Развитие туризма в Европе
I. Введение.
II. Этапы развития международного туризма.
III. Где начинается и кончается туризм.
IV. Виды туризма.
V. Развитие туризма в Европе.
1 Испания;
2 Португалия;
3 Альпы;
4 Греция;
5 Италия;
6 Лазурный берег.
VI. Международный туризм на грани веков.
VII. Международные туристские связи России.
VIII. Заключение.
IX. Литература.
Введение.
Во II веке нашей эры, люди путешествовали далеко и часто, даже просто в туристических целях: многим доставало радость увидеть чужие города и страны. Но, конечно же, не туризм дал начало поездкам и походам. Такой мотив мог появиться лишь тогда, когда античные государства уже стабилизировались, дороги стали доступны и безопасны, средства связи отвечали потребностям и интересам путешествующих, а уровень культуры обусловил широкое стремление к поиску и познанию чего-то нового. Ни в одной стране мы не установим какой-либо определенной даты, под которой было бы записано имя первого путешественника – человека, впервые покинувшего здешние места в поисках новых земель.
Слово tourist появилось на английском языке в начале XIX века и в переводе с английского означает: тот, кто совершает поездку ради собственного удовольствия или расширения культурного кругозора. По определению ООН турист – это лицо, пребывающее в данной местности сроком более чем на одну ночь и менее чем на год.
Туризм – это динамичное, развивающееся, ориентированное на потребителя явление. Всемирный совет по туризму и путешествиям указал на следующие характеристики современного туризма:
- это крупнейшая индустрия мира, имеющая примерно 3,5 $ триллиона оборотного капитала и включающая в себя такие компоненты как путешествия (круизы, автобусы, самолеты, автомобили, железные дороги); проживание (отели и мотели, конференции, выставки, встречи); питание (рестораны, кафе, бары); отдых и досуг (игры, парки, развлечения, аттракционы).
- Ведущий производитель промышленной продукции, чей вклад в валовой национальный продукт составляет 6,1%.
- Ведущий налогоплательщик.
- Работодатель 127 млн. людей, т.е. примерно каждого 15 из всех работающих.
- Самая быстроразвивающаяся отрасль не только европейской, но и мировой экономики.
Начало современного туризма было заложено в 40-е годы XIX века, когда английский предприниматель Т. Кук организовал внутри страны несколько экскурсий и путешествий, а затем в 1885 году и первую зарубежную поездку в Париж на Всемирную выставку. Год спустя начинаются постоянные организованные путешествия англичан в Европу, а в 1868 году – в США. В 1882 году организация Кука устраивает первое кругосветное путешествие. Новый бизнес начал приносить своим владельцам неплохие доходы, к нему стали проявлять интерес и другие предприниматели. Постепенно в разных странах образуются туристические компании, занимающиеся организацией экскурсией и путешествий во все части Света.
Достижения в области транспорта в начале XX века отразились и на развитии туризма. Для путешествий и экскурсий начали использовать пароходы, железные дороги, а уже потом и автомобильный транспорт. Скорость, дальность, комфортность передвижений постоянно росли. На своей ранней стадии заграничные путешествия были уделом представителей аристократии и буржуазии, так как именно эти социальные группы располагали достаточными для этого доходами.
Сложные политические, экономические и социальные процессы, произошедшие в мире в XX веке (две мировые войны, революции, кризисы, научно-технический прогресс, «холодная война» и т.д.), изменили общество. Оно стало более развитым в промышленном и культурном отношении, более мобильным, демократическим. Туризм стал массовым, демократичным, рассчитанным на различные интересы, вкусы, доходы, на самый разный контингент (от школьников и студентов до военных и ветеранов).
Туризм превратился практически в самостоятельное межотраслевое хозяйство, в индустрию. Он играет очень серьезную роль в экономике многих государств. На его развитие выделяются крупные ассигнования. Создаются специализированные туристические центры – комплексы для отдыха с широкой сетью развлечений.
Сегодня туризм получил развитие на всей планете. Кроме Европы (традиционного туристического центра), активно посещают страны Америки, Африки, Азии, Австралии и Океания.
Этапы развития международного туризма.
Становление и развитие капиталистических отношений в мире способствовали возникновению организованного туризма. Капиталистическое общество сыграло важную роль в формировании экономических, политических и социальных предпосылок, необходимых для международного туризма. Одной из первых стран, в которой победила буржуазная революция и начал развиваться капитализм, была Англия. Именно здесь и образовались первые туристические организации, развившие свою деятельность сначала внутри страны, а затем и за ее пределами.
Начало современного туризма датируется 1841 годом. Д наших дней дошло описание первой туристической поездки 570 членов общества трезвости из Лейстера в Лафоборо, организованной Куком.
В 1854 году в Англии издается первый справочник по гостиницам, адресованный путешественникам и туристам. В нем было указано около 8 тысяч гостиниц.
С 1856 года Кук начинает организовывать туристические путешествия в другие европейские государства.
В 50 - 70-х годах XIX века англичане составили большую часть иностранных туристов, которые посещали Европу. Для этого периода характерно появление в европейских странах гостиниц с названием «Англетер», «Британик», «Лондон», «Виндзор» и т.д., а в лексиконе появляются английские слова «экспресс», «лайнер», «комфорт» и т.д. Большую роль в развитии туризма в Европе во второй половине XIX веке сыграло увеличение протяженности железных дорог. С середины 60-х годов начинает развиваться туризм между Англией и США. Несколько позже туристические фирмы и агентства начинают появляются во Франции, Италии, Швейцарии и других странах европейского континента. В 1885 году в Петербурге начинает свою деятельность первая туристическая компания Л. Липсона.
До первой мировой войны большая часть туристов и путешественников пользовалась железнодорожным или морским сообщением.
Морской транспорт тоже совершенствовался. Учитывалось водоизмещение, скорость, повышалась комфортабельность кораблей, улучшалась их техническая оснащенность. В 1907 году на воду были спущены трансатлантические лайнеры «Сириус», «Лузитанния», «Мавритания», в 1912 году «Титаник», в 1914 году «Император» и «Фатерланд», которые пересекали океан практически за неделю.
Первая мировая война 1914 – 1918 годов крайне негативно отразилась на развитии международных туристических связей. Можно с уверенностью сказать, что в этот период туризм приостановил деятельность. Однако следует отметить, что военные нужды привели к усовершенствованию как железнодорожного, так и автомобильного транспорта, кроме того, для перевозок людей начала использоваться авиация.
В 20-е годы значительно расширяется географическое пространство иностранного туризма. Так, до войны большая часть туристов направлялась в Италию и Швейцарию, а после ее окончания практически все государства Европы оказались вовлеченными в сферу туризма.
В 1925 году в Гааге состоялся первый конгресс Международного союза официальных организаций по пропаганде туризма. В нем приняли участие 14 стран.
Вторая мировая война резко сократила объем международного туризма. В первые послевоенные годы остро ощущался дефицит денежных средств, топливно-энергитических ресурсов, продовольствия, квалифицированных кадров.
