Московское государство оставалось еще раннефеодальной монархией
Каждый век русской истории имеет свое неповторимое лицо. Эта неповторимость складывается не только из достижений материальной и духовной культуры и событий политической жизни. Экономическая история каждого столетия своеобразна.
«Монархия - это государство, главой которого является монарх (с греческого - единоличный глава государства), получающий власть, как правило, в порядке наследования. Различают неограниченную монархию (характерную для рабовладельческих и феодальных государств) и ограниченную монархию, при которой власть монарха ограничена парламентом»
Советский энциклопедический словарь
Московское государство оставалось еще раннефеодальной монархией.
В силу этого отношения между центром и местами строились первоначально на основе сюзеренитета-вассалитета. Однако с течением времени положение постепенно менялось. Московские князья, как и все другие, делили свои земли между наследниками. Последние получали обычные уделы и были в них формально самостоятельны. Однако фактически старший сын, приобретший «стол» великого князя, сохранял положение старшего князя. Со второй половины XIV в. вводится порядок, по которому старший наследник получал большую долю наследства, чем остальные. Это давало ему решающее экономическое преимущество. К тому же он вместе с великокняжеским «столом» обязательно получал и всю Владимирскую землю.
Постепенно изменилась и юридическая природа отношений между великим и удельными князьями. Эти отношения основывались на иммунитетных грамотах и договорах, заключаемых в большом количестве. Первоначально такие договоры предусматривали службу удельного князя великому князю за вознаграждение, затем она стала связываться с владением вассалами и вотчинами. Считалось, что удельные князья получают свои земли от великого князя за службу. И уже в начале XV в. установился порядок, по которому удельные князья были обязаны подчиняться великому князю просто в силу его положения.
Главой Русского государства был великий князь, обладавший широким кругом прав. Он издавал законы, осуществлял руководство государственным управлением, имел судебные полномочия.
Реальное содержание княжеской власти с течением времени меняется в сторону все большей полноты. Эти изменения шли в двух направлениях - внутреннем и внешнем. Первоначально свои законодательные, административные и судебные правомочия великий князь мог осуществлять лишь в пределах собственного домена. Даже Москва делилась в финансово-административном и судебном отношениях между князьями-братьями. В XIV-ХV вв. великие князья оставляли ее обычно своим наследникам на правах общей собственности. С падением власти, удельных князей великий князь стал подлинным властелином всей территории государства. Иван III и Василий III не стеснялись бросать в тюрьму своих ближайших родственников - удельных князей, пытавшихся противоречить их воле.
Централизация государства явилась внутренним источником усиления великокняжеской власти. Внешним источником ее усиления было падение власти Золотой Орды.
В начале московские великие князья были вассалами ордынских ханов, из рук которых они получали право на великокняжеский «стол». После Куликовской битвы эта зависимость стала только формальной, а после 1480 г. московские князья стали не только фактически, но и юридически независимыми, суверенными государями. Новому содержанию великокняжеской власти были приданы новые формы. Начиная с Ивана III, московские великие князья именовали себя «государями всея Руси». Иван III и его преемник пытались присвоить себе и царский титул.
В целях укрепления международного престижа Иван III женился на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог - единственной наследнице уже не существующего константинопольского престола. Делались попытки идеологического обоснования притязаний Ивана III на самодержавие. Кроме брачных связей с Софьей Палеолог стараются установить, конечно, мифическое происхождение русских князей от римских императоров. Была создана теория происхождения княжеской власти. Дворянские историки, начиная с Н. М. Карамзина, считали, что с Ивана III в России устанавливается самодержавие. Это верно в том смысле, что Иван III, завершивший освобождение Руси от татар, «сам держал» свой княжеский стол, независимо от Орды. Однако говорить о самодержавии в полном смысле слова, т.е. о неограниченной монархии в XV и даже XVI в. еще не приходится. Власть монарха была ограничена другими органами раннефеодального государства, прежде всего Боярской думой.
Важным органом государства являлась Боярская дума. Она выросла из совета при князе, существовавшего еще в древнерусском государстве. Оформление Думы следует отнести к XV в. Боярская дума отличалась от прежнего совета своей большей юридической, организационной оформленностью. Она была органом, собиравшимся не эпизодически, а действующим постоянно. Дума имела сравнительно стабильный состав. В нее входили так называемые «думные чины» - введенные бояре и окольничьи. Компетенция Думы совпадала с полномочиями великого князя, хотя формально это нигде не было зафиксировано. Великий князь юридически не был обязан считаться с мнением Думы, но фактически не мог поступать самовольно, ибо любое его решение не проводилось в жизнь, если не было одобрено боярством. Через думу боярство осуществляло политику угодную и выгодную ему. Правда, с течением времени великие князья все больше подчиняют себе Боярскую думу, что связано с общим процессом централизации власти. Это особенно относится к княжениям Ивана III и Василия III. Значительная роль Боярской думы в системе государственных органов и господство в ней крупных феодалов являются одной из характерных особенностей раннефеодальной монархии.
Они имели тот же характер, что и во времена Киевской Руси, но по мере укрепления централизации государства постепенно отмирали.
Дворцово-вотчинная система управления продолжала оставаться раннефеодальной монархией. Московское государство унаследовало от предыдущего периода и органы центрального управления, построенные по дворцово-вотчинной системе. Однако расширение территории государства и усложнение его деятельности приходят в столкновение со старыми формами управления, подготавливают постепенное отмирание дворцово-вотчинной системы и зарождение нового, приказного управления.
Преобразование старой системы начинается с ее усложнения. Она подразделяется на две части. Одну составляет управление дворца, во главе которого стоит дворецкий (дворский), имеющий в своем распоряжении многочисленных слуг. Дворецкий ведал и пашенными княжескими крестьянами. Другую часть образовывали так называемые «пути», обеспечивающие специальные нужды князя и его окружения. О назначении путей красноречиво говорят сами их названия: Сокольничий, Ловчий, Конюший, Стольничий, Чашничий. Для выполнения их задач в ведение путей выделялись определенные княжеские села и целые местности. Пути не ограничивались сбором тех или иных продуктов и всяких благ с выделенных мест. Они выступали и как административные и как судебные органы. Руководители их именовались путными боярами.
Вслед за усложнением системы дворцово-вотчинных органов возрастала их компетенция и функции. Из органов, обслуживавших в первую очередь личные нужды князя, они все больше превращались в общегосударственные учреждения, выполняющие важные задачи по управлению всем государством. Так, дворецкий с XV в. стал в известной мере ведать вопросами, связанными с землевладением церковных и светских феодалов, осуществлять общий контроль над местной администрацией. Вместе с тем выполнение тех или иных обязанностей в государственном управлении торило прежний характер временного княжеского поручения и превращалось в постоянную и достаточно определенную службу. Усложнение функций дворцовых органов потребовало создания большого и разветвленного аппарата. Чины дворца - дьяки - специализировались в определенном круге дел. Из состава дворцовой службы выделялась великокняжеская казна, ставшая самостоятельным ведомством. Была создана большая дворцовая канцелярия с архивом и иными придатками.
