Графология
Графология – это интересный и ценный способ , позволяющий понять самого себя и познать природу других людей . В странах Европы графология давно применяется в тестировании конкретного человека , направленном на познание черт его характера , с недавнего времени она получила официальное признание в США , где быстро завоевывает признание .
В данный момент многие фирмы нанимают графологов , с помощью которых проверяют кандидатов на работу . Молодые люди обращаются к профессиональным графологам , когда они не уверены , куда им лучше направить свои способности и таланты . К ним обращаются родители , которые пытаются понять , почему их сын предпочитает играть в бейсбол , вместо того , чтобы учиться на врача . К графологам обращаются дети , пытающиеся получить «доверительную информацию» о характере своих родителей . Причин для того , чтобы обратиться к анализу почерка столько же , сколько существует личных проблем у человека .
Одно из новых и самых важных направлений в исследовании почерка стало использование образцов письма пациента , полученных под гипнозом . При внушении взрослым людям того , что они – в детском возрасте , их почерк менялся , что давало возможность проанализировать изменение почерка в течение всей жизни , и , как следствие , проследить развитие человека от детского до взрослого состояния .
Другие интересные эксперименты связаны с обнаружением специфических болезней , которые проявляются в характере почерка . Эти тесты проводятся профессиональными графологами в сотрудничестве с больницами . Хотя пока эти исследования находятся на стадии эксперимента , страховые компании отнеслись к ним достаточно серьезно и оказывают графологам существенную финансовую поддержку .
Однако графология – не панацея от всех бед и не чудо . Графолог не в состоянии изменит характеры людей , их задача сводится лишь к тому , чтобы проанализировать основные черты почерка таким образом , чтобы человек понял свои способности и сумел ими воспользоваться наилучшим образом , постарался приспособить свою личность к личностям других людей с тем , чтобы извлечь наибольшую пользу в любой из сфер человеческих отношений : личные отношения , социальные , учеба , деловая жизнь .
Способность анализировать почерк также не является даром , с которым рождается человек . Графология основана на определенных правилах , которые должны четко соблюдаться для того , чтобы прийти к разумным выводам .
1. Истоки графологии .
Изучая происхождение и развитие анализа почерка , писанная история свидетельствует о том , что графология в том виде , в каком мы ее знаем сейчас , возникла не более трех столетий назад . В то же время существует много упоминаний об этом предмете во многих древних документах . Так , в письме императора Нерона говорится : «Я боюсь этого человека , потому , что его почерк показывает , что у него – предательская натура». В трудах Конфуция сказано : «Бойтесь человека , почерк которого напоминает движение тростника , колеблемого ветром» .
Первая известная ныне книга , специально посвященная графологии , вышла в свет в 1630 году и была написана итальянским профессором Камилло Бальдо . Его длинное название гласило « Tratto come una letra si cognoscano la natura e qualita del scrittore» , то есть «Как узнать природу и качества человека , взглянув на букву , которую он написал» . В свое время книга произвела определенное впечатление на читающую публику , но не более , так как в то время люди считали , что для того чтобы понять характер человека по почерку , необходимо обладать даром ясновидения или интуиции .
Примерно через двести лет к теме почерка вернулись во Франции , когда ученый церковник аббат Фландрэн заинтересовался книгой Бальдо . Аббат решил , что она заслуживает серьезного обсуждения и анализа . Он создал группу , участники которой занялись вопросом и подвергли классификации почерки людей , отличающихся друг от друга по интересам и по роду занятий . Участники исследования выработали правила , которые легли в основу современного анализа почерков . Для того , чтобы окрестить новую науку аббат использовал два греческих слова – «графо» (писать) и «ологи» ( наука ) . Так и родилось имя новой науки - графология .
Ученик Фландрэна аббат Мишон более интенсивно развил графологические исследования и превзошел своего учителя . В 1872 году он написал книгу « Система графологии» . Так впервые было употреблено слово « графология» . Около 1880 года работа Мишона получила дальнейшее развитие в исследованиях Крепье - Жамэна , в которых были применены более четкие методы классификации различных черт характера , которые выявил анализ почерка .
Графологией заинтересовались в Германии , затем в Англии , где многие интеллектуалы посвятили немало времени совершенствованию анализа почерка . Графологами - любителями были премьер - министр Англии Дизраэли и американский писатель Эдгар Аллен По .
В начале ХХ века доктор Людвиг Клагес ( Германия ) предпринял крупную научную работу по определению и обоснованию принципов графологии , методов ее применения и ее интерпретации . Современные исследователи почерка считают доктора Клагеса отцом современной графологии .
С XIX века в различных странах возникли графологические общества . В Европе графология рассматривается с должным вниманием и занимает достойное место в работе психолога и психиатра . Она включена в учебные программы по психологии в университетах многих европейских стран .
