Инвайронментальная социология


Введение
В условиях, когда природная среда не только полностью включена в процессы человеческой жизнедеятельности на всех ее уровнях, социализирована, но и оказывает воздействие на ход этих процессов посредством механизмов обратных связей, которые работают по естественным (а не социальным) законам, актуальным становится именно взаимодействие общества и природы. Изменения природной среды приобретают социальную значимость. Постигая законы природы и овладевая силами природы общество, тем не менее, неспособно изменить эти законы или подчинить их социальным закономерностям ( как невозможно и обратное сведение социальных закономерностей к естественным). Особенностью современной экологической ситуации и является пересечение и взаимодействие этих разнородных закономерностей в условиях той или иной социальной системы, взаимосвязанной с определенной экосистемой. Взаимозависимость и взаимодействие этих систем требуют изучения специфики различных механизмов этого взаимодействия, что исключает как социологический "герметизм " так и естественнонаучный редукционизм.
Современную экологическую ситуацию можно считать наиболее развитой формой проявления противоречий двух стихий, пересечение социальных и естественных закономерностей, т.е. формой, пригодной для теоретического рассмотрения. В этом смысле, вполне закономерно появление в последнее десятилетие разного рода социально-экологических теорий, носящих междисциплинарный характер, стремящихся осуществить новый синтез, как предшествующих социологических теорий, так и, собственно, социологического теоретизирования с естественнонаучным и широким мировоззренческим контекстом.
Наиболее ярким примером такого синтеза может служить американский инвайронментализм, представляющий собой соединение определенного типа мировоззрения и теоретических основ, соответствующих социальной дисциплины с практикой массового социального движения.
Американский инвайронментализм имеет богатые и давние ( с середины прошлого века) традиции. Нынешний этап его развития, как в теоретическом, так и социально-политическом плане, начинается с середины 70-х годов и связан, как считают большинство инвайронменталистов, с последствиями (экономическими социальными политическими и проч.) энергетического кризиса 1973 года. Институциональные основы развития инвайронментального движения и социально-экологических исследований были заложены несколькими годами раньше (принятие в 1969 году законопроекта о национальной природоохранной политике, проведение в 1970 году Дня защиты Земли, создание различного рода природоохранных организаций на общенациональном и локальном уровнях).
Не осталась в стороне от общих экологических настроений и американская социологическая наука : в 1976 году в Американской социологической ассоциации создается секция инвайронментальной социологии, в 1977 году на сессии ассоциации обсуждается тема "Социальные корни инвайронментализма" ; еще раньше подобные секции были созданы в Обществе по изучению социальных проблем и в Обществе сельской социологии.
Наконец, к началу 80-х годов, формулируются основные (начальные) положения "новой инвайронментальной парадигмы" в социологии, провозглашающей наступление " века инвайронментализма ", необходимость ценностной переориентации нового политического и экономического порядка, новых стандартов проведения и нового типа рациональности в целом.
Социально-экономические мотивы появляются и в работах видных американских социологов, не связанных непосредственно с инвайронментальной социологией (Хоровиц, Смелсер, Рейнуотер, Липсет и др.) В своих общеметодологических построениях, инвайронменталисты часто прибегают к аналогиям не только с привычными для них натуралистическими течениями, но и с интеракционизмом структурным функционализмом марксизмом .
Таким образом, предмет исследования определяется как теоретико-методологическое так и социально-политическое содержание современной инвайронментальной социологии.
Социально-исторические и философские
предпосылки инвайронментализма
История развития социально-экологической идеи в американской социологии, во многом связана с европейскими традициями социал-дарвинизма географической школы, эволюционизма натурализма в целом ; адаптация этих идей в американской социологической теории проходила под влиянием Спенсера, Дюркгейма, Зиммеля, Тенниса и других европейских социологов. Однако, установления теоретических параллелей еще недостаточно для понимания специфики американской социально-экологической традиции, позволившей ей стать одним из самых значительных направлений в теоретико-методологическом арсенале американской социологии, и сохранить это значение до сегодня. Для уяснения этой специфики обратимся прежде всего к американским источникам (как к теоретическим так и к социально-историческим) формирования социально-экологических (инвайронментальных) концепций в американской социологии.
