Религиозные воззрения сакских племен

ВВЕДЕНИЕ.

В данном реферате рассматривается религиозные воззрения сакских племен.
Реферат состоит: из трех глав, введения и заключения. Введение в котором определяется постановка проблемы. В первой главе говорится о первых источниках посвященным сакским племенам, а во второй несколько слов о кургане и художественной культуре, памятников найденных в погребальных сооружениях саков.
В третей главе дается обоснование возникновения ритуальных предметов, художественных изделий и как в них отразилась идеология сакских племен. И завершается работа заключением.
Цель данной работы заключается в том, чтобы показать как в памятниках Декоративно-Прикладного Искусства отразилась идеология сакских племен. Данная работа ограничивается лишь памятниками, найденными на территории Кыргызстана.
Я попыталась, решить задачу, моего реферата опираясь на труды известных киргизских исследователей.
Одним из первых исследовавших был А.Н.Бернштам. Он первый поставил вопрос о существовании в северных районах Кыргызстана скифского звериного стиля; датируемого VI-IV вв. до н. э. Им же отмечена реалистичность изображения животных, и отнесены к кругу сибирского звериного стиля. В настоящее время накоплен значительный материал скифо - сибирского звериного стиля на территории нашей страны. Изображения хищных животных – барса, льва, медведя, кабана – находят аналогии в многочисленных памятниках Саяно - Алтая, Южной Сибири и Поволжья.
Кроме А.Н.Бернштама исследовали: Я.А.ШЕР, Б.М.ЗИММА,М.В.Воеводский, Кожомбердиев И. и другие.
Сакские племена оставили многочисленные памятники на территории Кыргызстана. Лучше всего изучены сакские могильники в Кетмен-Тюбинской долине. Но важным центром металлургии сакских племен являлась котловина Иссык-Куля. Об этом красноречиво свидетельствуют многочисленные находки кладов и отдельных бронзовых изделий.

САКИ - АЗИАТСКИЕ СКИФЫ.

Первые слова о кочевниках Семиречья и Тянь-Шаня содержится в древнеперсидских клинописных текстах VI в.до н.э., высеченных по повелению персидского царя ДАРИЯ I на скале БЕЗИСТУН ( Бехистун).
В маленькой книжке Б.М.Зиммы говорится о том, что «саки неоднократно упоминаются в знаменитой Бехистунской надписи; в надгробной надписи на могиле Дария, наряду с другими народами и странами…, упоминаются они на серебряной пластинке из Хамадана»1
Интересным является то, что все три памятника где упоминаются саки,связаны с периодом деятельности одного из крупных представителей династии Ахеменидов-ДАРИЯ I.
Также, о саках писал античные авторы; Аристей, Хэрил, Дионессий Периэгет, Птоломей и «отец истории»Геродот.
Исследователи считают, что термином «саки» в древнеперсидских надписях обозначали азиатских кочевников вообще, подобно тому, как античные авторы нередко были склонны называть всех кочевников скифами. Поэтому, столкнувшись с кочевыми племенами азиатского материка, греческие авторы нередко именуют их «азиатскими скифами». Так, Страбон в своей «Географии»пишет : «Большинство скифов, начиная от Каспийского моря, называют даями. Племена, живущие восточнее последних, носят название массагетов и саков, прочих же называют общим именем скифов, но у каждого племени есть свое имя»2.
Исследователи выдвигают (?) гипотезу, разделяя саков на три группы. О которых знали и чиновники ахеменидской державы, выделяя среди кочевых саков заморских(или заречных),
Саков-хаомаварга (изготавливавших священный напиток хаому)-занимавших часть Северной Индии,Афганистана,а такж юго-восточную часть Средней Азии, включая территорию Алая и Ферганы, и Саков-тиграхауда(острошапочные – они же массогеты)-обитавшие от Аральского моря до долины реки Или, включая весь север Кыргызстана.
