Демографическая ситуация и социальная политика Российской Федерации



СОДЕРЖАНИЕ:
Введение
1. Данные о численности населения
1.1 Перепись населения как инструмент оценки демографической ситуации
1.2 Демографическая политика
2. Демографическая ситуация в Российской Федерации
2.1 Демографическая политика в России: успехи и поражения
3. Социальная политика Российской Федерации
3.1 Специфика современного российского государства как основного социального института общества
3.2 Социальная политика государства
Заключение
Список литературы


Введение
Для своей курсовой работы я выбрала тему "Демографическая ситуация и социальная политика в Российской Федерации". Эта тема интересна мне по нескольким причинам: во-первых, сложность демографической ситуации в России очевидна для большинства населения России. Средства массовой информации, периодически поднимая эту тему, информируют людей, приводя страшные цифры статистики. Мы являемся наблюдателями "старения нации". Поэтому в своей работе я постаралась раскрыть само понятие "демография", показать в числах статистических исследований тенденции демографических процессов в России, проанализировать ситуацию.
Во-вторых, демографическая ситуация через демографическую политику тесно связана с социальной политикой государства. В главе, посвященной социальной политике, я постаралась раскрыть основные принципы, аспекты и особенности социальной политики в Российской Федерации, тем более, что эта тема затрагивает интересы всех проживающих на территории России.
1. Данные о численности населения

Я считаю, что данная тема не будет раскрыта полностью без уточнения самого понятия "демография". "Демография- это наука о законах воспроизводства населения в их общественно-исторической обусловленности. Демография изучает закономерности явлений и процессов, из которых в совокупности складывается процесс воспроизводства населения (рождаемость, смертность, брачность), половозрастную и брачно-семейную структуры населения, их зависимость от условий жизни, особенностей культуры, факторов природной среды и др. На этой основе демография познает законы (причины) уровня и динамики демографических процессов, разрабатывает прогнозы будущей численности и состава населения, а также меры по управлению демографическими процессами. На сегодняшний момент в демографии все шире и чаще используются методы социологии и социальной психологии"1.

1.1 Перепись населения как инструмент оценки демографической ситуации
Первая оценка численности населения мира была сделана в 1682 г. родоначальником классической политической экономии англичанином сэром Уильямом Петти. Он считал, что к концу 17 в. численность проживающих на Земле людей составила 320 млн. человек (по современным демографическим оценкам, численность была в то время почти в 2 раза больше).
Точные данные о численности населения страны дают переписи - одновременный сбор статистической информации обо всех жителях. Чтобы обеспечить качественное проведение переписи, необходимо обучить счетчиков, которые в один день должны заполнить опросные листы на всех граждан страны с информацией о возрасте, поле, количестве детей в семье, образовании, национальности и пр. Результаты переписей служат основой для государственной социально-экономической политики, планирования экономического роста, доходных и расходных статей бюджета.
Переписи населения - чрезвычайно дорогостоящее мероприятие, и поэтому проводить их регулярно - раз в 10 лет, как рекомендует ООН, могут только государства, имеющие достаточные финансовые ресурсы.
Побудительным мотивом проведения первых переписей населения было упорядочение налогообложения. К середине 17 в. состоялись переписи в Скандинавских странах, в Австро-Венгрии, в 1790 г. - в США.
В течение 19 в. в большинстве европейских (в 1801 г. в Британии, в 1897 г. в Российской империи) и в некоторых латиноамериканских странах впервые были получены официальные данные о численности населения.
В странах Азии впервые переписи были проведены только после второй мировой войны, за исключением Индии(1867-1872гг.) и Японии (1920г.).
Особенно остро стоит проблема учета населения в развивающихся странах, где нехватка финансовых ресурсов, плохая доступность внутренних районов и неграмотность населения не позволяют получить качественных результатов. Кроме того, при проведении переписей четко прослеживаются две противоположные тенденции: завышения численности населения, из-за соображений престижа и занижения численности населения - в основном для снижения суммы подушевых налогов, приходящихся на одну семью.
1.2 Демографическая политика
Необходимость проведения демографической политики, т. е. воздействия государства на процессы рождаемости, признана практически всеми странами мира, независимо от демографической ситуации и темпов роста населения. Целью демографической политики является изменение или поддержка существующих в данный период времени демографических тенденций.
