Представления об идеальном обществе в произведениях социалистов-утопистов

План:
1) Утопический социализм и его основные черты.
2) Деятельность Р.Оуэна.
3) Учение А.Сен-Симона.
4) Учение Ш.Фурье.
1) Утопический социализм и его основные черты.
Трудно сказать точно ,когда и кем впервые было употреблено слово "социализм".Принято считать,что это произошло в 1834 г.,когда увидела свет книга французского писателя Пьера Леру "Об индивидуализме и социализме".Тогда же воспользовался этим термином и один из "героев" данной темы Роберт Оуэн.
Слово социализм не имело тогда строго определенного содержания.Оно обозначало весьма пеструю совокупность убеждения и надежд на установление справедливого общественного порядка,в котором эгоизм и своекорыстие владельческих классов будут преодолены на началах,исключающих неравенство в распределении собственности и доходов ,- порядка ,в котором интересы общества и личности чудесным образом совпадут.
Эту совокупность социалистических теорий принято определять понятием "утопических".Слово утопия впервые было произнесено автором одноименной книги Томасам Мором в 16 в,Он придумал это слово, в буквальном переводе с греческого оно означает - "место ,которого нет".Словом "утопический" характеризуют идеи и представления ,осуществление которых либо невозможно,либо крайне затруднено.
В чем причины появления этих идей и их популярности ? Историки объясняют факт рождения социалистического идеала историческими условиями 19 века: в экономике развитых государств Европы утверждался капитализм.Его первые шаги сопровождались разрушением традиционных основ жизни многих слоев населения (крестьянства,мелких торговцев,дворянства).Рождался рабочий класс,положение которого в те годы было чрезвычайно тяжелым.Погоня за прибылью исключала саму мысль о необходимости социальной поддержки обездоленных слоев населения.Социалистический идеал возникал как реакция на трудности и лишения значительных масс европейского населения,из желания создать общество,в котором гарантии благополучия были представлены всем.
2) Деятельность Роберта Оуэна.
Роберт Оуэн (1771-1858) был совладельцем текстильной фабрики в Шотландии.Первые его шаги состояли в: сокращении продолжительности рабочего дня (до 10.5 часов),повышение заработной платы,введение пенсий по болезни и старости,запрещение детского труда,организации школы,ясель,детского сада для детей рабочих.
Постепенно он пришел к определенным выводам о причинах тяжелого положения рабочих.Он считал,что основным из них являются частная собственность и деньги.Он полагал ,что необходимо упразднить деньги,заменить их трудовыми квитанциями и создать особые самоуправляющиеся трудовые общины,в которых средства производятся всем, а материальные блага распределяются по потребностям.
В середине 20-х гг. 19 в. он попытался построить такую общину в США.В штате Индиана была создана колония "Новая гармония".Эксперимент провалился,Р.Оуэн был вынужден вернуться в Англию,где он делал все,чтобы привлечь внимание к своей деятельности европейских монархов и государственных деятелей.
3) Учение А.Cен-Симона.
А.Сен-Симон (1760 - 1825) принадлежал к высшей французской аристократии.Целью своей жизни он считал создание учения,научно объясняющего общественное развитие и предлагающего справедливые формы общественного устройства.
А.Сен-Симон первым употребил понятие "индустриального общества",подметив то обстоятельство,что промышленное машинное производство становится основой экономической системы капитализма.Все общество он делил на 3 класса - "бесплодных" (дворянство,духовенство),бесполезных для общественного прогресса,- и "индустриалов" (предпринимателей,рабочих крестьян,ремесленников), производителей материальных благ.
Коренными недостатками индустриальной системы он считал конкуренцию,обнищание широких масс населения ,бедственное положение рабочих.Этой системе был противопоставлен проект так называемый "новой промышленной системы", в которой :люди будут трудиться сообща,в тесном взаимодействии,на основе плановой организации производства и распределения материальных благ по потребностям.
А.Сен-Симон полагал,что путь к "новой промышленной системе" лежит через осознание предпринимателями необходимости опекать ,поддерживать рабочих,выделять на их социальное обустройство часть прибыли.Частную собственность А.Сен-Симон считал необходимым сохранить.
4) Учение Шарля Фурье.
Из всех социалистических учений первой половины 19 в. наиболее популярным в России было учение француза Шарля Фурье (1772-1837).Участники знаменитого кружка Петрашевского пытались пропагандировать его идеи в России.
Главный порок капитализма он видел в том,что капитализм извратил человеческие способности и влечения.Он считал необходимым построить такое общество,в котором труд будет организован на началах соревновательности,привлекательности,перемене занятий по потребностям людей.
Он выдвинул проект создания производственно-трудового объединения -
"фаланги".Люди вне будут совместно заниматься сельскохозяйственным и
промышленным трудом,свободно выбирать себе занятия,меняя время от времени.Так исчезнут различия между умственным и физическим трудом,городом и деревней.Материальные блага он предлагал распределять по труду,талантам и вложенному капиталу.
Таковы в основных чертах учения социалистов-утопистов первой половины 19 века.Легко заметить то общее ,что было в них:критика современного строя основанного на погоне за прибылью ,сочувствие трудящимся,стремление облегчить их жизнь,распределение по потребностям или по труду,планирование производства.Многие идеи утопистов-социалистов вошли в идейный фонд сторонников и продолжателей социалистических учений.
Основные понятия:
социализм,утопический социализм,утопия,фаланга,индустриальная система.
Вопросы и задания:
1) Определите основные понятия темы.
2) В чем состояли причины рождения социалистического идеала в 19 в.?
3) В чем вы видите сильные и слабые черты идей утопического социализма?