До сих пор нет единого мнения о характере этих различий и местах обитания различных групп саков. Одни исследователи с территорией Семиречья и Тянь-Шаня связывают саков-хаомаварга,а другие саков-тиграхауда.
Наиболее убежденным заключением считают, что семиреченские саки не входили в сферу влияния Ахеменидского государства, стало быть, они были политически независемы, скорее всего это были саки-тиграхауда,судя по находке островерхого головного убора в княжеской могиле Иссык, саки принимали активное участие во многих исторических событиях.
Видимо, саков-тиграхауда имел в виду Геродот, когда сообщал следующее: «Саки же (скифское племя) носили на головах высокие островерхие тюрбаны, плотные, так что стояли прямо. Они носили штаны,а вооружены были скифскими луками и кинжалами.Кроме того, у них были еще сагарисы-…боевые секиры»1. В бою саки отличались воинственностью и храбростью. Иногда сакскими племенами возглавляли даже женщины. Известны имена трех «цариц». Во время сако-мидийской войны во главе саков была Зарина. В источниках сообщается, что она покорила соседние страны; лично участвовала в сражениях.
Саки вели кочевой образ жизни, занимались скотоводством и охотой. Однако им уже было известно земледелие. Довольно развитым было металлургическое производство. Добывали и
обрабатывали медь, железо, золото, серебро, олово.
Развивалось гончарное. Саки пряли и ткали шерсть, обрабатывали кожи, валяли войлок, однако беспощадное время уничтожило их следы и среди археологических находок они практически отсутствуют.

КУРГАНЫ, ПАМЯТНИКИ И ИСКУССТВО.

Культура сакских племен V в. до н. э., представлена как монументальными сооружениями, так и скромными курганами рядовых общинников. Курганы саков известны практически на всей территории нашей республики.
Внешний вид погребений этого времени почти одинаков – это курганы с каменной насыпью, в которой выявляются концентрические круги (кромлехи) – эллипсовидный в центре насыпи, по краям могильной ямы, и правильный – вокруг могильной насыпи. Кромлех выкладывается галькой, камнями плашмя или граненными плитами на ребро. В топографическом отношении они расположены либо в цепочку, вытянутую в меридиональном направлении ; либо бессистемно.
В цепочку вытянуты, как правило, крупные курганы (с насыпью диаметром 20-120м.,высотой до 15м.), однако есть цепочки,состоящие из гораздо меньшей насыпей. Бессистемно расположены исключительно курганы с небольшими насыпями. Обычно цепочки и беспорядочно разбросанные курганы за малым исключением располагаются раздельно.
К сакской эпохе VI-IIIвв. до н. э., относятся раскопанные археологами курганы в Илийской долине ( КАРА-ЧОКО I ), в Талаской долине ( БЕРККАРА I ), на Тянь-Шане – долина Нарына
( АЛАМЫШИК ) и в Чуйской долине, в которой большинство памятников этого времени вскрыто при строительстве Большого Чуйского Канала. Датировка этих комплексов может быть на стрелках скифского типа. Исследователями обнаружены древнейшие типы стрел случайного происхождения из Чуйской долины VII – III вв. до н.э. Крупные курганы изучались только в КЕТМЕН – ТЮБЕ, ЧУЙСКОЙ долины и на ЫССЫК – КУЛЕ, структура их насыпей и погребальные сооружения различны.
Как считают ученые, явно к V –IV вв. до н. э., относятся КАРА – ЧОКО I, характерное бронзовыми листовидными втульчатыми стрелками. Находки таких же стрелок известны в Чуйской долине, совместно с листовидными наконечниками копий( Джиек ).
Керамика круглодонная, лепная. В основном представлены открытые формы сосудов ; редко грушевидные с слегка отогнутой закраиной ; сосуды “чайникообразного” типа в виде кубков с ручкой. Сосуды лепились без шаблона, они асимметричны, поверхность сосудов иногда покрыта красной краской или вертикальными красными полосами по более светлому, порой желтоватому фону. В этих комплексах, быть может, несколько более поздних ( IV – III вв. до н. э.), в Берккара I,была найдена бронзовая пряжка с изображением головы льва, глотающего птицу (гуся?) ; выполненная в типично скифском стиле.
