НЭП: суть, опыт, уроки

СОДЕРЖАНИЕ
Введение…..……………………………………………….………………………..….3
1. Социально-экономическое положение страны после окончания гражданской войны и иностранной интервенции………………..…………………...…….…..5
2. Сущность НЭП, ее цели и реализация…………..………...……........……….…12
3. Кризисы и итоги НЭП …………………………….……..………………………17
4. НЭП и Республика Коми ………………….…….………..……………..…….…20
5. Свертывание НЭП…………………………………….………….…………….…22
Заключение……………………………………………..........………….…………….26
Список использованной литературы…………..…………………..…………..….…27

ВВЕДЕНИЕ
Новая экономическая политика является одной из проблем, постоянно привлекающих внимание исследователей и лиц, изучающих историю России.
Актуальность рассмотренной нами темы заключается в неоднозначности отношения историков, экономистов к содержанию и урокам НЭПа.
Можно без преувеличения сказать, что ни одно событие периода строительства Советского государства не привлекало такого пристального внимания исследователей, как НЭП.
Изучению этой темы большое внимание уделяется как в нашей стране, так и за рубежом. Одни исследователи отдают должное тем мероприятиям, которые проводились в рамках НЭПа, другая группа исследователей пытается умалить значение НЭПа для подъема хозяйства после I Мировой войны, революции и гражданской войны.
Но не менее актуальным является этот вопрос на фоне событий, происходящих сейчас в нашей стране.
В середине 1980-х гг. в стране наступил тяжелый экономический и политический кризис. Произошло обострение противоречий во всех сферах жизни. Возникла необходимость глубоких перемен. Встал вопрос, какие преобразования необходимо провести, чтобы вывести страну из сложившейся ситуации.
- в области экономической – сменить экономическую модель – создать смешанную или рыночную экономику, ликвидировать отставание от передовых стран;
- в области социальной – достичь высокого жизненного уровня, добиться активного участия граждан в общественной жизни;
- в области внутриполитической – изменить политический режим, создать демократическое общество, правовое государство;
- в области внешнеполитической – создать новую доктрину государственной безопасности, разработать новые подходы к международным отношениям.
В связи с радикальной реформой экономики России значительно повысился интерес к опыту и идеям новой экономической политики. Мы видим, что реформы, проводимые в стране в этот период содержат тот же комплекс мероприятий, что и в период НЭПа. На современном этапе развития нашего государства необходимо учитывать ошибки и уроки НЭПа.
НЭП – это цельный неразрывный комплекс мер экономического, политического, социального, идеологического, психологического характера. И ни одну из них нельзя рассматривать отдельно, вне связи с другими. И ни одну из них нельзя ни переоценивать, ни недооценивать.
Исходя из вышесказанного, мы поставили перед собой цель – изучить сущность и необходимость НЭПа для развития Советского государства. Для реализации этой цели нами были поставлены следующие задачи:
* раскрыть причины перехода к НЭП и ее сущность;
* определить значение НЭП для дальнейшего развития страны;
* установить причины свертывания НЭП.

1.СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СТРАНЫ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ И ИНОСТРАННОЙ ИНТЕРВЕНЦИИ
В стране разразился экономический кризис. Лишь «…по окончании войны, - признавал Ленин, - мы увидели всю ту степень разорения и нищеты, которые надолго осуждают нас на простое только излечение ран»1. За годы мировой и гражданских войн страна потеряла более четверти своего национального богатства. Национальный доход сократился с 11 млрд. руб. в 1917г. до 4 млрд. руб. в 1920г. особенно крупный урон понесла промышленность. Объем валовой продукции уменьшился в 7 раз. Добыча каменного угля в 1920г. по сравнению с 1918г. сократилась с 731 до 467 млн. пудов, выплавка чугуна – с 31,5 млн. до 7 млн., мартеновское производство – с 24,5 млн. до 10 млн. Сахара вырабатывалось почти в 4 раза меньше. Запасы сырья и материалов были в основном исчерпаны. По сравнению с 1913г. валовое производство крупной промышленности сократилось до 12,81, а мелкой – до 44,11%. В результате соотношение изменилось в пользу мелкой промышленности (с 24,2 до 52,3%). Упала ведущая роль крупнейших промышленных центров. «Годы войны, - сообщал Петроградский машиностроительный трест, - нанесли металлопромышленности города такой ущерб, что жизнь на петроградских заводах в 1919 – 1921 годах почти замерла».
Огромные разрушения были нанесены транспорту. Железные дороги обеспечивали минимум перевозок. Их объем составил в 1920г. лишь 20%, а без учета воинских грузов и нужд самой дороги – всего 12% от уровня 1913г. общая численность рабочего класса по сравнению с довоенным временем упала в 2 раза. Главная трудность была даже не в снижении объема производства, а в разладе всей системы управления; темп национализации обгонял строительство новых органов управления; качество принимавшихся решений было низким; экономические связи рушились; падала дисциплина и ответственность; снижалась производительность труда и материальная заинтересованность. Но параллельно росли бюрократизм, взяточничество, карьеризм как непременные спутники непрофессионализма новых управленцев.
