Технологии индивидуальной работы с оптантом


ПЛАН:


1. ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ САМОСОЗНАНИЯ НА ЭТАПЕ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ
1.1. Профессиональное самоопределение и самосознание.
1.2. Проблема социального и профессионального идеала
1.3. Смыслообразующие мотивы в профессиональном самоопределении
1.4. Профессиональное самоопределение и профконсультация
1.5. Методы диагностики профессионального самосознания и ценностных ориентаций
2. ПОИСК СМЫСЛОВЫХ ОПОР ЛИЧНОСТИ НА ПЕРЕЛОМАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА
2.1. Стадии профессионального становления:
2.2. Кризисы профессионального становления
2.3. Методы работы в переломные периоды профессионального выбора
3. ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УСТАНОВОК ПОДРОСТКОВ НА ЭТАПЕ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ
3.1. Типологии профессионального выбора
3.2. Методы диагностики профессиональных установок
1. ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ САМОСОЗНАНИЯ НА ЭТАПЕ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ
Психологическая помощь индивиду, находящемуся в состоянии затруднения относительно своей профессиональной карьеры, осуществляется по преимуществу двумя способами:
* через индивидуальную работу с ним консультанта
* через работу в группах под руководством тренера.
При известной схожести этих способов — результат достигается аналогичный — они имеют и существенные различия. Самым существенным различием является то, какие психологические механизмы оказываются задействованы в том и другом случае. При индивидуальной работе воздействие консультанта ориентировано прежде всего на самосознание индивида, а сама работа строится на более или менее рациональной основе (беседа, разъяснение, обратная связь и пр.). При групповой же работе значительно большую роль играют процессы идентификации, эмоционального заражения и пр., т.е. более или менее неосознаваемые процессы, которые лишь вторично становятся предметом анализа.
При индивидуальном консультировании по проблемам профессиональной карьеры и ее оптимизации ключевым понятием является самосознание.
Развитие профессионального самосознания личности в большой степени связано с развитием личности в целом. Реализуя представления о себе в процессе общения и включения себя в ту или иную деятельность, человек имеет возможность оценить свое соответствие выбранным идеалам, осознать уникальность своих возможностей, соотнести эти возможности с реальными условиями их реализации.
В настоящее время можно выделить ряд специфических психологических проблем в профессиональном самоопределении, стоящих перед гражданами нашего государства. Специфичность этих проблем связана с нестабильной ситуацией в стране, обострением противоречий в общественном и индивидуальном самосознании..
Отсутствие стабильных социальных норм в отношении профессии предъявляет требования к творческой инициативе и самостоятельности индивида, вместе с тем, оно является тормозом в отношении ряда профессий, если происходит ломка определенных установок. Конфликт социальных норм усиливает социальную напряженность. Возрастающие требования к индивидуализации профессионального самоопределения не обеспечены социальными формами и нормами ее проявления. Отсутствие общепринятых критериев в построении идеалов не создает условий для формирования такой системы ценностных ориентации, которые обеспечивают реальность и обоснованность профессионального выбора. У человека возникает множество личностных проблем, связанных с психологическими трудностями в построении образа профессии, «примеривании» этого образа на себя и осуществлении профессионального выбора.
1.1. Профессиональное самоопределение и самосознание.
Процесс профессионального самоопределения включает развитие самосознания, формирование системы ценностных ориентации, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала. Личностное самоопределение человека происходит на основе освоения общественно выработанных представлений об идеалах, нормах поведения и деятельности. В настоящее время социальная ориентация во многом определяет профессиональное самосознание человека, его профессиональное самоопределение и профессиональный выбор.
Специфические моменты самосознания, формирование Я-концепции, включающей образ «Я-профессионала», зависят от степени согласованности идеального и реального «образа-Я» и идеального и реального образа профессии. Соотношение «Я-реального» и «Я-идеального» определяет требование человеку к себе. Потребности в удовлетворении собственного «Я» (самоуважении, собственной значимости и компетентности) должна реализоваться в самоутверждении и самовыражении человека в его стремлении проявить себя.
Не только познание, но и осуществление себя формирует самосознание человека, его «внутреннее-Я», его мотивацию.
Осуществление себя в профессии включает формирование образа профессии, особенно на этапе выбора сферы профессиональной деятельности.
Образ будущей профессии достаточно сложное образование, включающее эмоциональные и когнитивные компоненты. Соответствие эмоционально-оценочных компонентов существенным содержательным компонентам профессии делает выбор обоснованным и реальным. Для обоснованности профессионального выбора необходимо также, чтобы требования со стороны профессии соответствовали возможностям человека. В противном случае в самосознании человека накапливается отрицательный жизненный опыт, формируются своеобразные способы решения встающих перед ним задач — уход от проблем, их игнорирование и т.д.
1.2. Проблема социального и профессионального идеала
Данная проблема связана с усвоением и построением знаково-символических форм (понятий и образов) и с оценкой предметно-практической деятельности человека (процесса и результата деятельности).
Личностный смысл профессионального идеала обусловлен социальной позицией человека, и его главными составляющими являются смыслообразующие мотивы, ценностные ориентации, смысловые установки.
Выбор профессионального пути связан с выбором реальных жизненных ценностей, эти ценности определяют реальную профессиональную мотивацию. Ценности осуществляют связь между когнитивными и эмоциональными составляющими профессионального самосознания через внутреннюю мотивацию. Образ профессии, как когнитивное эмоциональное образование, служит мотивирующим фактором оценки себя. В свою очередь, результат оценки мотивирует к постановке тех или иных профессиональных и жизненных целей. Таким образом, самооценки выступает как внутренний побудитель, внутренняя мотивация, и соотносит прошлое (опыт и знания) и будущее (цель) в настоящем (переживание «Я»).
Самооценка всегда связана с точкой отсчета, в качестве которой может выступать сравнение себя с другими, сравнение с собой («Я-идеальным», «Я-возможным», «Я-реальным»), или сравнение других с собой. Выбор точки отсчета, норм самооценки, оказывает существенное влияние на когнитивное образование «Я-образа». По каким параметрам идет оценка при сравнении с собой, а по каким — с другими, по каким параметрам оцениваются другие профессионалы, что «Я» выделяю и принимаю в оценке меня другими — это вопросы, требующие особого рассмотрения, так как эта избирательная особенность связана со смыслообразующими мотивами в профессиональном самоопределении.
