Есенин

Есенин прожил всего тридцать лет. Но след оставленный им в советской поэзии, настолько глубок, что его не стерли не усилия некоторых глухих и слепых его современников, ни последующие десятилетия, в которые ощутимо давала о себе знать инерция недоверчивого отношения к поэту. Его поэзия всегда жила в душе и в памяти нашего народа, потому что она уходит своими корнями в толщу народной жизни, питается ее соками, растет из ее глубин. Есенин отличается такой силой искренности и непосредственности чувств, такой напряженностью нравственных поисков и такой чисто человеческой неповторимостью, что говорить о его сложном и противоречивом творчестве совершенно невозможно без учета его биографии, его жизненного пути. Особенно важное значение для понимания мировоззрения и поэтического мышления поэта имеют те условия, в которых формировалась его творческая личность.
Сергей Александрович Есенин родился 3 октября (21 сентября) 1895г. в селе Константинове Рязанской губернии в крестьянской семье. Воспитывался он у деда по материнской линии. Есенин с любовью вспоминал об этом суровом, но добром к нему к нему человеке «умудренном книжностью», который в зимние вечера пел ему старинные песни, «рассказывал библию и священную историю». Запомнилась и поэту бабка, знавшая множество сказок, «которые слушают и знают все крестианские дети». «Детство прошло среди полей и степей». «В детстве Я рос, дыша атмосферой народной жизни » - писал о себе поэт.
После окончания четырехгодичного сельского училища его отдают в Спас-Клепиковскую школу, готовившую учителей церковно-приходских школ; дед мечтал об учительской карьере внука. Есенин вынес из школы «крепкое знание церковно-славянского языка».Уже в эти годы (1910-1912) начало проявляться яркое поэтическое дарование юноши, обозначилась одна из ведущих тем его творчества – тема родного края, русской природы («Хороша была Танюша краше, не было в селе», «выткался на озере алый свет зори» и др.).
После окончания Спас-Клепиковской школы весной 1912 г. Есенин отправился в Москву к отцу, который, переехав из деревни, к этому времени стал приказчиком у одного из замоскворецких купцов. Так началась Московская жизнь Есенина.
Нравственные поиски и стремление к поэтическому творчеству приводят Есенина в «Суриковский кружок». В программе кружка говорилось «Суриковский кружок смотрит на себя не только как на кружок писателей из простого народа, а как на кружок, около которого объединяются и воспитываются духовно народная интеллигенция, вышедшая из народа и порвавшая с ним связи».
Пребывание Есенина в «Суриковском кружке» расширило его представление о жизни, вызвало новые интересы, углубило их демократическую направленность. Однако вскоре, почувствовав ограниченность этой среды, Есенин стремится продолжить свое образование и поступает в Московский городской народный университет имени А.Л. Шанявского, благотворителя, который ставил своей целью сделать высшее образование доступным для широких демократических слоев. Полтора года Есенин обучается на историко-философском отделении, в программу которого входили такие предметы, как политическая экономия, теория права, история новой философии, общая история. Одновременно растет его поэтическая активность, в журналах все чаще появляются стихи, главным образом о русской природе («Береза», «Черемуха», «Проша» и др.)
Новый этап развития Есенина связан с петроградским периодом жизни. Весной 1915 г. Есенин приезжает в Петроград и сразу же посещает Блока, читает ему свои стихи. Эта встреча навсегда врезалась в память Есенина; позже он писал, что Блок научил его «Лиричности». В одном из своих писем Блок назвал Есенина «талантливым крестьянским поэтом».
Есенину было двадцать лет, когда появилась первая книга стихов, как бы подводившая итого ранним его поискам, - сборник «Радуница». Он вышел в начале 1916 года. Слово «радуница» взято из религиозного лексикона. С этим названием связаны многие стихи книги, навеянные религиозными представлениями и поверьями, хорошо знакомыми Есенину еще по рассказам деда, по урокам закона божьего в Спас-Клепиковской школе. Несомненно, здесь примешивалось и клюевское влияние.
Для таких стихотворений характерно использование христианской символики, но поэта интересует не сам по себе тот или иной религиозный сюжет.
Уже в первом сборнике обнаружилось одно из сильнейших качеств есенинской лирики – глубокое чувство любви к Родине. Образ родины предстает прежде всего в картинах родного пейзажа, исполненных в нежных, романтических приподнятых красках. Поэт видит полевую Россию в радостном весеннем убранстве, с пахучими летними цветами и травами, с прихотливо извилистыми реками, веселыми рощами, с малиновыми закатами и морозными звездными ночами. Он умеет передать не только красоту и богатство русской природы, но и мироощущение, сыновнюю любовь русского человека к своей земле.