К V –III вв. до н.э., относятся многочисленные находки скифских котлов на конических поддонах или на трех ножках. И часто вместе с ними находимые четырехугольные в плане жертвенные столы и светильники в виде жаровен (круглых или квадратных) на ажурных подставках. Как правило, жертвенные столы, и светильники украшены скульптурными изображениями зверей: фантастическими крылатыми зверями (алма-атинский алтарь), яком-кутасом (Иссык-Куль), горными козлами и хищниками (Иссык-Куль).
Изображения зверей различны: процессия животных, одиночные животные, сцены борьбы парных животных. Особо могут быть отмечены Тюпский клад, на восточном берегу озера Иссык-Куль.
По описанию ученых, клад состоит « из бронзовых предметов конской сбруи и очевидно; происходит из разрушенной могилы. Для раннего периода наиболее характерны стремячковидные удила и бронзовый псалий с рельефным узором и большим центральным отверстием» 1.
Искусство саков для нас представлено в основном наскальными рисунками и металлическими предметами звериного стиля. На территории Кыргызстана известны сотни пунктов с петроглифами. Наиболее изученными является САЙМАЛЫ-ТАШ – Ферганский хребет ЧААР-ТАШ на восточных склонах хребта Суусамыр-Тоо.
Все предметы звериного стиля; найденные на территории Кыргызстана, можно разделить на две группы: предметы случайного происхождения и обнаруженные в древних погребениях.
К находкам первой группы можно отнести серию предметов звериного стиля, найденных на Иссык-Куле; бронзовые литые светильники и как уже выше говорилось жертвенные столики со скульптурными изображениями барсов (13 фигур шествующих друг за другом), сцен нападения льва на козла (состоит из12групп) ; лежащий як с большими рогами (на каждом углу столика находилось по две таких фигур ); круглая бляха с барельефным изображением зверей (гон оленей и кабанов), изображение яков на золоте и нефритовом камне, известны также из долин Нарына и Соха.
Значительный интерес представляет бронзовая кольцевидная бляшка с изображением бегущих козлов и хищников, являющая собой прекрасный образец искусства звериного стиля; имеются также бляшки для перекрещивающихся ремней узды с рельефным узором на щитке и подпружные пряжки.
Учитывая обстановку находки котлов, жертвенников и светильников,чаще всего в комплексах (Иссык-Куль)можно говорить о культовом характере этих предметов, об этом в третей главе. В могильниках Кетмен-Тюбе (ДЖАЛ-АРЫК I, КАЙРАК) также обнаружены довольно многочисленные металлические изделия.
Огромный интерес вызывают найденные в больших курганах предметы скифского звериного стиля, изготовленные из золота серебра. Видимо, изображение зверей и хищных птиц было связано с определенными религиозными представлениями, об этом позже.
К группе сакских вещей должна быть отнесена роскошная золотая серьга с инкрустацией и зернью, с изображением двух соколов, обращенных головами в разные стороны «это первая находка, указывающая на бытование в Средней Азии и Казахстане в сакскую эпоху золотых ювелирных изделий с цветной перегородчатой эмалью и зернью».1
Чрезвычайно интересна полая скульптура петушка, спаянная их двух самостоятельно отлитых половинок листового золота.
Особо следует остановиться на предметах вооружения: Это железные и бронзовые наконечники стрел, обломки меча, и т.д.
Также имелись мечи – акинаки скифского происхождения. Они имеют бабочковидное перекрытие и грибовидное, брусковидное, почковидное навершие.
Все перечисленные находки специально были подвергнуты анализу А.Н.Бернштамом, Б.М.Зиммой в связи с сакской проблемой, и отнесены к кругу сибирского звериного стиля.