В зависимости от демографической ситуации существуют два основных типа политики: 1) направленная на повышение рождаемости (типична для экономически развитых стран) и 2) направленная на снижение рождаемости (необходима для стран развивающихся). Часто практическое осуществление демографической политики сопряжено как с трудностями морально-этического плана, так и с нехваткой финансовых средств.
2. Демографическая ситуация в Российской Федерации

Вся территория России, за исключением некоторых арктических районов, практически заселена, но заселена крайне неравномерно. Средняя плотность населения - 8.5 человек на 1 кв. км. Средняя плотность населения по европейской части России составляет 27 человек на кв. км, а в азиатской - около 2 человек на кв. км. Наибольшая плотность населения наблюдается в Центральной России, которая уменьшается постепенно к северу, югу и востоку.
Демографические показатели - наиболее верные (с точки зрения объективности отражения) индикаторы жизни общества. Они отражают наиболее глубинные тенденции происходящих изменений в социальной сфере жизни общества. Сложность в проведении экономической реформы отразилась в изменении социальной структуры общества и демографической ситуации.
Численность населения Российской Федерации (по данным Госкомстата России2) на конец 1997 года составила 149,4 млн. человек, в том числе 109,5 млн. горожан (73,2%) и 39,9 млн. жителей села (26,8%). В 1997 году статус официально зарегистрированных безработных имели 1,6% трудоспособного населения (общие размеры скрытой безработицы оцениваются в 14-16%). Неблагоприятны тенденции развития демографической обстановки. Сокращение общего числа россиян за 1997 год превысило 350 тыс. человек (т.е. уменьшилось на 0.3%). В 1998 г. на 1000 человек населения приходилось: родившихся-13 и умерших-11.Уменьшение численности населения отмечается в 49 регионах страны (из 89 субъектов РФ), где проживает 61% всего населения страны. Наиболее заметно уменьшилось за последний год население Чукотки (на 9%), Магаданской (на 6%), Камчатской (на 3.7%), Мурманской, Сахалинской областей.
Естественный прирост населения сохраняется только в Калмыкии, Дагестане, Алтае, Туве, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Чечне, Тыве, Сахе, а также Тюменской области. Общий коэффициент естественного прироста по России в среднем равен -0,3.
Для современного этапа демографического развития России характерно повсеместное сокращение рождаемости, особенно интенсивное в больших городах. Общий коэффициент рождаемости (число родившихся на 1000 населения) - 13. Столица-Москва не является исключением. Уровень рождаемости составляет 7.7 промилле (7.7 на 1000 жителей). Такая рождаемость не обеспечивает даже простого воспроизводства населения. При этом растет общий коэффициент смертности (13,3 человека на 1000 родившихся); в том числе младенческая смертность, наиболее наглядный индикатор уровня социально-экономического благополучия населения, качества жизни, уровня медицинского обслуживания. Число детей, умерших в возрасте до одного года, на 1000 родившихся, - 24,4. Общие коэффициенты брачности - 7,9, разводимости - 3,7.Ожидаемая продолжительность жизни при рождении для мужчин - 57,7, для женщин - 71,3 года.
По приведенным цифрам видно, что государству необходимо принять и запустить в действие программы, способствующие повышению уровня рождаемости, повышению эффективности полового воспитания и оказывать помощь молодым семьям.
2.1 Демографическая политика в России: успехи и поражения
В 1995 году началась работа над глобальным проектом "Половое воспитание российских школьников", который финансировал фонд ООН по народонаселению. 22 апреля 1997 года проект был приостановлен приказом Министерства образования. Фонд ООН по народонаселению заморозил финансирование; из обещанных 750 тысяч долларов не было израсходовано и двадцатой части...
Вот еще некоторые тревожные цифры (по данным ООН3): в 1997 году почти 240 тысяч девушек-подростков сделали аборт. Заболеваемость сифилисом выросла среди подростков 15-17 лет - в 70 раз, до 14 лет - в 89 раз, от 18 до 19 лет - в 56 раз. Легализовав в 1955 году аборты, Советская власть не позаботилась предложить своим гражданам какую-либо альтернативу. Клиник планирования семьи в СССР не было. В 1972 году Минздрав СССР разослал специальное письмо о вреде гормональных таблеток. В результате к 1990 году меньше 19% женщин пользовались гормональными контрацептивами и внутриматочными спиралями, а по сегодняшнюю пору из 34 миллионов россиянок фертильного возраста 5 миллионов бесплодны - в основном из-за последствий абортов.