Однако в раннем творчестве Есенина есть произведение в котором прозвучала тема социального неравенства и крестьянского бунта. Эта была повесть «Яр» (1915). В ней содержались картины убийства крестьянами помещика, расправы над взбунтовавшимися мужиками. В начале 20-х годов в творчестве Есенина происходит весьма заметные перемены, причины которых лежат в самой советской действительности. К этому времени уже совершенно отчетливо определились результаты новой экономической политики. И особенно значительны они были в области взаимоотношений между городом и деревней. В 20-е годы лозунг «смычки» между городом и деревней становится одним из самых популярных в стране, он входит в сознание народа как одно из основных условий самого существования советского государства.
Большую роль сыграла заграничная поездка Есенина. Он побывал в Германии, Италии, во Франции, в Бельгии, в Америке. Но что поразило Есенина – это «индустриальный быт» Европы и Америки, высокая и совершенная техника намного облегчающая жизнь человека. Поездка Есенина за границу помогла ему еще более убедиться в том, насколько высокая городская техника в условиях советской России необходима для возрождения русской деревни.
1923-1925 годы были самыми плодотворными в творчестве Есенина. Он обретает более устойчивую позицию в оценке советской действительности. В стихотворении «Русь уходящая» (1924) поэт без тени сожаления говорит о том старом, что отмирает и уходит в прошлое в советской деревне, и противопоставляет ему нарождающееся новое. Еще более отчетливо и категорично эта тема звучит в стихотворении «Русь советская» (1924).
Поездки в родное село, происшедшие перемены в нем приводят поэта к раздумьям о собственном творчестве. Есенин испытывает острое и горькое чувство обиды за то, что в родных местах он «словно иностранец», «как пилигрим угрюмый». Ему даже кажется, что его «поэзия здесь больше не нужна».
Есенин, который во многом отказался от своих прошлых взглядов и настроений, чувствовал в 1924-1925 гг. необходимость по – новому сказать о революции, не так, как говорил о ней в своих поэмах 1918-1919 гг., написанных в духе Христианской символики.
В 1924 г. он пишет «песнь о великом походе» - поэму о защите Петрограда от белогвардейских полчищ Юденича. В этом произведении ярко выразилось то новое, что стало особенно характерным для творчества Есенина последних лет. Сохраняя свою привязанность к исконно –русскому, поэт сочетает ее с не менее глубокой привязанностью к новой революционной эпохи. Национальная основа поэмы ощущается во всем; в тематике, ритмике, лексике, образной системе.
Есенина все более увлекает историко-революционная тематика. Он пишет «Балладу о двадцати шести», посвященную Бакинским комиссарам, небольшую поэму «36» о политических ссыльных, борцах против самодержавия.
Так Есенин «на расстоянье» увидел то «большое», что совершалось в ходе революции. Так много волновавший его вопрос о судьбах крестьянской России получает конкретно-историческое разрешение. Самым крупным и значительным произведением на эту большую тему является его поэма «Анна Снегина» (1925).
Поэма «Анна Снегина»- лучшее и самое убедительное опровержение ошибочных суждений критиков, будто стихи Есенина о советской действительности лишены лиризма. Она говорит о том, что поэт не только полностью сохранил, но и намного улучшил свое лирическое дарование. Поэма дает развитие лирической темы в созвучии с общественными думами и чувствами автора, и это было движение в том же направлении, в котором развивалась лирика Маяковского.
В последние три года жизни Есенина явно привлекает и так называемая философская лирика, которую точнее можно определить как лирику житейских раздумий. В эту пору Есенин много размышляет над жизнью. Он критически оценивает свое прошлое, учитывает опыт пережитого, задумывается над будущим.
Поэт был прав, когда говорил о том что его лирика жива одной большой любовью к Родине. Любовь к Родине, к национальным истокам нашла выражение не только в содержании произведений, но и в характере поэтического мышления поэта, в художественной форме его произведения. Это прежде всего обнаруживается в глубокой внутренней связи его поэзии с народным устно-поэтическим творчеством.