Только спустя несколько лет после окончания второй мировой войны международный туризм в Европе начал возрождаться. Довоенный уровень был достигнут в путешествия получили широкое развитие в США и Канаде. Успешно развивался туризм в Мексике, Панаме, на Кубе. В 1948 году были разрешены поездки зарубежных туристов в Японию. К 1950 года общее число иностранных туристов, зарегистрированное во всем мире, начало превышать довоенный период и достиг 25 млн. человек.
Необходимость развития через международные туристические связи отношений между государствами в политических и экономических, социальных и культурных аспектах еще в 20-х годах нашего столетия выдвинула на повестку дня вопрос о согласовании в этом направлении совместных действий между национальными туристическими и транспортными организациями различных стран. Так, в 1925 году был создан Международный конгресс официальных ассоциаций пропаганды туризма (МКОАПТ), в 1927 году – Международный конгресс официальных туристических организаций (МКТО), а в 1930 году был учрежден Международный союз организаций и пропаганды туризма (МСЩПТ). В результате в 1947 году все три организации были реформированы, а на их базе в Париже учрежден Международный союз официальных туристических организаций (МСОТО). Это была международная специализированная организация.
50-е годы ознаменовались подъемом международного туризма. К 1960 году число туристов, выезжающих за границу, достигло 71 млн. человек, т.е. выросло почти в три раза. Период с 1961 поь1970 сопровождался дальнейшим подъемом туристического бизнеса, о чем наглядно свидетельствует увеличение количества иностранных туристов, число которых в 1971 году достигла 168,4 млн. человек. Важную роль здесь сыграла научно-техническая революция в области авиационного транспорта, что способствовало снижению стоимости перевозок. Если в середине 50-х годов стоимость перелета превышала 1 тыс. долларов, то уже в начале 60-х авиатарифы, особенно для перевозок туристов, снизились в три – четыре раза.
В 80-е годы международный туризм стал важной частью международных экономических связей. В это время наблюдается стабильный рост доходов от международного туристического обмена. В социальном аспекте для 80-х годов характерно повышение спроса на туристические услуги со стороны тех слоев населения, чьи доходы являются средними или даже невысокими. Таким образом, можно сказать и об изменении структуры туристического спроса. В эти годы увеличивается процент группового туризма, так как стоимость тура ниже за счет скидок за групповое обслуживание, предоставляемое гостиничными предприятиями, и льготных тарифов на транспорте.
За послевоенные годы международный туризм приобрел широкие масштабы. В 1995 году было отмечено более 600 млн. прибывших туристов, против 25,3 млн. прибывших в 1950 году. Туристический бизнес сегодня становится все более сложным, так как в нем пересекаются интересы различных государственных и коммерческих предприятий и служб.
Ведущее положение Европы в международном туризме определяется не только количеством иностранных посетителей и суммой валютных доходов, но и мощностью материально-технической базы иностранного туризма, которая в определенной мере превосходит возможности туристической индустрии других районов мира, в частности, средствами пассажирского транспорта, гостиничного размещения, экскурсионными и зрелищными объектами. Решающая роль в международном туризме в Европе принадлежит туристскому обмену между европейскими народами. На долю европейских государств приходится около 90% всего иностранного туризма в Европе.
Иностранный туризм является сейчас одной из самых динамичных отраслей экономики Франции, Германии, Испании.
Где начинается и кончается туризм.
По мере развития международного туризма формировалась индустрия туризма. Как отмечал Ф. Энгельс, «повышение уровня цивилизации… создает новые потребности, новые отрасли производства».
Туристический спрос, как уже отмечалось, вызывает потребление разнообразных видов товаров и услуг. Большинство этих товаров и услуг одновременно способствует удовлетворению потребностей как туристов, так и не туристов. Так, например, в ресторанах могут питаться как туристы, так и местные жители, дачные домики могут служить средством размещения для туристов или местом постоянного жительства для некоторых категорий населения. То же самое можно сказать и о рекреационном и спортивном оборудовании, которое может быть использовано и туристами, и местным населением. Таким образом, многие виды экономической деятельности способны одновременно осуществлять туристическую функцию. В этом заключается основная трудность в оценке экономического влияния туризма – в определении границ туризма, где он начинается и кончается.
Впервые попытка определения границ индустрии туризма была предпринята во Франции, где в 1979 году в системе национального счетоводства был разработан «счет-сателлит» по туризму. Этот факт тем более примечателен, что туризм до последнего времени не входил в систему национального счетоводства ни в одной стране, поскольку не существует предприятий, производящих только туристические услуги.
Индустрию туризма образуют предприятия, выпускающие товары и услуги, производство которых не может существовать без туризма. К ним относятся: 1) предприятия, предоставляющие услуги по размещению: гостиницы, кемпинги, пансионаты, в их число входят и предприятия общественного питания, если они являются неотъемлемой частью предприятий, предоставляющих услуги по размещению; 2) туристические фирмы, занимающиеся организацией и продажей туристических поездок; 3) транспортные организации, занимающиеся туристическими перевозками; 4) учебные заведения по подготовке и повышению квалификации специалистов туристической индустрии; 5) информационные и рекламные службы; 6) органы управления туризмом и научно-исследовательские организации; 7) предприятия по производству товаров туристического спроса; 8) предприятия розничной торговли по продажи товаров туристского спроса.
Помимо предприятий индустрии туризма обслуживанием туристов занимаются еще очень многие организации. Однако, в отличие от чисто туристских предприятий, они могут существовать и без туристов, но при расположении в районах наибольшего их наплыва масштабы их деятельности расширяются. К таким организациям относятся: 1) сдающие в аренду легковые автомобили; 2) автохозяйства, предоставляющие автобусы для экскурсионного обслуживания туристов; 3) таксомоторные парки; 4) рестораны, кафе; 5) предприятия сферы досуга.
Следует отметить, что предприятия розничной торговли по продаже оборудования, используемого туристами для размещения, также относятся к туристической индустрии. В то же время розничная торговля спортивными товарами и оборудованием относится к числу тех предприятий, которые в случае их нахождения в туристических центрах получают дополнительные доходы.
Индустрия туризма в хозяйстве ряда стран заняла одно из ведущих мест. Как справедливо отмечают советские авторы, при анализе экономики ряда промышленно развитых капиталистических стран индустрию туризма уже нельзя игнорировать, относя ее к числу «прочих отраслей».
Виды туризма.
Любое исследование конкретного района с целью развития в нем туризма должно, прежде всего, исходить из определения тех видов туризма, которые в наибольшей степени будут отвечать специфике этого района. Можно утверждать, что поездкам по каждому из указанных видов туризма соответствует и класс обслуживания.
Рекреационный туризм. Этот вид туризма является для многих стран наиболее массовой формой. Поездки иностранных туристов в Испанию, Италию, Болгарию преследуют, прежде всего, именно эту цель, причем характерна большая продолжительность всей поездки, меньшее количество городов, входящих в маршрут, и соответственно, большая продолжительность пребывания в одном городе.
Другая особенность массовых поездок на отдых заключается в широком использовании авиационного транспорта и, прежде всего чартерных перевозок.
