Кредитный риск коммерческого банка

Содержание
1. Кредитная политика банка....................................................5
Структура меморандума о кредитной политике....................5
Кредитоспособность клиента..............................................7
2. Анализ финансовых отчетов..................................................8
Коэффициенты, применяемые при оценке
кредитоспособности..........................................................11
Другие источники информации о заемщике..........................18
3.Этапы выдачи кредита..........................................................18
Кредитная заявка...............................................................19
Интервью с клиентом..........................................................20
Изучение кредитоспосбности и оценка риска........................21
Подготовка к заключению договора....................................23
Кредитное соглашение........................................................25
4. Факторы, влияющие на риск невозврата ссуд..........................27
Литература..............................................................................31

Кредитный риск коммерческого банка
Кредитная деятельность банка является одним из основополагающих критериев , который отличает его от небанковских учреждений. В мировой практике именно с кредитованием связан значительня часть прибыли банка. Одновременно невозврат кредитов, особенно крупных, может привести банк к банкротству, а в силу его положения в экономике, к целому ряду банкротств связанных с ним предприятий, банков и частных лиц. Поэтому управление кредитным риском является необходимой частью стратегии и тактики выживания и развития любого коммерческого банка.
Портфель банковских ссуд подвержен всем основным видам риска, которые сопутствуют финансовой деятельности: риску ликвидности, риску процентных ставок, риску неплатежа по ссуде (кредитному риску).
Управление кредитным риском требует от банкира постоянного контроля за структурой портфеля ссуд и их качественным составом. В рамках дилеммы «доходность – риск» банкир вынужден ограничивать норму прибыли, страхуя себя от излишнего риска. Он должен проводить политику рассредоточения риска и не допускать концентрации кредитов у нескольких крупных заемщиков, что чревато серьезными последствиями в случае непогашения ссуды одним из них. Банк не должен рисковать средствами вкладчиков, финансируя спекулятивные (хотя и высокоприбыльные) проекты. За этим внимательно наблюдают банковские контрольные органы в ходе периодических ревизий.
Кредитный риск зависит от внешних ( связанных с состоянием экономической среды, с конъюнктурой ) и внутренних ( вызванных оши- бочными действиями самого банка ) факторов. Возможности управления внешними факторами ограничены, хотя своевременными действиями банк может в известной мере смягчить их влияние и предотвратить крупные потери. Однако основные рычаги управления кредитным риском лежат в сфере внутренней политики банка.
Кредитная политика банка определяется, во-первых, общими , установками относительно операций с клиентурой, которые тщательно разрабатываются и фиксируются в меморандуме о кредитной политике, и, во-вторых, практическими действиями банковского персонала, интерпретирующего и воплощающего в жизнь эти установки. Следовательно, в конечном счете способность управлять риском зависит от компетентности руководства банка и уровня квалификации его рядового состава, занимающегося отбором конкретных кредитных проектов и выработкой условий кредитных соглашений.
В этой работе речь пойдет в основном о зарубежном опыте управления кредитным риском коммерческого банка. Это связано с тем, что современный отечественный опыт кредитования во многом еще не сложился вследствие небольшого срока развития системы коммерческих банков и , поэтому не может быть в достаточной степени обобщен. Кроме того, изучение зарубежного опыта и использование его в современной отечественной банковской практике поможет снять многие проблемы наших банкиров, многие из которых испытывают элементарный недостаток знаний.
В процессе управления кредитным риском коммерческого банка можно выделить несколько общих характерных этапов:
- разработка целей и задач кредитной политики банка
- создание административной структуры управления кредитным риском и системы принятия административных решений
- изучение финансового состояния заемщика
- изучение кредитной истории заемщика, его деловых связей
- разработка и подписание кредитного согашения
- анализ рисков невозврата кредитов
- кредитный мониторинг заемщика и всего портфеля ссуд
-мероприятия по возврату просроченных и сомнительных ссуд и по реализации залогов.
Далее будут рассмотрены некоторые вопросы из перчисленных выше, за исключением вопросов создания административной системы управления кредитным риском и работы с сомнительными и просроченными ссудами.

1. Кредитная политика банка.
Закон возлагает общую ответственность за кредитные операции на совет директоров банка. Совет директоров делегирует функции по практическому предоставлению ссуд на более низкие уровни управления и формулирует общие принципы и ограничения кредитной политики.В крупных банках разрабатывается письменный меморандум о кредитной политике, которым руководствуются все работники данного банка. Содержание и структура меморандума различна для разных банков, но основные моменты, как правило, присутствуют в документах такого рода.
Прежде всего формулируется общая цель политики, например предоставление надежных и рентабельных кредитов. Степень риска должна соответствовать обычной норме доходности по ссудам с учетом стоимости кредитных ресурсов и административных издержек банка.
Кроме этого в меморандуме дается расшифровка каким образом банк собирается достигнуть заявленной цели. Для этого определяются:
- преемлемые для банка виды ссуд
- ссуды, от которых банк рекомендует воздерживаться
- предпочтительный круг заемщиков
- нежелательные для банка заемщики по различным категориям
- география работы банка по кредитованию
- политика в области выдачи кредитов работникам банка
- ограничение размеров ссуд по различным категориям заемщиков
- политику банка в области управления кредитным риском , ревизий и контроля.
Ниже приведена схем меморандума одного из крупных американских банков. Документ содержит пять разделов: общие положения, категории кредитов, различные вопросы кредитной политики, контроль над качеством кредитного портфеля и комитеты банка.
Структура меморандума о кредитной политике
крупного американского банка
1. Общие положения:
- управление;
- сфера операций;
- балансовый портфель ссуд;
- управление портфелем;
- коэффициент ссуды/депозиты;
- верхний предел ссуд одному заемщику;
- распределение полномочий на выдачу ссуд;
- процентные ставки;
- условия погашения ссуд;
- обеспечение;
- информация о кредитоспособности и документы;
- коэффициенты неплатежей по ссудам;
- резервы на погашение безнадежной задолженности;
- списание непогашенных ссуд;
- продление или возобновление просроченных ссуд;
- законы защиты потребителей и условия операций. , 11. Отдельные виды ссуд:
- перспективы делового развития;
- желательные ссуды по категориям:
1) коммерческие;
2) сельскохозяйственные;
3) ипотечные;
4) ссуды с погашением в рассрочку и ссуды банковских
отделений;
5) карточки "VISA" и возобновляемые ссуды;
6) филиалы ипотечного кредита;
7) аккредитивы;
8) кредитные договоры;
- нежелательные ссуды.
111. Различные вопросы кредитной политики:
- ссуды ответственным работникам банка и директорам;
- ссуды рядовым работникам;
- конфликты интересов.
1У. Контроль качества ссуд:
- отдел анализа кредитоспособности;
- ревизия ссудного портфеля.
У. Комитеты:
- ссудный комитет при совете директоров;
- ссудный комитет при финансовых консультантах;
- комитет по ревизии ссуд.