Все это подготавливало переход к новой, приказной системе управления, выраставшей из прежней. Такое перерастание началось в конце XV в. Но как система приказное управление оформилось только во второй половине XVI в. Тогда же утвердился и сам термин «приказ». Первыми учреждениями приказного типа были Большой дворец, выросший из ведомства дворецкого, и Казенный приказ. Конюшенный путь превратился в Конюшенный приказ, теперь не только обслуживавший личные потребности князя, но и связанный с развитием конного дворянского ополчения. В начале XVI в. сложился Разряд (Разрядный приказ), ведавший учетом служилых людей, их чинов и должностей. Перерастание дворцово-вотчинной системы в приказную явилось одним из показателей централизации Русского государства, ибо дворцовые органы, ведавшие ранее по существу лишь княжеским доменом, теперь становились учреждениями, руководящими всем громадным Русским государством.
Русское государство подразделялось на уезды - наиболее крупные административно-территориальные единицы. Уезды делились на станы, станы - на волости. Впрочем, полного единообразия и четкости в административно-территориальном делении еще не выработалось. Наряду с уездами кое-где сохранялись еще земли. Существовали также разряды - военные округа, губы, судебные округа.
Во главе отдельных административных единиц стояли должностные лица - представители центра. Уезды возглавлялись наместниками, волости - волостелями. Эти должностные лица содержались за счет местного населения - получали от него «корм», т. е. проводили натуральные и денежные поборы, собирали в свою пользу судебные и иные пошлины. Кормление, таким образом, было одновременно государственной службой и формой вознаграждения княжеских вассалов за их военную и иную службу.
Кормленщики были обязаны управлять соответствующими уездами и волостями собственными силами, т.е. содержать свой аппарат управления (тиунов, доводчиков и др.) и иметь свои военные отряды для обеспечения внутренней и внешней функций феодального государства. Присылаемые из центра, они не были лично заинтересованы в делах управляемых ими уездов или волостей, тем более что их назначение было обычно сравнительно краткосрочным - на год-два. Все интересы наместников и волостелей были сосредоточены преимущественно на личном обогащении за счет законных и незаконных поборов с местного населения. Система кормления была не способна в условиях обостряющейся классовой борьбы обеспечить в должной мере подавление сопротивления восстающего крестьянства. От этого особенно страдали мелкие вотчинники и помещики, которые были не в состоянии самостоятельно обезопасить себя от «лихих людей». Поднимающееся дворянство было недовольно системой кормления и по другой причине. Его не устраивало, что доходы от местного управления шли в карман бояр и что кормление обеспечивает боярству большой политический вес.
Местные органы власти и управления не распространяли свою компетенцию на территорию боярских вотчин. Княжата и бояре, как и прежде, сохраняли в своих вотчинах иммунитетные права. Они были не просто землевладельцами, но я администраторами и судьями в своих деревнях и селах.
Городское управление в Московском государстве изменилось по сравнению с киевскими временами. Города в данный период не имели самоуправления. В удельных княжествах управление городами осуществлялось наравне с сельской местностью. С присоединением удельных княжеств к Москве великие князья, сохраняя все земли уделов обычно за их прежними владельцами, всегда изымали города из юрисдикции бывших удельных князей, распространяли на них непосредственно свою власть. Это делалось исходя из значения городов не только как экономических центров, но, прежде всего, по военным соображениям. Города были крепостями. Обладание ими обеспечивало великим князьям и удержание бывшего удела в своих руках и оборону от внешних врагов. Первоначально великие князья управляли городами так же, как раньше удельные князья, т.е. не выделяя их из своих прочих земель. Наместники и волостели, руководя своим уездом или волостью, управляли в той же мере и городами, находящимися на их территории.
Позже появляются некоторые специальные органы городского управления. Их возникновение связано с развитием городов в первую очередь как крепостей. В середине XV в. появилась должность городчика - своеобразного военного коменданта города. Он обязан был следить за состоянием городских укреплений, за выполнением местным населением повинностей, связанных с обороной. Уже в XV в. городчики использовались и для других великокняжеских дел, в частности земельных. Должность городчиков замещалась местными землевладельцами, преимущественно дворянами и детьми боярскими. Городчики, первоначально бывшие довольно малозначительными фигурами в государственном управлении, уже к концу XV в. стали играть серьезную роль. Сначала временно, а потом все более постоянно за ними закреплялись широкие полномочия в земельном, финансовом и других отраслях управления, причем не только в пределах города, но и прилегающего уезда. В соответствии с расширением функций изменилось и название этих должностных лиц. Их начинают именовать городовыми и приказчиками. Ведая рядом вопросов военно-хозяйственного и просто хозяйственного порядка, городовые приказчики подчинялись великокняжеским казначеям. На один город назначалось иногда два и больше таких приказчиков. В лице городовых приказчиков дворяне и дети боярские получили свой орган местного управления, а великий князь - надежных проводников политики централизации.
В XVII век Россия вступала через тяжелые времена Смуты, начавшейся с того, что пресеклась ветвь русских государей – потомков Ивана Калиты. Соседние государства – Речь Посполитая и Швеция – активно вмешивались во внутриполитическую жизнь страны, и стремились возвести на русский престол своих ставленников. В результате гражданской войны и иностранной интервенции начала XVII века страна буквально запустела. В некоторых уездах исчезло от 50 до 90 % деревень, обрабатывалась лишь небольшая часть пашен. Немало городов были почти полностью разорены. И в последствии русское правительство освобождало их на несколько лет от уплаты государственных налогов (среди таких городов были Калуга, Руза, Вязьма, Можайск и другие). Резко сократилось количество сельского и городского населения: много людей погибло на полях сражений, а так же от голода и эпидемий. Вызванный Смутой политический кризис был в основном преодолен в 1613 – 18 гг. с восшествием на престол первого государя новой династии Романовых – царя Михаила Федоровича – и с урегулированием отношений с Речью Посполитой и Швецией.
Династия Романовых: 300 лет реформ
Смутное время, или, как говорили в старину, «великая разруха», окончилось с избранием на московский царский престол Михаила Федоровича Романова.