1.3. Смыслообразующие мотивы в профессиональном самоопределении
1)Важнейшим смыслообраэующим мотивом является мотив соответствия самому себе. Этот мотив связан с самооценочными эмоциями и обеспечивает непротиворечивость образа «Я» в целом (идеальное «Я», возможное «Я» и реальное «Я»). Так, люди, поменявшие свою профессию (например физик или математик становится бизнесменом, или банкиром) по мотивам преимущественно материального характера, часто избегают прямых ответов на вопрос о мотивации совершенного выбора. Для них остается привлекательной ценностью бескорыстный мотив выбора своей прошлой профессии, когда они сопоставляют «Я» в прошлом и «Я» в настоящем. Отрицание своего прошлого «Я» в сознании происходит, когда оценивается не он сам, а другой, например, это выражается в отрицательном отношении к способности другого зарабатывать, «делать деньги». Избегание непосредственной оценки себя связано с механизмом поддержания самооценки, с избеганием отрицательных самооценочных эмоций, разрушающих целостность представлений о себе.
2)Другим смыслообразующим мотивом является мотив самоуважения. Он выражается в самосознании, как степень достижения идеального «Я». Побуждающее действие этого мотива связано с постановкой цели в отношении выбора ценностей (мотив сохранить или изменить свое идеальное «Я»). Ожидание положительных или отрицательных последствий выбора ценностей, повышающих или понижающих самоуважение, побуждает к совершению или не совершению этого выбора.
3)К смыслообразуюшим мотивам можно отнести и мотивы достижения успеха или избегания неудач. Если рассматривать мотив достижения, как побуждающее самооценивание, то можно предположить, что в случае развитых когнитивных составляющих самооценки усиливается вероятность мотивации на достижение успеха, а эмоциональная составляющая самооценки в большей степени связана с мотивацией на избегание неудачи.
1.4. Профессиональное самоопределение и профконсультация
В современном обществе актуально и остро встает проблема конкретной психологической помощи людям в их профессиональном самоопределении. Задача психолога в этой ситуации состоит в том, чтобы дать человеку психологические средства разрешения его личностных проблем, связанных с профессиональным самоопределением. Психологи могут на основе диагностики этих психологических проблем помочь человеку в совершении профессионального выбора, или обеспечить предпосылки к совершению этого выбора в будущем.
Для решения психологических проблем в профессиональном самоопределении личности недостаточно дать рекомендации о том, какая профессия подходит, а какая не подходит индивиду. Психолог-консультант должен обеспечить условия, стимулирующие рост человека, в результате чего консультируемый сам мог бы взять на себя ответственность за тот или иной профессиональный выбор. Психологическое консультирование прежде всего помогает человеку увидеть и осознать свои проблемы, стимулирует развитие личности, очерчивает зону возможных действий для разрешения проблем, высвечивает сильные и слабые стороны индивидуальности, намечает реальные шаги к успеху. Важнейшим моментом профессионального консультирования является поиск индивидуального воздействия, адекватного конкретной психологической проблеме каждого человека. Определение зоны ближайшего профессионального развития является психологическим основанием для выбора способов и методов. Прежде всего необходимо определить, насколько запрос консультируемого (т.е. то, и чем он видит свою проблему) соответствует реальной проблеме профессионального самоопределения человека, а затем подвести его к этой реальности. Для диагностики психологических проблем, связанных с профессиональным самоопределением, иногда бывает достаточно беседы психолога с консультируемым, но в большинстве случаев требуется проведение комплексного диагностического обследования с помощью психологических методик, позволяющих определить:
— ценностные ориентации и установки;
— ближайшие и перспективные жизненные планы и профессиональные намерения;
— уровень сформированности представлений о профессии;
— уровень развития самооценки;
— способности, склонности и интересы;
— уровень развития профессиональной мотивации;
— личностные особенности;
— реальные жизненные условия (семейные отношения, здоровье, материальное обеспечение и пр.).
Информации, полученной в результате такого комплексного обследования, как правило, бывает достаточно, чтобы определить специфику психологических проблем данного индивида. Иногда предварительная беседа с консультируемым позволяет ограничить круг необходимых диагностических методик для выявления предполагаемой психологической проблемы. Здесь важным является наблюдение за поведением консультируемого во время общения и обследования (что ему интересно, что неинтересно, что трудно, что непонятно, в чем проявляется его познавательная активность, эмоциональное отношение, отказы и т.д.).
Можно выделить ряд типичных психологических проблем, связанных с профессиональным самоопределением личности. К ним прежде всего относятся:
1. Рассогласование идеального и реального образа выбираемой профессии.
2. Представления о своих личных ценностных ориентациях не соответствуют своим представлениям о ценностях, обеспечивающих успех в профессиональной деятельности в новых экономических и социальных структурах.
3. Рассогласование реальной и идеальной мотивации профессионального выбора
4. Неадекватная самооценка.
Решение любых психологических проблем связано прежде всего с осознанием и принятием этих проблем, с развитием самосознания человека. Люди, стоящие на пороге профессионального выбора, обладают особым психологическим настроем к самопознанию. Для них характерны: стремление разобраться в себе, оценка своих возможностей в современном мире, в том числе и в профессиональном, стремление оценить, какие условия могут способствовать, а какие мешать вхождению в мир профессии. Наибольшей сензитивностью в развитии профессионального самосознания обладают люди старшего школьного и юношеского возраста, для которых проблема профессионального и личностного самоопределения является насущной и актуальной.
В условиях профессионального консультирования, наряду с использованием классических методик, направленных на изучение личностных особенностей, интересов, склонностей и способностей, особое внимание следует уделить методикам, исследующим самосознание и самооценку человека. Знания наиболее значимых и актуальных параметров самосознания и самооценки позволяют в определенной мере определить способы психологического воздействия.