Кредитоспособность клиента.
Один из основных способов снижения риска неплатежа по ссуде – тщательный отбор потенциальных заемщиков. Существует множество : методик анализа финансового положения клиента и его надежности с точки зрения своевременного погашения долга банку. В практике американских банков применяется «правило пяти си», где критерии отбора клиентов обозначены словами, начинающимися на букву аси»:
сharacter (характер заемщика);
сapacity (финансовые возможности);
сapital (капитал, имущество);
сollateral (обеспечение);
сonditions (общие экономические условия).
Под «характером» заемщика имеется в виду его репутация, степень ответственности, готовность и желание погашать долг. Банк стремится прежде всего выяснить, как заемщик (фирма или частное лицо) относился к своим обязательствам в прошлом, были ли у него задержки в погашении займов, каков его статус в деловом мире. Банк стремится получить психологический портрет заемщика, используя для этого личное интервью с ним, досье из личного архива, консультации с другими банками и фирмами и прочую доступную информацию.
Финансовые возможности заемщика, его способность погасить кредит определяются с помощью тщательного анализа его доходов и расходов и перспектив изменения их в будущем. В принципе у заемщика банка есть три источника средств для погашения ссуды:
– текущие кассовые поступления ( cash flow );
– продажа активов;
– прочие источники финансирования (включая заимствования на денежном рынке).
Коммерческие банки традиционно относятся к той категории кредиторов, ссуды которых погашаются за счет чистого сальдо текущих кассовых поступлений ( net cash flow ). Эта величина равняется чистой операционной прибыли плюс амортизационные отчисления минус прирост дебиторской задолженности минус прирост товарных запасов плюс сумма счетов к оплате.
Критическое значение для погашения займа имеет динамика дебиторской задолженности предприятия и изменение его товарных запасов. Чаще всего с этими статьями связаны трудности в погашении займа.
Возвращаясь к "правилу пяти си", отметим далее, что банк большое внимание уделяет также другим факторам, а именно акционерному капиталу фирмы, его структуре, соотношению с другими статьями активов и пассивов, а также обеспечению займа, его достаточности, качеству и степени реализуемости залога в случае непогашения ссуды.
Наконец, при рассмотрении заявки на кредит принимаются во внимание общие условия , определяющие деловой климат в стране и оказывающие влияние на положение как банка, так и заемщика: состояние экономической конъюнктуры, наличие конкуренции со стороны других производителей аналогичного товара, налоги, цены на сырье и т. д.
Одна из целей кредитных работников банка заключается в том, чтобы выразить в цифрах (квантифицировать) указанные критерии применительно к каждому конкретному случаю. На основе этого будет принято взвешенное решение относительно кредитоспособности заемщика, целесообразности выдачи ему кредита, ценовых и неценовых условий этого кредита и т. д.
В рамках дилеммы «риск – доходность» заемщики, имеющие более слабые
финансовые позиции (а следовательно, более подверженные риску) должны
платить за кредит больше, чем более надежные заемщики.

2. Анализ финансовых отчетов.
Важнейшим источником информации о состоянии дел перспективного заемщика служат его финансовые отчеты, сметы, данные о прибылях и убытках. Банки используют эти материалы не только для определения обоснованности заявки на кредит с точки зрения потребности фирмы в дополнительных денежных ресурсах, но и с учетом перспектив развития фирмы в будущем, получения ею прибыли и степени вероятности неплатежа по ссуде.
Ниже разбирается пример определения финансовых коэффициентов, приведенный в книге В.М.Усоскина "Современный коммерческий банк". Имеется схема баланса типографской фирмы "Нэшнл бук принтинг" и ее отчет о доходах и расходах (цифры условные). Требуется определить финансовые коэффициенты и их динамику за 1987-89 гг., а также сделать предварительный вывод о кредитоспособности заемщика.
Баланс ( в тыс. долл.)
Статья баланса
31.12.87
31.12.88
31.12.89
Актив
Касса
15.7
28.2
37.6
Ценные бумаги
0.0
4.4
10.0
Дебиторы
282.1
434.4
629.6
Запасы
89.6
131.7
222.1
Прочие текущие активы
8.0
0.0
11.2
Оборотный капитал ( всего )
359.4
598.7
910.2
Основные средства ( сальдо )
319.3
311.9
1184.3
Предоплата
8.8
18.1
10.2
Прочие
34.7
32.2
19.9
Основные средства - всего
362.8
362.2
1214.4
Всего активов
758.2
961.0
2124.9
Пассив
Счета к оплате банкам
15.0
5.0
103.0
Векселя к оплате
114.5
102.8
175.1
Накопленные платежи
90.3
213.9
184.0
Наступившие платежи по долгосрочным займам
30.5
19.9
74.0
Задолженность текущего года по налогам
0.0
15.1
21.9
Краткосрочные обязательства - всего
250.3
356.7
558.0
Долгосрочный долг
0.0
80.3
810.3
Долг второй очереди
0.0
0.0
0.0
Долгосрочный долг - всего
0.0
80.3
810.3
Обязательства - всего
250.3
437.0
1368.3
Капитал ( привилегированные акции )
0.0
0.0
0.0
Капитал ( простые акции )
10.0
10.0
10.0
Избыточный капитал
0.0
0.0
0.0
Нераспределенная прибыль
497.9
514.0
746.6
Акционерный капитал - всего
507.9
524.0
746.6
Обязательства и капитал - всего
758.2
961.0
2124.9

При сравнительном анализе баланса фирмы за три года прежде всего отмечаются следующие особенности в динамике операций компании
1. Основные статьи актива – дебиторы, товарные запасы и основные средства. Высокий удельный вес этих статей обычно характерен для промышленных компаний, и в этом отношении баланс фирмы не является необычным.
2. Дебиторская задолженность увеличилась за три года с 282,1 до 629,6 тыс. долл., т. е. в 2,2 раза. В чем причина такого роста? Сосредоточены ли эти неоплаченные счета у какого-то одного покупателя и не является ли эта задолженность безнадежно просроченной? Растет ли дебиторская задолженность более быстрыми темпами, чем сумма продаж и если да, то связано это с изменением условий кредита или с ухудшением качества клиентуры компании?
3. Товарные запасы фирмы возросли примерно в 2,5 раза. Почему? Каков состав запасов? Это сырье, которое может послужить обеспечением займа в банке,или готовая продукция, которая не продана и поэтому не представляет интереса?
4. Основные средства возросли втрое – с 319 тыс. долл. до 1184 тыс. долл. В чем причина? Каков состав средств – здания, оборудование? Какое оборудование было куплено? Если оно приобретено для расширения производства, то какова вероятность, что спрос на продукцию компании будет расти? Если оборудование нужно для обеспечения одного проекта, почему компания не взяла его в аренду?
5. Счета к оплате в пассиве баланса (кредиторская задолженность) также возросли. Этого следовало ожидать, так как прирост запасов обычно покрывается коммерческим кредитом. В этой связи интересно, появились ли у компании новые поставщики и каковы условия погашения кредита. Долгосрочный долг компании резко увеличился в 1989 г. (с О до 810 тыс. долл.). Какова структура долга, проценты по займам? Являются ли ставки процента фиксированными или переменными?
6. В отношении акционерного капитала также возникают вопросы. Какая часть собственного капитала была использована для покупки оборудования в 1989 г.? Почему большая часть прибыли отчисляется в резерв, а не выплачивается акционерам?
Работник банка сопоставит сильные стороны компании (широкое использование коммерческого кредита, рост краткосрочных активов темпом, соответствующим росту краткосрочных обязательств) с ее слабостями (быстрое увеличение задолженности) и поставит вопрос о качестве ее активов. Эту проблему он решит с помощью анализа коэффициентов.
Но прежде этого необходимо оценить также данные отчета о доходах и расходах компании.

Отчет о доходах и расходах
Статьи доходов и расходов
1987
1988
1989
Чистая сумма продаж
2564.9
3024.7
4178.9
минус себестоимость проданных товаров
1861.6
2121.6
2976.6
Валовый доход
703.3
903.1
1202.3
минус операционные расходы
624.8
682.3
807.5
Операционная прибыль
60.5
220.8
394.8
Прочие доходы
7.6
3.9
20.8
минус прочие расходы
14.0
125.2
149.5
истая прибыль до уплаты налогов
54.1
99.5
266.1
минус налоги
3.1
22.4
33.5
Чистая прибыль после уплаты налогов
51.0
77.1
232.6
Анализ отчета о доходах и расходах компании за три года позволяет сделать следующие выводы:
1. Валовые доходы компании устойчиво росли – с 2565 тыс. до 4179 тыс. долл. Связан ли этот рост с агрессивной стратегией по расширению продаж или со снижением цен на продукцию? В какой мере рост доходов определяется новыми покупателями? Будут ли они аккуратно оплачивать свои счета?
2. Себестоимость продукции тоже возросла. В чем причина этого увеличения? Почему росли операционные расходы (с 642 тыс. долл. до 807 тыс. долл.), т. е. расходы, связанные с содержанием административного аппарата, арендой помещений и т. д. Значительную часть роста "прочих расходов" составили проценты по долгу (61,8 тыс. из 149,5 тыс. долл.). Каковы условия полученных компанией займов?