«В каждом из творений искусств сако-скифского мира нас покоряет д и н а м и к а и д в и ж е н и е. Как бег иноходца, как неукротимый ветер. Это искусство полнее, чем любое сочинение древних авторов раскрывает сущность первых кочевников – сынов непрерывного движения по дикой первозданной красоте ковыльных степей и снежных гор. Это было искусство всадника с горячей кровью»2.Среди археологических материалов выделяются художественные изделия из золота и серебра; выполненные в скифо-сибирском зверином стиле.
Одной из них является: Ажурная литая полусферическая серебряная бляха (диаметр 3,2см., высота 1,2см.), покрытая золотом; - украшение конской сбруи. По круги бляхи четким барельефом изображены в летящем галопе один за другим два одинаковых коня-грифона. Кони с длинной «лебединой» шеей, с выпуклыми глазами, развевающимся хохолком.
Поза их динамична. «Мотив крылатого коня, как древний сюжет, встречается в классической форме еще в искусстве древнего Шумера».1 Большое внимание к этому «священному» животному, не является случайным. Оно свидетельствует о большом значении коня в жизни кочевников, которым эти вещи принадлежали.
О культе коня и особых «небесных конях» Ферганы сообщают восточные письменные источники. В эпосе и фольклоре среднеазиатских народов, особенно в эпосе «Манас» ; культу огня отводится значительное место, что свидетельствует о живучести древней традиции. Бляха с изображением коня из Кетмен-Тюбе является одним из ранних образцов звериного стиля в искусстве Средней Азии.
В искусстве саков широко представлены орнаментальные мотивы: заштрихованные и заполненные точками ряды треугольников; розетки, пальметы, полуокружности, спирали и прочее. На одной из серии бляшек из Барскоуна был, оттиснут сложный вариант «дерева жизни». Орнамент покрывал стенки сосудов; плоскости костяных и золотых пластинок.
В древнем своеобразном искусстве саков отразилось их мировоззрение, восприятие мира, и идеология.

РЕЛИГИОЗНЫЕ ВОЗРЕНИЯ.

Результат находки жертвенных комплексов саков на Иссык-Куле (Кырчин) привела к постановке Б.М.Зиммой и А.Н.Бернштамом вопроса об исповедывании этими кочевниками зороастризма – сложной системы религиозных воззрений о борьбе двух начал – добра и зла.
Согласно учению зороастризма, в основе мира лежат два начала – свет и тьма. Первое в понимании исповедующих эту религию, было представлено, солнцем, плодородием, растительности и домашними животными. Создателем мира света и мира добра зороастрийцы считали бога Ахура-Мазду (Аура-Митра). Второе начало – тьма, было представлено крупными и мелкими хищниками; различными насекомыми, распространяющими заразные болезни и наносящими вред сельскому хозяйству различного рода пресмыкающимся и всем тем, что причиняло зло человеку в его домашнем хозяйстве и жизни. Творцом этого начала считался злой дух Ариман. По учению зороастризма; в мире происходит постоянная борьба света и тьмы, борьба благого начала со злым и она обязательно закончится торжеством добра.
Основным священнодействующим средством в этой борьбе зороастрийцы считали огонь, поэтому огонь не должен был никогда угасать, и зороастрийцы поддерживали беспрерывное горение в специально для этого предназначенных приспособлениях – жертвенниках.
Жертвенники создались именно для этой цели, об этом свидетельствует и их устройство, и внешнее убранство. Хищники символизировали злое начало, им противопоставлялись в борьбу с ними домашние животные – выразители доброго начала, огонь – священное средство, созданное богом Ахура-Маздой, поддерживал эту борьбу.
Иссык-кульский комплекс, о котором говорили исследователи, был найден в ущелье – явно в культовом месте.
Бернштам А.Н. считает: «изображения козлов встречались или в сценах охоты, и или в сочетании с изображениями исполняющих культовый ( шаманский? ) танец людей, или сопровождаемые солярными знаками».1
В Семиреченских котлах особенностью является по БернштамуА.Н. то, что они, как правило, находятся в комплексе с жертвенными столами, четырехугольными в плане, и светильниками. Жертвенники обычно имеют по углам четыре ножки, трактованные под лапы хищника. Отогнутый борт гладкий
или украшен процессией фантастических хищников.