В сельском хозяйстве сократились посевные площади, урожайность, валовые сборы зерновых, производство продуктов животноводства. Крестьянское производство приобрело в основном потребительский характер. Товарность упала по сравнению с довоенным уровнем в 2,5 раза. 1920г. в ряде губерний Центра, Поволжья был неурожайным. Валовой сбор зерновых достиг лишь 54,1% от среднегодового уровня 1909 – 1913гг.
Несмотря на меры, предпринимавшиеся государством, снабжение населения ухудшалось, полуголодные нормы продовольственного снабжения городского населения и крестьянства потребляющие полосы понижались. С каждым месяцем поднимались цены частного рынка.
Реальная заработная плата промышленных рабочих упала почти в 3 раза. В результате снижения уровня жизни быстро росли заболеваемость, смертность, особенно детская.
Тяжелый урон понесло население страны. Общие потери страны с 1914г. составили более 20 млн. человек. Миллионы стали инвалидами. Число мужчин в наиболее трудоспособном возрасте уменьшилось на 29%.
Хозяйственная разруха самым отрицательным образом отразилась на всем обществе. Многие лишения военных лет, с которыми люди долгое время мирились как с печальной необходимостью, в мирных условиях становились нетерпимыми.
Продразверстка и прямой продуктообмен между городом и деревней, столь необходимые в условиях войны, в мирной обстановке вызывали недовольство крестьянства, которое хотело свободно распоряжаться излишками своего производства. Однако даже самые заклятые враги Советской власти в той сложной обстановке не решились выдвинуть открыто контрреволюционные лозунги. Они всячески камуфлировали свои цели, чтобы не оттолкнуть от себя широкие слои крестьянства. Для этого они использовали лозунг «Советы без коммунистов!». Среди главарей антисоветских мятежей было много бывших белогвардейских офицеров, которые поддерживали контакты с контрреволюционной эмиграцией и иностранными разведками.
Положение усугублялось тем, что мелкобуржуазная стихия оказывала влияние на неустойчивых членов партии. В партии активизировались различные антиленинские элементы. Особую активность проявляли троцкисты, выступившие инициаторами так называемой дискуссии о профсоюзах, в которой, по словам Ленина, речь шла «…о методах подхода к массе, овладения массой, связи с массой»2.
Советская власть, выросшая из революции, в итоге оказалась равноудаленной от масс, которые ее создавали. Она повернулась к крестьянам разверсткой, продотрядами, продармиями, к рабочим – дисциплинарными судами, трудмобилизациями, пайковым снабжением, жесткой системой эксплуатации. Органы власти отражали интересы достаточно узкого слоя новых чиновников-управленцев. Политика этого слоя все меньше отражала насущные требования широких масс населения.
Контрреволюционная сущность выступлений под лозунгом «Советы без коммунистов!» наиболее отчетливо проявилась в кронштадтском мятеже в марте 1921 года. Солдаты гарнизона крепости Кронштадт и моряки ряда боевых кораблей, находившихся на рейде, поддавшись эсеро-меньшевистской демагогии, поддержали их лозунг.
28 февраля 1921 г. на линкоре «Петропавловск» было созвано собрание. Его председатель – старший писарь С.Петриченко – огласил резолюцию: немедленные перевыборы Советов тайным голосованием, так как «настоящие Советы не выражают волю рабочих и крестьян»; свобода слова и печати; освобождение политических заключенных – членов социалистических партий; ликвидация продразверстки и продотрядов; свобода торговли, свобода для крестьян обрабатывать землю и иметь скот; «власть Советам, а не партиям»3. Главной идеей восставших стала ликвидация монополии большевиков на власть.
1 марта эта резолюция была принята на совместном митинге гарнизона и жителей города. Делегация кронштадтцев, посланная в Петроград, где шли массовые забастовки рабочих, была арестована. В ответ Кронштадт создает Временный революционный комитет.
2 марта советское правительство объявило кронштадтское движение мятежом и ввело осадное положение в Петрограде.
На берег Финского залива стали стягивать войска. На штурм крепости прибыли главком Красной армии С.Каменев и командующий западным фронтом М.Тухачевский.
18 марта Кронштадт прекратил сопротивление. Часть матросов, 6 – 8 тыс.чел., ушли в Финляндию, более 2,5 тыс. были взяты в плен. Их ожидала суровая расправа.
Кронштадтский мятеж особенно ярко показал размер опасности мелкобуржуазной, анархической контрреволюции. «Экономика весны 1921, - писал В.И. Ленин, - превратилась в политику: «Кронштадт»4. Суть кризиса, переживаемого страной, состояла в том, что возникала реальная угроза союзу рабочего класса с крестьянством, на котором зиждился фундамент Советской власти.
