Правоотношения в сфере социального обеспечения
Введение 2
Правоотношение 7
Понятие гражданского и социального правоотношения и их особенности. 8
Содержание и форма социального правоотношения. 10
Субъекты социальных правоотношений. 10
Объекты социальных правоотношений. 11
Основания возникновения и прекращения социальных правоотношений. 11
Вывод 12
Список используемой литературы: 13
Введение
Статья 39 Конституции РФ гласит:
1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.
Социальное обеспечение в государственно-организованном обществе - это область сплетения жизненно важных интересов граждан, отношений собственности и распределения, правовых приемов и способов их регулирования, социальной политики государства и социально-экономических прав человека. Это также и сфера преломления таких общечеловеческих ценностей, как равенство, социальная справедливость, гуманизм, моральные устои общества. Целевое предназначение социального обеспечения состоит, прежде всего, в том, что оно является особой формой удовлетворения потребностей в источниках средств к существованию престарелых и нетрудоспособных.
К конституционным признакам социального обеспечения относятся: объективные основания, вызывающие потребность в особом механизме социальной защиты граждан, направленном на поддержание или предоставление определенного уровня жизнеобеспечения (болезнь, старость, инвалидность, безработица и т.д.); особые фонды, источники социального обеспечения; особые способы предоставления средств к существованию; закрепление правил предоставления социального обеспечения в законе.
Объективные основания социального обеспечения при всем их различии воздействуют на способность человека к труду в направлении ее временного или постоянного ограничения или полной утраты. Именно они предопределяют потребность определенного числа людей в получении от общества источника средств к существованию в обмен на новый затраченный труд и потребность в профилактико-оздоровительных мероприятиях для трудоспособных членов общества с целью нормального воспроизводства рабочей силы и охраны их здоровья и т.д. Любая из этих потребностей может быть реализована, если она будет признана обществом социально значимой, то есть, закреплена в законе. Игнорирование обществом этих потребностей не замедлит сказаться на его нормальном функционировании. Другое дело, что и степень признания, и степень игнорирования перечисленных потребностей связана с экономическим базисом общества. Вызвано это тем, что по своей экономической природе социальное обеспечение прямо или косвенно связано с распределительными и перераспределительными отношениями общества.
Нужно отметить, что в современном обществе социальное обеспечение перестало выступать в виде доброхотства, благодетельствования, предоставляемого более обеспеченными слоями общества его менее обеспеченным категориям граждан. Оно также не может рассматриваться в качестве права-привилегии отдельных слоев общества. Социальное обеспечение как особый социальный институт современного государства является показателем социальной уверенности, социальной гарантией достойного развития каждого члена общества и сохранения источника средств к существованию при наступлении социальных рисков.
С учетом изложенного социальное обеспечение принято определять как форму распределения материальных благ с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей (физических, социальных, интеллектуальных) стариков, больных, инвалидов, детей, иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе на страховой основе или за счет ассигнований государства в случаях и на условиях, установленных в законе.
Всеобщая декларация прав человека 1948 г. Статья 22
Каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.
провозгласила, что каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение. Это право по своему характеру должно позволять обеспечивать с учетом имеющихся у общества материальных возможностей достойное существование человека при наступлении таких жизненных ситуаций, когда он не в состоянии получать источник дохода в обмен на затраченный труд. Не случайно, поэтому Статья 25
1. Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.
2. Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой.
названной декларации связывает реализацию права каждого человека на достойный жизненный уровень не только в период, когда человек трудится, но и в случаях безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иных случаев утраты средств к существованию по независящим от гражданина обстоятельствам.
Важно отметить, что случаи, при наступлении которых каждому гарантируется социальное обеспечение, также не носят исчерпывающего характера.
Переход к рынку, ухудшение условий жизни значительной части населения страны, в особенности безработных, пенсионеров, семей с детьми, выявили неспособность прежней системы социального обеспечения гарантировать каждому человеку достойный жизненный уровень. Это потребовало ее реформирования и практически полного обновления прежнего советского законодательства в области социального обеспечения.
Законодательную базу социального обеспечения в Российской Федерации составляют следующие основные законы: Закон РСФСР от 20 ноября 1990 г. "О государственных пенсиях в РСФСР", Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей", Федеральный закон от 12 января 1995 г. "О ветеранах", Федеральный закон от 19 мая 1995 г. "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. "О занятости населения в Российской Федерации", Федеральный закон от 2 августа 1995 г. "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", а также многие другие законы РФ.