Следует отметить, что по опыту многих стран при поездках на отдых весьма высок спрос на размещение в двухместных номерах.
Особенно отличаются от других видов туризма поездки с целью лечения. Прежде всего, это сугубо индивидуальный вид поездок, хотя отдельные туристы могут объединяться туристской фирмой для совместных перевозок с целью получения групповых скидок на проезд. Обычная продолжительность тура на лечение – 24 – 28 дней, то есть значительно выше, чем по другим видам туризма.
Экскурсионный туризм. Для экскурсионного туризма, как и для рекреационного, характерны поездки как на индивидуальной, так и на групповой основе. Этот вид туризма включает поездки с познавательными целями.
Следовательно, при анализе необходимо выделить по каждой стране категории населения, интересующейся познавательными поездками вообще и в данную страну в частности, а также те туристические организации, которые специализируются на таком виде туризма.
Необходимо иметь в виду, что познавательные цели могут сочетаться с целью отдыха. Познавательная поездка может предшествовать отдыху на курорте либо во время отдыха туристы могут совершать экскурсии, включая даже посещение других городов.
Во многих странах характерной особенностью познавательных поездок является тенденция совершать их на большие расстояния с посещением за одну поездку большого числа стран и городов. Для этого вида туризма трудно выделить какой-либо один вид используемого транспорта. Наряду со значительным объемом авиаперевозок, включая чартерные, можно отметить возрастающую популярность туристских поездок по железной дороге, речных и морских круизов.
Одной из разновидностей познавательных поездок является автомобильный туризм. Поездки на автомашинах и автобусах дают большие по сравнению с другими видами транспорта возможности познакомиться со страной. В то же время они имеют столь большую специфику, что их принято выделять в отдельный вид туризма. Необходимо учитывать, что в данном случае ими занимаются только специализированные туристские организации и, прежде всего автомобильные клубы и ассоциации. Большое значение имеют фирмы, специализирующиеся на прокате автомашин. Еще уже специализация фирм, организующих поездки с размещением в кемпинге.
Научный туризм. Данный вид туризма, включающий поездки с целью участия в различных конгрессах, симпозиумах и совещаниях, занимает все большее место в современном международном туризме. По имеющимся оценкам, участники подобных международных мероприятий составляют 6 – 7% общего количества иностранных временных посетителей, и на их долю приходится около 10% валютных поступлений от туризма. Участники международных мероприятий в основном используют авиационный транспорт.
Деловой туризм. Поездки с деловыми целями рассматриваются как одна из важнейших составных частей современного международного туристского обмена. Более того, этот вид поездок считается одним из самых перспективных, так как он базируется на объективной закономерности дальнейшего международного разделения труда. Одной из разновидностей деловых поездок являются также поездки для участия или для посещения международных и национальных выставок и ярмарок. Весьма распространенной формой деловых поездок являются конгрессы и совещания различных международных организаций. Еще одной формой делового туризма являются поездки в составе специализированных групп по профессиям. З последние годы спрос на такие поездки также постоянно растет.
Этнический туризм. Этот вид туризма, связанный с посещением родственников или мест рождения родителей, занимает важное место в международном туризме. В этом крайне своеобразном виде туризма за последние годы происходят определенные структурные изменения, меняющие его характер. Разновидностью этнического туризма является приграничный обмен, дающий для статистики внушительные цифры количества временных посетителей, но не имеющий столь большого экономического значения.
В то же время при всем разнообразии видов туризма можно прийти к выводу, что наиболее общие виды туризма, такие как поездки, с познавательными целями, с целью отдыха или для деловых встреч, в основе своей классификации должны иметь территориальный принцип и внутри национального рынка делится по видам туризма.
Широкое развитие получили туристские связи России с капиталистическими странами.
Испания.
Конец фашистской диктатуры в Испании положил начало стремительному росту туристских связей с Россией. С каждым годом увеличивается число испанских туристов, посещающих Россию. Их отличает стремление познакомиться с нашей страной, столь долгие годы для них недоступной. Быстро развивается и русский туризм в Испании.
В настоящее время большое количество туроператоров работают со Средиземноморскими странами. Наибольшей популярностью пользуются приморские курорты Испании
Испания страна – страна-мозаика. У ее островной и материковой части, у провинций и побережий совсем разный облик и характер. Даже стоящие рядом курортные города могут отличаться: один построен на берегу залива и порадует пальмовой набережной и широкими пляжами; другой смотрит в море с высоких скал, карабкаясь по склонам крутыми улочками-лестницами; третий превращен в элегантный яхт-клуб с фешенебельными отелями и ресторанами. Поэтому в Испании можно провести отдых на любой вкус.
В 1998 году впервые за всю туристическую историю Испании здесь было зарегистрировано 4774200 прибывших туристов, что выдвинуло ее на почетное второе место в мире после Франции. США, в течение многих лет имевшее «серебро», были вынуждены переместиться на третью ступеньку почета. 91% всех туристов, посетивших Испанию в 1997 году, составили жители европейских стран. На российском рынке эта страна сохранила свои позиции в рейтинге выездного туризма, где по-прежнему занимает пятое место, согласно официальным данным Госкомстата России. Оно уступает Турции, Китаю, Финляндии и Польше.
Испания – государство в юго-западной Европе, имеющее общие границы с Францией и Андоррой на востоке и Португалией на западе, расположена на Пиренейском полуострове, а также на островах Балеарского и Канарского архипелагов. Испания занимает 504782,4 кв. км. Столицей государства является город Мадрид. В Испании говорят на разных языках, но официальным является испанский. В автономной области Каталонии, а также на Канарских и Балеарских островах говорят на каталонском языке и на его диалектах. Страна разделена на 17 автономных областей, большинство из них в свою очередь делятся на провинции, которых ровно 50. Средиземноморское побережье Испании занимают 4 автономные области: Каталония, Валенсия, Мурсия, Андалусия. Испанцы присвоили отдельным участкам своего Средиземноморья красивые и звучные имена, например: Коста Брава, что можно примерно перевести как скалистый, Дикий Берег, Коста дель Маресне – низкий Берег, Коста Дорада – Золотой Берег, Коста дель Асаар – Берег Апельсинового Цветка.
Коста Брава – это северная часть средиземноморского побережья Испании, которое начинается в 40 километрах к северу от Барселоны до французской границы. Коста-Брава в буквальном переводе значит «Храбрый, Дикий Берег», но можно перевести и «Отвесный, Скалистый, Обрывистый берег» - кому как больше нравится.
Там горы спускаются к морю, а море узкими бухтами врезается в берег. Между скалами, поросшими соснами, у прозрачной зеленой воды прячутся укромные маленькие пляжи. Белоснежные элегантные курорты чередуются со старинными рыбачьими поселками, где на набережной сушатся сети, а на пляжах загораю разноцветные лодки. Чем ближе к французской границе, тем выше поднимаются Пиренеи, нагромождения и интереснее становятся пейзажи. Туристическая столица побережья Коста Брава – известный во всей Европе курорт Льорет де Мар. Ночью город преображается, загораясь морем разноцветных огней. Оживленные толпы туристов заполняют его улицы; начинают работу многочисленные ночные клубы, рестораны и бары, не закрываются до самой зари. В 10 минутах езды от центра Льорет де мар находится известный аквапарк «Маринеленд», предлагающий своим гостям детские аттракционы и всевозможные шоу с морскими животными. Славящийся давними туристическими традициями, Льорет де мар является уникальным курортом, где каждый всегда может сделать свой отдых интересным и разнообразным, совершить массу волнующих открытий и приобрести незабываемое впечатление.