Для того, чтобы изменить что-то к лучшему в России, в 1991 году возникла Российская ассоциация планирования семьи. Начала РАПС с обучения врачей современной гормональной контрацепции, а к середине 90-х РАПС приняла участие в разработке проекта закона "О репродуктивных правах граждан" и в реализации федеральной программы "Планирование семьи".
Первый фактически должен был стать конституцией в области репродуктивного здоровья: в нем впервые в истории России законодательно закреплялись права на деторождение, планирование семьи, использование контрацепции, информацию обо всех ее способах. Документ революционный для нашей страны: в нем впервые прозвучало понятие "репродуктивные права", которое ныне применяется во всем мире. Однако этот документ уже пять лет лежит под сукном в Госдуме, и шансов на принятие у него никаких.
Федеральной программе "Планирование семьи" повезло больше: с 1994 года она шла в бюджете отдельной строкой. Упор в ней делался в соответствии с названием на создание по всей стране сети центров планирования семьи, где и взрослые, и подростки могли анонимно и бесплатно пройти медосмотр, поговорить с психологом, получить всю информацию о контрацептивах, а главное - сами контрацептивы. Малообеспеченные, многодетные и студенческие семьи бесплатно обеспечивали самыми современными гормональными таблетками, разумеется, только по желанию и после консультации с врачом. Результаты оказались потрясающими: за 4 года действия программы количество абортов в России снизилось почти на 30% - как у взрослых, так и у подростков. Ведущие специалисты- медики признали "Планирование семьи" одной из самых эффективных программ в области здравоохранения за все десятилетие.
А 2 февраля 1998 года в Госдуме "Планирование семьи" была исключена из бюджета абсолютным большинством голосов.
Некоторое время центры планирования семьи работали на старых запасах и втайне надеялись, что депутаты одумаются и вернут программу на следующий год. Потом грянул кризис и программу так и не вернули.
Как видно из приведенных данных, демографическая ситуация в России крайне неблагоприятная. Учитывая нынешнее состояние экономики, безрезультатную демографическую политику государства можно сделать вывод о продолжении неблагоприятных тенденций в демографической сфере.

3. Социальная политика Российской Федерации
3.1 Специфика современного российского государства как основного социального института общества
Содержание социальной политики заключается в деятельности государства и других политических институтов по управлению развитием социальной сферы общества. Важно подчеркнуть, что социальная политика является своеобразной концентрацией всех иных видов политики, ибо она направлена на специфический объект - социальные отношения.
Ясно, что социальная политика в современном мире осуществляется прежде всего государством. Государство является одним из политических социальных институтов как исторически сложившихся форм организации совместной жизнедеятельности людей.
Характеризуя социальную политику современного российского государства, надо иметь в виду и такой факт, как распад единого союзного государства и сокращение территории российского государства, на которую распространяется его юрисдикция.
Ситуация состоит в том, что на территориях ныне суверенных государств, образованных на пространствах разрушенного СССР, остались значительные по численности родственные россиянам группы (в том числе более 25 миллионов русских), которые не могут ныне пользоваться полной поддержкой российских властей. Их социальное положение усугубляется националистической политикой правящих кругов некоторых государств. Примерами этому может служить не только положение русских и других групп в Прибалтике. Иллюстрация этого - принятый парламентом Киргизии закон о земле, которая отныне является национальным достоянием киргизского населения (напомним, что в республике киргизы составляют только 52%). В других странах принят Закон о языке, ущемляющий права русскоязычного населения и т.д.
Отсюда следует вывод, что социальная политика российского государства должна быть направлена не только внутрь страны, но и во вне. Российское государство должно приложить максимум усилий для социальной защиты не только своих граждан (имеющих российские паспорта) но и всех русскоязычных, проживающих в ближнем зарубежье, добиваясь дипломатическими и иными средствами соблюдения прав человека в этих государствах.
Теперь коротко об основных направлениях социальной политики государства.