Коррекция идеального образа профессии и идеального образа «Я» связана с осознанием профессиональных ценностей и образованием новых ценностных ориентации. Коррекция реального «Я» связана с осознанием своих возможностей, с опытом новых переживаний и новых отношений человека с окружающим миром и с собой.
1.5. Методы диагностики профессионального самосознания и ценностных ориентаций
Использование в профессиональном консультировании методик, направленных на выявление самосознания и самооценки человека, дает не только диагностический, но и, в некоторой степени, психокоррекционный эффект.
1) В практике профессионального консультирования применяется, например, методика И. Кона описания себя: «Кто я есть» и «Я через 5 лет». (Инструкция: «Напишите сочинение на тему «Кто я есть» и на тему «Я через 5 лет»). Эта методика позволяет прежде всего выявить содержательные компоненты самосознания, наиболее актуальные его параметры. Самоописание позволяет определить:
1)социально-ролевую самоидентичность (к какой общности человек себя относит в настоящий момент, к какой он хотел бы себя отнести, с кем он себя идентифицирует),
2)ориентацию человека на свои специфические признаки и качества, которые отличают его от других и по которым он сравнивает себя с другими,
3)способность делать прогнозы в отношении себя, место профессии в общем жизненном контексте человека.
У молодых людей, обеспокоенных своим профессиональным будущим, стремящихся учиться в профессиональном учебном заведении или получить профессию в процессе работы, наблюдается опережающее развитие в оценке своих личностных качеств по сравнению с оценкой своих профессиональных качеств. Учащиеся лучше представляют себя как личность вообще, то есть в совокупности моральных, физических, интеллектуальных качеств, своих интересов и склонностей, но в меньшей степени имеют представления о своем профессиональном «Я».
Имеющиеся различия в самооценке прежде всего касаются ее содержательных компонентов. Одни знают о себе больше, другие меньше; определенные качества личности, способности, значимые на данный момент, подвергаются анализу и оценке, другие, в силу их неактуальности, человеком не оцениваются (хотя и могут быть оценены по ряду параметров). Существуют такие личностные свойства и качества, которые не включаются в сферу осознания и самооценки, человек просто не может оценить себя по ряду параметров.
2) Для выявления не только содержательных, но и оценочных параметров самосознания можно использовать различные модификации методики Дембо—Рубинштейн для самооценки с помощью размещения себя на шкале. Шкалы самооценки должны включать как профессионально значимые, так и общеличностные качества, что позволяет определить место и значение в структуре самооценки профессионально значимых качеств. Могут быть предложены, например, такие шкалы для оценивания: ум, сила, доброта, способности, воля, ответственность, активность, общительность, успешность, справедливость, смелость, уступчивость, вспыльчивость, упрямство, осторожность, решительность, самостоятельность, трудолюбие, целеустремленность, здоровье, счастье. Каждая шкала — отрезок длиной 10 см, Результат выражается в баллах, равных числу сантиметров от начала шкалы до отметки испытуемого на шкале.
Инструкция: допустим на этом отрезке расположены все люди:
1 10воля
Слева — самые безвольные, справа — самые волевые. Нужно крестиком отметить свое место на этой шкале. Для каждого качества слева на шкале будет минимум этого качества, справа — максимум.
Результаты самооценки служат основанием для беседы и дальнейшего обследования. Необходимо особенно выделить те параметры самооценки которые вызывают затруднения при их оценивании.
Успех в решении психологических проблем всегда связан с выбором. Выбор происходит на основании того, что человек считает наиболее важным и правильным на основании ценностей, сформированных в его прошлом опыте. Поэтому диагностика ценностных ориентаций человека дает возможность получить представление о его проблемах, сопоставляя ценности между собой и с реальными условиями, в которых эти ценности могут находить, или не находить свое утверждение. Такое сопоставление возможно с помощью методик, позволяющих ранжировать ценности или сравнивать представление о своих ценностях с реальным поведением. Для ранжирования ценностей может быть представлен либо список ценностей (таких, например, как работа, образование, семья, материальное благополучие, здоровье, дружба, хобби, слава, богатство, власть и пр.), либо список высказываний типа: «Я бы хотел, чтобы моя работа ...»
— была по заслугам оценена другими;
— была для меня интересной;
— приносила большие доходы;
— была полезной и нужной людям;
— доставляла мне радость и удовольствие и т.д.
Ранжирование ценностей позволяет определить, в чем совпадают личные ценности с общественными, с профессиональными и групповыми ценностями. Анализ конкретных ситуаций, связанных с выбором того или иного решения, позволяет сравнить реальные ценности с идеальными представлениями о своих ценностях. Выявление ценностных ориентации позволяет определить взаимоисключающие ценности, что именно человек игнорирует в ситуации выбора альтернативных ценностей, уточнить свои позиции в связи с возникающими проблемами, переоценить свои ценности. Выявление ценностей позволяет определить сферу, в которой человек готов нести полную ответственность за себя и за свои действия в решении своих проблем. В первую очередь необходимо определить, какие ценности человек считает самыми важными. Это проясняет направление развития целей его деятельности. Затем необходимо проанализировать и рассмотреть возможные варианты последствий и сделать выбор, принять определенное решение.
Очень важным методом для диагностики профессиональных ориентаций оптанта является беседа. Представление человека о себе необходимо увязать с представлениями о выбираемой профессии, поэтому вся беседа строится на выявлении этих представлений и их сопоставлении. Можно попросить консультируемого описать какие, по его мнению, виды работ приходится выполнять в данной профессии и какие для этого необходимы знания, умения и навыки. Что больше всего ценится в данной профессии, какими качествами обладает человек, добившийся успеха в данной профессии? В беседе необходимо определить, по каким причинам консультируемый выбирает ту или иную профессию, кто одобряет и кто осуждает его выбор, почему, и какие доводы при этом кажутся ему убедительными. Хорошо использовать конкретные примеры. Например, обсудить, кто из близких или знакомых имеет такую профессию, ради чего он ее выбрал и ради чего выбирает ее консультируемый, какое будущее у этого человека, и как консультируемый видит свое будущее и т.п.
Дальнейшие шаги в диагностике психологических проблем профессионального самоопределения личности связаны с умением консультанта выделить те вопросы для обсуждения, которые помогут человеку лучше уяснить себе, что от него требуется, чтобы адаптироваться в современном профессиональном мире.