На юге от Коста Брава, за устьем реки Тордеры, начинается побережье Коста дель Марсеме. Большие, золотопесчанные и чистые пляжи, голубое и не очень глубокое Средиземное море, подходящее место для всех возрастов являются характерными признаками Коста дель Марсеме. Главный город побережья – Калельа. В прошлом Калельа была рыбачьим поселением и обрела статус города в 1925 году. Огромный песчаный пляж, окаймленный со стороны набережной тенистой прогулочной аллеей и протянувшийся более чем на три километра вдоль всей городской линии, переходит в живописный скалистый участок побережья с острыми утесами и уединенными бухтами, напоминающими прибрежные пейзажи Коста Брава. Среди наиболее известных достопримечательностей города можно назвать церковь Иглесия де Санта Мария, построенную в неоклассическом стиле, прекрасные дворцы разных эпох, а также муниципальный парк Municipal Dalmau – великолепный зеленый массив с тропической растительностью, в тени которой приятно отдохнуть от жаркого летнего солнца.
Пинеда де Мар, старинный приморский городок, до сих пор сохраняющий преимущественно сельскохозяйственный характер, постепенно превращается в оживленный туристический центр побережья Коста дель Мерсеме. Стремительное развитие туризма повлекло за собой строительство современных отелей, пансионов, летних резиденций и кемпингов и привело к образованию широкой инфраструктуры торговых и развлекательных центров.
Канарские острова.
Тенерифе – самый большой остров архипелага. Именно здесь находится самая высокая точка Испании – пик Тайдс – давно потухший вулкан, расположен в центре огромной котловины, называемой Лас Каньядас, здесь в начале 50-х годов был основан Национальный парк Тайде. В Пуэто де ла Круз находится «Лоро парк». В парке, в тесной гармонии с природой, размещена коллекция попугаев со всего мира. В этом парке есть также и Дельфинарий, один из лучших в мире, шоу морских котиков.
Гран Канария – является третьим по величине островом архипелага. Остров, прежде всего, славится своими обширными пляжами с золотым и черным песком, которые соседствуют с уютными скалистыми бухточками с каменистыми пляжами.
Португалия.
Великая империя – колонизатор XV – XVI веков. Соперничеством с ней могли гордиться такие державы, как Франция и Англия. Самая западная (географически) и одновременно восточная из европейских стран, Португалия находиться на юго-западном побережье Иберийского полуострова, а так же островах Азорских и Мадейра в Атлантическом океане. В IV – III веках до нашей эры большую часть Португалии населяли лузиаты. В конце I века до нашей эры страна была завоевана Римом. Следы римскихпостроек и сейчас еще видеть в горах Серра де Эштрела, в центральной части страны, недалеко от города Кувилья. А несколько лет назад на улице Сан Мамеде, которая находиться в старой части Лиссабона, начались раскопки амфитеатра посвященного Нерону. Во второй половине V – VI веках нашей эры Португалию завоевали вестготы, а в 713 – 718 годах – арабы. Отсюда название самого известного курорта страны: Алгарве, что в переводе с арабского означает «запад». Этот западный восток или восточный запад чувствуется во всем – в сверкающих на солнце белых узких улочках, увитых плющом и цветущими олеандрами на юге, в неторопливой, размеренной жизни деревень, где женщины почти все в черном, а мужчины живописными группками сидят в маленьких кафе или около домов, в народных песнях «Фаду», где восточная тоска перекликается с западным задором и весельем. Географическое Положение Португалии обусловило ее связи не только с Европой, но и с восточным побережьем Южной Америки, а также с Африкой. С начала XII века Португалия стала независимым королевством, а с XIII века границы ее практически не видоизменялись. Единственным соседом ее по полуострову является Испания. В результате исторических и культурных связей страны, на португальском языке сегодня говорят более 200 миллионов человек в разных странах мира. Население Португалии в настоящее время около 10 миллионов человек. Столицей страны является Лиссабон. В конце XVI века Португалия утратила роль ведущей морской державы, отстала в экономическом и политическом развитии от других Европейских стран и в начале XX века оказалась в состоянии глубокого затяжного кризиса. В 1926 году в стране установилась фашистская диктатура, которая просуществовала почти полвека. 25 апреля 1974 года военные, объединение в «Движение вооруженных сил» подняли восстание. Фашистский режим рухнул. В 1986 году Португальская республика стала членом Европейского Сообщества.
Португалия давно привлекала туристов, в последнее время туризм занимает довольно важное место в статье доходов страны. Чтобы ориентироваться в Лиссабоне, хорошо было бы знать названия самых известных районов: знаменитая Алфама – сердце Лиссабона, самая древняя часть города, возникшая у подножья замка Святого Георгия, и почти не изменившая своего облика по сей день. Примитивная архитектура арабских, еврейских и романских построек перемешана со зданиями средневековья. Узкие улочки, лестницами поднимающиеся к замку, переходят в переулки и дворики столь тесные, что одной клетки с птицами, подвешенной на стене хватает для нескольких хозяев, а соседки, живущие напротив друг друга, могут общаться и пить кофе, не выходя из квартир – просто сидя у окна. Кафе, бутики, цыгане, не умолкающий разноязычный шум, дневная жизнь незаметно переходит в ночную, вечером можно посидеть на открытой террасе кафе на площади, недалеко от здания оперного театра. Все южное побережье Португалии состоит из маленьких курортных городков, перетекающих друг в друга, продолжающих друг друга – Сагреш, Портимао, Фаро, Албуфейра. В одном – необыкновенные гроты, в другом – потрясающая глина, из которой получаются очень эффектные маски, в третьем – необычайно привлекательный для любителей яхтклуб, дискотеки, бары и т.д.
Альпы.
Иностранный туризм, у колыбели которого стояли альпийские общества, принес, однако, не одно лишь «благотворное культурное влияние». Развитие техники, строительство канатных дорог и прогрессирующее освоение ландшафтов должны были привести и привели, в конце концов, к конфликту между туризмом и альпийскими обществами. Так, уже в 1928 году возник план строительства пассажирской канатной дороги от штирийского плато Рамзау до Дахштайнварте. На заседании 2 декабря 1928 года в Зальцбурге это предприятие было единогласно отвергнуто.