2. Возможности анализа почерка .
Если говорить вкратце , анализ почерка (графология) раскрывает внутренние черты характера человека , которые выражены в написании букв . Почерки людей столь же различны , как и их индивидуальные качества , как их отпечатки пальцев .
У анализа почерка существуют определенные пределы возможностей .
Во – первых , невозможно сказать , принадлежит ли почерк мужчине или женщине , если текст не подписан . Автором крупного , размашистого письма , которое на первый взгляд написал мужчина , может оказаться милая бабуся , обладающая сильной и агрессивной натурой . Часто мелкие буквы с легким нажимом , которые по видимости писала женщина , на самом деле были начертаны застенчивым мужчиной со склонностью к сентиментальности . Графолог не может определить пол писавшего .
Во – вторых , почерк не показывает и возраст автора письма . Может показаться , что почерк подростка принадлежит лицу более старших лет , потому , что ум подростка зрел не по возрасту , а письмо старого человека может выглядеть ребяческим , потому , что у него сохранился юношеский задор . Поэтому письмо раскрывает умственный , а не хронологический возраст .
Разумеется также , что графолог не сможет дать ответ на вопрос женат ли человек или холост , так как брак не изменяет основных черт характера . Следовательно , по почерку невозможно определить , есть ли у автора письма дети или нет .
Нельзя по почерку узнать род работы , характер занятия или увлечения того или иного лица , так как многие люди занимаются делами , для которых они изначально не подходят , но успешно справляются с ними благодаря своему уму или способности приспосабливаться к различным обстоятельствам или по необходимости .
В то же время почерк может открыть наличие состязательного духа , способность ясно мыслить , четко действовать , проявлять упорство в достижении цели , присутствие финансовой расчетливости , а также других качеств , которые помогают человеку преуспеть .
По почерку невозможно догадаться , принадлежат ли люди к одной и той же семье , потому , что почерки не обладают семейным сходством . Даже в том случае , если люди похожи до такой степени , что их собственные родители с трудом могут отличать их друг от друга , их почерки могут показать наличие совершенно разных черт .
Итак , как уже было сказан , чрезвычайно важно иметь в виду , что анализ почерка не позволяет отгадывать или предсказывать судьбу человека . Графолог может рассказать человеку о его характере , его склонностях и темпераменте , что позволит ему направлять свои действия . Каким образом он использует знание о чертах своей личности для того , чтобы определить свою жизнь в будущем , не входит в компетенцию графолога . Все , что может сделать графолог – это указать на наличие сильных и слабых сторон испытуемого , а последний может воспользоваться информацией для того , чтобы всемерно укрепить свои достоинства и свести к минимуму свои недостатки .
3. Национальные особенности почерка .
Несмотря на то , что почти в каждой стране Западного мира люди пишут , используя буквы латинского алфавита , нетрудно увидеть различия в написании букв , которые используют люди различных стран .
Испанцы обычно пишут заглавные буквы вычурно и с завитушками , что показывает их гордую и романтическую натуру . Французы пишут гораздо мельче , и их почерки отражают более логичный подход к жизни . Итальянское письмо с его простыми маленькими буквами и грациозными большими буквами отражает чувство ритма и изящества . Русская эмоциональная , общительная природа отражается в размашистом , крупном почерке . Немецкий почерк более угловат и тщателен , чем у других народов . У англичан почерк сдержан , прост , без росчерков и завитушек .
Конечно , эти черты почерка отражают лишь наиболее типичные проявления национальных характеров . Люди одной нации пишут разными почерками , отражая свои различия в индивидуальностях .
Американский почерк – свободный и размашистый . Он представляет собой сочетание многих национальных традиций , потому что в этой молодой стране еще не до конца сложился национальный стиль почерка .
Письмо в Китае и Японии , арабское письмо и иврит , а также другие виды письменности принципиальным образом отличаются от латинской . Однако графолог может без особого труда сделать соответствующий анализ . В этих случаях будут приниматься во внимание размеры букв , нажим , поля и другие характеристики письма . Китайское и японское письмо не является почерком в нашем смысле этого слова . Однако ученые Китая и Японии утверждают , что они могут анализировать характер человека , исследуя те слова – картинки , которые китайцы и японцы изображают на бумаге .