Работа по повышению уровня самосознания и самооценки позволяет учащимся выйти на осознание уровня мотивации профессионального выбора реально действующих и желаемых мотивов труда, обострить психологические противоречия, которые могут заставить учащихся решать проблему профессиональных поисков или профессионального выбора, а не ждать готовых предложений и указаний.
В некоторых случаях человеку бывает недостаточно профессиональной консультации для решения его проблемы и требуется специальная психокоррекционная работа. Особенно эффективными, как показывает опыт, методами психокоррекционной работы со старшеклассниками, имеющими трудности в профессиональном самоопределении, являются групповые методы активного обучения и, в частности, социально-психологические тренинги.
2. ПОИСК СМЫСЛОВЫХ ОПОР ЛИЧНОСТИ НА ПЕРЕЛОМАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА
Одним из центральных и в этом смысле судьбоносных в жизни каждого человека, в его профессиональной карьере, является вопрос о поиске, выборе и овладении профессией.
Сегодняшний деловой и профессиональный мир остро нуждается в профессионально мобильных людях, готовых грамотно принимать самостоятельные решения и нести ответственность за их проведение в жизнь, способных успешно и эффективно находить и реализовывать себя в изменяющихся социально-экономических условиях в связи с поиском, планированием, выбором и устройством своей профессиональной карьеры. Даже бывалого взрослого человека такие вопросы и требования могут поставить в тупиковое, казалось бы, безвыходное положение. Это тем более справедливо для подростков, заканчивающих школу, и только вступающих о самостоятельную трудовую жизнь молодых людей. Именно поэтому на педагогах, школьных психологах, наставниках подрастающего поколения и, прежде всего, на самих учащихся, входящих в жизнь молодых людях, лежит огромная ответственность. Выполнение этой работы, имеющее целью прежде всего личностный рост и развитие учащихся, предполагает по возможности более полное и всестороннее использование всего арсенала накопленных в психологии данных, средств и методов. В этом отношении представляют несомненный интерес и могут оказаться полезными результаты психологического исследования структуры и динамики процесса профессионального становления личности, полученные в лаборатории профессионального обучения и воспитания, ныне лаборатории профессионального развития личности Психологического института РАО.
Нередко у молодых людей, выпускников школ, бытует мнение, что приобщение к профессии выступает всего лишь как «передача—прием» профессиональных знаний, умений и навыков. Однако в действительности дело обстоит далеко не так просто. Профессиональное становление представляет собой достаточно сложный, длительный, весьма подвижный, многоплановый и подчас противоречивый процесс, в котором отчетливо выделяются четыре стадии. (по Т.В. Кудрявцеву.).
2.1. Стадии профессионального становления:
Первая стадия профессионального становления личности связана с зарождением и формированием профессиональных намерений под влиянием общего развития личности и первоначальной ориентировки в различных сферах трудовой деятельности, в мире труда и мире профессий.
Психологическим критерием успешности прохождения этой стадии является соответствующий общественным потребностям (как бы мы теперь сказали — требованиям рынка труда) и потребностям самой личности выбор профессии или специальности.
Вторая стадия — это период профессионального обучения и воспитания, то есть целенаправленной подготовки по избранной профессиональной деятельности и овладения всеми тонкостями профессионального мастерства.
Психологическим критерием успешного прохождения этой стадии является профессиональное самоопределение личности, то есть формирование отношения к себе как к субъекту избранной деятельности и профессиональной направленности, в которой достаточно четко отражаются установки на развитие профессионально значимых качеств (иногда их называют профессионально важными качествами — ПВК.). -
Третьи стадия — активное вхождение в профессиональную среду, отражающее переход учащегося к новому типу деятельности — к профессиональному труду в разных его формах в условиях реального производства, выполнение служебных обязанностей и т. п.
Психологическим критерием успешного прохождения данной стадии служит активное овладение профессией в условиях реального трудового процесса и производственных отношении, нахождение себя в системе трудовых коллективов.
Четвертая стадия предполагает полную или частичную реализацию профессиональных устремлений и возможностей личности в самостоятельном труде.
Психологический критерий успешного прохождения этой стадии — степень овладения операциональной стороной профессиональной деятельности, уровень сформированности профессионально значимых качеств личности, отношения к труду, мера мастерства и творчества.
2.2. Кризисы профессионального становления
При этом выяснилось, что практически на всем протяжении процесса профессионального становления и развития переход от одной стадии к другой часто может сопровождаться возникновением у человека тех или иных трудностей и противоречий, а нередко и кризисных ситуаций. Существенным при этом является то, что смена одних стадий процесса профессионального становления другими не всегда бывает жестко привязана к определенному возрастному этапу, биографическому периоду. Она отражает психологический возраст профессионально-личностного становления, развития и зрелости человека. Например, один учащийся, будучи, скажем, только в пятом или седьмом классе, может под влиянием родителей или в результате взаимодействия с представителями увлекшей его профессии, чтения специальной литературы, самообучения или саморазвития оказаться на второй стадии процесса профессионального становления. Другой же, даже окончив профессиональное учебное заведение, может не удовлетворять психологическим критериям первой стадии.
Сходные проблемы и кризисы могут, как оказалось, возникать и часто реально возникают не только при переходе от одной стадии процесса профессионального становления к другой, но и внутри отдельных стадий этого процесса. Как показывают наблюдения, анализ опыта организации профессиональной подготовки, в практике учебно-воспитательной работы профессиональных учебных заведений разных типов нередки случаи, когда уже к концу первого, а особенно часто на втором или третьем (в зависимости от типа учебного заведения) году обучения, у учащегося может измениться отношение к процессу овладения профессией. Это так называемый отрицательный синдром 2-го — 3-го года профподготовки. Они разочаровываются в своем профессиональном выборе, а иногда даже задумываются о смене учебного заведения и перемене специальности. При этом существенно то, что все это может иметь место при неплохих в целом показателях (учебных оценках) успешности обучения и выполнения заданий во время прохождения практики. Это означает, что дело здесь не в способностях. В психологическом плане в подобных случаям складывается своего рода парадоксальная ситуация: учащийся, объективно находясь в стенах профессионального учебного заведения, то есть на второй стадии процесса профессионального становления, субъективно, т.е. психологически, вновь оказывается на пороге лишь первой стадии этого процесса, а может быть даже лишь на подступах к ней. Говоря иначе, в процессе профессионального становления возможно и обратное, регрессивное движение. Возможность появления таких ситуаций обратного движения в процессе профессионального становления и развития личности требует к ним особенно пристального внимания со стороны педагогов, школьных психологов и самих учащихся. Знание индивидуальной динамики и хода процесса профессионального становления и развития каждого конкретного учащегося, осознание каждым из них своих собственных личностных особенностей является непременным психологическим условием своевременного оказания психологической помощи в преодолении возникающих здесь проблем и затруднений.
