Женщина и карьера
Введение.
1.Сразныхпланет…
2.Подгнетомстереотипов.
3.Элегантныйспособтолканиялоктями.
4.Женщиныдумаютиначе.
5.Значениеимиджа.
6.Некоторыестатистическиенаблюдения.
Портретидеальнойбизнес-леди.
Введение
Всознаниимногихмужчиндосихпоргосподствуетследующийобразидеальнойженщины:босая,беременная,накухне.Очевидно,историческисложилосьмнение,чтоженщинудолжнобытьвидно,нонеслышно.
Однаковременаменяются,имыменяемсявместесними.Современнаяженщинауженеможетпредставитьсебятольколишьвролидомохозяйки.Каждыйвправеотноситьсякэтомупо-своему,ноконецXXвека-этоначалоэрыunisex'а.Универсальнаяодежда,универсальныепрически,универсальноеповедение.Смешениеполовиихролевыхфункций.Мужчиныотстаиваютсвоеправовоспитыватьдетейизаниматьсядомашнимхозяйством,женщина-зарабатыватьденьгииобеспечиватьсемью.
Историческисложилосьтак,чтомужчиненепривыкатьзаниматькомандныепозиции.Женщинажеиспытываетпокапоэтомуповодумассукомплексов.Осознав,чтоможетсправлятьсясработой,считавшейсяранеечистомужской,онапоройнечувствуетвсебесилотказатьсяотстереотипов,которыебыливоспринятыеюсдетства.
Ноеслиженщинарешилаподнятьсяпосоциальнойлестнице,тоонадолжнаприготовитьсякнелегкимиспытаниям,ведьейпридетсяосваиватьдоселечужуютерриторию.Ичемвышеонабудетподниматься,темменьшевокругнеёбудетпредставительниц"слабого"пола.Ачтобынечувствоватьсебявчужойтарелке,необходимоизучитьправиладеловогоповедениявмиремужчин.
Сразныхпланет…
Девочекимальчиковвоспитываютпо-разному.Стехпор,каксчастливойматериторжественнообъявляется,чтоунееродиласьдевочка,онаначинаетпредставлять,какбудетнаряжатьеевплатьица,заплетатькосичкиипокупатькукол.Внешнемувидумальчиковипривитиюимприятныхманертрадиционноуделяетсянетакмноговнимания.
Врезультатеэтогомальчики,вбольшинствесвоемпредоставленныесамисебе,предпочитаютигратьввойну,казаков-разбойниковимушкетеров.Атихие,скромныедевочки-вдочки-матери,школуибольницу.
Дажедвенадцатилетниемальчишкизнают,чтоонинуждаютсявдесятидругих,чтобыобразоватьфутбольнуюкоманду,чтонужновыиграть,несмотрянато,чтоотдельныечленыкомандымогутиметьплохойхарактер.Поэтому,впроцессеигронидобровольнообъединяютсявколлективысединственнойцелью-победить.Удевочекжеконкуренцияотсутствует:нерезультат,асампроцессигрыдоставляетимудовольствие.
Какправило,девочкинеприобретаютопытадействоватьвсоставекоманды.Еслионизанимаютсяспортом,топредпочитаютодиночныевидыспорта,такие,какконныйспортилитеннис.Большинстводевушекникогданеузнает,чтоозначает"командныйдух",онинеучатсяобъединятьсявгруппыипобеждатьвсемвместе,несмотрянато,чтоотдельныечленыгруппыневызываютсимпатии!
ПсихологПэтХеймсчитает,чтобизнесорганизованпопринципуспортивнойигры.Мужчиныполагают,чтодостижениеуспеханевозможнобезчеткойорганизации.Онисоздаютиерархическуюструктуру,воглавекоторойнаходитсябосс.Ондаетуказанияиконтролируетходигры,распределяетигроков,учитываетихвозможности,подготовкуиопытибезсожалениярасстаетсяслишнимиилинеподходящими"бойцами".
Хоккей,футболибейсбол-игрынеженские.Женщинапривыклавидетьвокругсебяравныхинесчитаетсебяокруженнойпротивниками.
Современеммальчикипривыкаюткигревкоманде,конкуренцииидостижениюцели.Адевочки-ксотрудничеству,взаимопониманиюивзаимопомощи.Сэтимбагажомонииприходятвмирвзрослых.
Ссамогодетствамужчинынастроенынато,чтоонибудутработать,чтобы,поменьшеймере,суметьпрокормитьсемью.Тольконезначительнаячастьженщинвдетствезадумываласьнадэтимвопросом.Большинствожеизнихнадеетсянайтикого-то,ктобудетихсодержать.Разницавнастроеинаправлениимышления,вытекающаяизразличныхпредставлений,складывающихсяещевдетстве,огромна.
