к периодическому “мысленному посту” - полному отказу от “думанья” при полной покорности руководителю движения. Секо Асахара считает необходимой для ухода от мирской жизни в высшие миры “интенсивную практику безумия” в ходе многочасовых медитаций. Она в свою очередь вызывает у сектанта изменение сознания, развивая состояние гипноза и самогипноза. В таких состояниях резко повышается внушаемость в потерей реального восприятия окружающего мира и легко усваивается установка проповедника на слепую веру в то, что он говорит и к чему призывает. Так происходит кодирование, или программирование, человека, которое впоследствии делает его духовно зависимым от проповедника (причем, по мнению врачей, такая зависимость ничем не отличается от алкогольной или наркотической). После этого человек не отвечает за свои действия, становится биороботом.
Многочисленные религиозные шоу - это сеансы с элементами массового гипноза. Под его влиянием у людей с зачатками психических расстройств, депрессией болезнь может перейти в активную фазу. Но и люди с уравновешенной психикой, хотя они “держатся” дольше, тоже в конце концов поддаются “доводам” проповедника. Ведь нельзя же считать всех членов “белого братства” - а их было несколько тысяч человек, молодых и здоровых - психами или подверженными стрессам и депрессии! Тем не менее самосожжению по призыву Марии Цвигун и ее идейного наставника Кривоногова в день объявленного ими конца света намеривалось предаться все “Белое братство”, причем намеривалось на столько серьезно, что это групповое самоубийство было предотвращено отнюдь не убеждениями, а просто физическим вмешательствам сил правопорядка. То, что произошло в “Белом братстве”, могло произойти и в других сектах, поскольку механизм их деятельности достаточно одинаков. Примеров тому множество - достаточно вспомнить судьбу общины Дэвида Корэша в США, члены которой решили покончить жизнь самоубийством по призыву проповедника, самоотравления более 280 членов религиозной общины по призыву проповедника в Гайане в конце 80-х годов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении отметим, что новые религиозные течения проявляются и распространяются потому, что на них существует реальный спрос. Как в былые времена, так и сейчас есть много людей, желающих изменить свое мироощущение, стремящихся к поиску истины, просветленному развитию. Тем более это понятно в наше трудное время, в период беспрецедентного культурно-морального кризиса. Особенно это касается молодежи с ее максимализмом и тягой к новому, экзотическому. А ведь нетрадиционные вероучения умело используют фрагменты различных древних культов и достижения современных наук. Здесь вера в Бога сочетается с ролью биоэнергетических полей, а в обрядах – оздоровительные комплексы с рок-музыкой. Служба сопровождается пением под гитару, причем использует современный разговорный язык.
Официально признанные религии (православие, ислам, иудаизм и др.) могут не отвечать внутренним потребностям новых верующих, и они идут в нетрадиционные организации. Такая практика не противоречит Федеральному закону «О свободе совести и религиозных объединениях», принятому в 1997г. Однако следует различать религиозные организации и секты, которые в своей деятельности не нарушают законодательство, и секты тоталитарные, с криминогенной направленностью, деятельность которых сопряжена с причинением вреда здоровью граждан, с иными посягательствами на права личности. Они социально опасны и подлежат запрету. Именно такой позиции придерживается наша общественность.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. П.И. Костюкович «Религиоведение». Минск ООО «Новое знание» 2000.
2. Ш.М. Мунчаев «Религия: история и современность». Москва «Культура и спорт» 1998.
3. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации.
4. Федеральный закон «О свободе совести и религиозных организациях»от 29 сентября 1997г.
5. Гараджа В.И. Религиоведение. – М., 1995
10