3. Чистая прибыль после уплаты налогов компанией устойчиво росла. Связано ли это с высоким качеством управления или с изменившимися условиями в отрасли?
Все эти вопросы тоже будут подвергнуты тщательному разбору, прежде чем банк примет решение о предоставлении кредита компании.
При изучении кредитоспособности фирмы важное значение придается анализу коэффициентов, характеризующих соотношение различных статей баланса, и динамике этих показателей. Это важные источники информации и прогнозов по поводу состояния дел фирмы и риска, связанного с выдачей ей кредита.

Коэффициенты, применяемые в практике кредитного анализа
Их можно разделить на пять групп:
- показатели ликвидности;
- показатели задолженности;
- показатели погашения долга;
- показатели деловой активности;
- показатели рентабельности.
1. Показатели ликвидности ( liquidity rations ) применяются для оценки того, как соотносятся наиболее ликвидные элементы баланса фирмы, ее оборотный капитал (кассовая наличность, дебиторы, запасы товарно-материальных ценностей) и краткосрочные обязательства (выданные векселя, краткосрочные долговые обязательства и т. д.). Чем выше покрытие этих обязательств за счет быстрореализуемых активов, тем надежнее положение фирмы, тем больше у нее шансов на получение кредита у банка.
К числу наиболее важных и широко используемых показателей указанной группы относится коэффициент ликвидности ( current ratio ):
Краткосрочные активы
К-т ликвидности = ----------------------------------------
Краткосрочные обязательства

Ранее считалось, что числовое значение этого показателя должно быть равно 2 или выше. Ныне не менее важным, чем величина показателя, считается состав и качество активов, используемых при расчете коэффициента. Если при высокой числовой величине показателя (скажем, 3,5) в активах высока доля нереализуемых товарных запасов, коэффициент не свидетельствует о благополучии компании. И напротив, коэффициент может быть меньше 2, но если в активах преобладает наличность, ценные бумаги и другие ликвидные статьи, можно говорить о прочном финансовом положении. В нашем условном примере коэффициент ликвидности у «Нэшнл бук принтинг» равен 1,63 (910,2 : 558,0). При этом почти 3/4 краткосрочных активов составляет касса, ценные бумаги и дебиторская задолженность. С учетом такого состава активов показатель 1,63 можно считать удовлетворительным.
В кредитной практике применяется еще один показатель ликвидности, называемый «кислотным тестом» ( acid test ) или коэффициентом «лакмусовой бумамжки»:
Касса+Ценные бумаги+Дебиторские счета
К-т "лакмусовой бумажки" = --------------------------------------------------------------------------
Краткосрочные обязательства

При его расчете учитываются только те виды активов, которые могут быть легко и быстро превращены в наличные деньги.
Показатель, равный 1, обычно свидетельствует об устойчивом положении фирмы. У «(Нэшнл бук» этот коэффициент равен 1,21 (677,2: 558,0), т. е. на 1 долл. краткосрочных обязательств приходится 1,21 долл. быстрореализуемых активов. Однако для оценки достаточности этой цифры нужно сравнить ее со средними значениями показателя в отрасли. Кроме того, необходимо проверить качество дебиторских счетов, составляющих свыше 90% числителя формулы.
2. Показатели задолженности ( leverage ratios ) показывают, как распределяется риск между владельцами компании (акционерами) и ее кредиторами. Активы могут быть профинансированы либо за счет собственных средств (акционерный капитал), либо за счет позаимствований (долг). Чем выше отношение заемных средств к собственности акционеров, тем выше риск кредиторов и тем осторожнее должен относиться банк к выдаче новых кредитов. В случае банкротства компании с высокой задолженностью шансы на возврат кредиторам вложенных ими средств будут весьма низки. Для оценки задолженности рассчитывается прежде всего коэффициент покрытия основных средств ( fixed assets-to-net worth ratio ), который выражается следующей формулой:
Основные средства
К-т покрытия основных средств = --------------------------------------
Собственный капитал

Он показывает, какая часть основных средств профинансирована за счет собственного капитала. В принципе здания, оборудование и другие долгосрочные активы должны покрываться либо за счет средств акционеров, либо с помощью долгосрочных займов. Нормальным считается отношение 0,75 – 1, так как более высокая цифра может означать, что в основные средства вложена часть оборотного капитала, и это может негативно сказаться на производственной деятельности фирмы. У «Нэшнл бук» коэффициент равен 1,56 (1184,3: 756,6), т. е. на каждый доллар собственных средств в основной капитал вложено 1,56 долл. Требуется проверить, не приведет ли стремление компании осуществить внушительную программу модернизации производства к замораживанию части оборотного капитала в основных средствах.
Второй показатель этой группы – коэффициент краткосрочной задолженности ( current debt-to-het worth ratio ) :

Краткосрочные обязательства
К-т долгосрочной задолженности = ------------------------------------------------------
Собственный капитал
он дает возможность сравнить предстоящие платежи компании по долгам в пределах ближайшего года с суммой средств, вложенных акционерами. У «Нэшнл бук» этот показатель в 1989 г. составил 0,73 (558,0: 756,6); иначе говоря владельцы компании принимают на себя большую долю финансового риска, чем кредиторы. Для банка это показатель надежности ситуации.
Еще один показатель в указанной группе – коэффициент покрытия общей задолженности ( total debt-to-net worth ratio ):
Общая сумма обязательств общей задолженности
Коэффициент покрытия = ---------------------------------------------------------------------
Собственный капитал

Он показывает, какая часть всех активов компании покрыта за счет средств кредиторов, а какая за счет акционеров. Если показатель превышает 1, доля кредиторов выше. Практика показывает, что оптимальная величина коэффициента не должна превышать 2. У "Нэшнл бук" показатель на 1989 г. составил 1,80 (1368,5: 75б,б). Иначе говоря, кредиторы вложили в дело 1,80 долл. на 1 доллар, вложенный акционерами. В принципе это неплохое соотношение, но его необходимо сопоставить со средними цифрами в отрасли. По-видимому, показатель будет немного выше, чем у других фирм, так как «Нэшнл бук» взяла в 1989 г. крупные займы для обновления производственного оборудования. Поэтому необходимо установить, была ли эта инвестиционная программа продиктована необходимостью и насколько она эффективна.
3. Показатели погашения долга позволяют оценить способность компании оплатить текущую задолженность путем генерирования наличных денежных средств в процессе операционной деятельности. Главный показатель финансовой устойчивости предприятия – его способность выплатить проценты и основной долг по полученным кредитам. Для детального анализа необходимо составить таблицу денежных потоков ( cash flow statment ). Но более простым и оперативным является метод расчета коэффициентов погашения долга. Это прежде всего коэффициент денежного потока ( cash flow-to-current maturities ratio ):
Прибыль после уплаты налогов+Амортизация-Дивиденды
К-т денежного потока = -----------------------------------------------------------------------------------------
Долгосрочные займы со сроком погашения в пределах года