Подгнётомстереотипов
Чтобыдобитьсяуспехав«мужскоммире»,уженщиныдолжныприсутствоватьнекоторыечертылидера.Возникаетвопрос:«Актотакойлидер?»Это,преждевсегочеловек,наповедениекоторогоориентированнычленыгруппы,именноонзадаетстандартповедения,определяяцелиизадачигруппы,имеетпсихологическоеправопринудитьподчиненныхвыполнятьпоставленныепереднимизадачи.Инымисловами,лидеробладаетвластью.И,наконец,самоеглавное-лидерпринимаетнасебяответственностьзагруппулюдейизаеёдействия.Безусловно,лидердолженобладатьинтеллектом.Ондажеможетбытьнеобразовансточкизренияабстрактногознания,ноумениеуправлятьлюдьмиилисоциальныйинтеллектемунеобходимточно.Оченьважното,чтобольшинстволидеровсклонныприниматьрешенияиндивидуально,неподчиняясьвнешнемудавлению.Интеллектуальнаянезависимость-вотчтоотличаетнастоящеголидера.Крометого,онэмоциональностабилен.Наязыкепсихологовэтоценноекачествоназывается“инфарктоустойчивостью“-отсутствиемстрахаитревоги.Невротизмлидерупротивопоказан.
Наверное,ввоображенииужевозникаетобразпреуспевающегомужчины,уверенноговсеберуководителяилибизнесмена...Такибылодонедавнеговремени,поканажизненнойарененепоявилисьделовыеженщины,яркиеличности,инициативные,энергичные,небоящиесятрудностей,но,несмотрянаэто,представленияо«домашнейженщине»всёещёгосподствуютвобществе.
И,возможно,именноэтистереотипыимифысдерживаютдвижениевперед,такиекак:женщина-существослабоеихрупкое.Ейнепосиламсостязатьсясмужчинами;женщинаслишкомэмоциональнадлямирабизнеса.Онаспособнанетолькоустроитьбурювстакане,ноизатопитьофиссвоимислезами;женщинаилогика-понятиянесовместимые;женщиныполагаютсянасвоюинтуициюидействуютимпульсивно.
Большинствоизэтихстереотиповпридуманомужчинами.Нодаженаличиевнихистинынелишаетженщинушанса,приходявпо-мужскиустроеннуюсистему,блеснутьсвоимипреимуществами:интуицией,способностьюдобиватьсясогласия,умениемналаживатьпроцессработы.
Элегантныйспособтолканиялоктями
Преждечемначатьпродвижениепослужебнойлестнице,необходимозавоеватьуважениеколлег-мужчин,стать"своимпарнем".Понятие"играводнойкоманде"длямужчиннеозначаетдоброжелательногоотношениядругкдругуиотсутствияотрицательныхэмоций.Стремяськобщейцели,мужчинынеслишком-тоторопятсясойтисосвоейиерархическойступени."Защитники","нападающие"и"вратари"словноочерчиваютвокругсебякруг,границыкоторогоревностноохраняют:"Этомойпроект,здесьяпринимаюрешение".Чтобысделалаженщина,увидев,чтоеёсослуживицаиспытываеттрудностиввыполнениисвоейработы?Наверняка,предложилабыейсвоюпомощь.Мужчиныжепривыклисправлятьсясами.Такчтонестоитспешитьпомогатьимизблагородныхпобуждений-лучшесосредоточитьсянавыполнениисобственныхобязанностей.Вомногомотуменияпоказатьсебяхорошим,полезнымкоманднымигрокомзависитдальнейшаякарьера.Необходимо,чтобыколлеги-мужчинывоспринялиженщинукактоварищанаполе,анекакслучайнозатесавшийсяэлемент.
Битвазаместоподсолнцем,тоестьконкуренция-вкровиупредставителеймужскогопола.Борьбазавласть,деньги,женщиннетерпитсантиментов.Выбитыезубы,сломанныеносыиблагородныешрамы-томуподтверждение.Ноженщинеподобныеукрашенияпростонеидут.Толкаться,«отбираямяч»,длянееболеечемнеестественно.Однакоименнотакведутсебянаработемужчины.
Оченьчастоонимогутнепередатьважнуюинформацию,"забыть"включитьвграфикотпусковилиэлементарно"настучать".Нонестоитвосприниматьэтокакличноеоскорбление.Ведьдлямужчинысовершенноневажно,ктовданныймоментпереднимнаходится.Приэтомженщиненивкоемслучаенеследуетотвечатьнаударударом.Хотябыпотому,чтоестьспособыдобиватьсяжелаемого,уважаяинтересыдругих.Ионипоройгораздоэффективнее,чемпрямоенападение.Так,настаиваянасвоем,совсемнеобязательнопускатьвходпсихологическиеуловкиилипереходитьналичныеоскорбления,лучшеспоритьспокойноиаргументировано,невыходитьизсебяиоставитьизлишниеэмоциидлязанятийаэробикой.Здесьнепоймутскандалы,слезыиистерики.Дажеболеетого,мужчинымогутпотерятьуважение.