2.3. Методы работы в переломные периоды профессионального выбора
Совершенно ясно, что для оказания такой помощи недостаточно ограничиться лишь внешней наблюдаемой стороной этих явлений. Здесь важно знать более глубокие психологические причины, а не только их следствия, и воздействовать именно на эти причины. В чем же суть этих причин и средств их учета и устранения.
При объяснении этих ситуаций очень часто апеллируют к интересам учащихся, к их роли в процессе профессионального становления. Изменение отношения к процессу профессионализации по избранной специальности, разочарование в ней, появление чувства неудовлетворенности в этих случаях пытаются найти в снижении или угасании интереса к процессу профессионального обучения, к избранной профессии, к самому профессиональному учебному заведению, выбор которых первоначально был сделан, казалось бы, вполне самостоятельно и осознанно. Проблема интереса, как и проблема способностей, несомненно относится к числу тех психологических проблем, которые являются важнейшими для практической педагогики и психологии.
Поиск ответа на этот вопрос часто приводит к выводу о том, что изменение фиксируемого практическими психологами отношения учащихся к процессу овладения профессией оказывается связанным с тем, что либо получаемая профессия, либо процесс овладения ею, либо сама реальная жизнь в профессиональном учебном заведении открывается учащимся какими-то новыми сторонами, к восприятию которых и взаимодействию с которыми они не были готовы. В их психологической и практической подготовке к поиску и выбору профессиональной карьеры, овладению профессиональным мастерством, в их мотивационной сфере, на которой базируется вся трудовая и профессиональная направленность личности, имеются серьезные изъяны и дефекты. В результате происходит изменение, переосмысление тех оснований, причин, мотивов и целей, по которым, .и ради достижения и удовлетворения которых, учащиеся выбирали профессию, поступали в профессиональное учебное заведение. Такого рода переосмысления и представляют собой трансформацию смысловых опор и смысловых отношений учащихся к процессу профессионализации, которые и нередко реально приводят к перестройке всей смысловой сферы личности, и драматически проявляют себя в распаде будущего профессионального «Я», в утрате смысла бытия, о чувстве потери себя.
Каждый год, таким образом, происходит обновление около 500 видов труда, а если взять нашу нынешнюю действительность, когда за считанные последние годы появилось множество совершенно новых профессий — брокер, дилер, маклер, коммивояжер, рекламный агент, маркетолог, менеджер, предприниматель и т.п. И все это при сроках профессиональной подготовки от 1—1,5 до 3—5 лет. Поэтому учащийся должен быть все время готов к переквалификации, к переподготовке и обновлению своих профессиональных знаний и умений. Профессиональная подготовка в настоящее время все более и более становится непрерывным процессом, постепенно превращается в процесс непрерывного образования и профессионального развития личности.
В психологическом плане эта объективная противоречивая ситуация выступает для человека как одно из субъективных условий, определяющих его настрой и внутреннее отношение, в которых протекает процесс его профессионализации. Профессиональное развитие и совершенствование особенно на начальных этапах процесса профессионального становления, может стать причиной дестабилизации отношения учащихся к выбору профессии и процессу овладения ею. Последнее проявляет себя в падении интереса, появлении чувства тревоги, в возникновении некоторой неуверенности в возможности выбрать дело, которое могло бы стать смыслом жизни, и которому человек мог бы посвятить себя по возможности более полно. Суть такого рода неуверенности кратко, но, разумеется, с долей условности, можно выразить словами: «Сколько ни учись, все равно придется переучиваться. Зачем я в таком случае буду стараться.» Вот почему профконсультанту и практическому психологу важно оценить возможности и отношение каждого конкретного учащегося к профессиональному обучению и направленность его личности на продолжение профессионального совершенствования. Именно их диагностика позволит говорить о наличии или отсутствии у того или иного учащегося смысловых опор личностного роста в процессе поиска и выбора профессиональной карьеры.
Мы уже говорили, что те или иные проблемы и кризисы в профессиональном становлении и развитии личности могут возникать не только при переходе от одной стадии к другой, но и внутри отдельных стадий. В связи с проблемой психологической готовности человека, делающего профессиональную карьеру, к переподготовке и обновлению своих профессиональных знаний и умений, и направленности его личности нанепрерывное продолжение профессионального совершенствования и развития, особого внимания заслуживает проблема профессиональной стагнации. Это явление обнаруживает себя на достаточно поздних стадиях профессионализации личности и проявляется в остановке, прекращении профессионального роста и развития. Интересные данные, в связи с этим явлением, можно найти в работе Л.М.Митиной (1994). Автор показывает, что учителя с большим стажем работы, накопив достаточную, по их мнению, теоретическую и практическую базу преподаваемого предмета, приемы и средства для достижения поставленной цели, имен большой практический опыт, нередко прекращают свое профессиональное самообразование и самовоспитание. Более того, довольно часто учителя со стажем в новой информации ищут не столько новизну, сколько подтверждение своему опыту, что, по принципу положительной обратной связи, неизбежно усиливает явление стагнации. Все это еще раз подчеркивает, сколь важно знать отношение и готовность человека к профессиональному обучению и его продолжению.
Ниже приводится небольшой тест для первичной экспресс-оценки отношения и готовности учащихся к профессиональному обучению. В своем исходном варианте тест был предложен в книге Э.Чапмена (1990) «Ваши первые 30 дней (Создание имиджа профессионала на новом месте работы)» и на русском языке представлен В.А. Поляковым в книге «Технология карьеры», тест был модифицирован для учащихся.