Показатель показывает, какая часть денежных поступлений компании от операций будет необходима для покрытия основного долга и процентов по займам со сроком погашения в течение ближайшего года. Чем ниже коэффициент, тем меньше «маржа безопасности» при погашении долгов. Теоретически коэффициент, равный 1, обеспечивает компании финансовую стабильность.
У «Нэшнл бук» показатель равен 6,81 (232,64+271,6-0,0): 74,0. Он означает, что приток кассовой наличности может уменьшиться в б раз, прежде чем возникнут затруднения с погашением текущей задолженности. Необходимо вместе с тем дополнительно проанализировать конкретные сроки денежных поступлений компании, сопоставив их со сроком очередных платежей.
Еще один показатель – коэффициент процентных выплат ( times interest earned ratio ):
Прибыль до уплаты налогов + Процентные платежи
Коэффициент процентных выплат = ---------------------------------------------------------------------------
Процентные платежи

Коэффициент показывает, во сколько раз прибыли компании превышают сумму процентных платежей по займам. Показатель, естественно, не должен быть менее 1, иначе способность компании погашать свои обязательства будет поставлена под угрозу. У "Нэшнл бук" коэффициент процентных выплат был равен в 1989 г. 4.59 (266,1+74): 74. Это говорит о приличном
финансовом состоянии фирмы: платежи по процентам могут возрасти в 4.59 раз, прежде чем возникнет угроза невыполнения фирмой ее обязательств.
4. Показатели деловой активности ( activity ratios ) позволяют оценить эффективность использования руководством компании ее активов. Обычно применяется три вида коэффициентов указанного типа, которые представляют отношения дебиторской задолженности, счетов к оплате (аccounts payable ) и запасов к показателю продаж. Цель коэффициентов состоит в том, чтобы определить быстроту оборачиваемости задолженности и запасов.
Первый показатель – коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности (ассоunts receivable turnover ratio ):

Средняя сумма дебиторских счетов х 365
К-т оборачиваемости дебиторских счетов = --------------------------------------------------------------
Сумма продаж в кредит

Он позволяет определить средний срок в днях инкассации средств по поставкам продукции покупателям с предоставлением отсрочки платежа. Средняя сумма дебиторских счетов рассчитывается путем суммирования их на начало и конец периода и деления на два. Вместо продаж в кредит часто используют общую сумму продаж, так как кассовые сделки, как правило, незначительны.
Разумеется, значения указанного показателя имеют смысл только в сравнении с аналогичными коэффициентами других предприятий отрасли. Если показатель относительно высок, то это может указывать на задержки в оплате счетов покупателями или на слишком льготные условия кредитования, чтобы стимули-ровать сбыт продукции.
У «Нэшнл бук» показатель оборачиваемости в 1989 г. был равен 54,99 (629,6 х 365): 4178,2, т. е. оплата счетов в среднем составила 55 дней.
Следующий показатель – коэффициент оборачиваемости запасов
( inventory turnover ratio ):
Запасы х 365
К-т оборачиваемости запасов = --------------------------------------------------------------------------
Себестоимость проданных товаров

В знаменателе указываются издержки на производство проданных товаров ( продажи минус прибыль и накладные расходы ). У компании показатель равен 27.23 (222.1 х 365 ): 2976.6. Эту цифру следует сравнить со средним показателем по отрасли. Высокая скорость оборачиваемости запасов говорит об эффективности использования ресурсов, но может быть сигналом скорого истощения ресурсов.

Третий коэффициент – коэффициент оборачиваемости кредиторской зидолженности ( accounts payable turnover ratio ):
Счета к оплате х 365
К-т оборачиваемости кредиторской задолженности = ----------------------------------------------
Cебестоимость продукции

Коэффициент позволяет определить, насколько быстро компания оплачивает счета поставщиков. Резкое повышение показателя может указывать на проблемы с притоком денежной наличности, а снижение – на досрочную оплату счетов с целью получения скидки.
У «Нэшнл букв показатель составил 21,47 (175,1 х 365): 2976,6. Его опять-таки следует сравнить со средними показателями в отрасли.
5. Показатели рентабельности ( profitability ratios ) свидетельствуют об общей эффективности работы компании, об успешности политики ее руководства и отдельных служб. При расчете показателей рентабельности чистая прибыль сравнивается с такими параметрами, как сумма продаж, активы и акционерный капитал компании.
Начнем с коэффициента, характеризующего отношение прибыли к сумме продаж ( return on salea ratio):
Чистая прибыль х 100
Прибыль на единицу продаж = ---------------------------------------------------
Продажи

Этот коэффициент не имеет стандартов, он связан с отраслью производственной деятельности и со многими другими факторами. У «Нэшнл бук» он был равен 5,6 центов на 1 долл. продаж (232,6: 4178,9) х 100.
Второй показатель - прибыль на единицу активов ( return on asset ratio ):
Чистая прибыль х100
Прибыль на единицу активов= --------------------------------------------
Активы

Коэффициент характеризует прибыльность производства с точки зрения использования активов компании. У "Нэшнл бук" этот показатель в 1989 г. составлял 10,9 цента на единицу активов (232: 2124,9)х100.
Наконец, показатель дохода, полученного на единицу акционерного капитала (ге1цгп оп ецийу), свидетельствует о том, насколько эффективно и прибыльно использовались средства акционеров:
Чистая прибыль х 100
Прибыль на единицу акционерного капитала = ---------------------------------
Акционерныи капитал

При оценке значений этого показателя необходимо учитывать риск, связанный с инвестированием средств в данное предприятие. У «Нэшнл бук» прибыль на единицу капитала была равна 30,7 (232,6: 756,6)х100. Очевидно, 30,7 цента на 1 вложенный доллар – это неплохой конечный результат.
Большой интерес для банковского работника представляет изменение коэффициентов за ряд лет. Динамика показателей за 1987-89 гг. позволяет сделать некоторые выводы.
Динамика финансовых коэффициентов компании за 1987-89 гг.
Коффициент
1987
1988
1989
К-т ликвидности
1.58
1.67
1.63
К-т покрытия основ-ных средств
0.62
0.59
1.56
К-т краткосрочной за-
долженности
0.49
0.68
0.73
К-т покрытия общей задолженности
0.49
0.83
1.8
К-т оборачиваемости дебиторских счетов
40
52
55
К-т оборачиваемости запасов
17
22
27
Прибыль на единицу акционер. капитала
10
14.7
30.6

Анализ динамики основных коэффициентов показывает:
1. Коэффициент ликвидности был стабилен и свидетельствует о способности компании погашать краткосрочные обязательства.
2. Коэффициент покрытия основных средств и коэффициент общей задолженности резко выросли за последний год. Это может говорить о том, что компания замораживает часть оборотного капитала в основных средствах и использует для этого кредиты. Вместе с тем, краткосрочная ликвидность компании , хотя и ухудшалось все время, но в настоящий момент не достигла опасной черты.
2. Оборачиваемость дебиторских счетов замедлилась – с 40 до 55 дней. Это могло быть связано с ростом продаж и с расширением новой клиентуры. В то же время необходимо выяснить, в какой мере замедление инкассации было связано с более льготными условиями предоставления кредита клиентам.
3. Оборачиваемость запасов тоже несколько замедлилась – с 18 до 22 дней. Было ли это связано с накоплением запасов компаний в предвидении роста объема производства? Или сыграли роль другие причины?
4. Прибыльность компании резко возросла в 1989 г.: показатели дохода на акционерный капитал и на единицу продаж удвоился. Каковы перспективы изменения прибыльности в будущем?
Оценивая кредитную заявку, банк должен принять во внимание все эти факторы. Таким образом, изучение финансовых отчетов – баланса, счета прибылей и убытков, расчет различных коэффициентов на базе этих отчетов – позволяет глубже понять истинное положение дел компании, оценить перспективы ее раз-вития и ее способность выплатить долг по кредиту.

