Международные отношения и внешняя политика Советского Союза в 20-е - 30-е годы

Международные отношения и внешняя политика Советского Союза в 20-е - 30-е годы


1. Положение Республики после гражданской войны.

Мировая и гражданская войны нанесли огромный удар по благосостоянию России. Общие потери населения, начиная с 1914 г., превысили 20 млн. человек.1 Миллионы инвалидов и беспризорных детей усугубили положение. Колоссальными были и экономические потери. Они составили более четверти довоенного богатства страны (свыше 40 млрд. золотых рублей).2 Промышленное производство сократилось в 1920 г. По сравнению с 1913г. в 7 раз.3 Сельскохозяйственное производство сократилось за военные годы на треть.

Разрыв экономических связей между городом и деревней, хозяйственная разруха, двухлетняя засуха (1920 и особенно 1921 гг.) обострили продовольственный вопрос. Сильный голод охватил юг Украины, Крым, Северный Кавказ, Южный Урал, особенно Поволжье. По официальным данным, от голода и эпидемии (тиф, малярия и т.п.) умерло более 1 млн. человек; по данным современных историков — около 8 млн. (около 6 % населения).4

В феврале 1922 г. ВЦИК принял декрет об изъятии всех церковных ценностей для закупки продовольствия голодающим. Это вызвало протест Русской Православной Церкви. Патриарх Тихон назвал решение Советской власти святотатством: церковь согласна на «вольную жертву», но против изъятия. На церковь обрушились репрессии. В апреле-июле 1922 г. несколько десятков наиболее активных противников реквизиций были осуждены на Московском и Петроградском церковных процессах. Из них 9 человек были расстреляны.

Глубокий экономический и, прежде всего, продовольственный кризис усугубил социальную обстановку в стране. Крестьянское недовольство продразверсткой вылилось в волну антибольшевистских восстаний, в которых только на территории РСФСР приняло участие около 150 тыс. человек.5 Крестьянские восстания охватили Среднее Поволжье, Дон, Кубань, Западную Сибирь. Наиболее крупным стало восстание под руководством эсера А.Антонова в Тамбовской и Воронежской губерниях.

Недовольство города выразилось в рабочих забастовках начала 1921г. 24 февраля 1921 г. в Петрограде забастовщики организовали антисоветскую демонстрацию, на подавление которой по приказу председателя Петросовета Г. Зиновьева были брошены воинские части и военные курсанты.

Недовольство, самих вооруженных сил вылилось в волнения солдат и матросов в некоторых гарнизонах. Чрезвычайную опасность они приобрели в феврале-марте 1921 г., когда восстала крупнейшая военно-морская база Балтийского флота город-крепость Кронштадт. Моряки выступили под лозунгом «Власть Советам, а не партиям!», «Советы без коммунистов!». Восстание в Кронштадте было подавлено войсками под руководством Тухачевского. Кронштадтский мятеж В.И.Ленин сравнил с "молнией", которая осветила "действительность ярче, чем что бы то ни было".

*1, 2, 3, 4, 5 Загладин Н.В. История России и мира в XX веке Москва «Русское слово» 2003

Для вывода страны из общенационального кризиса при сохранении власти в руках большевиков требовалось единство партийной воли. Но партия сама переживала кризис, который выразился в «профсоюзной дискуссии» (конец 1920 г. - начало 1921 г.). Речь шла о методах подхода и формах связи партии и государства с массами в условиях перехода от войны к миру. Партийное руководство раскололось на несколько фракций. Основными были фракции Л.Д.Троцкого, "рабочей оппозиции" (А.М.Коллонтай и А.Г.Шляпников), В.И.Ленина («платформа 10-ти»). Троцкий со своих леворадикальных позиций требовал «закрутить гайки», покончить с остатками рабочей демократии на производстве и транспорте, ввести там военную дисциплину, полностью подчинить профсоюзы партийно-государственному руководству («огосударствить профсоюзы»). Его противники, наоборот, требовали расширить рабочую демократию, передать управление Экономикой профсоюзам («опрофсоюзить государство»). Позиция Ленина была центристской - партия и государство не должны упускать главный рычаг управления народным хозяйством, а профсоюзы, развернув демократию в своих рядах, должны стать резервом кадров и школой управления хозяйством.