Михаил Федорович 1613 – 1645
По выражению одного историка нашей старины, «мало в истории найдется примеров, когда бы новый государь вступил на престол при таких крайне печальных обстоятельствах, при каких избран был шестнадцатилетний Михаил». Война с Польшей и Швецией продолжалась.
Только 27 февраля 1617 года последовал Столбовский мир со шведами, и через два года купленное ценой больших уступок со стороны Москвы Деулинское перемирие прекратило войну с Польшей. 14 июля 1619 года митрополит Филарет, отец царя, возвратился из Польши, где он был заложником, в Москву и вскоре был возведен в сан патриарха московского и всея Руси.
Митрополит Филарет сделался наставником и руководителем сына во всех трудных и сложных делах государственной жизни, и в Москве началось, по выражению людей того времени, «двуглавое правительство».
Хотя официально два лица, отец и сын, считались великими государями московскими и всея России, и бумаги скреплялись подписями их обоих, но в действительности сильная и яркая личность патриарха нередко заслоняла мягкого по характеру и слабого здоровьем сына.
В стране, только что оправившейся от тяжелого Смутного времени, две важнейшие стороны государственной жизни были особенно слабы: качество лиц, состоящих на государственной службе (после метаний от законного правительства к самозванцам и обратно) и ничтожное поступление налогов.
Для определения размера налогов, которыми можно было обложить население, почти по всей стране была произведена точная опись поместных земель. Затем стали составлять подробные росписи государственных доходов и расходов, учредили особый приказ для приема и разбора жалоб «на обиды сильных людей» и значительно улучшили личный состав служилых людей – местных чиновников, исполняющих распоряжения царской власти в отдельных областях и городах.
Почти все царствование Михаила Федоровича прошло в упорной борьбе с внешними врагами, покушавшимися на целостность московского царства и московский престол.
В октябре 1632 года скончался патриарх Филарет и, хотя при дворе снова начались интриги из-за патриаршего престола и влияния на царя, с этого времени и до самой смерти в 1645 году Михаил Федорович оставался вполне единовластным государем.
Алексей Михайлович 1645 – 1676
Государственная деятельность Алексея Михайловича была направлена, во-первых, к окончательному устранению старых неурядиц народной жизни, еще остававшихся после Смутного времени и междуцарствия, а во-вторых, к преобразованию управления страной сообразно новым потребностям. Во многих отношениях царствование Алексея Михайловича было подготовительным к реформам Петра Великого, т.к. во второй половине XVII века жизнь России уже вступила на тот путь, по которому впоследствии ее стремительно повел император Петр I.
Второму царю дома Романовых досталось от отца тяжелое государственное наследство: не было прочного мира ни внешнего, с соседними государствами, ни внутреннего, среди населения страны, то и дело проявлявшего свое недовольство мятежами и восстаниями. Крестьяне бросали земли и толпами бежали в привольные степи по берегам Дона и Волги, где можно было спастись от тяжелых государственных налогов и повинностей. Размещенные на окраинах служилые люди оставляли свои места и поступали в кабалу к богатым и сильным людям или же, примкнув к шайкам бродивших по стране многочисленных разбойничьих атаманов, занимались грабежами мирного населения. Наконец, торговый класс страдал от конкуренции иностранцев, не плативших пошлин, и от разорительности постоянно возраставших поборов и налогов на «торги и промыслы».
Правительство царя Алексея Михайловича направило свою деятельность прежде всего на внутреннее «устроение» государства. Этого настоятельно требовали события, особенно народный мятеж в 1648 году, разразившийся в столице главным образом по вине царского любимца, боярина Бориса Ивановича Морозова.
Вскоре после этого мятежа был созван земский собор, который в следующем же 1649 году издал свод законов под именем «Соборного Уложения». В него было внесено много нового, сравнительно с прежним законодательством.
По государственным соображениям, «Уложение» окончательно закрепило крестьян-земледельцев за их помещиками-землевладельцами.
Важные перемены были внесены и в законодательство о землевладении. «Уложение» Алексея Михайловича стало приравнивать временное пользование землей за службу к постоянному и полному владению ей, т.е. «поместье» стало переходить в «вотчину».
Торговлю и всякого рода промыслы «Уложение» сделало исключительным занятием «посадских и торговых людей». Конкуренция иностранцев была уничтожена отменой их права вести в московском государстве беспошлинную торговлю.
Все указанные коренные реформы 1649 года не улучшили состояния государства настолько, чтобы предотвратить новые проявления народного недовольства и брожения.
В 1653 году, в процессе подготовки к войне с Польшей, были установлены новые таможенные правила: вместо прежних мелких пошлин, взимавшихся с товаров чуть не в каждом городе, и сильно стеснявших развитие торговли, была введена «рублевая пошлина» - по десяти денег с рубля, половина платилась при покупке и половина при продаже товара. Позже, в 1667 году, таможенные правила были еще раз переработаны в «Новоторговом Уставе».
Вообще, правительству Алексея Михайловича очень часто приходилось заниматься финансовыми реформами. Главной причиной этого было стремление найти источники для пополнения «государевой казны», сильно истощавшейся от частых военных действий, которые велись очень широко и требовали от государства огромных расходов.
Чтобы получить средства, почти полностью отсутствовавшие в казне после войн с Польшей и Швецией в 1654 – 61 гг., для уплаты жалования служилым людям правительство заменило серебряные деньги медными с «принудительным» курсом 1:1. Через короткое время медные деньги упали в цене (1:15-20), что привело к «медному бунту» в 1662 г. После его усмирения медные деньги были выведены из обращения.
Самые последние годы царствования Алексея Михайловича прошли спокойно (после подавления бунта Степана Разина). Царю оставалось лишь наслаждаться с таким трудом достигнутым умиротворением страны. Но его здоровье стало ухудшаться, и 28 января 1676 года, предчувствуя близкую кончину, Алексей Михайлович благословил на царство сына Федора, а малолетнего царевича Петра поручил заботам и попечению деда – Кирилла Нарышкина.
29 января 1676 года Алексей Михайлович «Тишайший» скончался.
Федор Алексеевич 1676 – 1682
Как и все сыновья Алексея Михайловича от первой супруги, Милославской, царевич Федор был «хилого телосложения и слабого здоровья». При таком здоровье царя, верховная власть у него была номинально, а реально все управление государством находилось в руках его приближенных: многочисленных родственников матери царя, Милославской, и родные и близкие мачехи, Натальи Кирилловны, урожденной Нарышкиной. С первого года правления Федора Алексеевича эти партии оказались в положении, приведшем их к еще более ожесточенной борьбе за власть: «царствовал представитель одной семейной партии, управлял же представитель другой [воспитатель Нарышкиной, боярин Артамон Сергеевич Матвеев]».