Американский инвайронментализм в целом представляет собой, прежде всего, общетеоретическую и мировоззренческую ориентацию, в центре внимания которой, взаимодействие социальных образований со средой их обитания. Кроме того инвайронментализм - это движение за качество среды обитания.
"Инвайронментальная социология" - одна из дисциплин использующих социально-экологический подход и ограничивающихего рамками локального общества с окружающей средой.
Характерной особенностью американской истории такого взаимодействия стало освоение свободных земель.
Экстенсивное освоение среды, породило ее специфический тип - фронтир - и соответствующий тип социального поведения в отношении среды, соответствующую систему ценностей в отношении к природе.
Граница, обилие свободных земель были также "естественным" средством снятия социального напряжения экстенсивным образом: недовольные условиями своего существования имели возможность уйти на Запад и устанавливать свои порядки, отстаивая свои экономические и политические интересы.
Однако, к середине 19 века, запас свободных земель был исчерпан и граница приобрела значение предела экспансии экстенсивного аграрного развития и "естественного" разрешения социальных затруднений. Конец фронтира ознаменовал наступление своеобразного экологического кризиса, приведшего к обострению противоречий между локалистской демократией и федералистской централизацией, между популизмом и республиканизмом, между аграрным Западом и индустриально-финансовым Востоком. Этот первый американский "экологический кризис "обусловил переход от аграрного к технологическому росту и урбанизации, отличающимся той же экстенсивной динамикой, поскольку характерной чертой границы, как своеобразного американского института, является, по Тернеру, то, что "ее надо продвигать ".
В условиях переосмысления, последствия " конца фронтира "и новых форм использования природных ресурсов, формируются четыре основные социально-реформистские ориентации на взаимодействие общества и природной среды: консервационизм, охранительная концепция, экологизм и экономизм.
Среди основных направлений в инвайронментализме выделяют, как правило, консервационизм охранительное движение и экологизм (Монейхон, Петулла, Такер, Милбрет).
"Проблема (для консервационистов ) состояла в отыскании техники способствующей эффективному росту, для тех кто уже контролировал землепользование и ресурсы - замечает Б.Вайсберг. - Консервационистское движение фактически сформировалось вокруг трудностей управления, а не в связи с проблемами экологического разнообразия и стабильности ".
В противоположность консервационистскому утилитаризму ("техноцентризму"), охранительное движение ("биоцентризм"), выступало за сохранение нетронутой дикой природы. Биоцентристы представляют инвайронментализм, как определенный способ (состояние) бытия и определенный тип поведения, когда охрана и рациональное природопользование могут быть лишь внешними проявлениями более глубоких мотивов и ценностных ориентаций.
Экологисты, наиболее близкие к академическим кругам, строят свою научную модель взаимодействия общества и природной среды, основанную на объективных закономерностях. Включая во взаимозависимые связи экосистемы и человеческие сообщества, экологисты видят назначение социальной системы в том, что она должна обеспечивать оптимальное функционирование экосистемы, и предотвращать нарушения экологических процессов. Если требования среды к обществу так же обязательны, как и требования общества к среде, то динамическое равновесие экосистемы представляется основным из этих требований. Экологическая ориентация, соединяя черты биоцентризма с консервационалистским рационализмом, представляла образец биоцентризма научно-экологического, в отличие от "трансцендентального", в сочетаниии с реформизмом скорее консультативного плана, нежели административного.