Законодательство в настоящее время регулирует предоставление гражданам пенсий по возрасту, пенсий за выслугу лет, пенсий по инвалидности, пенсий по случаю потери кормильца и социальных пенсий, пособий по безработице, пособий по временной нетрудоспособности, пособий по беременности и родам, шесть разновидностей пособий на детей, систему пособий и компенсационных выплат при наступлении различных юридических фактов (пособия неработающим трудоспособным гражданам, осуществляющим уход за инвалидом I группы, а также за ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет, социальное пособие на погребение, различные пособия и компенсационные выплаты гражданам, пострадавшим от радиации и т.п., и более ста видов льгот и услуг.
В законодательстве, принятом в этой области на федеральном уровне с 1990 г. по настоящее время, нашли свое правовое закрепление следующие положения:
* всеобщность социального обеспечения, достигнутая путем расширения
круга получателей пенсий, пособий, услуг и появления новых видов социального обеспечения в ответ на возникновение новых социальных рисков (например, социальных пенсий, пособия по безработице, компенсационных выплат лицам, подвергшимся нацистским преследованиям, ежемесячных пособий ВИЧ инфицированным, пособий пострадавшим от воздействия радиации и т.д.);
* применение дифференцированного подхода в обеспечении различных
социально - демографических групп и слоев населения; использование комплексных мер по социальной защите населения; стремление государства зафиксировать размер социальных выплат с учетом минимального потребительского бюджета; демократизация, во многих случаях, условий назначения и получения социальных выплат; предоставление возможности судебной защиты прав человека в этой области.
Большое значение для становления эффективной системы социального обеспечения имеет такой подход законодателя, как адресность социальных выплат, льгот и услуг. При этом законодателем используются различные социально оправданные критерии дифференциации. К числу основных из них относятся:
- учет специфики видов общественно полезной деятельности (например, меры по социальной защите военнослужащих, работников органов внутренних дел, налоговой полиции, судей, государственных служащих и др.);
- категории обеспечиваемых по уровню материального достатка либо по иным критериям (например, малообеспеченные граждане, достигшие 80-летнего возраста, многодетные, граждане, пострадавшие от стихийных бедствий, беженцы и вынужденные переселенцы).
Здесь адресность достигается за счет получения такими гражданами дополнительных льгот, бесплатных или со значительной скидкой услуг, специальных пособий и компенсаций, предназначенных только для них.
Важной положительной чертой Российского законодательства в этой области является принцип многообразия и всесторонности социальной защиты населения. Суть его состоит в том, что гражданин, имеющий право на социальную защиту, может получать одновременно различные виды социального обеспечения. Так, пенсионер наряду с пенсией (двумя пенсиями, если это инвалид войны: по старости и по инвалидности) вправе получать различные пособия на детей, скидку при приобретении лекарств, вплоть до бесплатного их получения; бесплатные государственную или муниципальную медицинскую помощь и лечение, бесплатный проезд на городском транспорте, льготы по оплате жилья, коммунальных услуг и т.д.
Ведущими организационно-правовыми формами социального обеспечения в настоящее время выступают социальное страхование и национальная система социального обеспечения, финансируемая в основном за счет налогов. Главная особенность нынешнего социального страхования состоит в том, что впервые в нашей стране созданы Пенсионный фонд Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования Российской Федерации. Все эти фонды являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями, денежные средства этих фондов не входят в состав бюджетов других фондов и изъятию не подлежат, хотя и являются государственной собственностью Российской Федерации. Тарифы страховых взносов в указанные фонды установлены Федеральным законом от 21 декабря 1995 г. страховые взносы в Пенсионный фонд уплачивают работодатели, как правило, 28 процентов, по отношению к начисленной работникам оплате труда, и граждане в размере 1 процента их заработка. Кроме того, в его формировании участвует государство с целью финансирования выплат пенсий и пособий военнослужащим, работникам МВД и их семьям, социальных пенсий, а также большинства видов пособий. В Фонд социального страхования страховые взносы составляют 5,4 процента по отношению к начисленной оплате труда, в Государственный фонд занятости населения, соответственно 1,5 процента, в фонды обязательного медицинского страхования - 3,6 процента. Значительны дотации государства в названные фонды. Для всех этих фондов аккумуляция средств происходит также и за счет добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц, а также доходов от капитализации средств указанных фондов.