После ряда интриг почти все Нарышкины были удалены от двора и доступ к управлению государством получили Милославские.
Главной опорой партии Милославских была царевна Софья Алексеевна. По описанию современника, царевна была «великого ума и самых нежных проницательств, более мужеска ума исполнена дева». Лишенная возможности устроить себе семейное счастье, Софья обратила свои помыслы к политической жизни. Для достижения власти ей нужны были союзники и преданные друзья, которым стал к концу царствования Федора Михайловича князь Василий Васильевич Голицын. Он не только глубже других усвоил западноевропейское образование («иноземную мудрость»), но и от природы имел широкий и многосторонний ум. У Голицына рождались идеи, например, о создании регулярной армии, проекты освобождения крестьян от крепостного права с наделением их землей, о широком распространении народного образования и другие, которые были осуществлены только 200 лет спустя.
При жизни царя Софья старалась усилить свое значение при дворе, но это не всегда удавалось: приближенные Федора Алексеевича Иван Максимович Языков и Юрий Алексеевич Долгорукий во второй половине царствования Федора Алексеевича почти полностью отстранили Милославских от власти и начали выдвигать опальных Нарышкиных.
Как ни кратковременно было царствование Федора Алексеевича, его вполне можно назвать первым звеном в длинной цепи преобразований русской государственной и народной жизни. Правда, при царе Федоре Алексеевиче больше строили разные проекты реформ, нежели занимались действительным преобразованием государства, но все же именно в это царствование была осознана безусловная необходимость такого преобразования.
По плану и при непосредственном участии князя В.В. Голицына было предпринято новое устройство военных сил государства. Комиссия, на которую было возложено преобразование армии, не только установила общее управление ею и ввела новое деление войсковых частей, но и, самое главное, поставила возвышение по службе в зависимость только от личных заслуг и способностей каждого, а не от знатности происхождения, как было раньше.
Для уничтожения «местничества» в январе 1682 года был созван особый собор, постановивший не только навсегда отменить самый обычай, но и сделать совершенно невозможным возвращение к нему когда-либо. Это значительно облегчало выбор и улучшало состав должностных лиц во всех областях государственного управления.
В заботах о распространении просвещения в царствование Федора Алексеевича был выработан проект высшего учебного заведения в Москве, принадлежащий Симеону Полоцкому.
Имелся и еще целый ряд нововведений в государственной и народной жизни, но царю Федору уже не удалось их осуществить. Слабое от природы здоровье его ухудшалось с каждым днем, и 27 апреля 1682 года царь скончался.
Петр I Великий 1682 - 1725
Эпоха Петра Первого в истории России, личность этого выдающегося государственного деятеля, полководца, дипломата пользуется вниманием как в отечественной, так и в зарубежной исторической науке.
Русский абсолютизм во всем, что касается его роли и воздействия на жизнь русского общества, занимал совершенно иную позицию, чем абсолютизм большинства стран Европы. В то время как в Европе правительственную и административную структуру государства определял общественный строй, в России имел место обратный случай - здесь государство и проводимая им политика формировали социальную структуру.
Эпоха Петра характеризуется как ранняя фаза зарождения капитализма, когда торговый капитал начинает создавать новую экономическую основу русского общества.
Купцам необходим был эффективный государственный аппарат, который мог бы служить их целям как в России, так и за рубежом.
Именно по этому административные реформы Петра, войны и экономическая политика в целом, объединяются интересами торгового капитала.
Архивные исследования позволяют сделать вывод, что в области реформ именно царь Петр, и никто иной, был побудительной и движущей силой. Петр часто действовал без учета мнений своих советников; более того, после смерти царя его ближайшие прижизненные помощники зачастую вели себя как принципиальные противники реформ.
Согласно общепринятому мнению, император использовал большую часть своего времени и энергии именно на то, чтобы изменить отношения России и окружающего мира
В деятельности Петра невозможно выделить однозначно положительные или отрицательные стороны, ибо то, что одни считают величайшим благом, другие считают непоправимым злом.
Возвышение России осуществлялось в необычайно короткий срок.
Петровские реформы резко усилили ее развитие. Петровская дипломатия обеспечила важнейшие условия для преобразования России - включала ее в европейскую систему. Она устанавливала более тесные, близкие отношения со странами, обогнавшими Россию на пути промышленного, торгового, культурного развития. Дипломатия помогала получать от них новейшую для того времени технологию, более современное орудие - от линейного корабля до штыка, средства для их производства - станки, оборудование, материалы. Все это дало толчок огромным творческим возможностям, дремавшим в массе русского народа, связанного цепями отсталой социально-политической структуры, узами духовно-церковного консерватизма.
Россия получила сильный импульс к независимому развитию во всех областях жизни: от производства от производства материальных продуктов и предметов жизненной необходимости до создания духовных ценностей.
Большие достижения во многих областях общественной и государственной жизни, превращение России из расположенной на задворках Европы страны в великую мировую державу, ставшее своего рода феноменом истории, объясняют устойчивый повышенный интерес к эпохе Петра в мировой исторической науке.
Немаловажным фактором экономического развития была внешняя торговля, которая способствовала втягиванию России в систему складывавшегося мирового капиталистического рынка.
На фоне экономических изменений происходил процесс сословной консолидации феодалов (боярства и поместного дворянства). При безусловных разногласиях между "родовитыми" и "подлыми людьми" стирались ощутимые грани в их политическом положении, имущественных и личных правах. Все категории частновладельческих крестьян сливались в основную массу крепостного зависимого крестьянства.
Важнейшие социальные предпосылки абсолютизма в России выразились в росте феодального землевладения, в привлечении посадских торговых людей в качестве дьяков в вещевую казну, в различных привилегиях российских купцов на внутренних рынках страны.
Главной классовой опорой в становлении абсолютизма в России, несмотря на заинтересованность в нем высших слоев посадского населения, являлись дворяне-крепостники.
Преобразования, проводимые Петром I в XVII - XVIII вв., не были последовательны и не имели единого плана, их порядок и особенности были продиктованы ходом войны, политическими и финансовыми возможностями в тот или иной период. Историки выделяют три этапа в реформах Петра I.
Первый (1699-1709/10 гг.) - изменения в системе государственных учреждений и создание новых, перемены в системе местного самоуправления, установление рекрутской системы.
Второй (1710/11-1718/19 гг.) - создание Сената и ликвидация прежних высших учреждений, первая областная реформа, проведение новой военной политики, широкое строительство флота, учреждение законодательства, перевод государственных учреждений из Москвы в Санкт-Петербург.
Третий (1719/20-1725/26 гг.) - начало работы новых, уже созданных учреждений, ликвидация старых; вторая областная реформа; расширение и реорганизация армии, реформа церковного управления; финансовая реформа; введение новой системы налогообложения и нового порядка государственной службы.