Все настроения недовольства политикой партии и Советов проникали в ряды РКП(б). Большинство коммунистов пришло в партию после революции, принесло с собой настроения и ожидания рабочих, крестьян. Часть коммунистов быстро переродилась, влилась в элитарную группу, стала ее активно защищать. Другая часть отражала еще интересы беспартийных. Партия оказалась на пороге внутреннего раскола. Появились оппозиционные группы – Демократического централизма, Рабочей оппозиции. Они отстаивали интересы «истинного» социализма: демократии, рабочего самоуправления, привлечения к управлению государством общественных органов (профсоюзов), преодоления разрыва между «верхами» и «низами», партаппаратом и рядовыми партийцами. Опасность раскола усиливалась появлением новых претендентов на лидерство в партии (Троцкого, Сталина). Болезнь Ленина прогрессировала.
В самом руководстве не было единства в понимании сущности НЭПа. Отвергались или брались под сомнение возможности новой экономической политики как метода и как плана строительства социализма. Учитывая критическую ситуацию в стране, многие лидеры партии считали необходимым сделать уступку крестьянству, Новая экономическая политика рассматривалась ими главным образом с точки зрения тактики, а не долговременного стратегического курса, как некая передышка между двумя непосредственными штурмами капитализма - "военным коммунизмом" и началом пролетарских революций в других странах. Продолжительность нового курса ставилась в зависимость от перспективы мировой революции на Западе. Господствовало мнение, что в ходе мировой революции отпадет надобность в новой экономической политике, что у советского строя появятся возможности подлинного строительства социализма. Характеризуя сущность новой экономической политики, Ленин считал, что нормальные отношения должны быть таковы, чтобы пролетариат держал в своих руках крупную промышленность с ее товарами и удовлетворял крестьянство, не только давая ему средства к жизни, но и облегчая его положение, делая его лучше, чем при капитализме. НЭП предполагал не только укрепление союза с крестьянством, но и временное допущение капиталистических элементов, свободу торговли, свободу частного предпринимательства.
В первые месяцы Советской власти, как позже признался Ленин, большевики не знали, как вести экономическую политику – на почве товарообмена и торговли или против них. В.И.Ленин видит здесь возможность одного из двух решений, одно из которых – именно пагубное – было реализовано большевиками.
«Либо попытаться запретить, запереть совершенно всякое развитие частного, негосударственного обмена, т.е. торговли, т.е. капитализма, неизбежное при существовании миллионов мелких производителей»5. Разве не эта политика, названная самим Лениным «глупостью», «самоубийством»6 и дополненная продразверсткой с помощью продармий, в которых участвовало до 43 тысяч человек, ведших от имени рабочего класса настоящую гражданскую войну против крестьянства, была официальной политикой Советской власти? Разве эта политика не вызвала взрывы крестьянского негодования, крестьянские восстания против Советской власти, удлиняя и углубляя гражданскую войну, умножая и так неисчислимые жертвы нашего народа?
Как же отразилось положение в мире после Первой мировой войны на перспективах развития Советской России? Прежде всего следует сказать, что в конце 1920г. на основной территории страны закончилась гражданская война (военные действия продолжались лишь в отдаленных районах на Дальнем Востоке и в Средней Азии) и перед страной встала задача перехода к мирному хозяйственному строительству. Сложное внутриэкономическое и политическое положение западных стран, рост национально-освободительной борьбы в Индии, Китае, Турции, Афганистане и других странах, заинтересованность в получении сырья из России и в использовании российского рынка для сбыта товаров диктовали западным странам необходимость мирного сосуществования с Советским государством. В свою очередь Советское правительство было заинтересовано в получении западных кредитов, машин и оборудования, в использовании европейских и американских специалистов для подъема экономики. Проводя активную внешнюю политику, Советская республика к концу 1920 года заключила мирные договоры с рядом стран, прежде всего с прибалтийскими республиками. В марте 1921 года было заключено торговое соглашение с Англией, в мае с Германией, затем с Италией, Норвегией и др. В то же время западные государства, и прежде всего США, продолжали политику экономической блокады Советской России, поддерживали контрреволюционные эмигрантские силы и антисоветские вооруженные формирования, размещавшиеся вблизи границ России, осуществляли политические и военные провокации. Наиболее успешно развивались внешнеполитические отношения со странами Востока. Наша страна ликвидировала неравноправные кабальные договоры, заключенные царизмом; впервые в истории, проявляя добрую волю и дружеские чувства, заключила новые равноправные договоры с Ираном, Турцией, Афганистаном и др. Эта политика Советского государства оказала положительное воздействие на всю Азию. Таким образом, внешнеполитическое положение России в международных делах упрочилось, но оставалось сложным. Отказ западных стран в предоставлении кредитов, накопившаяся за годы гражданской войны и интервенции ненависть друг к другу, вынуждали Советское государство делать ставку на внутренние ресурсы. Главной задачей теперь являлось восстановление разрушенной экономики, подведение экономической основы под Советскую власть.