Созданное в 1915 году Американское экологическое общество имело целью прежде всего изучение закономерностей развития экосистемы в ее широком понимании ( включая человеческие сообщества ) и распространение этих знаний. Среди представителей экологизма –Дж. П. Марш, Э. Ист, Э. Росс и др. Экологисты предложили, в целом, три основные социально-экологические идеи, сохранившие и до сих пор значение в инвайронменталистском теоретизировании. Идея “экосистемного холизма “ выражена А. Леопольдом:”Разумно то, что стремится к сохранению целостности, стабильности, совершенства биологического общества. Неразумно все то, что стремится к обратному”. Отсюда следует непреходящее значение “кульминационного” состояния экосистемы, состояния динамического равновесия, как наиболее оптимального результата эволюционного развития, нарушение которого может иметь следствием лишь деградацию экосистемы.
Однако холизм экологистов не следует приравнивать к мистификации целостности биоцентристами, поскольку, это холизм, опосредованый: критерий разумности, сформулированный А. Леопольдом, относится не к каждому отдельному действию и его результатам, и не к каждому отдельному объекту этого действия ( как у биоцентристов ), а к типу действий, “ правилу ”, практике в целом, ее тенденции, и к виду популяции.
“ Новая инвайронментальная парадигма “ в социологии
Наступление ”века инвайронментализма” датируется, как правило, началом 70-х годов, когда со всей очевидностью проявились последствия экологического кризиса на Западе, прежде всего, в виде "энергетических" затруднений 1973 года. Деградация окружающей среды достигает таких размеров, что экологическое "консервационистское" и прогрессистское движение перерастает в " радикально-инвайронментальное", ставящее под сомнение общепринятые постулаты о преимуществах технического прогресса. “Это такое же зло как и благо "- резюмирует выражая общий пафос инвайронменталистов Л.Милбрет.
В 70-е годы в США резко возрастает численность природоохранных организаций: к 1985 году их насчитывалось около 250 новых инвайронментальных организаций. В конце 60-х-70-е годы с концепциями " антироста " выступили К.Боулдинг, Э.Майнш, Э.Шумахер. Оппоненты "ростомании" находят единомышленников не только среди биоцентристов и экологистов, но и среди, так называемых, инвайронментальных экономистов.
В результате "драматического пересмотра отношения к экспоненциальному росту", к состоянию окружающей среды и его социальным последствиям были достигнуты первые победы инвайронменталистов: в 1969 году был принят законопроект о национальной природоохранной политике -NEPA, в 1970 году 1 апреля объявлен днем защиты Земли, участие в котором, президент Р.Никсон назвал " здоровым" мероприятием и " высшим проявлением национального патриотизма".
С середины 70-х годов создаются секции инвайронментальной социологии : в 1976 году секция Американской социологической ассоциации в 1977 году на сессии АСА обсуждалась тема "Социальные корни инвайронментализма"; еще раньше подобные секции были созданы в Обществе по изучению социальных проблем и в Обществе сельской социологии. С 1978 года возрастает количество публикаций в американских социологических журналах посвященных инвайронментализму. У.Кэттон и Р.Дэнлэп обобщая накопленный инвайронментализмом за последние десятилетия теоретический опыт провозглашают " новую инвайронментальную парадигму " в социологии закономерность проявления которой обусловлена " изменением социальной реальности " .
“Изменение социальной ситуации “ в начале 70-х годов является прежде всего причиной и источником активизации инвайронментальных идей в социологии. Сущность этого изменения выражается в понятии “экологический кризис”. Этим понятием инвайронменталисты объединяют такие явления как:загрязнение окружающей среды дефицит природных ресурсов перенаселение последствия урбанизации голод исчезновение некоторых видов животных и т.п. Все эти явления признаются если не “социальными” то “социально значимыми” поскольку обусловлены развитием общества.