Сегодня никто уже не говорит о «благотворном культурном влиянии» туризма. Скорее наоборот. Сегодня в Альпах живут не только 9 млн. коренных жителей; горы и долины между Миланом и Мюнхеном ежегодно должны «обслужить» дополнительно еще 40 млн. отдыхающих. А это порождает такие проблемы, которые угрожают в полном смысле этого слова самому существованию Альп. Целые местности изменились за последние несколько лет до неузнаваемости. И все потому, что горы и солнце, снега и леса – это блага для всех. Наслаждаться красотами природы дозволено каждому. И каждый вправе – по крайней мере, сегодня – делать на них деньги, т.е. продавать эти ценности как часть собственного имущества. «Коммерциализация благ общего пользования, собственно, и есть главное занятие туризма», - верно, подмечает профессор Й. Криппендорф.
В товар превращается все: солнце – посредством проката шезлонгов и крыш-соляриев, снег – при помощи канатных дорог, подъемников и горнолыжных школ. При таком коммерческом - туристическом подходе дважды забывают о самом ландшафте. Да, действительно красота природы являются общедоступным благом. Но, во-первых, это не означает, что они безграничны. И во-вторых, качество и привлекательность ландшафтов гарантированы не на вечные времена.
Растущая технизация современного туризма требует своей моды с ландшафтов: каждой горе – свою канатную дорогу, свой горный ресторан. В альпийских лесах прорубают просеки для дорог и подъемников, пилы и экскаваторы «корректируют» ландшафт. Раскорчевка и перепланировка земель для строительства туристических объектов и лыжных трасс – это жертвоприношения богу туризма.
Вопреки всему активная туристическая гонка продолжается. В некоторых районах туристическое предпринимательство разыгрывается до состояния эйфории. Число привлекательных уголков, куда туристы стремятся, оказалось весьма ограниченным. И поэтому столь желанное для многих бегство от толпы парадоксальным образом снова оборачивается попаданием в толпу. В широких кругах туризм считается золотой жилой XX века – в разгаре подлинная золотая лихорадка.
На границе Швейцарии с Италией лежит глубокая долина швейцарского кантона Валлис. Здесь царят самые высокие вершины Швейцарии – четырехтысячники Монте-Роза и Маттерхорн.
Маленькие альпийские городки в кантоне Валлис давно известны в мире как климатические и горнолыжные курорты. Курорты славятся сухим воздухом и целебными минеральными источниками.
Валлис – это настоящая зимняя сказка, горная страна, полная приятных сюрпризов. С декабря по апрель в горах лежит плотный снежный покров. Зимой, несмотря на морозы до 10-12о, Валлийские Альпы привлекают туристов золотым сиянием солнца над вершинами, прозрачным горным воздухом, девственным снегом и тишиной.
Некоторые доводят до совершенства технику катания на горных лыжах, выполняя сложные фигуры на спуске, другие наслаждаются полетом на сноубордах по многочисленным холмам, глубоко погрузившись в снежную пыль.
Греция.
В Греции люди рано начали ездить из государства в государство. Помимо целей политических, этого требовала и повседневная жизненная практика: разнообразие географических и экономических условий в стране заставляло даже обитателей самых отдаленных друг от друга областей вступать между собой в контакты и поддерживать эти взаимные связи веками. Поддерживание контактов между разными народами отнюдь не было легким делом, ведь каждое из государств имело свои особые законы и установления, приспособленные к местным условиям. В Греции ее рельеф и почвы не благоприятствовали развлекательным путешествиям ради удовольствия. К далеким походам и поездкам побуждала необходимость – торговые связи, иная экономическая деятельность, культовые традиции, наконец, политические дела и военные экспедиции.
Первым греком, решившим отправиться дальше по морю в еще не известные древним воды, был Пифей из Массилии в IV веке до нашей эры, в эпоху Александра Македонского. Он пустился в плавание из Гадеса в Испании, обогнул Британию, добрался до северных берегов Шотландии и до таинственного острова Туле, затем, держа курс вдоль побережья Северного моря, достиг устья Эльбы и Ютландии. Предполагается, что он совершил это далекое плавание с торговыми целями, и в поисках олова и янтаря. Сам он описал свое путешествие в сочинении «Об Океане», которое, однако, не сохранилось и известно нам лишь в отрывках и в латинской переработке. Есть основания считать, что Пифея снарядили и отправили в путь местные купцы или городские власти, находившиеся под значительным влиянием торговцев. Вероятно, поход этот держали в тайне, опасаясь конкуренции, и потому трактат Пифея или это отчет о поездке был по его возвращении домой скрыт ото всех и где-то спрятан.
Одни античные и писатели критиковали географические суждения Пифея, некоторые даже считали его рассказы чистым вымыслом и ложью. Другие высоко ценили его свидетельства, считая, что его экспедиция способствовала развитию астрономии, основанной на научных данных. Современные исследователи видят в Пифее крупнейшего среди древних путешественников – первооткрывателей, хотя в истории его поездки на север по-прежнему много неясного: дата, ее подробности маршрута.
Как ни удивительно это может показаться, но грекам было намного легче путешествовать в далекие заморские страны, чем по своему родному краю. На греческих землях не было хороших дорог, ни даже проселков, по которым могли бы свободно проезжать повозки. Вместе с тем уже у Гомера упоминаются мощеные дороги, в раскопки на территории древней Трои и в Кноссе крито-микенской эпохи подтверждают, что не было поэтическим вымыслом слепого певца.
По мере того как развивалась торговля, и строились новые порты, древние все больше заботились о создании удобных помещений для иноземных гостей – купцов, паломников и просто любознательных путешественников – туристов.
Несомненно, Греция процветала и развивалась благодаря своим умам, но нельзя исключать того, что многое было позаимствовано и у других народов. Тем не менее, то, что Греция занималась «плагиатом», может принести ей только плюс, тем более что и ее достижения использовались в других государствах. Развитие туризма в Греции или вернее появление задатков к развитию туризма проходило, конечно же, не целенаправленно, а благодаря тому, что люди хотели улучшить и облегчить свою жизнь, хотели развить торговые и дружеские отношения и, наверное, важнейшую роль сыграл человеческий интерес. Вот так иногда простое любопытство служит начинанием для развития чего-то нового.
Италия.
Туризм между Россией и Италией наиболее высокими темпами развивался в 60 – 70-х годах. На базе крупных серий чартерных авиаперевозок итальянские туристские фирмы смогли добиться достаточно устойчивого потока итальянских туристов в Россию. Для итальянских туристов характерен большой интерес к культуре и современной жизни людей. Советский туризм в Италию имеет познавательный характер. Туристы знакомятся с памятниками Древнего Рима, всемирно известными музеями Флоренции, совершают увлекательные путешествия в Венецию, посещают промышленные центры – Милан и Геную.
Италия расположена на Юге Европы, у берегов теплого Средиземного моря, на Апеннинском полуострове. Почти всю территорию страны занимают горы. На севере поднимаются хребты итальянских Альп, но на юге даже зимой не бывает холодов.
На территории современной Италии задолго до новой эры существовало государство – Римская империя. После крушения ее образовалось много мелких государств. Только в 1870 году Италия была объединена. А в 1946 году Италия была провозглашена республикой. Италия – развитая промышленная страна. Ее заводы выпускают автомобили, суда, химические товары. Италия бедна углем и железной рудой, но в ее недрах есть ртуть, сера, мрамор. Земледельцы выращивают пшеницу, рис, кукурузу, виноград, оливки. Помещикам принадлежит почти половина всех земель.
