Основные мотивы в лирике Лермонтова
там и дело еще не погибло.
Поколение Лермонтова вступившее в жизнь после поражения восстания декабристов, было обречено на бесплодную растрату сил в условиях николаевской реакции. Большинство произведений Лермонтова написано именно в это время, поэтому многие из них пронизаны горечью и одиночеством, с сознанием того, что его современники живут бесцельно. Об этом автор пишет в стихотворении «Дума». На мой взгляд, это поэтическая исповедь, чистосердечная и печальная. В самом начале стихотворения автор высказывает свои общие суждения о поколении 30х годов:
Печально и гляжу на наше поколенье!
Его грядущее - иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
Поэта огорчает то, что многие его современники живут « ошибками отцов и поздним их умом ». Я полагаю, что речь здесь идет об идейном наследии декабристов, потому что многие участники восстания на Сенатской площади примирились с самодержавием и признали революционную борьбу бесполезной.
Лермонтов же убежден в том, что свобода не придет сама собой. За нее надо бороться, страдать, идти на каторгу и даже умирать. С горечью и болью поэт говорит о том, что у его современников нет ни высоких сильных чувств, ни прочных привязанностей, ни твердых убеждений. Стихотворение заканчивается убийственным выводом, подготовленным всем ходом авторских рассуждений:
Толпой угрюмою и скоро позабытой,
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
Лермонтов и негодует и грустит одновременно. Автор выступает от лица прогрессивной интеллигенции, которая не хотела мириться с николаевским режимом, но при сложившихся обстоятельствах ничего не могла предпринять. Мне представляется « Дума » как призыв к активной интеллигенции, к пробуждению гражданской совести у своего поколения.
Однако Лермонтов видит и других людей. Он понимает, что борющегося человека ждут трудности и лишения. В стихотворении « Смерть поэта » и отражена трагедия передовой мыслящей личности. Первая его часть напоминает элегию. Едва чувствуется сдержанный гнев, чуть слышны приглушенные рыдания. Негодование прорывается лишь в тех фразах, где говорится о Дантесе. Поэт намеками говорит о тех, кто направлял пистолет Дантеса:
Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар ?
Нетрудно догадаться, кого имел ввиду автор. Они - это придворная знать, продажные журналисты, идейные защитники самодержавия. Вначале Лермонтов только намекает на тех, кто был замешан в трагических событиях. Во второй части стихотворения он открыто называет истинных виновников гибели Пушкина. Его погубили « надменные потомки известной подлостью прославленных отцов ». В этой толпе царедворцев узнали себя представители придворной знати, оказавшие услугу Николаю Второму в его кровавой расправе с декабристами. Именно они таятся « под сенью закона ». Поэт громко и открыто заклеймил высокопоставленных преступников. С тех пор всем, кому дорого русское слово, стало известно имя Лермонтова, преемника традиций Пушкина. Стихотворению « Смерть поэта » очень близко по теме и настроению другое - « Как часто пестрою толпою окружен ». Беспощадно и презрительно характеризует Лермонтов завсегдатаев светских салонов. Поэт чувствует себя одиноко среди них. Возвращаясь мыслями к детству, он как бы отдыхает душой. Стихотворение волнует нас не только потому, что в нем обличается высший свет. Нас пленит духовный мир самого поэта, его мысли и чувства.
Лермонтов очень любил свою родину, поэтому в его произведениях родина - предмет любви, поэтического осмысления ее судьбы. Уже в ранних творениях поэта можно встретить его размышления о судьбе России. В Стихотворении « Предсказание » 16ти летний Лермонтов предрекает неминуемую гибель самодержавия : « …царей корона упадет ». Возникает резонный вопрос : что принесет падение царской власти ? По мнению Лермонтова, отнюдь не процветание и благоденствие. Прежде всего должен быть уничтожен закон :
Когда детей, когда невинных жен
Низвергнутый не защитит закон.