Поскольку утверждение новых постулатов ведется методом “от противного” и заявляется принципиальная новизна этих постулатов то очевидно что отвергаются все предшествовавшие социологические теории. Обоснованием для подобного нигилизма служит тот факт что на протяжении всей истории социологии по мнению инвайронментальных социологов . “Среда” трактуется преимущественно как часть ситуации социального воздействия в “терминах значения которое ей придается участниками взаимодействия” а не как равноправная в социальном взаимодействиипеременная (к средовым переменным относятся: уровень загрязнения темпы потребления энергии характер застройки и т.п.). Эта изоляция “средовых” переменных была обусловлена социологическим “герметизмом” дисциплинарных традиций. Среди которых инвайронменталисты выделяют две основные: 1) чересчур жесткое определение предмета социологии дюркгеймианский “социологизм”. ”Антиредукционистское табу”-социальный факт.
2) ориентация на индивидуальную оценку ситуации на единичное действие и значение. Которым индивид наделяет это действие при этом физические и пространственные характеристики ситуации опять же игнорируются (веберианская традиция Дж. Мид Ч. Кули У. Томас и др.).
Авторы НЕР подразделяют развитие социологической теории на два основных периода: все что имело место до появления НЕР и собственно НЕР. Это деление обосновывается принадлежностью всех предшествующих НЕр теорий к одной парадигме которая получает название “парадигма человеческой исключительности”. А затем –“парадигма человеческой освобожденности” основным недостатком которой и является “игнорирование взаимозависимости социальных и “средовых”переменных”.
В целом, НЕР может быть описана следующими основоположениями:
1. помимо генетической наследственности, люди обладают также и культурным наследием, и поэтому отличны от всех остальных видов животных;
2. социальные и культурные факторы (включая технологию) являются главными детерминантами человеческой деятельности;
3. социальная и культурная среда является определяющим контекстом человеческой деятельности, а биофизическая среда, в основном безотносительна к ней;
4. поскольку культура обладает свойством кумулятивности технологический и социальный прогресс может продолжаться бесконечно и все социальные проблемы так или иначе принципиально разрешимы.
Пытаясь соединить разнородные теории в некое целое, инвайронменталисты выделяют некоторые общие их характеристики: антропоцентризм, социальный оптимизм, антиэкологизм, берущие начало в “западном мировоззрении”. Для его описания предлагаются следующие посылки:
1. люди существенно отличаются от всех других живых существ на Земле, над которыми они доминируют;
2. люди-хозяева своей судьбы; они могут выбирать цели и делать все, что необходимо для их достижения;
3. мир бесконечен и предоставляет людям неограниченные возможности;
4. история человечества-история прогресса каждая проблема принципиально разрешима и прогресс бесконечен.
Будучи противоположно этой мировоззренческой ориентации, НЕР выступает не только как научная парадигма, описывающая и объясняющая “новую социальную реальность”, но и соответствующих образцов поведения. Исследование взаимодействия социальных и “инвайронментальных” переменных способствовало формированию основоположений “новой парадигмы”:
1. хотя люди обладают исключительными характеристиками (культура технология и т.п.), они остаются одними из многих видов, взаимозависимо включенных в глобальную экосистему;
2. человеческая деятельность обусловлена не только социальными и культурными факторами но и сложными связями природной сети поэтому целесообразная человеческая деятельность может иметь неожиданные последствия;
3. люди живут в конечной биофизической среде (и зависят от нее), которая налагает потенциальные физические и биологические ограничения на человеческую деятельность;
4. хотя изобретательность людей и приобретаемая благодаря ей сила до некоторой степени и увеличивают несущую способность среды, все же экологические законы не утрачивают своей обязательности.
Очевидно, что эти постулаты образованы прямым противопоставлением НЕР и NEP. Однако, инвайронменталисты, несмотря на свою ингилистическую манеру формирования новой парадигмы, не хотят лишать ее предыстории и определенной методологической базы. Тем не менее, NER все же имеет нечто общее с НЕР; в этом сравнении, новая парадигма представляется скорее дополнением к “старой”, акцентируя отдельные аспекты последней:
1. NER согласна с тем, что люди –исключительный вид, но они все же должны рассматриваться как один из многих видов взаимозависимых живых существ;
2. Осознавая то что человеческая деятельность во многом обусловлена социальными и культурными факторами нельзя сбрасывать со счетов и биофизический фактор (среда) как реакцию на социальную активность;
3. Тогда как НЕР игнорирует биофизический контекст социальной активности NER указывает на ограничения человеческой активности налагаемые биофизической средой;
4. Нер предполагает бесконечный и постоянный прогресс социальный и технологический NER напротив считает что как бы ни были изобретательны люди их наука и технология в силах отменить экологические законы.
