Проблема формирования личности



ПЛАН


1. ВВЕДЕНИЕ

2. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ


3. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ И ПЕРИОДИЗАЦИЯ ЕЕ РАЗВИТИЯ

4. СТАДИИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И ПРОБЛЕМЫ С НИМИ СВЯЗАННЫЕ


5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ.

Из всех проблем, с которыми сталкиваются люди в ходе истории человечества, вероятно, наиболее запутанной является загадка природы самого человека.
Астрология, теология, философия, литература и социальные науки – вот лишь некоторые из течений, в русле которых предпринимаются попытки понять всю сложность человеческого поведения и саму сущность человека. Сегодня проблема стоит остро как никогда, поскольку большинство серьезных недугов человечества – стремительный рост численности населения, глобальное потепление, загрязнение окружающей среды, ядерные отходы, терроризм, наркомания, расовые предрассудки, нищета – являются следствием поведения людей. Вполне вероятно, что качество жизни в будущем, как, возможно, и само существование человеческой цивилизации будут зависеть от того, насколько мы продвинемся в понимании себя и других.

1. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ.

Личностное развитие происходит на протяжении всей жизни. Соответственно некоторые теоретики предложили стадийную модель для понимания фаз роста и развития в жизни человека. Теория Фрейда, в которой формирование личности представлено в виде последовательности стадий психосексуального развития, является одним из примеров этого подхода. В качестве другого примера можно назвать концепцию восьми стадий развитей эго, сформулированную Эриксоном. В противоположность упомянутым авторам, многие ученые-теоретики подчеркивают роль взаимоотношений между родителем и ребенком как значимого фактора в понимании проблемы развития. Карл Роджерс, например, придавал особое значение тому, как формируется Я-концепция индивидуума – и в ракурсе познания, и в эмоциональном отношении – под влиянием родительских установок и поведения на этапе формирования личности.
Личностный рост обусловлен множеством внешних и внутренних детерминант. К внешним, или детерминантам окружения, относятся : принадлежность индивидуума к определенной культуре, социально-экономическому классу и уникальной для каждого семейной среде. С другой стороны, внутренние детерминанты включают генетические, биологические и физические факторы. Дальнейшее описание множества изменений, сопровождающих наше развитие – физических, социальных, интеллектуальных, эмоциональных, моральных и т.д., - показывает, какой сложной является проблема развития человека.

2. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ И ПЕРИОДИЗАЦИЯ ЕЕ РАЗВИТИЯ.

Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе. Например, в нашем обществе плюнуть на кого-то – это символ презрения, а у представителей племени Масаи – это выражение любви и благословения. Или в странах Азии принято ждать от гостя отрыжки после еды в знак того, что он вполне удовлетворен, а в нашем обществе – это некультурно, т.е. правила поведения, приличия, нормы морали неодинаковы в разных обществах и соответственно поведение людей, воспитанных под влиянием различных обществ, будет различаться.
Выделяют следующие стадии социализации :
1. Первичная социализация или стадия адаптации ( от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).
2. Стадия индивидуализации ( появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения « мир и я » характеризуется как промежуточная социализация, т.к. все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка.
Юношеский возраст (18-25 лет) характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.
3. Стадия интеграции ( появляется желание найти свое место вобществе , «вписаться» в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы :
* Сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий ( взаимоотношений ) с людьми и обществом.
* Изменение себя, «стать как все».
* Конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.
4. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность.
5. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.
Более детальный анализ процесса формирования личности возможен на основе выделения для каждого возраста той ведущей деятельности, которая обуславливает главные изменения в психических процессах и особенностях личности ребенка на данной стадии его развития.
Таблица 2.1
Период
Ведущая деятельность
Ведущая сторона
Социализации
1
2
3
1. Младенчество
(0-1г.) – этап «доверия к миру»
Эмоциональное общение со взрослыми
А – освоение норм отношения между людьми