Прекрасные древние города Италия с их ценнейшими архитектурными памятники и сокровищницами искусства известны во всем мире. Самый крупный и древний город – столица Рим. В нем сохранились здания, построенные еще до нашей эры: Колизей – одно из самых больших сооружений Древнего Рима, старинные храмы и дворцы.
На восточном берегу Апеннинского полуострова находится город-порт Венеция. Вместо улиц здесь проложены каналы. На островах Торчелли и Мурано до сих пор можно встретить древние руины VIII, IX, X веках. Это все, что осталось от цивилизации того времени, когда жители континента, спасаясь от нападения Атиллы и Лонгобардов, бежали на острова и перенесли туда древние традиции области Венето. Неизгладимое влияние Византии можно увидеть в старинных оттисках с изображением Дворца дожей, в до сих пор сохранившихся византийских арках, в домах патрициев, в планировке собора Св. Марка, в его первых мозаичных украшениях. Затем период готики – становление искусства, развитие экономики, период, когда человек чувствует себя полновластным господином мира: Дворец дожей, убранство собора Св. Марка, Ка Д'Оро и другие дворцы, декоративное и скульптурное оформление которых выдержано в чисто восточном стиле. Потом всемирная история, которую область Венето использовала в своих интересах, сначала покорив лагуну, а потом море, единственное место, где ни Папа, ни Император не могли навязать свою власть. Эпоха Возрождения нашла свое отражение в площади Св. Марка, в Пьяцетте, во дворцах Большого канала, где порядок, внушительность, размеры нарушают волшебное равновесие города. Венецианская область XVIII века не делает историю: ее жители ведут уединенный образ жизни и площадях. Область остается в стороне от революций: одной – промышленной, другой – политической, от научных открытий, от войн. И сегодня Венеция такая же, как и пятнадцать веков назад, изменились лишь человеческие ценности.
На берегу реки Арно расположен один из древнейших городов страны – Флоренция. На берегу полукруглой бухты Неаполитанского залива живописно раскинулся порт Неаполь.
Государство Ватикан расположено в самом центре Рима. Вся его площадь – 44 гектара. Здесь проживает 550 человек. Правит этой страной Папа. Как и положено настоящему государству у него есть все: железная дорога, телефон и телевидение, своя радиостанция и сокровища, правители и подданные, охраняемая гвардейцами граница. Гвардейцы стоят алебардами, в ярких, как петушиный хвост, нарядах они охраняют въезд в ту часть маленького государства, что должна быть недоступна туристам. Но главная сокровищница – музей Ватикана, собор Св. Петра – открыты для каждого. Туристы обожают снимать невозмутимых гвардейцев в полосатых сине-желтых средневековых костюмах. Интересно, что папскую резиденцию традиционно охраняют только швейцарцы. А их театральные костюмы не меняли своего покроя с 1505 года. Фасон придумал для них сам Микеланджело. Папы вернулись в Рим в 1377 году из Авиньона, где была их резиденция. Но частным государством Ватикан стал лишь в наше время. В 1925 году диктатор Муссолини подарил эти земли церкви.
Земли Ватикана священны, и поэтому считается, что тут цветет и плодоносит все, что только посажено. Сады Ватикана уникальны. Тут растут тысячи диковинных растений, собранных со всего света. Гордость ботанического сада – три реликтовых китайских дерева с мудреным названием. В самом Китае такое дерево осталось в единственном экземпляре. Можно сказать, что начинается Ватикан с собора святого Петра, стоящего на огромной круглой площади. Собор святого Петра было решено строить еще в 324 году на месте, где по преданию, и был замучен святой Петр. Варвары распяли его вниз головой. Было тогда святому мученику 95 лет. Собор, который посещаю туристы сейчас, не первое здание на этом месте. Но нынешний собор тоже имеет возраст почтенный. Дата его рождения – 1506 год. Первоначальный проект принадлежит архитектору Браманте. А затем усовершенствован Рафаэлем и Микеланджело. Купол, поднятый на высоту 132 метра, считается не только шедевром с точки зрения живописи и архитектуры, но и инженерно-строительного дела. Автор идеи – Микеланджело. Ему в ту пору было 72 года. Это последняя его работа. На купол собора святого Петра ведет длиннющая лестница. Но вид, открывающийся сверху на Рим и сады Ватикана, окупает все физические затраты. Кажется на ладони можно уместить всю площадь Св. Петра, образованную из двух полукруглых колоннад и фасада самого собора.
Удивительно, но при раскопках в подвалах собора, глубоко под полом в 1940 году была найдена гробница. Верующие убеждены, что это и есть мощи святого Петра – хранителя ключей от Рая. Могила апостола – место паломников со всего света. Есть поверье: если потереть о надгробье какой-либо предмет – он становиться талисманом-оберегом. В самом соборе есть скульптура сидящего Петра. Туристы стоят в очереди, чтобы прикоснуться к его правой ступне. Считается, что таким образом Петр прощает прикоснувшемуся все грехи. Стопа стерта почти до половины.
Собор хранит драгоценные для человечества скульптуры. Одна из них – «Пьетта» Микеланджело. Ему было 24 года, когда он выточил эту композицию. Дева Мария держит на коленях остывшее тело своего сына – Христа. Это первая работа великого мастера и единственная, где он поставил свою подпись. Все остальные работы великого скульптора узнавались по манере исполнения. Сейчас эта небольшая по размеру скульптурная группа находиться под пуленепробиваемым стеклом. Такие меры предосторожности приняли после того, как один маньяк бросился на нее с молотком.
В центре собора огромный бронзовый балдахин над алтарем святого Петра, на нем всегда горит 95 свечей. Автор этого металлического шедевра – Бернини.
В Ватикане 3000 залов, но лишь немногие открыты для туристов, хотя самая «беглая» экскурсия рассчитана на 3 часа. Один из самых знаменитых залов Ватикана – Сикстинская капелла. Это частная часовая Папы Сикста IV. В Сикстинской капелле говорить не разрешается. Капелла до сих пор действующая, и в дни праздников здесь идет служба.
Ватикан уставлен сокровищами мирового значения. Например, подлинный Аполлон Бельведерский стоит на открытом воздухе во внутреннем дворике. Замечено, что любая женщина, сфотографированная на фоне эталона мужской красоты, на снимке получается значительно моложе и красивее, чем без Аполлона.
Лазурный берег.
Традиционные культурные связи между Россией и Францией легли в основу устойчивого туристического обмена. Наибольшее число французских туристов посещают Россию с познавательными целями. При этом для их поездок характерна широкая география маршрутов, охватывающих все наиболее популярные туристские центры России. Обширна и география поездок советских туристов во Франции. Они посещают Париж и Марсель, осматривают замки в долине Луары, курорты Ниццу и Канны.