Число работ из области инвайронментальной социологии на протяжении 70-х годов возрастало что приводило к оформлению NER. “Все инвайронментальные социологи принимая инвайронментальные переменные как релевантные в понимание человеческой деятельности и социальных организаций по крайней мере неявно (и зачастую не осознавая этого) противостояли НЕР ”-считают У.Кэттон и Р.Данлэп.
В своей политической деятельности инвайронментальное движение ориентируется на участие в традиционных политических институтах с использованием традиционных политических средств. Если европейские движения были тесно связаны с выступлениями “новых левых”, студенческими волнениями и т.п., то инвайронментальное движение в США, наследуя традиции элитизма, мелиоризма, прагматизма, пришло на смену движениям “за гражданские права” и против вьетнамской войны. Вполне понятно, что инвайронментализм не принимает и популярной в Европе доктрины “морального тождества”.
Кроме того, американские инвайронменталисты не столь подвержены настроениям технофобии, как европейские экологисты: значительная часть инвайронменталистов возлагают надежды в решении экологических проблем на совершенствование технологий. Характеристиками инвайронментализма остаются биоцентристские ценности, “пределы” материального развития, настроения “антироста”.
К настоящему времени американский инвайронментализм представляет собой ценностно-ориентированное (в отличие от нормативно-ориентированного соглашательского) движение которое объединяет около 12 тыс. Организаций число которых ежегодно увеличивается на 250. По результатам опросов инвайронментализму симпатизирует от 60 до 80 % населения. Большинство организаций создано в последнее десятилетие. Достаточным основанием для членства в инвайронментальной организации считается признание существования экологической опасности. Хотя в движении и существуют определенные разногласия, тенденций к расколу не намечается, поскольку многие инвайронменталисты входят сразу в несколько локальных организаций. Лидерство принадлежит “высшему среднему” и “высшему” классу; около 10 % общественности США заявляют о принадлежности к этим организациям, но активно участвует в их деятельности около 1%. Эта группа активистов-представители “среднего класса”, со сравнительно высоким уровнем образования и доходов.
Среди наиболее крупных организаций выделяются: Совет по защите природных ресурсов, Институт инвайронментальной политики, Федерация национальной дикой природы, Фонд инвайронментальной защиты, Американская лига Исаака Уолтона, СьерраКлаб, Национальное общество Одюбона, Ассоциация национальных парков и консервации, Общество дикой природы, Друзья земли.
Существенных разногласий по поводу средств политической борьбы за достижение новой социальной политики у инвайронменталистов нет, но остается разнообразие интерпритаций целей этой политики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Оценивая в целом развитие американских социально-экологических концепций, прежде всего, следует отметить органическую связь инвайронментализма, в особенности ранних его форм, с социально-историческими условиями формирования американского образа жизни и соответствующего стиля мышления, со свойственными ему элементами натурализма, индивидуализма, активизма, локалистской идеологии и реформизма.
Соединение рационализма и иррационализма в теоретических основоположениях инвайронментализма, обусловливает и противоречия, возникающие уровнем ниже: сочетание реформизма, как воплощения рациональных целей, разрешения экологических проблем с предлагаемыми средствами их достижения.
Заслуживает внимания также опыт эмпирических исследований социальных экологов и внедрения результатов в социальную среду. Кроме того, немаловажным представляется более детальное изучение инвайронментализма, как социального явления его идеологии связей с другими общественными движениями. Многообразие и актуальность вопросов которые еще могут быть представлены инвайронментализмом по ходу его развития трудно предугадать и невозможно переоценить.