1
2
3
2. Раннее детство (1-3 г.) – этап «самостоятель-ности»
Предметная деятельность
Б – усвоение общественно выработанных способов деятельности с предметами
3. Дошкольное детство (3-6-7 лет) – этап «выбора инициативы»
Игра
А – освоение социальных ролей, взаимоотношений между людьми
4. Младший школьный возраст (6-11 лет) – этап «мастерства»
Учебная деятельность
Б – освоение знаний, развитие интелектуально-познавательной сферы личности
5. Подростковый (11-14 лет)
Общение со сверстниками
А – освоение норм отношений между людьми
6. Юношеский (14-18 лет) – этап самоопределения «мир и я»
Учебно-профессиональная деятельность
Б – освоение профессиональных знаний, умений.
7. Поздняя юность (18-25 лет) – этап «человеческой близости»
Трудовая деятельность, профессиональная учеба
А,Б – освоение норм отношений между людьми и профессионально- трудовых умений
8. Этап человеческой зрелости



Существует свой особый стиль воспитания в каждой социокультуре, он определяется тем, что ожидает общество от ребенка. На каждой стадии своего развития ребенок либо интегрируется с обществом, либо отторгается. Психосоциальная концепция развития личности (рис.2.2) разработанная известным психологом Эриксоном, показывает тесную связь психики человека и характера общества, в котором он живет. Эриксон ввел понятие «групповая идентичность» , которая формируется с первых дней жизни, ребенок ориентирован на включение в определенную социальную группу, начинает понимать мир, как эта группа. Но постепенно у ребенка формируется и «эгоидентичность», чувство устойчивости и непрерывности своего «Я». Формирование эгоидентичности – длительный процесс, включает ряд стадий развития личности.
На стадии младенчества главную роль в жизни ребенка играет мать, она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате чего у ребенка формируется базовое доверие к миру.
2-я стадия раннего детства связана с формированием автономии и независимости, ребенок начинает ходить, обучается контролировать себя при выполнении актов дефекации; общество и родители приучают ребенка к аккуратности, опрятности, начинают стыдить за «мокрые штанишки». Социальное неодобрение открывает глаза ребенка внутрь, он чувствует возможность наказания, формируется чувство стыда. В конце стадии должно быть равновесие «автономии» и «стыда». Это соотношение будет положительно благоприятным для развития ребенка, если родители не будут подавлять желание ребенка, не будут бить за провинности. В возрасте 3-5 лет, на 3-й стадии, ребенок уже убежден, что он личность, т.к. он бегает, умеет говорить, расширяет область овладения миром, у ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре ребенка. Игра очень важна для развития ребенка, т.е. формирует инициативу, творчество, ребенок осваивает отношения между людьми посредством игры, развивает свои психические возможности: волю, память, мышление и пр. Но если родители сильно подавляют ребенка, не уделяют внимания играм ребенка, то это отрицательно влияет на развитие ребенка, способствует закреплению пассивности, неуверенности, чувству вины. В младшем школьном возрасте ( 4-я стадия) ребенок уже исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает ребенка к знаниям о будущей деятельности, передает технологический эгос культуры. Если ребенок успешно овладевает знаниями, новыми навыками, он верит в свои силы, уверен, спокоен, но неудачи в школе приводят к появлению, а порой и к закреплению чувства своей неполноценности, неверия в свои силы, отчаяния, потери интереса к учебе. При неполноценности ребенок как бы снова возвращается в семью, она для него убежище, если родители с пониманием стараются помочь ребенку преодолеть трудности в учебе. В случае, если родители лишь ругают и наказывают за плохие оценки, чувство неполноценности у ребенка закрепляется порой на всю его жизнь. В подростковом возрасте ( 5-я стадия) формируется центральная форма эгоидентичности. Бурный физиологический рост, половое созревание, озабоченность тем, как он выглядит перед другими, необходимость найти свое профессиональное призвание, способности, умения – вот вопросы, которые встают перед подростком, и это уже есть требования общества к подростку о самоопределении. На этой стадии заново встают все критические прошедшие моменты. Если на ранних стадиях у ребенка сформировалась автономия, инициатива, доверие к миру, уверенность в своей полноценности, значимости, то подросток успешно создает целостную форму эгоидентичности, находит свое «Я», признания себя со стороны окружающих. В противном случае происходит диффузия идентичности, подросток не может найти свое «Я», не осознает своих целей и желаний, происходит возврат, регрессия к инфантильным, детским , иждивенческим реакциям, появляется смутное, но устойчивое чувство тревоги, чувство одиночества, опустошенности , появляется постоянное ожидание чего-то такого, что может изменить жизнь, но сам человек активно ничего не предпринимает , появляется страх перед личным общением и неспособность эмоционально воздействовать на лиц противоположного пола, враждебность, презрение к окружающему обществу, чувство «не признания себя» со стороны окружающих людей. Если человек нашел себя, то идентификация облегчается.