Другие источники информации о заемщике
Финансовая отчетность является лишь одним из каналов получения информации о заемщике. К другим источникам относятся также архивы банка, отчеты специализированных кредитных агентств, обмен информацией с другими банками и финансовыми учреждениями, изучение финансовой прессы.
Банки хранят всю информацию о прошлых операциях со своими клиентами. Архивы кредитного отдела позволяют установить, получал ли заявитель в прошлом займы у банка, и если получал, были ли задержки с платежами, нарушения условий договора и т. д. Бухгалтерия сообщает о всех случаях неразрешенного овердарфта.
Банковские отделы кредитоспособности изучают отчеты кредитных агентств, которые содержат базовую информацию о фирмах, историю их деятельности, сведения о финансовом положении за ряд лет. Это особенно важно, если банк ранее не имел контактов с заемщиком. Агентства могут выпускать специализированные отчеты о компаниях в определенной отрасли или группе отраслей, что также представляет интерес для банка.
Наконец, банки и другие финансовые учреждения обмениваются конфиденциальной информацией о компаниях. Банк просит заявителя представить список других банков и финансовых учреждений, с которыми он ведет дела или имел отношения в прошлом. Затем банк проверяет представленную информацию по почте или по телефону. Он просит другие банки охарактеризовать заявителя на основе прошлого опыта работы с ним.
Таким образом, в рассмотренном примере банк видимо имеет дело с кредитоспособным заемщиком. Безусловно требует проверки его кредитная история, личные качества руководителей фирмы и оценка целей , на которые компания просит предоставить кредит. Кроме этого, для банка будет иметь значение сумма кредита, срочность, порядок погашения основной суммы и уплата процентов , а также обеспечение. С большой долей вероятности можно утверждать, что если компания является клиентом банка, то кредит будет предоставлен ей на более льготных условиях, чем в случае , если ее основной счет находится в другом банке.

3. Этапы выдачи кредита
Процесс кредитования можно разделить на несколько этапов, каждый из которых вносит свой вклад в качественные характеристики кредита и определяет степень его надежности и прибыльности для банка:
– рассмотрение заявки на получение кредита и интервью с будущим заемщиком;
– изучение кредитоспособности клиента и оценка риска по ссуде
– подготовка и заключение кредитного соглашения;
– контроль за выполнением условий соглашения и погаше-нием кредита.

Кредитная заявка
Клиент, обращающийся в банк за получением кредита, представляет заявку, где содержатся исходные сведения о требуемой ссуде: цель, размер кредита, вид и срок ссуды,предполагаемое обеспечение.
Банк требует, чтобы к заявке были приложены документы и финансовые отчеты, служащие обоснованием просьбы о предоставлении ссуды и объясняющие причины обращения в банк. Эти документы – необходимая составная часть заявки. Их тщательный анализ проводится на последующих этапах, после того как представитель банка проведет предварительное интервью с заявителем и сделает вывод о перспективности сделки.
В состав пакета сопроводительных документов, представляемых в банк вместе с заявкой, входят следующие.
1. Финансовый отчет, включающий баланс банка и счет прибылей и убытков за последние 3 года. Баланс составляется на дату (конец года) и показывает структуру активов, обязательств и капитала компании. Отчет о прибылях и убытках охватывает годичный период и дает подробные сведения о доходах и расходах компании, чистой прибыли, распределении ее (отчисления в резервы, выплата дивидендов и т. д.).
2. Отчет о движении кассовых поступлений основан на сопоставлении балансов компании на две даты и позволяет определить изменения различных статей и движение фондов. Отчет дает картину использования ресурсов, времени высвобождения фондов и образования дефицита кассовых поступлений и т. д.
3. Внутренние финансовые отчеты характеризуют более детально финансовое положение компании, изменение ее потребности в ресурсах в течение года (поквартально, помесячно).
4. Внутренние управленческие отчеты. Составление баланса требует много времени. Банку могут потребоваться данные оперативного учета, которые содержатся в записках и отчетах, подготовленных для руководства компании. Эти документы касаются операций и инвестиций, изменения дебиторской и кредиторской задолженности, продаж, величины запасов и т. д.
5. Прогноз финансирования. Прогноз содержит оценки будущих продаж, расходов, издержек на производство продукции, дебиторской задолженности, оборачиваемости запасов, потребности в денежной наличности, капиталовложениях и т. д. Есть два вида прогноза: оценочный баланс и кассовый бюджет. Первый включает прогнозный вариант балансовых счетов и счет прибылей и убытков на будущий период, второй прогнозирует поступление и расходование денежной наличности (по неделям, месяцам, кварталам).
6. Налоговые декларации. Это важный источник дополнительной информации. Там могут содержаться сведения, не включенные в другие документы. Кроме того, они могут характеризовать заемщика, если будет обнаружено, что он уклоняется от уплаты налогов с части прибыли.
7. Бизнес-планы. Многие кредитные заявки связаны с финансированием начинающих предприятий, которые еще не имеют финансовых отчетов и другой документации. В этом случае пред-ставляется подробный бизнес-план, который должен содержать сведения о целях проекта, методах ведения операций и т. д. В частности, документ должен включать:
– описание продуктов или услуг, которые будут предложены на рынке (включая патенты, лицензии); планы исследований и разработок и т. д.;
– отраслевой и рыночный прогнозы (описание рынков, других компаний, которые предлагают аналогичный продукт, государственное регулирование соответствующих отраслей, преимущества и слабые стороны конкурентов);
– планы маркетинга (цели, реклама, стоимость компании по продвижению продукта на рынок и т. д.);
– план производства (потребность в производственных мощностях и рабочей силе, имеющееся оборудование и т. д.);
– план менеджмента (структура компании, руководящие органы, консультанты и т. п.);
– финансовый план (прогноз операционного и инвестиционного бюджетов, прогноз движения наличности, перспективный баланс на пять будущих лет).
Заявка поступает к соответствующему кредитному работнику, который после ее рассмотрения проводит предварительную беседу с будущим заемщиком – владельцем или представителем руководства фирмы. Эта беседа имеет большое значение для решения вопроса о будущей ссуде: она позволяет КИ не только выяснить многие важные детали кредитной заявки, но и со-ставить психологический портрет заемщика, выяснить профессиональную подготовленность руководящего состава компании, реалистичность его оценок положения и перспектив развития предприятия.

Интервью с клиентом
В ходе беседы интервьюеру не следует стремиться выяснить все аспекты работы компании; он должен сконцентрировать внимание на ключевых, базовых вопросах, представляющих наибольший интерес для банка. Рекомендуется распределить вопросы по 4 – 5 группам. Примеры вопросов приводятся ниже.
1. Сведения о клиенте и его компании:
– является ли фирма единоличным предприятием, товарище-ством или корпорацией;
– как давно учреждена компания;
– какова ее продукция;
– кто владельцы, сколько акций они имеют;
– каков опыт и квалификация менеджеров;
– прибыльна ли компания;
– кто основные поставщики и покупатели;
– на каких условиях продается продукт.
2. Вопросы по поводу просьбы о кредите:
– какую сумму денег компания намерена получить у банка;
– как рассчитана эта сумма;
– достаточно ли аккуратно составлен прогноз финансовых потребностей;
– учитывают ли условия, на которых клиент хочет получить заем, срок службы активов, финансируемых с помощью займа;
– учитывают ли условия займа способность клиента погасить кредит в срок.
3. Вопросы, связанные с погашением кредита:
– как клиент предполагает погашать кредит;
– сколько денежной наличности компания получает в ходе операционного цикла;
– имеется ли у клиента специальный источник погашения кредита;
– есть ли лица, готовые дать гарантию и каково их финансовое положение.
4. Вопросы по поводу обеспечения займа:
– какое обеспечение будет передано в залог;
– кто владелец обеспечения;
– где складировано обеспечение;
– находится ли дно под контролем клиента и может ли быть продано;
– требуется ли чье-либо особое разрешение, чтобы продать обеспечение;
– как была произведена оценка имущества, предлагаемого в качестве обеспечения;
– подвержено ли обеспечение порче;
– каковы издержки по хранению обеспечения.
5. Вопросы о связях клиента с другими банками:
– какие банки используются в настоящее время клиентом;
– обращался ли он к другим банкам за ссудой;
– – почему клиент пришел в этот банк;
– имеются ли непогашенные займы и каков их характер.