2. СУЩНОСТЬ НЭП, ЕЕ ЦЕЛИ И РЕАЛИЗАЦИЯ
Продразверстка с осени 1919г. стала трансформироваться в разверстку вообще: она распространялась на картофель, сено, а к середине 1920г. – на мясо и еще 20 видов продовольствия и сырья. Как только Красная армия разгоняла интервентов и белых, тут же и вводилась вся система разверстки в полном объеме.
Советская власть одновременно вводила целый ряд повинностей: дровяную, подводную, гужевую и трудовую.
Первой и главной мерой нэпа стала замена продразверстки продовольственным налогом, установленным первоначально на уровне примерно 20% от чистого продукта крестьянского труда (т.е. требовавшим сдачи почти вдвое меньшего количества хлеба, чем продразверстка), а затем снижением до 10% урожая и меньше и принявшем денежную форму. Оставшиеся после сдачи продналога продукты крестьянин мог продавать по своему усмотрению - либо государству, либо на свободном рынке.
Ленин увидел в НЭПе возможность сомкнуть, сплотить город и деревню, укрепить союз рабочего класса и крестьянства, определить путь к социализму. Ленин увидел теоретическую возможность и практические условия включения в строительство социализма огромных масс населения России посредством соединения личного интереса с общественным. Решение этой задачи позволило использовать кооперацию как средство созидания социалистической экономики и воспитания мелкотоварного производителя, частного собственника в социалистическом духе. Таким образом, решались и тактические задачи (облегчить положение крестьянина, дать ему возможность трудиться в полную силу, ликвидировать нехватку продовольствия в городе) и стратегические. Решая насущнейшие, архизлободневные задачи, Ленин заглядывал далеко вперед.
Именно поэтому мы и сейчас обращаемся к ленинским идеям новой экономической политики. Конечно, наше общество находится на совершенно иной ступени развития. Но неисчерпаем идейный, политический и методологический потенциал ленинских мыслей о путях, формах и методах строительства нового общества. Вот слова Ленина:
«Не на энтузиазме непосредственно, а при помощи энтузиазма, рожденного великой революцией, на личном интересе, на личной заинтересованности, на хозяйственном расчете потрудитесь построить сначала прочные мостки, ведущие в мелкокрестьянской стране через государственный капитализм к социализму; иначе вы не подойдете к коммунизму, иначе вы не подведете десятки и десятки миллионов людей к коммунизму. Так сказала нам жизнь. Так сказал нам объективный ход развития революции».7
Самое удивительное – это как быстро продналог и другие меры дали результат. Тогда все были потрясены быстрым экономическим эффектом. С помощью смелой реформы за несколько лет удалось наладить нормальное снабжение продовольствием голодной и разоренной стране. Кстати говоря, уже в то время сами крестьяне, не принуждаемые никем, стали налаживать выгодные для них товарищеские кооперативные связи. Ленин оценил это новое явление и предсказал ему великое будущее.
Радикальные преобразования произошли в промышленности. Главки были упразднены, а вместо них созданы тресты - объединения однородных или взаимосвязанных между собой предприятий, получившие полную хозяйственную и финансовую независимость, вплоть до права выпуска долгосрочных облигационных займов. Уже к концу 1922 г. около 90% промышленных предприятий были объединены в 421 трест, причем 40% из них было централизованного, а 60%  местного подчинения. Тресты сами решали, что производить и где реализовывать продукцию. Предприятия, входившие в трест, снимались с государственного снабжения и переходили к закупкам ресурсов на рынке. Закон предусматривал, что "государственная казна за долги трестов не отвечает".
ВСНХ, потерявший право вмешательства в текущую деятельность предприятий и трестов, превратился в координационный центр. Его аппарат был резко сокращен. Тогда и появляется хозяйственный расчет, означающий что предприятие (после обязательных фиксированных взносов в государственный бюджет) само распоряжается доходами от продажи продукции, само отвечает за результаты своей хозяйственной деятельности, самостоятельно использует прибыли и покрывает убытки. В условиях НЭПа, писал Ленин, "государственные предприятия переводятся на так называемый хозяйственный расчет, т.е., по сути, в значительной степени на коммерческие и капиталистические начала.
Не менее 20% прибыли тресты должны были направлять на формирование резервного капитала до достижения им величины, равной половине уставного капитала (вскоре этот норматив снизили до 10% прибыли до тех пор, пока он не достигал 1/3 первоначального капитала). А резервный капитал использовался для финансирования расширения производства и возмещения убытков хозяйственной деятельности. От размеров прибыли зависели премии, получаемые членами правления и рабочими треста.
В декрете ВЦИК и Совнаркома от 1923 г. было записано следующее: «тресты  государственные промышленные предприятия, которым государство предоставляет самостоятельность в производстве своих операций, согласно утвержденному для каждого из них уставу, и которые действуют на началах коммерческого расчета с целью извлечения прибыли».