В то же время , хотя у почерков существуют определенные национальные особенности , графолог не может сказать : «Вы родились в Англии , или во Франции , или в Германии» , лишь взглянув на образец почерка . Автор письма мог быть рожден в одной из этих стран , но еще в детстве переехать в США , где его научили писать в американской школе , и поэтому его почерк носит американские черты . Таким образом , по почерку можно будет скорее узнать страну , в которой обучался писать человек или национальность его учителя , который занимался обучением письму , но не страну рождения
Несмотря на наличие у почерка национальных особенностей , это не влияет на характер анализа . Правда , делается скидка на крайности : угловатость германского почерка , мелкость и вертикальность английского и т. д. В целом же , графолог осуществляет анализ так , чтобы вариации не стали препятствием в достижении результатов .
4. Как проводить анализ почерка .
Идеальный образец почерка должен быть на большом листе обычной белой бумаги , не разлинованной и без полей . Для текста лучше не переписывать что – либо из книги или газеты , а предложить человеку написать то , что приходит ему в голову . В этом случае почерк будет более естественным .
Желательно получить и подпись человека , потому что подпись отличается от остального текста .
Помимо образца почерка , полученного непосредственно для анализа , желательно наличие образчика письма , подготовленного ранее , когда испытуемый не знал о том , что будет проводиться анализ его почерка .
Если для образца выбрано письмо , состоящее из нескольких страничек , обращайте внимание на последнюю страницу , так как к концу письма автор уже не прилагает сознательные усилия для того , чтобы покрасивее выводить буквы . На последней странице почерк максимально естественен .
Анализ почерка осуществляется одинаково вне зависимости от пола писавшего .
Для того , чтобы получше , с максимальной тщательностью рассмотреть черточки и крючки , которые часто появляются перед началом буквы или в ее конце , рекомендуется пользоваться увеличительным стеклом .
Следует подчеркнуть , что ни одна черта не имеет абсолютного значения , на основе которой следует исследовать каждый почерк . Различные черты характера , проявившиеся в почерке должны рассматриваться индивидуально , прежде чем будет подведен окончательный итог . Допустим , написание одной буквы может свидетельствовать о склонности человека к промедлению . Однако , рассматривая весь образец почерка мы можем увидеть , что человек написал эту же букву по – другому или же в его письме есть другие признаки , которые не позволяют утверждать о медлительности . В этом случае одиночный показатель , который не подтвержден другими данными , можно игнорировать .
Опытный профессиональный графолог быстро улавливает различные вариации и сопоставляет различные признаки , достигая правильного решения .
Часто противники графологии приводят в качестве довода о несостоятельности этой науки то , что в школе всех обучают писать одинаково . Однако тут стоит заметить , что люди в дальнейшем не сохраняют это единообразие . По прошествии короткого времени большинство учеников начинают писать различно и таким образом проявляют индивидуальные черты характера и ума . Развитие ума и изменения в характере неизбежно вызывают соответствующие изменения и в написании букв .
Приводятся и замечания о том , что люди одной профессии не пишут одинаково . Ответ здесь таков : «Работа не формирует характер . Учитель может быть щедрым и скупым , скромным и агрессивным , но это вовсе не означает , что он не подходит для преподавательской работы . У врача может быть чувство юмора или он может быть серьезным , он может быть романтиком или рационалистом , но из этого не следует , что он не может быть хорошим врачом .»
Можно услышать и высказывания о том , что письмо – это просто работа мышц и мускулов . Но это не так . Почерк – это внешнее проявление ума и других сторон личности . Если бы почерк был лишь результатом работы мышц и мускулов , он бы не раскрывал человеческих эмоций . Бывали случаи , когда человек повредил свою правую руку , и ему приходилось обучиться писать левой рукой . Хотя на первый взгляд слова , написанные левой рукой отличаются от тех , что написаны правой , открываются все те же основные черты , которые очевидны в написании слов левой рукой . Люди , которые потеряли обе руки , обучаются использованию ног для письма , и даже в этих случаях проявляются те же закономерности характера .
Надо заметить , что нельзя давать определенный ответ на вопрос : «Это – хороший или плохой почерк ?» . Графолог анализирует характер , но не выносит суждений относительно него . Каждый почерк является индивидуальным для аналитика , и его дело указать благоприятные и слабые черты личности , проявляющиеся в почерке , а не выносить суждения . Можно сказать , что в каждом почерке есть своя доля плохих и хороших черт , но то , что для одного может быть достоинством , для другого может явиться недостатком или слабостью .
5. АНАЛИЗ ПОЧЕРКА .
5.1 Кто правит : ум или сердце ?
В Д А
ГД
Наклон в почерке – вправо , влево , или отсутствие какого – либо наклона , --- все это важно для графолога . Степень привязанности и способности их выражать измеряются «шкалой эмоций» . Опытному графологу , натренировавшему свой глаз , изучая почерки , не надо производить измерений и он сразу же может определить величину наклона .