Вся реформаторская деятельность Петра I закреплялась в форме уставов, регламентов, указов, которые имели одинаковую юридическую силу. 22 октября 1721 г. Петру I был присвоен титул Отца Отечества, Императора Всероссийского, Петра Великого.
Принятие этого титула соответствовало юридическому оформлению неограниченной монархии. Монарх не был ограничен в своих полномочиях и правах никакими высшими административными органами власти и управления. Власть императора в такой мере была широка и сильна, что Петр I преступал сложившиеся обычаи, касавшиеся персоны монарха.
В толковании к 20 артикулу Воинского устава 1716 г. и в Морском уставе 1720 г. провозглашалось: "Его величество есть самовластный монарх, который никому в своих делах ответа дать не должен, но силу и власть имеет свои государства и земли яко христианский государь по своей воле и благомнению управлять".
В 1722 г. Петром I был издан Устав о престолонаследии, по которому монарх мог определять своего преемника "признавая удобного" и имел право, видя "непотребство в наследнике", лишить его престола "усмотря достойного".
Указом 22 февраля 1711 г. был учрежден новый государственный орган - Правительствующий сенат. Все его члены были назначены царем из числа его непосредственного окружения (первоначально - 8 человек). В состав Сената входили крупнейшие деятели того времени.
Учреждение института фискалов и прокуратуры в системе органов государственной власти в 1 четверти XVIII в. было одним из явлений связанных с развитием абсолютизма.
1717-1719 годы были подготовительным периодом становления новых учреждений - коллегий. Были созданы Коллегия иностранных дел, Военная коллегия, Адмиралтейская коллегия, Малороссийская коллегия, Камер-коллегия, Штатс-контор-коллегия. Ревизион-коллегия, Берг-коллегия, Мануфактур коллегия, Коммерц-коллегия, Тайная канцелярия.
Синод был главным центральным учреждением по церковным вопросам.
Проводились реформы местного управления с целью укрепления власти дворянства путем создания на местах бюрократических учреждений с наделением их широкими полномочиями.
Главной особенностью органов местного управления I четверти XVIII в. было то, что они наряду с административными исполняли и полицейские функции.
Военные преобразования XVIII в. имели целью создать новую организацию армии. К этому периоду правительство вооружило войска однообразным оружием, армия успешно применяла линейную тактику ведения боя, производилось вооружение новой техникой, проводилась серьезная военная подготовка.
Судебная реформа, проведенная в 1719 г., упорядочила, централизовала и усилила всю судебную систему России. Основная задача реформы - отделение суда от администрации.
Во главе судебной системы стоял монарх, который решал самые важные государственные дела.
Определяя историческую значимость реформ Петра I, историки отмечают две стороны его деятельности: государственную и реформативную (изменения в быте, нравах, обычаях и понятиях): первая деятельность заслуживает вечной признательной, благоговейной памяти и благословения потомства. Деятельностью второго рода Петр привнес "величайший вред будущности России". Привычный уклад жизни в России был насильственно перевернут на иностранный лад.
Хотя в целом русские историки положительно относились к государственной деятельности Петра I: он резко интенсифицировал происходившие в стране процессы, заставил ее совершить гигантский прыжок, перенеся Россию через несколько этапов.
Обеспечение политического и экономического суверенитета страны, возвращение ей выхода к морю, создание промышленности, - все это дает полное основание считать Петра I великим государственным деятелем.
Екатерина I Алексеевна 1725 – 1727
Она взошла на престол после смерти Петра Великого и стала первой на Руси женщиной, управлявшей государством. Состояние государственных дел в царствование Екатерины I было очень плачевным. Один современник писал: «…казна пуста; денег не поступает, никому не платят…».
Крупнейшим событием царствования Екатерины I было учреждение Верховного Тайного Совета для решения важнейших государственных дел.
Екатерина царствовала всего два года и три месяца. Умирая, она назначила своим преемником Петра Алексеевича.
Петр II Алексеевич 1727 – 1730
Петр II вступил на престол в 11-летнем возрасте. Его политическим опекуном был Александр Меншиков. Все короткое время своего правления Петр II пытался упрочить свое положение, выйти из-под опеки Меншикова и других знатных вельмож. Скончался он в результате болезни.
Анна I Иоанновна 1730 – 1740
После смерти императора, не оставившего потомства, вопрос о престолонаследии вновь вызвал большие осложнения. Верховный совет решил призвать на всероссийский престол племянницу Петра Великого Анну Иоанновну, но с ограничениями: она не должна была решать важнейшие дела без согласия Верховного Совета. Таким образом, Верховный Совет стремился ввести в России олигархическое правление, т.е. разделение верховной власти между государем и высшей аристократией.
Но все повернулось иначе, к власти она пришла совершенно не подготовленной и фактически страной правил герцог Бирон, любимец Анны Иоанновны. В России началась эпоха правления иноземцев.
Впоследствии, императрица Екатерина Великая говорила, что Анна правила государством лучше, чем Елизавета. Во время ее правления в России поднялось просвещение, стали издаваться журналы, появились русские ученые.
Иван VI Антонович 1740 – 1741
Регентом царственного младенца Ивана IV был, согласно завещания умершей от болезни императрицы, назначен Бирон. Он получил титул Высочества, начал свое правление с милостей: отменил несколько смертных приговоров, уменьшил подати (подушевой налог). Закончил он свое правление печально, был приговорен к смерти, помилован и выслан за 3000 верст от столицы.
Осенью 1741 года Иван IV был низложен, и на всероссийский престол взошла дочь Петра Великого, Елизавета I Петровна.
Елизавета Петровна 1741 – 1761
Имея гораздо больше прав на русский престол, Елизавета постоянно находилась под пристальным вниманием царствующих особ. Ее старались держать подальше от двора. Живя на окраине Петербурга, Елизавета вращалась среди простого народа, постоянно общалась с офицерами Преображенского гвардейского полка. Многое пережила и передумала опальная Елизавета в годы царствования Анны Иоанновны. Лишь изредка, в торжественных случаях, она являлась перед народом. В народе поднималось недовольство Бироном и его окружением.
Она взошла на престол в результате дворцового переворота. Правила 20 лет. Ее царствование было отмечено двумя основными чертами: гуманностью и русским направлением. Во время ее правления не было смертных казней, все немцы были отстранены от государственных дел. Особо важные дела решал Сенат.
Особое внимание уделялось просвещению. Русское дворянство превратилось в замкнутое привилегированное сословие и стало наследственным.
