Социально-психологический тренинг


Название: Человек в конфликте.
Время: 2 (два) часа.

Цели : Показать значимость эмоциональной сферы человека и ее влия-
ние в ходе конфликта,отработать навыки использования воображения
для реализации своего эмоционального состояния.Понять характер
собственных эмоциональных проблем в конфликтах.

2Упражнение 1.

Название: Работа с ассоциативным рядом"конфликт".

Порядок работы: Участники рассаживаются в круг и получают инструк-
цию ведущего:" В фокусе нашего внимания - конфликт.Когда мы гово-
рим это слово,у нас возникает ряд ассоциаций,чувств.Мы слышали о
конфликте,знаем ,как он выглядит в поведении людей.Сейчас мы исс-
ледуем,как конфликт отражается на внутреннем состоянии челове-
ка.Пусть каждый скажет,с чем ассоциируется слово "конфликт".Какой
образ подсказывает ваше воображение?"
После первого ряда произвольных ассоциаций можно произвести
следующее:
- если конфликт - это мебель,то какая?..
- если конфликт - это посуда,то какая?..
_ если это одежда...

Рефлексия.

В ходе обсуждения ведущий задает вопрос:"Для чего мы делали
это упражнение?" Важно заметить,что ассоциации были выражением оп-
ределенного эмоционального состояния,вызванного словом"конф-
ликт".Для того,чтобы управлять своим эмоциональным состоянием в
ситуации конкретного конфликта,надо хотя бы определять характер
этих эмоций,их глубину и степень влияния на поведение.

 2Упражнение 2.

Название: Эмоциональная тропинка.

Подберите символические рисунки,с помощью которых можно отра-
зить свое эмоциональное состояние в различные моменты развития
конфликта. Нарисуйте в тетради самоанализа свою "тропинку" и свои
символы для каждого из значимых этапов пути в конфликте.Можно до-
полнить их краткими фразами.
Пункт А -"все хорошо!" *---*----*-----*-----*-----*-----*-
----*-----*------*-----*---*---* Пункт В - "все снова хорошо!"

 2Упражнение 3.

Название: Работа в группах.

Учащиеся делятся на группы по три человека и выбирают
"скульптора".Он строит скульптурную группу "конфликт" и занимает
свое место в ней.

Рефлексия.

Попробуйте описать свои ощущения в ходе упражнения.Где в теле


- 3 -
у "скульптур" чувствовалось напряжение? Какие чувства и ассоциации
появились в той или иной позе? Обращается внимание на связь эмоци-
ональной и физической напряженности.

 2Упражнение 4.

Название: Отработка стрессов и незаконченных действий на фоне из-
мененного состояния сознания.

Ведущий предлагает поработать с конфликтом в особом состоя-
нии.Ведущий объясняет смысл упражнения примерно так:"...Эмоцио-
нальное напряжение,возникающее в конфликте,тесно связано с мышеч-
ным напряжением.Представьте себе лицо человека,который чувствует
себя в конфликте с кем-либо.Его скулы сведены и напряжены,зубы
стиснуты.Между бровями пролегли вертикальные складки.Как мы можем
ожидать от него гибкого поведения,если он закован в жесткий каркас
напряженных мышц? Человек - существо целостное.Эмоциональное нап-
ряжение вызывает напряжение мышечное и наоборот.Поэтому мы попро-
буем через расслабление мышц достичь снижения эмоциональной напря-
женности в конфликте.Для этого нужно сесть поудобнее..."
Далее ведущий приводит ряд формул для релаксации.Когда группа
погружается в расслабленное,комфортное состояние,ведущий говорит
следующий текст:" Представьте перед вашим внутренним взором расши-
тый узорами тяжелый театральный занавес.Он медленно раздвигает-
ся.Вы знаете,что это пьеса о вашей жизни.На сцене вы видите знако-
мых людей в конфликтной ситуации.Вы смотрите эту пьесу из зритель-
ного зала,а среди людей на сцене узнаете себя.Вы слышите голо-
са...О чем говорят эти люди? Вы разглядываете их одежду.Она вам не
нравится,и вы решаете переодеть всех в костюмы другой эпохи.Это
пьеса вашей жизни,и вы - ее режиссер,вы - ее главный герой.Вы пе-
реносите эту сцену на экран телевизора.Попробуйте представить ее в


- 4 -
черно - белом изображении... Теперь - в цветном изображении.Поро-
буйте выключить звук.Теперь участники вашей пьесы жестикулируют в
полном безмолвии.Через некоторое время вы включаете звук,чтобы ус-
лышать слова главного героя - себя.Вы включаете звук и слышите эти
слова.О чем вы говорите?
Представьте экран в виде шахматной доски.Над ней поднимаются
объемные фигурки.Вы видите на этой шахматной доске участников ва-
шего конфликта и себя.Где ваше место на этой доске? Представь-
те,как вы переставляете фигурки с одной клетки на другую или выст-
раиваете их в один ряд.
Сейчас вы убираете их с доски и укладываете в коробочку.Ко-
робка закрывается,вы набрасываете на нее крючочек и бережно стави-
те на место.Ваше поле внутреннего зрения начинает задвигаться тя-
желым театральным занавесом.Вы вспоминаете,что все происходило на
телевизионном экране, и поворачиваете выключатель.Экран тускне-
ет.Некоторое время на нем остается светящаяся точка.Затем исчезает
и она".
После приведенного выше текста дается ряд формул выхода из
аутогенного погружения и проводится обсуждение упражнения.

Рефлексия.

Учащиеся делятся своим впечатлениями.Ведущий спрашивает о
том,что мешало выполнению упражнения.Особое внимание уделяется то-
му,как изменилось эмоциональное состояние после упражнения,как из-
менилось отношение к конфликту,человеку - стрессору,какие из прие-
мов,предложенных ведущим,повлияли на это отношение.
В заключении ведущий советует использовать показанные приемы
саморегуляции психофизического состояния самостоятельно.


Доклад по теме: Социально-психологический тренинг.
Сдан: в сентябре 1998. Московский Городской Педагогический
Университет. Преподаватель: Беляева Н.В.