Итоги дискуссии подвел X съезд РКП(б) (8-16 марта 1921 г.). Абсолютным большинством голосов он утвердил ленинскую платформу. Вместе с тем, съезд, по инициативе Ленина, принял резолюцию "О единстве партии", в которой запретил внутрипартийные фракции и группировки. Единство партии рассматривалось как «основное условие успеха диктатуры пролетариата» Принятая в чрезвычайных условиях резолюция способствовала сплочению РКП(б) на крутом повороте истории. Однако в последующие десятилетия она препятствовала развитию внутрипартийной демократии, способствовала отрыву руководства от партийной массы.

2. Внешняя политика в 20-е годы.

Основными направлениями внешней политики Советского государства и коммунистической партии в 20-е годы стало укрепление позиций СССР на международной арене и распространение коммунистического движения в мире. Первые договоры, заключенные в 1920-1921 гг. с пограничными странами, положили начало широкому дипломатическому признанию Советского государства. В 1922-1923 гг. РСФСР приняла участие в 4-х международных конференциях: Генуэзской, Гаагской, Московской, Лозаннской.

2.1 Конференции.

Одним из источников разногласий между РСФСР и ведущими странами Европы был вопрос о долгах царского и Временного правительств. В октябре 1921 г Советское правительство согласилось сделать ряд уступок в интересах мелких держателей русских государственных займов, а также вести переговоры о довоенных долгах при условии предоставления РСФСР кредитов и ее признания ведущими странами СНК предложил созвать международную конференцию для рассмотрения взаимных претензий. Предложением заинтересовались видные деятели западных стран, в первую очередь английский премьер-министр Ллойд-Джордж. В январе они решили созвать международную экономическую конференцию в Генуе (1922 г.), пригласив на нее Россию. Руководство РСФСР приняло приглашение. Братские республики поручили российской делегации представлять общие интересы в Генуе. Одной из главных задач, поставленных перед делегацией, являлось установление экономических и торговых отношений с капиталистическими странами. Западные страны настаивали на том, чтобы Советское правительство признало все финансовые обязательства царского и Временного правительств; компенсировало все убытки, понесенные иностранцами от национализации их собственности, а также отменило монополию внешней торговли. Советская делегация заявила, что не может быть и речи о возврате прежним владельцам национализированной собственности и принятии других требований, которые ущемляли бы независимость и суверенитет РСФСР. Вместе с тем, правительство России согласилось предоставить иностранным предпринимателям концессии и признать довоенные долги при условии возмещения ущерба, причиненного интервенцией. Член делегации М.Литвинов назвал сумму прямого ущерба - 39 млрд. золотых рублей, а с учетом косвенного - 50 млрд.6 Участники конференции встретили эти цифры глухим ропотом, а Ллойд-Джордж решительно отказался их понять.

Конференция в Генуе не дала практических результатов. Но участие в ней РСФСР стало шагом к ее юридическому признанию странами, которые до этого отказывались иметь отношения с Советским правительством. Кроме того, косвенным результатом конференции стало заключение в предместье Генуи Раппало советско-германского договора. Раппальский договор предусматривал взаимный отказ сторон от возмещения военных расходов. Германия отказалась от претензий в связи с национализацией в РСФСР частной собственности иностранцев. Договор предусматривал немедленное возобновление дипломатических отношений между двумя странами, а также развитие торговых, хозяйственных и правовых отношений на основе принципа наибольшего благоприятствования. Отойдя от единого фронта западных держав, Германия в 20-х годах стала союзником СССР на международной арене, несмотря на попытку советского руководства подтолкнуть ее в 1922-1923 гг. к пролетарской революции.