Стали возникать синдикаты - добровольные объединения трестов на началах кооперации, занимавшиеся сбытом, снабжением, кредитованием, внешнеторговыми операциями. К концу 1922 г. 80% трестированной промышленности было синдицировано, а к началу 1928 г. всего насчитывалось 23 синдиката, которые действовали почти во всех отраслях промышленности, сосредоточив в своих руках основную часть оптовой торговли. Правление синдикатов избиралось на собрании представителей трестов, причем каждый трест мог передать по своему усмотрению большую или меньшую часть своего снабжения и сбыта в ведение синдиката.
Реализация готовой продукции, закупка сырья, материалов, оборудования производилась на полноценном рынке, по каналам оптовой торговли. Возникла широкая сеть товарных бирж, ярмарок, торговых предприятий.
В промышленности и других отраслях была восстановлена денежная оплата труда, введены тарифы зарплаты, исключающие уравниловку, и сняты ограничения для увеличения заработков при росте выработки. Были ликвидированы трудовые армии, отменены обязательная трудовая повинность и основные ограничения на перемену работы. Организация труда строилась на принципах материального стимулирования, пришедших на смену внеэкономическому принуждению "военного коммунизма". Абсолютная численность безработных, зарегистрированных биржами труда в период НЭПа, возросла (с 1.2 млн. человек в начале 1924 г. до 1.7 млн. человек в начале 1929 г.), но расширение рынка труда было еще более значительным (численность рабочих и служащих во всех отраслях народного хозяйства увеличилась с 5.8 млн. человек в 1924 г. до 12.4 млн. в 1929 г.), так что фактически уровень безработицы снизился.
Экономический механизм в период НЭПа базировался на рыночных принципах. Товарно-денежные отношения, которые ранее пытались изгнать из производства и обмена, в 20-е годы проникли во все поры хозяйственного организма, стали главными связующим звеном между его отдельными частями.
Всего за 5 лет, с 1921 по 1926 г., индекс промышленного производства увеличился более чем в 3 раза; сельскохозяйственное производство возросло в 2 раза и превысило на 18% уровень 1913 г. Но и после завершения восстановительного периода рост экономики продолжался быстрыми темпами: в 1927-м, 1928 гг. прирост промышленного производства составил 13 и 19% соответственно. В целом же за период 1921-1928 гг. среднегодовой темп прироста национального дохода составил 18%.
Совершенно новыми оказались в условиях НЭПа и экономические функции государства; коренным образом изменились цели, принципы и методы правительственной экономической политики. Если ранее центр прямо устанавливал в приказном порядке натуральные, технологические пропорции воспроизводства, то теперь он перешел к регулированию цен, пытаясь косвенными экономическими методами обеспечить сбалансированный рост.
Развитие экономики страны в рамках нэпа осуществлялось в период с 1921 по 1929 гг. За этот период была не только восстановлена экономика, но и начался подъем хозяйства страны, основанный на планах, разработанных XIY и XY съездами ВКП(б).
Однако Ленин стремится оправдать политику продразверстки, являющуюся ядром политики "военного коммунизма", признанного им не соответствующим нормальным отношения между рабочими и крестьянами. Он заявляет: «При гигантских трудностях, стоявших перед нами, вследствие отрезанности от России главных ее хлебных районов, в силу того, что продовольственные затруднения были до крайности доведены, наша продовольственная политика без разверстки не осуществилась бы на практике. Эта разверстка означала не только отобрание излишков, которых едва ли могло хватить даже при правильном распределении»8. Это – весьма красноречивое признание, говорящее о том, как далеко заходили реквизиции и изъятия, осуществляемые продармиями!
В этих условиях стремление партийно-государственного руководства к ускоренной модернизации вело к сбоям в процессе общественного воспроизводства («кризисы НЭПа 1923, 1925, 1927 – 1929гг.)

3. КРИЗИСЫ И ИТОГИ НЭП
Весной – летом 1923 года происходило усиленное кредитование промышленности и торговли без создания резервов; осенью в целях сокращения государственных расходов в связи с обеспечением предпосылок денежной реформы кредитование отменили; торговые организации вынуждены были выбросит товар на рынок тогда, когда крестьяне сдавали с\х налог и у них не было наличных денег; обострило ситуацию интенсивное проведение скупки хлеба государством, сбившее хлебные цены.
В 1925г. ожидался хороший урожай зерновых – основного экспортного продукта, а значит, снижение цен на хлеб, рост экспорта, импорта сырья и оборудования для промышленности. Были приняты масштабные планы развертывания индустрии. Однако хлебофуражный баланс оказался рассчитан неверно: недоучли, что после предыдущего неурожайного года в этом урожайном году крестьянство отложит часть хлеба в страховой фонд. Осенью стало ясно, что вместо прогнозировавшихся 780 млн. пудов вряд ли удастся заготовит даже 600 млн. пудов зерна. План импорта сырья и оборудования для промышленности был сорван.
Из-за переоценки свободных сумм денег был сильно преувеличен размер сумм на долгосрочное кредитование. При помощи замораживания строительства многих промышленных объектов, равновесие удалось ненадолго выправить.