2.3.1. ТЕСТ «КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К ОБУЧЕНИЮ»
(Адаптация и модификация для учащихся — Ю.А. Кореляков)
Инструкция: ниже приведены восемь пар высказываний. Оцените свое отношение к высказываниям в каждой паре следующим образом: если вы полностью согласны с высказыванием, расположенным слева, то на шкале этой пары высказываний отметьте знаком «х» цифру 10, если — с высказыванием, расположенным справа, то на той же шкале знаком «х» отметьте цифру 1. Промежуточные варианты ответов отмечаются тем же знаком «х» у цифр от 9 до 5, если вы больше, но все-таки не совсем, склонны согласиться с высказыванием, расположенным слева, и от 5 до 2 — с высказыванием, расположенным справа.

Лучше приступать к работе, зная, что вам есть чему поучиться

1 2 3 4 5 6 7 89 10
Лучше полагаться на уже имеющиеся у вас знания
Лучше делать так, как принята в том месте, где вы стали работать, пока не будет уверенности, что ваш способ лучше


1 2 3 4 5 6 7 89 10
Лучше делать по-своему, пока не скажут делать иначе
Обычно выполнить работу можно не единственным способом

1 2 3 4 5 6 7 89 10
Существует только один способ правильно выполнить работу
В первый месяц поступления на работу обучение может оказаться важнее, чем производительность


1 2 3 4 5 6 7 89 10
Руководству нет дела до обучения, важна только производительность
Задавая вопросы можно эффективно обучаться

1 2 3 4 5 6 7 89 10
Задавая вопросы вы раздражаете коллег и выглядите глупо
Высказывая желание учиться, вы демонстрируете правильное отношение к работе


1 2 3 4 5 6 7 89 10
Высказывая желание учиться, вы демонстрируете собственную беспомощность
Признать, что вам нужна помощь лучше, чем наделать ошибок

1 2 3 4 5 6 7 89 10
Признать, что вам нужна помощь, означает расписаться в своей несостоятельности
Вас приняли на работу за то, что вы можете обучаться, а не за те знания, которые уже есть


1 2 3 4 5 6 7 89 10
Вас приняли на работу для выполнения определенной деятельности

Обработка результатов: (при первичном обсчете показателей) производится путем суммирования цифр (баллон), отмеченных знаком «х» по всем шкалам. Чем больше баллов получает обследуемый в суммарной оценке, тем лучшим (позитивным) является его отношение и готовность к обучению. При вторичной обработке данных производится более тонкая, дифференцированная качественная оценка результатов. С этой целью цифры, отмеченные обследуемым знаком «х», соединяются последовательно от одной шкалы к другой отрезками прямой линии. Примеры такого соединения для четырех обследуемых представлены на приведенных на рис.1 шкалах и обозначены цифрами I, II, III, IV. Чем более спрямленной оказывается линия, соединяющая все восемь шкал, тем более выраженной является характеристика отношения и готовности обследуемого к профессиональному обучению:
•I — ярко выраженное сильное положительное;
• II — ярко выраженное слабое отрицательное;
• III — ярко выраженное нейтральное (безразличное) отношение;
• IV — слабо выраженное положительное отношение к профессиональному обучению.
Результаты работы с тестом дают возможность каждому обследуемому и работающему с ним педагогу получить представление об отношении данного обследуемого к профессиональному обучению и готовности к его продолжению. Практический психолог и профконсультант в результате обследования и получения информации о направленности личности учащегося, его отношении к продолжению профессионального совершенствования и развития имеет возможность реализовать дифференцированный подход в работе с каждым конкретным учащимся. Приведенный тест может проводится не только индивидуально, но и в группе. В последнем случае появляется возможность получить обобщенное представление о настрое этой группы по такому важному параметру, как отношение к продолжению профессионального развития и совершенствования. Для этого необходимо, сложив индивидуальные показатели всех обследуемых, поделить полученную сумму на количество обследованных. Наличие этих данных позволит учесть и использовать закономерности и средства социально-психологического воздействия на личность.

Рис. \
Пример графической обработки теста "Как вы относитесь к обучению»

3. ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УСТАНОВОК ПОДРОСТКОВ НА ЭТАПЕ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ
3.1. ТИПОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА
Среди этапов профессионального развития, этап выбора профессии имеет наибольшее значение.
Существует много психологических исследований, посвященных ситуации выбора профессии.
1). Чебышева В.В. и Галкина О.И. выделяют 2 возможные ситуации выбора профессии:
1) выбор профессии как осуществление в плане решений достаточно сформированных способностей и интересов;
2) выбор профессии как возможность проверить свои силы, накопить трудовой опыт, чтобы потом сделать более обоснованный профессиональный выбор.
2) Аналогичный подход реализован в исследованиях В. Джайде. Он выделяет следующие типы профессионального выбора:
I. Характеризуется повышенной зависимостью подростка от обстоятельств жизни, неопределенностью собственных желаний и их непостоянством, в целом – пассивностью.
II. При достаточной решительности и самостоятельности имеются лишь мало дифференцированные склонности.
III. Подросток в состоянии сам сделать выбор профессии, который соответствовал бы его достаточно выраженным склонностям и способностям.
3) Похожие основания усматриваются в подходе, который осуществляют Ф. Седлак, Х Бройер. Б. Зовинец, которые дают следующие характеристики разным типам подростков, выбирающих профессию:
первый тип — безразличный, меркантильный, второй — нерешительный, фантазирующий, третий — послушный, безответственный, четвертый — целеустремленный, уверенный .
4) Достаточно синтетический характер имеет типология проблемных ситуаций профессионального выбора, предложенная Е.А. Климовым, где выделяются следующие типы:
I. низкая самооценка, слабые склонности, затруднения в построении профессионального плана, неумение выделить у себя профессионально значимые качества;
II. заниженная самооценка, слабые склонности, затруднения в построении профессионального плана;
III. заниженная самооценка, яркие интересы, затруднения в построении профессионального плана, высокая требовательность к себе;
IV. завышенная самооценка, слабые склонности, затруднения в построении профессионального плана, ориентация на материальный статус;
V. завышенная самооценка, выраженные склонности, затруднения в построении профессионального плана, конфликт между желаемой профессией и возможностями ею овладеть (Климов Е.А., 1976).
5) В этом же ключе рассматриваются финальные этапы профконсультационных ситуаций Г.Ф. Корольковой. Она выделяет четыре «казуса»:
I. в конце диагностического этапа профконсультации выбор профессии учеником сделан в соответствии с его личными качествами,
II. в конце диагностического этапа остается некоторое несоответствие между выбираемой областью деятельности и интересами и склонностями, либо ученик недостаточно информирован о мире профессий и о своих качествах,
III. остается резкое несоответствие между профессией, которую ученик выбирает, и его склонностями и интересами,
IV. в конце диагностического этапа выбор не сделан, и нет активной позиции в отношении своего профессионального будущего (Королькова Г.Ф.,1975).
6) Очень перспективными представляются те подходы, в которых делается акцент на эмоциональных состояниях подростка, находящегося в ситуации профессионального выбора. П. Скавран особенное внимание обращает на те случаи, когда подросток обращается в профессиональную консультацию в силу своего страха перед выбором профессии и желания переложить собственную ответственность на другого (Skawran P.R., 1964). При этом и сам профконсультационный диалог строится в том ключе, что надо не столько выявить те или иные устойчивые психологические характеристики, важные для будущей профессии, сколько работать с актуальными страхами и опасениями подростки. В исследованиях X. Томэ и В. Джайде показано, что при профессиональном выборе у подростков могут возникать определенные отрицательные эмоциональные состояния, в частности состояния брошенности, растерянности, принуждения, обусловливающие стремление уйти от решения проблемы профессионального выбора, откладывая его на неопределенное время или перекладывая ответственность на консультанта.
7) В типологии профессионального выбора Кнефелькампа и Слепецки делается акцент на когнитивных процессах, участвующих в локальной ситуации профессионального выбора. Эта типология строится при использовании двух параметров, широко использующихся в настоящее время в экспериментальных работах по структуре интеллекта: первый из них — выраженность когнитивного стиля, в соответствии с которым человек склонен или не склонен вступать в конфликт при решении важных вопросов, второй — уровень когнитивного развития, определяющий степень последовательности в реализации различных стратегий. Пересечение этих двух параметров — при значительной выраженности либо одного, либо другого полюса — дает различные типы «отклонений» профессионального выбора, в соответствии с которыми подросток может быть квалифицирован как «бесконфликтный приверженец», «бесконфликтный меняльщик», «обороняющийся и избегающий» или «перестраховщик» (Berger P., von Orelli С., 1982).
Опираясь на все эти исследования ситуации профессионального выбора, можно констатировать, что при профессиональной консультации подросток реализует три типа установок:,
* на профконсультанта,
* на конкретно специфическую задачу профессионального выбора
* на профессиональное будущее в целом.
Что касается установок на специфическую ситуацию профессионального выбора, они в отличие от других установок, очень часто совсем упускаются из внимания. Между тем, именно эти установки обусловливают и большой степени ход всего профессионального развития.
3.2. МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УСТАНОВОК
Проблема надежного выявления профессиональных установок действительно является и очень важной, и очень сложной. Осуществляется подобное выявление, как правило, на основании профконсультационной беседы, но наиболее интересные результаты для выявления механизмов профессиональных установок и условий их формирования получены при использовании стандартизованных тестов, построенных на основе той или иной теоретической модели профессионального выбора. Широкое распространение получила методика, предложенная Дж. Крайтсом (1974) — «Шкала зрелости профессиональных установок» («Maturity of Vocational Attituds Scale»). По своей структуре она ориентирована на выявление 5 типов установок, таких как:
* уверенность и решительность в профессиональном выборе — нерешительность (этот тип установок представлен, например, следующим пунктом: «Я пребываю в нерешительности относительно своего профессионального выбора»);
* беззаботность и материальная обеспеченность — эгоцентризм и материальные интересы («Профессия важна лишь постольку, поскольку позволяет зарабатывать деньги»);
* самостоятельность и активность — зависимость («Я буду следовать тем советам о выборе профессии, которые мне дают родители»);
* реализм и готовность к компромиссам — социальный престиж («Если профессия уже выбрана, то больше думать об этом нечего»);
* информированность и рациональность — боязнь («Чтобы правильно выбрать профессию, надо хорошо знать себя»).
Эти установки репрезентируются отдельными шкалами, которые объединяются в интегративной шкале зрелости профессиональных установок. Теоретической основой опросника послужила модель профессионального развития, предложенная Д. Сьюпером (Super D., 1957) и Дж. Крайтсом, в которой профессиональное развитие рассматривается как проходящее ряд специфических в отношении возраста этапов, в каждом из которых требуется адекватное решение профессиональных задач.
Эта и сделанные на ее основе методики обладают достаточно хорошими показателями валидности (на основе связей показателей профессиональных установок с показателями зрелости Я-концепции, уровня профессиональных знаний, наличия опыта практической трудовой деятельности и т.д.), но из-за динамичности профессиональных установок в возрасте 14—16 лет показатели ретестовой надежности достаточно низкие.