Отклоняячью-либопросьбу,женщинанедолжнаиспытыватьчувствавины.Вконцеконцов,каждыйимеетправонасобственноемнение.Иеслионасчитает,чтовправезаниматьболеевысокуюдолжностьилиполучатьзарплату,соответствующуювыполняемойработе,тоэффективнеепрямосказатьобэтомначальникуинеапеллироватьктому,что«дома-семерополавкам».Ктомуже,услышанное"нет"-непричинадлязатаенныхобидимщения.Дажееслинеудаетсянастоятьнасвоем,ничегозазорноговэтомнет:победаипоражениевсегдаходятрядомвконкурентнойборьбе.Любуюнеудачустоитвосприниматьнекакпровал,акакдосаднуюоплошность.Главное,невешатьносипродуматьвозможнуюпопыткувзятьреванш.
Вобщем,мужскойколлектив-этонерайскоеместечко,ноинеГолгофа.Простоколлеги-мужчиныпривыкливседелатьпо-другомуиневидятнеобходимостименяться,считая,чтобизнес-этоихобластьдеятельности,аневаша.Итаккакбизнесстроитсяпокапомужскимзаконам,естьсмыслразобратьсяв"их"правилахигры.Хотябыдлятого,чтобызатемизменитьихсогласновашимжизненнымпринципам
Женщиныдумаютиначе
Ниодинмужчинанеможетпо-настоящемупонятьженскуюпсихику.Однакоженщинамлучшеудаетсяпроникнутьвпсихикумужчин.
Однаизлучшихкниг,котораяпопаламневрукивовремяпоискаобоснованнойинформацииоботношенииполовдругкдругу,написанадвумяженщинами,которыебылиудостоеныученойстепениГарвардскойшколыбизнеса.Этод-рМаргаретХеннингид-рАннЖардэн.Расскажувкратцеонекоторыхсубъективноотобранныхмнойрезультатахихисследований.
-Женщиныоченьпозднорешаютсяделатькарьеру.Частотолько
черездесятьлетработынафирмеонизадумываютсяоболеевысокомположении,нодлязапланированнойкарьерыэтослишкомпоздно!
-Большинствоженщинслишкомпассивно.Вместотогочтобычто-топредпринятьсамим,онипозволяютсобытиямидтисвоимчередом.
-Онинепризнаютиневоспринимаюткаких-либовзаимных,лояльныхотношений,типа"ты-мне,я-тебе",взаимнойполезности,протекций,возникающихмеждусотрудникамиивсегдаучитываемыхвизвестнойстепенивсвоейдеятельностимужчинами.
-Женщинывоспринимаюткарьерукакличныйрост,каксамореализацию.Мужчиныжепонимаютподкарьеройпрестижныеиперспективныедолжности.
-Мужчинысоотносятвыполняемуюимиработуисключительносо
своимипредставлениямиокарьере,т.е.рассматриваютеекак
продвижениепослужбе,преуспевание.Женщиныразделяютдва
понятия:выполняемуюработуикарьеру.Работадлянихосуществляется"здесьисейчас",акарьераявляетсяисключительноличнойцелью,орезультатахдостижениякоторойможетсудитьтолькосамаженщина.
-Мужчинырассматриваюткарьерукаксущественнуюсоставную
частьсвоейжизни.Есливозникаюткакие-либопроблемыличного
характера,томужчиныищутвозможности"передергивать"личнуюипрофессиональную"карты".Женщиныженастаиваютначеткомразграниченииличныхипрофессиональныхпроблем,вслучаеконфликтаониоднозначновыбираюттотилиинойпуть.
-Еслимужчиныначинаютсвоюработунафирме,тоониужеавтоматическиимеют"генеральскийжезлвранце".Женщиныже,напротив,своейработойдолжныпостояннодоказывать,чтоонизанимаютсясвоимделом,хотявсеипредполагаютобратное.
-Следующимтипичнымразличиемвмышлениимужчиныи
женщиныявляетсяихоценкариска.Длямужчинырискозначает
потерюилиприбыль,победуилипоражение,опасностьилишанс.
Женщиныоцениваютрисккакпринципиальноотрицательныймомент.Длянихонозначаетпотерю,опасность,боль,поэтомуповозможностиониегоизбегают.
-Женщинысклоннывпротивоположностьмужчинамвсвоемролевомповедениипридерживатьсявзгляда:"Яименнотакая,какаяесть,нравитсяэтодругимилинет!"
-Женщиныпринимаютвсеоченьсерьезно.Онивкладываютвпроисходящее«частьсебя»,поэтомуособенноболезненнореагируютнакритикуиличныеоскорбления.