На одном их жертвенных столов была литая из бронзы статуэтка быка-яка, имеющего на бедрах характерный орнамент в виде спирали – символа солнца.
Вся эта группа находок обычно связывается с зороастрийским культом.
«Однако, - по А.Н.Бернштаму, - большей аналогией могут служить предметы домашнего обихода и культа Чжоуского Китая. Так форма трехного котла может быть сопоставлена с китайским сосудом «дин», а четырехугольная «платформа» - с китайским фу».1
Характерно, что вне пределов Семиречья тип котлов на трех ножках (за исключением Китая) не имеет аналогий. Более общей формой является конический поддон, известный от Северного Китая до Чертомлыка. Для Семиречья, однако, типичны котлы на трех ножках. Представляет из себя бронзовый литый шаровидный котел. В некоторых котлах ножки украшены – в одном случае скульптурными статуэтками горных козлов, в двух других несколько стилизованными изображениями хищника, вероятно, тигра. По краю одного из котлов изображены фигурки козлов, идущие по часовой стрелке. Ручки семиреченских котлов гладкие, круглые в сечении, петлеобразные и расположены всегда симметрично крест–накрест у края котла, две вертикально и две горизонтально по отношению к наружной стенке котла.
Еще А.Н.Бернштам, используя араванские наскальные изображения, где доминировали фигурки тонконогих с лебедиными ш е я м и лошадей и горных козлов, высказал предположение, что сцена связана с солнечной символикой.
В идеологиях представленных самих саков Кыргызстана солнце представлялось либо антропоморфным божеством, либо лишь как голова какого-то боле высшего антропоморфного божества, изображения которого в разных ипостасях мы видим на скалах Саймалы-Таша. Известно, что в Ригведе солнце представлялось лишь как глаз бога Варуна.
А.Д. Грач предлагает, что некоторые типы «оленных» камней могли передавать антропоморфную сущность солнца в мировоззрениях саков.
В художественных предметах материальной культуры саков Тянь-Шаня прослеживается и культ плодородия.
Исследуя изображения колесниц в Саймалы-Таше, Я,А.Шер первый заметил, что в одной упряжке изображены разные животные, которые в реальной ситуации работать вместе не могут. Одним из животных в упряжке непременно был як, вторым козел, лошадь верблюд или осел. Я.А.Шер, исследовав мифологические сюжеты, где фигурируют подобные упряжки, усматривает в таких изображениях сакральный сюжет с положительной корреляцией
Между придворным (свадебным или иным) ритуалом, божествами, связанными с идеей плодородия, и чудесными упряжками из непарных животных.
С культами огня и плодородия, как нам представляется, связаны изображения на жертвеннике из Челпека: четыре бронзовые литые скульптуры женщин служили ножками «стола». Фигуры идентичны, выполнены реалистически. Женщина стоит с поднятыми; слегка согнутым в локтях руками, как бы поддерживая массивную бронзовую «столешницу» (поза кариатиды).
Во всей полосе степей, особенно в Причерноморья, женский образ имел широкое распространение в разных модификациях. Это богиня Дева, она же «змееногая» богиня скифов или Табити-Гестия.
С женским божеством на серебряном блюде из Чертомлыка челпекские фигурки роднит поза с поднятыми вверх руками. В обоих случаях на запястьях изображены браслеты. Иконографические параллели челпекским матронам можно усмотреть и в известных «курильницах», связанных с идеей Великой богини – матери всего сущего, и в женских амулетах из Тувы. Великая богиня в представлениях ранних кочевников являлось богиней плодородия. Необходимо отметить, что Табити–Гестия, по понятиям скифов, была и еще божеством очага. Если взять во внимание, что никаких атрибутов магии плодородия челпекские скульптуры не имеют и что сами они служили ножками жертвенниками, связанного с культом очага, то при толковании идеологической смысловой нагрузки этих изображений вторая функция богини предпочтительнее.