Отечественными психологами была разработана методика для выявления индивидуально-психологических особенностей подростков, проявляющихся в ситуации профессионального выбора, т.е. методика выявления профессиональных установок. При этом был выбран компромиссный вариант типа методики: созданная методика может быть использована и в рамках структурированного и как стандартизованный тест.
Методика заключается в том, что подростки должны оценить степень соответствия каждого высказывания их психологическому состоянию в настоящее время. Для этого была использована шкала, включающая шесть степеней соответствия каждому высказыванию: от позиции «в полной степени мне соответствует» — до «совершенно мне не соответствует». Высказывания подростков группируются в следующие кластеры:
1. «Самостоятельность», здесь оказались сгруппированы высказывания, характеризующие ответственность и автономию подростка в решении профессиональной задачи выбора профессии: «Для меня чрезвычайно важно решить вопрос о выборе профессии самостоятельное «Я в состоянии самостоятельно принимать ответственные решения о своей будущей профессии», «Я решу самостоятельно, какую профессию выбрать», «Для меня очень желательно как можно скорее приобрести социальную независимость».
2. «Подверженность эмоциональным влияниям» — включает высказывания, характеризующие ориентацию на эмоциональный контекст принятия решения: «Мне кажется, что можно попробовать себя в нескольких профессиях и выбрать ту, которая больше понравится», «Определенно стоит рискнуть, даже если мало шансов на успех, и выбрать очень привлекательную профессию», «Я с большим вниманием прислушиваюсь к каждому совету о моем профессиональном выборе».
3. «Надежды на профессиональную перспективу» — включает высказывания, характеризующие оптимизм в отношении профессионального будущего: «У меня есть конкретные цели, которые я смогу реализовать в будущей профессии», «Я часто думаю о целях, которые связаны исключительно с профессиональным трудом», «Нет сомнений, что в моем профессиональном становлении мне будет сопутствовать счастье и удача», «Я выберу профессию более оптимально, чем большинство моих одноклассников», «Выбрав профессию, я ее не сменю, даже из-за очень выгодных предложений», «Мой профессиональный выбор будет окончательным, раз и навсегда», «Я в состоянии многое в себе менять, чтобы соответствовать будущей профессии», «Моя профессиональная карьера, вероятно, потребует от меня отказываться от многого личного».
4. «Легкомысленность профессионального выбора» — включает высказывания, характеризующие отсутствие четких критериев профессионального выбора: «Мне кажется, что профессиональный выбор чаще делается случайно, чем в силу личных стараний», «Считаю, что не надо надолго загадывать свое профессиональное будущее, главное — достижение ближайших жизненных задач», «В выборе профессии я полагаюсь в первую очередь на интуицию».
5. «Ориентация на предполагаемые неудачи» — включает высказывания, характеризующие пессимистический прогноз профессионального будущего: «Когда я думаю о будущей профессии, часто представляю свои возможные неудачи», «Мне кажется, что все мои старания оптимально выбрать профессию бесполезны», «Вполне вероятно, что мне достанется или плохая специальность, или плохое место работы», «Мне бы очень помогло, если бы выбор профессии можно было отложить на некоторое время», «Полагаю, если бы не разного рода внешние неприятности, то человек не делал бы ошибок на своем профессиональном пути».
6. «Ощущение растерянности» — включает высказывания, характеризующие стратегию смены критериев оценки деятельности по ходу ее выполнения; «В выборе профессии мне крайне не хватает собственной решительности», «Временами я ругаю себя за излишнюю нерешительность в выборе профессии», «Совершенно не знаю, какими критериями мне руководствоваться в выборе профессии», «Совершенно не знаю, с чего мне начать свой профессиональный путь», «В профессиональном выборе я чувствую беспомощность, и мне нужна чья-либо поддержка и руководство», «Боюсь, я не сумею с первого раза выбрать профессию правильно», «Мне очень досадно, что приходится отвергать некоторые профессии, которые кажутся недостижимыми», «У меня значительно больше способностей, чем упорства».
7. «Переживание эмоционального конфликта» - включает высказывания, характеризующие стремление к уходу из эмоционально неприятной ситуации: «Иногда хочется махнуть рукой и не думать о выборе профессии», «Я ощущаю несвободу, когда думаю о своем профессиональном выборе».
8. «Идеализация своего профессионального будущего» — включает высказывания, характеризующие несколько нереальные надежды на свое профессиональное будущее: «Полагаю, что мне обязательно должна достаться не просто хорошая профессия, а такая, которая позволит проявиться моей индивидуальности», «В будущей профессии мне хотелось бы делать что-нибудь исключительное», «Считаю, что мне необходим такой план, который позволит мне выбрать профессию абсолютно верно», «Главное в моей будущей профессии — добиться личных достижений», «Что бы ни потребовала от меня моя будущая профессия, я не откажусь от теперешних увлечений».
9. «Основательность профессионального выбора» — включает высказывания, характеризующие рациональный подход к проблеме профессионального выбора: «Даже если профессия уже выбрана, стоит еще и еще раз подумать на эту тему», «Выбор профессии не должен делаться под влиянием эмоций», «Уже сейчас мне стоит предпринимать конкретные шаги к будущей профессии, а не ограничиваться лишь обдумыванием положения», «В любом случае, если есть возможность учиться дальше, не следует торопиться идти работать». «Я совсем не тороплюсь любой ценой приобрести позицию взрослого», «Считаю, что работа имеет в жизни человека первостепенное значение», «Считаю, если кто-то неудовлетворен профессией, то он сам и этом виноват». «Для меня очень важно найти человека, который передал бы мне секреты профессионального мастерства».
10. «Ощущение собственной неспособности» — включает высказывания, характеризующие заниженную самооценку профессионально важных способностей и профессиональных интересов: «Совсем нет уверенности, что моих сил и способностей хватит для решения профессиональных задач», «Я мечтаю о такой профессии, которой, я знаю не смогу овладеть», «Из-за моего невезения мне может не повезти и с выбором профессии», «Делая профессиональный выбор, я надеюсь именно на везение».

Данные высказывания, сгруппированные в описанные кластеры, образуют список «Опросника профессиональных установок». Снабженные порядковыми номерами, они могут предлагаться для развернутого анализа субъективного восприятия конкретным подростком его профессионального развития и профессионального выбора. Для этого, конечно, необходимо введение стандартных значений выделенных кластеров. Но как уже было сказано, рекомендуемый метод — включение данных высказываний (конечно, с изменением местоимении) в структурированное интервью. Именно в этом случае возможно наиболее органическое сочетание собственно диагностического и коррекционного аспектов профессиональной консультации, так как открывается возможность сразу обсуждать те высказывания, которые характеризуют неоптимальные профессиональные установки, и выходить на уровень мотивации, обусловливающей появление этих высказываний.
В заключение надо отметить, что основная проблема проблема формирования адекватных профессиональных установок решается в условиях системно организованного трудового обучения и воспитания, когда происходит подготовка к реальной трудовой деятельности, в том числе коллективной, даются знания о структуре мира труда и основах организации производства, вырабатываются уважение к труду и желание работать ради общественных интересов и т.д.. И хотя ситуация профессиональной консультации предоставляет не так уж и много возможностей для контроля над этим процессом, все же именно это должен стремиться делать профконсультант, а не ограничиваться лишь самой диагностикой и сообщением подростку результатов тестирования. В этом мини-коррекционном процессе знание выраженности профессиональных установок важно и для обсуждения далеких профессиональных перспектив, и для установления адекватного контакт с подростком, погруженного в свои актуально переживаемые эмоциональные процессы. Ведь именно от характера выраженности профессиональных установок зависит такой важный фактор профессионального развития, как согласование профессиональных намерений и профессиональных интересов.