*6 Орлов А.С. Основы курса истории России Москва «Простор» 2001

Генуэзская конференция формально прервала свою работу, чтобы продолжить ее в Гааге в качестве комиссии по русскому вопросу (лето 1922 г.). На конференции советская сторона огласила список предприятий ряда отраслей промышленности, которые предполагалось предоставить иностранным концессионерам. Но поскольку партнеры по переговорам предъявили ультимативные требования как в отношении долгов, так и в отношении восстановления иностранной собственности, то делегация РСФСР фактически прервала переговоры, и вторая конференция не дала прямых результатов.

В Генуе Советское правительство предложило обсудить вопрос о всеобщем разоружении. Оно было отвергнуто. Тогда РСФСР обратилась к своим западным соседям — Эстонии, Латвии, Литве, Финляндии и Польше с предложением обсудить вопрос о пропорциональном сокращении вооруженных сил шести государств. Этому вопросу была посвящена конференция в Москве (декабрь 1922 г.). Советское правительство предложило за 1,5-2 года сократить личный состав армий стран-участниц конференции на 75 %, соглашаясь свести численность РККА до 200 тыс. человек.7 Это и другие предложения правительство РСФСР рассматривало как первый шаг на пути к всеобщему разоружению Однако другие участники конференции после ряда дискуссий согласились подписать только договор о ненападении, но не общий договор о разоружении Советская сторона не пошла на это Московская конференция имела важное пропагандистское значение как первая международная конференция, собравшаяся на территории Советского государства и посвященная разоружению.

В конце 1922 г. в Лозанне (Швейцария) открылась международная конференция по ближневосточным вопросам. Советская страна была приглашена на нее для обсуждения частного вопроса - о черноморских проливах. На завершающее заседание конференции СССР фактически не был допущен и без его участия конференция в Лозанне приняла конвенцию о режиме проливов, установив беспрепятственный проход через них как торговых, так и военных судов и демилитаризацию проливов. Таким образом, Англии удалось создать постоянную угрозу СССР со стороны Черного моря

С 1927 г. СССР принял участие в работе Подготовительной комиссии к международной конференции по разоружению, намеченной в Женеве. Комиссия была образована Советом Лиги наций в 1925 г. Сама же Лига была создана в 1919 г. по инициативе президента США Вильсона как «инструмент мира во всем мире». Советский Союз не являлся ее членом, долго «разоблачал» империалистическую политику стран-членов Лиги наций, но со второй половины 20-х годов пошел на сближение с этой крупнейшей международной организацией. Впервые участвуя в работе IV сессии (ноябрь 1927 г.), глава советской делегации, заместитель наркома иностранных дел М.М.Литвинов от имени Советского правительства выдвинул программу всеобщего и полного разоружения: роспуск всех вооруженных сил; уничтожение оружия; ликвидация ВМФ и ВВС, морских и сухопутных баз, военных заводов; прекращение военного обучения граждан; принятие законов, отменяющих военную службу. Выступление Литвинова привлекло внимание общественности, однако руководители стран Запада ответили на него отказом.

*7 Орлов А.С. Основы курса истории России Москва «Простор» 2001

2.2 Договоры.

Вслед за Германией к середине 20-х годов Советский Союз был признан большинством ведущих стран мира, в том числе инициаторами военной интервенции (кроме США).

1 февраля 1924 г. впервые пришедшее к власти в Великобритании лейбористское правительство (премьер-министр Макдональд) заявило о признании СССР де-юре. Установление дипломатических отношений с Англией явилось крупнейшим успехом внешней политики СССР в 20-е годы. Финансовые взаимные претензии (по поводу потерь от национализации и интервенции) были сняты с повестки дня на неопределенное время, была признана монополия советской внешней торговли, для обеих стран устанавливался режим наибольшего благоприятствования. В феврале 1924 г. СССР установил дипломатические отношения с Италией (премьер Муссолини). Вслед за этим в 1924г. СССР был признан рядом других стран - Норвегией, Швецией, Данией, Австрией, Грецией, Мексикой и др. В октябре 1924 г. правительство "левого блока" Франции во главе с Эррио, убежденным сторонником франко-советского сотрудничества, установило дипломатические отношения с СССР. 1924 год вошел в историю советской внешней политики как год широкого дипломатического признания СССР.