А. Это самый обычный наклон в почерке . Он раскрывает теплую , дружелюбную натуру . Так пишет человек , который открыто выражает свои чувства . Однако это – не очень импульсивная натура , и такой человек может держать свои эмоции под контролем . Человек , который пишет с таким наклоном , может ладить с другими людьми , потому , что в его характере существует искренняя тяга к общению , и он не будет счастлив , если будет долго находиться в одиночестве .
Когда такой человек влюблен , он не любит скрывать свои чувства , и он хочет , чтобы предмет его чувств отвечал ему взаимностью . Когда человек с наклоном «А» женится или выходит замуж , он (она) не желает сидеть дома у домашнего очага , а получает удовольствие от общественной жизни вне дома и любит принимать у себя дома своих друзей .
Б. Здесь проявляются более крайние черты . В то время , как такой наклон показывает наличие привязанности и желание выставить напоказ свои чувства , эти черты носят более ярко выраженный характер , чем при наклоне «А» . Наклон «Б» отражает большую энергию и энтузиазм в восприятии новых идей . Здесь романтические импульсы более горячи . Если человек , пишущий таким почерком , влюбляется , то он «влюбляется по уши» , «влюбляется с первого взгляда» . Он может быть очень уязвлен , если тот , кого он любит , обращает внимание на кого – нибудь кроме него . Наклон «Б» отражает тенденцию к собственническому началу в любви . Разумеется , одиночество противопоказано для этих людей . Они постоянно нуждаются в активности . Они постоянно хотят встречаться с новыми людьми .
Когда влюбляется человек , пишущий с наклоном «Б» , надо отдавать себе отчет в том , что он нуждается в ярком и интересном окружении . Такая романтическая и эмоциональная натура нуждается в том , чтобы ее постоянно питали взаимное восхищение , а , возможно , и лесть в умеренных дозах .
В. Когда пишут с наклоном назад , это является признаком того , что интеллект контролирует эмоции . Если Вы хотите завоевать сердце любого человека , который пишет с наклоном назад , то знайте : путь к этому сердцу лежит через его голову . Такой человек способен полюбить , но только в том случае , если он получит разрешение ума . Поэтому для такого человека характерны внешние проявления чувств , а энтузиазм сдерживается .
Следует высказать одно предупреждение для тех , кто анализирует почерк с наклоном «В» : если Вы видите такой почерк у очень молодых людей , спросите их , всегда ли они так писали , и когда изменили свой почерк от наклона вправо к наклону влево . В возрасте наступает определенная стадия развития , когда молодые люди чувствуют , что они стали уже достаточно взрослыми и умудренными , чтобы возвыситься над чувствами . Они считают себя глубокими интеллектуалами и , по их мнению , они находятся намного выше таких «заземленных» как дела сердечные . Но они выдают свой характер почерком , который остается юным , с характерными для этого возраста большими и круглыми формами букв .
Г. Те же черты контроля ума над сердцем , что присутствуют в наклоне «В» , проявляются и здесь . Однако в данном случае подавление чувств более ярко выражено . Интересно , что человек , пишущий с наклоном «Г» , может быть столь же эмоционален , как и человек , который пишет с наклоном «Б». Но в то время , как пишущий с резким наклоном вправо («Б») открыто проявляет свои эмоции , человек , пишущий с наклоном влево («Г») --- крайне сдержан в проявлении своих сердечных чувств . Наклон «Г» также показывает тенденцию к скрытности . Такой человек производит впечатление холодности и сдержанности , хотя под этим внешним покровом может бушевать буря эмоций .
Д. Когда почерк является вертикальным и нет наклона ни вправо , ни влево , существует равновесие между умом и сердцем . Манера такого человека – сдержанна . Такой человек хочет разумно взвесить вещи , и он не подвержен неустойчивым чувствам и случайным движениям ума . Когда человек , пишущий вертикально , влюбляется , нельзя ожидать от него мгновенного выражения своих эмоций . Привязанности могут быть не выражены явно ; чувства могут быть раскрыты через проявления преданности , каждодневные знаки доброго отношения . Партнер по браку , который пишет вертикально , может в равной степени принимать и радости , и каждодневные заботы домашней жизни и принимать их со спокойствием , которое показывает , что ум и сердце уживаются в гармонии . Ни голова , ни сердце не бунтуют против друг друга .
Попадаются и почерки , которые не соответствуют ни одному из выше приведенных вариантов , а представляют собой сочетание букв , которые написаны с наклоном вправо , влево и вертикально . Бывает так , что целая строка написана с наклоном влево , а следующая – с наклоном вправо . Часто каждое слово меняет свой наклон . Подобный почерк свидетельствует о том , что его автор подвержен резким сменам настроения , которые также отражаются в смене наклонов . В этом случае интеллект и эмоции находятся в конфликте : ум желает одного , а сердце – другого , осторожность борется с импульсивностью . По этой причине люди , у которых наклон меняется , отличаются непостоянством и придирчивы к мелочам . Это объясняется не их доброй волей , а тем , что они являются жертвами неконтролируемых эмоций . Как правило те , ко пишут таким почерком , редко бывают одинаковыми в течение хотя бы пары дней и порой бывают оригинальными натурами и интересными людьми .