3.2 Социальная политика государства
Если верно утверждение, что политика выступает концентрированным выражением всех сторон общественной жизни, то не менее верным может быть толкование социальной политики как специфической концентрации всех видов политики, направленной на управление существованием, функционированием и развитием социальной сферы. В социальной сфере можно выделить три важнейших составляющих. Во-первых, это социальная структура общества как дифференциация людей по общественным и социальным группам и отношениям между ними. Во-вторых, это социальная инфраструктура как совокупность отраслей, обслуживающих человека, способствующих воспроизводству его непосредственной жизни. В-третьих, это возможности (для каждого конкретного человека, группы, слоя) доступа к ценностям, благам и услугам; гарантий и прав личностей, условия труда человека, быта, досуга, здоровья; возможности определения профессий и места жительства, участия в управлении, социального и профессионального продвижения и перемещения.
Именно концентрация на указанных направлениях должна стать основой социальной политики государства.
Ориентацию социальной политики государства можно конкретизировать по двум линиям:
1. Учет и эффективная реализация основных направлений социальной работы, социальной зашиты людей: социальное обеспечение, социальное страхование, социальная помощь, социальная опека, социальный контроль и т.д.
2. Направленности на основные социальные объекты, нуждающиеся в социальной защите: пенсионеры, дети-сироты, беженцы, инвалиды, безработные и т.д.
Учитывая структурные элементы социальной сферы необходимо особое внимание обратить на такие аспекты социальной политики государства, которые связаны с функционированием социальной структуры общества. Реально существующая ныне в России социальная дифференциация далеко не соответствует формальному делению людей на рабочих, крестьян, интеллигенцию, предпринимателей и т.д. Объясняется это нарушением нормального функционирования экономических отношений, реализацией закона разделения труда с учетом его качества и количества, квалификацией и профессиональной подготовки работников. Это возможно в кризисных условиях, на переходных этапах, что особенно характерно в переходные периоды жизни общества, коренных изменений существующих общественно-политических и социально-экономических отношений или их замены на противоположные по своему характеру и содержанию. Именно такой период переживает ныне наша страна.
Нынешняя социальная структура России несовершенна, в определенном смысле "бесструктурна", противоречива. Для нее характерно преобладание значительных маргинальных слоев (безработных, беженцев, нищих), не связанных собственно с производством. Преобладают крайние группы в материальном отношении: свехбогатые и сверхбедные, причем в соотношении по уровню доходов примерно 1:20-50 и более по данным разных источников. Сверхбедные включают в себя представителей классических общественных классов, слоев и групп, сельское и городское население, людей умственного (особенно) и физического труда, значительные массы социально-этнических групп, прежде всего в районах боевых, военных действий, включая русскоязычное население в бывших союзных республиках, где формально боевых действий и не наблюдается.
"В свое время английский социолог Чарльз Бут (1840-1916 г.) предложил новую классификацию населения Лондона, разделив его на три класса - "низший", "средний" и "высший", рассматривая в качестве критерия количество комнат, занимаемых семьей, и число слуг, нанятых ею. Если предложенные критерии и вызывают сомнения, то сам принцип деления населения на три класса вполне приемлем и реально отражает существующую структуру, если иметь в виду количество и качество материальных и духовных благ, доступных тем или иным слоям населения. Не случайно поэтому данная классификация широко используется социологами Запада."4
Следует отметить, что соотношение трех названных классов у нас и на Западе является совершенно неизмеримым. Если на Западе (точнее сказать, в высокоразвитых странах) самым многочисленным является средний класс, который постепенно поглощает крайние классы, то у нас в России самым многочисленным является низший класс. Что касается среднего класса, то его удельный вес может повышаться при условии нормализации экономических и политических процессов, повышения производительности труда, стабилизации общества в целом.
Представляется, что в современных условиях России социальная политика как раз и должна быть направлена на создание "среднего класса", в том числе с цель создания социальной базы управленческих государственных структур, как фактор стабильности в обществе. От этого выиграет и общество в целом, и значительные слои населения. Чем мощнее "средний класс", тем меньше маргинальных слоев. Этот фактор также в значительной мере способствует решению проблемы социальной защиты, уже не говоря о повышенной социальной стабильности в обществе. А в условиях стабильности легче решать проблемы социального обеспечения, социальной защиты людей.