В мае 1924 г. были установлены дипломатические и консульские отношения СССР с Китаем. Советское правительство аннулировало все документы и договоры, заключенные царским правительством с Китаем или с третьими странами в ущерб Китаю. Китайско-восточная железная дорога (КВЖД) была объявлена совместным коммерческим предприятием и должна была управляться двумя странами на паритетных началах. В январе 1925 г. СССР установил дипломатические и консульские отношения с Японией. Японское правительство эвакуировало свои войска с Северного Сахалина (захваченного во время русско-японской войны). Советское правительство предоставило Японии концессии на Северном Сахалине, в частности, на эксплуатацию 50 % площади нефтяных месторождений. В 1924-1925 гг. СССР установил дипломатические отношения с двенадцатью государствами Европы, Азии, Америки. Внешнеполитическая изоляция СССР была окончательно ликвидирована. Лишь США отклоняли все советские предложения о нормализации отношений.

2.3 Конфликты.

В 20-е годы СССР был причастен к трем международным конфликтам (1923, 1927, 1929 гг.), которые отразились на его внутренней политике и судьбе НЭПа. Весной 1923 г. в советских территориальных водах Белого моря были задержаны английские рыболовецкие траулеры. В связи с этим английское правительство опубликовало «ультиматум Керзона», требуя в течение 10 дней отказаться от советской «антибританской» пропаганды на Востоке, отозвать советских представителей из Ирана и Афганистана, уплатить компенсацию за задержанные траулеры и за расстрел в 1920 г. английского шпиона. Одновременно в Белое море была отправлена канонерка для зашиты английских судов с правом применить силу, «если это будет необходимо». СНК РСФСР пошел навстречу некоторым требованиям. Одновременно рабочие ряда английских юродов (Бирмингема, Лондона и др.) пригрозили правительству всеобщей стачкой, если оно начнет войну против СССР. В итоге, конфликт был исчерпан дипломатическим путем. Кратковременность «военной тревоги 1923 г.» не изменила курс внутренней политики, но способствовала обострению первого кризиса НЭПа.

В мае 1927 г в поисках «агентов Коминтерна» английская полиция совершила налет на лондонскую контору англо-советского кооперативного общества (АРКОС) Обвинив СССР во вмешательстве во внутренние дела Англии, английское правительство аннулировало экономическое соглашение 1921 г. и разорвало дипломатические отношения с СССР. Снова заговорили о близости войны. «Военная тревога 1927 г.» затянулась до 1929 г. Вновь пришедшие к власти в Великобритании лейбористы в ноябре 1929 г. восстановили дипломатические отношения с СССР

Однако за эти годы ситуация в СССР существенно изменилась принимая необратимые формы. Она усугубилась в связи с ситуацией в Маньчжурии вокруг КВЖД. После переворота, осуществленного в Китае главнокомандующим Чан Кай-ши, Китай предъявил претензии на единоличное владение дорогой, построенной Россией. Претензии были подкреплены провокациями, которые вошли в историю как «конфликт на КВЖД». В мае 1929 г. в Харбине («столице» КВЖД) был совершен налет на помещение Генерального консульства СССР. Полиция искала «агентов Коминтерна». Было арестовано 39 советских граждан. В июле того же года китайцы захватили телеграф КВЖД, по всей линии закрыли советские хозяйственные учреждения, в районе дороги арестовали более

200 граждан СССР.8 К осени число арестованных и посаженных в концлагеря советских граждан превысило 2 тыс. человек.9 В августе китайские войска перешли советскую границу и вторглись на территорию СССР. 20 августа 1929 г. СССР разорвал отношения с Китаем. Частям Особой Дальневосточной армии под командованием В.К.Блюхера было приказано очистить территорию СССР от налётчиков. К ноябрю 1929 г. эта задача была выполнена.

