Краткая история ипатьевской обители

Краткая история ипатьевской обители

Ипатьевский монастырь относится к особо чтимым святыням нашего народа. Здесь в 1613 году был призван на царствие Михаил Романов - первый из династии, которая правила Россией на протяжении трех столетий.

Живописен ансамбль монастыря. Если вы имеете время и хотите запечатлеть в памяти его панораму, то лучше всего выбрать солнечное утро с 8-ми до 10 часов. Идите в монастырь от города, и на подходе к мосту через реку Кострому вам откроется его вид с реки, увенчанный златоглавыми куполами Троицкого собора. Стены отражают солнечное сияние особым теплым излучением, являя чудную картину сказочной иллюстрации на русскую тему. Чуть позднее картина меняется и не выглядит так красиво.

Иными красками расписана обитель тихим летним вечером, когда ансамбль зданий монастыря, как в зеркале, вместе с зарей уходящего дня отражается в речной глади. Каждый новый вечер по воле Великого Живописца неповторим и вызывает к жизни новые чувства, иную радость и восхищение, вторя многообразию радостей этой жизни.

Основание монастыря

Согласно летописи, монастырь был заложен в 1330 году усердием влиятельного вельможи Золотой Орды татарского мурзы Чета, который направлялся через эти края по пути в Москву для службы у Великого князя Ивана Калиты.

На подходе к Костроме Чет, в том месте, где сейчас стоит монастырь, облюбовал дубовую рощу для отдыха. Во время отдыха ему было видение Божией Матери с апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием, после чего он был исцелен от какого-то недуга. В благодарность Богу усердием татарского мурзы на этом месте вскоре была основана обитель. Священномученик Ипатий, имя которого носит монастырь, был епископом Гангрским, и не очень известен на Руси, но Божий промысел судил Ипатию память и славу в далекой от его родины стороне.

Касаясь судьбы богатого но, по-видимому, благополучного человека, татарина по происхождению, каковым был Чет, невольно возникает вопрос: как же с его стороны могла возникнуть и развиться такая полнота вхождения в среду православного народа? Ведь, согласно учебникам истории, татары того периода были насильниками, да и только. И сам собою возникает ответ, что история наша писана не вполне добросовестно, что мы с татарами не находились в таком уж фатальном противостоянии, какое нам велено воспринимать. Наша земля обустраивалась всеми, кто здесь жил, кто не чувствовал себя временщиком и чужестранцем, кто воспринимал жизнь во всей Божественной полноте, был созидателем духа. Таков был и мурза Чет.

Годуновы в судьбе монастыря

После исцеления Чет крестился именем Захария. Вместе с ним приняли православное крещение и люди из его ближайшего окружения. В пятом поколении рода Чета-Захарии рождаются два брата, которые впоследствии принимают разные фамилии: Федор Иванович Сабур и Иван Иванович Годун. Это были родоначальники знаменитых Сабуровых и Годуновых. Все они, начиная с Захарии, отличались глубокой религиозностью, приезжали сюда доживать свой век в желании быть погребенными в стенах монастыря. Некоторые из них приняли здесь монашеский постриг. Веря в святость места, завещали в ограде Ипатия свое погребение, практически, все потомки Захарии, включая родителей Царя Бориса.

С течением времени на территории монастыря образовались три усыпальницы с общим числом захоронений в 52 могилы. Ныне частично сохранилась только одна из этих трех усыпальниц, а могилы Захарии и его ближайших потомков утеряны.

Так или иначе, земля Ипатьевской обители до сего дня покоит прах знаменитых родов Годуновых и Сабуровых, оставивших заметный след в истории Отечества. И мы чтим память их общего предка Чета-Захарии и всего славного потомства этого добродетельного христианина. Помяни, Господи во Царствии Твоем душу праведного Захарии, строителя и благоукрасителя обители сей.

Первой значимой постройкой монастыря была деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы, на месте которой в 1560 году был построен пятиглавый каменный собор с тем же Троицким престолом и приделами во имя св. апостола Филиппа и священномученика Ипатия. Храм был небольшим, площадью 10х8,5 м. Именно в нем 14 марта 1613 года был призван на царствие Михаил Романов.