Социальная политика государства может иметь различные измерения: экономическое, организационное, правовое, собственно социальное, культурологическое, экологическое, личностное. Поэтому возможна количественная и качественная характеристика проводимой государством социальной политики. Среди этих характеристик объективных критериев наиболее важное значение имеют: практическая реализация социальной справедливости в обществе; учет социальных интересов различных групп и слоев населения с точки зрения действительного удовлетворения их рациональных потребностей; и, конечно же, социальная защищенность, как уже отмечалось малоимущих слоев, детей, пенсионеров, безработных, беженцев, тяжело больных и т.д.
Остановимся на одной из важнейших характеристик социальной политики - социальной справедливости. Социальная справедливость является диалектическим понятием, означающим, с одной стороны, степень обоснованного равенства, а с другой - сохраняющегося неравенства. Это проявляется, в частности, в том, что в любом цивилизованном обществе власти стараются контролировать реализацию "потребительской корзины", необходимость обеспечения каждой семье, каждому человеку минимального дохода, дающего возможность физиологического существования и обеспечения наиболее важных материальных и духовных потребностей людей. Неспособность их реализации может приводить к социальным катаклизмам, находящим свое выражение в превышении смертности над рождаемостью, уменьшением численности населения. Если это результат не только объективно действующих условий, а и сознательной политики правящих кругов, то этот процесс получает название геноцида по отношению к собственному народу.
Крайняя степень неравенства способна привести к нестабильности в обществе, социальным взрывам, разрушению производительных сил. Поэтому в цивилизованных обществах политические структуры ведут политику по смягчению социального неравенства, созданию условий для удовлетворения хотя бы минимальных материальных и духовных потребностей людей, что достигается путем налоговой политики, расширением и углублением социальной работы по защите наиболее ущемленных слоев населения.
В условиях кризисного состояния российского общества ни теоретически, ни тем более практически нельзя ставить задачу ликвидации неравенства. Речь должна идти о предотвращении его крайностей, т.е. недопущений глобальной поляризации социальных групп, слоев и классов с целью избежать социального взрыва и обеспечить стабильность в обществе.
Политики понимают взрывоопасность такой ситуации. Предпринимаются определенные шаги для ее предотвращения. Но эти шаги часто непоследовательны, а принимаемые меры являются далеко не полными и, самое главное, плохо реализуются.
Нет сомнения в том, что сравнительный анализ содержания социальной политики разных государств позволяет значительно обогатить теорию и практику этой деятельности. В то же время при освоении зарубежного опыта в сфере социальной поддержки населения необходимо в полной мере учитывать исторические условия и национальные особенности России. Надо иметь в виду уже сложившуюся в нашей стране (и имеющую место в прошлом) систему социального обеспечения населения, а также, естественно, особенности культуры, менталитета, образа жизни российского общества, разумно дополняя ее нововведениями, исходя из новой общественно-политической ситуации. На предстоящий обозримый период целесообразно сохранение преимущественно государственной помощи в сфере здравоохранения, распределения жилья и т.д. в первую очередь для неиму4щих и обеспеченных слоев населения.
Известно, что в разных странах, сложилась разная система оказания социальной помощи "слабым" слоям населения. Если, к примеру, в США делается акцент на частный сектор, общественные организации, благотворительность, то в большинстве европейских стран главную роль в решении этих проблем решает государство.
Что касается России, то здесь следует отдавать предпочтение государству не только потому, что частный сектор, коммерческие и другие негосударственные структуры до последнего времени были слабы и не развиты (сейчас о них этого не скажешь), но и потому, что они в значительной своей части недостаточно цивилизованны, криминальны.
Ныне в России в период кризиса экономики, нехватки средств очень важно организовать адресную помощь наиболее нуждающимся группам населения (престарелым, инвалидам, одиноким, многодетным семьям). В связи с этим необходимо разработать базовый показатель уровня бедности. Сегодня эта проблема, как известно, решается в угоду идеологической привязанности тех или иных групп разработчиков.
Пристальное внимание необходимо обратить на возможные последствия массовой безработицы, чреватые социальным взрывом, особенно опасным в России сегодня. Об этом говорят и пишут не только в стане оппозиции, но и в стенах государственных структур наиболее дальновидные специалисты.