Лазурный берег, замкнутый между городами Ментон и Йер, административно входит в департамент Приморские Альпы, а географически – в область Прованс, занимающую юго-восточную часть Франции. Этот уголок Средиземноморья, знаменитый красотой моря и побережья, получил прозвище «Лазурный берег» только в конце прошлого века (так окрестил его поэт Стефан Льежар). Морфологически он неоднороден: если его восточная часть – Корниш де ла Ривьера, между Ментоном и Ниццей, отличается пересеченным рельефом и горными отрогами, спускающимися к морю, то западная – от Ниццы до Канн, обладает более мягким обликом с характерными низкими берегами, широкими бухтами и длинными песчаными пляжами. Кроме того, некоторые участки Лазурного берега выделяются крайней изрезанностью: то Карниш де л'Эстрель, известный своим причудливыми розоватыми скалами, обрывающимися в море, и Корниш де Мор с множеством бухт, заливов и небольших мысов, которыми заканчиваются отроги Приморских Альп.
Природа щедро одарила этот край – недаром со всего мира едут в Ниццу желающие отдохнуть на самом престижном курорте Средиземноморья. Жители Ниццы считают, что их город имеет только один недостаток – здесь всегда светит солнце. Даже зимой на Лазурном берегу можно загорать под ласковым солнцем. Визит в город не может обойтись без прогулки по прославленной Английской набережной, ни без посещений многочисленных музеев, среди которых – Музей Терра Амата, Музей Массена, посвященный истории и культуре Ниццы, Музей изящных искусств, размещенный в особняке княгини Кочубей, Военно-морской музей, примитивного искусства им. А. Яковлевского, Музей нового и современного искусства и др. Исторический центр города хорош как рядовой застройкой, так и памятниками, среди которых выделяются старейшая приходская церковь Св. Мартина и Августина, барочный кафедральный собор Св. Репараты.
Попав в бухту Ангелов, понимаешь, что здесь хочется остаться навсегда. Обратите внимание, если будете здесь отдыхать, на известный всему миру отель «Негреско» - белоснежный дворец, в котором останавливаются бизнесмены и политики, короли и звезды шоу-бизнеса.
В получасе езды от Ниццы раскинулись Канны – столица престижнейшего кинофестиваля. Самое знаменитое место в Каннах – это бульвар Круазетт, названный так по одноименному мысу, ограничивающему залив Ла-Напуль с востока. В начале прибрежного променада стоит Дворец фестивалей и конгрессов, где проходит прославленный кинофестиваль, а в его конце, у туристического порта Пьер-Канто, разбит обширный парк, целиком, засаженный розами. В Каннах есть Русская церковь Михаила Архангела, на бульваре Александра III.
Жизнерадостность Италии в сочетании с французским шармом – это Княжество Монако. На площади менее двух квадратных километров сосредоточены белоснежные виллы, замки и дворцы в стиле барокко. Государственная территория разделяется на четыре района: Монако-Виль, старая часть; Кондамин, современный деловой и жилой центр; Монте-Карло, с его знаменитым Казино; Фонвьей с роскошным Экзотическим садом.
В середине позапрошлого века, когда княжество попало под французский протекторат, для него насупил период относительного спокойствия. В это время произошло политическое событие, которое парадоксальным образом обозначило начало его фортуны. Два города, Ментон и Рокбрюн взбунтовались, требуя отделения от Манако и присоединения к Франции. Для княжества это означало потерю стабильного источника доходов. Поставленный в затруднительное финансовое положение князь решил в 1856 году открыть игорный дом. Первоначально Казино разместили в самом Монако, но быстрый успех предприятия обнаружил несоответствие слишком скромной структуры игорного дома и огромного числа его посетителей. Поэтому в 1862 году казино переместили в район Монте-Карло. Перед Казино, окруженном прелестными посадками, клумбами и газонами, находиться ансамбль Спелюге с престижным Центром конгрессов Монте-Карло и «Аудиторией».
Международный туризм на грани веков.
Туризм получил развитие во всем мире, однако в разных регионах его рост был неодинаковым. Так, если увеличение объемов международного обмена в Европе, Африке и Латинской Америке, включая страны Карибского бассейна, было на уровне среднемировых показателей, то в странах Ближнего Востока оно превышало их более чем в 3 раза, в странах Южной Азии – более чем в 5 раз.
Страны Европы и Северной Америки в последнем десятилетии века остались ведущими как по приему иностранных туристов, так и по направлению своих граждан за рубеж. Большое значение для развития туризма имеет рост городского населения, поскольку индустриализация относится к числу основных предпосылок увеличения туристических поездок в мире.
По выполнению государствами – участниками Всемирной конференции по туризму принятых ею рекомендаций о распространении права на оплачиваемые отпуска на подавляющее большинство населения этих стран и оказание эффективной помощи для выезда в туристические поездки социальным группам с низким уровнем доходов могли бы повлечь за собой качественное изменение структуры туристического спроса. Это привело бы к выделению нового сегмента туристического рынка, который охватил бы лиц, «недавно получивших право на отпуск»; для них было бы характерно желание совершить туристические поездки по доступным ценам. 80 – 90-е годы стали переломным этапом в развитии международных туристических связей.
Международные туристские связи России.
В общих объемах международного туризма с каждым годом все более заметное место занимают социалистические страны, начало активного развития международных туристических связей, которых относится к середине 50-х годов. К этому времени уже был создан Совет Экономической Взаимопомощи. В рамках мировой системы социализма начал реформироваться новый, социалистический тип международных отношений, для которых характерны полное равноправие, невмешательство во внутренние дела друг друга, взаимное уважение независимости и суверенитета, братская взаимопомощь и социалистический интернационализм. Становление социалистического содружества стало главным фактором расширения сотрудничества братских стран в самых разных сферах жизни, в том числе в области туризма. Кроме того, окрепла экономика отдельных социалистических стран, и были созданы основы материально технической базы для приема иностранных туристов. Немаловажно роль в развитии международного туристического обмена с участием социалистических стран сыграли НТР и внедрение ее достижений на транспорте, прежде всего авиационном, что привело к значительному снижению транспортных тарифов и позволило самым широким слоям населения приобщиться к туристическому движению.
Придерживаясь принципа мирного существования государств с различным общественным строем, социалистические страны стремились развить туристические связи со всеми государствами, однако приоритет с самого начала принадлежал их взаимному обмену.
Развитие туризма между социалистическими странами обеспечивает более полное удовлетворение потребностей населения в отдыхе, духовное и культурное обогащение, способствует более широкому общению братских народов, укреплению доверия, взаимного понимания и уважения, столь необходимых в борьбе за мир на Земле.
Устойчивый экономический рост всех стран, неуклонное повышение благосостояния и увеличение свободного времени населения, укрепление материальной базы туризма позволили многим странам существенно расширить географию, увеличить объем туристического обмена и внести конструктивный вклад в развитие международного туризма.
Для России начало международных туристских связей было положено в первые годы после победы Великой Октябрьской революции.
В мае 1920 года в Москву приехала большая группа английских рабочих. Целью поездки было желание на месте познакомиться с жизнью первого в мире социалистического государства. В.И. Ленин уделил большое личное внимание этой группе. 26 мая 1920 года он принял английских гостей для беседы, а затем 30мая написал известное «Письмо к английским рабочим», в котором дал положительную оценку приезду иностранных делегаций как важному средству распространения правды о стране.