*8, 9 Орлов А.С. Основы курса истории России Москва «Простор» 2001

В двадцатые годы активизировалась деятельности советских коммунистов на международной арене. Она осуществлялась через сеть международных коммунистических, рабочих и крестьянских организаций. Все они в той или иной степени зависели от Коммунистического интернационала, который на своем III конгрессе (Москва, июль 1921 г.) выдвинул задачу скорейшего образования коммунистических партий, завоевания ими масс (лозунг «к массам»), создания массовых революционных организаций. В их число входили: Коммунистический интернационал молодежи (КИМ, 1919 г.), Профсоюзный интернационал (Профинтерн, 1921 г.), Крестьянский интернационал (Крестинтерн, 1921 г.), Международная рабочая помощь (Межрабпом, 1921 г.), Международная организация помощи борцам революции (МОПР, 1922 г.). Во многом благодаря этим организациям СССР добился широкого международного признания в 20-е годы. Одновременно радикализация их деятельности вызвала повышенную настороженность правящих кругов многих стран к Советскому Союзу.

3. Внешняя политика 30-х годов.

3.1 Международное положение СССР в начале 1930-х годов.

Основной целью внешней политики СССР было укрепление своего политического положения на международной арене и расширение экономических связей. Этих целей СССР смог в значительной степени достичь к середине 1930-х годов; однако в конце десятилетия Советский Союз оказался фактически в международной изоляции.

В обстановке мирового экономического кризиса (1929-1933 гг.) для сохранения валютных поступлений правительство СССР увеличило экспорт своих товаров, снизив до минимума их цену. Внешнеторговая политика СССР вызвала в 1930-1932 гг. годах резкий протест во многих странах, которые обвиняли Советский Союз в демпинге, то есть вывозе на мировой рынок товаров по цене ниже их себестоимости. По их мнению, эта политика обеспечивалась массовым применением принудительного труда в СССР и именно она привела к экономическому кризису на Западе. В июле 1930 г. США, пораженные кризисом более других стран, стали инициатором экономической блокады СССР. Они запретили ввоз советских товаров, стали задерживать советские грузы. К блокаде присоединились Франция, Бельгия, Румыния, Югославия, Венгрия, Польша, а также Англия, несмотря на нежелание лейбористского правительства обострять отношения с Москвой. Из крупных стран лишь Германия не присоединилась к бойкоту. Она, напротив, резко увеличила товарообмен с СССР, став его главным торговым партнером. Одновременно Франция выступила с инициативой «объединения Европы» против СССР (план «пан-Европа»), то есть создания антисоветского блока европейских государств. Поскольку Лига Наций не поддержала эту инициативу, французское правительство решило подтолкнуть Польшу, Румынию и прибалтийские государства к давлению на СССР. В эти страны увеличились поставки французского оружия. Другой причиной усиления враждебности к СССР стала сплошная коллективизация, сопровождавшаяся закрытием церквей и ссылками крестьян, преимущественно христиан. В феврале 1930 г. римский папа Пий XI объявил «крестовый поход» против СССР. В Западной Европе и США в феврале-марте 1930 г. состоялись молебствия, митинги и демонстрации против преследования религии и христиан в СССР.

3.2 Укрепление международного положения СССР.

Коррективы советской внешнеторговой политики и приход к власти летом 1932 г. во Франции леворадикального правительства во главе с Э.Эррио положили начало укреплению международного положения СССР. В 1932 г. Советский Союз заключил договоры о ненападении с Польшей, Финляндией, Латвией, Эстонией и Францией. В том же году СССР восстановил дипломатические отношения с Китайской республикой. Осенью 1933 г. США признали СССР, установив с нашей страной дипломатические отношения. Нормализация советско-американских отношений стала главным успехом внешней политики СССР 1930-х годов. В 1933-1935 гг. дипломатические отношения были также установлены с Испанской республикой, Румынией, Чехословакией, Болгарией и др. странами. К середине 30-х годов Советский Союз установил дипломатические отношения с большинством стран мира.

В 1934 г. 30 государств-членов Лиги Наций во главе с Францией направили приглашение СССР вступить в эту международную организацию. Вступление СССР в Лигу Наций стало свидетельством его возросшего влияния и авторитета. Не мировая революция, а всемирное разоружение - такова была первая крупная внешнеполитическая инициатива сталинского руководства на международной арене.