Изучение кредитоспособности и оценка риска
После беседы кредитный инспектор должен принять решение: продолжать ли работу с кредитной заявкой или ответить отказом. Если предложение клиента расходится в каких-то важных аспектах с принципами и установками политики, которую проводит банк в области кредитных операций, то заявку следует решительно отвергнуть. При этом необходимо объяснить заявителю причины, по которым кредит не может быть предоставлен. Если же кредитный инспектор по итогам предварительного интервью решает продолжить работу с клиентом, он заполняет кредитное досье и направляет его вместе с заявкой и документами, представленными клиентом, в отдел по анализу кредитоспособности. Там проводится углубленное и тщательное обследование финансового положения компании-заемщика. При этом кредитный инспектор должен решить, кто из работников отдела лучше подходит для проведения экспертизы. Например, если речь идет об оценке обеспечения, предложенного клиентом, то требуется заключение опытного аналитика, так как оценка имущества представляет сложную процедуру. Если же требуется получить сведения у кредитного агентства, то этим может заняться менее квалифицированный работник. Эффективность работы кредитного инспектора определяется его умением давать поручения тем служащим банка, которые наилучшим образом подходят для этого.
При анализе кредитоспособности используются разные источники информации:
– материалы, полученные непосредственно от клиента;
– материалы о клиенте, имеющиеся в архиве банка;
– сведения, сообщаемые теми, кто имел деловые контакты
с клиентом (его поставщики, кредиторы, покупатели его продукции, банки и т. д.);
- отчеты и другие материалы частных и государственных учреждений и агентств (отчеты о кредитоспособности, отраслевые аналитические исследования, справочники по инвестициям и т. п.).
Эксперты отдела кредитоспособности прежде всего обращаются к архивам своего банка. Если заявитель уже получал ранее кредит в банке, то в архиве имеются сведения о задержках в погашении долга или других нарушениях.
Важные сведения можно получить у банков и других финансовых учреждений, с которыми имел дело заявитель. Банки, инвестиционные и финансовые компании могут предоставить материал о размерах депозитов компании, непогашенной задолженности, аккуратности в оплате счетов и т. д. Торговые партнеры компании сообщают данные о размерах предоставленного ей коммерческого кредита, и по этим данным можно судить о том, использует ли клиент эффективно чужие средства для финан-сирования оборотного капитала.
Отдел кредитоспособности может также обратиться к специализированным кредитным агентствам и получить у них отчет о финансовом положении предприятия или физического лица (в случае персональной ссуды). Отчет содержит сведения об истории компании, ее операциях, рынках продукции, филиалах, регулярности оплаты счетов, размерах задолженности и т. д. В США крупнейшее кредитное агентство «Дан энд Брэдстрит» регулярно публикует отчеты о состоянии дел миллионов коммерческих фирм. Сведения об оплате торговых счетов американскими компаниями дает Национальная информационная кредитная служба.
Имеется также большое количество справочников и аналитических отчетов, которые могут быть использованы в кредитной работе. Например, ассоциация «Роберт Моррис Ассошиэйтс» публикует совокупные финансовые отчеты и рассчитывает коэффициенты по 300 отраслям хозяйства.
Но наибольшей популярностью среди внешних источников информации пользуются запросы у других банков, обслуживающих данного клиента, и у его торговых партнеров. Эти сведения особенно ценны, так как они основаны на прошлом опыте прямого общения с данной компанией.
Следует учитывать, что умышленное искажение или ненадлежащее использование конфиденциальной информации может нанести существенный вред участвующим сторонам. Особенно опасно разглашение полученных сведений. Скажем, если клиент узнает, что банк получил нелестный отзыв о нем от его поставщика, он скорее всего откажется от услуг этого поставщика. Если же случай с разглашением конфиденциальной информации получит широкий резонанс, банку уже никто не представит сведений такого рода.
Поэтому в деловом мире неукоснительно соблюдаются правила передачи конфиденциальной информации. В банковском деле США они регулируются "Этическим кодексом об обмене банков информацией о кредитоспособности коммерческих фирм", разработанным ассоциацией Роберта Морриса, а также аналогичным кодексом для обмена информацией между банками и фирмами, предоставляющими коммерческий кредит.
В первом кодексе, который был принят в 1916 г., декларируются базисные нормы и принципы обмена информацией, такие как конфиденциальность и точность запросов и ответов, недопустимость раскрытия источника информации без разрешения, обязательное указание цели запроса и суммы сделки, о которой идет речь. Если банк ведет переговоры с клиентом об открытии счета, он не должен обращаться за сведениями к своему конкуренту, скрывая при этом цель получения информации. Когда банк хочет получить сведения в связи с ведущимся или предполагаемым судебным преследованием, это должно быть четко оговорено, указано в запросе. Все письма о кредитоспособности должны иметь подпись соответствующего лица.
Запрос может быть сделан в письменной или устной форме. Письменный вариант стоит дороже и требует большего времени. Однако многие банки и коммерческие фирмы предпочитают этот способ, так как при телефонном контакте трудно установить действительного получателя информации.
При изучении заявки на кредит кредитный инспектор может произвести инспекцию фирмы на месте и побеседовать с ключевыми должностными лицами. Очень важно выяснить уровень компетенции людей, возглавляющих финансовые, операционные и маркетинговые службы, административный аппарат. Во время посещения фирмы можно выяснить многие технические вопросы, которые не были затронуты во время предварительного интервью, а также составить представление о состоянии имущества, зданий и оборудования компании, о привычках и поведении сотрудников и т. д.