Россия представлялась поэту как « страна рабов, страна господ ». Ненависть и презрения к такой отчизне звучит в стихотворении « Прощай, немытая Россия … » Это, по - моему, одно из самых громких и ярких заявлений Лермонтова. В этом произведении прозвучало оскорбительно - дерзкое, и вместе с тем проникнутое глубокой душевной болью определение родной страны - « немытая Россия ». Такого русская литература еще не произносила ! Лермонтов, свободный и гордый человек, не может жить в « стране рабов, стране господ », быть под постоянным надзором властей. И в то же время, он ненавидит Россию безропотную, покорную, где царят беззаконие и произвол. Любит Лермонтов и тонко чувствует красоту родной природы. Однако, мне кажется что в лирике Лермонтова « чистый » пейзаж отсутствует. Поэт говорит о тех мыслях и чувствах, которые вызывает у него природа. Доказательством этому служит стихотворение « Родина ». Реакционные писатели прославляли самодержавную и крепостническую Россию. Это, своего рода, казенный патриотизм. Поэт признает его ложным. Уже в первой строфе автор называет свою любовь к родине странной. В чем же заключается эта странность ? Вероятно, в двойственном отношении к родине. Мы видим признаки сельского пейзажа со следами крестьянского труда и быта. Поэт любуется полным гумном, избами с резными ставнями на окнах. А вот так называемый официальный патриотизм его не трогает. Лермонтов категорически отвергает сложившиеся веками устои крепостнической России и желает видеть русский народ свободным и просвещенным. Он восстает против политического гнета и пламенно призывает современников к борьбе за свободу и счастье русского человека. И мне кажется, что его стихи согреты чувством великой любви к народу.
Все таки, я думаю, Лермонтов был очень одинок. Эти мотивы одиночества находят воплощение в ряде основных образов его лирики : одинокий парус, одинокая сосна, одинокая пальма, одинокий утес. Поэт безнадежно одинок. Он не верит в возможность взаимопонимания между людьми. Разлад между мечтой и действительностью проникает и в прекрасное чувство - любовь. В его любовной лирике нет ни строки о счастливой, взаимной любви. Она приносит не радость и счастье, а грусть и страдания. Лермонтов грустит, причем искренне, о том, что в жизни все так ничтожно. Да и сама жизнь - пустая и глупая шутка. Как ни странно, ощущение постоянного одиночества не отрывает поэта от жизни, не уводит его в мир мечтаний и грез. Полагаю, стихотворение « Выхожу один я на дорогу » принадлежит к лучшим его творениям. Вместе с автором мы видим величие ночи, очарование торжественной тишины и покоя. Это гимн красоте гармонии природы, которая не знает противоречий. Далее, от ночного пейзажа мысль переходит к человеческому обществу, в котором бушуют страсти и душевный тревоги. В этом стихотворении взгляд поэта в большей степени сосредоточен на душевных переживаниях человека. Лермонтов - глубокий и тонкий психолог, который чутко раскрывает психологию своих героев, их мгновенные настроения и переживания.
Лермонтов - поэт настоящего, но чтобы хорошо знать настоящее, надо иметь хорошее представление о прошедшем. Лермонтов не был историком, однако, в своем творчестве нередко использовал исторические сюжеты. Как истинно русский человек, как гражданин - патриот, он не мог не любить своей истории. Как поэт пристально ни всматривался в окружавшее его общество, стараясь найти людей способных вывести отечество из кризиса, его усилия были тщетны. Таких людей он не нашел. Лермонтов пишет стихотворения, в которых слышится тоска о нравственной силе ушедших поколений.
В « Бородине » впервые в русской истории, историческое событие было увидено глазами русского народа, Бородинская битва пережита и осмыслена рядовым и основным ее участником - русским солдатом, от имени которого говорит Лермонтов. Читая, живо представляешь себе простого русского солдата :
Забил заряд я в пушку туго
И думал : угощу я друга !
Постой-ка, брат, мусью !
Что тут хитрить, пожалуй к бою ;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою.