Петр III Федорович 25.12.1761 – 28.6.1762
Будучи единственным прямым потомком Петра I, Петр III, в то же время был очень малообразованным и не далеким человеком. Его интересовала только армия, солдаты. Он был ярым поклонником прусского короля Фридриха Великого.
Вступив на престол, он уничтожил Тайную Канцелярию. Издал манифест «о вольности дворянской». До Петра III население России делилось на три основных класса: духовенство, дворянство и тяглых людей. Согласно этому манифесту дворяне могли уже не нести службу в войсках и управлении, а могли по своему желанию уйти в отставку, могли уехать за границу.
Эти его нововведения не доставили ему расположения народа. Против него состоялся заговор, и его свергли с престола. Заговорщики провозгласили императрицей Екатерину II, его супругу.
Екатерина II Великая 1762 - 1796
Екатерина II отличалась огромной работоспособностью, силой воли, целеустремленностью, храбростью, хитростью, лицемерием, неограниченным честолюбием и тщеславием, в общем, всеми чертами, характеризующими “сильную женщину”. Она могла подавлять свои эмоции в угоду развитому рационализму. Ей был присущ особый талант завоевывать общие симпатии.
В начале царствования Екатерина еще не освоилась с новой для себя ролью и либо продолжала претворять в жизнь политику, намеченную в предшествующее время, либо завершала ее. Отдельные новшества императрицы носили частный характер и не давали оснований относить царствование Екатерины к разряду выдающихся явлений в отечественной истории.
Екатерина не без основания указывала на довольно затруднительные обстоятельства, при которых она начала царствовать:
«Финансы были истощены. Армия не получала жалованья за 3 месяца. Торговля находилась в упадке, ибо многие ее отрасли были отданы в монополию...
…не было правильной системы в государственном хозяйстве...
…военное ведомство было погружено в долги; морское едва держалось, находясь в крайнем пренебрежении…
…духовенство было недовольно отнятием у него земель…
…правосудие продавалось с торгу, и законами руководствовались только в тех случаях, когда они благоприятствовали лицу сильному».
Императрица, разумеется, сгустила краски, но не настолько, чтобы считать ее характеристику положения страны совершенно недостоверной.
С момента восшествия на престол и до коронации Екатерина участвовала в 15 заседаниях Сената, и небезуспешно.
В 1763 году Сенат был реформирован: он был разделен на шесть департаментов со строго определенными функциями и под руководством генерал-прокурора, назначаемого монархом, стал органом контроля за деятельностью государственного аппарата и высшей судебной инстанцией. Сенат лишился своей главной функции - законодательной инициативы, она фактически перешла к императрице.
Екатерина II отменила секуляризацию, в результате чего архиерейские и церковные вотчины с населявшими их крестьянами передавались в Коллегию экономии, а духовенство лишалось экономической мощи. Теперь монастыри, епархии, рядовые монахи полностью зависели от государства. Екатериной II был подтвержден указ Петра III об упразднении Тайной розыскных дел канцелярии, которая, собственно, умирала сама собой.
Будучи по происхождению немкой, Екатерина II понимала, что императрица должна, прежде всего, защищать интересы России и не отступала от этого правила.
Трудно перечислить все, что сделала Екатерина II для пользы и славы России. Еще проживая в Москве, после коронации, она ознаменовала начало царствования великим и добрым делом: основала так называемый Воспитательный Дом, где находили приют дети, оставленные родителями.
Время царствования Екатерины II называют эпохой просвещенного абсолютизма. Мысль о государстве с просвещенным монархом, способным преобразовать общественную жизнь на новых, разумных началах, получила в XVIII веке широкое распространение. Сами монархи в условиях разложения феодализма, вызревания капиталистического уклада, распространения идей Просвещения вынуждены были встать на путь реформ.
Развитие и воплощение начал просвещенного абсолютизма в России приобрело характер целостной государственно-политической реформы, в ходе которой сформировался новый государственный и правовой облик абсолютной монархии. При этом для социально-правовой политики было характерно сословное размежевание: дворянство, мещанство и крестьянство
Вскоре после вступления на престол Екатерина обнаружила, что одним из существенных недостатков русской жизни является устарелость законодательства: сборник законов был издан при Алексее Михайловиче, а жизнь с тех пор изменилась до неузнаваемости. Императрица видела необходимость большой работы по собранию и пересмотру законов. Екатерина II решила составить новое Уложение. Императрица считала, что законы должны быть согласованы с потребностями страны, с понятиями и обычаями народа.
Также Екатерине казалось необходимым предоставить дворянству и городскому сословию самоуправление. Екатерина думала и об освобождении крестьян от крепостной зависимости. Правовая система “законной монархии” заключалась в создании системы сословных судов и совестного суда, в совершенствовании следственных порядков, перемены в полицейском управлении. Екатерина II пыталась достичь общественного спокойствия через полицейское регулирование на основе “принуждения к добродетели” путем исполнения справедливых законов.
Екатерина II хорошо понимала место России в тогдашнем мире. Она не слепо копировала европейские образцы, но была на уровне тогдашнего мирового политического знания. Она стремилась использовать европейский опыт для реформирования страны, где не было ни частной собственности, ни буржуазного гражданского общества, но, напротив, имелось традиционно развитое государственное хозяйство, господствовало крепостное право.
В 1765 году в интересах дворянства было учреждено Вольное экономическое общество. Одно из старейших в мире и первое в России экономическое общество (вольное - формально независимое от правительственных ведомств) было учреждено в Петербурге крупными землевладельцами, стремившимися в условиях роста рынка и торгового земледелия рационализировать сельское хозяйство, повысить производительность крепостного труда. В 1775 году, чтобы легче было управлять государством, Екатерина II издала Учреждение для управления губерний, укрепившее бюрократический аппарат власти на местах и увеличив количество губерний до 50. На губернию - не более 400 тысяч жителей. Несколько губерний составляли наместничество. Губернаторы и наместники избирались самой Екатериной II из русских вельмож и действовали по ее указам.
Создана была система сословного суда: для каждого сословия (дворян, горожан, государственных крестьян) свои особые судебные учреждения. В некоторых из них вводился принцип выборных судебных заседателей.
В целях оформления сословных привилегий дворянства в 1785 году вышла Жалованная грамота дворянству. Теперь многие дворяне могли сами управлять своими крестьянами. И отношение к крестьянам со стороны хозяина было куда лучше, нежели чем со стороны случайного управляющего. Помещик был заинтересован в том, чтобы его крестьяне не были разорены. Жалованной грамотой дворянство признавалось первенствующим сословием в государстве и освобождалось от уплаты податей, их нельзя было подвергнуть телесному наказанию, судить мог только дворянский суд. Дворянство, таким образом, превращалось в политически господствующее сословие в государстве.