Может получиться , что почерк наклоняется в одну сторону , но при ближайшем рассмотрении можно обнаружить , что буква с петлей ( такие как «в» «д» «з» «у» «ц» «щ» ) наклонена в другую сторону . Например , слово наклонено вправо , а буква с петлей написана с наклоном влево . Это свидетельствует о том , что человек проявляет нерешительность , стоит ли ему встречать новых людей и принимать новые идеи .
Так же , как и в отношении других моментов графологии , по одному наклону нельзя окончательно определить степень эмоциональности и самоконтроля . Наклон почерка необходимо сопоставить с другими показателями .
Во всех случаях , когда люди , находящиеся в тесных контактах друг с другом , не находят общей почвы , графолог может сыграть важную роль . Он подскажет , кто находится под властью сердца , кем управляет холодная голова , а кто удерживает равновесие между тем и другим . Если же участники коллектива поймут основы своих характеров , они смогут добиться создания гармоничных отношений .
5.2 Оптимизм или пессимизм ?
1.
2.
3.
Для максимально верного анализа необходимо чтобы исследуемый текст был написан на не разлинованной бумаге , и чтобы пишущий сам соблюдал направление строки . Когда пишут на линованной бумаге , нет возможности определить , есть ли у почерка склонность «взбираться в гору» , «идти под горку» или же прыгать в разные стороны .
Почерк , который не отклоняется от воображаемой прямой линии , а идет по прямой , принадлежит человеку , которого не так легко расстроить мелкими событиями или заявлениями других люде . Такой человек тщательно обдумывает свои мысли и поступки и удерживает свои настроения под контролем .
Однако , если линии строк отклоняются от прямой , как это показано на рисунке , то это позволяет сделать ряд выводов :
1. Если линия почерка поднимается вверх , это – признак оптимизма . Такой человек не теряет духа , сохраняет веру и надежду и обычно является довольно амбициозным , стремясь продвинуться вперед . Люди , у которых строки убегают вверх , являются доброжелательными товарищами , они хорошо приспосабливаются к окружающей обстановке . Если строка взбегает вверх под большим углом , то пишущий – неисправимый оптимист , сужения которого часто бывают ошибочными из—за того , что он ходит по земле высоко задрав голову , и не замечает реальной окружающей обстановки . Тем не менее этот человек по – своему счастлив .
2. Противоположным примером является строка , которая все время опускается вниз . Пессимист не выражает энтузиазма и не возлагает больших надежд на новые идеи . Он склонен проявлять скепсис , когда сталкивается с ними . Если спуск строки вниз не столь ярко выражен , то возможно , что пессимизм представляет собой лишь смесь осторожности и критичности , а такая черта характера не является плохой . Резкий спуск строки вниз – это признак убежденного пессимиста , которого нелегко вывести из упаднического настроения . Графолог должен проявлять осторожность в общении с пессимистом и не слишком откровенно ставить диагноз «пессимизма» . Не исключено , что это лишь временное состояние человека . Хорошо бы просмотреть образцы почерков «пессимиста» , сделанные за некоторое время до данного анализа , и обратить внимание на то , не шла ли строка прямо , а , может быть , и наверх . Бывает так , что самый бодрый человек испытывает временное ухудшение здоровья , или на него сваливаются какие – нибудь несчастья , что вызывает у него депрессию . Такое состояние автоматически заставляет почерк спускаться вниз . Однако как только условия меняются , строка с удивительной быстротой возвращается к своему обычному положению – ровному или бегущему вверх .
3. В третьем примере мы имеем почерк человека с переменчивым настроением , у которого каждое слово может прыгать то вниз , то вверх . У такого человека настроения меняются постоянно в зависимости от времени , места , окружающих людей . Людям , у которых нет устойчивого направления в написании строки ( прямое , вверх , вниз ) , трудно приспособиться к любой работе , домашнему занятию или хобби , требующему тщательного соблюдения устойчивого порядка . Часто люди , обладающие таким почерком , не соглашаются с результатами его анализа . Порой это люди , занимающие хорошее положение и по всей видимости уверенные в себе . По этой причине почти абсурдно говорить им , что они являются жертвами своих неустойчивых настроений .