На международной конференции по сокращению и ограничению вооружений (Женева, 1932 г.) делегация СССР во главе с наркомом иностранных дел М.М.Литвиновым выдвинула три предложения: проект всеобщего и полного разоружения или же частичного разоружения, предусматривавшего полное уничтожение наиболее агрессивных типов вооружений; проект декларации об определении нападающей стороны (агрессора); превращение конференции по разоружению в постоянную «конференцию мира». Ни одно из этих предложений не было поддержано женевской конференцией. Она закончила свою работу в июне 1934 г., имея в своем активе два основных решения - признание права Германии на «равноправие» в вооружениях и план «качественного разоружения» («план Макдональда»), предусматривавший предельные цифры сухопутных и воздушных вооруженных сил лишь европейских стран. В ходе конференции два будущих инициатора новой мировой войны - Япония и Германия - вышли из Лиги Наций.

В свою очередь, СССР на международной экономической конференции (Лондон, июль 1933 г.) подписал с десятью государствами Конвенцию об определении агрессора. Агрессором признавалось государство, которое объявит войну другому государству, вторгнется на его территорию без объявления войны, бомбардирует его территорию или установит морскую блокаду.

Захват Японией составной части Китая - Маньчжурии (1931 г.), приход к власти в Германии фашистов (1933 г.), с их откровенными планами «похода на Восток», создали явную угрозу миру. В этих условиях СССР был явно заинтересован в формировании систем коллективной безопасности как в Европе, так и в Азии. В 1933 г он начал переговоры по этому вопросу с Францией и США.

3.3 Проблема коллективной безопасности в 1930-е годы.

Переговоры о Восточном пакте (1933-1935 гг.), которые вел СССР, предусматривали заключение регионального соглашения ряда европейских государств (Польши, Чехословакии, прибалтийских государств) о взаимной помощи против возможной агрессии Германии. Франция настояла, чтобы участниками пакта стали не только СССР, Польша, Чехословакия, прибалтийские государства и Финляндия, но и Германия; сама же она стремилась стать гарантом Восточного пакта. СССР согласился с этим. Однако переговоры зашли в тупик и фактически были свернуты из-за решительного возражения против пакта Германии и Польши. Косвенным результатом переговоров явились два договора о взаимопомощи, заключенные СССР с Францией и Чехословакией в 1935 г. При этом договор с Чехословакией содержал существенную оговорку, согласно которой обязательства о взаимопомощи действовали лишь при оказании одновременной помощи стороне-жертве нападения со стороны Франции. Этой оговоркой Чехословакия ограничила возможность СССР по оказанию ей помощи в случае нападения агрессора.

Переговоры о Тихоокеанском пакте (1933-1937 гг.), которые СССР, вел с США, преследовали цель сдержать японскую агрессию в районе Тихого океана. Проект пакта, выдвинутый СССР, предусматривал сделать его участниками СССР, США, Китай и Японию, т.е. державы, имевшие интересы в тихоокеанском регионе. К середине 1937 г. переговоры окончательно зашли в тупик из-за отказа США поддержать не только план, но и идею его создания. В июне 1937 г. Ф.Рузвельт заявил, что «пактам веры нет». Единственной гарантией безопасности на Тихом океане он считал сильный военно-морской флот США.

3.4 Борьба с японской агрессией.

В июле 1937 г. Япония напала на Китай. В Азии началась затяжная воина. Через месяц СССР заключил с Китаем договор о ненападении. Одновременно он стал оказывать Китаю помощь военной техникой, оружием, боеприпасами, снаряжением. В Китай были направлены советские добровольцы, прежде всего летчики, которые защищали китайские города от налетов японской авиации.