Подготовка к заключению договора
В случае благоприятного заключения банк приступает к разработке условий кредитного договора. Этот этап называется структурированием ссуды . В процессе структурирования банк определяет основные характеристики ссуды:
– вид кредита;
– сумму;
– срок;
– способ погашения;
– обеспечение;
– цену кредита;
– прочие условия.
Структурирование может оказать серьезное влияние на успех кредитной сделки. Если банк определил в договоре слишком напряженные сроки погашения ссуды, то заемщик может остаться без капитала, необходимого для нормального функционирования. В результате выпуск продукции не будет расти согласно первоначальным наметкам. Напротив, если банк предоставит слишком либеральные условия выплаты долга (скажем, если денежные средства для погашения полугодовой ссуды будут получены в течение одного месяца), то заемщик будет длительное время бесконтрольно использовать полученный кредит.
Неправильное определение суммы кредита тоже может вызвать серьезные проблемы. Если сумма занижена (например, вместо необходимых ЗОО тыс. долл. получено 100 тыс. долл.), то заемщику вскоре потребуется еще 200 тыс. долл., и первоначальный заем не будет погашен в срок. В обратной ситуации (выдано 200 тыс. долл., когда необходимо 100 тыс.) клиент будет располагать излишними суммами и затратит их на финансирование расходов, не предусмотренных кредитным договором.
Первый шаг, который должен сделать кредитный инспектор, разрабатывая условия будущей ссуды– определить вид кредита. Это зависит от цели кредита, характера операций, для финансирования которых берется ссуда, возможности и источников погашения кредита. Мы уже говорили, что коммерческие ссуды могут быть использованы для финансирования оборотного капитала и для финансирования основных фондов компании. Средства для погашения ссуды в этих двух случаях аккумулируются по-разному. Если ссуда берется для финансирования запасов или дебиторской
задолженности, то средства, необходимые для ее погашения, образуются после продажи этих запасов или оплаты счетов покупателями продукции. Во втором случае ссуда применяется для покупки оборудования, зданий и т. п., и средства для погашения кредита будут получены в процессе длительной эксплуатации этих элементов основного капитала. Ясно, что при финансировании запасов или дебиторской задолженности клиент нуждается в краткосрочном кредите, погашаемом в течение нескольких месяцев, тогда как во втором случае кредит должен соответствовать срокам службы оборудования и соответственно иметь более длительный срок – от 1 до 25 – 30 лет.
Банк предлагает клиенту тот вид кредита и те условия погашения, которые в наибольшей степени отвечают характеру сделки, лежащей в основании займа. В первом случае это может быть сезонная ссуда, возобновляемая кредитная линия,перманентная ссуда для пополнения оборотного капитала, во втором – срочная ссуда, лизинговое соглашение, ссуда под закладную и т. д.
Погашение ссуды может производиться единовременным взносом по окончании срока или равномерными взносами на протяжении всего периода действия кредита. В последнем случае разрабатывается шкала погашения в соответствии со сроками оборачиваемости капитала.
Большое внимание уделяется вопросу о стоимости кредита, куда входят определение процентной ставки, размер компенсационного остатка на счете, комиссии за выдачу и оформление кредита и т. д.
При определении ставки по кредиту должны учитываться различные факторы: стоимость для банка привлеченных средств (депозитов и недепозитных источников); надежность заемщика и степень риска, связанная со ссудой; расходы по оформлению и контролю за погашением кредита; характер отношений между банком и заемщиком и ряд других моментов.
Специалисты банка при определении ставки по кредиту исходят из расчета требуемой минимальной нормы доходности по ссуде, которая рассчитывается по следующей формуле:

Требуемая норма доходности = Предельные издержки+ Целевая прибыль =
Доход по ссуде - Расходы по ссуде
=
Чистая сумма использованных средств
где:
– предельные издержки определяются как стоимость для банка краткосрочных привлеченных средств (обычно берется рыночная ставка по трехмесячным депозитным сертификатам);
– целевая прибыль – накидка к базовой процентной ставке (для ссуд с высоким риском – 5 – 6%, с низким риском – 2%);
– доход по ссуде – сумма процентных платежей, комиссия за открытие кредита и за разработку условий займа;
- расходы по ссуде – прямые и косвенные затраты по выдаче, обслуживанию и погашению займа;
– чистая сумма использованных клиентом средств – это средняя сумма задолженности по кредиту в течение всего периода действия ссуды минус суммы, внесенные заемщиком, минус резервные остатки в федеральном резервном банке.
П р и м е р. Предельные издержки по ссуде составляют 9%, целевая прибыль – 4%, расходы по ссуде – 40 тыс. долл., чистая сумма кредита 2 млн. долл. Минимально допустимый , доход по ссуде (х) находим по формуле
х- 40000
9% + 4% = --------------------
2000000
где х = ЗОО тыс. долл. Иначе говоря, доход по данной ссуде должен быть не менее 300 тыс. долл. Исходя из этого банк рассчитывает эффективную ставку процента по следующей формуле:

Доход по ссуде 365
Эффективная ставка= ----------------------- х -----------------------------
Сумма займаСрок ссуды в днях

Если срок ссуды – 1 год, а доход 340 тыс. долл., то эффективная
ставка равна 17% годовых.
При расчете процентной ставки по ссуде банк учитывает всю : гамму своих взаимоотношений с клиентом. Если эти отношения не ограничиваются разовым получением кредита, а имеют более широкие масштабы (например, клиент хранит крупный стабильный остаток на текущем счете, пользуется услугами инвестиционного и трастового отделов, имеет кредитную карточку банка и т. д.), банк получает дополнительный доход. Естественно, он стре-мится сохранить и упрочить эти отношения и может установить более льготный процент по ссуде.
Когда работа по структурированию ссуды окончена, кредитный инспектор должен принять принципиальное решение: перейти ли к окончательным переговорам о заключении кредитного соглашения или отказать в выдаче ссуды. Необходимо еще раз подчеркнуть, что если на одной из стадий обследования и подготовки материалов становится ясно, что какие-то важные характеристики ссуды (цель, сумма, обеспечение, условия погашения) не соответствуют политике банка в области кредитования и принятым стандартам, следует отказаться от предоставления кредита. Поэтому, закончив структурирование ссуды, кредитный инспектор должен еще раз оценить всю имеющуюся информацию (архивы, материалы, интервью с заемщиком, отчеты о кредитоспособности, балансовые коэффициенты и т. д.) и принять окончательное решение о целесообразности ссуды. Если заключение положительно, то работа переходит в стадию переговоров об окончательных условиях кредитного соглашения, после чего проект договора должен быть представлен ссудному комитету банка для утверждения.

Кредитное соглашение
Представляет собой развернутый документ, подписываемый обеими сторонами кредитной сделки и содержащий подробное изложение всех условий ссуды.
Его основные разделы:
– свидетельства и гарантии;
– характеристика кредита;
– обязывающие условия;
– запрещающие условия;
– невыполнение условий кредитного соглашения;
– санкции в случае нарушения условий.
Раздел «Свидетельства и гарантии» подтверждает, что заемщик:
– имеет сертификат об инкорпорировании;
– имеет полномочия заключать кредитные договора и подписывать долговые обязательства;
– не имеет задолженности по налогам;
– имеет право распоряжаться активами;
– не имеет активов в залоге кроме известных банку;
В разделе "Характеристика ссуды" подробно излагаются условия кредита, а именно вид ссуды, сумма, процентная ставка, шкала погашения и обеспечение. Указаны все участники сделки, делается ссылка на долговое обязательство и документ об обеспечении кредита.
В разделе «Ограничивающие условия» сформулированы правила, которых должен придерживаться заемщик в течение всего периода действия ссуды:
- поддерживать определенный уровень оборотного капитала;
- поддерживать стабильный уровень акционерного капитала;
- соблюдать установленную величину балансовых коэффициентов (коэффициента ликвидности и т. д.);
- регулярно представлять финансовые отчеты, подготовленные с соблюдением всех общепринятых бухгалтерских правил;
- сообщать банку о любом ухудшении финансового положения и о любых неблагоприятных сдвигах;
- обеспечить необходимое страхование от несчастных случаев, пожара и т. п.;
- регулярно уплачивать налоги и прочие обязательства, которые в случае неуплаты могут привести к наложению ареста на имущество;
- содержать в порядке и обеспечивать необходимый ремонт зданий и оборудования;
- обеспечить работникам банка возможность обследовать бухгалтерские книги компании на предмет выявления их идентичности данным, приведенным в отчетах;
- сообщать банку о предпринятом против компании или намечаемом судебном преследовании.
В разделе "Запрещающие условия" указаны действия, которые не должны производиться заемщиком:
– не продавать или закладывать активы (кроме случаев, когда это требуется для нормальной работы компании);
– не покупать акции или облигации ( за исключением обязательств федерального правительства);
– не выплачивать вознаграждения служащим и дивидендов акционерам выше обусловленного максимума;
– не проводить опционных сделок с акциями компании или других операций с отсроченным возмещением средств;
– не выдавать гарантий по долгам других предприятий;
– не расширять систему участий в других предприятиях;
– не участвовать в слияниях и поглощениях;
– не производить таких изменений в руководящих органах компании, которые повлияли бы на ее политику.