Возвышение Годуновых послужило началом к переустройству монастыря. Начиная с середины XVI столетия до 1605 года, то есть за 50 лет, был выполнен комплекс работ по каменному строительству в монастыре. Комплекс включал в себя сооружение вышеозначенной Троицкой церкви, монастырские стены с въездными воротами, среди которых особое положение занимали Святые Парадные ворота с надвратной церковью во имя великомученика Феодора Стратилата и великомученицы Ирины. Церковь возведена в честь соименных святых Царя Феодора Иоанновича и его супруги Царицы Ирины. Как было написано в закладной доске: “…на память от рода в род по душех своих и по своих родителей в вечный поминок”.

Каменные стены имели протяженность 518 метров. Так монастырь стал крепостью на подступах к городу на старой Ярославской дороге.

Смутное время

С наступлением смутного времени для Ипатьевской обители начались трудные дни. В 1608 году монастырь был оккупирован одним из отрядов самозванца Лжедмитрия II, но прибывшее из Галича народное ополчение организовало правильную осаду крепости. При этом вокруг стен был вырыт осадный ров.

Летом 1609 года отряд самозванца был выбит из монастыря. Во время штурма была взорвана стена, от взрыва значительно пострадали обе надвратные церкви и Троицкий собор.

Избрание Михаила Романова на царство

Родина наша, во всю ее историю ведома Господом то путем славы и величия при благочестии и чистоте ее народа; то по тернистому пути испытаний и невзгод за великие наши грехи. Но, как только народ православный возносил покаянные молитвы, Русь возвращалась на путь благоденствия. Так было и в смуту начала XVII века.

Раздоры кончились. И в феврале 1612 года Кострома напутствовала нижегородское народное ополчение, которое двигалось в Москву для окончательного освобождения от иноверного засилья.

Вскоре в Москве собирается земский Собор, который избирает на русский престол шестнадцатилетнего Михаила Романова. В неделю Православия Москва присягнула православному царю. Сам Избранник в это время пребывал в своей костромской вотчине - селе Домнине.

Из Москвы в Кострому было отправлено Великое Посольство для изъявления воли народа вновь избранному монарху. В это же самое время поляки, надеясь вовлечь Москву в зону своего влияния, и тем самым укрепить в ней католичество, решили захватить Михаила.

Но Господь хранил нашу Родину. Русский крестьянин Иван Осипович Сусанин ценой своей жизни спас царя и тем самым Россию.

14 марта, на двенадцатый день своего движения от Москвы, посольство торжественным шествием с правого берега по льду Волги направилось к Ипатьевскому монастырю. В то же время вторая процессия из духовенства и мирян двигалась из Костромы. Обе процессии были встречены у стен монастыря Михаилом и его матерью. Был воскресный день, колокольные звоны всех костромских церквей оглашали это историческое событие. Послы преподнесли избраннику грамоты. Но Михаил и его мать инокиня Марфа долго отказывались от этой чести. И только после умолений в продолжение шести часов Избранник, представ чудотворному образу Феодоровской Божией Матери, был благословлен на царство.

1613 -1693. Годы процветания

Наступило время, когда монастырь под покровительством российских монархов обновлялся и процветал. После нормализации обстановки в стране с 1621 году началось восстановление монастыря. Сначала были приведены в порядок поврежденные во время осады стены, а затем засыпан осадный ров. В 1673 году строится новая церковь Иоанна Златоуста в одной связи с каменной колокольней и каменными больничными кельями. (В последующем, в 1808 году церковь и кельи за ветхостью были разобраны)

В конце 1652 году на месте разрушенного взрывом, был отстроен новый, ныне существующий Троицкий собор, который только в 1684 году удалось расписать. Руководили работами изографы Гурий Никитин и Сила Савин - известные на всю Россию мастера. Настенная фресковая роспись имеет четыре яруса. Из них самый верхний славит Пресвятую Троицу, второй - чудеса Господа, нашего Иисуса Христа, третий описывает Страсти Христовы, нижний, четвертый, повествует о деяниях Святых Апостолов.