Очень часто бывает , что умный человек не добивается никакого успеха , даже в вещах , для которых он , казалось бы , создан . И он , и окружающие его люди удивляются ,почему он не добился ожидаемого успеха . Неудивительно обнаружить у таких людей (которые , судя по их уму и способностям , не могли потерпеть поражения) , что направления их строк и наклоны букв не отличаются постоянством , а то и дело меняются .
Стоит обратить особое внимание на то , как сочетаются направления строки и наклоны в буквах , о которых шла речь ранее . Обычно человек , который изменяет наклон букв то назад , то вправо , то вертикально , чередует и направления строки (вверх , вниз , прямо) . Тот же , кто пишет с постоянным наклоном (все равно в какую сторону или вертикально) , обычно пишет с одним и тем же направлением строки .
Во всех сферах человеческих отношений – дома , на работе , в школе или клубе – следует внимательнейшим образом учитывать реакции людей , которые обусловлены их интеллектом или эмоциями . Об этом знает графолог , и он исходит из этого при анализе почерка .
5.3 Щедрость или бережливость .
В почерке проявляется и тенденция к расточительству или скупости . Это можно узнать по расстоянию между словами и строками , а также по величине полей . Графолог должен обратить внимание на то , широки ли поля , узки ли они , или же бывают то узки , то широки . Возможны несколько вариантов :
1. Почти нет расстояния между словами . Строки явно наползают друг на друга . Это – явный признак бережливости . Чем меньше расстояния между словами и строками , тем более бережлив человек .
2. Большие расстояния между словам и строками показывают щедрость человека . Чем больше эти расстояния , тем больше усиливается тенденция к расточительству , пока растраты не становятся непрактичными и экстравагантными .
Надо заметить , что размеры букв не играют той решающей роли в определении щедрости или бережливости человека , которую играют пространства между словами и буквами в каждом слове .
Если слова и строки расположены тесно друг другу , а буквы – мелкие , то такой почерк свидетельствует о большой бережливости . Такой человек не только не позволяет больших трат на других людей ил на внешние цели , но склонен тщательно взвешивать расходы на собственные нужды . В то же время , если такой мелкий почерк сочетается с большими расстояниями между словами , то , хотя он не склонен много тратить на себя , он щедр в отношении других людей .
Если человек оставляет небольшие расстояния между словами и строками , а буквы – крупные , он также является бережливым . Крупные буквы и большие расстояния между ними показывают , что щедрость человека не знает предела .
Размер полей является дополнительным показателем , позволяющим графологу определить степень расточительности или прижимистости человека . Вот о чем смогут рассказать поля:
Широкие поля со всех сторон листа свидетельствуют о хорошем вкусе , инстинктивной тяге к изысканным предметам . Наличие широких полей , пропорционально окружающих страницу со всех сторон , -- признак не только щедрости , но и рассудительности , позволяющей приобретать на деньги наиболее ценные вещи . Широкие поля слева и справа при отсутствии полей внизу и наверху – это также признак щедрости , но не свидетельствует о рассудительности . Широкие поля , оставленные лишь слева , являются проявлением расточительного поведения , с которым пытается бороться человек . В конечном счете это может приводить к действиям , когда человек «выгадывает на копейку , но теряет рубль» , пытаясь компенсировать крупные растраты мелочной экономией .
Узкие поля , оставленные слева (при широких полях справа) означают , что человек заставляет себя экономить , но у него это плохо получается , так как он гораздо больше любит тратить , а не сберегать средства. Возможно , такой человек любит пускаться в рассуждения о строгом бюджете семьи , но весьма сомнительно , умеет ли он это осуществлять .
Нижеследующие рисунки помогут определить основные тенденции в отношении к расходам , которые проявляются в почерке :
1. Узкие поля наверху ,
но они становятся шире
и шире внизу .
2. Широкие поля наверху ,
но они становятся все
уже и уже внизу .
3.Прямой линии
полей нет – она
вьется то туда ,
то сюда и нигде
не бывает ровной .
1. В первом примере так пишет человек , который по природе любит тратить деньги , на которые вынужден экономить либо в силу сложившихся обстоятельств , либо под влиянием принятого им «разумного решения» . Такой человек может поставить свои расходы под строгий контроль , откладывая регулярно определенную сумму в день , но затем совершает набеги на свои хранилища , в результате чего к концу месяца они остаются пустыми . И все же такой человек не теряет надежды . Он начинает экономить снова , но , конечно , его природная расточительность одерживает над ним верх .
2. В данном случае можно прийти к выводу , что временные всплески расточительства быстро подавляются внутренним призывом к бережливости . Порой у такого человека возникают приливы щедрости , при первой встрече может показаться , что человек швыряет деньги направо и налево . Однако сведение поля на нет показывает , что этой щедрости хватает ненадолго , его одолевает страсть к бережливости .