На 6-й стадии ( молодость) для человека актуальным становится поиск спутника жизни, тесное сотрудничество с людьми, укрепление со своей социальной группой, человек не боится обезличивания, он смешивает свою идентичность с другими людьми, появляется чувство близости, единства, сотрудничества, интимности с определенными людьми. Однако, если диффузия идентичности переходит и на этот возраст, человек замыкается, закрепляется изоляция одиночество. 7-я – центральная стадия – взрослый этап развития личности. Развитие идентичности идет всю жизнь, идет воздействие со стороны других людей, особенно детей, они подтверждают, что ты им нужен. Положительные симптомы этой стадии: личность вкладывает себя в хороший, любимый труд и заботу о детях, удовлетворена собой и жизнью. Если не на кого излить свое «Я» ( нет любимой работы, семьи, детей), то человек опустошается, намечается застой, косность, психологический и физиологический регресс. Как правило, такие отрицательные симптомы сильно выражены, если личность была подготовлена к этому всем ходом своего развития , если всегда были отрицательные выборы на этапах развития.
После 50 лет ( 8-я стадия) происходит создание завершенной формы эгоидентичности на основе всего пути развития личности, человек переосмысливает всю свою жизнь, осознается свое «Я» в духовных раздумьях о прожитых годах. Человек должен понять, что его жизнь – это неповторимая судьба, которую не надо переделывать, человек «принимает» себя и свою жизнь, осознается необходимость в логическом завершении жизни, проявляется мудрость, отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти. Если «принятия себя и жизни» не произошло, то человек чувствует разочарование, теряет вкус к жизни, чувствует, что жизнь прошла неверно, зря. Стадии и положительные – отрицательные выходы из каждой стадии приведены на рис.3.
+ окончательная форма эгоидентичностиСтадия 8
«принятие себя, жизни», мудростьстарость
- разочарование в жизнипосле 50 лет
+ творчество, любимая работа, Стадия 7
воспитание детей, забота о детях, зрелость до
удовлетворенность жизнью 50 лет
- опустошенность, застой, регрессия
+ чувство близости, интимности, Стадия 6
единство с людьми, любовьмолодость от
- изоляция, одиночество20 до 25 лет
+ цельная форма эгоидентичности,
находит свое «Я», верность себе,Стадия 5
признание себя людьми юношеский от
- диффузия идентичности, тревога,11 до 20 лет
одиночество, инфантилизм, не нашел
свое «Я», непризнание людьми,
«путаница ролей», враждебность
+ уверенность в себе, компетентность Стадия 4
- неполноценность, неверие в свои силы школьный от 6 до 11 лет
+ инициативность, целеустремленность,Стадия 3
активность, предприимчивость, дошкольный
самостоятельность возраст - пассивность, подражание образцам, вина от 3 до 6 лет
+ автономия, самостоятельность, Стадия 2
опрятность, воля ранний возраст
- сомнение, стыд, зависимость отот 1 до 3 лет
других
+ базальное доверие к миру, оптимизм, Стадия 1
стремление к жизнимладенчество
- базальное недоверие к миру, пессимизм,
стремление к смерти

Встает вопрос, почему стадии изображены по диагонали? Эриксон отвечает : «Чтобы показать, что то, как на 1-ой стадии, то так будет решено и на последней». Понять жизнь можно только к концу, а прожить надо сначала».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Переход от одного периода к другому – это изменение сознания и отношений ребенка к окружающей действительности и ведущей деятельности, это критические, переходные возрасты, когда происходит ломка прежних социальных взаимоотношений ребенка и окружающих. Ребенок натыкается на окружающий мир, как скоростной поезд, который наткнувшись начинает замедлять свой ход, остановившись в конце пути- жизни, он уже пожилой человек осознает весь смысл жизни. В период критической фазы дети трудновоспитуемы, проявляют упрямство, негативизм, непослушание, строптивость.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. «ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ» Л.Д. Столяров, Ростов-на-Дону, «феникс», 1996 г.
2. «ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ИССЛЕДОВАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ» Л.Хьелл, Д.Зиглер «Питер» Санкт-Петербург , 1997 г.