Взаключениеобаавтораобобщаютрезультатыисследований,которыепредставляютсяимнаиболеесущественными.
Попричинамсовместныхожиданийираннегоопытамужчинамудаетсядоговариватьсямеждусобойитерпетьдругдруга.Всеэтоженщинынаходятнепостижимым.Групповоеповедениемужчинявляетсявдействительноститаким
феноменом,которыйзаставляетженщинтворитьпримерноследующее:"Кактолькомогутдвоемужчин,абсолютнонепереносящихдругдруга,сидетьвместенасобраниииделатьвид,чтоуважаютипомогаютдругдругу,втовремякакдругиезнают,какобстоитделовдействительности?Каконимогутбытьтакимилицемерами?"Этотвопросмногиеобъясняет.
Деятельностьфирмысоответствуетдействиямколлектива,членыкоторогозаботятся,соднойстороны,оприбыли,асдругой-особственномвыживании.Соответствующаяситуациявотношенииприбылиивыживанияопределяетчащевсегоположениекаждогоотдельногочленаколлектива.Дотехпор,поканетприбыли,выигрыша,необходимособлюдатьблагоразумие.Чегорадипреднамереннонаживатьврагов,еслиможнопродвинутьсявпередиприобрестидрузей?
Женщиныжезаботятсяосохранениихорошихотношений,таккакэтиотношенияявляютсядлянихсамоцелью.Наоснованииэтомженщинычастооказываютсявловушкенетерпимости,которуюможноопределитьследующимобразом:"Этотчеловекмнененравится,янемогуснимработать".
Значениеимиджа
Бытьможнодельнымчеловекомидуматьокрасеногтей...
А.С.Пушкин
Нидлякогонесекрет,чтовмиределовыхлюдейчрезвычайновысокоценитсясерьезноеотношениексвоемуимиджуикподдержаниюблагоприятногоимиджасвоейфирмы.Иэтонеудивительно,ведьоднимиизважнейшихсоставляющихбизнесаявляютсямежличностныеконтакты.Успехжеобщениянапрямуюзависитотумениялюдейподатьсебяиоставитьхорошеевпечатление.
МожнознатьнаизустьвсекнигиДейлаКарнеги,однакопятнонаюбкеилислишкомяркаягубнаяпомадасведутнанетвсепопыткивоздействоватьнаделовогопартнера.Можнобытьсемипядейволбуиоченьхорошоразбиратьсявпредметесвоегодела,однакоочаровательныекудряшкистануткамнемпреткновениянапутивверхпослужебнойлестнице.Втовремякакзнаниеиприменениехотябыосновныхзаконовбизнес-имиджаиделовогоэтикетаспособныпревратитьженщинувистиннуюбизнес-леди(конечно,приналичииунеёизвестнойдолиделовойхватки).
Итак,чтотакоеимидж?Оставиввстороневсесложныесоцио-психологическиеифилософскиеконцепциииопределения,егоможноразложитьнавполнеконкретныесоставляющие.Это-одежда,прическа,макияж,походка,манеры,речь,местоработы,квартира,машина,дача,муж,дети,домашниеживотные(впрочем,какиотсутствиелюбойживностидома),привычки,вкусовыепристрастия,отношениекалкоголю,литературныепредпочтения(илиотсутствиетаковых),любовь(илиравнодушие)кискусствуит.д.-всеэтоработаетнавашимидж(илипротивнего).Отодногоэтогоперечисленияголоваможетпойтикругомиможетвозникнутьвпечатление,чтониоднойженщинесовсемэтимнесправиться.Однаконестоитопускатьрукиивозлагатьнадеждынаимиджмейкера(впрочем,еслипозволяютфинансовыевозможности,топочемубыинет?).Женщинеприсущеприродноечутье(интуиция,шестоечувство)какнужновыглядетьивестисебя.Вэтомунеёогромноепреимуществопередпредставителямисильногопола.
Однимизкирпичиковзданияимиджаявляетсяодежда.Мыпривыклиакцентироватьвниманиенавторойчастирасхожеговыражения:"Встречаютпоодежке,апровожаютпоуму".Конечно,отчастиэтоверно.Нозачемдожидаться,покапартнерыисобеседникиоценятвсетонкостиблестящегоума?Нелучшелисразупредъявитьимвизитнуюкарточкусвоейсерьезностииреспектабельности?Ведьпервоеблагоприятноевпечатлениебудеттолькоспособствоватьоценкеспособностейподостоинству.Крометого,стильодеждыженщиныможетповлиятьнаотношениекнейначальстваинато,выполнениекакихпорученийбудетейдоверено.Конечно,мужчинам(всилуприсущейимконсервативности)гораздопрощепостоянноноситьнекуюбизнес-униформу.Дляженщинжеодежда-это,преждевсего,способсамовыражения.Ихотяимиприходитсяприниматьправилаколлектива,иногдавозникаетпотребностьвыделиться,инепременновчем-тооранжевомилилиловом.Однаконелишнеепомнить,чтовначальственнуюголовуприэтомможетзакрастьсяследующаямысль:"Амогулиядоверитьважногоклиентавонтойвцветочек?"