Приведенные данные свидетельствуют о том, что указанные фонды в основном развиваются так же, как это происходит в большинстве государств мира. Вместе с тем главной проблемой, препятствующей их эффективному использованию, является отсутствие надежного механизма, защищающего употребление средств этих фондов не по целевому назначению (например, от изъятия их государством на другие нужды). Не срабатывают и меры, предусматривающие ответственность за несвоевременное перечисление прямых ассигнований государства в эти фонды. Затрудняют нормальную работу названных фондов длительные задержки выплаты заработной платы, а также задержки с перечислением страховых взносов работодателями по разным причинам производственного характера.
Несмотря на то, что особенно в последнее время государство предприняло комплекс мер, направленных на улучшение материального положения пенсионеров, семей с детьми, безработных и инвалидов, в области социального обеспечения имеется целый ряд острых нерешенных проблем: несоответствие многих норм Закона 1990 г. "О государственных пенсиях в РСФСР" потребностям пенсионеров на современном этапе и в обозримом будущем (малый размер пенсий, нивелирование различий между трудовыми и социальными пенсиями, несовершенство механизма осовременивания заработка, из которого исчисляется пенсия, и др.); систематическое нарушение сроков выплаты пенсий и пособий; определенная бессистемность социальных выплат, предоставляемых семьям с детьми; отсутствие эффективного механизма поддержания покупательной способности социальных выплат; существование социально необоснованных различий в уровнях пенсионного обеспечения разных категорий пенсионеров; отсутствие правового механизма, обеспечивающего реализацию государственной программы по борьбе с безработицей.
Особого рассмотрения требует проблема, связанная с уровнем пенсионного обеспечения, решение которой зависит не только от состояния экономики, но и от изменения концепции пенсионного обеспечения, что возможно лишь при принятии нового пенсионного закона. В настоящее время уровень пенсий у большинства пенсионеров ограничен тремя минимальными размерами заработной платы. Можно сказать, что лица, получающие пенсии в таких размерах, обеспечены ниже уровня минимальной потребительской корзины. В новом пенсионном законе, разработка которого ведется, трудовым пенсиям должна быть возвращена их изначальная сущность. Лица, отдавшие обществу от 30 до 40 и более лет своей трудовой деятельности должны иметь право на достойный уровень жизни при выходе на пенсию. В противном случае государство не должно декларировать существование двух видов пенсий: трудовых и социальных, ибо разница между ними ныне практически отсутствует. Сложившаяся ситуация становится еще более болезненной в связи с тем, что для отдельных категорий граждан, например, судей, депутатов и некоторых других, размер обеспечения по выходе в отставку или на пенсию за выслугу лет колеблется от 75 до 85 процентов получаемой заработной платы, которая значительно выше средней по стране. Представляется, что именно такой размер должен быть характерен для трудовых пенсий, назначаемых всем категориям граждан.
Правоотношение
Правоотношение – это урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого являются носителями субъективных прав и обязанностей.
Правоотношение это отношение между отдельными лицами (гражданами, организациями, гос. органами и организациями), связанными между собой правами и обязанностями, определяющими обеспеченную законом меру возможного и должного поведения. Правоотношения возникают при наступлении юридических фактов (договоров, административных актов, правонарушений, событий и др.). Так, наниматель жилого помещения может требовать от наймодателя предоставления помещения, он вправе пользоваться им, но обязан поддерживать его в надлежащем состоянии и платить квартирную плату; наймодатель обязан предоставить помещение и вправе получать от нанимателя арендную плату. Таким образом, на лицо взаимность прав и обязанностей сторон. Такая взаимность также имеется и в трудовых правоотношениях. Также существуют правоотношения, в которых в которых одна сторона имеет лишь право, а другая несет только обязанность. Например, в пенсионном правоотношении. Пенсионер имеет право на периодическое получение пенсии, а орган пенсионного обеспечения обязан ее выплачивать.
Нормы права могут воздействовать только на поведение людей, на их волю, направлять это поведение в соответствии с интересами господствующего класса и только таким образом закреплять и формулировать с учетом достигнутого уровня развития общества, объективных условий производственных, политических, социально-бытовых, духовных и иных отношений. Признание возможности выбора определенного поведения и требование должного поведения от участников соответствующих видов социального общения в тех его сферах, которые являются жизненно важными для данного общества, закрепляются нормами права. Эти нормы закрепляют не только уже существующие отношения, но и содействуют их изменению и становлению новых отношений при наличии соответствующих объективных предпосылок. Этим и определяется важная роль правоотношения, поскольку в нем установлены субъективные права и юридические обязанности, реализуемые в поведении участников правоотношений.