К концу XVII века многочисленные жертвователи умножили богатства обители. Все это было свидетельством авторитета монастыря, его значимости в глазах российского общества. Многочисленная братия должна была подтвердить свою роль и место, как в обществе, так и в Православной Церкви. Хозяйственные хлопоты не мешали напряженной духовной жизни. Россия жила и спасалась молитвами таких обителей, как Ипатьевская.

1693-1744. Упадок монастыря

“Начало славных дней Петра” было разрушительным для Ипатьевской обители. В 1693, 1699 и 1700 годах снимается часть колоколов, которые вместе с медными котлами пересылаются в Москву для ратного дела. Последующие годы правления прославленного монарха были столь же неутешительны, как и первые. Вот что мы находим в грамоте, адресованной Священному Синоду, которую направил в 1721 году вновь назначенный архимандрит Гавриил: "…нашел в Ипатьевском монастыре все ветхое, …врата распалися и столпами деревянными подперты, всего же разорения обители вкратце и описать невозможно".

По-видимому, упадок монастыря был прямым следствием ряда царских указов, по одному из которых доходы и пожертвования, превышавшие 6 рублей в год из расчета на одного монаха, изымались в казну.

Монастырь впервые стал использоваться, как место ссылки. Сюда удаляют братьев Лихудов Иоанникия и Софрония, вызванных в свое время из Греции для перевода богослужебных книг. Здесь знаменитые братья заканчивают работу над "грамматикой".

1744 -1835 восстановление

В 1744 году монастырь становится местом жительства архиерея вновь учрежденной Костромской епархии. Это было началом нового этапа в жизни монастыря. Началось его восстановление и новое строительство. В это время надстраивается третий этаж настоятельских покоев. В 1764 году заканчивается строительство нового теплого храма в честь Рождества Богородицы, в Троицком соборе заново устанавливается новый иконостас, который сохранился: до наших дней.

Блистательная череда царственных паломничеств

В 1767 году во время путешествия по Волге на галере “Тверь” Кострому удостоила своим посещением императрица Екатерина II. Во время посещения особое внимание было уделено Ипатьевскому монастырю, как колыбели династии Романовых. 15 мая Екатерина участвовала в Божественной литургии в Троицком соборе, восседая на царском месте - даре Михаила Федоровича монастырю.

7 октября 1834 года костромское духовенство и граждане города встречали у стен монастыря императора Николая I. Император внимательно осмотрел ризницу обители и келии, где проживал Михаил Федорович с матерью. Он повелел восстановить эту “знаменитую по свершившимся в ней событиям, обитель и обновить все здания сего монастыря”. Так уже в марте 1835 года Ипатьевский монастырь был возведен в степень первоклассного. По повелению Николая I была выполнена переделка фасада архиерейских келий. В 1842 году были завершены работы по реставрации Романовских палат архитектором Тоном, а в 1856 повелением Императора Александра II палаты вновь были реставрированы во вкусе XVII века.

Последующие три императора удостоили монастырь своим посещением по два раза (один раз, будучи наследником, второй раз - законным Государем). Александр II в 1837 и в 1858 гг., Александр III в 1866 и в 1881 гг., и Николай II - в 1881 и в 1913гг.

Трехсотлетие дома Романовых

В 1913 году исполнилось трехсотлетие правления династии Романовых. Все календари вышли тогда с видами Ипатьевского монастыря. Общественность города и насельники монастыря пребывали в ожидании торжеств, в ожидании царственных особ. К этому событию в Троицком соборе была проведена одна из первых в России научных реставраций настенной живописи.

19 мая монастырь посетил Николай II. В Троицком соборе Император с семьей присутствовал на Божественной литургии. Кроме того, царственные особы посетили в стенах монастыря экспозицию сокровищ Ипатьевского монастыря, в числе которых была представлена Владимирская икона Божией Матери, принесенная Московским Посольством, икона-складень из молельной комнаты юного царя, посох, принадлежавший Михаилу Романову, и другие ценности. Это был последний триумф монастыря. Революционные события 1917 года выдвинули новые ценности, среди которых не нашлось места ни монастырям, ни национальным святыням, ни самой идее Божьего Духа.