Современные исследователи при трактовке сцен терзания по-прежнему придерживаются двух концепций: магической и мифологической.По мнению сторонников магической концепции сцены терзания несут в себе полезную для людей функцию; своего рода оберегов, помощников человека, объединяя сильные стороны разных животных в одно сверхмощное синкретическое существо.
Более аргументированной представляется последняя концепция.
Мотив борьбы зверей развивается в южных районах Средней Азии с глубокой древности. Сюжет борьбы льва, грифона с быком, оленем, козлом имел там астрономический подтекст, отражая смену созвездий. Быка (плеяд) и оленя (кассиопеи) созвездием.
Такая смена происходила в самом начале весенних полевых работ, и совпадало с Ноурузом – Новым годом солнечного календаря.
Ученые предполагают, что в подобных идеологических аспектах сцены терзания воспринимались и саками Тянь-Шаня, однако факт частой замены основных персонажей, то есть, льва – волком или тигром, быка и оленя – козлом – наводит на мысль, что в сакской среде переднеазиатская мифология не всегда истолковывалась буквально.
Таким образом, у древних кочевников, населявших территорию Кыргызстана в VII – III вв. до н. э., сложный мир иррациональных представлений переплетался с элементами зороастризма. В их пантеоне числились антропоморфное солярное божество; культом огня и коня, и возможно антропоморфное женское божество с функциями войны, плодородия, хранительницы очага, покровительницы детей. Одним из символов богини был амулет в виде лука. Из южной части Средней Азии саки Тянь-Шаня заимствовали сложный астрономический культ Ноуруза и соответствующую ему символику, возможно, приспособив его к местным, более древним культам.
Кроме выше описанного, следует обратить внимание на украшение котла, найденного в преднепровьи, в с. Чертомлыке. Закраины этого котла также украшены двумя группами козлов, идущих навстречу друг другу.
Это – тот же мотив, что и найденный у Иссык-Куля, но здесь изображены козлы, вступившие в борьбу со львами. Очевидно, что эти котлы, как и курильница, - культового назначения. Найденные района Иссык-Куля два котла вместе с жертвенными столами и курильница входили в комплект необходимых культовых предметов зороастрийцев, «…и в них приготовляли горючий материал, вероятнее всего, из козлиного сала, которым поддерживали священный огонь» - Б.М.Зимма.1
Согласно зороастрийскому культу курильница, в которой горел огонь, не должна была касаться земли, и жертвенный стол служил подставкой, на которой устанавливалась курильница. Стол, в свою очередь должен был касаться земли и устанавливался на каменном постаменте или колонке.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В данном реферате рассматривается вопрос о Декоративно-Прикладном Искусстве сакских племен их отражения на идеологию.
Наибольшее количество памятников, которые могут быть отнесены к сакам, датируется V - III вв. до н.э. В основном эти памятники случайного происхождения.
Памятники эпохи поздней бронзы из Семиречья, к которой восходит сакская культура, были выше кратко описаны.
Расматривая Декоративное - прикладное искусство саков, можно предположить, что идеология сакских племен не была единной.


1 ЗиммаБ. М. Ыссык-Кульские жертвенники.Ф.1940, стр.28.
2 История киргизской ССР.Т.I.М.,1982, стр.145.
1 История киргизской ССР.ТI. М.,1982, стр.145.
1 История киргизской ССР. М.,1982,стр.150.
1Кожомбердиев.И. Страницы истории и материальной культуры Кыргызстана. Ф., 1975, стр.
2 Мокрынин В.П. Последам прошлого.Ф.,1986,стр.35.
1 История киргизской ССР.М.,1982,стр.179.
1 А.Н.Бернштам. Избранные труды по археологии и истории кыргызов и Кыргызстана. Т.I.Б.,1997.Стр.193.
1 Там же. Стр. 201.
1 Б.М.Зимма. Иссык-кульские жертвенники. Ф.,1940. Стр.24.



9