Вобщем,работаявсолиднойфирмеилижелаязанятьвнейвакантноеместечко–лучшеодеватьсятак,чтобнешокироватьокружающихинеоскорблятьсвоимвидомимиджафирмы.Всяческие"последниепискимоды"способнылишьвызватьнедоумениесредисотрудников(иэтовлучшемслучае).Авотбеспроигрышнымвариантомвсегдабылаиостаетсяклассика.Пара-тройкабезупречныхкостюмов,несколькоэлегантных,нострогихблузокиклассическиетуфли-этогопочтидостаточнодлясозданиянужногообраза.Оченьважноовладетьискусствомподбиратьэлементыодеждыиаксессуары.Спомощьюэтогоможносоздаватьсамыеразличныекомпозиции,побеждаяоднообразие.
Никакогоэффектаотсамойчтонинаестьреспектабельнойодеждынебудет,еслинетпрически.Приэтомделовойженщиневовсенеобязательнодемонстрироватьвсюкрасотусвоихволос,распускаяихпоплечамилинакручиваясногсшибательныелоконы.Правилаэтикетаделовогомирапредписываютженщинеиметьнекороткуюстрижкуинесложнуюприческу,аволосысреднейдлины(ненижелинииплеч).Цветволоснужновыбиратьвзависимостиотцелейинамерений.Безусловно,красные,фиолетовыеиимподобныеоттенкибудутигратьтолькопротив.Затоизвестно,чтоженщина-руководительстемнымиволосаминевольновызываетуважениексебе,белокурыежепользуютсяпопулярностьюиблагожелательнымотношениемсостороныподчиненных.
Поповодуотношениякодеждевмиределовыхлюдеймневспоминаетсяодналюбопытнаяистория.Русскаяпереводчица,работавшаявамериканскойштаб-квартиреООН,рассказывала,чтовнешнийвидсотрудниковявляетсятамобъектомпостоянногоконтролясостороныспециальныхслужащих.Так,увходавзданиестоятженщины,которыеостанавливаютиотправляютдомойвсехтех,кто,поихмнению,одетнеподобающе.Причемэтоможетпроисходитьсоднимчеловеком2-3разазаденьдотехпор,покаегоодежданеприметнадлежащийвид.Всеженщинытамобязаныдажев30-градуснуюжаруноситьколготки,закрытыетуфли-лодочкинакаблуках,менятьхотябыодинразвденьблузку.Недопускаютсяплатья,кофты,брюки,длинныеюбкиипрочиелюбимыенашимисоотечественницамипредметыгардероба.Возможно,инамбыстоиловзятьснихпример.
Правильновыполненныйисоответствующийслучаюмакияжможетнетолькоподчеркнутьприродноеобаяние,ноистатьоднимизфакторовуспешнойкарьеры.И,напротив,появившисьоднаждывофисеслицомаля"женщина-вамп",существуетрискнарватьсянанелицеприятныезамечания.
Стоитлиповторятьпрописнуюистину,чтониодежда,ниприческа,нимакияжнесделаютженщинуреспектабельной,еслионанеможетотучитьсебягрызтьногтиилишмыгатьносом.ВспоминаетсягероиняОдриХэпберн:хорошиеманерыпревратилиуличнуюдевчонкувнастоящуюледи!Походка,мимикаижестыточнотакжеподдаютсяизменениям,какодеждаилиприческа.
И,наконец:всекомпонентывыбранногоимиджатолькотогдасочетаютсядругсдругомивоспринимаютсяестественно,когдаониодухотворенысобственновнутреннимсодержанием.Иеслистремлениекуспехуявляетсяискреннимиподкрепляетсяежедневнымтрудом,тоженщиневрядлипридетсянасиловатьсебя,привыкаякновомуимиджу.Простонаопределенномэтапесвоейкарьерыонапоймет,чтоужеявляетсятойсамойбизнес-леди,образкоторойтакдолгобудоражилеёсознание.
Некоторыестатистическиенаблюдения
Авторыупомянутойкниги,ХеннингиЖарден,взялиинтервьюу25преуспевающихруководительниц,которымудалосьдостичьдолжностивице-президентовбольшихфирм.Их,преждевсего,интересовалвопрос:почемуэтиженщинысмоглисделатькарьеру?Основныерезультаты,намойвзгляд,сводитсякнесколькимпунктам:
1.Из25руководительниц20былиединственнымилистаршим
всемьеребенком
2.Все25опрошенныхимелихорошиеотношениясосвоимиотцамиивместеснимипринималиучастиевнеобычноширокойтрадиционномужскойсфередеятельности,причемначинаяссамогораннеговозраста.