В 1938-1939 гг. японское правительство предприняло две попытки сорвать помощь Советского Союза Китаю и при благоприятных условиях захватить дальневосточные территории СССР. 29 июля 1938 г. японские войска вторглись на советскую территорию в районе озера Хасан. В качестве повода Япония выдвинула претензии на ряд высот в этом районе. Войска Дальневосточного фронта (командующий Маршал Советского Союза В.К.Блюер) к 11 августа 1938 г. отбросили противника и восстановили государственную границу. В мае 1939 г. японские войска вторглись в Монголию. Агрессия «оправдывалась» претензиями на часть территории Монгольской Народной Республики в районе реки Халхин-Гол. СССР оказал соседу военную помощь. Бои шли с переменным успехом, достигнув наибольшего ожесточения во второй половине августа 1939 г. Советские войска были объединены в 1-ю армейскую группу под командованием Г.К.Жукова. К концу августа японские войска были отброшены в Маньчжурию; 15 сентября 1939 г. в Москве СССР, МНР и Япония подписали соглашение о ликвидации конфликта у реки Халхин-Гол.

В сентябре 1940тг. в Токио был подписан германо-японо-итальянский военный пакт. Согласно ему, Япония признала право Германии и Италии на создание «нового порядка» в Европе, а Германия и Италия - право Японии на создание «нового порядкА» в Восточной Азии. В то же время советские дипломаты смогли добиться заключения с Японией пакта о нейтралитете (13 апреля 1941 г).

3.5 Англо-франко-советские переговоры 1939 г.

В 1938-1939 гг. Германия начала осуществлять свои агрессивные планы по «расширению жизненного пространства». В марте 1938 г. она оккупировала Австрию, в сентябре 1938 г. на Мюнхенской конференции добилась от Англии и Франции согласия на присоединение Судетской области, составной части Чехословакии («Мюнхенский сговор»). В марте 1939 г. Германия захватила всю территорию Чехословакии. Чехия и Моравия были присоединены к Германии в качестве протектората, а в Словакии было создано марионеточное правительство. Чехословацкая армия без сопротивления была разоружена, ее оружие и военное снаряжение перешли германским вооруженным силам.

В условиях роста военной угрозы со стороны Германии в Москве в марте-августе 1939 г. велись англо-франко-советские переговоры по заключению договора о взаимопомощи. Камнем преткновения на переговорах явилась позиция Англии и Франции, которые добивались безусловного вступления в войну СССР, если они подвергнутся агрессии, сами же оговаривали свою помощь Советскому Союзу рядом условий. Поскольку СССР не имел общей границы с Германией, он добивался от партнеров по переговорам согласия на проход своих войск через территорию Польши; получив отказ, советская делегация 22 августа прервала переговоры. Провал переговоров был выгоден Германии, которая смогла сорвать тройственный антигерманский военный союз.

3.6 Советско-германские переговоры 1939 г.

В мае 1939 г. Германия заявила о желаний улучшить отношения с СССР, если он не пойдет по пути «окружения» Германии вместе с Англией и Францией. 23 августа 1939 г. в Московском Кремле нарком иностранных дел СССР В.М.Молотов и министр иностранных дел Германии Риббентроп подписали советско-германский договор о ненападении сроком на 10 лет. Он предусматривал как отказ от агрессии в отношении друг друга, так и от поддержки третьих стран, в случае их нападения на одну из договаривающихся стран.

28 сентября 1939 г. СССР и Германия подписали договор «О дружбе и границах». Он предусматривал прекращение антифашистской пропаганды в СССР и антикоммунистической пропаганды в Германии, налаживание всесторонних отношений между двумя странами и установление общей границы, прошедшей по территории разгромленной Польши (по рекам Западный Буг и Нарев).

Существование секретного протокола к договору о ненападении с Германией долгое время категорически отрицалось советской дипломатией и исторической наукой. Это привело к появлению теорий, согласно которым СССР несёт значительную долю ответственности за развязывание Второй мировой войны. Однако нельзя забывать, что инициаторами курса на подготовку войны были фашистские режимы Германии и Италии.

Лидеры всех стран, как СССР, так и государств Запада, в 30-е гг. недооценили опасность фашизма. Это тяжёлым бременем легло на плечи их народов. Летом 1939 г. Действительно был упущен последний шанс поставить преграду на пути фашистской агрессии.