Помимо Жалованной грамоты дворянству и Жалованной грамоты городам Екатерина II разрабатывала и Жалованную грамоту крестьянству (она адресовалась только к государственным крестьянам).
Павел Петрович 1796 – 1801
«В России велик только тот, с кем я говорю, и только пока я с ним говорю»
Рождение Павла Петровича вызвало в России всеобщее ликование, так как он продолжал династию, которой вследствие отсутствия мужского потомства грозило пресечение. Он вступил на Российский престол после смерти своей матери Екатерины. 5 апреля 1797 г. Павел I издал закон о престолонаследии, согласно которому престол должен переходить от отца к старшему сыну. Павел восстановил упраздненные Екатериной коллегии, сократил число губерний, ограничил местное самоуправление. Некоторые законы, изданные при Павле, были направлены на уравнение сословий, так, например, горожане и дворяне снова стали подвергаться телесным наказаниям за уголовные преступления.
В государственном управлении император допускал много перегибов и несуразностей. Были запрещены слова «клуб», «совет», «представители», «гражданин», «отечество». Издал указ, определяющий время, когда жители городов должны были гасить свет в домах. Павел запрещал танцевать вальс, носить широкие и большие букли, бакенбарды.
Император стремился уменьшить в армии пьянство, разврат, игру в карты. Он придавал особый, глубокий смысл элементам строя, регламенту, шагу, размеру косы, вахт-параду.
Интересу дворян Павел I считал своими, но несколько пунктов «Жалованной грамоты» (Екатерина II) изменил. Он резко ограничил переход с военной службы в гражданскую, с 5 октября 1799 г. никто не мог «по своему желанию» выбрать гражданскую службу вместо военной.
Павел I установил жесточайший надзор над литературой: в 1797-99 гг. было запрещено 639 изданий.
Среди новшеств, введенных Павлом I, можно выделить создание Медико-хирургической академии, Российско-американской компании, дерптского университета, училища для сирот военных.
Павел скоропостижно скончался в 1801 году. На престол вступил старший сын Павла, Александр I.
Александр I Павлович 1801 – 1825
Александр получил приличное образование. Его бабушка, Екатерина, готовила его к престолу.
С первых дней своего правления Александр I начал проводить либеральные реформы. Для составления законопроектов был создан «Негласный Комитет».
Александр I отменил наиболее одиозные указы Павла I, вернул 12000 опальных дворян. 12 декабря 1801 г. издан указ о праве покупки земли купцами, мещанами, государственными и удельными крестьянами. 20 февраля 1803 г. вышел указ, предусматривавший освобождение крепостных крестьян на волю за выкуп с землей целыми селениями по обоюдному согласию 2 сторон: крестьян и помещиков. 10 марта 1809 г. указом отменялось право помещиков ссылать своих крестьян в Сибирь.
Были созданы университеты: Виленский (1803), Харьковский, Казанский (1804), педагогический институт преобразован в университет (Петербургский, 1811). Были основаны лицеи: Царскосельский (1811), Ришельевский (1817, Одесса), Нежинский (1820).
В 1802 г. созданные при Петре I коллегии были заменены министерствами, в которых вводилось строгое единовластие и ответственность министра. Для объединения их деятельности и обсуждения вопросов, касающихся всего государства или нескольких министерств, собирался «комитет министров». В 1810 г. учрежден высший законосовещательный орган при императоре – Госсовет.
После разгрома Наполеона в 1813 году, Александр практически перестал заниматься государственными делами и скончался в 1826 году, не оставив прямого наследника.
Николай I Павлович 1825 – 1855
После смерти Александра I власть должна была перейти к его брату Константину, но тот отказался от престола еще при жизни Александра. Следующим претендентом на престол был другой брат - Николай. Он и стал очередным царем - Николаем I. Приход его к власти встретил сопротивление гвардии. Они объявили, что Константин не добровольно отрекся от престола, и вывели на Сенатскую площадь войска. Мятеж был подавлен, зачинщики казнены, часть из них была сослана в Сибирь.
Николай I образовал комитет 6 декабря 1826 г., который был призван подготовить проекты преобразований по всем частям государственного управления. «Собственная Его величества канцелярия» превратилась в важное правительственное учреждение и была разделена на несколько отделений:
отделение составляло личную канцелярию государя
отделение должно было произвести кодификацию российского законодательства
отделение во главе с генералом Бенкендорфом, опираясь на новоучрежденный особый корпус жандармов, должно было ведать политической полицией
отделение управляло благотворительными и образовательными учреждениями.
В 1836 году возникло еще и 5-е отделение для управления государственными имуществами и казенными крестьянами (затем было учреждено особое министерство).
Правление Николая I ознаменовалось выходом в свет в 1830 году 45-ти томного издания «Полного собрания законов Российской Империи». Составление законодательного кодекса было поручено Сперанскому, возглавлявшему 2-е отделение.
Попытка Николая I усовершенствовать государственное управление потерпела неудачу. Сверхцентрализация обернулась тем, что высшие инстанции были буквально затоплены морем бумаг и потеряли реальный контроль за ходом дел на местах.
Постоянное внимание и интерес императора привлекал вопрос об улучшении быта крестьян. Интерес этот поддерживался частыми бунтами крестьян: за время царствования Николая насчитывалось свыше 500 случаев крестьянских волнений. Несколько раз Николай I учреждал секретные комитеты по делу крестьян; они собирали сведения и материалы, писали докладные записки, но сам Николай I не мог решиться на серьезную ломку существующего порядка. Закон «Об обязанных крестьянах» от 1842 года предоставлял помещикам право добровольно заключать с крестьянами соглашения о прекращении личной крепостной зависимости.
В 1837-38 гг. для управления «государственными имуществами», включая казенных крестьян, было учреждено Министерство государственных имуществ.
В 1839-43 гг. граф Канкрин произвел формальную девальвацию ассигнаций, установив, что 350 руб. ассигнациями равняются 100 серебряным рублям, а затем выпустил новые бумажные деньги – «кредитные билеты», ценность которых обеспечивалась собранным им металлическим разменным фондом.
Впервые был введен акциз на табак и винные изделия.
Александр II Николаевич 1855 – 1881
После смерти Николая I государством стал править Александр II. Он заключи мир в Крымской войне. Начиная с Екатерины II, русские государи стремились к уничтожению крепостного права. После неудачной крымской войны это стало особенно необходимо.
В начале 1857 г. был учрежден Секретный комитет для подготовки реформы, а в ноябре 1857 г. в рескрипте на имя великого генерал-губернатора Назимова Александр II объявил о том, что крестьянская реформа должна быть осуществлена в ближайшем будущем. Дворянам было предложено образовать по губерниям губернские комитеты для обсуждения условий освобождения крестьян. Секретный комитет был переименован в Главный комитет по крестьянскому делу.