Основой всех правоотношений являются гражданские правоотношения, из которых вытекают права и обязанности участников практически всех отраслей права.
Понятие гражданского и социального правоотношения и их особенности.
Гражданское правоотношение – это не что иное, как само общественное отношение, урегулированное нормой гражданского права. В предмет гражданского права входят как имущественные, так и личные неимущественные отношения. В результате регулирования гражданским правом имущественных отношений возникают гражданские имущественные правоотношения. Если же урегулированы гражданско-правовыми нормами личные неимущественные отношения, устанавливаются личные неимущественные правоотношения.
Социальное правоотношение – это урегулированное нормами права общественные отношения, возникающие по поводу социального обеспечения граждан в том размере и в те сроки, которые установлены нормами права.
Входящие в предмет гражданского права общественные отношения регулируются методом юридического равенства сторон. Поэтому в большинстве случаев гражданские правоотношения устанавливаются по воле участвующих в них лиц. Типичным для гражданского права основанием возникновения правоотношения является договор тогда как для возникновения социального правоотношения является наступление различных юридических фактов (наступление пенсионного возраста, получение группы инвалидности, производственной травмы и др.).
Это с неизбежностью отражается и на характере гражданских и социальных правоотношений. Наиболее существенной чертой гражданских правоотношений является равенство их сторон, их юридическая независимость друг от друга, а в социальных право каждого на стабильное получение средств к существованию при наступлении определенных юридических фактов (наступление пенсионного возраста, получение группы инвалидности, производственной травмы и др.). Ни одна из сторон в гражданском правоотношении не может повелевать другой стороной т.к. одним из основных принципов гражданских правоотношений является принцип юридического равенства сторон т.е. каждая участвующая в договоре сторона вправе выбирать себе партнера, а в социальных правоотношениях исходя из норм закона “О Государственных пенсиях в РФ” одной из сторон этих правоотношений является государство, т.к. ст. 7 конституции РФ устанавливает:
1. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
А поэтому можно сделать вывод, что государство в некоторой степени влияет на правоотношения с помощью определенных норм права, таких как закон “О Государственных пенсиях в РФ”. Например, этим законом государство устанавливает размеры денежных выплат, таких как пенсии, пособия, надбавки и гражданин не может абсолютно спонтанно устанавливать себе размер денежных выплат, как, например в гражданских правоотношениях–в договоре–гражданин может установить любое денежное вознаграждение за исполнение условий договора, а другая сторона может принять или отказаться от данного договора, что нельзя сделать с установленными нормами права, ведь в социальном обеспечении как и в других нормах права есть ограничения: размеров денежных выплат и условий наступления юридических фактов при которых данные денежные средства будут выплачиваться.
Если управомоченная в гражданском правоотношении сторона вправе требовать определенного поведения от обязанного лица, то только в силу существующего между ними договора или прямого указания закона. Даже в тех случаях, когда гражданское правоотношение устанавливается помимо воли его участников, последние также находятся в юридически равном положении. Например, в случае причинения вреда деликтное обязательство зачастую возникает независимо от желания причинителя вреда. Однако и в этом гражданском правоотношении стороны находятся в юридически равном положении и подчиняются только закону.
Юридическое равенство сторон является неотъемлемым свойством гражданского, социального и других правоотношений. С утратой этого свойства меняется и природа правоотношения. Из гражданского правоотношения оно превращается в иное правоотношение. Так, приобретая, в собственность квартиру у местной администрации, гражданин вступает в гражданское правоотношение и находится в юридически равном с местной администрацией положении.
А социальные правоотношения, как правило, вытекают из трудовых правоотношений: например, лицо, проработавшее на государственном предприятии 25 лет и, достигнув возраста 60 лет, вступает с государством в социальные правоотношения, по которым государство в лице Пенсионного фонда ОБЯЗАНО обеспечить это лицо стабильными средствами к существованию (выплатить пенсию по старости).
Содержание и форма социального правоотношения.
В процессе социально - правового регулирования общественных отношений их участники наделяются правами и обязанностями, которые в дальнейшем и предопределяют поведение участников в рамках существующих между ними правоотношений. Как и любое общественное отношение, социальное правоотношение устанавливается в результате взаимодействия между людьми. В правоотношении взаимодействие его участников осуществляется в соответствии с принадлежащими им субъективными правами и возложенными на них обязанностями.