В апреле 1929 года Советское правительство приняло решение о создании Всесоюзного акционерного общества по иностранному туризму в СССР – «Интурист». Датский писатель Мартин Андерсен-Нексе после поездки в Россию посвятил ей книгу «Навстречу молодому дню», а американский писатель Теодор Драйзер написал статью «Значение СССР в сегодняшнем мире».
В 1931 году с большим успехом прошла туристическая экспедиция на ледоколе «Малыгин» к берегам Земли Франца-Иосифа, в котором приняли участие известный полярный исследователь итальянский генерал Нобиле. Когда в 1934 году «Интурист» праздновал свой первый юбилей, в приветствии, полученном от М.И Калинина, было отмечено, что за пять лет своего существования Всесоюзное акционерное общество «Интурист» добилось значительных успехов в решении поставленных перед ним задач, имеющих большое политическое значение в деле ознакомления иностранных туристов с Россией.
Вторая мировая война прервала международные туристские связи. В эти годы на коллектив «Интуриста» была возложена задача обслуживания военных миссий союзников СССР по антигитлеровской коалиции.
Залечив военные раны, наша страна уже в середине 50-х годов вновь приступила к развитию туристских связей. К этому времени обстановка в мире качественно изменилась по сравнению с довоенным периодом. Возникла мировая система социализма, резко возрос авторитет Советской страны – главной силы в разгроме фашизма.
С первых лет возобновления иностранного туризма в СССР начался быстрый рост его объема. Если в 1956 году СССР посетили гости из 84 стран, то в 1958 году в Советском Союзе побывали граждане 94 стран, в 1961 – 127 стран, а в 1963 – 133 стран. Значительно расширилась география поездок советских граждан за границу. В 1956 году они побывали в 61 стране, а через 7 лет, в 1963 году, советских туристов уже принимали в 106 странах мира. В 1964 году число иностранных посетителей в СССР превысило 1 млн., а советских граждан, выезжавших в зарубежные поездки, - 900 тыс. К началу 70-х годов Советский Союз ежегодно посетили уже более 2 млн. иностранных туристов.
Быстрое развитие международных туристических связей СССР потребовало укрепления их правовой основы. В мае 1967 года Советский Союз подписал с Италией соглашение о сотрудничестве по вопросам туризма. В соглашении был определен порядок выдачи туристических виз гражданам обеих стран, оговорено техническое сотрудничество в области туризма, обмен информацией и рекламой, порядок расчетов по туристским операциям.
В 1970 – 1972 годах соглашения были подписаны с европейскими странами – Болгарией, Венгрией, Польшей, Румынией, Чехословакией, несколько позднее, в 1977 году, - с Кубой и Монголией. Специальные соглашения о сотрудничестве в области туризма были подписаны также с Финляндией, Францией, Бельгией, Кипром, Грецией и рядом других стран. Число таких соглашений постоянно растет.
Вопросы туристских связей нашли свое отражение и в большинстве соглашений о культурном и научном сотрудничестве.
Советский Союз был активным участником Всемирной конференции по туризму, состоявшейся в 1980 году в Маниле.
Одной из наиболее крупных проблем развития иностранного туризма в СССР является создание его материально-технической базы, прежде всего гостиниц и ресторанов. Широкое строительство в этой области было начато во второй половине 60 – начале 70-х годов. В Директивах развития народного хозяйства СССР на 9-ю пятилетку было намечено осуществить мероприятия по широкому развитию туризма, укрепить его материальную базу, развивать речные, морские, железнодорожные, автомобильные и воздушные туристские маршруты, расширить строительство гостиниц, кемпингов и других объектов.
Характерной особенностью строительства гостиничной базы в конце 70 – начале 80-х годов было значительное расширение международного сотрудничества в этой области. В сооружении крупных гостиничных комплексов в Ялте и Сочи приняли участие югославские строительные организации.
Крупнейшим центром иностранного туризма является Москва. Для иностранных туристов она символ России, политический, научный и культурный центр страны. Иностранные туристы не мыслят поездку в Россию без возможности побывать на Красной площади, в музеях Кремля, в Третьяковской галерее и других музеях, посетить Большой театр.
В Москве начинается и заканчивается один из наиболее популярных туристических маршрутов – «Золотое кольцо», включающий посещение городов-музеев древнего Московского государства, сохранивших уникальные памятники древнерусской архитектуры. Вторым по популярности туристским центром является Санкт-Петербург – колыбель Великой Октябрьской революции, второй по значению культурный центр страны. Всему миру известны Санкт-Петербурга – Эрмитаж, Русский музей; театры – Опера и балета им. С.М. Кирова, Большой драматический им. А.М. Горького.
Россия обладает богатейшими туристскими ресурсами и хорошо развитой туристской индустрией. Есть все основания считать, что при благоприятной политической обстановке иностранный туризм в России будет развиваться устойчивыми темпами на уровне мировых показателей и даже превышающими их.
Перспективы развития международных туристских обменов.
Заключение.
Каковы же перспективы развития международных туристских обменов на ближайшие 10 – 15 лет? Чтобы ответить на этот вопрос, следует обратить внимание на факторы, от которых зависти развитие туризма.
Здесь необходимо отметить группу демографических факторов, куда, прежде всего, относиться рост народонаселения планеты. В результате чего увеличивается и мировой туристский потенциал, к туризму проявляют интерес новые людские ресурсы.
К группе социальных факторов, способствующих развитию туризма, следует отнести улучшение оплаты труда и повышение материального обеспечения граждан в индустриально развитых странах. Кроме того, важную роль играет увеличение продолжительности оплачиваемого отпуска, что приводит к увеличению количества свободного времени у рабочих и служащих.
Особо необходимо отметить политические факторы. Демократические изменения, произошедшие в странах Восточной Европы в конце 80-х начале 90-х годов XX века, окончание «холодной войны» и противостояния между востоком и западом, развитие в России рыночных отношений – все это тоже сыграло роль в развитии и расширении международного туризма.
Литература.
1. Via Miranese. Венеция. – Италия: Storti Edizion, 1993 – 1996. - с 64.
2. Биржанов М.Б. Введение в туризм. – СПб.: Герда, 1999.
3. Ерамов Р.А. Физическая география зарубежной Европы. – М.: Мысль, 1976.
4. Квартальков В.А. Иностранный туризм.: Финансы и статистика, 1999.
5. Конверсо К. Лазурный берег. – Милан.: KINA, 2000. - с 64.
6. Котляров Е.А. География отдыха и туризма. – М.: Мысль, 1978. - с 238.
7. Люкшандерль Л. Спасите Альпы. – М.: Прогресс, 1987. – с 168.
8. Немоляева М.Э., Хадорков Л.Ф. Международный туризм: вчера, сегодня, завтра. – М.: Международные отношения, 1985. – с 176.
9. Пузанова Е.П., Честникова В.А. Международный туристский бизнес. – М.: Экспертное бюро – М., 1997.