С середины 1926 года по отношению к сельскохозяйственной и частной торговле стала проводиться такая политика, которая сдерживала возможности их развития. Началось резкое перераспределение бюджетных средств в пользу промышленности. Обострилась проблема «ножниц цен» - промышленные товары, которые покупала деревня, стоили дорого, а заготовительные цены на сельскохозяйственную продукцию были низкие. Проводились конфискации хлебных излишков, закрытие всяких рынков, обыски для выявления излишков, заградительные отряды, принудительное распространение облигаций займа вместо выдачи денег за хлеб, нажим на середняка, нажим на продуктообмен. Чем это отличалось от продразверстки?
Острый хлебозаготовительный кризис 1926 - 1928 годов вызвал введение продовольственных карточек в 1928 году и принятие некоторых чрезвычайных мер по решению продовольственной проблемы. Уменьшение товарооборота, отсутствие средств, вело к снижению объемов производства промышленных товаров. Значительно выросла безработица, достигшая к 1928 году 1,5 млн. человек.
Самым важным итогом НЭПа стало то, что впечатляющие хозяйственные успехи были достигнуты на основе принципиально новых, неизвестных дотоле истории общественных отношений. В промышленности ключевые позиции занимали государственные тресты, в кредитно-финансовой сфере - государственные и кооперативные банки, в сельском хозяйстве - мелкие крестьянские хозяйства, охваченные простейшими видами кооперации.
Результаты НЭПа выявились довольно скоро. В 1922 – 1927 гг. ежегодные темпы роста промышленности в среднем составляли 30 – 40 %, сельскохозяйственного производства – 12%. В результате за 5 – 6 лет были достигнуты довоенные объемы производства в этих отраслях, а также уровень производительности труда и реальных доходов населения. В 1925 – 26г. было заготовлено более 89 млн.ц хлеба, покончено с голодом. Быстро восстанавливался транспорт, налаживалась его работа. Огромная сеть бирж, ярмарок, различных торговых предприятий устанавливала прочную связь государственной промышленности с рынком, крестьянским хозяйством.
За семь лет новой экономической политики произошли разительные перемены: в 1928 году промышленность и транспорт впервые вышли на довоенные уровень. Бурно развивалось сельское хозяйство: уже спустя два года после введения НЭПа российский хлеб появился на мировых рынках, крестьянство впервые накормило страну.
Однако такому развитию не суждено было продолжаться: наступил 1929 год – «год великого перелома», когда Сталин, совершив реакционный переворот, вновь вверг страну в пучину бедствия и горя.

4. НЭП И РЕСПУБЛИКА КОМИ
Чрезвычайно тяжелое положение сложилось в Коми крае. 57% всех мужчин трудоспособного возраста было мобилизовано в армию в годы первой мировой войны. Гражданская война и интервенция еще более подорвали и без того отсталую экономику края. Сократились размеры посевных площадей, упала урожайность. В состоянии упадка находилось животноводство. В крестьянском хозяйстве ощущалась острая нехватка инвентаря. В дефиците были даже серпы и косы.
После образования Коми автономии 22 августа 1921г. в руководстве области возникли дискуссии о дальнейших путях экономического развития Коми края. В споры включилась и общественность. Руководство взяло курс на индустриальное развитие, несмотря на то, что в 1920-х гг. область, как и раньше, представляла собой, образно выражаясь, большую деревню. В промышленности ставка была сделана на использование и переработку лесных ресурсов края с последующим вывозом готовой продукции по новым транспортным путям (планировалось строительство железной дороги).
Для дальнейшего индустриального развития Коми области необходимы были планомерные геологические изыскания по углю, нефти и другим полезным ископаемым. В середине 1920-х гг. геологические открытия позволили профессору А.А.Чернову сделать вывод о наличии в Коми области запасов каменного угля.
В 1926 г. доля сельского хозяйства в валовой продукции области составляла более 60%, промышленности 1,3%, лесного хозяйства – 27%. Оставшуюся часть давали кустарная промышленность, охота и рыболовство.
С осуществлением новой экономической политики в стране происходили сложные социальные и политические процессы, также и в Коми области. В крае несколько окрепли капиталистические элементы. В ряде случаев они чинили препятствия при переделах земли, организовывали свои кооперативы, в которые не допускали беднейших крестьян, стремились быть избранными в Советы и пытались использовать свои экономические связи для распространения политического влияния среди трудящихся. Одновременно кулаки и их сторонники совершили террористические акты против советских и партийных работников.
К середине 1920-х гг. началось оживление деятельности Советов, вовлечение трудящихся в работу советских органов и других массовых организаций. Особое внимание уделялось вовлечение крестьян-середняков в управлении Советским государством. Получив самостоятельный бюджет, сельские и волостные Советы стали руководить хозяйственной культурной жизнью деревни. Они рассматривали и обсуждали планы и отчеты всех учреждений. Трудящиеся привлекались к работе секций и комиссий, организованных почти при всех Советах. Депутаты стали регулярно отчитываться перед своими избирателями.