Как и в народном творчестве, у Есенина почти пейзажных стихов, но в то же время и нет стихотворений, в которых бы так или иначе не ощущалась связь с миром природы. Поэт постоянно обращается к образам природы в тех случаях, когда высказывает самые сокровенные мысли о себе, о своем месте в жизни, о своем месте в прошлом, настоящем и будущем. Нередко в его стихах природа настолько сливается с человеком, что сама оказывается как бы отражением каких-то человеческих чувств, а человек в свою очередь, предстает как частица природы. У русской природы Есенин позаимствовал и многие краски своей поэзии. Трудно назвать другого русского поэта, у которого краски сыграли бы такую же большую роль, как в творчестве Есенина. Часто мы встречаемся в поэзии Есенина с синим и голубыми цветами. Это не просто индивидуальная привязанность поэта к таким краскам.
Сергей Есенин – один из величайших русских поэтов, развивающих замечательную и своеобразную традицию русского стиха – напевность. Лирика Есенина целиком пронизана песенной стихией. «Засосал меня песенный плен», - писал о себе поэт, подчеркивая эту особенность своих произведений. «Степным пеньем» назвал поэт свое творчество.
В последние годы жизни поэта все теснее становились его связи с советской литературой. Есенин стремился ближе стать к советским читателям, жить единой жизнью с ними.
Когда в 1924 г. группа крупнейших советских писателей «попутчиков» обратились с письмом в центральный комитет партии, Есенин также подписал это письмо, в котором, в частности, говорилось: «Писатели советской России, мы убеждены, что наш писательский труд и нужен, и полезен ей».
Вместе с тем Есенина не переставали тревожить беспокойные, мучительные мысли. Рядом с произведениями, в которых Есенин, выражал стремление понять новую эпоху, найти в ней свое место, в его стихах последнего года жизни звучат и мотивы осуждения неправильно прожитой жизни. Расшатанное здоровье заставило Есенина лечь на излечение в больницу для нервнобольных.
Трагическим свидетельством тяжелого угнетенного состояния поэта является его поэма «черный человек». Это разговор Есенина с мрачным пришельцем, который имеет страшную власть над поэтом. Он смеется над ним, издевается над его стихами – никому не нужной «дохлой мушкой», гнусавит, «над усопшим монах». Страх и тоска охватывают поэта, он не в силах оказать ему сопротивление. «Черный человек» двойник поэта, он живет в нем, и его нельзя уничтожить, не убив себя. Так наступало предвестие конца.
Пытаясь вырваться из этого мрачного состояния, Есенин решает резко переменить обстановку – он переезжает в Ленинград, забрав вещи и рукописи, но, будучи не в силах справиться с самим собой, кончает самоубийством 27 декабря 1925г.
Трагическая смерть, безусловно, была связана с внутренним неуравновешенным состоянием поэта, которое было непосредственной причиной его гибели. Но тогда уже стало понятным и другое: смерть поэта – это не мгновенная катастрофа.
Русская литература прошлого проявила не мало усилий для разрешения вопроса о «Власти земли» над крестьянином в условиях социальной несправедливости. Есенин-первый крестьянский поэт, сделавший попытку внутренне преодолеть эту «власть земли». Его опыт не прошел бесследно в советской поэзии, его, несомненно учитывали многие поэты.
Значение творчества Есенина для советской поэзии было понятно далеко не сразу. Многие современники поэта вообще отрицали его, пустив в обиход оскорбительное слов «есенинщина», подразумевая под ним пессимизм, упадочничество, аморальность. Лишь немногие по достоинству сумели тогда оценить талант Есенина.
Поэзия Есенина не только не утратила своего эстетического и идейно нравственного значения для современности, но и обрела свою силу. Многие советские поэты, высоко оценивали поэтическое наследие Есенина, брали на вооружение его творческие достижения. Лирика Есенина противостоит разного рода формалистическим экспериментам, бессмысленной игре словами и звуками, тем поэтическим шарадам и ребусам, которыми порою увлекаются некоторые поэты.
Демократическая, народная сущность лирики Есенина теснейшим образом связана с традициями русской поэзии. Есенину было незнакомо чувство национальной исключительности. Он мечтал о том времени, «когда пройдет вражда племен», когда «людская речь в один язык сольется». И в тоже время у поэта было сильно развито национальное чувство. В 20-е годы поэзия Есенина объективно противостояла пренебрежению к русской классике, которое наблюдалась у некоторой части литераторов и у целых литературных групп. Творчество Есенина учило и учит дорожить традициями национального искусства. Всепоглощающая забота о судьбах народных, о счастье родины, пристальное внимание Есенина к устному поэтическому творчеству и до сегодняшнего дня являются поучительным примером для советских поэтов.