3. Такое поле показывает лихорадочное отношение к финансам . Такие люди могут сорить деньгами под влиянием импульса , не способны продумать свой бюджет и контролировать свои расходы . Они тратят , пока есть деньги . Но как только они не обнаруживают , что на мели , они легко приспосабливаются к скромному образу жизни . Такие люди не меряют жизнь или людей по ценнику . Они видят в деньгах средство , а не цель . Как и те , кто пишет по первому образцу , эти люди могут составлять планы и давать себе обещания жить по средствам , но не видят никакой радости в методичных расходах и редко выполняют свои планы о строгом контроле над бюджетом .
Ровные узкие поля слева и справа показывают , что человек проявляет бережливость и разумную расчетливость в своих поступках . Когда же весь лист занят письмом , а полей нет или почти нет , это показатель того , что человек стремится выжать максимум из имеющихся у него денег . Но порой такие люди имеют неправильное представление о том , как следует экономить и что является ценным , а что – нет , и они допускают серьезны ошибки в свои поступках .
5.4 Чувство юмора и воображение .
Даже точки над буквой «ё» имеют большое значение при анализе почерка . Многие думают , что нет никакой разницы между точками над «ё» и теми , что ставят в конце предложения. На самом же деле при внимательном анализе можно обнаружить точки различного написания . Например :
1. Волнистые линии , полуокружья , полумесяцы или либо любые другие забавно выглядящие формы свидетельствуют о наличии чувства юмора . Чем необычнее изображение точек , помещенных над буквой «ё» , тем острее чувство юмора у человека и его способность изображать других людей или подражать их поведению .
2. Когда точки невелики , поставлены с небольшим нажимом и прямо над буквой , чувство юмора неярко выражено . Этот человек серьезен и не позволяет своему воображению заходить слишком далеко . Чем более тщательно написаны точки над «ё» , чем ровнее они поставлены над буквой , тем более взвешен и осмотрителен человек .
3. Точки , тщательно поставленные и написанные с сильным нажимом , свидетельствуют о наличии черт характера , описанных в предыдущем случае , но здесь они имеют большую силу . Такой человек более склонен настаивать на своем .
4. Более тяжеловесные точки и направленные слегка вниз свидетельствуют об упрямстве . Такой человек нелегко меняет свои взгляды и готов отстаивать их с исключительным упорством .
5. Точки , нарисованные в виде палатки , показывают наличие у человека особого ума и тонкого юмора . Такой человек не принимает новые идеи без разбора . Он постоянно хочет докопаться до самых основ и дать происходящему свою оценку . Чувство юмора заставляет его смягчать чрезмерную критичность своих замечаний .
6. Точки , которые высоко парят над буквой «ё» , свидетельствуют о живом воображении . У такого человека живой ум , и он люби новые идеи и развлечения . Иногда он ставит простые точки , иногда – прямые черточки или другие штрихи , но в любом случае он ставит их высоко над буквой .
7. Кружки над буквой «ё» могут затруднять анализ , потому что в одном почерке такие кружки могут иметь одно значение , а в другом – совсем иное . Обычно такие кружочки означают художественную натуру . Он тянется к прекрасному и хочет пребывать в красивом окружении . Если почерк прост и лишен украшательств , то художественное воображение направляется в творческую деятельность или домашние увлечения , связанные с художественным творчеством . Но если подобные кружочки над буквой «ё» появляются там , где много завитушек , они могут означать мечтания о художественном творчестве , а не реальную способность к такой деятельности .
Обращая внимание на «ё» , можно к удивлению обнаружить самые различные способы ставить точки над этой буквой . В этом случае видно , что человек позволяет своему воображению опробовать самые различные идеи . Такому человек быстро надоедает все повторяющееся и привычное .
С другой стороны , точки могут не меняться на протяжении всего письма . В таком случае мы имеем дело с постоянством ума . Такой человек не скачет от одной идеи к другой и проявляет способность к концентрации в мышлении и работе .
Но буква «ё» может писаться и без точек . Это может означать торопливость пишущего , и в этом случае отсутствие точек должно остаться без внимания . Однако , если точки игнорируются постоянно , то это свидетельствует либо о рассеянности пишущего , либо о его невнимании к деталям . Такой человек может также забывать перечеркнут цифру «7» .
Здесь можно сказать несколько слов и о точках в конце предложения . Можно увидеть , что некоторые люди ставят вместо точек штрихи . Это показывает наличие энтузиазма и воображения . Черты характера , описанные в примере 7 , можно обнаружить и у людей , которые ставят вместо обычной точки небольшой кружок .
5.5 Разборчивость .