Как показывает зарубежный, а теперь и отечественный опыт, одно из наиболее перспективных направлений в решении проблем социальной защиты в нынешних условиях России - сбалансированное сочетание денежных и не денежных видов помощи. Это предопределяется в том числе сегодняшним состоянием финансовой системы страны как следствие всеобщего, системного кризиса.
Обычно социальную работу рассматривают как деятельность, направленную на оказание помощи, поддержки и т.д. социально уязвимым группам населения. Однако социальную работу можно и нужно рассматривать и как деятельность по предупреждению негативных последствий в поведении, в жизнедеятельности отдельных личностей, групп, слоев, т.е. профилактическая работа должна занять в социальной работе в целом значительно большее место, чем это наблюдается сейчас. На это должна быть нацелена социальная политика. Надо не только лечить социальные болезни, но и предотвращать их. Лучше и для общества в целом, и для людей не оказывать помощь, к примеру, безработным, а делать все возможное для предотвращения безработицы, обучения людей, развития производства, создания новых рабочих мест, перепрофилирования тех или иных цехов, предприятий, учреждений и т.д. Именно в этом можно видеть сущность социальной политики как концентрированного выражения всех видов политики. Именно в этом проявляется действительная забота о людях, об удовлетворении их насущных потребностей и интересов. Таким образом, социальная работа должна носить опережающий, упреждающий характер.
Социальная политика и социальная работа тесно взаимосвязаны между собой. Обе характеризуются двумя взаимообусловленными сторонами: научно-познавательной и практико-организационной. Социальная работа - это своеобразная форма, способ реализации социальной политики, а социальная политика - стержень, ориентир социальной работы. В этом состоит их единство и различие. Последнее проявляется, в частности, в том, что социальная политика - более широкое понятие, определяющая сторона социальной работы. Социальная политика - ориентир не только для социальной работы, но и для развития социальной сферы в целом. Социальная же работа более динамична, подвижна, богата по своему содержанию в сравнении с социальной политикой. Вместе с тем их единство нерасторжимо. Какова социальная политика, такова и социальная работа. Реализация содержания, форм и методов последней целиком и полностью определяется социальной политикой. В то же время социальная работа - деятельность по социальной защите, поддержке и помощи социально уязвимых слоев и групп, отдельных граждан, населения в целом не может не сказаться, в конечном счете, на ориентирах социальной политики, ее направлениях, целях и задачах.
Заключение
Итак, в работе мною были показаны и раскрыты демографические процессы, протекающие на территории Российской Федерации. По приведенным официальным цифрам можно сделать вывод о крайне неблагоприятной сложившейся ситуации и подтвердить прогноз о "старении нации". Также, по приведенным документам и статистике, мною был сделан вывод о крайне неэффективной демографической политике.
Эффективность социальной политики крайне ослаблена вследствие экономического августовского кризиса прошлого года и нестабильностью экономической сферы, хотя существуют и некоторые положительные моменты. В частности, попытка государства оказать помощь широким слоям населения, я отношу именно к таким моментам.


Список литературы
1. Мир в цифрах. СНГ Стат. - М., 1997.
2. Основы социальной работы: Учебник /Отв. ред. Павленок П.Д. -М.: ИНФРА-М, 1998.
3. Родионова И.А. Россия. Экономико-географическая характеристика. Учеб. пособие. - М.: Изд-во РУДН, 1997.
4. Россия и страны мира. - М.: ВЦ Госкомстата России, 1997.
5. Страны мира. Краткий политико-экономический справочник. - М.: Интеркнига, 1996.
6. Теория и методика социальной работы. Вып.2. /Отв. ред. Павленок П.Д. - М., 1995.
7. Холина В. Н. География человеческой деятельности: экономика, культура, политика. - М.: Просвещение,1995.
8. Энциклопедический социологический словарь /Общ. ред. Осипова Г.В. - М.: ИСПИ РАН, 1995.
1 Энциклопедический социологический словарь /Общ. ред. Осипова Г.В. - М.: ИСПИ РАН, 1995, стр.167.

2 Россия и страны мира. - М.: ВЦ Госкомстата России, 1997.
3 Мир в цифрах. СНГ Стат. - М., 1997.
4 Теория и методика социальной работы. Вып.2. /Отв. ред. Павленок П.Д. - М., 1995, стр. 9.