Помехой оказались попытки политиков стран Запада следовать курсу умиротворения Германии, их недоверие к СССР. Они подтолкнули Советский Союз к проведению политики, которую У. Черчилль охарактеризовал как «холодно расчётливую» и «в высшей степени реалистичную».

3.7 Расширение СССР.

1 сентября 1939 г. Германия напала на Польшу. 3 сентября Франция и Англия объявили Германии войну. Началась вторая мировая война. В короткий срок польская армия была разгромлена, правительство Польши бежало в Лондон. 17 сентября Красная Армия перешла советско-польскую границу и к концу сентября присоединила к СССР захваченные Польшей в 1920 г. западные земли Украины и Белоруссии. Польша как самостоятельное государство перестала существовать. 28 сентября - 10 октября 1939 г. СССР заключил договоры о взаимопомощи с государствами Прибалтики, предусматривавшие размещение советских гарнизонов и военно-морских баз на территории Эстонии, Латвии и Литвы.

В марте 1939 г. СССР предлагал Финляндии заключить договор о взаимопомощи. Получив отказ, он в октябре того же года предложил отодвинуть на несколько десятков километров советско-финляндскую границу на Карельском перешейке, а также сдать Советскому Союзу в аренду участок финской территории у входа в Финский залив для защиты Ленинграда. Правительство Финляндии отвергло это предложение. Советское руководство решило достичь своих внешнеполитических целей силой. 30 ноября 1939 г. началась 104-дневная советско-финляндская война. Ценой больших потерь Красная Армия лишь в феврале прорвала мощную систему укреплений («линия Маннергейма») и устремилась к центру Финляндии и ее столице. Руководство Финляндии предложило переговоры, и 12 марта 1940 г. в Москве между СССР и Финляндией был подписан мирный договор. Финляндия отказалась от участия в антисоветских коалициях, отодвинула границу на Карельском перешейке на 150 км от Ленинграда (до Выборга), передала СССР ряд других территорий, а также островов в Финском заливе, сдала ему в аренду на 30 лет полуостров Ханко. Большая часть присоединенных территорий была объединена с Карельской АССР, которую преобразовали в Карело-Финскую ССР и включили в состав СССР на правах союзной республики. Лига Наций осудила СССР как агрессора и в декабре 1939 г. исключила его из своего состава.

В июне 1940 г. Советское правительство обвинило правительства прибалтийских государств в нарушении пактов о взаимопомощи и ввело на территорию Прибалтики дополнительные войска. Военное давление СССР привело к изменению политической ситуации в Эстонии, Латвии и Литве. Там были сформированы правительства просоветской ориентации, которые провозгласили свои республики социалистическими и обратились к советскому руководству с просьбой включить их в состав СССР. В августе 1940 г. Литовская, Латвийская и Эстонская советские социалистические республики стали составными частями Советского Союза.

В конце июня 1940 г. правительство СССР направило ультиматум Румынии, требуя срочно вывести войска из Бессарабии, оккупированной в 1918 г. и из Северной Буковины, где проживали преимущественно украинцы. Не получив поддержки со стороны Германии, правительство Румынии было вынуждено удовлетворить советские требования. 30 июня Красная Армия заняла освобожденные территории, выйдя на реку Прут. Бессарабия была присоединена к Молдавской АССР, которую преобразовали в Молдавскую ССР и включили в состав СССР в качестве союзной республики. Северная Буковина вошла в состав УССР

В итоге внешнеполитической активности СССР его состав к осени 1940 г. вырос до 16 союзных республик, значительно увеличилась европейская территория Советского Союза. Это создало условия для укрепления обороноспособности СССР на северо-западных, западных и юго-западных границах. Однако к июню 1941 г. новые границы не были надежно укреплены.

Список литературы

Орлов А.С., Георгиев В.А., Полунов А.Ю., Терещенко Ю.Я. Основы курса истории России. Москва «Простор» 2001

Загладин Н.В. История России и мира в XX веке. Москва «Русское слово» 2003

Электронная большая советская энциклопедия в 30-и томах.

Энциклопедия для детей. Том 5 История России и её ближайших соседей. Часть 3. XX век. Москва «Аванта+» 2002