« Бородино » - глубоко русское произведение. В нем автор воскресил великие понятия родины и народа, чести и долга в их первоначальном значении. Мы всегда останемся благодарны поэту за то, что в скорбные дни национальной трагедии, когда пол - России топтали сапоги немецких оккупантов, его строки будили в нас чувство долга. Тогда все войска оборонявшие Москву, повторяли крылатые строки : « Ребята ! Не Москва ль за нами ? Умремте ж под Москвой… »
В литературном наследии Лермонтова немало произведений, посвященных русской истории. Поэма « Последний сын вольности » - это красочный рассказ о жизни новгородских славян 9го века и их борьбе за свою вольность. В поэме « Боярин Орша », поэт обращается к временам Ивана Грозного.
Лермонтова привлекали богатырская сила и широкий размах чувства, свойственные поколению старого времени. Именно о таких людях он говорит в песне про купца Калашникова. Автор уходит в глубину веков и создает жизненную правдоподобную ситуацию, которая требует от главного героя свершения подвига во имя чести и долга. Мне кажется, что обращение Лермонтова к истории страны было продиктовано чувством национальной гордости за дела своих предков, желанием пробудить у современников интерес к славным страницам русской истории, и тем самым поднять их гражданский дух в мрачные годы николаевской реакции. И я согласен со словами В. Г. Белинского, сказавшего, что он « вопрошал и допрашивал прошедшее, чтобы оно объяснило ему настоящее и намекнуло о будущем ».
М. Ю. Лермонтов очень рано стал осознавать себя поэтом. Он много размышлял о назначении поэта и поэзии. Еще в юношеских стихотворениях «К другу», «Монолог», «Молитва», он говорит о трагической судьбе поэта. Стихи о поэте и поэзии занимают в творчестве Лермонтова особое место. Ведь в них -отношение поэта к родине, к миру, ко времени, осознание поэтом своего места в обществе. В его стихах я ощущаю чувство одиночества, чувство внутреннего разлада с миром. В стихотворениях «Поэт», «Кинжал», «Журналист, читатель и писатель», «Пророк», он высказывает свое поэтическое кредо, свою идейно-художественную программу. Трагедия поэта уже рассматривается в связи с общественными условиями. В стихотворении «Журналист, читатель и писатель» ведется разговор трех людей, представляющих основные движущие силы литературы того времени. Я считаю, что центральной фигурой этого стихотворения, отражающей точку зрения автора, является читатель, требующий от поэта правды и силы. Читатель задает твердый и жесткий вопрос, обращенный и к тем временам, и ко всем нам, когда же,
Расставшись с сложной мишурой,
Мысль обретет язык простой,
И страсти голос благородный?
В стихотворении «Пророк», Пушкин говорит о великом общественном значении поэзии - «глаголом жечь сердца людей.» Лермонтов же, в одноименном стихотворении говорит о падении роли поэта в современном ему обществе. Такое различие позиций двух великих русских поэтов объясняется различием эпох, в которых они формировались. Пушкин - в период патриотического подъема Отечественной войны 1812 года; Лермонтов - в период беспросветной николаевской реакции. Поэт, наделенный божественным даром, осознает всю тяжесть своего предназначения. Он понимает, как трудно выполнять «веленье Божие». Трудно потому, что люди, которым он говорит о любви и правде, не верят ему, насмехаются над ним, и даже презирают. Но поэт не отказывается от своей высокой миссии. Он возвращается в пустыню, где слушают его звезды да тварь земная. И хотя он остался один, поэт продолжает свое дело. Я думаю, что это стихотворение прекрасно отражает мироощущение Лермонтова, одинокого, отвергнутого, видящего вокруг себя лишь пороки и злобу:
С тех пор, как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.
Век Лермонтова - эпоха, которой была чужда поэзия. Лермонтов, предчувствовавший свое время, писал об утрате поэзией своего высокого назначения, о его обреченности на непонимание и презрение людьми, равнодушными к вольной проповеди свободы и правды. Я думаю, что Лермонтов определил судьбу поэта таким образом не только в России, но и в любом государстве, подавляется всякая общественная мысль, царит произвол и насилие.