3.25женщинвспомнилиотом,чтоимелисчастливоедетство,ичтовихглазахродителиигралиособуюроль.Решающеезначениеимело,очевидно,то,чтовсемьяхбылоособоеотношениекэтимдетям,каккпервенцам.Аощущениеэтогоположенияглубокозапечатлеваетсявдетскойдуше.
4.Отцыидочериразделялиинтересы,которые,каксчитается,традиционнобольшеприсущиотцамисыновьям:физическиенагрузки,спортивныесостязания,агрессивныестремлениякуспеху,готовностькконкуренцииитвердаяустановканапобеду.
5.Этипреуспевающиеженщиныоченьранонаучилисьусвоихотцовтрезвооцениватьстепеньриска,т.е.сознательновзвешиватьсвоишансынауспехилипроигрыш.Этимвсеопрошенныеженщинысущественноотличалисьотподавляющегобольшинстваженщин,длякоторыхрискозначаетпотери.
6.Все25женщинвовремяучёбывшколебылилучшимиученицамии«вожаками».
7.Основополагающимипредпосылкамилюбогоуспехаявляются
стремлениекнему,ориентациянаудачи.Этимикачествамиобладаливсе25женщин,тобылорезультатомихвоспитания.Всеопрошенныепридерживалисьмнения,чтозатраченныенаэтоусилиябылиненапрасны,таккакониприобрелиуважениеипризнаниесвоихродителей.
8.Всеучастницыопросаучилисьсбольшимприлежанием.Стратегия,которуюониразработалидлясебя,состоялавтом,чтоониставилипередсобойцель,определялиприоритетыиразрабатывалипрограммудействии,котораяпозволялаимвыявлятьложныепутииизбегатьих.Иначеговоря,ужевтовремяихповедениенеотличалосьотповеденияпреуспевающего,стремящегосядостичьвершинменеджера.Онинетратилимноговременинамужчинивообщеподразделялиихнадватипа:помощники,подобныеихотцам,иостальные.
9.Все25женщинещенараннейстадиисвоейпрофессиональнойдеятельностирешилинасвойстрахирискосуществитькарьеруводнойфирме.Ониоченьранопришликвыводу,чтоженщинатолькотогдаможетдостичьответственнойивысокойдолжностируководителя,еслисвыполняемойработойонабудетсправлятьсянауровеньлучше,чемлюбойсотрудник-мужчинаэтойфирмы.
10.Этиженщиныпридерживалисьмнения,чторазвитиехорошихделовыхотношенийсмужчинамизависитоттого,насколькоимудастся"стереть"половыеразличияиоттого,чтобыихобщениеконцентрировалосьнавыполняемыхфункцияхилизадачах.Этоозначает,чтоонистремилисьприуменьшитьтотфакт,чтоонибылиженщинами.
11.Онипридавалибольшоезначениетому,чтобыневступатьвинтимныеотношениясмужчинами,работающиминаэтойжефирме,илистеми,скоторымиониподдерживалиделовыеотношения.
12.Смужчинами,которыебылиихнепосредственнымируководителями,уэтихженщинскладывалисьхорошиеипрочныедружескиеотношения.Онивсебезисключенияначиналивкачествеличныхсекретаршилиассистентоксвоегошефа.Икогдапоследниедостигалиочереднойступенькивсвоейкарьере,наболеевысокийуровеньподнималисьиони.Ивсегдаэтопроисходилопопредложениюихруководителей,которыепомогаликаждой,подбадривали,воодушевляли,былиихучителямииопоройнафирме.Этируководителивосхищалисьихделовымикачествамиистремлениемкуспеху,считая,чтовчастномпредпринимательствеженщиныдолжныдвигатьсявперед.
13.Востальномстратегиявсехженщинсостоялавтом,чтобысоответствоватьтребованиямопределеннойдолжностивышесреднего.
14.Когдаэтиженщиныдостигалиуровняначальникаотделаиимеливсвоемподчинениимножествомужчин,онимоглисправитьсяисэтойпроблемой.Однаиз25опрошенныхсказала:"Япришлаквыводу,чтодолжнапопытатьсянезамечатьпроблем,связанныхсотношениямимужчиниженщин,исконцентрироватьсвоевниманиенатом,чтобымойотделбылместом,гдемужчинымоглибыхорошоработать,повышатьсвоюквалификациюипродвигатьсявверх".
Вышеприведенныефактыхарактеризуют,восновном,процессморальнойподготовкиженщинкдвижениюпослужебнойлестнице.Следующиеданные,которыеприводиткандидатпсихологическихнаук,АллаЧирикова,отражаютвбольшейстепенито,какженщиныоцениваютсебявбизнесе-своидостиженияиперспективы.