19 февраля 1861 г. Александр II подписал Манифест и проекты «Положений о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости».
Подготовкой судебной реформы руководили министр юстиции Замяткин и статс-секретарь Зарудный С.И.. Новый суд строился на бессословных началах, были провозглашены несменяемость судей, устность и состязательность судопроизводства. Вопрос о виновности подсудимого решался коллегией из 12 присяжных заседателей, избиравшихся по жребию «из местных обывателей всех сословий».
Согласно «положению о губернских и уездных учреждениях» от 1 января 1864 г. органами земского самоуправления в уездах были и уездные земские собрания, «состоявшие из земских гласных», избираемых на 3 года тремя куриями избирателей:
местными землевладельцами
крестьянскими обществами
городскими избирателями.
В 1870 г. было издано «городовое положение», вводившее всесословное местное управление в городах. Городские думы были бессословными органами. Компетенция органов самоуправления в городах соответствовала компетенции земских учреждений в сельских местностях.
1 января 1874 года был издан манифест о всеобщей воинской повинности. Одновременно был издан новый «Устав о воинской повинности». Многолетняя рекрутчина была заменена всеобщей воинской повинностью. Срок действительной службы в армии сократился до 6 лет (9 лет в запасе), во флоте соответственно 7 и 3 года. Появилась возможность проникновения в офицерскую среду недворян, что уничтожало кастовость офицерского корпуса.
В 1863 г. проведена университетская реформа. Был издан новый университетский устав, по которому профессорские корпорации получали широкое самоуправление. Совет профессоров каждого университета избирал всех должностных лиц университетской администрации и профессоров на вакансии.
Школьная реформа 1864 г. демократизовала сферу начального и среднего образования, расширяла сеть учебных заведений, привлекала новые педагогические силы.
В 1865 г. прошла реформа печати. Была значительно смягчена цензура книг и периодики. Печать получила широкую возможность обсуждения политических и социальных вопросов.
Александр II погиб от рук террориста-революционера.
Александр III Александрович 1881 – 1894
Вступив на престол после трагической смерти своего отца, новый император Александр III подпал под влияние обер-прокурора святейшего Синода К.П. Победоносцева и склонился в сторону реакции. Он пообещал наряду с сохранением неограниченного самодержавия продолжить реформы. Но на деле реформы пошли вспять.
В августе 1881 г. было утверждено «Положение о мерах к сохранению государственной безопасности и общественного спокойствия». Любая местность могла быть объявлена на чрезвычайном положении. Глава губернии имел право запрещать собрания, закрывать органы печати и учебные заведения, арестовывать и высылать без суда неугодных лиц.
В августе 1882 г. приняты Временные правила о печати. Совещание 4 министров получило право закрывать любые издания и запрещать неугодным лицам заниматься журналистикой.
С 1883 г. стали действовать охранные отделения (охранка) – жандармские органы, специализировавшиеся на агентурной работе.
В 1884 г. издан новый университетский устав, уничтожавший университетскую автономию: ректоры университетов назначались правительством, которое так же могло назначать и увольнять профессоров.
В 1887 г. министр народного просвещения Делянов И.Д. издал т.н. «циркуляр о кухаркиных детях», предписывавший не допускать в гимназии детей из низших сословий.
12 июля 1889 г. было издано «Положение о земских участковых начальниках» с целью создать «крепкую и близкую к народу власть». В руках земских начальников соединилась судебная и административная власть над крестьянами.
Изданное в 1890 г. новое положение о земских учреждениях усилило роль дворянского элемента в земских учреждениях, контроль администрации над этими учреждениями.
В 1892 г. принято новое Городское положение, которое значительно урезало самостоятельность городского самоуправления и в 3-4 раза уменьшило число городских избирателей.
Принудительно начала проводится «русификация» окраин империи. Начались притеснения евреев, им было запрещено селиться в Москве, проведен ряд выселений.
Одновременно можно отметить рост промышленного производства, привлечение зарубежных инвестиций в российскую экономику.
Благодаря проводимой им внешней политике России в Европе сложился на долгое время «европейский мир».
Николай II Александрович 1894 –1917
Период царствования Николая II пришелся на смутное время. Царю приходилось решать вопросы как внутренней, так и внешней политики. Россия была втянута в серию войн, которые привели в конечном итоге к революционной смене власти в России и приходу к власти большевиков.
Николаю II пришлось отречься от престола. Вся царская семья была расстреляна в Екатеринбурге в 1918 году.
Заключение
Возвращаясь к «делам давно минувших дней», рассматривая царствование дома Романовых на протяжении 300 лет российской истории, реформы и антиреформы, проводимые царствующими особами, прослеживаются следующие закономерности: государь всегда начинал свое царствование с прогрессивных начинаний, пытался исправить «ошибки» предыдущего монарха и делал свои собственные «ошибки», подготавливая тем самым благодатную почву для начала царствования и реформ своего преемника.
Несмотря на временные откаты при проведении реформ, все они положительно сказывались на развитии российского государства. Реформы способствовали укреплению государственной власти, развитию экономики и армии.
Повышался международный авторитет России. Многие страны стремились заручиться поддержкой России при проведении своей политики в отношении других государств.
С течением времени это стало классическим стилем управления государством не зависимо от формы правления и применяется на практике даже в наши дни.
Список литературы
Анисимов Е.В., Время петровских реформ. О Петре I, Л., 1989
Ключевский В.О., Исторические портреты, М.,1991
Ключевский В.О., Курс русской истории, М.,1957
Соловьев С.М., Об истории новой России, М.,1993
Борзаковский П., Императрица Екатерина Вторая Великая, М., Панорама, 1991
Брикнер А., История Екатерины Второй, М., Современник, 1991
Заичкин И.А., Почкаев И.Н., Русская история: От Екатерины Великой до Александра II, М., Мысль, 1994
Трехсотлетие дома Романовых, репринтное воспроизведение юбилейного издания 1913 г., М., Современник, 1991
Россия и Романовы: Россия под скипетром Романовых, Очерки из русской истории за время с 1613 по 1913 год. Под ред. П.Н. Жуковича, М., “Россия”. Ростов-на-Дону: А/О “Танаис”, 1992
История СССР с древнейших времен до наших дней, М., 1967
Стешенко Л.А., Софроненко К.А., Государственный строй в России в первой четверти XVIII в., М. 1973.
Пятецкий Л.М., Справочник по истории России с древнейших времен до наших дней, М., Московский лицей, 1994