Идейно-теоретические предпосылки и философские основания социологии
1. Идейно- теоретические предпосылки творчества Э.Дюркгейма
Последняя четверть 19 века во Франции ознаменовалась вступлением капитализма в империалистическую стадию своего развития и связанным с этим обострением экономического и социально- политического кризиса..
В области духовной жизни кризис выражался в крайней неустойчивости морально- политического климата, отсутствием строгих моральных правил, несоблюдением законов, ослаблением регулирующей роли традиций.
В философии главную роль играли спиритуалисты.
Одновременно научные открытия французских таких ученых, как, Пастер, Бертло, Жерар, Бернар, прокладывали дорогу материалистическому решению важных мировоззренческих проблем.
Несмотря на это, ведущей по- прежнему оставалась антиматериалистическая концепция науки, не считающая науку высшей формой человеческого знания, способной постигать объективную истину. Эта "философия науки" создавалась с широким привлечением идей немецкой идеалистической философии, в частности канта. Особенно значительное распространение получило во Франции неокантианство, представленное неокритицизмом Ш. Ренувье и его последователей- Г. Миль, О.Амелен и др. Ренувье пропагандировал индетерминизм- свободу человеческой индивидуальности создавать свои собственные моральные принципы, которые рассматривались им как источник исторического развития.
Весьма влиятельными во французской философии конца 19- нач. 20 века были философские идеи Э. Бутру, который подвергал критике механистическую концепцию причинности. Он настаивал на подчинении науки религии.
В конце 19 века на различные области духовной культуры Франции усиливалось влияние контовского позитивизма. Однако ограниченность позитивизма, его неспособность разрешить проблемы индивида, рассматриваемого наподобие других объектов природы как бесчувственная и безвольная "вещь", породила бурный успех философии А. Бергсона с ее иррационализмом, интуитивизмом.
К контовской работе "Курс позитивной философии" относились с презрением некоторое время после ее входа. Но с течением некоторого времени эта враждебность несколько уменьшилась. Контовская идея социологии как самостоятельной науки, способной стать основой научной реорганизации общества. Постепенно завоевывала республиканцев, стремящихся к общественному обновлению. В 1870-1914 гг. социологическая мысль во Франции развивалась в нескольких главных направлениях. Одно из них составляли последователи Ле Пле. Теоретической установкой этих социологов был позитивизм, в частности утверждение, что социальные факты должны изучаться объективно, так же, как факты природы. Их главная задача: описание отдельных социальных феноменов.
Особое направление составляли социальные статистики. Они проявляли интересы к развитию количественных эмпирических исследований, которые проводились для различных государственных учреждений, стремясь придать им более систематический и цельный характер.
Очень влиятельной фигурой в те времена был Р. Вормс, сторонник органицистской теории общества, которую он, в конце концов, преобразовал в теорию "общества - сверхорганизма." Он и его последователи обсуждали проблемы природы общества, взаимоотношений общества и индивида.
Общим противником всей - как откровенно спиритуалистическо - идеалистической, так и позитивистско-эклектической - линии в развитии западной философии и социологи был марксизм.
Тесная связь позитивизма со сциентизмом, с верой в безграничные возможности науки изменить общественный строй обусловила тот факт, что в конце 19 века именно на сциентизм опирались многие деятели науки и культуры.
Творчество Э. Дюркгейма впитало в себя многие теоретические традиции, ассимилировав даже некоторые идеи своих интеллектуальных противников /Лаланд, Раух, Бело и др./.
Социально- политическая мысль 19 века, как в Европе, так и в Америке была насыщена идеями индивидуализма, уходящего своими корнями в философию Просвещения. Индивидуалистический подход к изучению человека заключался в рассмотрении его как носителя неизменных свойств, из которых выводилось поведение.
Социологи также придерживались теории индивидуалистического психологизма, особенно, такие как Г.Тард и Спенсер. Спенсеровский индивидуализм был характерен для основной линии социальной мысли 20 века и не случайно Э. Дюркгейм, возражая против "выведения общества из индивидов", сделал именно его главной мишенью своей критики.