Некоторые люди , которые плохо разбираются в графологии , порой выносят поспешные суждения относительно человека , от которого они получили письмо . Как правило , четкость и красота почерка воспринимаются как индикаторы интеллекта . Но это далеко не так .
Часто у человека , обладающего , так называемым , «красивым» почерком , умственные реакции замедлены , а человек с неразборчивым почерком может быть очень умным или , по крайней мере , неглупым , но необразованным . Поэтому так неправильно судить о внутренней сути человека по внешнему виду почерка , как считать , что люди с красивыми лицами обладают хорошим характером , а внешне некрасивые – дурным . Рассмотрим некоторые возможные варианты .
1. Пример ясного , разборчивого письма . Буквы выписаны медленно и тщательно . В почерке нет заметных букв , привлекающих внимание . Их отсутствие показывает , что этот человек обладает способностью все взвешивать тщательно . В то же время у него нет ярко выраженного стремления к независимости . Такой разборчивый почерк свидетельствует о готовности сотрудничать с другими людьми и склонности человека поддаваться господствующим суждениям . Такое письмо принадлежит умному человеку , но не склонному к независимой интеллектуальной работе .
2. Почерк разборчив , а буквы заметны и оригинальны в начертании . Это показывает наличие творческого ума , интеллектуальной любознательности и способности ясно мыслить . Если в разборчивом почерке есть заметные буквы , а заглавные буквы лишены вычурностей и завитушек , то это – яркая , интересная личность , способная приспособиться к новой обстановке и желающая попробовать новые идеи .
3. Неразборчивый почерк с беспорядочными , сваленными в кучу буквами – признак ума , неспособного к ясному , логичному мышлению . Такая неразборчивость почерка – не продукт творческого мышления , а результат нетерпеливости , подозрительности и нежелания раскрыть свой ум для усвоения новых идей . Человека , который пишет так неразборчиво , часто трудно понять и ему нелегко обрести счастье в личной жизни . Для него характерна частая смена настроений , неразумное отношение к своим финансам , когда беспутные траты чередуются с приливами жадности .
4. На первый взгляд почерк неразборчив , но , приглядевшись , его можно без труда разобрать . Буквы просто написаны . Здесь нет никаких попыток приукрасить их завитушками . Напротив , заметно стремление убрать как можно больше штрихов . Такой почерк получается при большой скорости письма и отражает быстрый ум . Ум , который добирается до самой сути , может творчески формулировать свои мысли , легко схватывать чужие идеи , мыслить независимо , обычно и порождает такой , «неразборчивый» , почерк .
Некоторая неразборчивость в почерке может быть вызвана временной или постоянной болезнью , нервным расстройством , психическим состоянием или старостью . Поэтому , когда почерк неразборчив из – за того , что буквы прыгают и написаны неодинаково , то графологу лучше не торопиться с выводами , а проявить осторожность .
Прежде , чем выносить однозначное суждение о почерке только на основе того , разборчив он или нет , следует разобрать все другие признаки , а затем обратить внимание на внешний вид .
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .
По сути дела нет ни одной стороны человеческой жизни , где бы графология не могла бы найти плодотворного применения . Она чрезвычайно полезна в отношения между начальником и подчиненным , между учителем и учеником , между мужем и женой , между родителем и ребенком .
Не все профессиональные графологи используют одни и те же приемы при анализе почерка . Некоторые начинают с разбора отдельных букв и мелких деталей . Другие предпочитают начать с общего вида страницы , а затем переходят к разбору различных факторов . Однако в конечном счете все они приходят к одинаковым результатам .
Все это лишь доказывает состоятельность графологии как отдельной науки , возможности которой чрезвычайно широки . Графология – объективна , ее правила действуют независимо от желания человека , поэтому тестирование при помощи графологии является одним из самых надежных средств на пути познания личности .
Тем ценнее опыт , выработанный графологами на протяжении многих лет упорного труда . В наше время , когда старые методы подбора персонала лишь по профессиональному признаку уступают место новым , более современным теориям , у графологии есть отличные шансы на то , чтобы стать одним из важнейших методов личностного тестирования . Все возможности для этого у нее имеются .
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Вудкок М. , Фрэнсис Д. «Раскрепощенный менеджер : для руководителя – практика» . Пер. с англ. – М.: Дело , 1991
2. Иванцевич Дж. М. , Лобанов А. А. «Человеческие ресурсы управления : основы управления персоналом». – М.: Дело, 1993
3. Кибанов А. Я. , Захаров Д. К. «Организация управления персоналом на предприятии» . М.: Машиностроение , 1991
4. Сара Д. «Тайны почерка» М.: Вече, Персей, АСТ , 1996
5. Щекин Г. «Профессия – менеджер по кадрам // Кадры , персонал . – М.: 1993