Форма социального правоотношения. Субъективные права и обязанности, принадлежащие участникам социального правоотношения, образуют его правовую форму. Особенностью субъективных социальных прав и обязанностей является то, что они носят имущественный характер.
Субъекты социальных правоотношений.
Участники любых правоотношений именуются их субъектами. Социальное правоотношение устанавливается между людьми и гос. органами, поэтому в качестве субъектов социальных правоотношений выступают либо отдельные индивиды, либо определенные гос. органы. Вместе с тем субъектами социальных правоотношений в нашей стране могут быть не только граждане Российской Федерации, но и иностранцы, а также лица без гражданства.
Наряду с отдельными индивидами в качестве субъектов социальных правоотношении могут участвовать и гос. организации, которые называются фондами.
Таким образом, субъектами гражданских правоотношений могут быть:
1. Граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства, переселенцы, семья (только при потере кормильца).
2. Бюджетные и внебюджетные фонды, органы народного образования, органы Здравоохранения, специальные органы службы занятости (пособия по безработице), органы соц. защиты населения.
Все возможные субъекты социальных правоотношений охватываются понятием «лица». Как субъекты социальных правоотношений лица характеризуются тем, что они являются носителями субъективных прав и обязанностей.
Объекты социальных правоотношений.
Под объектом правоотношения обычно понимают то, на что данное правоотношение направлено и оказывает определенное воздействие. Как общественная связь между людьми, устанавливающаяся в результате их взаимодействия. Поэтому в качестве объекта социального правоотношения выступает поведение его субъектов, направленное на получение различного рода материальные блага в результате определенного события.
Основания возникновения и прекращения социальных правоотношений.
Содержащиеся в любой отрасли права правовые нормы сами по себе не порождают, не изменяют и не прекращают правоотношений. Для этого необходимо наступление предусмотренных правовыми нормами обстоятельств, которые называются юридическими фактами. Поэтому юридические факты выступают в качестве связующего звена между правовой нормой и социальным правоотношением. Без юридических фактов не устанавливается, не изменяется и не прекращается ни одно правоотношение. Возникновением же социальных правоотношений являются такие юридические факты, как:
1. Достижение лицом определенного законом возраста (мужчинам - по достижении 60 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет; женщинам - по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет.) пенсии по старости на общих основаниях гл. II закона «О гос. пенсиях в РФ”;
2. Получение инвалидности любой группы гл. III закона “О гос. пенсиях в РФ”;
3. Потеря кормильца гл. IV закона “О гос. пенсиях в РФ”;
4. Выслуга лет гл. V по определенной специальности предусмотренной законом “О гос. пенсиях в РФ” в той же главе;
5. Рождение ребенка и уход за ребенком в возрасте до 3-х лет;
6. Уход за ребенком инвалидом в возрасте до 16 лет;
7. Уход за лицом, достигшим 80 летнего возраста и др. юридические факты, предусмотренные в законе “О гос. пенсиях в РФ” и иными нормативно правовыми актами в отрасли права связанной с социальным обеспечением нуждающихся в нем лиц.
Основанием для прекращения социальных правоотношений является – смерть физического лица, снятие инвалидности, признание гражданина в установленном законом порядке умершим или безвестно отсутствующим и др. обстоятельства предусмотренные нормами права, при наступлении которых прекращаются любые правоотношения.
Вывод
Рассмотрев и проанализировав все вышеизложенное можно сделать вывод о том, что все правоотношения которые возникают из тех или иных действий граждан очень схожи по своему характеру. Они возникают из общественных отношений регулируемых нормами Российского права, а также некоторыми правовыми актами мирового значения (конвенция 1948 г. о правах человека)
Конечно, чтобы добиться высокого уровня правовых норм и убрать все пробелы и дыры в праве, нашему государству, как и другим, потребуется очень много времени. И будем надеяться на то, что люди которые проработали почти всю жизнь на государство будут обеспечиваться должным образом и в размерах реальных не только для питания, но и для заслуженного отдыха за свой долгий труд. Также это касается и лиц, которые в силу тех или иных жизненных ситуациях были поставлены в такое положение, при котором они не в состоянии обеспечить себя стабильным заработком, а также хорошим лечением или отдыхом доступным лишь должностным лицам высших эшелонов государственной власти.
Список используемой литературы:
1. Конституция Российской Федерации;
2. Ф.З. “О государственных пенсиях в РФ”;
3. Гражданское право общая часть (Тархов Виктор Алексеевич, Москва 1997 год);
4. Лекционная тетрадь.