Онегин и Чадский
Он в какой-то степени напоминает декабриста, вступающего в “противоречие с обществом”, свободомыслящего, образованного и решительного человека, для которого на первом месте стоит идея, “высокие думы”, а потом уже идет все остальное. Он даже жертвует любовью Софьи, а ведь он сознательно идет на конфликт, только из-за невозможности отступить от своих убеждений, от чувства долга перед обществом. Таким образом возникает конфликт между чувством и долгом, который еще неоднократно становится главной темой для многих произведений того времени. Чацкий, также как Онегин, являет собой довольно распространенный тип тогдашней дворянской молодежи, только он лишен тех светских предрассудков, которые присущи Онегину. Он, скорее, романтик, из тех, что мечтали о преобразовании своей родины, с энтузиазмом и полные патриотизма бросавшиеся на пролом баррикад, выстроенных сторонниками феодальной старины, лжепатриотами, к числу которых относится Фамусов и все его окружение. Чем же все-таки похожи эти два героя, светский Онегин и просветитель Чацкий, герои разных произведений, но одной эпохи?
Конечно же, они происходят из одного и того же общества, они ровесники, оба умны, проницательны, оба видят несостоятельность светской жизни, обнажают ее суть от покровов внешней мишуры и блеска. Оба пытаются найти себя, обрести себя, путешествуя или сменяя обстановку, максимально приближаясь к природе. У обоих неудачно складываются отношения со слабым полом, но, однако, причины для этого несколько разные. Если Чацкий, все еще влюбленный в Софью, постепенно разочаровывается в ней, находя в ее характере черты ненавистного ему общеста, то Онегин, встречаясь с Татьяной, уже пребывает в глубоком разочаровании от жизни, поэтому и на любовь Татьяны он реагирует благородно, но с опаской, отдавая себе отчет в том, что он не способен стать благопристойным мужем и отцом семейства, что так поощряется в том самом злополучном обществе, от которого он хочет бежать.
Чацкий олицетворяет собой живой ум, передовые стремления, огонь, движение, бурную просветительскую деятельность. Онегин оказывается более пассивным на таком фоне, человеком с огоньком, почти потухшим, но который еще можно разжечь, только сделать это надо кому-то другому, раздуть огонь и превратить его в пламя.