Отвергая индивидуализм и психологизм, Э. Дюркгейм писал, что его теория была навеяна влиянием 3-х мыслителей: Конта, Спенсера /его некоторых идей/ и Эспинаса. Согласно Э. Дюркгейму, Конт придал высший ранг социальному, благодаря чему социология обрела только ей принадлежащий предмет и позитивный метод его исследования. Но Э. Дюркгейм не удовлетворяла неопределенность во взглядах Конта на предмет социологии- общества в целом.
Критикуя индивидуализм учения Спенсера, Э. Дюркгейм в то же время справедливо указывал на его вклад в разработку социального реализма. У Спенсера он заимствовал его органицизм, включающий исследование социальных институтов в свете их функций и классификацию обществ на роды и виды, не приняв закон всеобщей эволюции и его частные теории. У Эспинаса Э. Дюркгейм заимствовал свое основное понятие- понятие коллективного сознания.
Среди идей Конта, оказавших влияние на Э. Дюркгейма, помимо натуралистических методологических установок назовем следующие:
1.исторический идеализм /убеждение, что идеи - главная социальная сила, а мораль- главная интегрирующая сила общества/
2. идею морального согласия всех общественных классов
3. трактовку общества как определенной целостности
4. идеи общественного порядка и прогресса, обновления религии, более того- создания новой религии человечества и социально- утопическую идею классового сотрудничества и идейного компромисса.
Э. Дюркгейм, в сущности, не избежал того же противоречия, которое характеризовало творчество Конта- противоречия между ориентацией на науку и утверждением строгого метода исследования, с одной стороны, и философско-моральным содержанием его системы черпавшим вдохновение в учениях так называемых традиционалистов /де Бональд, де Местр/,- с другой. Традиционалисты доказывали абсолютное превосходство общества над индивидом. Они настаивали на необходимости авторитета не только государства, но также семьи, религии и т.д.
Но традиционалисты не были для Э. Дюркгейма единственным или главным источником творчества. Как Конт, так и Э. Дюркгейм опирались на идеи Просвещения, в частности идеи Монтескье, Кондорсе, Руссо и Сен- Симона. Кроме того, его вдохновлял рационализм Декарта.
Э. Дюркгейм опирался на учения Монтескье об общественных законах как естественном продолжении законов природы, на идею Кондорсе об общественном детерминизме, идею Руссо о "всеобщей воле" как выражении общественного интереса.
На мировоззрение Э. Дюркгейма оказала влияние немецкая философская и социально- политическая мысль, в первую очередь этические идеи И. Канта и этика В.Вундта.
На философско-теоретическую мысль 19 века оказала огромное влияние французская революция и последовавшая вслед за этим промышленная революция. На творчество Э. Дюркгейма она тоже оказала влияние. Как и многих социологов конца 19 века, его привлек реальный исторический факт перехода общества от одного типа к другому.
Восприняв наиболее противоречивые идеи социально- политической мысли, Э. Дюркгейм попытался соединить их в единую теоретическую концепцию.
2. Философские предпосылки теоретико-методологической концепции
Хотя Э. Дюркгейм считал себя ученым- эмпириком, он все же уделял большое внимание философским вопросом.
Он принял некоторые философские положения, характерные для естественнонаучного материализма, и распространил их на общество /например, принцип детерминизма/.
В философских взглядах Э. Дюркгейма можно выделить две главные тенденции:
* натурализм /эта тенденция связана с традициями философии Просвещения/
* социальный реализм /не сводимость сложного к простому/
Философская позиция Э. Дюркгейма являлась объединением некоторых положений позитивистского натурализма с положениями идеализма. Э. Дюркгейм заимствовал идею специфики сознания, психической жизни у спиритуалистов.
Философскую позицию Э. Дюркгейма можно назвать "спиритуалистическим позитивизмом".
Немного об отношении Э. Дюркгейма к марксизму. Он понимал марксизм исключительно как экономическое учение, а философию марксизма - как разновидности учений, отождествляющих сознание и материю.