В разделе "Невыполнение условий кредитного соглашения" приводятся случаи, которые следует трактовать как «невыполнение» или «нарушение» договора:
– неуплата очередного платежа по ссуде;
– нарушение одного из ограничивающих или запрещающих условий;
– объявление банкротства или ликвидации дела;
– смерть заемщика.
В разделе "Санкции в случае нарушения условий соглашениям" перечисляется следующее:
– требование немедленного погашения всей остающейся суммы долга и процентов по ней;
– требование дополнительного обеспечения или гарантий;
– право банка погасить оставшийся долг за счет средств, имеющихся на текущем счете заемщика.
Не все кредитные соглашения содержат все указанные разделы и пункты, но некоторые моменты – характеристика кредита, обязанности кредитора и заемщика, что понимается под нарушением договора – обязательно присутствуют в документе о кредитной сделке.
Соглашение подписывают представители банка и компании, а если нужно – гарант. После этого комплект всех документов передается клиенту, а другой комплект с сопроводительными документами идет в кредитное досье банка. Потом в это досье подшиваются все отчеты компании, переписка, записи телефонных переговоров и т. д.


4. Факторы, влияющие на риск невозврата ссуды
Потери от непогашения ссуд – неизбежный продукт активной деятельности любого банка. Их невозможно полностью ликвидировать, но свести к минимуму – реально. В американских коммерческих банках существует целая система, помогающая выявить причины возникновения проблемных кредитов, а также спрогнозировать само их появление. Согласно этой системе к возникновению сомнительных кредитов приводят факторы, зависящие и не зависящие от банка. К первым факторам относятся все аспекты, связанные с кредитным процессом, т. е. с адекватным анализом кредитной заявки, кредитной документацией и т. д. Самостоятельные факторы – неблагоприятные экономические условия, в которых оказался заемщик, стихийные бедствия. Неблагоприятные экономические условия, воздействующие на производственную деятельность заемщика, американские коммерческие банки конкретизируют следующим образом .


Несовершенный менеджмент

Большинство фирменных крахов – результат плохо организованного менеджмента. Типичные проблемы – недостаток глубины и разнообразия управленческой экспертизы, неудовлетворительные плановые и бухгалтерские службы, общая некомпетентность. Как правило, несовершенный менеджмент связан с издержками роста, когда динам ично развивающаяся компания сталкивается с недостатками сильно зацентрализованного управления, которое не в состоянии охватить все детали хозяйственного процесса

Неадекватный первоначальный капитал фирмы

Небольшие компании часто оказываются перед проблемой недостаточности первоначальных вложений. Это происходит в результате недооценки общей стоимости бизнеса, в котором собира-ется преуспеть данная компания, и переоценка срока, через который ожидается получение прибыли. Данная проблема признается компанией слишком поздно, когда акционерный капитал уже исчерпан, а кредиторы отказывают в дополнительном финансировании

Высокий уровень финансового коэффициента и коэффициента текущих расходов
Финансовый коэффициент отражает отношение внешних долгосрочных обязательств к собственному капиталу корпорации. При высоком финансовом коэффициенте и при падении объема реализации резко увеличиваются затраты по обслуживанию долга.

Под коэффициентом текущих расходов понимается отношение фиксированных затрат к валовым затратам. Соответственно при высоком коэффициенте и при снижении объема реализации компания ощущает резкое уменьшение прибыли

Высокие темпы роста реализуемой продукции
Когда компания начинает неоправданно резко увеличивать объемы продаж своей продукции, то возрастает риск ее неоплаты. Причина в том, что компания теряет бдительность в подборе покупателей, не уделяя внимания их платежеспособности. В этой ситуации банк предпринимает рестриктивные меры, направленные на приостановление роста активов, настаивая на том, чтобы фирма притормозила реализацию продукции покупателям с сомнительной платежеспособностью
Конкуренция
Новые компании сталкиваются с серьезными проблемами при выходе на рынок. В конкурентной борьбе фирма может избрать как наступательную, так и защитную тактику. Наступательная тактика связана с завоеванием рынка с помощью различных мероприятий (снижения цен, роста объема реализации и т. д.), которые могут привести даже к временной потере дохода. Цель защитной тактики – стабилизировать доходы путем возможного сокращения объема реализации.

Если фирма не адаптируется к условиям конкурентной борьбы, то погибает
Экономический спад
Многие небольшие фирмы не в состоянии прибыльно развиваться в услови-ях общего экономического спада

Перечисленные факторы, влияющие на ухудшение хозяйственной деятельности компании, действуют автономно, независимо от банка. Но банк, зная, где у фирмы возникли слабые места, может и должен дать соответствующие рекомендации, предотвращающие появление несвоевременно погашенных ссуд.
Большое внимание американскими коммерческими банками уделяется прогнозированию проблемных кредитов на первой и второй стадиях кредитного процесса, т. е. этапах анализа кредитной заявки и ее исполнения. Банковская практика сформулировала 25 сигнальных флагов , которые помогают в кредитном процессе выявить потенциальные проблемные кредиты.

Сигналы из истории заемщика
Недавняя финансовая несостоятельность заемщика
Расхождения и противоречия в информации о заемщике
Сигналы, касающиеся руководства и управления заемщика
Заемщик ищет партнера, на чьи связи можно рассчитывать
Невысокие моральные качества руководителя
Борьба за власть в руководстве среди партнеров, ме-жду членами семьи – владельцами компании
Частые смены в руководстве
Строптивый, неуравновешенный характер руководи-теля
Стремление руководства заемщика ускорить кредитный процесс, оказать давление на банковского работника
Сигналы, отражающие производственную заемщика
Круг поставщиков и покупателей у заемщика не диверсифицирован
Ослаблен контроль заемщика за своими дебиторами
Заемщик относится к той отрасли, которая в данный момент испытывает проблемы
Упрощенное ведение баланса, т. е. активы и пассивы не детализируются по статьям
Сигналыэ, относящиеся к организации кредитования

Заемщик не представляет четко цель, на которую испрашивается кредит
У заемщика нет ясной программы погашения ссуды
Отсутствие резервных источников погашения кредита
Заемщик не имеет материального (сырьевого и т. д.) обеспечения своей цели, на которую предоставлен кредит
Сигналы», фиксирующие отклонения от установленных норм
Нарушения в периодичности предоставления заемщи-ком отчетных данных о своей хозяйственной деятельности
Отклонения от нормы порядка ведения банковских счетов (нарушения в системе овердрафта и т. п.)
Пересмотр условий кредитования; изменения в схеме погашения кредита; просьба о пролонгации ссуды
Отклонения показателей хозяйственно-финансовой деятельности компании-заемщика от плановых или ожидаемых
Отклонения в системе учета и контроля заемщика
Эти сигналы настораживают банк и помогают предотвратить просроченные кредиты либо выявить их возникновение. Если банк идентифицировал сомнительные кредиты, какими должны быть его дальнейшие шаги? Банк принимает программу действий, направленную на погашение кредитов. В большинстве случаев заемщик еще не потерял способность отвечать по своим обязательствам. В этой ситуации банк рассматривает вопрос об изменении условий кредитного соглашения. Новые условия затрагивают график погашения кредита, каса-ются организации взаимных и согласованных действий банка и заемщика, цели которых – ликвидация проблемных кредитов. Банк может взять на себя функции контролера за движением оборотных средств компании-за-емщика или консультанта в процессе принятия фирмой управленческих решений. В случаях когда заемщик исчерпал все возможности для погашения ссуды и заключение нового кредитного соглашения неэффективно, банк вынужден прибегнуть к передаче дел в суд.

Литература

1. В.М Усоскин "Современный коммерческий банк"
2. Е.Б. Ширинская "Операции коммерческих банков и зарубежный опыт"
3. Финансово-кредитный словарь, т. 1-3.