Монастырь в годы советской власти

Новая власть с самых первых своих шагов была нацелена на искоренение православия. В числе мер были акции по изъятию церковных ценностей под предлогом помощи голодающим. Так проводилось везде. Не обошла эта участь и Ипатий. В 1922 году в монастыре было конфисковано большое количество церковной утвари и ценных икон с тем, чтобы оклады их превратить в металлолом. Так в общей сложности с Ипатьевских икон было снято более 14 килограммов золота и около двухсот килограммов серебра.

В монастыре новая власть разместила жителей фабричной окраины Костромы. К 1936 году количество квартир в монастыре достигло 140 с числом проживающих 700 человек. В церкви Рождества Богородицы были размещены экспонаты антирелигиозного музея. В первой половине 30-ых годов эта церковь была разрушена, кроме того, к разрушению были намечены стены монастыря и ряд других церковных построек. По счастью, большая часть из них сохранилась.

С середины 30-х годов начался постепенный пересмотр антирелигиозных ценностей, и понемногу монастырь стал восприниматься как достопримечательность. В 1956 году из зоны затопления горьковского водохранилища на территорию монастыря был перевезен стоящий на сваях Спасо-Преображенский храм из села Спас. 1958 год - в стенах монастыря создается историко-архитектурный музей-заповедник и начинается выселение проживающих в нем людей.

Возрождение

Первая служба в монастыре после многих десятилетий гонений состоялась 23 ноября 1989 года. Ее возглавил епископ Александр. Присутствовало практически все духовенство города. В 1991 году была зарегистрирована Свято-Троицкая Ипатьевская монашеская община, а в начале 1992 года была отслужена первая со времен революции Божественная литургия. 8 мая 1993 года монастырь посетил глава Русской Православной Церкви Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Летом 1993 года в монастыре произошло открытие фестиваля “Вехи”, посвященного 380-летию династии Романовых. 14 февраля 1994 года правительством России было подписано распоряжение о передаче Костромской епархии части зданий Ипатьевского монастыря. 12 апреля 1996 года накануне Пасхи на звонницу монастыря, в восполнение снятых в 1925 году, были водружены 6 новых колоколов. Самый крупный из них (“Свет-колокол”) весит 65 пудов. 2 марта 1997 года представителем Антиохийского Патриархата при Московском Патриархе состоялась передача в монастырь частички мощей священномученика Ипатия.

Общее руководство монастырем осуществляет Архиепископ Костромской и Галичский Александр, который является священноархимандритом Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря. Повседневные заботы о братии и хозяйственные дела в обители выполняются под руководством наместника монастыря архимандрита Павла (Фокина). В число владений монастыря входит звонница и небольшой храм в честь св. Лазаря Четверодневного, “кельи над погребами” - все это на территории Ипатия. Кроме того, за стенами монастыря имеется уникальный храм постройки XVII века во имя святого Апостола Иоанна Богослова, который так же передан братии.

В настоящее время в монастыре подвизается небольшое количество монашествующих и послушников. Основные послушания иноков - это келейные молитвы, церковные службы и работы по восстановлению и реставрации храма Иоанна Богослова.

Стоит особо сказать об этом храме. Согласно сохранившимся документам, он был построен в 1687 году. Замечательна его фресковая иконопись, которая сродни росписи Троицкого собора. В советское время фрески были высоко оценены искусствоведами, но дальше оценки дело не пошло. Со временем о них забыли. Новое открытие фресок и международное признание пришло к ним в 1998-ом году. Сейчас ведутся активные реставрационные работы на скромные средства верующих. Хорошо сохранилась каменная ограда церкви, в границах которой среди многих захоронений покоится прах известного богослова прошлого века Голубинского.

Список литературы

А.Н.Разживин. Краткая история ипатьевской обители.