Экономика Коми АО в 1920-х гг. оставалась аграрно-сырьевой. Курс на индустриальное развитие не был реализован. Больших успехов добилась только лесная отрасль. Были достигнуты успехи в сельском хозяйстве, однако возможности роста мелких крестьянских хозяйств были исчерпаны. К концу 1920-х гг. наметился дисбаланс между растущими производительными планами и нехваткой производительных сил. Для дальнейшего развертывания индустриализации необходим был приток рабочей силы, рабочих рук не хватало.
5. СВЕРТЫВАНИЕ НЭП
В результате острых политических дискуссий, столкновения мнений на XIV (1925 г) и XV (1927 г) съездах ВКП(б), XVI партконференции (1929 г) и Пленумах Центрального Комитета, победило радикальное направление, определившее пути перехода к быстрой индустриализации страны за счет внутренних резервов, что привело к свертыванию НЭПа. Это выражалось в следующем:
- отказ от свободной рыночной торговли и переход к государственной торговле;
- национализация частных предприятий и коммерческих банков;
- создание вместо единоличных крестьянских хозяйств сельскохозяйственных кооперативных предприятий, подконтрольных государству;
- концентрация всех денежных средств в руках государства и проведение индустриализации по единому государственному плану.
Решение этих радикальных задач проходило в сложной международной и внутриполитической обстановке, в условиях крупных социально-классовых сдвигов, и острой политической борьбы.
Сталин видел лишь один способ решения трудностей – чрезвычайные меры. Кроме того, именно в чрезвычайный период удобнее всего укреплять личную власть и бороться с противниками. Сталин вообще переоценивал роль насилия, показавшего, по его мнению, свою эффективность во время гражданской войны. Сейчас, полагал генсек, нэпманы и кулаки перешли в наступление…
в ЦК и Политбюро он столкнулся с иной точкой зрения на причины кризиса и пути выхода из него. Бухарин, Рыков, Томский считали, что ошибки в планировании можно исправить регулированием цен, временными закупками хлеба за границей, некоторым сокращением капиталовложений в металлургию и машиностроение.
В партии не было разногласий по вопросу о том, что мелкой индивидуальное крестьянство не справляется с обеспечением растущих потребностей страны в сельскохозяйственной продукции, что необходимо наступление на кулачество. Все это единогласно подтвердил XV съезд партии. Разногласия касались сроков, методов и форм преобразований.
Между сторонниками Сталина в Политбюро (Ворошилов, Молотов) и в ЦК и поддерживающими линию XV съезда шла борьба. Сталинисты настаивали на скорейшей индустриализации «перед лицом надвигающейся военной угрозы». Для этого требовались в ближайшее время средства, сырье, рабочая сила, которые могло дать только коллективизированное (на основе раскулачивания в кратчайшие сроки) сельское хозяйство. Необходимо начать развернутое наступление на капиталистические элементы города и деревни. Без насилия это немыслимо. Но большевикам ли бояться борьбы и насилия?
Именно против этого были направлены партийные решения 1925 – 1928 гг., в которых утверждалось, что заготовительные сложности связаны с быстрым темпом индустриализации и плановыми ошибками. В них содержались призывы не действовать с помощью раскулачивания, а исходить из того, что потребуется длительное время для преобразования сельского хозяйства. Такой путь сопряжен с величайшими трудностями, но «именно он обеспечит поступательное движение к социализму».
Не находя поддержки в верхах партии, Сталин обратился непосредственно к местным партработникам, к массам. Этим, видимо, и вызвана его сибирская поездка. Страна вновь оказалась перед выбором.
Теперь видно, что НЭП показал свои потенциальные возможности, но когда на первый план выдвинулись сложные задачи индустриализации, руководящие органы начали допускать серьезные просчеты в экономической политике, не обращая внимания на предостережения ведущих специалистов.
НЭП был свергнут не только желанием Сталина и его окружения. Он успел пронизать далеко не все экономические отношения страны, покончил далеко не со всеми учреждениями и традициями эпохи «военного коммунизма». В стране существовали мощные административные и социальные силы, которые были вообще не заинтересованы в сохранении и развитии НЭПа. НЭП требовал компетентного использования хозяйственных рычагов, а в управленческом аппарате доминировали кадры, привыкшие действовать административным способом, приказным порядком. С НЭПом в промышленность пришел хозрасчет, но он сочетался в ней с сильными административными подпорками; государство ограничивало действие рыночных отношений между тяжелой и легкой промышленностью; не была разработана система внутризаводского хозрасчета – его заменяла традиционная система норм, тарифов, расценок, связывавшая заработок рабочего не с конечным результатом труда, а с распоряжением администрации. В сохранении НЭПа не были заинтересованы и те 30 – 50% крестьян (полупролетарские, пролетарские, люмпенские элементы деревни), которые были освобождены от уплаты налога и непосредственно от государства получали разного рода льготы и гарантии. И в начале, и в конце 1920-х гг. в деревне очень сильными оставались военно-коммунистические настроения. Хотя переход к продналогу оживил оборот, но остались ограничения росту частнохозяйственного накопления. Крестьянское хозяйство, превышающее средний уровень, независимо от того, каким путем оно вырастало, нередко зачислялось в кулацкое со всеми вытекающими отсюда последствиями. Сохранился также административно-командный стиль управления. Сельсоветы и волисполкомы свою основную задачу видели в сборе сельскохозяйственного налога и выполнении различных распоряжений вышестоящих органов. Что же касается помощи крестьянам в подъеме хозяйства, организации хозяйственного и культурного строительства в деревне, то эти задачи их волновали гораздо меньше. В то же время местные органы власти стремились контролировать всю деревенскую жизнь. Оживившаяся после войны община все больше «зажималась» официальной властью. Командный стиль характеризовал и деятельность сельский партъячеек. Сохранение административного вмешательства в деятельность кооперации являлось одной из главных причин недоверия к ней крестьян. Именно на эти настроения низового партийного и советского звена опирался Сталин. Таким образом, в недрах НЭПа с его демократическим потенциалом, ориентацией на личный интерес и т.п. зрело одновременно и его отрицание.