Отобранныедляинтервьюпредставительницыженскогобизнесаявлялисьвице-президентамифирм,входящихвкаталог"Элитароссийскогобизнеса"ипрезидентамифирм,ставшихпобедителямиконкурсасреди200фирмМосквыивошедшихвсписок"Золотогобизнеса".
Какпоказываетинтервью,вотличиеотмужчин-бизнесменовженщины-менеджерысклонныболеепозитивнооцениватьсобственныедостижения,иубеждены,чтоимудалосьмногоеизтого,чтоонизадумывали.Женщины-менеджерыприоценкедостиженийсвоихфирмнеиспытываютчувствоособогоудовлетворения,носвойсобственныйпрогрессихвполнеустраивает:«Личнодлясебяядостиглатого,чтохотела»,-замечаетоднаизженщин.«Относительножекомпании-существуетцелыйрядобъективныхпричин,почемумымногочегонесделаливовремя».
Вцеломпозитивноевосприятиесебяивысокаяоценкауровнясвоихдостиженийнеприводиткотказу"изменения"усебятехсвойств,которыемешаютуспешномубизнесу.Средиличностныхкачеств,тормозящихработуслюдьми,75%женщинназвалиизлишнююмягкость;желательнымвекторомизменения-формированиепсихологическойдистанциисперсоналом.Исследованиемужскойбизнес-элитыпоказало,чтоихоценкакачеств,мешающихбизнесу,такженаходитсявзоневлияния,носоотношениежесткости-мягкостисоставляет25и35%,тоестьмужчиныжалуютсянасвоюмягкость,посравнениюсженщинами,почтивдваслишнимразареже.
Такжесредичерт,мешающихбизнесу,назывались:отсутствиепунктуальности,невозможностьперешагнутьчерезжалость,излишняяэмоциональность,переходящаявнесдержанность;доверчивость,стремлениесделатьхорошодлявсех.
Обобщеннаяоценкаприведенныхкачествпозволяетпредположить,повышеннаяэмоциональностьвоспринимаетсякактормоздляобщегодела.Нохотелосьбызаметить,чтоименноонаобеспечиваетженщинам-менеджерампреимущества,которыеониневсегдаосознают.
Черты,способствующиеуспехувбизнесеженщин-менеджеров,вобобщенномвидеможнопредставитьследующиеобразом:
-умениеналаживатьконтактыслюдьми,любовьклюдям;
-добросовестностьиответственность;
-умениедоводитьначатоедоконца;
-стремлениевсепонятьсамойинаучиться;
-интуиция;
-удачливость;
-хитрость.
Еслисравнитьвыделяемыйпереченькачеств,способствующихуспехуженщинывбизнесе,стемженаборомпреимуществ,выделяемыхмужчинами,томожнозаметить,чтоэтиоценкисовпадаюттольков20-25%случаев.Например,умужчинлидирующееположениезанимает"умениеприниматьнетривиальныерешения".Дляниххарактернеевыделятькачества,встановлениикоторыхестьсобственныеусилия,дляженщинведущимикачествамиявляютсяте,которыепредопределеныситуациейисудьбойисоставляют"фатальныепреимущества".Мужчины,напротив,делаютупорнаосознаниесвоихвозможностейидействийвсоответствиисними.
Кчислуженскихпреимуществотноситсявпервуюочередь:"калейдоскопноемышление",этоумениеотойтиотустоявшихсястереотиповивзглянутьнапроблемуподновымуглом,используявсюсобраннуюпредварительноинформацию.
Адекватностьсамооценкигораздоболееважныйпсихологический"допуск"кзанятиюменеджерскойпозициивфирме,чемможетпоказатьсянапервыйвзгляд.Именноадекватностьпомогаетвосприниматьпораженияиневинитьвэтомдругих,атакжеобусловливаетумениепреодолеватьтрудностиисмиритьсясосравнительнодолгиможиданиемрезультатовсвоихусилий.
Историческаясклонностьженщинквоспитательномуповедениюпозволяетактивизироватьпотенциалтехработниковвфирме,которые,напервыйвзгляд,немогутбытьэффективными.
Входеинтервьювыявиласьтакаяинтереснаяособенность,какприоритетдействиянаданализом.Толькодвеженщиныиз15отнеслисебяклюдяманалитическогосклада,остальныеотметилиусебяповышеннуюсклонностькдействию,правда,спредварительнымвзвешиваниемвариантовосуществленияэтогодействия.
"Наверное,япожизнитакоймотор,толкач",-говоритосебеоднаизних."Япофирмебегаюбегом,немогумедленно",-разделяетееоценкудругая."Ямечтаю,ачтомечтаю,чтохочу-яделаю.Былабыцель-достичьможновсего",утверждаеттретья."Ялюблюдействоватьсамаилюблюлюдей,действующихвокругсебя,главное-чтобыделалисголовой",-убежденаоднаизвице-президентов.