Резкая перемена политического курса, совершенная в 1928 – 29 гг., вызвала резкие упреки в том, что НЭП свертывается. В ответ на это Сталин, стремясь скрыть отход от ленинского курса, развернул концепцию о двух этапах НЭПа: НЭП не кончается, а вступает во второй этап, связанный с развернутым строительством социализма. В исторической литературе до последних лет господствовало сталинское положение, что НЭП как политика переходного периода от капитализма к социализм завершился победой социализма в 1936 – 37 гг. В действительности ленинская трактовка новой экономической политики была отброшена уже к концу 1920-х гг., после 1928 – 1929 гг. происходило лишь «доламывание» остатков НЭПа. С введением в январе 1933 г. обязательных, имевших силу и характер налога поставок колхозной продукции государству, трудодня в колхозах, натуральной оплаты за работу МТС, в экономических отношениях между городом и деревней нельзя найти каких-либо остаточных элементов НЭПа. Новая экономическая политика была заменена командно-административной, сверхцентрализованной системой управления.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Познакомившись с историей страны в двадцатые годы, мы выяснили, что во всех сферах в период НЭПа шла непрерывная, то явная, то подспудная борьба между важными тенденциями: «левой», радикальной, ускорительской и взвешенной, постепенной. В течение 1921 – 1922гг. НЭП являлся вынужденной попыткой удержать власть путем экономических уступок рынку. Однако этот рынок был сильно деформирован.
Изучив организационные моменты НЭПа, мы пришли к следующим выводам:
1. никакого единого плана новой экономической политики не существовало;
2. нэповские мероприятия вводились урывками, хаотично, непоследовательно;
3. наряду с рыночными, продолжали действовать централизованный, по сути, военно-коммунистические методы управления экономикой;
4. безусловно, что, отойдя от крайностей "военного коммунизма", Советская власть несколько стабилизировала ситуацию, но все же к 1925г. усилилась разноголосица в политических оценках. Это значило, что НЭП был обречен, едва появившись на свет. А к осени 1927г. сочетание внешних и внутренних факторов обрушили его, доказав обреченность «рыночного социализма».
Опыт НЭПа показал, что в условиях плановой экономики рыночный механизм может успешно действовать, но только тогда, когда центральные ведомства принимают компетентные решения с учетом законов товарного производства и интересов различных социальных слоев населения. Другим необходимым условием является демократический характер самого процесса выбора среди этих альтернатив лучшего варианта. В современных условиях речь, разумеется, не идет о восстановлении НЭПа: в стране другая историческая обстановка, другие исторические условия, другие задачи, но в сегодняшнем наступлении на бюрократизм, диктат, административный произвол в экономике, социальной и духовной сферах идеи НЭПа могут сыграть полезную роль.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Афанасьев В.Г., Смирнов Г.А. «Урок дает история». Москва 1989г.
2. Бурлацкий Ф.А. «Новое мышление». Москва. 1989г.
3. Бутенко А.П. «Откуда и куда идем». 1990г.
4. Долуцкий И.И. «Отечественная история XX век». Москва. 1994г.
5. Дробижев В.З. «История СССР. Эпоха социализма». Москва. 1985г.
6. Зуев М.Н. «История России». Москва 2003г.
7. Иванов Е.П. «История Отечества». Псков. 1993г.
8. Козлов В.А. «Год 1929: как и почему был «свернут» НЭП?»
9. Турубанов А.Н. «История родного края». Сыктывкар.1994г.

1 Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 42, с. 200.
2 Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 42, с. 206.
3 Подробнее об этом см.: История Коммунистической партии Советского Союза, с.292 – 299.
4 Ленин В.И. Полн. собр. соч., т.43, с.187
5 Ленин В.И. Полн.собр. соч., т.43, с.222
6 Там же.
7 Ленин В.И. Полн. собр. соч., т.44, с.151
8 Ленин В.И. Полн. собр. Соч., т.43, с.302 – 303.