Такжевесьмапарадоксаленрезультатанализа:только29%обследованныхбизнес-ледиотносятсебяклюдямрациональноготипа.Остальныенастаиваютнабольшойдолеинтуитивныхстратегий.Дажесредитех29%женщин,которыенастаивалинасвоейрациональностиичеткости,сформироваласьточказрения,чторациональностьпомогаетвреализацииделовыхзадач,ноподборлюдейдляработыосуществляетсяинтуитивно.
Каковыжемотивыженскогопредпринимательства:деньгиилисамоутверждение?Вывод,которыйможносделатьврезультатеинтервьюпоказывает,чтосовременныеделовыеженщиныболеематериалистичны,нежелимужчины.Какпоказалценностно-нормативныйанализ,наиболеевыраженнымивмотивационнойструктуреженщин-предпринимательниц,являютсятривидамотивов:самореализация(40%),интерес(35%),деньги(30%).Этоозначает,чтореализациясебявделеивызовсудьбе,каквозможностьпроверитьсобственныесилы,а,следовательно,идальнейшеенакоплениематериальнойбазыявляются"локомотивами"женскогобизнесавРоссии.Такжевесьмасущественновмотивациипредставлены:"заботаотех,кторядом"(25%),профессиональныйрост(20%)исамоутверждение(15%).Еслипредположить,чтововремядиалогаувеличиваетсяжеланиевыстроить"приемлемый"образсебя,азависимостьотоценкиуженщиндостаточновысока,тореально"материальнаянадежность"можетзаниматьещеболеевысокуюступеньку.Длительноенаблюдениезаженщинами,занявшимилидирующуюпозициювбизнесе(втечение2-3лет),даетоснованиепредположить,чтоженскаямотивациявбольшейстепени,нежелиумужчин,имеетподвижныйхарактер.Иизменяетсяподвлияниемопределенныхфакторов:состояниефирмы,составкоманды,финансовоедавление,самооценка,представлениеостепениреализациицелейит.д.Однакоденьги,интересисамореализация-повторяющиесявыборы,которыесовершаютсложныеперемещениявнутризамкнутоготреугольника.
Портретидеальнойбизнес-леди
Вкачествеитогамнехочетсяпривестипсихологическийпортретидеальнойделовойженщины,которыйбыотражалвсерассмотренныевышеаспекты.СнекоторыхсторонегоосветилиМ.ХеннингиА.Жарден.
Этояркаяличность,онаженственна,нежестокаинехолодна,интеллектуальноифизическиактивна,решенияпринимаетсама,нопрекрасноулавливаетнастроениядругих;ейнесвойственнамелочнаяопекаподчинённых.Онаготоварисковать,целеустремлённа,увереннавсебе,достойнореагируетнакритику,замечанияидажеоскорбления.Умеетоперативнопереключатьсясоднойсоциальнойроли(“руководитель,деловаяженщина”)надругую(“дочь,мать,жена”),увереннавпонимании,поддержкеипомощисосторонымужаидетей.
Иещёоднонемаловажноеусловие,аможетбыть,исамоеважное:проблеманаиболееполнойреализациисвоихспособностейвдостижениижизненныхцелейможетбытьрешенатолькосовместнымиусилиямисмужчинами.Женщина-лидерзачастуюдемонстративноигнорируетидажепротивостоитвозможномусотрудничествусмужчинами,подсознательнооберегаясвоютерриториюотсоперникапротивоположногопола,темболеечторанееэтатерриторияпринадлежалаему.Этозаведомобесперспективныйход,путёмкоторогоженщиналишаетсебя“опытапредыдущегопоколения”,чтоневернопосути.
Врождённыекачества-необходимое,нонедостаточноеусловиедлянастоящеголидера.
Авместотого,чтобыподолгумусолитьпроблему,подолгуанализироватьеё,женщиненадосмотретьвбудущее,думать,какизбежатьповторенияошибкивдальнейшем.Ненадотакжебоятьсяговоритьсчеловекомпрямо:любойоткровенныйразговортолькоприбавиточков.
БытьруководителемвРоссии-двойнаяответственность.Ксожалению,культураотношениймеждуначальникомиподчинённымунас,мягкоговоря,отличаетсяотзападноймодели.
Списокиспользованнойлитературы:
1.«Чтотакоепсихология»Ж..Годфруа,Москва,Мир,1992.
2.АнастасияГареева,журнал«Всёдляофиса»№17,1997.
3.АнастасияГареева,журнал«Всёдляофиса»№19,1997.
4.АллаЧирикова,журнал«Психологияибизнес»,1998.
5.ИсследованияМ.ХеннингиА.Жарденизразныхисточников.